Осуждение очень часто бывает смешано со смехом, с насмешкой. Вроде бы весело, смешно, хорошо и здорово, но, как говорил один из писателей, это похоже на то, как подгнившую еду подают под острым соусом, чтобы не слышно было запаха. Съедобно, но всё равно наелся тухлятины. Часто это всё происходит в нашей жизни неосознанно, незаметно для нас самих. Я сам думал о том, с чего нужно начать эти дни, чтобы это действительно было важно. Хочется попробовать провести этот пост и ни разу никого не осудить — в мыслях, словах, случайно, со смехом или без смеха. Ведь мы должны поститься не только от скоромной пищи, но и от осуждения, зависти, гордыни и превозношения, лукавства и лицемерия. Давайте попробуем, поставим себе такую задачу — воздерживаться не только от пищи, но и от таких грехов, которые удаляют нас от Бога и делают нашу жизнь нехристианской. Было бы здорово, если бы мы хотя бы начали это в себе замечать и вовремя себя останавливали или, если заметили, что это произошло, пришли и искренне попросили прощения у Бога и помощи, чтобы никогда больше этого не делать. Наверное, потому что грех осуждения стал для нас нормой жизни, мы не ощущаем любви, которая бы согревала наше сердце, когда мы общаемся с другим человеком, потому что осуждение ставит тебя выше того, кого ты осуждаешь. А значит, гордыня делает для человека невозможным испытывать любовь, а без любви жизнь становится безрадостной. В покаянном каноне мы не один раз повторяли: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Хотел бы напомнить: кто осуждает, тот не кается. Кающийся и осуждающий — это как горячее и холодное. Это нельзя совместить в одном сердце. Тому, кто кается в своих грехах, нет дела до грехов других людей. Он понимает, что мы все в одной лодке, мы все много согрешаем. А потому никто пусть не судит другого. Аминь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pochemu-nelzya-osuzhda...

14 . Итак, не будь неверующим, но веруй. Я также прежде не верил, что это будет, но теперь верю после того, как сообразил эти доказательства и вместе прочитал священные писания святых пророков, которые по вдохновению от Духа Божия предсказали и прошедшее так, как оно совершилось, и настоящее так, как оно происходит, и будущее в том виде, как оно исполнится. Таким образом, убеждённый посредством того, что совершается и было раньше возвещено, я теперь не остаюсь в неверии, но верую, повинуясь Богу. Ему и ты, если хочешь, повинуйся и уверуй, дабы, если теперь не уверуешь, то вынужден будешь тогда уверовать посредством вечных мучений. Так как об этих наказаниях было предсказано пророками, то бывшие после них ваши поэты и философы похитили учение о них из священных писаний, чтобы мнениям своим придать достоверность. И сами они предсказывали о наказаниях, имеющих поразить нечестивых и неверующих, чтоб они были известны всем и не могли некоторые сказать: мы не слышали и не знали. Если хочешь, и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путём приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божия. Ибо «Тот, кто дал уста, чтобы говорить, образовал уши, чтобы слышать и сотворил глаза, чтобы видеть» ( Исх.4:11 ; Пс.93:3 ), исследует всё и совершит суд праведный, воздавая каждому сообразно с его делами. Тем, которые постоянно посредством добрых дел ищут нетления, Он дарует вечную жизнь, радость, мир, покой и множество благ, «которых ни глаз не видел, ни ухо не слыхало и которые не всходили на сердце человека» ( 1Кор.2:9 ), а тех, которые не веруют, презирают и не покоряются истине, но повинуются неправде, так как они исполнены блуда, прелюбодейства, срамных дел, любостяжания и нечестивого идолослужения, постигнет гнев и негодование, скорбь и теснота, и наконец возьмёт их огонь вечный. Так как ты мой друг, сказал, покажи мне твоего Бога, то вот какой Бог мой, и я советую тебе бояться Его и веровать в Него. Книга II 12 . Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете, и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении. Многие писатели, подражая сему, пытались рассказать творение мира, и хотя они пользовались этим пособием к объяснению создания мира и природы человеческой, однако не сказали даже искры похожего на истину. Конечно, то, что сказано вашими философами, историками и поэтами, по-видимому, достойно веры по изукрашенности их речи, но глупость и пустота их изложения обнаруживается из того, что у них много бредней, а истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по-видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1 Душа, любящая небесные блага и надеющаяся совоцариться со Христом через преложение и изменение, по произволению должна измениться от зла страстей во Христовы добродетели и, говоря просто, стяжать обновление Духа, пока она находится во плоти. 