583 Апостоли же на проповдь исшедша, воставиша в свое мсто намстницы апостолы 70, по них и святители, даже и доселе по преданию рода духовна достигоша, от нихже и священницы, иже наставницы человекомъ. Яже Павелъ, к Титу пиша, глаголетъ: «Чадо Тите, сего ради оставих тя въ Крите, да некончанная исправиши и поставиши по всх градех попы». 584 И аще бы не нужно се было христианомъ, не бы апостолъ о семъ писалъ. Вашего же Лютора и васъ кто на се поставилъ? Паче же не токмо не истиньствуете, но паче развращаете. Якоже рече верховный апостолъ Петръ во втором послании, сице глаголя: «И яко, – рече, – возлюбленный брат наш Павелъ по данней ему премудрости написа вам, яко и во всхъ своихъ посланиихъ, глаголяй въ них о сих, въ нихже суть неудобь разумна нкаа, иже ненаучении и неутвержении развращают, яко и прочая писании, к своей погибели имъ». 585 Основание выше рхъ, яко «Кто назидаетъ на основание злато, сребро, камение честно» – сиирчь дла благия; «дрова, сно, трость» – худйшая дла и гршная. Видиши ли, в кую пропасть снидосте, яко Петръ глаголетъ, иже развращати Писания, и яко вы развращаете по своему хотнию. Павел же глаголетъ, яко «основание никто может положити паче лежащаго, иже Исус Христос». Вы же, притекше священникомъ, притекше учителемъ инмъ, тоже и святителемъ и апостолом, самое Христово повелние развращаете, вспропинающе въ себ Христа Исуса, и самовластн учите. И еже апостолъ, пиша к галатомъ, глаголет: «Яже и аггела не послушати, паче, еже и приясте». 586 Вы же предание апостольское все отвергосте, сего ради по апостолу сами себе проклинаете. Тмже и мы, яко врагомъ истинны и нечестию поборникомъ праведенъ судъ, проклятию наводимъ, яко люди есте Антихристовы, еже есть Сопротивника. А что еси писал о руской вр, ино как Богъ, просветилъ прародителя нашего благочестиваго великаго князя Владимира, нареченнаго во святом крещении Василия, – крестися во имя Отца и Сына и Святаго Духа, нын и присно и во вки вкомъ, аминь, – от тх мстъ и доселе не нарицается руская вра, но християньская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иван возвращается к грехам боярства и вельмож, обвиняя их на сей раз в нарушении богоустановленного порядка, что проявилось в непослушании предсмертной воле Василия III. Бояре устраняли членов “семибоярщины” – регентского совета из семи бояр, назначенного править за малолетнего Ивана, и добивались для себя неограниченной власти 176 . Царь припомнил опять преступления Шуйских, пренебрегавших опекунскими обязанностями и потакавших его юношеским страстям и бесчиниям. За эти преступления Божеского закона Господь поразил Русскую землю моровым поветрием и другими бедствиями. Все это, по собственному признанию царя, обратило его душу к покаянию, а взор – к Церкви. “От сего вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся, и познах своя согрешения. И прибегох ко святей соборней и апостольстей Церкви, и припадох к Божию великому человеколюбию и ко Пречистей Богородице и ко всем святым, и к твоему первосвятительству, и всем иже с тобою святителем с истинным покаянием прося прощения, еже зле содеях. И Божия ради великия милости получих от вас мир и благословение и прошение о всем, еже содеях зле. И аз своим князем и боляром по вашему благословению, а по их обещанию подах прощение в их к себе прегрешениих, и по вашему благому совету, Богу помогающу нам, нача же вкупе устрояти и управляти Богом порученное ми царство” 177 . Царь просит иерархов и клириков молить Бога о прощении его согрешений, о милости к нему и всему царству, каковая милость должна быть явлена в “изобилии плодов земных” и победах над супостатами. Духовенству надлежит пасти свое стадо и самого царя: “Мене, сына своего, наказуйте и просвещайте на всяко благочестие, якоже лепо есть благочестивым царем быти во всяких царских праведных законех и во всяком благоверии и чистоте, братию же мою и всех князей, и боляр, и все православное християнство неленостно и тщательно утверждайте и вразумляйте, да непорочно сохранят истинный християнский закон. Прежде сами, пастырие и учители утвердитеся и умножите от Бога данный вам талант да и мы, видяще ваша добрая дела и духовная наказания [назидания] и Божественное Писание внимающе просветимся и обратимся на истинное покаяние и да получим великую милость зде и в будущем веце от Христа Бога” 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Алексий Круглик : «Помолись, прежде чем сесть