Пн Про роботи в 6 жовтня 2011 р. 18:00 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества. Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала. 2. Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений. Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры. Общецерковный уровень На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639901...

Такое же положение в жизни церковной занимает Церковный Устав. Обнаруживается полное незнание и непонимание не только мирянами, но и значительной частью священства, Церковного Устава, а следовательно и церковных обычаев. Церковь  – образ Царства Божия на земле. Богослужение – средство для осуществления назначения Церкви, это – единение со Христом и во Христе посредством молитвы и таинств. Естественно, что к достижению одной цели нужно итти одним путем и пользоваться одними средствами. На этом основании все Архипастыри и Пастыри Церкви обязаны иметь общий чин богослужения, который должен исполняться всеми неизменно. Устав Церковный – апостольское предание, которое, как мы говорили выше, имеет такое же значение, как Св. Писание, о котором тайнозритель Св. Апостол Иоанн Богослов пишет: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы... и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде» (Ап. XXII, 18–19)  14 . Отсюда вытекает положительная необходимость точного выполнения Устава о том, когда полагать на себя крестное знамение, поклоны поясные или земные, когда преклонять главу и колена, когда можно сидеть, как и когда стоять, когда возжигать светильники и гасить, как соблюдать посты и т. п. Только в таком случае, когда едиными устами и единым сердцем будем славить и воспевать всесвятое имя Божие, мы незримо и неприметно для себя соединимся со Христом, Который обещал нам: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» ( Mф. XVIII, 20 ). Повторяем, в настоящее время личное произволение Архипастырей и пастырей определяет состав и чин церковного Богослужения, а по примеру предстоятелей, личный элемент внесли миряне в отношение свое к храму, на который смотрят, как на место личной молитвы. Отсюда возникло совершенно нелепое обыкновение преклонять колена, падать ниц в такие моменты церковного богослужения, когда верные призываются к славословию и духовному ликованию или во время песнопений, по своему содержанию не имеющих молитвенного значения: как, символ веры и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, к нашему глубокому сожалению, " заочные " отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали " заочные отпевания " . В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение " заочного " отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: " Проклят, кто дело Господне делает небрежно... " (Иер. 48:10). И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: " Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят... " (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы " (1Кор.З:16-17).

http://pravoslavie.ru/16621.html

У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " . (Гал.1:6-10) В истории Церкви это провозглашенное " чисто политическим " мероприятие беспрецедентно и глубоко противоречит ее предназначению, превращая Ее из Тела Христова в политический инструмент. " Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными , ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? " (2Кор.6:14-16) Согласно постановления Всеправославного совещания еще в 1948 году Православию предстоял " большой соблазн – – уклониться от искания Царства Божия и вступить на чуждое его целям политическое поприще . Такова практическая задача экуменического движения на сегодня... Таким образом, современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами " . (Резолюция по вопросу " экуменическое движение и православная церковь " Москва, 1948) О бращаемся к Вам, Ваше Святейшество, и ко всем ответственным лицам с призывом отказаться от положительной оценки прошедшего экуменического " саммита " и его итогового документа, данной Священным Синодом и закрепленной в Рождественском послании, как противоречащей православному вероучению. Находим необходимым довести до сведения паствы противоречие данного документа православному вероучению. Так же мы считаем недопустимым вхождение Русской Православной Церкви в различные экуменические организации подобные Всемирному Совету Церквей. По нашему убеждению основная причина несовместимости членства РПЦ МП во ВСЦ с православным вероучением состоит в том, что Устав Совета ВСЦ предполагает членство в нем не отдельных лиц-представителей, а именно всей Поместной Церкви во всей ее полноте . Каждая Поместная Церковь в ВСЦ считается членом или частью инославного, т.е. еретического сообщества. Получается, что Русская Православная Церковь считается частью некоего более широкого религиозного сообщества под названием ВСЦ.

http://religare.ru/2_42695.html

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая. О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лк. 12:33–34 ). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» ( Фил. 4:16–17 ). Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих. Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2 Кор. 9:7–8 ). Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы). 1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать? – В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

