Скачать epub pdf Глава 8 Благовествование Христово (1–3). Учение о Царстве Божием в притчах: о сеятеле и семени (4–8); причина учения притчами (9–10); изъяснение притчи о сеятеле и семени (11–15); приточные изречения: о свече (16), о тайном и явном (17), об оскудении и приумножении (18). Матерь и братья Христовы (19–21). Укрощение бури (22–25). Исцеление бесноватого Гадаринского (26–39). Воскрешение дочери Иаира (40–56). Лк.8:1–3 . «Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города до города, от селения до селения с проповедью своей, «благовествуя Царствие Божие »; см. прим. к Мф.3:2 . – «С Ним двенадцать », которых Он недавно избрал и поставил Апостолами ( Лк.6:12–16 ). – «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и служили Ему в житейских обычных нуждах имением своим, в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одеяния и т. п. требовали удовлетворения. – «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф.15:39, 27:56 . Мк.16:9 . – «Вышли»: по велению Господа ( Мк.16:9 ). Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первой в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа ( Ин.20 и дал.). – «Иоанна, жена Хузы» и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь ( Ин.4 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц ( Лк.24:10 ). – «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается – «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц ( Лк.24:10, 1, 23:56 ). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Предварительные замечания о Евангелии вообще Название Евангелие – греческое и значит, по-славянски, благовествование, а по-русски, добрая или радостная весть ( 2Цар.18:20 ), – благовествование или радостная весть о воплотившемся для спасения рода человеческого, Сыне Божиим, Господе Иисусе Христе и о совершении Им сего спасения ( Ис.40:9–10; 61:1–2 ; Лк.4:18–21 ). Евангелием называются, написанные святыми Апостолами Матфеем и Иоанном, из двенадцати, Марком и Лукою, из семидесяти, четыре книги сказаний о Христе Спасителе, – и каждая отдельно, и все четыре вместе. Св. Евангелие, – пишет Златоуст – «всем возвещает конец наказания, отпущение грехов, оправдание, освящение, искупление, усыновление, наследие небес и родство Сыну Божию. Что может сравниться с сим благовестием»? «Святое Евангилие», – какие сладкие, какие возвышенные ощущения в горячо верующей душе производит одно это слово! восклицает один из духовных писателей. Оно вносит в душу блаженный мир любвеобильного учения, возвещенного людям Сыном Божиим, и окрыляет ее к горьким стремлениям безмерною картиною земной жизни Христа Спасителя, наполненной небесными чудесами» (Воскр. Чт. XXV г.). В первые века христианства Евангелий появилось довольно много, но единственно достоверных, т. е. подлинно написанных Апостолами, было принято Церковью только четыре; остальные, же Евангелия были отвергнуты, так как оказалось, что они написаны не Апостолами, а простыми людьми, некоторые даже еретиками, т. е. ложными учителями, в духе их лжеучении. Каждое Евангелие разделяется на части, называемые главами, а главы, в свою очередь, на меньшие части, называемые стихами. Кроме того есть еще разделение Евангелия на зачала, т. е. на части, которые читаются в церкви на службах. Каждое из зачал заключает в себе несколько стихов и содержит или какое-либо отдельное учение нашего Господа Иисуса Христа, или вообще какое-либо сказание о Его жизни и деятельности. Разделение это сделано не самими писателями, а гораздо в позднейшее время, именно в 4-м веке архидиаконом Александрийской церкви Евфалием. О Евангелии от Матфея

