Откр.22:14 . Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться «на древе жизни» – Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. «Вратами» апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною ( Ин. 10:9 ), не «прелазя инуде» ( Ин. 10:1 ), подобно наемникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни. Откр.22:15 . А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на «свою блевотину» ( 2Пет. 2:22 ). За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками. Статья семьдесят вторая О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу Откр.22:16 . Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Я есмь корень и потомок Давида, Христос – «корень» Давида, как Бог, как происшедший от него, есть «род» его. звезда светлая и утренняя. «Звезда утренняя и денница». Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день. Откр.22:17 . И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! «Невеста» – Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ), и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: «да приидет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Он тщательно размышлял о подвигах святого первоначальника Антония, светозарного солнца, просветившего всех солнцем добрых дел своих, и на его равноангельный путь устремлялся сам. От других преподобных, умноженных как звезды, служащие луне и солнцу, научился смиренному послушанию; от Феодосия – луны, светящей со звездами и светящей ярче всех звезд, он приобрел великое подвижничество в соборной молитве большее всех других; от святого Антония, как от солнца, вращающегося одиноким, без других светил, наследовал он равноангельское угождение Господу наедине, в безмолвии. Итак, как настоящее зеркало, отражая в себе те представившиеся его взору добродетельные светила – звезды, луну и солнце – он тоже показал собой звездный, лунный и солнечный свет. Поэтому, как тот древний Симон, иерей великий, и он был по правде и звездой утренней, и луной в полнолунии, и солнцем, сияющим над церковью Вышнего, и он трудился достойно в святом Печерском небоподобном монастыре, восходя, как звезда утренняя, прекрасный как луна, избранный как солнце Пресвятой Богородицей, подражая, насколько можно, и Ей самой смиренным послушанием, усердным соборным молением и уединенным безмолвием Богомыслия. Когда же он просиял повсюду светом добрых дел своих, престол Владимирский и Суздальский оказался без архиерейского венца. Церкви же подобает украшаться венцом звездотечным, как написал в откровении святой Иоанн. Не было на том престоле пастыря, как светлого солнца и совершенной луны, так что не могла тогда та церковь похвалиться словами псалма: « Престол, его, как солнце предо мною» ( Пс. 88:37 ) и как луна в сиянии. В это время изволением Пастыреначальника Иисуса, вручившего некогда паству овец своих любящему Его Симону Петру, этот блаженный Симон, возлюбивши Пречистую Его Богоматерь, был вознесен на пастырский престол богохранимому городу Владимиру и Суздалю. И украсился венец той церкви светом звездным, престол же ее просветился, как солнце и как совершенная луна. Тогда на этой высокой степени этот добрый пастырь просиял добрыми делами еще светлее – и как утренняя звезда, и как полная луна, и как солнце – просиял, просвещая учением, согревая любовью, возрождая к жизни благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5. Но если даже оставим этого «высшего среди рожденных женами» (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), который поднялся к такой высоте, нисколько не заботясь о будто бы ведущей к Богу учености, потому что он не читал даже священных книг  , если, говорю, даже оставим его, — почему Сущий прежде всех век, Явившийся после Иоанна и ради того Пришедший в мир, чтобы свидетельствовать об истине, обновить божественный образ в человеке и возвести его к небесному прообразу, почему Он не показал путь восхождения через приемы и методы внешней философии? Почему Он не сказал «Если хочешь быть совершен, займись внешней философией, старайся об изучении наук, накопи в себе