Подробнее о святом Иоанне Лествичнике и его «Лествице» читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1: Пустынный житель и в телеси Ангел/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Житель пустыни — ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление. Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4: На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/якоже звезду нелестную, световодящую концы,//наставниче Иоанне, отче наш. Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли. В воскресенье 14 апреля служат литургию святителя Василия Великого. Это один из десяти дней в году, когда совершается такое богослужение. Подробно об особенностях редкой литургии читайте в нашем материале . Отличительной чертой наступающей недели становится богослужение в среду — 17 апреля, вечер которой называется «стояние Марии Египетской» . В храмах прочитывается канон преподобного Андрея Критского целиком, а также житие святой Марии Египетской. В этот уникальный вечер православные христиане стараются попасть в храм. Чтение Евангелия: Евангелие от Марка, глава 9 стихи 17–31 Читать отрывок 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

Премудрость библейская и языческие поучения . Нередко приходится встречать рассуждения о сходстве учительных книг Библии с внешне похожими произведениями Древнего Египта и Междуречья. Я неслучайно употребил слово «внешне», так как с точки зрения природного душевного устройства люди одинаковы и требования совести неизменны. Также и бытовые обстоятельства, из которых черпали материал для притчей, не слишком сильно различались у представителей перечисленных народов. Но если перейти от вопроса «как жить по совести?» к вопросу «зачем это нужно и каковы источники и плоды добродетели?», то мы увидим существенное различие между сочинениями древних мудрецов и Божественным Откровением. О Премудрости . В самом начале Соломон говорит о том, зачем он пишет эту книгу: « чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы… Начало мудрости – страх Господень а благоговение к Богу – начало разумения» (Притч. 1: 2–7). Прекрасное толкование этого отрывка есть у святителя Василия Великого [см. 12, ч. 4, с. 193–223]. Следуя за ним, выделим несколько уровней понимания премудрости.   Есть мудрость житейская. Связана она обычно с умом и жизненным опытом. В самом общем виде можно сказать, что это искусство правильно жить. Но общее определение сразу переводит нас к другому пониманию. Правильная жизнь для верующего – это жизнь с Богом, жизнь, приводящая к Богу. А раз так, то премудрость обязательно оказывается связанной с благочестием. Это рассуждение можно проиллюстрировать простым примером. Даже в бытовом употреблении слова мудрость присутствует элемент нравственной оценки. Словосочетание «мудрый убийца» звучит неестественно. Может быть хитрый изворотливый, очень умный. Но слово мудрый сюда не подходит. Между умным и мудрым не количественное различие, а качественное. Сколько ни умней, мудрым не станешь. « Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов. 28: 28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном и отвергнуты им. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Лк. 3; 7, 8 ). Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему реально по слову пророка меняли свою жизнь: отдавали одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованьем, не вымогали лишние налоги. Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над собой все, что исполнял он над всеми приходящими. Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, сойдя в иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным. И как только Христос вышел из воды, на Его главу сошел в виде голубя Святой Дух, а голос Бога-Отца подтвердил сыновство Иисуса. С этого момента тридцатилетний Спаситель вышел на общественное служение. Особенности богослужения праздника Навечерие Богоявления Празднику Богоявления предшествует так называемый Крещенский сочельник или навечерие Богоявления. Службы навечерия и самого праздника Богоявления сходны со службой праздника Рождества Христова. Во все дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, Литургии святителя Василия Великого , начинающейся с вечерни, и великого освящения воды, совершаемого после заамвонной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Хула на Духа Святого – 1) упорное и сознательное отвержение спасительной  благодати Божьей; 2) поношение или отрицание бытия третьего Лица Пресвятой Троицы; 3) богохульство вообще. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». ( Мф.12:31–32 ). Под хулой на Духа Святого Богочеловек Иисус Христос подразумевал отрицание, оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого – оскорбление Своего человечества. Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Хула на Духа Святого – это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати. Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго К основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого , святителя Василия Великого , святителя Иоанна Златоуста , преподобного Исидора Пелусиота , преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского . Святитель Афанасий Великий (293–373) Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера. В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий ( Ин.13:31 ).