за руль» Протоиерей Алексий Круглик Существует ряд канонов, которые определяют жизнь священника в миру, в том числе и когда дело касается несчастных случаев. В частности, 27-е апостольское правило говорит, что пресвитер или диакон, который побил верного или неверного, то есть христианина или даже не христианина, должен быть извергнут от священного чина. Как видите, когда даже просто побил. Причем объясняется это тем, что «Господь отнюдь нас сему не учил», то есть Он Сам, быв ударяем, не наносил ударов. Далее, 66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет – тот будет извержен из сана. Канонист Вальсамон, толкуя это правило, подчеркивает «единое ударение». Так что достаточно одного единственного удара, оказавшегося смертельным, чтобы священника извергли из сана. По канонам, даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он извергается из сана В 55-м правиле святителя Василия Великого сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени. Получается, что даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он все равно извергается. И до нас дошло «Учительное известие», которое говорит, что делать священнику, если на храм вдруг совершено нападение во время богослужения. Идет четкое указание: священник, если может, потребляет Святые Дары – то есть он первым делом должен позаботиться о святыне, которой служит. И далее: «Сам же избегнет, аще может», то есть если он может спастись, потребив Святые Дары, или хочет спастись, то он может это сделать. Но… есть интересное указание: священник должен «никакоже от своего служения отступити, даже если убийство ему претерпети придет, совершати свою службу. Аще убиен будет… с мучениками да причтен». Так что, если он хочет, он остается в храме и терпит мученическую смерть.

http://pravoslavie.ru/88823.html

Авва Дорофей и его труды Авва Дорофей Самыми читаемыми на протяжении столетий христианскими писателями VI века явились составители аскетических творений, в которых отразилось монашеское предание и их личный опыт подвижничества. Одна из таких книг – «Поучения» аввы Дорофея. О времени его жизни и подвигов до недавних пор высказывались разные суждения: некоторые исследователи считали его подвижником рубежа VI и VII века, другие датировали время его жизни значительно более ранней эпохой – V столетием. Французский патролог С. Веле в начале XX века время рождения преподобного Дорофея Газского отнес к началу VI века, а дату его преставления – к промежутку между 560 и 580 годами. И эта датировка принята современной наукой. Авва Дорофей родился, вероятно, в Антиохии, по другой версии – в окрестностях Аскалона в Палестине, в состоятельной семье и провел годы отрочества и юности в Аскалоне. Он получил классическое образование, но где именно – неизвестно, хотя, вероятнее всего, в одном из городов Палестины, однако не там, где жили его родители. О своем ученичестве он писал: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным… когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел, или что пил, или как спал» . Авва Дорофей: “От усердия к чтению я не замечал, что я ел, или что пил, или как спал” Эти слова: «Бог помог мне» в усвоении внешних наук – чрезвычайно характерны: они свидетельствуют о том, что авве Дорофею была чужда обскурантистская неприязнь к классическому образованию и внешней философии. Чтение книг увлекало и поглощало его всецело. Характеризуя затем свой ученический быт, он писал: «Когда же учитель отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения… приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея книгу подле себя на постели, и часто углублялся в нее. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался (домой) после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи и (вообще) был в таком состоянии, что от чтения не знал сладости покоя» . Кроме внешних философов он читал и творения христианских писателей, в особенности святителя Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/89147.html

