Данная ситуация порождала и продолжает порождать некоторые очевидные неудобства. Прежде всего, устав монастырских служб рассчитан на общину людей, основным занятием которых является участие в богослужении. От человека, состоящего на светской службе, содержащего семью и воспитывающего детей, невозможно требовать ежедневного многочасового стояния на службе. Если монахи могли молиться в течение всей ночи, то для мирянина регулярное участие во «всенощных бдениях» (в буквальном, а не переносном смысле) представляется невозможным. В итоге церковная практика – как в Греции, так и в России и других странах православной традиции – создала свой собственный устав приходской службы, не зафиксированный ни в одном Типиконе. Этот устав представляет собой не что иное, как монастырский устав, но значительно урезанный. Например, в современной приходской практике Греческой Церкви всенощное бдение практически отсутствует, в Русской же Церкви «всенощным бдением» называется богослужение, совершаемое в вечернее время и длящееся два или три часа, а отнюдь не всю ночь, как предписывает Типикон. При этом утреня – богослужение, предназначенное для совершения в предрассветный час, – совершается с вечера. Из двух кафизм, предписанных Типиконом, за богослужением в некоторых храмах читается одна, в других – лишь один псалом, а в иных храмах кафизмы вовсе опускаются. Вместо положенных 8 стихир исполняются 4 или 2, вместо положенных 14 тропарей канона читаются 4 и так далее. Многие части утрени опускаются полностью, например «библейские песни», а также многочисленные поучения, предписанные Типиконом для произнесения в храме. Даже в монастырях богослужение подвергается сокращениям, хотя и не всегда столь значительным, как на приходах. Сокращения в церковном Уставе неравномерно распределены по отдельным службам. Так, из приходской практики практически полностью исключены повечерие и полунощница, совершаемые только в монастырях. Утреня и вечерня совершаются в приходских храмах регулярно, но их состав подвергается радикальному сокращению. Божественная литургия, напротив, служится почти без сокращений. Также без сокращений совершаются часы (первый, третий, шестой и девятый). Однако из отдельных чинопоследований, совершаемых в определенное время в течение суток, часы превратились в богослужения, присоединяемые к другим службам: первый час присоединяется к утрени, третий и шестой часы читаются перед литургией, а девятый час либо читается перед вечерней, либо полностью опускается. Несмотря на все сокращения, православное богослужение остается весьма продолжительным. На обычном приходе литургия длится около 2 часов, всенощное бдение – 2–3 часа (всегда в вечернее время). Длина праздничных и великопостных служб нередко превышает 3 часа. В монастырях службы длиннее и могут длиться (например, всенощное бдение, или утреня, соединенная с литургией) по 5–6 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8. Управляющий делами является по должности постоянным членом Священного Синода (Устав Русской Православной Церкви, статья 4 главы V). 9. Управляющий делами является секретарем Священного Синода. В обязанности управляющего делами как секретаря Священного Синода входит обеспечение подготовки необходимых для Священного Синода материалов и составления журналов заседаний (Устав Русской Православной Церкви, статья 15 главы V). II. Задачи и компетенция Управления делами 10. Основной задачей Управления делами является оказание Патриарху необходимой помощи и содействия в осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами а)-в), м)-х) статьи 7 главы IV Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором в 2000 г., а также выполнение поручений Патриарха в сфере церковного управления. 11. В целях реализации своей основной задачи Управление делами осуществляет по поручению Патриарха контроль за соблюдением Епархиями Русской Православной Церкви и их каноническими подразделениями Устава Русской Православной Церкви, постановлений и определений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указов и распоряжений Патриарха, определений Священного Синода, решений Общецерковного суда. 12. Управление делами: 13. Управление делами имеет право: III. Структура Управления делами 14. В состав Управления делами, помимо управляющего делами, входят: заместители управляющего делами, ответственный секретарь управления делами, специалисты управления делами, иные сотрудники согласно штатному расписанию, утверждаемому Патриархом по представлению управляющего делами. 15. Должностные обязанности всех сотрудников Управления делами определяются должностными инструкциями, составляющими неотъемлемую часть трудовых договоров, заключенных Московской Патриархией с сотрудниками Управления делами. 16. Заместители управляющего делами назначаются Священным Синодом, о чем получают указ Патриарха. Ответственный секретарь Управления делами назначается указом Патриарха. 17. В Управление делами входят:

http://patriarchia.ru/db/text/1136804.ht...

