А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Вы – соль земли» После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово. Большинство людей, окружавших Иисуса Христа, считали, что они достойны Царства Небесного уже потому, что являются еврейским богоизбранным народом, предназначенным для того, чтобы повелевать всеми народами мира. Они также считали, что это Царство специально для них приготовлено, а не потому, что они должны иметь высокие морально-нравственные качества души. И вот тогда, видя такое отношение к Своим словам, Иисус Христос обращается не к чванливо высокомерным фарисеям и книжникам, а к Своим ученикам, недавно избранным двенадцати Апостолам. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил» (Лука 6:20). Эти люди были бедняками, не получившими никакого образования, не умевшие красиво говорить и витиевато рассуждать. Но они, являясь скромными тружениками, в отличие от книжников и фарисеев, обладали высокими душевными качествами, позволяющими стать членами Царства Небесного и с искренним желанием и твердым усердием распространять учение Христово среди народов мира. Именно им, двенадцати Апостолам, а также другим людям, которые будут последователями учения Христова, Иисус Христос и объясняет, какими они должны стать, чтобы войти в Царство Небесное и ввести за собой и других людей. Иисус Христос рассказывает Своим последователям о том, какой великой силой духа они должны обладать, чтобы победить все препятствия на пути духовного самосовершенствования и восторжествовать над силами зла. И чтобы укрепить своих последователей на их праведном пути, Иисус Христос провозглашает Свои заповеди Блаженства в определенном порядке, вразумляя Своих учеников и указывая на то, как постепенно будут возрастать их высокие душевные качества. Так Христос говорит о том, что смиренно мудрствующий человек (нищий духом) обязательно придет к покаянию и будет оплакивать свои грехи и грехи падшего человечества. Плачущий способен проявлять кротость и смирение, а также будет являться жаждущим правды и многомилостивым человеком. Проявляющий милосердие к людям, обязательно будет иметь чистое сердце и станет миротворцем. И тот человек, который достигнет этих качеств души, не испугается ни гонений за правду, ни злословий и притеснений за Иисуса Христа. Такой человек, достигнув духовного совершенства, и будет отличаться от других людей, как соль от не соленой пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава III. Фактическая история проповеди II века § 39. «Учение св. двенадцати апостолов» Переходя к изучению отдельных фактов церковного учительства во II веке, мы прежде всего должны остановиться на «учении св. двенадцати апостолов» – διδαχ τν δδεκα ποστλων – недавно (в 1883 году) изданном достопочтенным митрополитом Филофеем Вриеннием древнейшем памятнике христианской церковно-учительной литературы. 109 Написание его относят одни – к концу I и началу II века, к периоду «первого порядка преемников апостольских», по выражению Евсевия (русский издатель этого памятника – г. К. Попов ); 110 другие – ко времени между 120–160 годами (Вриенний и д-р Мюральт); 111 третьи – ко времени между 135–165 годами (Гарнак). 112 К какому бы из указанных периодов времени ни относилось его происхождение, во всяком случае, несомненно, этот памятник, в ряду произведений духовной литературы послеапостольского времени, составляет одно из главных звеньев, связующих канонические апостольские писания с церковно-учительными произведениями следующего периода. Кто бы ни был его автор (1), он дошел до нас не поврежденным, в том виде, в каком был первоначально написан, и содержит в себе чистое и не поврежденное учение апостольское, что доказывается полным сходством и даже тождеством всех содержащихся в нем мыслей с мыслями, содержащимися в тех или других книгах священного писания Ветхого и Нового Завета или в произведениях мужей апостольских. 