Не содержал Устав и сведений о зарождении и развитии Православия в Эстонии, что создавало впечатление, что оно появилось в Эстонии только в XX веке. Это впечатление усиливали и положения Устава православной церковной структуры, находящейся в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата , которая также согласно своему Уставу ведет свое начало с ХХ века (п.1.1. устава ЭАПЦ). С принятием нового закона о церквях и приходах, согласно которому регистрация церковных структур перешла в ведомство судебных органов, степень политического влияния на которые заметно меньше, чем на исполнительные органы, возникла возможность внести в Устав положения, которые исправляют указанные недостатки. 2.2.2. Укоренение положений Томоса Учетом вышеизложенного предлагается дополнить Устав изменениями, являются практически цитированием Томоса Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26.04.1993 г., который дает основы для определения пределов самостоятельности ЭПЦ МП в церковной полноте Московского Патриархата. 2.2.3. Предпочтительность употребления названия Московский Патриархат Далее, с учетом того, что Московский Патриархат является другим официальным наименованием Русской Православной Церкви (п.2 гл. I Устава РПЦ), в тексте Устава ЭПЦ МП, где возможно, заменена аббревиатура РПЦ на Московский Патриархат. Представляется, что в условиях распространения канонической юрисдикции РПЦ на территории самостоятельных государств, где светские власти болезненно реагируют на любое упоминание русского присутствия, это уместнее, так как подчеркивается тем самым наднациональность церковной власти. 2.2.4. Историческая правопреемственность Предлагается пункт 2.2. Устава дополнить историческую правопреемственность ЭПЦ МП от РПЦ в деле развитии Православия в Эстонии, начиная с XI века. Практически это цитата из книги Святейшего Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии» (стр. 30-31). 2.3. Изменения, вытекающие из классической структуры Церкви 2.3.1. Возможность введения епархиальной структуры

http://patriarchia.ru/db/text/421840.htm...

Приходом, братством и сестричеством являются общины православных христиан, состоящие из клира и мирян, объединенных при храме. Они, будучи каноническими подразделениями Русской Православной Церкви, находятся под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения. Приход, братство и сестричество в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинены и подотчетны епархиальному архиерею. Они исполняют решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов из состава общины выходящие не могут заявлять никаких прав на ее имущество и средства. В случае принятия собранием прихода, братства или сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, они лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение их деятельности как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало им на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви. Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9.10. Подворье не вправе использовать богослужебное имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и иных организаций, а также в качестве залога и иных способов обеспечения заемных и иных обязательств Подворья. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов Подворья. 9.11. Подворье пользуется налоговыми и иными льготами, предоставленными государством, а также финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране объектов культурного наследия, находящихся в собственности Подворья или принадлежащих ему на ином имущественном праве. 9.12. В случае ликвидации Подворья принадлежащее ему на праве собственности или ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество богослужебного и иного религиозного назначения переходит Монастырю, а в случае ликвидации Монастыря – Русской Православной Церкви. Иное имущество, находящееся в собственности Подворья, реализуется на удовлетворение претензий кредиторов. Имущество Подворья, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, переходит в собственность Русской Православной Церкви. 9.13. В случае ликвидации Подворья все имущество, переданное в пользование Подворья Русской Православной Церковью либо каноническими подразделениями Русской Православной Церкви возвращается Русской Православной Церкви либо соответствующим каноническим подразделениям. X. Заключительные положения 10.1. Подворье принимает и увольняет работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключает с работниками трудовые договоры. На лиц, работающих в Подворье по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Работники, а также священнослужители Подворья на общих основаниях подлежат пенсионному и социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подворье вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

— В пункте 8 Акта о каноническом общении говорится об участии архиереев РПЦЗ в заседаниях Священного Синода Русской Православной Церкви. Когда и как планируется реализовать это положение? Сколько архиереев Зарубежной Церкви войдет в состав Синода? Будут ли среди них постоянные члены? Означает ли расширение состава Синода, что в Устав Русской Церкви будут внесены изменения? — На сегодняшний день мы должны исходить из Устава Русской Православной Церкви, согласно которому есть определенное количество постоянных членов. Среди них по понятным причинам нет представителей Зарубежной ЦерквиУстав был принят в 2000 году, когда процесс переговоров находился на начальной стадии. Если говорить о временных членах, то, в принципе, нет никакого препятствия для того, чтобы в число временных членов был включен представитель РПЦЗ. В соответствии с духом Устава это вполне возможно. Я также допускаю, что в будущем возможны какие-то изменения отдельных положений Устава Русской Православной Церкви, но эти вопросы находятся в компетенции Архиерейского Собора. — В Приложении к Акту отводится период в пять лет на переход приходов РПЦЗ, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, под омофор местных архиереев. Кто из викариев Святейшего Патриарха, согласно Приложению, будет осуществлять окормление этих приходов? — Кандидатуру епископа, которому будет проучено окормление этих приходов, должен определить Святейший Патриарх. Пока это вопрос будущего. Процесс перехода должен проходить естественно, так, чтобы постепенно исправлялась та неприемлемая ситуация, когда в России, где Московский Патриархат является канонической Поместной Православной Церковью, существуют приходы Зарубежной Церкви, которые по определению являются приходами за границей. Другой вопрос — как этот процесс пойдет на практике. Необходимы усилия обеих сторон для того, чтобы переход под омофор местных архиереев протекал гармонично и безболезненно. — О каком примерно количестве приходов идет речь? Сколько приходов Зарубежной Церкви существует на территории России?

http://patriarchia.ru/db/text/158848.htm...