Положення про округи, що входять до складу та про благочинних 28 грудня 2018 р. 22:30 Документ принят на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года ( журнал 128 ). I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность благочиннических округов (или благочиний), входящих в состав епархий Русской Православной Церкви и сформированных по территориальному признаку, то есть церковных административных единиц, объединяющих близлежащие приходы и подворья одной епархии с их клиром. Примечание В Русской Православной Церкви также действуют: Деятельность таких благочиний регулируется распоряжениями епархиального архиерея. 1.2. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом, действующим в соответствии с указаниями епархиального архиерея (Устав Русской Православной Церкви, XVI.53.ж и XVI.60). 1.3. Благочиние не имеет статуса юридического лица. 1.4. Благочиние осуществляет свою деятельность на основании указов и распоряжений епархиального архиерея, а также распоряжений викарного архиерея, управляющего викариатством, если благочиние входит в состав викариатства (далее — «управляющего викариатством»), в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием; канонами святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Устав») и уставом епархии; постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, решениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Благочиние соблюдает законодательство страны пребывания. 1.5. Благочиние может иметь бланк или штамп, в которых указана принадлежность к Русской Православной Церкви и епархии (а также викариатства, если благочиние входит в состав такового). Образец типового бланка и штампа утверждается епархиальным архиереем. II. Управление благочинием 2.1. Во главе благочиния стоит благочинный. 2.2. Благочинный в осуществлении своих обязанностей непосредственно подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Благочинный округа, входящего в составе викариатства, также подчинен и подотчетен управляющему викариатством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5331738...

(утверждено Священным Синодом Русской Православной Церкви 12 апреля 2013 г.) I. Общие положения 1.1. Попечительский Совет религиозной организации (указать полное наименование организации согласно выписке из ЕГРЮЛ 52 ) (далее по тексту – Попечительский Совет) создан в целях обеспечения организационной, общественной, финансовой, материальной и иной поддержки уставной деятельности данной религиозной организации. 1.2. Попечительский Совет не является юридическим лицом и действует как структурное подразделение религиозной организации (указать полное наименование организации согласно выписке из ЕГРЮЛ) (далее по тексту – религиозная организация). 1.3. Попечительский Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом религиозной организации и настоящим Положением. Попечительский совет соблюдает устав Русской Православной Церкви, принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. С поправками 2013 г. (далее по тексту – Канонический устав Русской Православной Церкви) и иные внутренние установления Русской Православной Церкви. 1.4. Попечительский Совет создается (упраздняется) по письменному разрешению (благословению) епархиального архиерея. 1.5. Местонахождение Попечительского Совета: _______________ __________________________________ . II. Основные задачи Попечительского Совета 2.1. Для реализации целей, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, Попечительский Совет: • представляет на рассмотрение руководящему органу религиозной организации предложения по вопросам обеспечения организационной, общественной, финансовой, материальной и иной поддержки уставной деятельности религиозной организации, а также по источникам финансирования уставной деятельности религиозной организации; • содействует передаче религиозной организации в собственность или на ином имущественном праве зданий (строений, сооружений), земельных участков и иного имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея. 4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения. 5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти. 6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. 7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства. 8. В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви. 9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка. 10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, настоятель, приходское собрание, приходской совет, председатель приходского совета. Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом. Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия. 11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

http://drevo-info.ru/articles/13674004.h...

