Епископ Егорьевский Марк прокомментировал опубликованный недавно Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью и РПЦЗ 9 ноября 2006 г. 16:01 В своем комментарии для портала Патриархия.ru Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Марк остановился на некоторых церковно-канонических аспектах подписанного документа. Епископ Марк, в частности, отметил, что документ был опубликован после его одобрения и Священным Синодом Русской православной Церкви, и иерархией Зарубежной Церкви. «Согласно принятым договоренностям, публикация Акта состоялась после согласования обеими сторонами, причем было принято решение публиковать Акт одновременно, чтобы не возникло никаких разночтений, — сказал епископ Марк. — Поэтому данный документ имеет статус одобренного обеими сторонами переговоров и не требует дополнительного одобрения». Он также разъяснил, какие документы считаются недействительными или утратившими силу в соответствии с Актом: «Главным образом, здесь подразумеваются решения Архиерейского Синода и соборов Зарубежной Церкви, в которых содержались крайние оценки каноничности Русской Православной Церкви и даже совершаемых в ней священнодействий и Таинств». По словам иерарха, Акт о каноническом общении «подводит черту под этим псевдо-богословским «творчеством» и приближает момент единства». В вопросе учреждения новых епархий РПЦЗ, по мнению епископа Марка, требуется «определенная работа для того, чтобы усилия по организации церковной деятельности были должным образом скоординированы». В учреждении новых епархий будут принимать непосредственное участие Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви. Говоря об участии иерархов РПЦЗ в работе Священного Синода Русской Церкви, епископ Марк отметил, что, согласно Уставу РПЦ, принятому в 2000 году, епископы Зарубежной Церкви смогут принять участие в заседаниях Священного Синода в качестве временных членов. Он также допустил возможность того, что в будущем в Устав Русской Церкви могут быть внесены изменения в том, что касается состава Священного Синода, однако, по словам иерарха, эти вопросы находятся в компетенции Архиерейского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/158858.htm...

Органами приходского управления Устав называет настоятеля прихода, а также приходское собрание, приходской совет и ревизионную комиссию. Устав предусматривает возможность создания прихожанами братства и сестричества с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. При этом целью братства и сестричества должно быть привлечение прихожан к участию в трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности и милосердию, к религиозно-нравственному просвещению. Приходские братства и сестричества состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях их уставы, утверждаемые архиереем, могут быть представлены для государственной регистрации. В своей деятельности братства и сестричества руководствуются Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями высших органов церковной власти и управления, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, своего прихода и собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридических лиц. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов. При выходе какой-либо части или всех членов братства и сестричества из их состава они не имеют права заявлять претензии на братское и сестрическое имущество и средства. Если общим собранием братства или сестричества выносится решение о выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви, то они утрачивают принадлежность к Русской Церкви, что «лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви». Настоятель прихода и приходской причт. Настоятель храма назначается правящим архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности он подотчетен архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

«Имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, в том числе культовые здания, здания монастырей, общецерковные и епархиальные учреждения, духовные учебные заведения, общецерковные библиотеки, общецерковные и епархиальные архивы, иные здания и сооружения, земельные участки, предметы религиозного почитания, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, денежные средства, литература, иное имущество, приобретённое или созданное за счёт собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также переданное государством и приобретённое на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви» (XV. 5). Право распоряжения имуществом Русской Церкви принадлежит Синоду. Владение и пользование этим имуществом осуществляется каноническими подразделениями на основе подотчётности вышестоящему каноническому подразделению. Право частично распоряжаться этим имуществом, за исключением зданий храмов, монастырей, епархиальных учреждений, духовных школ, общецерковных, епархиальных и иных архивов, общецерковных библиотек, предметов религиозного почитания, имеющих историческое значение, Синод делегирует каноническим подразделениям, которые владеют этим имуществом и используют его. В данном положении «Устава Русской Православной Церкви» можно усмотреть некое противоречие с Гражданским кодексом, согласно которому «к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)» 463 . Но, поскольку в Гражданский устав Русской Православной Церкви, зарегистрированный Министерством юстиции, вошло аналогичное положение, под учредителями, упомянутыми в Гражданском кодексе наравне с участниками, применительно к Русской Православной Церкви, не следует подразумевать вышестоящие инстанции церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

