Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго , вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь ». Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского собора, высказав мысль, что у кого естество одно, у того и воля и действие едино, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы. Только нечестивый Евномий, арианский епископ, имел бесстыдство в своих апологиях называть Василия и хитрым, и коварным, и трусливым, и софистом и смеялся над тем, что он постоянно питался чечевицей и от продолжительных постов имел на лице постоянную бледность. Вопреки дерзким ругательствам этого еретика, все знаменитейшие пастыри Церкви никогда не считали себя способными восхвалить Василия по достоинству 1 , и можно сказать словами свт. Григория Богослова , что нет ни одной человеческой похвалы, которая бы не приличествовала Василию, и что он столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы. Василия любила вся паства, уважало светское правительство, даже такой император, который был покровителем ариан; его знакомством дорожили ученые язычники, его превозносили похвалами современные ему епископы, известные своей верой и святостью жизни. Правая вера и добрые нравы пасомых, благоговение и умилительность богослужения, слава духовенства, утешение несчастных, благотворительность нуждающимся всякого рода, благосостояние всех православных Церквей и взаимное единение самих епископов, разделенных неосновательными подозрениями, – все это было предметом самой деятельной заботы Василия. Не недоставало к славе имени Василиева и дарований Святого Духа. Так, по его молитвам получил исцеление ипарх Модест (109 стр. пох. сл. Григ.). О прибытии в Кесарию св. Ефрема Сирина , по уверению сего последнего, Василий извещен был Духом Святым. Таким образом, если даже не признавать сказания о жизни Василия, которое помещено в славянских Четьях-Минеях, подлинным сочинением свт. Амфилохия Иконийского , то отсюда еще нельзя заключить, что писатель, хотя бы это и не был Амфилохий, не имел в основании своих сказаний истинного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго , вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь ». Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского собора, высказав мысль, что у кого естество одно, у того и воля и действие едино, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы. Только нечестивый Евномий, арианский епископ, имел бесстыдство в своих апологиях называть Василия и хитрым, и коварным, и трусливым, и софистом и смеялся над тем, что он постоянно питался чечевицей и от продолжительных постов имел на лице постоянную бледность. Вопреки дерзким ругательствам этого еретика, все знаменитейшие пастыри Церкви никогда не считали себя способными восхвалить Василия по достоинству 2 , и можно сказать словами свт. Григория Богослова , что нет ни одной человеческой похвалы, которая бы не приличествовала Василию, и что он столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы. Василия любила вся паства, уважало светское правительство, даже такой император, который был покровителем ариан; его знакомством дорожили ученые язычники, его превозносили похвалами современные ему епископы, известные своей верой и святостью жизни. Правая вера и добрые нравы пасомых, благоговение и умилительность богослужения, слава духовенства, утешение несчастных, благотворительность нуждающимся всякого рода, благосостояние всех православных Церквей и взаимное единение самих епископов, разделенных неосновательными подозрениями, – все это было предметом самой деятельной заботы Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Научные воззрения святителя Василия Великого Святитель Василий Великий. Греческая миниатюра Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор 1, 25, 27). И сам святитель Василий повторяет то же самое, когда, выражая мысль, очень поучительную для наших гордящихся своими познаниями времен, пишет: «Мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее… Мы же, хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столь удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную хвалу Творцу, Которому слава, честь и держава». Однако для того, чтобы эти слова были доказательны, надо, чтобы говорящий их действительно обладал возможной полнотой известных человечеству знаний, чтобы никто не мог сказать, что он хулит то, чего не знает. Вопреки распространенному предрассудку современности, образованность святого Василия Великого была действительно чрезвычайно велика. Нам, русским, это особенно важно отметить, потому что творения святителя Василия Великого еще в начале X века были переведены на славянский язык болгарским пресвитером Иоанном Экзархом и издревле были любимейшим чтением наших предков. Не будем здесь касаться богословских знаний святителя Василия. Они обширнее, чем познания в этой области почти всех его современников, и много выше, чем богословские познания людей последующих поколений, среди которых светоч богопознания сиял уже менее ярко. Исключительно велики познания святителя Василия в области классической греческой литературы. Но мы будем говорить только о естественноисторических знаниях святителя Василия Великого, так как именно в этой области святым отцам часто приписывают мнения, совершенно не соответствующие их действительным представлениям.