л) Отдел по делам молодежи; м) Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; н) Отдел по тюремному служению; о) Комитет по взаимодействию с казачеством; п) Патриарший совет по культуре. 7. В случае необходимости могут быть созданы иные синодальные учреждения. 8. Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковые имеют право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию. 9. Деятельность синодальных учреждений регулируется положениями (уставами), утвержденными Патриархом Московским и всея Руси с одобрения Священного Синода. Глава IX. Церковный суд 1. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства. 2. Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, настоящим Уставом и Положением о церковном суде. 3. Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: а) соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства; б) признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами Русской Православной Церкви судебных постановлений, вступивших в законную силу. 4. Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций: а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий; б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви; в) высшим судом — судом Архиерейского Собора. 5. Канонические прещения, такие как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются Патриархом Московским и всея Руси или епархиальным архиереем с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

http://drevo-info.ru/articles/13674004.h...

Профессор А. С. Павлов высказал компромиссную точку зрения на происхождение «Устава св. Владимира.» Он писал: «Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и неподлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, но самое письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей.» И далее об «Уставе:» «Памятник этот, несомненно, составился из частных и, по всей вероятности, разновременных записей о подлинных распоряжениях св. Владимира по делам Церкви. Некоторые из этих записей, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире , или вскоре после него. Это доказывается их языком.» В 1926 г. С. В. Юшков, изучая научное издание текстов «Устава,» предпринятое профессором В. Н. Бенешевичем в 1915 г., пришел к выводу, получившему всеобщее признание в современной науке: «В основе Устава... лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995-996 гг., которая была переработана в первый Устав в начале XI века (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI-XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни церковных судов и церковных людей. Архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века.» До нас дошел также «Устав» князя Ярослава Мудрого. Суждения ученых с его происхождении высказывались по аналогии с суждениями о происхождении «Устава св. Владимира.» По мнению А. С. Павлова, «Устав Ярослава образовался путем частной кодификации норм церковного права, вызванных историческою, то есть жизненною необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир (денежных штрафов. - В. Ц). и продаж, какая принята в «Русской правде.» В этом смысле мы вполне разделяем отзыв Неволина об Уставе Ярослава, что «основа его могла быть древняя, принадлежащая времени введения христианства в России, ярославовская, ...но говорить о подлинности этого Устава в собственной смысле, то есть о принадлежности его, как письменного памятника, самому Ярославу, можно еще менее, чем о подлинности такого же устава, приписываемого св. Владимиру.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

1. Общие положения 1.1. Канонические подразделения Русской Православной Церкви (далее — «тюремный храм») могут создаваться и функционировать на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — «УИС»). 1.2. Тюремные храмы регистрируются в качестве юридического лица (религиозной организации), либо функционируют без такой регистрации. 1.3. Тюремные храмы являются каноническими подразделениями епархий Русской Православной Церкви, в границах которых они расположены. 1.4. Тюремные храмы осуществляют свою деятельность в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви при соблюдении действующего законодательства. 1.5. Тюремные храмы находятся под начальственным наблюдением и высшим руководством епархиальных архиереев и под руководством назначенных епархиальными архиереями настоятелей. В епархиях, где имеется достаточное количество тюремных храмов, допускается создание благочиннического округа тюремных храмов, координирующего, по благословению епархиального архиерея, вопросы тюремного служения епархии. 1.6. Тюремные храмы могут иметь недвижимое имущество религиозного назначения в собственности или безвозмездном пользовании. Допускается размещение тюремных храмов на основании соглашения о сотрудничестве в зданиях (помещениях), предоставленных УИС без оформления имущественных прав тюремных храмов на данные здания (помещения). Глава 2. Статус тюремного храма, зарегистрированного в качестве юридического лица 2.1. Тюремный храм может быть зарегистрирован в качестве юридического лица (религиозной организации) по адресу местонахождения учреждения УИС в форме епархиального подворья. 2.2. Устав епархиального подворья должен соответствовать типовой форме, принятой Священным Синодом Русской Православной Церкви. Данный устав утверждается епархиальным архиереем и вступает в силу с момента государственной регистрации подворья. 2.3. Органами управления епархиального подворья являются епархиальный архиерей и настоятель. Органом контроля за деятельностью епархиального подворья является ревизионная комиссия. Решение текущих хозяйственных вопросов поручается завхозу (старосте) епархиального подворья.

http://patriarchia.ru/db/text/3008963.ht...