знание сущего», а сказал: «Имение продай, раздай нищим, возьми крест, решись следовать за Мной»? Почему это Он не разъяснил нам аналогии, фигуры, количества, непостоянные отстояния и схождения планет и не разрешил загадок природы, чтобы изгнать из наших душ мрак незнания всего этого? Что же Он и в ученики–то призвал рыбаков, неграмотных, простых поселян, а не мудрецов, да еще и для того «чтобы посрамить внешних мудрецов», как говорит Павел? Зачем это Он посрамляет тех, кто, если иных послушать, идет к Нему? Почему Он даже «их мудрость превратил в безумие»? Из–за чего «безумством проповеди соблаговолил спасти верующих»? Не из–за того ли, что «своей мудростью мир не познал Бога»? Так почему ученые, о которых ты рассказываешь, когда Слово Бога уже приходило во плоти, сделавшись для нас «премудростью от Бога»  , когда взошел Свет, «просвещающий всякого человека, приходящего в мир», когда, согласно главе апостолов, «воссиял день и взошла утренняя звезда в наших сердцах» (2 Пет. 1, 19), сердцах верующих, — почему они и сами еще нуждаются в рукотворном свете, науке внешних философов, которая вела бы их к богопознанию, и других, решившихся в молчании через овладение помыслами очищать самих себя и через непрестанное моление прилепляться к Богу, склоняют к тому, чтобы состариться напрасно, сидя перед чадным светильником?  6. Неужели им никогда не приходило на ум, что, устремившись к древу знания и вкусив от него, мы отпали от божественного места сладости? Не пожелав по заповеди «возделывать и хранить его» (Быт 2, 15), мы уступили лукавому советчику, прокравшемуся обманом и прельстившему нас красотой познания добра и зла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

5. Но если даже оставим этого «высшего среди рожденных женами» (Мф 11, 11; Лк 7, 28), который поднялся к такой высоте, нисколько не заботясь о будто бы ведущей к Богу учености, потому что он не читал даже священных книг; если, говорю, даже оставим его, — почему Сущий прежде всех век, Явившийся после Иоанна и ради того Пришедший в мир, чтобы свидетельствовать об истине, обновить божественный образ в человеке и возвести его к небесному прообразу, почему Он не показал путь восхождения через приемы и методы внешней философии? Почему Он не сказал «Если хочешь быть совершен, займись внешней философией, старайся об изучении наук, накопи в себе знание сущего», а сказал: «Имение продай, раздай нищим, возьми крест, решись следовать за Мной»? Почему это Он не разъяснил нам аналогии, фигуры, количества, непостоянные отстояния и схождения планет и не разрешил загадок природы, чтобы изгнать из наших душ мрак незнания всего этого? Что же Он и в ученики-то призвал рыбаков, неграмотных, простых поселян, а не мудрецов, да еще и для того «чтобы посрамить внешних мудрецов», как говорит Павел? Зачем это Он посрамляет тех, кто, если иных послушать, идет к Нему? Почему Он даже «их мудрость превратил в безумие»? Из-за чего «безумством проповеди соблаговолил спасти верующих»? Не из-за того ли, что «своей мудростью мир не познал Бога»? Так почему ученые, о которых ты рассказываешь, когда Слово Бога уже приходило во плоти, сделавшись для нас «премудростью от Бога», когда взошел Свет, «просвещающий всякого человека, приходящего в мир», когда, согласно главе апостолов, «воссиял день и взошла утренняя звезда в наших сердцах» (2 Пет 1, 19), сердцах верующих, — почему они и сами еще нуждаются в рукотворном свете, науке внешних философов, которая вела бы их к богопознанию, и других, решившихся в молчании через овладение помыслами очищать самих себя и через непрестанное моление прилепляться к Богу, склоняют к тому чтобы состариться напрасно, сидя перед чадным светильником? " 6. Неужели им никогда не приходило на ум, что, устремившись к древу знания и вкусив от него, мы отпали от божественного места сладости? Не пожелав по заповеди «возделывать и хранить его» (Быт 2, 15), мы уступили лукавому советчику, прокравшемуся обманом и прельстившему нас красотой познания добра и зла.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=1...