http://pravoslavie.ru/2861.html

30-го числа Собор трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Каждый из трёх вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя; что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приёмы при вкушении пищи; и всё это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую и даже в великую честь, если кому случалось или близким быть к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что-либо им сказанное или сделанное». Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, епископа Кесарийского, в удалении Василия – мужа по жизни и красноречии славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. В своём месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сами себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во-первых, ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потом ту, что через переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Научные воззрения святителя Василия Великого Скачать epub pdf Святитель Василий Великий (330–379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, – великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» ( 1Кор 1:25, 27 ). И сам святитель Василий повторяет то же самое, когда, выражая мысль, очень поучительную для наших гордящихся своими познаниями времен, пишет: «Мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее... Мы же, хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столь удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную хвалу Творцу, Которому слава, честь и держава». Однако для того, чтобы эти слова были доказательны, надо, чтобы говорящий их действительно обладал возможной полнотой известных человечеству знаний, чтобы никто не мог сказать, что он хулит то, чего не знает. Вопреки распространенному предрассудку современности, образованность святого Василия Великого была действительно чрезвычайно велика. Нам, русским, это особенно важно отметить, потому что творения святителя Василия Великого еще в начале X века были переведены на славянский язык болгарским пресвитером Иоанном Экзархом и издревле были любимейшим чтением наших предков. Не будем здесь касаться богословских знаний святителя Василия. Они обширнее, чем познания в этой области почти всех его современников, и много выше, чем богословские познания людей последующих поколений, среди которых светоч богопознания сиял уже менее ярко. Исключительно велики познания святителя Василия в области классической греческой литературы. Но мы будем говорить только о естественноисторических знаниях святителя Василия Великого , так как именно в этой области святым отцам часто приписывают мнения, совершенно не соответствующие их действительным представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Жил я в Кесарии у святого епископа Василия и провёл у него в киновии 9 лет. – Василий с молодости проходил постническую жизнь и соблюдал чистоту души и тела. Наедине говорил он мне: «хочу я, друг, оставить епископию; помысл понуждает меня отправиться в Новгород, чтобы видеть святые места, поклониться образу святой Софии и принять приветствие от епископа Василия. Я возбранял ему то и говорил, что не следует ему без откровения Божия отваживаться на то. Он молился Богу о сём, и, когда заснул после утреннего пения, ангел Божий показал ему собор святой Софии и все церкви Новгорода. Пробудясь от сна, он пришёл ко мне и рассказал, как явился ему ангел и показал все церкви города. Я удивился, и мы прославили Бога. Он заповедал мне никому не говорить о том. Написав послание к епископу Василию своей рукой и приготовив в почесть многие иконы и одеяния святительские, украшенные золотом, он заставил меня отправиться с посланием к епископу Василию в Новгород, чтобы описать образ святой Софии, и какие где стоят монастыри и церкви. По благословению святителя отправился я в путь, и помощью Божией, под покровом св. Богородицы, мы сохранены были в пути. Когда помолился я в церкви образу св. Софии, то пришёл к святителю за благословением. Увидев меня, он поклонился до земли, и я едва упросил его преподать мне благословение, и вручил ему послание Кесарийского Василия. Святитель принял послание с уважением, как и чудотворные иконы и святительские одеяния. Он с удовольствием облачился в присланные ему одеяния, отслужил молебен и приказал мне жить с ним. По повелению Кесарийского Василия, списал я образ святой Софии и описал все церкви и монастыри, какие есть в городе. Получив послание епископа Василия, отправил я прежде себя с купцами, с которыми пришёл в Новгород; Кесарийский епископ Василий писал в послании к Новгородскому Василию и о мне грешном. И вот после того, как с Василием Кесарийским прожил я много лет в киновии, с Василием Новгородским провёл четыре года. Из писем узнал я, что духовный настоятель и учитель Кесарийский Василий отошёл ко Господу, в вечные жилища. А 6860 (1352) г. пастырь и учитель Новгорода и Пскова, добропеснивая цевница, голубь Царя Небесного, епископ Василий оставляет епископию и летит в вечные обители ко Господу, Которому служил верно. Я грешный своими руками одел в готовые одеяния святое тело великого святителя Василия Новгородского, и много пролил слёз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной патристической конференции, посвященной наследию святителя Василия Великого 13 апреля 2019 г. 11:38 Доклад «Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей» митрополита Волоколамского Илариона , главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Выступление владыки состоялось в рамках VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада». Дорогие отцы, братия и сестры! Мы проводим уже шестую патристическую конференцию Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Каждая из предыдущих была посвящена конкретному отцу Церкви. Но в этом году мы оказались в особой ситуации: наследие учителя Церкви, которое на конференции станет предметом нашего внимания, настолько велико, что для его осмысления потребовалось бы несколько симпозиумов. Мы знаем святителя Василия Великого как догматиста, во многом определившего церковную триадологию; как экзегета, разработавшего целые жанры толкования Священного Писания; как выдающегося канониста, без которого невозможно представить себе церковное право; как литургиста, с именем которого связан один из основных типов анафоры на Востоке. В меру наших сил мы постараемся охватить все эти грани его творчества в рамках одной конференции, не претендуя на то, чтобы исчерпать имеющиеся вопросы, но скорее намечая пути для дальнейшей работы. В своем докладе я обращаюсь к одному из перечисленных направлений, а именно, к литургическому творчеству святителя Василия Великого. Как известно, под его именем сохранился текст анафоры, имеющий несколько редакций. Предание Восточной Церкви рассматривает святителя Василия как автора этого текста, но консенсус исследователей заключается в том, что великий каппадокиец переработал вариант анафоры, бывший в употреблении в его общине.

http://patriarchia.ru/db/text/5414170.ht...

