Сочинение имеет два надписания. Первое и притом краткое читается так: Διδαχ τν δδεκα ποστολων; второе и более пространное: Διδαχ Κυρου δι τν δδεκα ποστλων τος δνεσιν (Учение Господа (преданное) народам через двенадцать апостолов). Вриенний полагает, что второе, более пространное, надписание принадлежит самому автору сочинения, а первое сделано впоследствии и служит сокращением второго, более длинного оглавления. Обе своеобразные надписи не означают того, что в сочинении ведётся речь от лица Господа или двенадцати апостолов 6 ; напротив, автор во всём своём сочинении говорит от своего собственного лица, как это видно из следующих выражений: «Чадо моё! Не будь птицегадателем» (гл. III). «Берегитесь, дети, от всех таких людей» (гл. V). «И не молитесь как лицемеры, но как повелел Господь в евангелии» (гл. VIII). Равным образом оба указанные оглавления не означают и того, что в сочинении, носящем их, мы имеем дело с одним из тех подложных произведений, которые, по свидетельству Иринея и Евсевия 7 писались и издавались еретиками, а иногда и благочестивыми христианами 8 под именами апостолов 9 и знаменитых мужей древности 10 . Ибо внимательное чтение и изучение сочинения убеждают нас в том, что в содержании его выражены чистые и возвышенные христианские воззрения. Но оба надписания указывают на задачу, которую имел в виду неизвестный автор при составлении своего сочинения. Задача сочинения следующая: изложение и раскрытие учения (διδαχ), которое Господь преподал Своим ближайшим ученикам – двенадцати апостолам, а апостолы устно и письменно проповедали его народам. И действительно, содержание сочинения часто даже до буквальности совпадает с св. писаниями Ветхого и Нового Завета. Согласно с указанной целью сочинение должно заключать в себе учение Господа, переданное Им через двенадцать апостолов, или учение двенадцати апостолов, которое они, получив от Господа, возвестили народам; ибо учение последних то же самое, что и учение Господа. Следовательно, оба надписания точно обозначают одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

В.В. Акимов Церковные писатели и богословие доникейского периода. Учение о Логосе Мужи апостольские и апологеты Мужами апостольскими принято называть церковных писателей, которые жили в апостольский век и были учениками или последователями апостолов. В английской литературе их называют апостольскими отцами (Apostolic Fathers). Впервые круг этих писателей определил в 1672 году патролог Котелье. В его издание вошли «Послание» Варнавы, «Послания» Климента Римского , «Пастырь» Ермы, «Послания» Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского . Позднее к числу письменных памятников мужей апостольских добавили «Послание к Диогнету», фрагменты Папия Иерапольского и «Учение двенадцати апостолов». Все эти сочинения появились, по мнению исследователей, в период с 95 по 150 год. Мужей апостольских сменило поколение христианских апологетов. Апологетами называют церковных писателей, которые выступали с сочинениями в защиту христианства перед лицом государственной власти. Первые апологеты появились уже во II веке, в эпоху правления императоров династии Антонинов. К числу ранних апологетов относят Иустина Философа , Афинагора Афинянина , Феофила Антиохийского , Татиана, Аристида. Особенности доникейского богословия В первые христианские века под словом «богословие», θεολογια понимали преимущественно учение о Боге, т. е. о Святой Троице (учение о Боге в Самом Себе). Все остальные стороны современного богословия, связанные с отношением Бога к миру (учение о Боге как творце, промыслителе, спасителе, освятителе), называли словом «домостроительство», οικονομια. В ранний период в центре внимания богословов стояла личность Иисуса Христа, проблемы, связанные с пониманием Иисуса Христа, Его спасительного дела. Вся богословская мысль до VIII века, вращаясь вокруг Христа, по сути, пыталась истолковать слово «Богочеловек», θεανθρωπος. Учение об Иисусе Христе как о Боге относилось к собственно богословской области, а учение о Нем как о Боге воплотившемся – к области домостроительства. Учение о Троице в первые века фактически рассматривалось сквозь призму учения об Иисусе Христе. Первоначально основное внимание уделялось Его Божеству. При этом возникала опасность умаления Его человечества. Так возник докетизм, учение о призрачности человеческого тела Иисуса Христа, отрицающее истинность Боговоплощения. Докетами были гностики. Чуть позднее некоторые еретики сместили акцент на человечество Иисуса Христа, отрицая Его Божественность. Особенности проповеди о Христе для иудеев и для язычников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период первый 18 . Древнехристианская, или доникейская, церковная литература Памятники древнехристианской литературы в свою очередь могут быть разделены на четыре отдела: а) литература мужей апостольских; b) творения христианских апологетов; с) произведения полемического характера, направленные против гностиков и монтанистов; d) научное богословие. Отдел первый. Мужи апостольские К этому отделу относится литература