В туринских папирусах 17 сохранилось несколько страниц коптской проповеди на память усекновения главы Предтечи, и они проливают некоторый свет на историю этого праздника в Египте. «Ирод повелел заключить Иоанна в темницу. И когда наступил день рождения этого беззаконника, сделал он пир вечером. Ибо поутру это был день рождения, 18 т.е. первое число [месяца] тоут. Цари обыкновенно делают пир 19 вечером, в день рождения, и приглашают всех вельмож, чтобы те знали, что это день рождения царей. И те поутру одеваются в светлые одежды 20 , и идут принести ему поздравление 21 , потому что это день рождения его. Так наступил день рождения первого числа, и позвал он всех вельмож».    «Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя. Вчера мы умолчали не о похвале большего из пророков и мученика Иоанна, но о дне рождения гонителя, вернее же – убийцы 22 . Вы знаете, братие мои возлюбленные, что немножко желчи испортит и самый лучший мед; но [даже и] та желчь, которую предложил Ирод в день своего рождения, не испортит того меда, который в сердце боголюбцев, – подвижничества Иоанна Крестителя и воздаяния за его доблести».    «Но возвратимся на предлежащее. Мы празднуем сегодня Иоанну, крестителю и предтече Христову. Мы не празднуем нового года, т.е. 1-го числа месяца 23 септемврия, который называется «тоут» на языке египтян и составляет начало их года. «Тоут» есть имя идола женщины, которую нарекли «тоут» потому, что она отличилась мужескою храбростью на войне против эфиопов 24 ; и в первый месяц воздвигли ей статую, по сказанию мифологии. Но нам дела нет до этого. Мы празднуем сегодня Иоанну, сыну Захарии священника, старца праведного. Мы празднуем сегодня первородному Елисаветы, неплодове, дщере Аароновой и сродницы Марии девы. – Мы празднуем тому, имя которому наречено ангелом, прежде даже не зачатся во чреве. Мы празднуем пророку Вышнего, который как звезда утренняя идет пред Спасителем, вопия: покайтеся! – Не звали нас на пир иродов; но мы празднуем другу Жениха. Не достоин благодати Ирод; потому он и пал [низверженный] плясавицею. Я не состою ни в числе князей его, ни в числе его вельмож и тысящников. Не причтен я к старейшинам галилейским. Но я причтен ко святой невесте – церкви, и праздную святому другу Жениха». – «Ты [,Иродиада,] умертвила его [Предтечу]; но тело его не мертво: оно чудеса совершает, особенно ныне в сем мученическом храме, который создал ему святый апа Феофил. Здесь ныне кости его [Предтечи] положены вместе с Елисеем пророком 25 , и ныне он дарует исцеление всем больным».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ваше внимание, дорогие наши сегодняшние собеседники, я обращаю на то, что по указанию священноначалия меняется название двух любимых в нашем народе праздников. День Всех Святых в земле Русской просиявших- так будет называться торжество ближайшего воскресенья. Вместо «в земле Российской» – «в земле Русской». Что сообразно с традицией, с образом наименования нашей великой бескрайней земли. Откуда пошла Русская земля? От Киевских холмов, от матери городов Русских. А второй праздник, который несколько изменил свою стилистическую окраску в названии, это день Новомучеников и исповедников.  -Российских, русских?  -Раньше называлось «Российских», а теперь – «церкви Русской». Я думаю, что мы с вами горячо одобрим и с благодарностью воспримем это изменение и рекомендацию священноначалия именовать вещи своими именами.  -Батюшка, вы сейчас говорили о том, насколько разнообразны подвиги и уникален подвиг каждого святого. На мой взгляд, самым уникальным, наверное, святым, если можно так выразиться, был святитель Иоанн Максимович, память которого мы сегодня празднуем. И это святой, который ближе всего нам по времени, и в Русской церкви он был прославлен по времени тоже последним. Батюшка, не могли бы вы сказать несколько слов об этом подвиге, об этом святом и о том, чему он нас учит? Как он нам может помочь в наше время, в XXI веке? -Конечно, если быть точным, то всякая личность человеческая, созданная по образу и подобию Божьему, уникальна и неповторима. Особенно та, в которой явлено подобие Божье, то есть осуществлена нравственная цель нашего земного бытия. Человек, стяжавший благодатьС вятого Духа, как святитель Иоанн Максимович, есть малое солнце, сияющее, словно утренняя звезда в этом темном и развращенном мире. Знакомясь с жизненным подвигом святителя Иоанна Максимовича, узнавая его душу, которая скинула с себя коросту равнодушия, отягощения апатией и ленью, совершенно освободилась от эгоизма, себялюбия, обидчивости, мнительности, самоугождения, осуждения, небрежения о собственном опасении, но стяжала дары Духа Святого, дары вышеестественные, к числу которых относится непостижимое смирение, удивительное и неистощимое. Бодрость духа, позволявшая немощному телу чудеса. Вы знаете, что святитель Иоанн Максимович по принятии монашеского пострига от рук митрополита Антония Храповицкого, будущего главы Русской Зарубежной Церкви, первоиерарха русского Зарубежья, никогда не ложился и не дозволял своему телу принять горизонтальное положение. Но малое время ночи- несколько часов отдыхал сидя в кресле, большую часть суток отводя молитве, предстоянию живому Богу. Особенно замечателен в святителе Иоанне Максимовиче вселенский характер его проповеди.