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Иаков Алфеев В Новом Завете святой апостол Иаков Алфеев упоминается во всех списках двенадцати апостолов, причем всегда на девятом месте, однако знаем мы о нем не много. Более того, Иакова Алфеева нередко отождествляют с апостолом Иаковом Зеведеевым, а также Иаковом, братом Господним (апостолом из числа 70). Иакова Алфеева нередко называют Иаковом Меньшим (Младшим) ( Мк.15:40 ). При этом следует иметь в виду, что некоторые исследователи Священного Писания под Иаковом Меньшим разумели Иакова сына Иосифа. Например, см. толкование блж. Феофилакта Болгарского , где говорится, что в данном стихе под Иаковым Меньшим подразумевается сын Иосифа, а не сын Алфея: «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии», то есть Богородица, которая была для них матерью. Поскольку Она обручена была Иосифу, а Иаков и Иосия были дети Иосифа». Согласно преданию, Иаков Алфеев происходил из галилейского города Капернаума. Если придерживаться точки зрения о том, что Иаков Алфеев и Иаков Меньший – одно лицо, тогда известно имя его матери – Мария ( Мк.15:40 ). Согласно мнению некоторых исследователей, братом Иакова Алфеева был Матфей-мытарь, который называется в Мк.2:14 Левием Алфеевым. Об этом говорится и в житии. По мнению св. блж. Феодорита Кирского , до призвания в апостолы Иаков Алфеев был тоже мытарем, т. е. сборщиком податей. Из Книги Деяний известно об участии Иакова Алфеева вместе с другими апостолами в совместном пребывании в молитве накануне Пятидесятницы. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках, он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Апостольское служение он совершал сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (древний город Месопотамии на р. Евфрат), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет.

http://azbyka.ru/test/test-apostol-iakov...

1 Степенны 2-го гласа, первый тропарь третьего антифона. — Перев . 2 «Молитва Манассии, царя Иудейска» из чина Великого повечерия. — Перев . 3 Учение двенадцати апостолов. XVI, 1—8 Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 59—62. 4 Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее — Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 68. 5 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 39. 6 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 17. 7 См.: Там же. Выпуск 1: Толкование на книгу пророка Даниила. С. 131; Выпуск 2. С. 43—44. 8 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 70—71. 9 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 60—61. 10 Там же. С. 62. 11 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 69. 12 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 73—75. 13 Там же. С. 75. 14 Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 74—76, 78. 15 Там же. С. 79. 16 Самые пространные из текстов этого раздела известны науке как произведения так называемой византийской апокалиптики и имеют совсем иное происхождение, чем то, какое приписывает им средневековая рукописная традиция. Так, «Пророчества (точнее — Откровение) Мефодия Патарского» принадлежат не священномученику Мефодию Патарскому (312) и даже не святителю Мефодию Константинопольскому (847), как думали ранее, а восходят к сирийскому тексту VII века, где описаны видения некоего месопотамского подвижника «блаженного Мефодия», названного в греческом переводе VIII века «Патарским». «Пророчества святого Андрея, Христа ради юродивого» представляют собой фрагмент жития святого, составленного в X веке патриархом Никифором, который использовал как материал для этой его части текст «Откровения Мефодия» (См.: Виноградов А. Ю., Муравьев А. В., Турилов А. А . Апокалиптика/Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. С. 36—37). Наконец, корпус текстов, известных под названием «Пророчества императора Льва Мудрого», в окончательном виде сформировался, по мнению специалистов, лишь в XII веке (См.: Там же. С. 36). Что же касается «Надписи на гробнице императора Константина Великого», то языковые наслоения византийской эпохи, как и «агарянская тема», дают все основания датировать ее временем после VII века. — Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

Русская Православная Церковь окажет адресную помощь пострадавшим от пожаров 2 сентября 2010 г. 20:01 2 сентября 2010 года в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему: «Итоги сбора помощи погорельцам Русской Православной Церковью и Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и МЧС, подписанное 31 августа Патриархом Кириллом и Сергеем Шойгу». В мероприятии приняли участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности М.В. Васильева, директор Департамента гражданской защиты МЧС генерал-лейтенант С.В. Шапошников. Ко 2 сентября Русской Православной Церковью (Синодальным отделом по церковной благотворительности и отдельными епархиями) собрано более 110 миллионов рублей на нужды погорельцев. Более 15 миллионов из этих средств уже израсходованы. Согласно решению Святейшего Патриарха Кирилла более 95 миллионов рублей будут потрачены на оказание адресной помощи пострадавшим. Данный подход предусматривает составление подробных сведений о пострадавших и их нуждах и оказание помощи в зависимости от степени материального ущерба, нанесенного пожарами, и с учетом потребностей людей. «Этот подход потребует много усилий и внимания: представителям епархий предстоит лично познакомиться с людьми, вникнуть в их нужды, оценить каждую конкретную ситуацию, — заявил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности. — Это трудно. Но это наша обязанность. В древнем христианском произведении " Учение Двенадцати апостолов " есть такие слова: " Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь " . Для того чтобы обеспечить максимально эффективную адресную помощь, мы должны подойти к расходованию средств предельно осмотрительно. Важно, что ни одной копейки собранных средств не будет потрачено зря». По словам владыки, созданные в каждой епархии комиссии по помощи пострадавшим от пожаров выяснят нужды конкретных людей и представят в Синодальный отдел по церковной благотворительности план расходования средств. В зависимости от нужд будет закуплено все необходимое погорельцам. «Мы не будем спешить, потому что сейчас люди обеспечены всем необходимым», — добавил епископ Пантелеимон. Он рассказал о своей недавней поездке во Владимирскую, Нижегородскую области и Республику Мордовия, в ходе которой был составлен перечень необходимых погорельцам вещей. Основную часть средств, собранных Церковью, планируется использовать уже после вселения людей в новые дома. Впрочем, в случае появления срочных просьб помощь может быть оказана и сегодня.