я3) распоряжается финансовыми средствами епархии, заключает от ее имени договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях, имеет право первой подписи финансовых и иных документов;» 21. Добавить в пункт 29 главы X Устава Русской Православной Церкви подпункт следующего содержания: Епархиальное собрание: «ж) рассматривает ежегодные отчеты о деятельности епархиального совета». 22. Пункт 45 главы X Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Епархиальное управление является исполнительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея и призванным, вместе с иными епархиальными учреждениями, помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти». 23. Пункт 10 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Управление приходом осуществляют Епархиальный архиерей, Настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, Председатель Приходского совета. Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление Приходом. Органом контроля за деятельностью Прихода является Ревизионная комиссия». 24. Пункт 34 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания. В состав приходского собрания входят священнослужители прихода, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также не привлеченные к ответственности церковным или светским судом». 25. Абзац 2 пункта 35 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «При отступлении членов приходского собрания от канонов, настоящего Устава и иных установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода состав приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен полностью или частично».

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода». 33. Пункт 50 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Все официально исходящие от Прихода документы подписывают Настоятель и (или) председатель Приходского совета в пределах их компетенции». 34. Абзац 2 пункта 55 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею». 35. Подпункты б и в пункта 58 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: В обязанности ревизионной комиссии входит: «б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества; в) ежегодная инвентаризация имущества прихода». 36. Главу XIV Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье 1. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье (ниже именуемыми «зарубежными учреждениями») являются епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья Русской Православной Церкви, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. 2. Высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями в порядке, определяемом Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. 3. Зарубежные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом при уважении существующих в каждой стране законов. 4. Зарубежные учреждения создаются и упраздняются решением Священного Синода. Находящиеся за рубежом представительства и подворья являются ставропигиями.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

Глава XIX. Духовные учебные заведения 1. Духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви являются высшие и средние специальные учебные заведения, подготавливающие священно- и церковнослужителей, богословов и церковных работников. 2. Духовные учебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет. 3. Канонически духовные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся. 4. Духовные учебные заведения учреждаются решением Священного Синода по представлению епархиального архиерея, поддержанного Учебным комитетом. 5. Духовное учебное заведение управляется и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава, гражданского и внутреннего уставов, одобренных Священным Синодом и утвержденных епархиальным архиереем. 6. В случае принятия духовным учебным заведением решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, духовное учебное заведение лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности духовного учебного заведения как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало духовному учебному заведению на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви. Глава XX. Церковные учреждения в дальнем зарубежье 1. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье (ниже именуемыми " зарубежными учреждениями " ) являются епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья Русской Православной Церкви, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. 2. Высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями в порядке, определяемом Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. 3. Зарубежные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим уставом и своими собственными уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом при уважении существующих в каждой стране законов.

http://drevo-info.ru/articles/13677182.h...

Казаки не раз обращались к Святейшему Патриарху, в Священный Синод, к своим архиереям с просьбой создать такой общецерковный орган, который бы непосредственно занимался духовным окормлением казачества. И вот решением Священного Синода 5 марта 2010 года был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Главной его целью и задачей является координация вопросов воцерковления казаков и духовной помощи им, взаимодействия с казачеством на духовном, церковном уровне во всех епархиях. Сегодня, спустя пять лет, создан банк данных, составлены списки священников, окормляющих каждую казачью организацию — реестровую, общественную, образовательную, если это кадетский казачий корпус или казачий класс. В 130 епархиях Русской Православной Церкви созданы отделы по взаимодействию с казачеством. Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России более тысячи казачьих духовников. Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви такие документы и методические материалы, как Устав православного казака, Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, Примерное соглашение отдельского казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви, Сборник чинопоследований для казачьих обществ, Молитвослов православного казака и т.д. Буквально в эти дни пишется Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества. Эти документы получили поддержку Совета при Президенте по делам казачества и были направлены нами в епархии и казачьи общества. Мы работаем по программе духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. Вопросами взаимодействия казачества с Церковью и их духовного окормления Синодальный комитет занимается и будет заниматься по многочисленным и постоянным просьбам самих казаков. — Почти сразу после учреждения Синодального комитета Вы, его председатель, были включены в состав Совета при Президенте по делам казачества РФ и назначены председателем постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества. Кроме того, сотрудники Синодального комитета являются членами многих совместных с органами государственной власти рабочих комиссий и групп по вопросам развития казачества. Чем вызвано такое внимание государства к теме казачества? Можете назвать причины и некоторые итоги соработничества Церкви и государства в отношении казачества?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1463446...