2 Как если бы было в пустынной горе монастырское селение христиан, где раньше водворялись и жили в норах волки, дикие звери и страшные гады, но когда было застроено все место и потеряло свой дикий вид, там отныне непрестанные «псалмы и пения, духовные песни» 3799 , празднества и веселие совершаются ко Господу, – 3 так и когда душа пуста от Бога со времени преступления Адамова и находится в дикости страстей, в умственном ее сердце злые звери, и страшные волки, и очень многочисленные гады лукавых духов пасутся, и водворяются, и устраивают норы, показывая свое действие посредством дурных и лукавых помыслов, 4 но когда придет укротитель диких мест души и губитель умственных зверей и гадов, Господь, и построит дом души в Духе, и сделает кроткой всю ее умственную землю в собственных добродетелях Духа, и вселится и обитель в ней сотворит 3800 , тогда там совершаются непрестанно молитвы и поклонения «в духе и истине» 3801 , тогда и «псалмы, пения, песни духовные» 3802 воссылаются из души благодатью на небеса, тогда пиры, ангельское празднество и радость небесная и неизглаголанная совершаются, когда руководитель праздника Христос духовно празднует в душе и веселит ум небесной радостью и веселием. 5 И другим образом мы воспользуемся в том же смысле. Как золото, раньше смешанное с землей и попиравшееся зверями и гадами, когда будет взято, и очищено, и процежено знающими искусство очищения золота, тогда оно делается венцом и царской диадемою, годной для головы царя; 6 так и эту душу, теперь смешанную с землей греха, и сплетенную с вещественными и праздными мыслями, и попираемую зверями (духами тьмы) чрез действие страстей, и находящуюся в великом поношении и гнусности злых помыслов, и смешавшуюся с тьмой этого века, как и там было смешано с землей золото, – когда придет добрый и истинный мастер и очиститель наших душ, Он берет и очищает ее от того оскорбления и ужасной тьмы, покрывшей ее, и, соделавши чистой, изготовляет ее, как красивый золотой венец и небесную диадему. 7 Ибо и пророк говорит: «И ты будешь венцом славы в руке Господней и диадемой красоты в руке Бога твоего» 3803 . Видишь, от какого оскорбления и бесчестия в какую славу и честь превращается человек силой Святого Духа и правым произволением своей свободной воли, старанием и верой? 8 Ибо Бог благоволил Своею благостью приобщить душу Своему Царству, и когда, придя, посетит душу, отдавшую себя всем произволением в духовное благоугождение, передает ей от Света Божества Своего через общение Святого Духа. И тогда возрастает, и напрягается, и расширяется ее духовное мышление до небесных высот, и Он с высоты нисходит к ней, воспринимая ее к Себе и до неба простирая, и сподобляет ее наслаждаться там неизреченными небесными тайнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

—427— периода характеризуется усовершенствованием и дифференциацией орудий и развитием искусств. По мнению Мортилье человек палеолитического периода не имел религии и не хоронил своих мертвецов. Многие оспаривали этот тезис. Новое открытие идет также против Мортилье. Обезьяноподобный человек Мустье, оказывается, имел культ умерших. Едва ли справедливо утверждать, что этот человек имел только то, что нашли в chapelle aux-saints, Argumenta e silentio всегда должны быть принимаемы cum grano salis. Но и теперь указывают нечто весьма высокое в этом человеке типа Мустье: он в своей заботе о мертвых уже стремился к вышечеловеческому, думал и заботился о том, что лежало за пределами земного существования. Одновременно с открытием в Chapelle aux-saints Гаузер открыл скелет неандертальского типа в Мустье. Около скелета было найдено много орудий. Скелет указывает, что покойнику сообщили положение спящего человека. Голова обращена на право с лицом несколько склоненным вниз, правая щека лежит на локте несколько приподнятой правой руки, левая рука протянута вперед, под ладонью находится прекрасно обделанный миндалевидный «удар кулака» сенташельского типа и отлично обделанный скребок типа Мустье. Под правым локтем и верхнею правою частью головы были хорошо выбранные, плоские кремневые камни. Подо лбом лежала обделанная кремневая плитка. Затем кремни были расположены так, как будто они защищали лицо. Кроме этого около трупа и вместе с ним было смешано множество костей животных, носящих на себе следы огня. Обыкновенно это считается следами похоронного пира или указанием на то, что умершего снабжали съестными припасами. Скелет по-видимому принадлежал индивидууму мужеского пола лет пятнадцати. Клаатш определил, что он принадлежал к неандертальской расе. Ему удалось извлечь бедровую кость, берцовую, локтевую и одно ребро и во всех этих костях, не смотря на то, что они принадлежали очень юному лицу, отметить существенные черты неандертальского типа. Короткие размеры и неуклюжесть этих трубчатых костей указывали на неандертальский тип. Особенно на это указывала