послеапостольского времени. К сожалению, послеапостольский век в своих литературных произведениях не примыкает непосредственно к апостольскому. Непосредственные ученики апостолов в большинстве не оставили литературных произведений. Характеристическими чертами литературных памятников этого отдела служат простота содержания и формы, преимущественно религиозный оттенок, интерес к чисто внутренним потребностям Церкви, отсутствие всяких философских влияний. I. «Учение двенадцати Апостолов» 1 . В 1883 году греческий митрополит Филофей Вриенний открыл очень древний и важный в историческом отношении памятник, известный под названием «Учение двенадцати Апостолов» («Διδαχ τν δδεκα ποστλων»). Памятник сохранился в единственной рукописи XI века. Содержание «Διδαχ» распадается на две части. В первой, состоящей из шести глав, описывается путь жизни и путь смерти. В этой части дается перечень нравственных предписаний и запрещений. Во второй части содержатся некоторые данные об обрядах Таинств Крещения и Евхаристии, равно как и некоторые указания на церковную организацию того времени. Заключением служит увещание к бдительности ввиду скорого пришествия Христа. «Учение двенадцати Апостолов» есть памятник анонимный. Ни сохранившаяся рукопись, ни церковные писатели, цитирующие его, не называют его автора. Датой для определения времени происхождения памятника служит то обстоятельство, что выдержки из него цитируются в послании, известном с именем апостола Варнавы , и в «Пастыре» Ерма . Это заставляет отнести памятник к самому концу первого столетия. 2 . Переходя к анализу содержания памятника, мы должны отметить в нем три основные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Глава 8 Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его. Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице. Лк.8:1 . И бысть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ним, После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для Иисуса Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников ( Лк.6:12, 16 ). Лк.8:2 . и жены некия, яже бяху исцелены от духóв злых и недýг: Мариа нарицáемая Магдалина, из неяже бесóв сéдмь изыде, (и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,) Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56 . Мар. 16:9 ). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых ( Ин.21:14 и дал.). Лк.8:3 . и Иоáнна женá хузáня, пристáвника Иродова, и сусáнна, и ины мнóги, яже служáху емý от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Скачать epub pdf Семьдесят Лука – единственный из евангелистов, упоминающий о том, что помимо двенадцати Иисус избрал впоследствии еще семьдесят учеников: После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою ( Лк. 10:1–2 ). В большом количестве рукописей говорится о семидесяти двух учениках вместо семидесяти. На этом основании в современных критических изданиях Нового Завета число «семьдесят два» фигурирует в тексте (а не в подстрочных примечаниях, как это бывает с менее авторитетными чтениями), однако слово «два» берется в квадратные скобки. Такое решение было принято Объединенными библейскими обществами под влиянием крупнейшего специалиста по новозаветной текстологии К. Аланда, который считал «семьдесят два» оригинальным чтением, а «семьдесят» – продуктом гармонической коррекции переписчиков, пожелавших привести число, не имеющее символического или священного смысла, к имеющему таковой смысл. Если число «двенадцать» соответствовало двенадцати коленам Израилевым, то число «семьдесят» соответствует семидесяти старейшинам, которых Моисей избрал из сынов Израилевых ( Исх. 24:1 ; Чис. 11:16,24 ), или семидесяти потомкам Иакова ( Исх. 1:5 ; Втор. 10:22 ). Церковная традиция, однако, сохранила имена семидесяти, а не семидесяти двух апостолов. В их число вошли евангелисты Марк и Лука, а также некоторые лица, упоминаемые в посланиях апостола Павла или являющиеся адресатами этих посланий. Поучение, которое Иисус обратил к семидесяти, в значительной степени совпадает с тем, что, согласно Матфею и Луке ( Мф. 10:9–16 ; Лк. 9:1–6 ), Он говорил двенадцати: Идите. Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому ( Лк. 10:3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Вы – соль земли» После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово. Большинство людей, окружавших Иисуса Христа, считали, что они достойны Царства Небесного уже потому, что являются еврейским богоизбранным народом, предназначенным для того, чтобы повелевать всеми народами мира. Они также считали, что это Царство специально для них приготовлено, а не потому, что они должны иметь высокие морально-нравственные качества души. И вот тогда, видя такое отношение к Своим словам, Иисус Христос обращается не к чванливо высокомерным фарисеям и книжникам, а к Своим ученикам, недавно избранным двенадцати Апостолам. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил» (Лука 6:20). Эти люди были бедняками, не получившими никакого образования, не умевшие красиво говорить и витиевато рассуждать. Но они, являясь скромными тружениками, в отличие от книжников и фарисеев, обладали высокими душевными качествами, позволяющими стать членами Царства Небесного и с искренним желанием и твердым усердием распространять учение Христово среди народов мира. Именно им, двенадцати Апостолам, а также другим людям, которые будут последователями учения Христова, Иисус Христос и объясняет, какими они должны стать, чтобы войти в Царство Небесное и ввести за собой и других людей. Иисус Христос рассказывает Своим последователям о том, какой великой силой духа они должны обладать, чтобы победить все препятствия на пути духовного самосовершенствования и восторжествовать над силами зла. И чтобы укрепить своих последователей на их праведном пути, Иисус Христос провозглашает Свои заповеди Блаженства в определенном порядке, вразумляя Своих учеников и указывая на то, как постепенно будут возрастать их высокие душевные качества. Так Христос говорит о том, что смиренно мудрствующий человек (нищий духом) обязательно придет к покаянию и будет оплакивать свои грехи и грехи падшего человечества. Плачущий способен проявлять кротость и смирение, а также будет являться жаждущим правды и многомилостивым человеком. Проявляющий милосердие к людям, обязательно будет иметь чистое сердце и станет миротворцем. И тот человек, который достигнет этих качеств души, не испугается ни гонений за правду, ни злословий и притеснений за Иисуса Христа. Такой человек, достигнув духовного совершенства, и будет отличаться от других людей, как соль от не соленой пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава III. Фактическая история проповеди II века § 39. «Учение св. двенадцати апостолов» Переходя к изучению отдельных фактов церковного учительства во II веке, мы прежде всего должны остановиться на «учении св. двенадцати апостолов» – διδαχ τν δδεκα ποστλων – недавно (в 1883 году) изданном достопочтенным митрополитом Филофеем Вриеннием древнейшем памятнике христианской церковно-учительной литературы. 109 Написание его относят одни – к концу I и началу II века, к периоду «первого порядка преемников апостольских», по выражению Евсевия (русский издатель этого памятника – г. К. Попов ); 110 другие – ко времени между 120–160 годами (Вриенний и д-р Мюральт); 111 третьи – ко времени между 135–165 годами (Гарнак). 112 К какому бы из указанных периодов времени ни относилось его происхождение, во всяком случае, несомненно, этот памятник, в ряду произведений духовной литературы послеапостольского времени, составляет одно из главных звеньев, связующих канонические апостольские писания с церковно-учительными произведениями следующего периода. Кто бы ни был его автор (1), он дошел до нас не поврежденным, в том виде, в каком был первоначально написан, и содержит в себе чистое и не поврежденное учение апостольское, что доказывается полным сходством и даже тождеством всех содержащихся в нем мыслей с мыслями, содержащимися в тех или других книгах священного писания Ветхого и Нового Завета или в произведениях мужей апостольских. 113 Как известно, этого отнюдь нельзя сказать об однородных с ним по характеру «правилах апостольских» и «постановлениях апостольских», которые, по первоначальному происхождению восходя также к первобытным временам церкви, в течение времени подверглись дополнениям и изменениям, с которыми и известны в наличной древнейшей христианской литературе. В канонических апостольских посланиях, писанных каждое по вызову частных обстоятельств и большею частью к поместным церквам, как ни высок их авторитет, ни в одном не содержится полного обозрения или изложения учения церкви, как оно существовало в век апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Философия Истории. Общие соображения о первых трех столетиях эры христианской, составляющих первый период истории церкви. Стремительное распространения христианства во всех странах к началу III столетия Лучи истины разлились на весь мир 1 После изложения истории первых двух столетий и начиная повествование о третьем веке полагаем, что небесполезно рассмотреть вообще частные данные, которые находим в памятниках. Прежде всего, видим великое событие: установление Христианства во всех странах известного тогда мира. О проповеди двенадцати Апостолов точных и положительных сведений не имеем, но, судя по тому, чего они достигли, можно сказать положительно, что каждый из двенадцати Патриархов Нового Завета был как бы средоточием, от которого лучи истины разлились на весь мир. Благовестие во времена апостольские было столь деятельно и столь настойчиво, что в конце второго столетия Тертуллиан имел полное право сказать правителям Римской империи: «мы явились недавно, но уже все успели наполнить: города ваши, острова, укрепленные места, ваши общины, ваши собрания, даже самые лагери ваши, ваши трибуны, ваши декурии, дворец, сенат, форум, но оставили вам только храмы ваши.» 2 Тот же писатель говорит в другом месте: «Евангелие прогремело в целом мире: Парфы, Мидяне, жители Месопотамии, Армяне, Фригийцы, жители Каппадокии, Понта, Азии, Памфилии, Египтяне, Африканцы, Римляне, Гетулы, Мавры, Испанцы, Галлы, Бретонцы, Сарматы, Даки, Германцы, Скифы