Аминь. 5. Молитва над верными Оглашенные, исходите, да не прикоснетесь Тайны Христовой прежде времени своего, и не повреждены будете, подобно тому, как коснулись Тайного плода Адам и Ева и повредили само естество человеческое. Но через послушание Богу восстановите в себе Образ Его. Верные, Господу помолитесь! Господи, мы не достойны приносить Тебе дары и жертвы. И если бы Ты Сам не призывал нас к Себе, то не было бы у нас ни решимости, ни сил приближаться к Тебе. Но Ты сам создал Свою Церковь, поставив всех верных Тебе на разные степени для служения Тебе в Духе и Истине. И вот мы все, служащие Тебе как народ избранный Нового Израиля, как царственное священство — священники и миряне; мужчины и женщины; старые и молодые; здесь и по всему мipy единой Церковью приступаем к Тебе и молимся: позволь нам смиренно принести Тебе хлеб и вино, смешанное с водой, как Ты заповедовал нам. И да не будем осуждены, приходя к Тебе с чистым сердцем. Ибо Ты — единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков! Аминь. Херувимская песнь И Дух Твой, и Невеста Твоя Церковь Поют и зовут, не умолкая: Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Грядет Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний! Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Грядет корень и отрасль Давида, звезда светлая и утренняя! Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Се, Вода Живая даром раздается всем таинственно, Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Приходите все, жаждущие и чающие воскресения мертвых! Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Херувимы и серафимы да взывают непрестанно с нами, Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Приди, Господи Иисусе Христе, Боже наш! – Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! (Ольга Шульчева-Джарман) 6. Молитва предложения Даров Господи! Что мы можем принести в жертву Тебе, владеющему всем на Небе и на земле, кроме своего сердца? Кроме своей верности и любви? Но Ты Сам заповедовал нам приносить Тебе в жертву бескровную хлеб и вино, молясь о прощении наших грехов, и грехов просивших молиться о них. Потому приносим Тебе то, что Ты дал нам, ибо всем мы обязаны Тебе. Прими наши дары от всего рода человеческого, ибо над созиданием их трудилось множество людей — сеявших, растивших, собиравших, моловших, пекших, придумавших необходимые машины и механизмы, чтобы они сказались здесь. Прими как символ всех людей, и верных Тебе, и даже не знающих о имени Твоем, но творящих благо и живущих в мире. Прими через дары эти всех нас и воздай нам Небесным Твоим дарованием и помяни каждого, о ком мы молимся и просим (имена) , услышь всех нас по потребе нашей. Ибо Ты — единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!

http://blog.predanie.ru/article/mysli-o-...

Божие свидетельство, которое в Святом Писании объявлено и знамениями и чудесами утверждено, достовернее гласа всего света. Ибо свидетельство Господне верно (Пс 18:8). Всякий человек солгать может, но Бог, будучи Сам вечной истиной, солгать не может. Верен Господь во всех словах Своих (Пс 144:13). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф 24:35; Лк 21:33). И поэтому то, что открыл нам Бог, неотменно так и есть, и то, что предсказал, непременно в свое время будет. Будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было, будет суд Его праведный, будет праведным и грешным воздаяние, и прочее. Слово Божие от Бога нам передано и богодухновенными мужами написано для того, чтобы мы, держась его, спасение вечное получили. Сие же написано, — говорит святой Иоанн, — дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин 20:31). И святой Павел: А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4). Поэтому Христос и отсылает иудеев к исследованию Писаний: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин 5:39). И хотя праотцы и святые патриархи спаслись без Святого Писания, но они были живым Божиим гласом учимы, наставляемы и утешаемы, как читаем в книге Бытия. Нам же такого гласа и наставления Божия не следует ожидать, но от написанного святого Его слова мы должны искать совета и наставления, по слову Христову: Исследуйте Писания. Слово Божие — несомненное, истинное, твердое и непоколебимое, от Бога данное правило святой веры и богоугодной христианской жизни. Ибо оно светильник ногам нашим, как исповедует пророк: Светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет путям моим (Пс 118:105). А св. апостол Петр учит: мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Петр.