4. Что ж? познавать совершеннее Бога, дабы тем дерзновеннее отвергать Его? Принимать закон Евангелия, делать учеником Христовым, дабы просветившись учением Его… еще в прениях совопрошатися: аще сей есть Христос Сын благословенного? Ужасное противоречие! 4. Но, о Совершитель благодатного о нас смотрения! не для всех ли человеков Ты совершил его? Для чего ж еще не все наслаждаются плодами Твоих подвигов? Ты явил имя Отца Небесного: почто же и ныне слишком много таких, иже древу рекоша: яко отец еси Ты; и камени: Ты мя родил еси ( Иер.2:27 )? Доколе, Господи, доколе?.. 537 Несчастные опыты тем ужаснее делают онаго событие. Неблагодарность! Доколе терпение Божие во зло употреблять будет? 538 5. Христианин! Что еще остается творить Богу, чего бы Он для тебя не сотворил? Ты возлюблен Господом прежде, нежели Господь твой был возлюблен тобою: люби же Его всей крепостью души твоея, люби Его закон, люби Его добродетель 539 . 5. Вы безопасны от сего преткновения, слушатели, когда столь внимательно и внешним и внутренним оком рассматриваете гроб сей; когда ваше сердце не распинает Иисуса, но сраспинается ему. Таковыя расположения составляют славу настоящаго дня и ваше будущее блаженство. Нести крест самоотвержения и терпения, восходить на самую высоту любви к Божеству и человечеству, распинать плоть со страстьми и похотьми, умирать миру, чтобы жить Богу – сие есть стяжать все, что совершил Богочеловек; сие дает право каждому подражателю его при конце своего течения и чувствовать, и говорить: совершишася! 540 Фрагменты 1–1, пожалуй, обнаруживают наибольшую близость между авторами. Однако и здесь вариация талантливей, точнее и глубже оригинала. Цитата Мф.27:25 заменена словами «человекоубийца становится богоубийцей», что не просто подтверждает мысль о жестокосердии распинателей, но и представляет Голгофскую жертву очевидным следствием первородного греха. При сохранении экспрессии достигнуты точность и сжатость несравненные. То же можно сказать и о фрагментах 4–4. Фрагменты 3–3 свидетельствуют о том, насколько трагическая антиномичность человеческого существования была более внятна 24-летнему учителю Лаврской семинарии, чем его старшему предшественнику. Фрагменты 2–2, где текст Братановского взят из Слова в Великий Пяток, а текст свтятителя Филарета из Слова на погребение графа А.С. Строганова, произнесенного в 1811 году, показывают, что это наблюдение неслучайно. Ср. также фрагменты 1–1 и 5–5, которыми соответственно начинаются и завершаются проповеди Братановского и Дроздова. При сходном по экспрессии начале, какая разительная разница в конце: вялый призыв «любить добродетель» у первого и органичное утверждение сквозной темы креста у второго 541 . Вообще: стиль Братановского драматичней его мысли. Мысль Василия Дроздова оформляется этим стилем гораздо более гармонично по отношению к ее содержанию, чем у первообразчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Но, дальше, зачем это личное совершенство? Конечно, для того, чтобы не уподобиться животным и, главное, чтобы подавать ближнему хороший пример жизни и нравственного преуспеяния; вывод опять-таки правильный и прекрасный. Но ум простирает свою любознательность все вперед и вперед; пред его сознанием невольно предносится мысль о смерти, и вот он спрашивает: «Итак, со смертью кончится моя аскетическая деятельность и, как капля в море, исчезнет в вечности?». Тут-то и обнаруживается слабая сторона аскетики Владимира Соловьева: она не решает этого вопроса, да и решить его не может, потому что автор ее, как последователь Льва Толстого, излагая и выясняя свою аскетическую доктрину, исходил не из принципа смысла жизни, а из принципа блага жизни, желая, подобно своему учителю, чрез аскетизм достигнуть лишь того, чтобы «все люди» были «братья» и всякий был «в мире с другими, наслаждаясь всеми благами мира тот срок жизни, который уделен ему» 810 . Между тем как аскетика христианская, напротив, на указанную проблему дает вполне удовлетворительный ответ. По воззрению св. Василия, аскетический подвиг не уничтожается бесследно и бесцельно, но, как переходная ступень, он дает возможность быть участником небесного блаженства, поставляя человека в живой союз с Богом. Точно так же не может быть поставлен на одинаковую ступень с христианским аскетизмом и аскетизм Шопенгауэра; мало того, этот последний совершенно должен быть игнорирован в пользу первого как род жизни пессимистический, убивающий в корне жизненное настроение человека. Чтобы видеть несостоятельность пессимистического аскетизма, мы не будем касаться основного метафизического учения Шопенгауэра о воле как источнике всякого бытия – это завлекло бы нас слишком далеко, но представим лишь в возможно ясных чертах то самосознание, которое переживается аскетом-пессимистом, и потом сравним это самосознание с самосознанием христианского