сильная кривизна ребра – признак, которым неан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда все пассивное созерцание сводится к некоторым весьма простым вещам, вовсе не чудесным. Это плетение актов веры и любви столь простых, столь мирных и единообразных, что они обнаруживаются не иначе как единый акт, или даже что они не обнаруживаются более как делание актов вообще, но как некий покой чистого соединения. Это то, что объясняет, почему святой Франциск Сальский не хотел, чтобы оно именовалось соединением, из страха указать таким образом на некое движение или действие, необходимое для того, чтоб соединиться, но простым и чистым единством. Отсюда одни, как святой Франциск Ассизский в своем большом гимне, говорят о невозможности для них совершать более акты, а другие, как Григорий Лопец, что они совершали один акт, длящийся всю их жизнь. И те и другие через выражения, кажущиеся противоположными, на самом деле хотят сказать об одном и том же. Они не совершают более актов усердных и обнаруживающих себя суетливыми толчками: они совершают акты столь мирные и столь единообразные, что эти акты, хотя и вполне действительные и вполне последовательные, и даже прерывающиеся, им представляются или как единый акт без промежутков, или как длящийся покой. Отсюда то, что это созерцание называют молитвой тишины или безмолвия [quietude]; отсюда, наконец, что такая молитва именуется пассивной. Богу не угодно, чтобы ее именовали так лишь для того, чтобы исключить действительную, положительную и заслуживающую похвал деятельность свободной воли или акты действительные и последовательные, которые подобает возобновлять каждый момент! Такая молитва называется пассивной лишь для того, чтобы исключить озабоченность и старательность небескорыстных душ, поскольку они еще хотят двигаться, чтобы осознать или увидеть свои действия, которые были бы менее заметны, если бы были более просты и более едины. Созерцание пассивное есть не что иное, как созерцание чистое; активное же есть то, которое еще смешано с актами озабоченными и рассудочными. Таким образом, когда созерцание еще имеет смешение с небескорыстной старательностью, которая именуется активностью, оно активно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Мяса, разных родов овощи хлеб, молоко, маслиныя вещи и всякия без изъятия ествы остаются несколько часов в желудке, где они с соком онаго и слинами безпрестанно тогда поглощаемыми смешиваясь, посредством теплоты, соблюдаемой в нем сердцем, селезенкою, печенью и прочими сопредельными внутренностями; так же помощью воздуха с пищею поглощенного и от теплоты расширяющагося, извивным движением самого желудка, и наивящшим содействием брюшных мышиц и грудобрюшной преграды, между коими желудок положение имеет, и коими он сжимается как в тисках постепенно смягчаются; a по довольном квашении или брожении, претворяются в жидкий раствор или слизкую размазню, сероватого и желтоватого цвета, но запаха всегда противного. – Твердые, жесткие, неудобь разрешимые снеди остаются долее в желудке. А те, кои действием онаго применяться не могут в тесто, как то жесткие разных плодов кожицы, косточки оных, шелуха, грибы и проч. испражняются низом таковы же, как и поглощены были; и по сей причине называются оныя неваримыми. «Излишнее множество еств, острая и вкусу противная пища, раздражая желудок, не редко производит в нем неестественное движение, коим пища извергается обратно сквозь пищеприемное горло. Тогда чревныя мышцы и грудобрюшная преграда судорожным корченьем пружаясь, насильно выпоражнивают желудок. Таковое действие обыкновенно называется рвотою. » Из желудка непосредственно нисходит пища в длинный канал, называемый КИШКИ, который составлен из тех же самых волокнистых перепонок, из коих и желудок. – Здесь уже происходит совершенное отделение пищи, которая тут же мешается с желчью и кишечною влагою. Полезное превратившись в питательный сок и кровь, течет коловратно по безчисленным сосудам всего тела; чрез что потерянные испарением силы вознаграждаются; а ненужное испражняется низом; что смешано, будучи в кишках с желчью, удерживает и цвет ея. Но ежели бы канал сей был короток и притом прямой; то преудивительное оное отделение происходило ли бы столь благоуспешно? Едва не испражнялась ли бы в то время пища вовсе почти несвареною! – И так Творец без сомнения с премудрым намерением предопределил каналу сему длину, которая шестикратно превышает длину того тела, в коем он находится; снабдил ею подвижными волокнами и достаточною влагою; наконец, извивши столь многообразно, прикрепил его к брыжейке 25 . Подобно сему и мы человеки устроеваем в печных трубах различные наклонения и обороты, дабы полезное, какова есть теплота, оставалась в покоях, а хладный дым, яко ненужное, исходил на воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kar...