113 Как известно, этого отнюдь нельзя сказать об однородных с ним по характеру «правилах апостольских» и «постановлениях апостольских», которые, по первоначальному происхождению восходя также к первобытным временам церкви, в течение времени подверглись дополнениям и изменениям, с которыми и известны в наличной древнейшей христианской литературе. В канонических апостольских посланиях, писанных каждое по вызову частных обстоятельств и большею частью к поместным церквам, как ни высок их авторитет, ни в одном не содержится полного обозрения или изложения учения церкви, как оно существовало в век апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Философия Истории. Общие соображения о первых трех столетиях эры христианской, составляющих первый период истории церкви. Стремительное распространения христианства во всех странах к началу III столетия Лучи истины разлились на весь мир 1 После изложения истории первых двух столетий и начиная повествование о третьем веке полагаем, что небесполезно рассмотреть вообще частные данные, которые находим в памятниках. Прежде всего, видим великое событие: установление Христианства во всех странах известного тогда мира. О проповеди двенадцати Апостолов точных и положительных сведений не имеем, но, судя по тому, чего они достигли, можно сказать положительно, что каждый из двенадцати Патриархов Нового Завета был как бы средоточием, от которого лучи истины разлились на весь мир. Благовестие во времена апостольские было столь деятельно и столь настойчиво, что в конце второго столетия Тертуллиан имел полное право сказать правителям Римской империи: «мы явились недавно, но уже все успели наполнить: города ваши, острова, укрепленные места, ваши общины, ваши собрания, даже самые лагери ваши, ваши трибуны, ваши декурии, дворец, сенат, форум, но оставили вам только храмы ваши.» 2 Тот же писатель говорит в другом месте: «Евангелие прогремело в целом мире: Парфы, Мидяне, жители Месопотамии, Армяне, Фригийцы, жители Каппадокии, Понта, Азии, Памфилии, Египтяне, Африканцы, Римляне, Гетулы, Мавры, Испанцы, Галлы, Бретонцы, Сарматы, Даки, Германцы, Скифы и многие другие народы приняли Евангелие... Царство Иисуса Христа всемирно; Христос царствует над всеми народами». Какая же философическая причина такого величайшего события? Чему приписать успех столь необъятный? Ответы на вопрос этот предлагали различные философские школы. Сущность же их состоит в том, что Миру языческому наскучило идолопоклонство, не удовлетворявшее общественным требованиям. Христианство в преодолении язычества Но, взирая на то, как язычество в течение трех веков противилось влияниям христианства с помощью сарказмов и рассуждений скептической философии, нетерпимости, клеветы, пыток, жестокостей самых возмутительных, деспотизма императорского, невозможно допустить, чтобы язычество не сохраняло бы в обществе большого влияния. Народ был к нему привязан, а страсти его и невежество согласовались с суевериями языческими. Классы образованные не верили в учение о божествах, но между притворным и своекорыстным отрицанием их и признанием религии строгой, чистой – еще целая пропасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Скачать epub pdf 9. Св. апостол Фома Св. апостол Фома, называемый «близнец» ( Ин.11:16; 20:24, 21:2 ), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов ( Лк.6:15 ; Мк.3:18 ). Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Вот случай, когда особенно выразилась эта преданность. После праздника Обновления Христос ушел из Иерусалима, где на Него злоумышляли иудеи, и отправился в Галилею. Однажды, когда Он был здесь, пришло к Нему известие, что друг его Лазарь тяжко болен. Но Христос как будто не обратил внимания на это известие и целые два дня пробыл на том месте, где в это время был. На третий день Он вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало их: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме во время праздника Обновления. Они сделали попытку отклонить своего Учителя от такого опасного предприятия. «Учитель, – говорили они, – давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Христос отвечал ученикам, что никто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия – смерть Лазаря. «Пойдем к нему», – кончил слова Свои Господь и сделал несколько шагов вперед. Как ни жаль было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею, казалось им, то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Фома не задумывался, – он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в угрожающей опасности. Это было выражение сильной, беззаветной преданности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем ( Ин.11:1–16 ). Эта преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности его к Господу. При всей своей преданности он не имел, однако, ясного понимания учения и всего служения Христа. По самой природе своей Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного и, слушая учение Божественного Учителя, он все не мог отрешиться от внешних чувственных представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 14. Св. первоверховный апостол Павел Савл, впоследствии св. апостол