http://azbyka.ru/xula-na-duxa-svyatogo

Сию притчу Христос сказал фарисеям, но они не поняли, что Он хотел им сказать. Они не поняли, потому что не хотели понять. Потому что в слепоте своей мнили себя знающими истину. Фарисеи — это во все времена те, кто хотят быть вождями других, но от которых овцы бегут, потому что они недобрые пастыри, воры и разбойники. Вот почему Господь повторяет им: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Не эти ли слова вдохновили святителя Василия Великого в его сражении против нечестивого Ария? Если Христос — только творение, только человек, Его претензии, действительно, более чем чрезмерны. Как может Он представлять Себя единственным Пастырем человечества? «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». Человек, говорящий такое, либо безумец, либо Он на самом деле носитель истины, Сам — Истина, все на свете меняющая, не сравнимая ни с чем, что знало до сих пор человечество. В двадцать первом веке мы все слишком хорошо знаем, что люди могут следовать за другими учителями и вождями, многие из которых изображают из себя «спасителей человечества». Но Христос предупреждает нас со всею серьезностью: вас обкрадут, убьют и погубят. Все составители прекрасных обещаний и программ — воры и разбойники. Подобное утверждение Христа не может не шокировать современное сознание, приученное к толерантности и плюрализму. Кто этот Человек, дерзающий говорить с такой уверенностью и претендовать на абсолютную исключительность? Что обещает Он нам — в отличие от всех других? «Аз есмь дверь». Господь говорит, что Он — дверь, единственная дверь. В других Евангелиях мы уже слышали этот образ двери — узких врат, ведущих в Царство. Но здесь слова Спасителя обретают более глубокий смысл — тот, о котором Он скоро скажет: «Аз есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Мы помним в Священном Писании, еще в Ветхом Завете, этот таинственный образ — «врата небесные» (Быт. 28, 17) — откровение Иакову о Божией Матери и Спасителе. Врата Иерусалима описаны у пророка Исаии как вход в место мира, правды, в дом Господень. «Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет и пажить найдет». Христос — переход, Пасха, дверь, открывающая доступ к новой жизни.

http://moral.ru/circumcision/

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава первая. Детство Призовем великое и преславное имя Господне в начале повествования нашего о жизни истинного светильника Церкви Божией, смиренного и кроткого воина во Христе, дабы Он благословил нас понять и в какой-то мере выявить ту узкую и тернистую тропу, которой прошел Святитель Феофан во дни своей короткой и страдальческой жизни, шествуя по слову Господню: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). Жизнь его в значительной степени сокрыта в заповеданной тайне Евангельской: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6, 18 ). И наше бедное слово далеко недостойно того, чтобы поведать о высокой жизни Святителя. О нем, особенном и исключительном, надо бы и говорить особым языком. Но нам этого языка не дано по грехам нашим. Вопреки существующему мнению, что будто бы все епископы в русской Церкви из аристократии, будущий Архиепископ Феофан совсем не знатного происхождения. Родился он в селе, в семье многодетной и простой, знавшей нужду. Родители его были людьми крайне благочестивыми. И это благочестие было величайшим их богатством. Отец его Дмитрий Быстров был сельским священником в селе Подмошье Новгородской губернии. О благочестивой матери его, в девичестве Марии Разумовской, нам почти ничего не известно. Но главная черта родителей и великая их заслуга перед Церковью Христовой была та, что они сумели сохранить и воспитать, заложив прочные основы духовной жизни, такого архиерея и архипастыря, как Святитель Феофан. Поскольку младенец появился в этом мире в самый последний день 1874 года, иными словами, 31 декабря по старому стилю, при Святом Крещении он был наречен именем ближайшего святого, Святого Василия Великого , одного из трех Великих Вселенских Учителей и Святителей. И, конечно, родители отдавали себе ясный отчет в том, что младенец появился накануне первого января, в канун большого праздника, и в этом они видели Промысел Божий и Его святой покров над новорожденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Тропарь на Новый год, гл. 1: Творец и Создатель всего мира, имеющий в Своей власти времена и годы, благослови начало года Своей благости, Господи, сохраняя в мире православных христиан по молитвам Богородицы, и спаси нас. Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной ( Пс. 48, 4.1 ). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня ( Пс. 27, 9.1 ). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются ( Пс. 131, 9 ). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание ( Пс. 48, 4 ). 23 апреля. Память Великомученика Георгия Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего ( Пс. 91, 13–14 ). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Открылся уникальный образовательный комплекс гимназии Василия Великого Москва, 3 сентября 2012 г. 3 сентября в Одинцовском районе Московской области состоялось открытие нового образовательного комплекса гимназии Святителя Василия Великого . Новый комплекс по своим масштабам, технической оснащенности и подходам к обучению не имеет аналогов в России. Общая площадь построенных по проекту архитектора Елены Полуйко и раскинувшихся на территории более 8 га бывшей старинной усадьбы зданий превышает 20 000 кв. метров. Комплекс построен по принципу «умной школы», использующей в образовательном процессе самых современных аудиовизуальных средств обучения (компьютерные классы, интерактивные доски, электронные учебники и т.д.). Многие преподаватели имеют научные степени и звания «Заслуженный учитель России», а часть учебных материалов были разработаны ведущими специалистами в области образования специально для гимназии Святителя Василия Великого. «Гимназия – флагманский проект нашего благотворительного фонда. Мы уделяем ему особое внимание и реализовали проект - строительство нового учебного комплекса Гимназии - в кратчайшие сроки. Сочетание высоких технологий и лучших традиций национальной русской школы в образовании, воспитание на духовно-нравственных ценностях и формирование гармонично развитой личности позволит реализовать нашу главную задачу – дать старт в большую жизнь молодому поколению, которое будет служить России», - отмечает Константин Малофеев, председатель Попечительского совета Благотворительного Фонда Святителя Василия Великого. Кроме собственного учебного корпуса, в состав нового комплекса входят футбольное и легкоатлетическое поля, два бассейна, два спортивных зала, огромный актовый зал, парк с аллеями и прудом. На следующем этапе реализации образовательного проекта Фонда Святого Василия Великого планируется сооружение православного храма, в котором одновременно смогут молиться до 500 прихожан. Общая стоимость реализованного в беспрецедентно короткие сроки (1 год) образовательного проекта Фонда Святого Василия Великого превышает 1,5 млрд. рублей. Справка Гимназия Святого Василия Великого была создана в 2006 г. Адрес Гимназии: 143020, Московская область, Одинцовский район, д.Зайцево, Кокошкинское шоссе, д.1 Помимо Фонда учредителями Гимназии являются Татьянинский храм МГУ и издательство «Орфограф». Гимназия воспроизводит модель русской дореволюционной гимназии, основанную на сочетании общеобразовательных предметов с обучением логике, каллиграфии, церковно-славянскому, латинскому, греческому и иностранным языкам. В Гимназии предусмотрено также дополнительное образование: музыкальное, художественное (включая иконопись), спортивное, домоводство и рукоделие и т.д. 3 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55847.html