http://patriarchia.ru/db/text/1266326.ht...

Св. апостол Тит родился на о. Крит от благородных родителей, происходивших из рода царей критских. Родители его были идолопоклонники и воспитали сына в языческой вере. Тит с ревностью изучал греческую философию и греческих поэтов и с юных лет показал необыкновенное любомудрие. Хотя он и не знал истинного Бога, но проводил добродетельную жизнь, был незлобив и целомудренно соблюдал девственную чистоту своего тела. Поэтому Тит стал угоден Богу своими добрыми делами. Когда ему исполнилось двадцать лет отроду, он услышал глас с неба: «Тит, тебе должно удалиться отсюда и спасти свою душу: греческое учение не приведет тебя ко спасению». Тит не поверил этому гласу и желал вторично услышать его. Поэтому было ему во сне божественное повеление прочесть еврейские книги. Он начал чтение их с пророка Исаии и, разогнув книгу его на 41 главе, увидел в ней слова, как бы примененные к нему. «Ты Мой раб, – прочел он, – Я избрал тебя и не отвергну тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо я Бог твой» ( Ис.41:9–10 ). Затем в конце главы он прочел о ничтожестве идолов. Эти слова и другие пророчества в книге, как ключ, отверзли двери ума его к познанию единого истинного Бога – и Тит возгорелся любовью к Богу, почитаемому евреями. В то время узнали на Крите, что воплотился Христос Бог и живет среди людей в Иерусалиме и творит предивные и неизреченные чудеса. Правитель Крита, дядя Тита по матери, посоветовавшись с подчиненными ему начальствующими лицами, решил послать в Иерусалим для удостоверения в подлинности этих слухов Тита, как человека благоразумного и премудрого. Прибыв в Иерусалим, Тит узрел Господа Иисуса Христа и в числе другого народа последовал за Ним, видел творимые им чудеса, был самовидцем спасительного страдания Его и уверился в Его Воскресении. По вознесении Христа на небо, когда в день Пятидесятницы Дух Святой снизошел на апостолов и они стали говорить на различных наречиях, Тит, в числе других критян, дивился этому, слыша, что апостолы говорят и на критском языке о величии Божием. Обо всем этом Тит возвестил и проповедал в отечестве своем, на о. Крит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания . Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (†407), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту . От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания , научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым архиепископом Константинопольским Сисинием (426–427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа Константинопольского. Он управлял Церковью в течение двенадцати лет (434–447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408–450) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста . Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за богослужением и до сего дня. Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте († 446–447).