Павел, по происхождению своему принадлежал к колену Вениаминову ( Флп.3:5 ). Он родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области Малой Азии ( Деян.22:3 ). Родители Савла были люди состоятельные и происходили из благородного звания; предки их издавна пользовались правами римского гражданства( Деян.16:37, 22:25–28 ). Первоначальное воспитание Савл получил в родном своем городе. Тарс славился в древности своей образованностью и спорил в этом отношении с самыми просвещенными городами тогдашнего мира. Родители Савла, естественно, воспользовались для образования своего сына теми средствами, какие были у них под руками. Но главное и окончательное образование Савл приобрел в Иерусалиме. Родители Савла желали дать сыну лучшее образование в духе отечественной религии и послали Савла для обучения в Иерусалим, который был известен, как средоточие иудейской мудрости. Учителем Савла был здесь знаменитый Гамалиил ( Деян.22:3 ), считавшийся славой закона, человеком мудрым и просвещенным. Между сотоварищами Савла был Варнава, впоследствии апостол Христов и сотрудник апостола Павла в деле проповеди Евангелия. Особенные дарования Савла отличили его между сверстниками ( Гал.1:14 ), которые не могли равняться с ним в разумении премудрости иудейской. Под руководством своего знаменитого учителя Савл тщательно изучил закон Моисеев, книги пророческие и другие книги еврейской письменности. Еще более тщательно изучил он весь отеческий закон и все отеческие предания ( Деян.22:3 ). Гамалиил был фарисей ( Деян.5:34 ) и старался, конечно, утвердить в своих учениках отеческие предания, особенная любовь к которым была отличительной чертой фарисейской секты 22 . Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, – пламенным ревнителем отеческих преданий ( Гал.1:14 ) и горячим приверженцем фарисеев ( Флп.3:5 ). В это время в Иерусалиме и в окрестных городах и селениях апостолы Христовы и их последователи ревностно распространяли учение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греко–Римская пайдейя и раннехристианская педагогика Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 27 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты греко-римской пайдейи и ее влияния на раннехристианские образование и педагогическую мысль вплоть до конца III в. Были рассмотрены следующие направления: — традиция языка и письменности, — структура обучения и воспитания, — политический и философский фон. Уникальная встреча христианства и язычества проанализирована в обширной литературе. При подготовке данной статьи были использованы лишь избранные материалы и цитаты, поскольку объем публикации не позволяет раскрыть все аспекты темы. 1 Языковая и литературная традиция В апостольское и послеапостольское время христианский эллинизм использует греческий язык в Новом Завете, а христианская мысль выражается через мир греческих идей, понятий, концептов, категорий мысли, символов, значений, метафор и т. д. Это можно объяснить тем, что христианство, возникшее в среде позднего иудаизма, должно было быть эллинизированным, поскольку евреи были эллинизированы уже ко времени апостола Павла, и тем, что первое христианское сообщество обратилось к этой эллинизированной части еврейского народа, к так называемым эллинистам . Для евреев, которые жили вне Палестины, греческий стал более близким языком, чем какие-либо другие. А в самой Палестине греческий использовался в торговле и деловом общении даже теми, кто получил традиционное образование 2 . В синагогах преобладал греческий язык, как мы видим у Филона Александрийского, который его использовал для своей аудитории — хорошо образованных евреев. Миссионерские увещевания апостола Павла тоже были составлены на греческом в форме философского спора 3 . Христианские авторы апостольских времен описывали деяния и учение мудрых, пользуясь письменным греческим языком. Во времена Апостольских мужей произошло дальнейшее развитие христианской литературы. Учение Двенадцати апостолов, Апокалипсис и проповедь в форме диатрибы 4 и диалогов базировались на греческой основе, трансформировали учения киников, стоиков и эпикурейцев. Еще до христианской мартирологической литературы подобные жанры использовали язычники в Египте 5 . К середине II b. христианская литература насчитывала значительное количество письменных трудов, адресованных язычникам. Большинство авторов выражало свои идеи в форме наставления и диалога, как, например, святой Иустин Мученик в “Диалоге” с Трифоном 6 .

http://pravmir.ru/greko-rimskaya-paydeyy...