http://radonezh.ru/text/v-chem-vy-vidite...

И, прежде всего, пророческое слово Апостол называет (ст. 19) βεβαιτερον, слав. «известнейшее» – более крепким, как слово более раннее, оправдываемое и подтверждаемое новозаветными событиями. Как Сам Христос Спаситель по воскресении Своем ссылался на Моисея и на всех пророков в разъяснение того, что Ему надлежало страдать, умереть, воскреснуть и войти в славу Свою, так и первоверховный Апостол Петр доказательство славы и величия Господа Христа видит не только в евангельском событии Преображения Господня и апостольских сказаниях об этом событии (ст. 16–18), но в «вернейшем пророческом слове», которое он здесь же уподобляет светильнику, сияющему в темном месте, чем показывается руководственное и животворное значение слова Божия в жизни грешного человечества. «Внимая, говорит (Апостол), сим сказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде. Ибо в свое время они оправдаются делами, которые Апостол назвал «днем», продолжая переносную речь, ибо тут же сказал о светильнике, о темном месте, которое и есть ночь. Итак, когда, говорит, наступит «день», т. е. явление событий, тогда в сердцах ваших взойдет «утренняя звезда», т. е. пришествие Христово, предвозвещенное пророками, и как истинный свет, осветит сердца ваши» (блаж. Феофил.). Похваляя внимательность читателей к руководству пророческого слова (ст. 19), Апостол вместе с тем желает возвысить у читателей, а вместе и у всех христиан сознание особенной важности пророческого слова, указывая на то, что произошло чрезвычайным, сверхъестественным образом и потому должно быть толкуемо, изъясняемо соответственно священной важности своего происхождения. «Пророки получают пророчества от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения не делали. Что пророки, во время действия на них Духа Божия, сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто зовет нас на сегодняшний, городской, праздник, и в память о чем устраивается он? Первоначально, в дни святителя Филарета, этот праздник желали совершать в весенние дни, года впервые в летописи был упомянут малой городок Москва. Но не этот день, день рождения стен и башен и первого великокняжеского пиршества, знаменовал рождение града сего. Указом имераторской власти повелено было совершать праздник города в первый день каждого нового года. Но и это празднование не знаменовало дня его духовного рождения и было забыто со временем. Промысл Божий устроил так, что в середине прошлого века власть, положившая целью своей искоренение самой мысли и веры в Бога, неведомо для себя выбрала для праздника день, который был связан с историей духовного становлением нашего города, его скорбями и радостями через помощь Божию. Посвятив первый нерабочий день этого первого осеннего месяца городскому празднику, мы видим что он почти всегда приходится на день памяти Собора всех московских святых, на день памяти тех, кто наиболее потрудился на духовной ниве сего града, кто созывал на духовное торжество, пиршество веры в дни радости и скорби народ православный. В списке этом более полутысячи имен, и совершая память этих святых в один день, Церковь воздает им честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество земное. Святые, среди которых одним из первых по времени, видим митрополита Петра, святителя Божиего, тогда по титулу еще Киевского митрополита, благословившего град сей и жителей его, и положивший камень в основание его дальнейшего процветания. Но и этот праздник, как утренняя звезда перед зарей, предшествует дню бОльшего торжества — вспоминанию встречи у городских стен чудотворной Иконы Царицы Небесной, издревле не однажды устраивавшей спасение жителям нашего города и являющейся его небесной Покровительницей. Святители, пастыри, мученики, юродивые, исповедники и благоверные стояли верой и жизнью за народ Божий и сделали град сей тем, что он есть ныне – столицей государства Российского. Но все ли носящие имя христианское живут в нем достойно своему званию, и есть ли он столица благочестия, веры и чистоты? Не блекнет ли образ благочестия и веры во внешнем блеске и расточительной роскоши.