Канонические подразделения Церкви, получив статус юридического лица, стали полноправными субъектами права. В своих гражданских правоотношениях они руководствуются гражданскими уставами, которые определяют цели и задачи их деятельности. Священный Синод за последние два года утвердил типовые уставы епархий, приходов, монастырей, подворий и других церковных подразделений. В уставах определены структура и порядок формирования этих подразделений, органы управления ими и компетенция последних, порядок владения церковным имуществом. Отражены и иные положения, влияющие на жизнедеятельность канонических подразделений. Принят гражданский Устав Русской Православной Церкви, где закреплен ряд положений, касающихся внутрицерковного устройства и управления. Эти положения также учтены в новой редакции Устава. Существенной переработке подвергнута глава Устава «Духовные школы» ввиду появления школ нового типа, нахождения учебных заведений в епархиальном подчинении и на епархиальном финансировании. Учитывая, что глава «Финансы и имущество» Устава от 1998 года практически не предполагала возникновения сферы производственной и предпринимательской деятельности Церкви, ее учреждений и созданных ими предприятий, в эту главу внесены соответствующие дополнения. Она также дополнена основанным на каноническом праве определением отношения к церковному имуществу. Предлагается ясно обозначить, что все имущество, используемое религиозными организациями Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви. Это положение закреплено в гражданском Уставе Русской Православной Церкви и уставах канонических подразделений. Предлагается более четко и конкретно прописать юрисдикцию и деятельность церковного суда, определив его компетенцию и порядок разрешения церковных споров. Проект Устава предполагает введение суда трех уровней – епархиального, общецерковного и суда Архиерейского Собора, с соответствующим распределением компетенций. Глава Устава «Пенсионное обеспечение» приведена в соответствие с действующим законодательством России и других стран, где находятся канонические подразделения Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/419785.htm...

Положение об ученых званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения ученых званий доцента и профессора (далее – ученые звания) в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, критерии присвоения ученых званий и требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, а также требования к лицам, занимающим штатные должности профессорско-преподавательского состава и порядок утверждения в должности. 2 . Ученые звания присваиваются Номинационной комиссией Учебного комитета Русской Православной Церкви по аттестационным документам, представленным Учеными советами духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, подведомственных Учебному комитету Русской Православной Церкви. 3 . Патриарх Московский и всея Руси утверждает присуждение ученых званий по представлению председателя Учебного комитета (Устав Русской Православной Церкви, глава IV, п.7. я1). 4 . Присвоение ученого звания подтверждается аттестатом о присвоении ученого звания доцента или ученого звания профессора. 5 . Рассмотрение вопроса о представлении соискателя к ученому званию осуществляется на заседании Ученого совета духовного учебного заведения, в котором работает соискатель ученого звания. При положительном решении Ученого совета, по согласованию с епархиальным архиереем, духовное учебное заведение представляет лицо к ученому званию. Духовные академии представляют кандидатов к ученому званию непосредственно в Номинационную комиссию. 6 . Для представления соискателя к ученому званию организация, в которой он работает, представляет в Номинационную комиссию Учебного комитета Русской Православной Церкви документы, необходимые для рассмотрения вопроса о присвоении ученого звания соискателю ученого звания по указанной в этих документах научной специальности (далее – аттестационное дело). II. Критерии присвоения ученых званий и требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010