Скачать epub pdf Святая великомученица Ирина Это было в то время, когда трудами апостолов учение Христово стало распространяться по всей земле. В одной из греческих областей в городе Магеддоне жил правитель Ликиний, имевший дочь Пенелопию, отличавшуюся замечательной красотой. Желая, чтобы она воспитывалась вдали от света и светских развлечений, Ликиний выстроил для нее дворец недалеко от города. Дворец был отделан с замечательной роскошью. Ликиний не жалел никаких драгоценностей, чтобы украсить жилище, в котором дочь его должна была оставаться до самого замужества. Так как Ликиний был язычником, то он поставил во дворце золотых идолов. Воспитание же дочери он поручил пожилой наставнице Карии и ученому старцу Апеллиану, который давал уроки Пенелопии. 13 других молодых девиц прислуживали ей и делили ее игры и занятия. Так прошло несколько лет, Пенелопия более и более возрастала в красоте и добродетели. Между тем Апеллиан, бывший тайным христианином, старался внушать своей ученице христианские добродетели, не решаясь до времени совершеннолетия учить ее христианской вере. Уже родители Пенелопии стали помышлять о ее замужестве, как однажды случилось странное событие. Раз сидела она с наставницей в своей комнате, и вот вдруг в окно влетел голубь с масличной веткой, которую положил перед Пенелопией на стол, вслед за тем влетел орел и оставил на столе венок из цветов; наконец, в противоположное окно влетел ворон и бросил на стол небольшую змею. Пенелопия и Кария с удивлением смотрели на это, и едва успел войти к ним Апеллиан, тотчас рассказали ему о случившемся. Старец, подумав немного, сказал: «Голубь означает добронравие твое, Пенелопия, кротость и целомудрие; ветка масличная знаменует благодать Божию, которая сообщится тебе во св. крещении; орел, образ царя и победителя, показывает, что ты будешь царствовать над страстями своими и возвысишься богомыслием, а венок – это воздаяние, которое получишь от Бога за подвиги свои; наконец, ворон со змеей означают врага диавола, который будет стараться отвратить тебя от доброго, но, укрепляемая помощью Божией, ты твердо вытерпишь скорби за Бога, Царя Небесного».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 9 Зач. 40-е. Послание Иисусом Христом 12-ти Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Читается в субботу 24-й недели по Пятидесятнице. Об этом повествуется и у евангел. Матфея ( Мф.10:5, 42 ) и Марка ( Мк.6:7, 13 ); у первого повествуется пространно, а у Марка и Луки кратко и у обоих почти в одних и тех же словах. Еванг. Лука далее повествует еще ( Лк.10:1 и дал.) о послании Иис. Христом на проповедь 70-ти учеников, что Матфей и Марк опускают, и при этом передает также некоторые Его им наставления. Нет сомнения, что Господь, посылая 12 и 70 Апостолов, давал им в оба раза наставления, и наставления сходные между собою. Еванг. Лука приводит наставления в двух местах, при послании 12-ти и 70-ти, а еванг. Матфей соединил те и другие наставления в одном, при послании на проповедь одних 12-ти. Вот чем разрешается некоторое, по-видимому, разноречие в повествованиях Евангелистов о послании Апостолов на проповедь. Лк.9:1 . Созвáв же обанáдесяте, дадé им силу и влáсть на вся бесы, и недýги целити: Лк.9:2 . и послá их проповедати цáрствие Бóжие и исцелити болящыя. (Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.) Как Сам Господь соединял проповедь с чудотворениями, т. е. такими делами, которых человек не может сделать ни собственною силою, ни искусством, но только всемогущею силою Божиею, напр., исцелить больного, без лекарства, одним словом, – соединял для того, чтобы показать, что учение Его не простое, а Божественное, принесенное с неба и чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника ( Мф.4:23 ); так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – «дабы, удивляя чудесами, пишет блаженный Феофилакт, они приобретали внимательных своему учению слушателей». Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что этот человек угоден Богу и есть посланник Божий, и что учение, которое он проповедует, не простое, а Божественное. Дал (даде) силу и власть над всеми бесами (на вся бесы). О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Послал проповедывать царствие Божие. О царствии Божием чит. в объясн. 