http://pravoslavie.ru/81875.html

Название же утренней и светлой звезды (2:28) придает Иисусу Христу значение основания христианской надежды на наступление вечного дня будущего царства. Христа, как потомка Давидова и искупителя человеческого рода ждали все ветхозаветные люди; таким Он явился для новозаветного человечества, осуществив все предсказанное о Нем древними пророками. По новозаветному пророчеству Он должен явиться в конце Нового завета ( Деян. 1:11 ), чтобы открыть начало вечного царства, совершеннейшего единения людей с Богом. Он поэтому и есть утренняя звезда, предвозвещающая наступление дня и проливающая утешение в сердца всех верующих, подвизающихся среди скорбей ночи этого мира. Поэтому к Нему, как исполнителю христианской надежды, и нужно обращаться с мольбою: прииди (ρχου; ст. 17). Эту мольбу Иисус Христос влагает в уста духа и невесты (το πνεμα κα νμφη). Под духом здесь неудобно понимать пророков 1620 , руководителей христианская общества; нельзя также видеть в нем дух понимания пророчества, которое (понимание) присуще христианской Церкви 1621 ; равным образом не допустимо объяснение этого духа, как духа пророчества вообще 1622 ; значение выражения должно лежать глубже. Этот Дух есть Святый Дух, Который, пребывая в христианской Церкви, руководит ее истинною верою и укрепляется надежду. Невеста, т.е. христианская Церковь , все общество верующих во Христа, в его идеальной святости и истинности, руководимое и направляемое Св. Духом, несмотря на соблазны мира и на препятствия с его стороны, всегда взирает на небо, как на свое отечество, и неустанно и непостыдно ожидает исполнения обетования Господа о Его втором пришествии и о наступлении вечного блаженного царства. Отдельным членам христианская общества нужно всегда прислушиваться к этому голосу руководимой Св. Духом Церкви и сообразовываться с ее надеждою. Зная об этой надежде и как бы слыша ее голос: «Прииди», и каждый отдельный верующий христианской Церкви должен также обращаться с мольбою к Господу: «Прииди». Таковой христианин уподобится жаждущему, которому, как прежде (21:6), так и теперь, должно быть сказано в утешение: «Пусть он приходит и получает даром воду из источника жизни». Этот источник живой воды есть учение Иисуса Христа, содержимое Церковью; он, напояя всякого верующего, поможет ему дойти и до того источника, который будет течь в новом Иерусалиме от Божьего престола (22:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Но не только в лице самого Моисея, пророка и боговидца, и вместе – законодателя, посредника между Богом и людьми, и избавителя своего народа, верующие израильтяне могли видеть живой образ пронареченного им Христа Спасителя, которого небо хранило в себе даже до лет устроения всех ( Деян. 3:21 )! Для утверждения своей веры в Обетованного, народ Божий, во времена Моисея, был озарен множеством прообразований будущих времен Искупителя. – Изведете сынов Израиля из Египта, из дому работы; пасхальный агнец, и своей непорочностью, и обрядами при вкушении его, и особенно своей кровью, спасавшей израильтян от ангела погубляющего; переход по сухому дну Чермного моря, действием крестообразного начертания жезлом; манна, хлеб ангельский, сходивший с неба; вода из камня, составлявшая для верующих питие духовное, от духовного последующаго камене – Христа ( 1Кор. 10:4 ); медный змий, вознесенный на древо во спасение взиравших на него с верой в Господа, от уязвления змиев смертоносных, и, наконец, вообще вся судьба израильтян в те времена: все это имело, по слову Апостола, смысл прообразовательный: вся сия, говорит он, образи прилучахуся онем ( 1Кор. 10:11 ). Особенно же, весь обрядовый закон Моисеев, во всех своих обрядах жертвоприношений, очищений, окроплений, праздников, по слову Апостола, как не заключал в себе самаго образа вещей божественных, то имел только сень грядущих благ ( Евр. 10:1 ), то есть, событий новозаветных; все это было тенью будущего, а телом во Христе ( Кол. 2:17 )! В сии-то столь обильные преобразованиями времена, в сени и гаданиях времен подзаконных, и вне Церкви израильской уже довольно светлое пророчество изречено устами Валаама: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и обладает языки многими, и возрастет царство Его; благословящии Его, благословени, и проклинающии Его, прокляти ( Числ. 24:3–9, 15–17 ). С течением веков, все более и более проясняясь, в таинственном сумраке времен ветхозаветных, благовестие о грядущем Искупителе является как бы полным сиянием луны в богодухновенных псалмах царя Давида; а вызванный Богом, в последующие времена, целый сонм Пророков, как светоносный лик звезд небесных, до того озарил души верующие, и столь многоразличными чертами прояснил откровение о Христе, что, подлинно, ничего уже более не оставалось, как только ожидать утренней зари, полного рассвета, появления самого Солнца правды, Христа и Бога, – как это выразил св. апостол Петр в своем послании братиям, уверовавшим из иудеев: и имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших ( 2Петр. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Он помышлял, что звезда утренняя служит концом ночи и началом дня и, изображая ее, всячески охранял своих овец от темных дел, помраченных грехом, и наставлял на дела светлые, просветленные благодатью. Он размышлял также, что солнце и луна суть два неусыпные небесные ока и, сохраняя престол свой светящимся, как солнце и как совершенная луна, и изображая из самого себя те неусыпные небесные очи, бодро пас стадо свое. Итак, со всяким вниманием и ревностью подвизался он за паству, врученную ему Богом, и был искусен в делах своего звания. Но никак не оставлял он и трудов своих иноческих, всегда вспоминая и содержа в уме труды и подвиги преподобных отцов Печерских и радуясь душой, что сподобился сам принять святой ангельский образ и быть их сожителем; и он призывал молитвы их в помощь себе и предстательством их, благодатью же Божией, мудро содержал свой престол. Так что сбылись на нем и прочие сравнения и именования великого иерея Симона, угодившего Богу в Ветхом Завете. Кроме вышесказанных наименований, Сирах пишет о своем Симоне, что он был, как дуга небесная, как цвет шиповника, как крин, стебель ливанский, как огонь и ладан ливанский в кадильнице, как золотой сосуд, как маслина и как кипарис. Но все добродетели пастырские, проявленные этими таинственными образами, исполнил и этот добрый наш пастырь святой Симон, ибо он заботился о хранении среди паствы своей мира, прообраз которого – небесная радуга; учил на деле терпению, как цвет шиповника, растущий в тернии, взращая его в мысленном саду своей паствы; наставлял учением и примером на непорочную чистоту, как бы насаждая белые цветы; и для подражания всем соблюдал молитву к Богу, умножая ее, как ладан ливанский или кадильный, благодарил Бога в скорбях и тому же поучал свою паству, подобно ливанскому фимиаму, благоухающему в огне: предлагал золотой сосуд любви и премудрости духовной, насаждал маслину милосердия к ближним и высокий кипарис всегдашнего помышления о Боге. И так как все эти добродетели святой начертал на скрижалях своего сердца и приучился к ним от житий святых отцов, он возымел великую ревность преподать и прочим православным на пользу через описание жизни тех святых отцов, в особенности те жития, которые не были еще записаны или с другими книгами были уничтожены во время нестроений и войн, часто случавшихся тогда на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По словам самого священномученика Фаддея, его проповеди и беседы, проводимые им курсы, уроки и встречи диктовались «не из обилия слов, накопившихся вследствие долговременных упражнений в речи… но из слов, переплавленных испытаниями жизни, бывшими в разных местах моего служения. И мне приходилось иногда как бы снедать тот свиток книжный, который… исписан был внутри и снаружи словами: плач, и стон, и горе (Иез. 2: 9–10); и мне приходилось быть снедаемым огнем ревности при виде того, как уничижается слава Церкви Христовой». Духовное наследие священномученика Фаддея оказало помощь православной педагогической общественности в выработке современных методов воспитания и образования, позволило значительно глубже оценить современные цели, методы и средства образовательно-воспитательного процесса. Педагогической общественностью опыт священномученика Фаддея востребован гораздо сильнее, чем современными богословами и проповедниками. Выразим надежду, что публикация духовного наследия священномученика Фаддея исправит сложившуюся ситуацию. И пастыри и пасомые пусть помнят пожелание святителя Фаддея: «…если не будет в нас непоколебимой веры во Христа, какую, как слышали мы, имел в Бога Авраам, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее (Рим. 4: 17) и не постыдившийся в своем уповании; то сохраним хотя такую веру, которая помогла бы нам не стыдиться Христа в предстоящей общественной деятельности! Явим себя делателями непостыдными, право правящими слово истины (2 Тим. 2: 15), зная, что если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2: 11-12)! Храня же веру во Христа, будем возжигать в сердце и всё большее пламя любви к Нему! Пусть возвратится к вам дух любви древних христиан, исполненных пламенного ожидания пришествия Христова, и пусть не охлаждает вас мысль, что ради любви ко Христу придется весьма многое изменить в порядках жизни, к которым мы слишком крепко привязали свое сердце. Пусть Христос всегда сияет ярко в сердцах наших, как звезда светлая и утренняя (Откр. 22: 16)!»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