http://bible.predanie.ru/svjatitel-tihon...

Бывают и такие пастыри, которые входят во двор словесных овец не через двери. Но что же такое двери двора овчего? Сам Христос, который говорит о Себе: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10, 9 ). Но кто входит этими дверьми во двор овчий на честь пастырства? Тот, кто избирается и возводится в иерархический сан по благоволению Самого Христа. Второй признак доброго пастыря тот, что он ходит перед овцами, а не позади овец, как говорит Христос в Евангелии: «И когда выведет своих овец, идет перед ними» ( Ин. 10, 4 ). Что же означает, что пастырь должен ходить впереди овец? Что он обязан быть первым во всех добродетелях, а не отставать от всех, что он должен служить примером для овец, а не овцы для него. Каждому из пастырей апостол завещает: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4, 12 ). Третий признак доброго пастыря: он полагает душу свою за врученных ему овец, по слову Господа: «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10, 11 ). И если пастырю повелевается не щадить души своей для овец, то тем более подобает ему не жалеть имения своего, а употреблять его на милостыню овцам – нищим и убогим, сирым и вдовицам, больным и странникам. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 622–624 ). «Вы – свет мира» ( Мф. 5, 14 ) Архиерейский сан уподоблен в Божественном Писании небесным светилам. Так, Сирах о ветхозаконном архиерее Симоне говорит: «Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего» ( Сир. 50, 6–7 ). О новоблагодатных же архиереях Сам Господь говорит в Евангелии: «Вы – свет мира (как небесные светила, озаряющие мир)... Так да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5, 14, 16 ). Христова Церковь на земле есть как бы Небо, ибо как на Небе живет Бог, окружаемый Ангелами, так и на земле Он живет в Своей Церкви, прославляемый людьми, как говорит Давид: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10, 4 ), «хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Святую Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу. «Сердце наше привлекла еси, сестро Моя невесто» – читаем в упомянутой книге Святого Писания. По учению Святой Церкви, Богоматерь есть «Дева Богоневеста», «Невеста Божия», «Невеста неневестная» и неискусобрачная. Невестой Она называется по отношению к Святому Духу, а неневестной обозначается Она по отношению к людям, как не сочетанная браком, небрачная. «Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе». «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех» – учит Святая Церковь , называя в других местах Пресвятую Деву «Пренепорочной», «всенепорочной», «пречистой». «Радуйся непорочная – говорит святой Иоанн Дамаскин – неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство». «Кто сия проницающая, аки утро, яко луна, избрана, яко солнце»? – Это Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет; так и Пречистая Дева непосредственно предварила «Солнце правды» – Иисуса Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть «утро светлейшее,– носящая Солнце Христа,– света жилище,– тьму разрушившая и мрачных бесов отогнавшая», «звезда, являющая Солнце», «заря таинственного дня». «Вертоград заключён – сестра Моя невеста,– источник запечатлён,– источник вертограда и кладезь воды живой». «Вертоград затворён Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнях поёт». «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла чистая вода для нас». Вода в Святом Писании означает благодать Святого Духа ( Ин. 7:37 ), утоляющую жажду человеческой души. Богоматерь есть «источник живой и независтный» (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божьего, Она сделалась для нас «нетленным источником Божьего живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Войдя на высоту нравственных совершенств и приблизившись к престолу Божьему, как приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благости всем призывающим Её с верой и любовью. Слово «запечатлён», по толкованию святого Иоанна Дамаскина , указывает на приснодевство Божией Матери. И Святая Церковь учит: «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В сане пресвитера св. Григорий занимался наставлением оглашенных и проповедию слова. Тяготясь своим избранием, Григорий вскоре удалился в пустыню Васильеву. Но снедаемый любовию к престарелому отцу своему и верному народу, смущаемый примером пророка Ионы и страшась сделаться противником Богу, он возвращается к празднику Пасхи в Назианз около 362 г. В день этого праздника св. Григорий произнес в храме: «меня возвратили к вам, во-первых – приверженность моя к вам и чувствование взаимной вашей приверженности ко мне; во-вторых, – собственная моя забота, собственное мое дело, – седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих, – этого Авраама патриарха – драгоценной и равноангельной для меня главы, и Сарры, духовно рождающей нас учением веры. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи – составляло первый, данный мною обет, который и исполнял я по возможности, так что решился я оставить и самое любомудрие, – это стяжание и имя всего для меня драгоценнейшее. Вот причины, коими побежден я и сделался уступчив». 64 Пришедший из пустыни на помощь Церкви Назиансской, Григорий неусыпно стоял на страже для ее мира. Однако из главных его заслуг было примирение отца своего – епископа с иноками, отделившимися от общения с ним за то, что он по своей простоте подписал двусмысленное изложение веры. 65 Своею проповедию, растворенною духом кротости и сопутствуемою непрестанными молитвами, св. Григорий успел примирить паству назиансскую с ее епископом. 66 Радость Григория о соединении Церкви была неописанна, и он всенародно выразил благодарность свою Господу. 67 В 363 году пал Юлиан, гонитель Церкви; при всеобщей радости христиан Григорий в 363 году изобразил все свойства и действия Юлиана в двух словах на него, от своего и Василиева имени. 68 Григорий принимал живое участие и в Церкви кесарийской и своим участием успел примирить Евсевия епископа кесарийского с Василием и тем оградил ее против нападения ариан. 69 В 370 году св. Григорий оплакал в своих надгробных словах смерть брата Кесария, блиставшего при царском дворе, как утренняя звезда, и разделявшего с Григорием заботы семейные 70 , и смерть сестры своей Горгонии в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В сане пресвитера св. Григорий занимался наставлением оглашенных и проповедью слова. Тяготясь своим избранием, Григорий вскоре удалился в пустыню Васильеву. Но снедаемый любовью к престарелому отцу своему и верному народу, смущаемый примером пророка Ионы и страшась сделаться противником Богу, он возвращается к празднику Пасхи в Назианз около 362 г. В день этого праздника св. Григорий произнёс в храме: «меня возвратили к вам, во-первых, – приверженность моя к вам и чувствование взаимной вашей приверженности ко мне: во-вторых, – собственная моя забота, собственное моё дело, – седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих, – этого Авраама патриарха – драгоценной и равноангельской для меня главы, и Сарры, духовно рождающей нас учением веры. Для них быть жезлом в старости, опорой в немощи – составляло первый, данный мною обет, который и исполнял я по возможности, так что решился я оставить и самое любомудрие, – это стяжание и имя всего для меня драгоценнейшее. Вот причины, коими побеждён я и сделался уступчив». Пришедший из пустыни на помощь церкви Назианзской, Григорий неусыпно стоял на страже для её мира. Одною из главных его заслуг было примирение отца своего – епископа с иноками, отделившимися от общения с ним за то, что он по своей простоте подписал двусмысленное изложение веры. Своей проповедью, растворённой духом кротости и сопутствуемой непрестанными молитвами, св. Григорий успел примирить паству Назианзскую с её епископом. Радость Григория о соединении церкви была неописуема, и он всенародно выразил благодарность свою Господу. В 363 году пал Юлиан, гонитель Церкви; при всеобщей радости христиан Григорий в 363 году изобразил все свойства и действия Юлиана в двух словах на него от своего и Васильева имени. Григорий принимал живое участие и в церкви Кесарийской и своим участием успел примирить Евсевия, епископа Кесарийского, с Василием, и тем оградил её против нападения ариан. В 370 году св. Григорий оплакал в своих надгробных словах смерть брата Кесария, блиставшего при царском дворе как утренняя звезда и разделявшего с Григорием заботы семейные, и смерть сестры своей Горгоны в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010