43 ст. 4-й же гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Роудс Рон (протестант) Рассуждая при помощи Писания. Класс помазанников Лк.12:32 – «Малое стадо» как «класс помазанников» Учение Сторожевой Башни. Стих Лк.12:32 в «Переводе нового мира» звучит так: «Не бойся, малое стадо, потому что вашему Отцу было угодно дать вам царство». Малое стадо, как считают Свидетели Иеговы, состоит из 144 000 человек, имеющих небесную надежду: «Только в книге Откровение мы находим число тех, кого Иисус назвал „малым стадом», которому Отец Агнца дает Царство ( Лк.12:32; 22:28–30 )... Апостол Иоанн, получивший Откровение, засвидетельствовал: „Я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи» ( Откр.7:4 )» 578 . Общество Сторожевой Башни утверждает, что дохристианские святые, такие как Авраам, Исаак, Иаков и ветхозаветные пророки, не принадлежат к этому малому стаду. Они входят в число «других овец», о которых Иисус говорил в Ин.10:16 . У них есть земная, а не небесная надежда 579 . Библейское учение. Предложенное Сторожевой Башней толкование стиха Лк.12:32 идет вразрез с контекстом. Прочитав 12-ю главу, мы увидим, что все тринадцать стихов – с 22-го по 34-й – составляют единое целое. Этот отрывок начинается словами: «И сказал [Иисус] ученикам Своим...» ( Лк.12:22 , курсив автора). Все следующие тринадцать стихов – это слова, обращенные Иисусом непосредственно к Своим земным ученикам, жившим в I столетии нашей эры. Даже самое богатое воображение не может усмотреть какую-либо связь между текстом Лк.12:32 и элитной группой из 144 000 членов помазанного класса, формировавшейся с I века нашей эры по 1935 год. Свидетели Иеговы вкладывают в этот стих совершенно чуждый смысл. Кроме того, Иисус называл учеников овцами Своего стада. Например, наставляя двенадцать учеников по поводу их будущего служения, Он говорил: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 , курсив автора). Позже Иисус предсказал ученикам, что после Его смерти они разбегутся: «...все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: „поражу пастыря, и рассеются овцы стада»...» ( Мф.26:31 ). Если в Мф.10:16 и Мф.26:31 ученики названы «овцами» стада Иисуса, то в Лк.12:32 они названы Его «малым стадом» 580 . Иисус называл учеников «малым стадом» потому, что они представляли собой маленькую, беззащитную кучку людей, которую легко было уничтожить. Однако им не о чем было беспокоиться, потому что божественный Пастырь обещал заботиться о них.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

«Уже время, с которого началось образование материи Ев. рассказов, полагало некоторые свои трудности». «Не может быть ничего вероятнее (geschichtliher), говорит Эвальд, как много раз повторенное в Евангелии увещание Христа, чтобы о Его чудесных исцелениях не разглашали исцеленные 45 . Притом, однако, нигде не указывается, чтобы Христос не желал открыто проповедовать Свое учение, или чтобы Он желал скрывать его от света; Он желал только, чтобы исцеления Его не прославлялись в народной молве и много не рассказывались (Мк. 1:34, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26; Мф. 8:4, 9:30, 12:16 , Лк. 5:14 ). А то замечание евангелиста ( Мф. 13:34 ), что Христос говорил к народу не иначе, как в притчах, относится, как это само собою ясно, не к такому трудному учению, как оно излагается в притчах, и не к пространным, предварительно составленным беседам, но к тому только, чтобы дать понятие вообще о способе Его учения», и не к тому, разумеется, чтобы затаить смысл учения и оставить его в безвестности, как и чудеса. «Следовательно, продолжает Эвальд, учение Христово должно было распространяться своей собственной силой, как и сколько могло. Эта неискательность славы соединялась у Христа с желанием, чтобы Его мессианскому делу не помогала никакая бесполезная молва, а только мудрая предусмотрительность. Так как Он наперед верно знал последний исход Своего земного делания, то и желал, ввиду Своей задачи, сделать все с возможно скорым успехом, устраняя вмешательство постороннего произвола. Христос Спаситель и в первое время своей жизни совершал, однако, много чудесных исцелений, что требовалось самой задачей Его деятельности – учреждением Царства Божья. Конечно, такие запрещения Христовы не могли отклонить от Него внимание народа и властителей (Мк. 1:45–44, 7:36; Мф. 9:30 ; Лк. 5:14, 6:14  и под.); притом, и для Него Самого пришло время, когда Он уже не внушал более молчать о Своих делах: однако прошло время, а с ним и жизнь Спасителя мало открытой; и нет никакого следа, чтобы во время течения её кто-либо и где-нибудь содержал бы в памяти все отдельные обстоятельства оной. И если говорит Лука, что Мария (Богородица) с ранних пор содержала в своей памяти все, то Она могла быть источником рассказов только о детстве и постепенном совершенствовании Иисуса Христа до открытой мессианской деятельности Его ( Лк. 2:19, 51 ). Самим же двенадцати апостолам земная жизнь Христа стала понятною только с того времени, как она стала вполне законченною (vollendet)» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010