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Скачать epub pdf Св. Панкратий Тавроменийский Св. Панкратий родился в городе Антиохии в то время, когда жил на земле Господь Иисус Христос. Отец Панкратия, услыхав о чудесах, совершаемых Христом, пошел в Иерусалим вместе с сыном. Услыхав божественное учение Господа и увидев Его дивные чудеса, он всей душой уверовал в Иисуса Христа. В это же время он познакомился с некоторыми из апостолов, в частности с апостолом Петром. Вскоре после крестных страданий Господа и славного вознесения Его на Небо, один из апостолов пришел в Антиохию. От него отец Панкратия со всем домом своим принял св. крещение. Через какое-то время родители Панкратия умерли, тогда благочестивый юноша, оставив родительское поместье в пользу неимущих, сам ушел в горы Понтийские. Там он скрылся в одной из пещер, проводя время в молитвенном уединении, внутреннем самоуглублении и общении с Богом. Апостол Петр проходя Понтийскими горами, нашел там Панкратия, узнал его, и убедил идти вместе в Антиохию. Со временем Панкратий был поставлен епископом в г. Тавромения на Сицилии и отправился на корабле к месту своего служения, по дороге обратив в христианство двух своих спутников Ликаонида и Рмила. Когда же Панкратий приближался к Тавромении, бесы, бывшие там, пришли в смятение, а храм самых почитаемых на острове богов расселся, и идолы упали в море. Народ при виде этого пришел в страшное смятение. Начальник Тавромении Вонифатий, услыхав о чудесах, совершаемых пришельцем, поспешил к месту происшествия, где Панкратий научал смущенных жителей города. Его убедительная, горячая речь так подействовала на Вонифатия, что он тотчас же крестился. После этого Панкратий своей проповедью, знамениями и чудесами обратил ко Христу весь город. Слава о Панкратии разнеслась по всей Сицилии. Слухи о нем дошли до Аквилона, начальника острова, который был ярым язычником собрав войско, отправился в Тавромению, чтобы разорить город и избить христиан. Панкратий утешал жителей, говоря, что Бог не оставит без помощи верных Своих. Ободрившись, христиане вышли навстречу врагу впереди шел сам Панкратий с клиром, держа крест и иконы Христа и Богоматери. В то время, когда противные стороны готовились уже сразиться, внезапно мрак окружил язычников. Они пришли в ужас, умы их омрачились, и они начали убивать друг друга. Когда через несколько минут мрак исчез, они едва могли опомниться от страха и понять, что произошло. Оставшиеся в живых осознали, что их постигла казнь Божия за нашествие на христианский город. Они сложили оружие и, припав к ногам Панкратия, выразили желание быть христианами. Великая радость объяла тавроменийских христиан, они радовались и благодарили Бога за то, что их врагов он обратил в друзей. После этого Панкратий стал пользоваться особенным вниманием и почтением граждан, и другие города на острове были просвещены верой Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь чтит память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского 3 декабря, 2015. Новостная служба Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста 3 декабря. ПРАВМИР. Церковь отмечает память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 – 427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет. Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Учение мужей апостольских о Духе Святом ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск УЧЕНИЕ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ О ДУХЕ СВЯТОМ Дидахэ Святой Климент Римский " Учение двенадцати апостолов " ( " Дидахэ " ) написано около 80 г., вероятно, одним автором в Сирии или Палестине. По жанру представляет собой свод практических наставлений для жизни раннехристианской общины. Слово pneuma в тексте памятника встречается 7 раз и тематически эти упоминания разделяются по трём смысловым пунктам: - воздействие Духа на верующего в главе 4; - указание о совершении крещения " во имя Отца и Сына и Святого Духа " в 7 главе, дословно совпадающее с Мф 28:19; - действия пророка " в Духе " , описанные в гл. 11, с прямой аллюзией на Мф 12:32. В главе 4 заповедуется: " не приказывай ничего рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, в гневе твоём, да не перестанут бояться Бога, Который над вами обоими; ибо Он не приходит по лицу призывать, но тех, кого Дух уготовал " . В зависимости от того, как понимается to pneuma - как дополнение или как подлежащее, - возможны два варианта первода этой фразы: " ...призывать тех, кого Дух уготовал " " ...призывать тех, чей дух Он уготовил " Согласно А.Г. Дунаеву, " если принимать теорию о еврейском первоисточнике " двух путей " , то более правильным следует, скорее, признать перевод, где " дух " - дополнение " . Но если принимать во внимание контекст христианской письменности того периода, то следует более правильным признать перевод, где Дух - подлежащее. Что и делает большинство православных переводчиков и исследователей текста - свящ. И. Соловьёв, прот. П. Преображенский, А.Ф. Карашев, А.И. Сидоров, иной вариант мы находим лишь у прот. В. Асмуса. Приуготовляющее действие Духа в верующих запечатлено в посланиях ап. Павла (Еф 2:22). Отражено это понимание также в " Одах Соломона " (Од. 36, см. ниже). О. Георгий Завершинский, в свою очередь, указывает, что " функция Духа, приготовляющего встречу с Яхве, характерна для учительной традиции ВЗ и отчасти - для пророческой " , так что и с еврейской традицей не всё так однозначно.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/od...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010