В Уставе отсутствует четкое определение статуса и понятия «Киевская Митрополия», что вносит дополнительное смущение и неразбериху. Более того, данное понятие должно иметь четкое определение, так как на регистрации Киевской Митрополии, как религиозного управления и центра Украинской Православной Церкви, строится вся система правовых взаимоотношений Украинской Православной Церкви и украинского государства. Наконец, если следовать нормам Устава Русской Православной Церкви 2000 года, принятом полнотой епископата Московского Патриархата, Устав об управлении Украинской Православной Церкви 2007 войдет в силу только после того, как будет одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Несколько странно, что об этом факте не упомянуто ни в самом Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, ни в одном из материалов Собора епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года. К большому сожалению, новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви имеет вид достаточно «сырого» документа. И уж во всяком случае не стоит говорить о его «новизне». Вообще очень странно, что при работе над новой редакцией Устава об управлении Украинской Православной Церкви авторы не взяли за основу действующий Устав Русской Православной Церкви - в таком случае большинства перечисленных выше казусов удалось бы избежать. А качественный Устав об управлении Украинской Православной Церкви мог бы послужить великую службу в нынешние дни церковного возрождения и преодоления раскола на Украине. И.В. Гаслов мирянин, основатель LJ-cooбщecmba " Церковный устав во всей его полноте "     Полный текст Статута опубликован на официальном сайте Украинской Православной Церкви: http://orthodox.org.ua/uk/node/2485 Определения Поместного Собора Русской Православной Церкви, Журнал Московской Патриархии. М., 1990. 9, стр. 6-9 Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 25-27 октября 1990 года). Определение об Украинской Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. М., 1991. 2, стр. 2

http://bogoslov.ru/article/269165

– Прежде всего, хотя Евхологий, в котором должен помещаться и устав исповеди, появился у Греков в печати еще в первой четверти XVI века, – этот устав был напечатан в нем только в последней четверти XVII стол. У нас же, как мы знаем, устав исповеди появляется в печати с первым изданием Требника в XVII веке. При этом, первое печатание того же устава в Греции было результатом просто случая и именно обязано изданию одного из подобных уставов в западном исследовании касательно греческого богослужения. В Русской же церкви, при всех указанных нами первопечатных изданиях трактуемого устава, действовали сознательно, сносясь с практикою предшествующего времени. – Далее, быть может, в силу именно отмечаемого условия его заимствования, напечатанный в греческом Евхологии устав исповеди, до самого начала XIX века, собственно говоря, только числился в составе Евхология, не имея ни малейшего практического значения. У нас же и в этом отношении нужно сказать совершенно противоположное. – Затем не наблюдая вообще во все трактуемое нами время однообразия устава исповеди, в Греческой церкви держались при этом не устава напечатанного, но бывшего в рукописях. В практике Русской церкви мы видим совершенно обратное явление. Правда, и у нас, с появлением трактуемого устава в печати, как мы видели то выше, не разом отстали от устава исповеди в рукописи; но это было результатом необходимости, а не свободного желания, как то в настоящий раз наблюдается в церкви Греческой. Впрочем, нельзя не добавить, что для такого различия имелось глубокое внутреннее основание, именно то, что у нас печатание устава исповеди было предприятием церковного правительства, в Греческой же церкви оно было предприятием частных лиц. – Наконец, в виду издания к началу XIX в. ’ξομολογητριον-a, составленного Иеромонахом Никодимом и заключающего в себе особые предписания касательно совершения исповеди, как сакраментального священнодействия, и затем, в виду издания среди текущего столетия в Элладской церкви особого официального руководства по совершении таинств и так же заключающего в себе особые предписания в том же отношении, – в современной Греческой церкви вообще – не только нет однообразного литургического устава исповеди, но даже трудно определить, какой именно подобный устав, действительно, имеет практическое значение? В Русской же церкви, не смотря на указанное нами отсутствие полного однообразия в современных изданиях устава исповеди вообще, – в сущности дела – этот устав, как именно устав литургический – теперь один.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Все эти особенности народного отношения к Посту никто не исследовал, никто не изучал. Но они являются фактом. Устав как традиция Весь год Русского Православия представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в какое-то воскресение может быть сочетание великого праздника. Например, в ближайшее воскресение, вернее, через воскресение будет и  Благовещение , и  Крестопоклонная , и там еще святые. Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» — свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» — свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава, как служить — какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книжки и — служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви. В значительной степени это наш устав, русский, наша, русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии — похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться. русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства. Но устав — это не только, что петь, а — как петь, когда. И здесь Великий Пост действительно отличается тем, чего нет в остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. И по композиции, и по стихотворным приемам, и по употреблению, и по мелодике. Там напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется та же, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» у многих у певцов так и написано «постовое „Господи, помилуй“».