подвижника. Противоречие бытия – вот источное начало пессимистического аскетизма. Замечательно, что противоречие это усматривается аскетом-пессимистом положительно во всех условиях своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Раздав, таким образом, нуждающимся все имение свое и купив себе белые одежды, какие требовалось иметь принимающим они пошли в Иерусалим и по дороге обращали многих к истинной вере. Пришедши в они взошли в одну гостиницу. Сын содержателя гостиницы Филоксен в это время сидел у дверей в большом огорчении. Будучи учеником софиста Ливания, он взял у него некоторые стихотворения чтобы переложить их на ораторскую речь, но не мог этого сделать и, находясь в таком затруднении, весьма скорбел. Василий, увидев его грустным, спросил: — О чем ты грустишь, юноша? Филоксен же сказал: — Если я и скажу тебе о причине моей скорби, какая мне будет от тебя польза? Когда же Василий настаивал на своем и обещал, что не напрасно юноша скажет ему о причине своей скорби, то отрок сказал ему и о софисте и о стихах, прибавив, что причина скорби его та, что он не умеет ясно передать смысл тех стихов. Василий, взяв стихи, начал толковать их, перелагая их на речь простую; отрок же, удивляясь и радуясь, просил его написать ему тот перевод. Тогда Василий написал перевод тех Гомеровых стихов тремя разными способами и отрок, взяв перевод с радостью, пошел с ними утром к учителю своему, Ливанию. Ливаний, прочитав, удивился и сказал: — Клянусь Божественным промыслом, что нет среди нынешних философов никого, кто мог бы дать такое толкование! Кто же написал это тебе, Филоксен? Отрок сказал: — В моем доме находится один странник, который написал это толкование очень скоро и без всякого затруднения. Ливаний тотчас поспешил в гостиницу, чтобы увидеть этого странника; увидев здесь Василия и Еввула, он удивился их неожиданному прибытию и обрадовался им. Он просил их остановиться в его доме и, когда они пришли к нему, предложил им роскошную трапезу. Но Василий и Еввул по обычаю своему, вкусив хлеба и воды, вознесли благодарение подателю всяких благ Богу. После сего Ливаний начал задавать им разные софистические вопросы, а они предложили ему слово о вере христианской. Ливаний, внимательно выслушав их, сказал, что еще не пришло время для принятия этого слова, но что, если такова будет воля Божественного Промысла, никто не сможет сопротивляться учению

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

Я думаю, что это все речи Гимерия, почти семьдесят, которые ты терпеливо и кропотливо прочитал, и я при этом присутствовал. Во всех них, сохраняя один и тот же тип дикции и один и тот же род стиля, он использует нагромождения периодов и фигур речи в такой манере, что чувство пресыщения предотвращается его мастерством и способом, которым они приспособлены. Насколько я знаю и как я считаю, никто никогда не использовал фигуры речи столь превосходно и столь приятно. Его сочинения полны исторических и мифологических примеров либо с целью демонстрации, либо проводя параллели, либо ради получения удовольствия, либо для украшения обсуждаемой темы, при помощи которых он выстраивает и разнообразит свой язык, и при помощи которых строит вступление, заключение и обсуждение. Он также часто дает предварительный план вопроса и способа обсуждения. Но в то время как характер речей его таков, очевидно, что он придерживается нечестивого отношения к религии, и уподобляется собаке, которая тайком лает на нас. Он процветал во времена Констанция и нечестивого Юлиана, и был главою школы риторики в Афинах. 411 Родился в Прусе примерно в 315 г., умер в 386. Жил при дворе императора Юлиана, а после его смерти в Афинах. Он был учителем Григория Богослова и Василия. Из двадцати четырех сохранившихся декламации – некоторые школьные упражнения, прочие инавгурационные речи (см. Cod. 243). 413 Используется слово (περιβολ) выражающие сочетание в одном периоде различных стилей, настроений и фигур речи. Латинский эквивалент circumducta или circumjecta Oratio: ср. Квинтилиан, IX. 4, 124: cum sensus unus longiore ambitu circumducitur («когда единственная мысль вытягивается длительностью периода»). 419 πδειξις, речь, произнесенная в театре или общественном месте, чтобы продемонстрировать риторические способности сочинителя. 420 В школе. Чтение Συμπληγδι (с заглавной буквы S) и перевод «префект Симплегада» кажется абсурдным. 