День трех Св. вселенских святителей. 30-го января Каждый из трех вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя, что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приемы при вкушении пищи; и все это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую, и даже в великую честь, если кому случалось или близким быт к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что либо им сказанное или сделанное. 199 Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, еп. кесарийского в удалении Василия – мужа по жизни и красноречию и славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. 200 В своем месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сам себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во первых ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потому то, что чрез переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами». 201

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Православная гимназия святителя Василия Великого набирает педагогов ВНИМАНИЕ! ВСЕ ВАКАНСИИ ЗАНЯТЫ! Москва, 25 июня 2013 года Православная гимназия святителя Василия Великого          Православная гимназия святителя Василия Великого продолжает набор новых гимназистов. Некоторые из них поступают по рекомендации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и других иерархов нашей Церкви. Увеличение числа учащихся с необходимостью влечет за собой и пополнение педагогических кадров. Гимназия официально объявляет о проведении с 25 июня 2013 года всероссийского конкурса на замещение вакантных педагогических должностей по следующим специальностям: — учитель начальных классов; — учитель истории; — учитель математики; — учитель русского языка и литературы; — учитель информатики и ИКТ; — учитель химии; — заместитель директора по учебно-воспитательной работе; — заместитель директора по воспитательной работе; Возможен набор и по иным школьным дисциплинам и специальностям (психолог, воспитатель и др.). На конкурс приглашаются опытные педагоги исключительно православного вероисповедания с рекомендацией от своего духовного наставника. Средняя заработная плата учителей в нашей гимназии превышает 70 тысяч рублей в месяц. Важная информация для иногородних соискателей: на территории гимназического комплекса с сентября текущего года вводится в строй жилой корпус с отдельными меблированными и комфортабельными квартирами для семейного проживания с гибкой системой оплаты. Заявки на участие в конкурсе с указанием специальности, опыта работы, квалификационной категории и служебной характеристики следует направлять по электронной почте info@vasiliada.ru , milyaewa .s@yandex.ru Адрес гимназии: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе, 1. Телефон для справок: 8— 495— 594-01-01, 8 929— 992— 77— 30 Сайт гимназии: www .vasiliada.ru Администрация православной гимназии святителя Василия Великого 25 июня 2013 г. Рейтинг: 4.5 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62395.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010