Московская церковь св. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской Церковь свт. Василия Кессарийского на 1-й Тверской-Ямской Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.    Св. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, один из Отцов Церкви и Учителей Вселенских, автор множества богословских трудов, родился около 330 года в малоазийском городе Кесарии. Его родители были благочестивыми христианами, а бабушка, нареченная Макриной, в молодости слушала проповеди св. Григория Неокесарийского. В семье родилось 10 детей, и пятеро из них были  причислены Церковью к лику святых, вместе с самим святителем Василием и их матерью, праведной Эмилией. Свое первое образование св. Василий получил в детстве от отца, адвоката и преподавателя риторики. После его смерти одаренный юноша поехал учиться: пять лет  в Константинополе, а затем в Афинах он постигал различные науки – риторику, философию, медицину, математику, астрономию, физику. «Это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы», - говорили о святителе. В Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом, и их дружба сохранилась на всю жизнь. По свидетельству св. Григория, для них в Афинах было две дороги – одна в церковь, другая – в училище. После окончания учения св. Василий вернулся в родную Кесарию. Где стал преподавать риторику. Но духовная жизнь влекла его, и вскоре он отправился на Восток, где подвизались в монашестве святые подвижники. Святитель посетил Египет, Сирию и Палестину, посещая святых отшельников и обучаясь у них, а в конце путешествия совершил паломничество к Святой Земле. В 362 году по пути домой, находясь в Антиохии, св. Василий был посвящен в сан диакона, а в Кесарии, спустя два года – в сан пресвитера.  Рукоположи его сам Евсевий, епископ Кесарийский, автор знаменитой «Церковной Истории». Однако поначалу их отношения были омрачены: Евсевий невзлюбил святителя,  и тот удалился в пустыню, дабы не сеять смуту и раздор в родном городе. В уединении он вновь оказался вместе с Григорием Богословом, и они составили труд «Добротолюбие».

http://pravoslavie.ru/84.html

В.Я. Саврей Раздел II. Святитель Василий Великий как основоположник каппадокийского философско-богословского синтеза Лекция 3. Многогранность личности святого Василия Великого как христианского мыслителя Святитель Василий Великий (330–379) был, без преувеличения, вдохновителем каппадокийского кружка. Справедливо замечено, что жизнь этого выдающегося человека «неотделима от его творений и составляет с ними органичное целое» 41 . Именно его энергии новоникейское движение обязано тем, что из попытки точнее выразить учение Церкви оно превратилось в ориентир философско-богословской мысли IV в. по Р. Х. Об энциклопедическом характере познаний св. Василия Великого с присущим ему красноречием сказал св. Григорий Богослов : «Так изучил он все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку изучил он до такого совершенства, как бы не учился ничему другому» (Слово XLIII. 23). Св. Василий родился около 330 г. в Кесарии Каппадокийской. Он происходил из знатного рода, многие представители которого были известны в Понте и Каппадокии. Отца его звали также Василием, мать – Емилией; у него было четыре брата и пять сестер. Особенно обращает на себя внимание христианский характер происхождения Василия, который не мог не отразиться на складе его личности. Емилия была дочерью мученика; дед и бабка со стороны отца семь лет жили в лесах при Диоклетиане. Детство св. Василия прошло в Понте близ Неокесарии, где его отец был адвокатом и учителем риторики. Мальчик жил в поместье отца и среди главных своих воспитателей имел бабку св. Макрину, пережившую последние гонения на христиан и лично знавшую св. Григория Чудотворца , «изречения» которого она приводила на память (Св. Василий Великий . Письмо CCIV. 6). «Речи и пример жизни Макрины, – пишет Н. И. Сагарда , – произвели на св. Василия неизгладимое впечатление, и можно думать, что в тиши деревенской жизни на реке Ирис в душе мальчика заложены были семена аскетического направления в его чистейшей форме» 42 . Действительно, стремление к аскетизму определяло динамику жизненного пути св. Василия; но не менее сильным, выделявшим его среди других православных каппадокийцев, было его стремление к общественной деятельности 43 . Начальное образование он получил в Кесарии, провинциальном городе по масштабам Империи. После того, как вспоминал его близкий друг, «самим Богом и прекрасною алчбою познаний ведется св. Василий в Византию – город, первенствующий на Востоке, потому что она славилась совершеннейшими софистами и философами, от которых, при естественной своей остроте и даровитости, в короткое время собрал он все отличнейшее; а из Византии – в Афины, обитель наук» ( Григорий Богослов . Слово XLIII. 14) 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Скачать epub pdf Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Память 30 января В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина 1057 , который принял царскую власть после Никифора Ботаниата 1058 , был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого , называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста , имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова . Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова , утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью 1059 . Они сказали ему едиными устами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010