422 Текст не может быть правильным (το Λοντος). Το Λγοντος, «говорящий» (т. е. сам Гимерий) является еще одним чтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Святии славнии Кире и Иоанне,/безсребреницы, мученицы и чудотворцы,/милосердием своим, яко стеною необоримою,/нас оградите от всех бед/и от врагов видимых и невидимых сохраните/непрестанною вашею молитвою ко Господу. Ин тропарь, глас тойже Премудрии вселенней врачеве,/Кире и Иоанне,/от Бога приясте власть целити недуги душевныя,/вкупе же и телесныя,/и ныне молитеся/сохранити град и люди от одержащих зол/и спасти молитвами вашими души наша. Кондак, глас 3 От Божественныя благодати дар чудес приемше, святии,/чудодействуете непрестанно,/вся наша страсти рукодейством секуще невидимо,/Кире богомудре со Иоанном славным:/вы бо божественнии врачеве есте. Ин кондак, глас 6 Великое врачевство вселенней,/супряжение Христово возлюбленное,/светильники сияющия, зарю исцелений,/воспоем, вернии, велегласно,/внутрь церкве им вопиюще:/Кире и Иоанне,/податели чудесем, врачеве недужным,/освящаете вся страны. Величание Величаем вас,/чудотворцы славнии Кире и Иоанне,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Ино величание Величаем вас,/чудотворцы славнии Кире и Иоанне,/и чтим святую память вашу,/наставницы заблуждшим, исцелители болящим/и собеседницы ангелом. Тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 4 Насладився, богомудре, воздержания/и желание плоти твоея обуздав,/на престоле святительства сел еси,/и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито,/и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас 2 Небеснаго пространства желая,/от юности в тесне месте затворился еси,/в немже прельщен быв от врага,/паки смирением и послушанием/победил еси крепце, Никито,/и ныне, предстоя Христови,/моли спастися всем нам. Кондак, глас 6 Архиерейства саном почтився/и чисте Чистейшему предстоя,/прилежно моление за люди твоя приносил еси,/яко и дождь молитвою свел еси,/овогдаже и града запаления угасил еси./И ныне, святителю Никито,/моли Христа Бога/спасти люди твоя молящияся,/да вси вопием ти:/радуйся, святителю, отче предивный. Ин кондак, глас 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из сообщения священника Джона Джилионаса следует, что отличием института Православных Христианских Исследований в Кембридже от двух вышеупомянутых колледжей является то, что, во-первых, он существует, а во-вторых, - следует традиционной академической системе преподавания. Институт открыт как для православных, так и не для православных преподавателей и студентов, сотрудничество между которыми способствует более глубокому изучению и познанию своей веры. Дэниэл Буксхоеведен, преподаватель палеоневрологии в университете Южной Каролины, выступая с докладом, посвященном проблеме сосуществования религии и культуры в университете, пояснил, что эволюция, как любая научная теория, в отличие от веры в Бога и опыта духовной жизни, может объяснить только ограниченное число явлений исключительно биологического характера. Поэтому вера и знание, преподаваемое студентам, не должны быть смешиваемы. Затронутую в предыдущем докладе тему свободы совести продолжил Натаниэль Браун, студент медицинского факультета Сент-Луис Юниверсити, считающий, что в демократическом обществе для врача должна сохраняться возможность отказа в рекомендации практики, противоречащей его христианской совести. Центральным выступлением конференции стала презентация Андреа Стерк, профессора государственного университета шт. Флориды. Проф. Стерк путем сравнения привела доказательства того, что период поздней античности имеет сходства с современностью: Ориген старался использовать методологию греческой философии для изложения христианского богословия, а Прохересий - афинский учитель святителей Василия и Григория - за свою научную честность был почитаем как христианами, так и язычниками. Работу преподавателя-христианина проф. Стерк сравнила с пастырским служением, полагая, что учащий должен быть восприимчивым и открытым к окружающей его среде. Два дня конференции начинались утреней и оканчивались вечерней, на которых присутствовали почти все участники встречи. Ответ на вопрос, выдвинутый в теме нынешнй встречи Общества, был дан положительный. В ходе конференции были розданы вопросники, которые будут проанализированы и послужат дальнейшему разъяснению проблемы.

http://bogoslov.ru/article/304522

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010