23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела. 24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений. 25. В обязанности Священного Синода входит: а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви; в) поддержание единства с другими Православными Церквами; г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; е) регулирование богослужебных вопросов; ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников; з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви; н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством; о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов; п) принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; р) рассмотрение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов; с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

http://drevo-info.ru/articles/13674004.h...

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

http://bogoslov.ru/article/6174896

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда . В 2010 г. обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей , Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии . Активизирована деятельность Митрополичьего округа в Республике Казахстан : приняты его Устав и Внутреннее положение, образованы новые епархии в этой стране. В 2011 г. образован Среднеазиатский митрополичий округ . Принят ряд документов по социальной, миссионерской работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви. Совещание руководителей синодальных учреждений преобразовано в Высший Церковный Совет с подчинением этого органа Патриарху и Священному Синоду. Для координации деятельности епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, образованы митрополии. В Московской епархии созданы викариатства . В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

http://pravoslavie.ru/83730.html

• по получении благословения Святейшего Владыки направить отпускную грамоту правящему архиерею епархии Русской Зарубежной Церкви, в которую намерен перейти клирик. Порядок командировок и переходов в другие зарубежные епархии остается неизменным. II.2.7. Церковные братства и сестричества О церковных братствах и сестричествах (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 17) 17. Внести в раздел VIII Устава об управлении Русской Православной Церкви следующее дополнение (пункт 8а): «Братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации». В связи с приведенной выше поправкой братствам и сестричествам предписывается переоформить свои уставы. Сроки и процедуру переоформления установить Священному Синоду. (...) О церковных братствах и сестричествах (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г.) Имели суждение об исполнении п. 17 определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29.11–02.12.1994) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви». Постановили: 1. Во исполнение определения Освященного Архиерейского Собора предписать всем православным братствам и сестричествам, действующим в лоне Русской Православной Церкви, представить в полугодовой срок свои внутренние и гражданские уставы на рассмотрение епархиальных Преосвященных. (...) 2. Епархиальным Преосвященным рассмотреть вышеупомянутые уставы и в случае необходимости внести в них изменения или дополнения, предписанные п. 17 определения Архиерейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 08.11.2021 19:09:23 МОСКВА 8 ноября 2021 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в заседании, которое прошло в дистанционном формате, с помощью средств удаленной связи из исторического зала заседаний Священного Синода в Патриаршей резиденции в Переделкине. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Синода со вступительным словом, в котором представил повестку дня. Как сообщает " Интерфакс-Религия " , Священный Синод внес поправку в устав Русской Православной Церкви, согласно которой епархии, где обострилась эпидемическая ситуация, имеют право переносить свои ежегодные собрания. Согласно ст.37 главы XVI устава РПЦ, епархиальное собрание созывается архиереем по его усмотрению, но не реже одного раза в год. " В заботе о жизни и здоровье священнослужителей и мирян разрешить епархиальным архиереям совместно с епархиальными советами в случае существенного локального обострения эпидемической обстановки принимать решение о переносе епархиальных собраний этого года на более благоприятное время " , - говорится в итоговых документах Синода. В случае принятия решения о переносе собраний в тех епархиях, где в этом году истекают уставные полномочия членов епархиальных советов или епархиальных судов, разрешено продлить таковые полномочия сроком на год. Священный Синод также принял поправки в уставы синодальных учреждений Русской Православной Церкви, которые позволяют Патриарху в исключительных случаях освободить своим указом руководителя синодального учреждения от занимаемой должности, а также назначить или освободить от должности исполняющего обязанности такого руководителя. Изменения и дополнения в итоге были внесены в уставы Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Финансово-хозяйственного управления, Отдела по монастырям и монашеству, Отдела религиозного образования и катехизации, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, Отдела по делам молодежи, Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Отдела по тюремному служению, Комитета по взаимодействию с казачеством, Патриаршего совета по культуре. ЖУРНАЛЫ Священного Синода от 8 ноября 2021 года Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2021/11/08/sostoyalos...

В настоящее время в Русской Православной Церкви идут активные преобразования, в ходе которых все большее значение приобретает новое для канонической структуры РПЦ МП явление - митрополичьи округа. По сути, с началом процесса появления митрополичьих округов стали реализоваться идеи, выдвигавшиеся русскими иерархами еще в 17 веке. Вопрос о появлении митрополичьих округов поднимался также на Всероссийском Поместном соборе 1917-1918 гг. Анализу решений Собора по данной проблеме и посвящена представленная статья. Публикуется в авторской редакции. В дополнение к публикациям, посвященным рассмотрению вопроса о каноническом статусе автокефалии Церкви Чешских земель и Словакии читателям предлагается статья протоиерея Андрея Новикова. Представленная публикация является откликом на статью профессора Аристидиса Панотиса «О Церкви Чехии и Словакии… историческая мозаика». Публикуется в авторской редакции. Замечания к проекту поправок в Устав Русской Православной Церкви о Поместном и Архиерейском соборах, предложенные иереем Михаилом Асмусом. Публикуется в авторской редакции. Сегодня стало общепринятым мнение, согласно которому фундаментальное значение как для православной экклезиологии, так и для канонической структуры управления в Православной Церкви имеет 34-е Апостольское правило. Именно оно стало основным каноническим аргументом сторонников восстановления патриаршества на Поместном Соборе Русской Церкви 1917–1918 гг. Между тем, к этому же правилу активно обращались и противники означенного явления. Использование 34-го Апостольского правила защитниками столь противоположных позиций, несомненно, свидетельствует о том, что в уяснении точного смысла этого правила точка еще не поставлена. Для прояснения значения рассматриваемого правила кандидат богословия священник Вадим Суворов обращается к толкованиям профессоров Н.А. Заозерского и Н.Н. Глубоковского. 31 мая 2012 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления».

http://bogoslov.ru/tag/каноны

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010