После Февральской революции и падения российской монархии, в марте 1917 года Иван Проханов создает Христианско-демократическую партию " Воскресение " , продолжая развивать идеи " социальной евангелизации " и формулировать их применительно к российским условиям: Программные установки партии " Воскресение "   , впервые в России назвавшей себя " христианскодемократической " , показывают, что И. Проханов пытался учитывать современные российские условия: социальную напряженность и падение авторитета Российской православной церкви. Основные положения данной программы касались социальной справедливости и были не только тесно связаны с идеей реформации религиозной жизни, но прямо из этой идеи вытекали. В том же, 1917, году Проханов основал газету " Утренняя звезда " " для выражения евангельской точки зрения на религиозные, политические, общественные, экономические, научные и литературные вопросы " . Программу " Воскресения " он комментирует так: " Все пункты религиозной программы  могут быть осуществлены только частью законодательным путем, но главным образом при посредстве свободного религиозного творчества, путем убеждения и вдохновенного слова проповеди "   . Официальная церковь опасалась новых идей, но принципы " социальной евангелизации " находили отклик в интеллектуальном слое православной общественности. Закрепощенность Православной церкви государством, которое понуждало ее к выполнению порой полицейских функций, церковный бюрократизм и сервилизм по отношению к власти провоцировали в православной мыслящей среде стремление к религиозной реформации. Между официальными представителями церкви и обществом росла стена непонимания. Русский философ С. Н. Булгаков (1871–1944), совершивший эволюцию от марксизма к христианству, знавший и церковь, и освободительное движение, считал необходимым вести одновременную борьбу как с пороками внутри церкви, так и с безрелигиозностью революционеров. В 1905 году он основал партию " Союз христианской политики " , программа которой сформулирована в его статье " Неотложная задача "  (1905).

http://religare.ru/2_26393_1_21.html

Поэтому повторяться не станем. Ясно одно, что здесь вполне уместно напоминание о том, что Сын Божий есть начало всего, и Он же завершитель и Судья. Поэтому, сказав о начавшемся уже ныне разделении между неправедными и святыми, грядущий Судья Иисус Христос предупреждает и о конечной участи тех и других, о чем говорится в стихах 14–15. Одни – блаженны (здесь пророчество о блаженстве звучит седьмой и последний раз). Таковые будут иметь жизнь в Новом Иерусалиме. Другие – отринуты, они вне святого города. В более выверенном по разным рукописям тексте Апокалипсиса противопоставление тех и других выражено более ярко: «Блаженны те, которые омывают одежды свои», то есть освятившие и очистившие себя во Христе. Такие войдут в город. «А вне – псы», то есть в ветхозаветном культовом смысле – нечистые, неомытые и неосвященные 75 . Иудеи собаками, псами называли необрезанных, язычников. Но в Апокалипсисе это звучит не только как предостережение тем, кто находится вне Церкви, но и как пророческое увещевание самим христианам. В начале всего заключительного раздела, в стихе 6, истинность всего сообщенного в книге засвидетельствовал Ангел. Затем, в стихе 9, то же засвидетельствовал Иоанн. Наконец, в стихе 16, сам Иисус гарантирует истинность всего того, что написано в Апокалипсисе. Книга начинается с обещания откровения, которое будет дано Иисусом Христом через Ангела Иоанну ( Откр.1:1 ); здесь же сам Иисус свидетельствует, что Иоанн действительно получил от Него через Ангела именно это откровение. Иначе говоря, настоящим автором Книги Откровения является Иисус Христос. Собственно, и первые слова этой книги говорили о том же. Не написано же «Откровение Иоанна Богослова, которое дал ему Бог», но «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». И теперь, как бы усиливая свидетельство своего авторства, Иисус называет себя: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Первое выражение – «корень и потомок Давида» – свободное заимствование из пророка Исаии, где о грядущем Мессии сказано: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его ( Ис.11:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010