Жизнь в своём содержании будет представлять нравственный хаос, подобный тому первоначальному вещественному хаосу, в котором все было смешано. Но как в душе каждого самого грубого преступника ещё тлеет искра Божия, так и в душе человечества того времени не истребится сознание ненормальности... Зло антихристова времени, задрапированное обещаниями счастья на земле под главенством антихриста, как наркоз, опьянит человечество, но опьянение пройдёт, когда люди увидят, что обещанное счастье оказывается несбыточной мечтой, а жизнь полна плача, стона и горя. Люди сознают, что мир задыхается в атмосфере зла и несчастий, поймут, что так дальше жить нельзя. Иудино отчаяние от неведения выхода будет уделом неверов-антихристианцев, избранники же Божии будут усиленно обращать свой взор к небу с мольбой о прекращении зла и обновлении жизни. «Ради избранных, – по слову Спасителя, – и сократятся те дни, а если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» ( Мф.24:22 ). Господь сжалится над грешной землёй, попираемой злом, и явится обновить жизнь. Как из хаоса вещественного Господь Своим всемогуществом и любовию создал мир, так из хаоса нравственного Господь, Победитель зла, воссоздаст жизнь; в первое творение Творец разделил смешанные элементы жизни по свойственной им среде, во второй раз отделит добро от зла, как хозяин отделяет пшеницу от плевел, пастырь – овец от козлищ ( Мф.13:30; 25:32 ). 6. Второе Пришествие «Сын Человеческий придет во славе Своей и все святые ангелы с Ним» ( Мф.25:31 ). В противоположность крайнему выражению зла в лице антихриста, Христос в Своём Лице, сходящем с Неба в том славном виде, в каком апостолы видели Его идущим на Небо в день вознесения, обнаружит перед миром все величие и силу добра. Как антихрист свою силу и власть проявлял внешне, так и Христос внешне открыто явит Свою славу во второе пришествие. Вместо печати антихриста, знака эгоизма, Христос напомнит миру о силе любви внешним явлением креста на небесном своде перед лицом земли ( Мф.24:30 ); на место слуг антихриста, поборников зла, явятся с Христом Его слуги, свидетели и совершители добра – ангелы и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Вступивший умом в подвиг молитвы должен отречься и постоянно отрекаться как от всех помыслов и ощущений падшего естества, так и от всех помыслов и ощущений, приносимых падшими духами, сколько бы ни были благовидными те и другие помыслы и ощущения; он должен идти постоянно тесным путем внимательнейшей молитвы, не уклоняясь ни налево, ни направо. Четырех родов помыслы и ощущения действуют на молящегося: одни прозябают из благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина святым крещением, другие предлагаются Ангелом Хранителем, иные возникают из падшего естества, наконец, иные наносятся падшими духами. Первых двух видов помыслы, правильнее, воспоминания и ощущения, содействуют молитве, оживляют ее, усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач сердца, слезы, обнажают перед взорами молящегося обширность греховности его и глубину падения человеческого, возвещают о неминуемой смерти, о безызвестности часа ее, о нелицеприятном и Страшном суде Божием, о вечной муке, по лютости своей превышающей постижение человеческое. В помыслах и ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских – зло часто прикрывается добром, действуя, впрочем, иногда и открытым злом. Последних двух родов помыслы и ощущения действуют совокупно по причине связи и общения падших духов с падшим человеческим естеством, и первым плодом действия их является высокоумие, в молитве – рассеянность. Демоны, принося мнимодуховные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы, производят тщеславную радость, услаждение, самодовольство, как бы открытие таинственнейшего христианского учения. Вслед за демонскими богословием и философией вторгаются в душу помыслы и мечтания суетные и страстные, расхищают, уничтожают молитву, разрушают благое устроение души. По плодам различаются помыслы и ощущения истинно благие от помыслов и ощущений мнимоблагих. Молитва Иисусова состоит из следующих слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Некоторые отцы разделяют молитву для новоначальных на две половины и повелевают с утра и примерно до обеда говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»; а после обеда: «Сыне Божий, помилуй мя». Это – древнее предание. Но лучше приучиться, если то можно, к произношению цельной молитвы. Разделение допущено по снисхождению к немощи немощных и новоначальных. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю ( Ин.14:14 ). Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимите, да радость ваша исполнена будет ( Ин.16:24 ). Величие имени Господа Иисуса Христа предвозвещено пророками. Господа Бога нашего призовем ( Пс.19:8 ). Блажени людие ведущии воскликновение – усвоившие себе умную молитву: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся ( Пс. 88:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Таким образом, под развитием личности, как его представляют гуманисты, понимается развитие греховного начала, которое святитель Игнатий (Брянчанинов) называет добром падшего человеческого естества и которое всегда смешано со злом и ищет утешения для своих страстей в той или иной деятельности, в чем бы она ни состояла. Иногда она даже прикрывается христианскими целями у людей, которые верят во Христа, тогда как те, кто не верит, совершенно откровенно сбрасывают с себя этот покров и действуют неприкрыто; тогда всестороннее развитие понимается как всестороннее устремление человека ко всему земному и греховному. Пусть даже это земное по видимости невинно и нейтрально, но поскольку оно отвлекает человека от небес, от мысли о спасении, которая должна постоянно его беспокоить и вести к вечности, то и это нейтральное и сравнительно безгрешное становится страшным и опасным явлением. Если самая невинная, ничтожная вещь заставляет человека забыть о покаянии, о молитве, о борьбе со страстями, то она уже превращается из невинной и ничтожной в чудовищную и могущественную. Всякое всестороннее развитие, в чем бы оно ни выражалось: в любви к искусству, в развитии своей индивидуальности, в сохранении своего характера, в умственном развитии, - когда совершается ради " личности " , ради самого себя, ради того, чтобы из себя что-то представлять, чем-то отличаться от других людей, становится погибельным и разрушительным для истинной личности человека, для его истинного " я " (если воспользоваться термином нехристианского происхождения). Теперь вернемся к тому, что же такое подавление личности. Если наставник станет смирять человека или он сам начнет понуждать себя к смирению, к отсечению своей греховной воли, то это будет подавлением греховной личности " ветхого " человека и того особенного греха, который отличает его от другого грешника. Грех разделяет людей, а добродетель соединяет. Грех - это то, что противно нашей природе. Добродетель же свойственна нашей природе. Ложное развитие личности делает людей совершенно чужими друг другу, лишает человека любви, делает его в конечном счете врагом другому до такой степени, что древние римляне, например, даже говорили: " Человек человеку - волк " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Она есть суть восхождения к Богу, и ее степени суть степени приближения нашего духа к Богу. Самый простой закон для молитвы – ничего не воображать и, собравшись умом в сердце, стать в убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благоснисхождении к нам... Помышлять о Нем надо, как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа... Иметь такое помышление дает только благодать, когда образуется в сердце чувство к Богу. До тех же пор помышление наше о Боге не совершенно, смешано с какой-либо формой. Напр., пророк говорит: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть». Это образ. Всячески надо стараться о том, чтобы молиться без образов Божиих. Стой в сердце с верою, что и Бог тут же есть, а как есть, не соображай... Между тем, иные вот что делают во время молитвы...» Далее следуют слова св. Симеона: «Предстоя на молитве, возводят на небо очи и ум и воображают в уме своем Божественные помышления, небесные блага, чины св. ангелов и обители святых, словом – все, что говорится в Писании об этих предметах, вызывают их из памяти и перебирают воображением во время молитвы, стараясь потрясти этим свое чувство, в чем иногда и успевают, разгорячают свое сердце к желанию божественного, умиляются и плачут...» Инок. Слушайте дальше, и вы увидите, насколько они правы и в чем ошибаются. «Представлять предметы божественные под теми образами, продолжает уже свою собственную речь еп. Феофан, – как они представляются в Писании, ничего нет худого и опасного; мы и рассуждать о них иначе не можем, как облекая понятия в образы, но не должно никогда думать, что и на деле так есть, как эти образы являются, и тем более останавливаться на этих образах во время молитвы. Во время благочестивых размышлений, или при богомыслии, это уместно; но во время молитвы нет. Образы держат внимание вовне, как бы они священны ни были, а во время молитвы вниманию надо быть внутри, в сердце; сосредоточение внимания в сердце есть исходный пункт должной молитвы. И поскольку молитва есть путь восхождения к Богу, то уклонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010