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

14. Высшим органом управления Белорусской Православной Церкви является Синод Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата), далее по тексту – «Синод Белорусского Экзархата», возглавляемый Патриаршим Экзархом всея Беларуси и состоящий из архиереев, управляющих православными епархиями, расположенными на территории Республики Беларусь. 15. В пределах Белорусской Православной Церкви высшая церковная законодательная, судебная и исполнительная власть принадлежит Синоду Белорусского Экзархата, действующему в границах, определяемых Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом. 16. Порядок формирования Синода Белорусского Экзархата, осуществления его деятельности и принятия решений устанавливаются Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и нормами канонического права Православной Церкви. 17. Синод Белорусского Экзархата: а) принимает Устав Белорусской Православной Церкви, уставы епархий, ставропигиальных монастырей, вносит в них изменения и дополнения в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви; б) принимает решения об учреждении ставропигиальных монастырей; в) избирает епархиальных архиереев Белорусской Православной Церкви; г)решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Белорусской Православной Церкви, и обеспечивает ее единство; д) создает, реорганизует и ликвидирует канонические подразделения, подотчетные Синоду Белорусского Экзархата, а также предприятия, учреждения, организации; утверждает Положения (Уставы), регулирующие их деятельность; е) принимает «Положение о церковном суде Белорусской Православной Церкви»; ж) назначает ректоров духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) монастырей, находящихся в пределах канонической юрисдикции Белорусской Православной Церкви; з) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом Белорусской Православной Церкви с входящими в нее каноническими подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями; и) назначает членов ревизионной комиссии Белорусского Экзархата; к) решает вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений на канонической территории Белорусской Православной Церкви; л) решает иные вопросы в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

http://drevo-info.ru/articles/12535.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви, по вопросу о принятии нового Устава Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, дорогие Преосвященные Владыки! Позвольте от имени Священного Синода представить Архиерейскому Собору проект исправленного и дополненного Устава Русской Православной Церкви, подготовленный рабочей комиссией под моим смиренным руководством и Синодально одобренный 11 августа этого года. Вкратце поясню историю вопроса и причины, по которым, как представляется, ныне необходимо серьезное изменение Устава. Действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви, именуемый во взаимоотношениях с гражданскими властями " каноническим уставом " , был принят Поместным Собором в 1988 году. Он является первым Уставом такого рода в истории Русской Церкви. В Синодальную эпоху церковное управление осуществлялось на основании " Духовного регламента " , в некотором отношении сходного с Уставом; затем " Духовный регламент " заменили отдельные определения Поместного Собора 1917-1918 годов и, наконец, с 1945 года по 1988 год действовало краткое " Положение об управлении Русской Православной Церковью " . За период с 1988 года жизнь Церкви и государства, а также их взаимоотношения подверглись значительным изменениям. Условия сегодняшнего дня коренным образом отличаются от обстановки, в которой принимался Устав. Первым законодательным актом, отразившим перемены, стал Закон СССР " О свободе совести и религиозных организациях " , принятый в октябре 1990 года. Этот закон существенно расширил права Церкви, положил конец тотальному государственному контролю за ее деятельностью, дал возможность возродить прежде запрещенные формы ее служения. Церкви были предоставлены права юридического лица и было разрешено становится собственником используемого ею или передаваемого ей имущества. Было возвращено и право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/429418/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010