и многие другие народы приняли Евангелие... Царство Иисуса Христа всемирно; Христос царствует над всеми народами». Какая же философическая причина такого величайшего события? Чему приписать успех столь необъятный? Ответы на вопрос этот предлагали различные философские школы. Сущность же их состоит в том, что Миру языческому наскучило идолопоклонство, не удовлетворявшее общественным требованиям. Христианство в преодолении язычества Но, взирая на то, как язычество в течение трех веков противилось влияниям христианства с помощью сарказмов и рассуждений скептической философии, нетерпимости, клеветы, пыток, жестокостей самых возмутительных, деспотизма императорского, невозможно допустить, чтобы язычество не сохраняло бы в обществе большого влияния. Народ был к нему привязан, а страсти его и невежество согласовались с суевериями языческими. Классы образованные не верили в учение о божествах, но между притворным и своекорыстным отрицанием их и признанием религии строгой, чистой – еще целая пропасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Скачать epub pdf 9. Св. апостол Фома Св. апостол Фома, называемый «близнец» ( Ин.11:16; 20:24, 21:2 ), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов ( Лк.6:15 ; Мк.3:18 ). Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Вот случай, когда особенно выразилась эта преданность. После праздника Обновления Христос ушел из Иерусалима, где на Него злоумышляли иудеи, и отправился в Галилею. Однажды, когда Он был здесь, пришло к Нему известие, что друг его Лазарь тяжко болен. Но Христос как будто не обратил внимания на это известие и целые два дня пробыл на том месте, где в это время был. На третий день Он вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало их: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме во время праздника Обновления. Они сделали попытку отклонить своего Учителя от такого опасного предприятия. «Учитель, – говорили они, – давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Христос отвечал ученикам, что никто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия – смерть Лазаря. «Пойдем к нему», – кончил слова Свои Господь и сделал несколько шагов вперед. Как ни жаль было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею, казалось им, то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Фома не задумывался, – он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в угрожающей опасности. Это было выражение сильной, беззаветной преданности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем ( Ин.11:1–16 ). Эта преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности его к Господу. При всей своей преданности он не имел, однако, ясного понимания учения и всего служения Христа. По самой природе своей Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного и, слушая учение Божественного Учителя, он все не мог отрешиться от внешних чувственных представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 14. Св. первоверховный апостол Павел Савл, впоследствии св. апостол Павел, по происхождению своему принадлежал к колену Вениаминову ( Флп.3:5 ). Он родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области Малой Азии ( Деян.22:3 ). Родители Савла были люди состоятельные и происходили из благородного звания; предки их издавна пользовались правами римского гражданства( Деян.16:37, 22:25–28 ). Первоначальное воспитание Савл получил в родном своем городе. Тарс славился в древности своей образованностью и спорил в этом отношении с самыми просвещенными городами тогдашнего мира. Родители Савла, естественно, воспользовались для образования своего сына теми средствами, какие были у них под руками. Но главное и окончательное образование Савл приобрел в Иерусалиме. Родители Савла желали дать сыну лучшее образование в духе отечественной религии и послали Савла для обучения в Иерусалим, который был известен, как средоточие иудейской мудрости. Учителем Савла был здесь знаменитый Гамалиил ( Деян.22:3 ), считавшийся славой закона, человеком мудрым и просвещенным. Между сотоварищами Савла был Варнава, впоследствии апостол Христов и сотрудник апостола Павла в деле проповеди Евангелия. Особенные дарования Савла отличили его между сверстниками ( Гал.1:14 ), которые не могли равняться с ним в разумении премудрости иудейской. Под руководством своего знаменитого учителя Савл тщательно изучил закон Моисеев, книги пророческие и другие книги еврейской письменности. Еще более тщательно изучил он весь отеческий закон и все отеческие предания ( Деян.22:3 ). Гамалиил был фарисей ( Деян.5:34 ) и старался, конечно, утвердить в своих учениках отеческие предания, особенная любовь к которым была отличительной чертой фарисейской секты 22 . Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, – пламенным ревнителем отеческих преданий ( Гал.1:14 ) и горячим приверженцем фарисеев ( Флп.3:5 ). В это время в Иерусалиме и в окрестных городах и селениях апостолы Христовы и их последователи ревностно распространяли учение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010