1.4. Епархиальный древлехранитель руководствуется Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. (далее — Устав Русской Православной Церкви) и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных Соборов, Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, уставом епархии, указами и распоряжениями епархиального архиерея, указаниями Патриаршего совета по культуре, а также настоящим Положением. 1.5. Епархиальный древлехранитель обязан соблюдать действующее законодательство, знать и соблюдать законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). 1.6. Епархиальный древлехранитель (клирик или мирянин) назначается на должность епархиальным архиереем по согласованию с Патриаршим советом по культуре по возможности из числа специалистов, компетентных в вопросах сохранения объектов культурного наследия и (или) окончивших Курсы по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства при Патриаршем совете по культуре. 1.7. Епархиальный древлехранитель подотчетен епархиальному архиерею и Патриаршему совету по культуре. 1.8. Епархиальный древлехранитель освобождается от должности епархиальным архиереем по согласованию с Патриаршим советом по культуре. 1.9. Допускается назначение на должность епархиального древлехранителя по совместительству. 1.10. В епархиях, не указанных в Приложении 1 к настоящему Положению, вопрос о включении в штат епархии должности епархиального древлехранителя оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея в зависимости от наличия на территории епархии объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений. II. Обязанности епархиального древлехранителя 2.1. Епархиальный древлехранитель контролирует соблюдение каноническими подразделениями епархии требований к сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) данных канонических подразделений.

http://patriarchia.ru/db/text/3891562.ht...

На заседании Священного Синода было бы целесообразно: утвердить типовые положения о церковно-приходской Воскресной школе; о православном среднем общеобразовательном учебном заведении; об Епархиальной Аттестационной комиссии и о порядке аттестации работников религиозного образования; о статусе духовника (куратора или инспектора) церковного учебного заведения; о статусе катехизатора, учителя Закона Божьего, церковного педагога, православного методиста в системе церковно-приходского образования; о системе подготовки кадров и повышении квалификации работников религиозного образования; об Инспекции православных учебных заведений для мирян. Основываясь на п. 3 ст. XVIII (Об изменениях настоящего Устава РПЦ), предлагаю на рассмотрение Архиерейского Собора проект поправки Устава Русской Православной Церкви после ст. XIII (Духовные учебные заведения). Проект поправки в Устав Русской Православной Церкви. XIV. Православные учебные заведения для мирян. Православными учебными заведениями для мирян являются детские дошкольные учреждения, начальные и средние общеобразовательные школы, детские учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения, катехизаторские курсы, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляющие свою деятельность в строгом соответствии с православным вероучением и находящиеся под окормлением священноначалия Русской Православной Церкви. 1. Православные учебные заведения для мирян состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемом через Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации. 2. Канонически Православные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся. 3. Православные учебные заведения для мирян учреждаются физическими и юридическими лицами по их добровольному согласию, с благословения правящего архиерея. В числе учредителей должна быть хотя бы одна из религиозных организаций Русской Православной Церкви. Для получения статуса юридического лица Православное учебное заведение для мирян регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения Православного учебного заведения для мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/429571/

70. Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией или центром духовно-нравственного воспитания (при наличии юридического лица). 71. Работники воскресной школы имеют право: а) на участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим положением; б) повышение своего профессионального уровня. 72. Педагогические работники обязаны: a) участвовать в жизни прихода; (...) в) соблюдать настоящее положение; г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором; д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия; е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями. VII. Управление воскресной школой, являющейся структурным подразделением религиозной организации 73. Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, устав религиозной организации), настоящим положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 74. Руководитель религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – настоятель) – должностное лицо, назначаемое Святейшим Патриархом, Священным Синодом или епархиальным архиереем, возглавляющее местную религиозную организацию (настоятель, благочинный, наместник) или иное учреждение Русской Православной Церкви (руководитель синодального или епархиального отдела, епархиальный архиерей). 75. Настоятель по должности осуществляет общее руководство воскресной школой. 76. В компетенцию настоятеля входит: а) создание, реорганизация и ликвидация воскресной школы; б) принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы; в) утверждение аттестационной комиссии воскресной школы; г) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы; д) прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания, ставок заработной платы и должностных окладов преподавателей воскресной школы, надбавок и доплаты к ним;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010