Цельс находит, что солнце, освящая всех, сначала показывает себя. Так и должен был бы поступить Сын Божий. Так и было сделано. Ориген отмечает: Бог , когда хотел, чтобы народы были готовы принимать его учение, предусмотрел, чтобы они все были под одним Римским Императором. А то, если бы было больше царей и отделённых друг от друга народов, то апостолам было бы гораздо труднее выполнять завет Иисуса, сказавшего: “идите, научите все народы” 14 Касаясь военной службы, Ориген отвечает, что и у язычников освобождаются от военной службы священники и другие люди, о которых хотят, чтобы кровью они не пачкали руки. Такие люди полезны своими молитвами. Так и мы, продолжает Ориген , молимся за императоров и всех начальствующих. И это полезнее, чем если бы мы служили оружием и убивали людей. Говоря о гражданской службе, Ориген не хочет, чтобы христиане пребывали на официальных постах, но не потому, что это нехорошо в принципе, а потому, что, как говорит Ориген, “властолюбивых мы отвергаем, а способные к управлению и неохотно правящие нам самим нужны для руководства Церковью ” 15 Против традиционалистов Ориген утверждает, что законы государства только тогда хороши, когда соответствуют воле Божией. Климент и Ориген стоят в самых истоках идейного течения христианской мистики. Ориген выдвигает такое начало внутренней жизни как христианская любовь и понимает обожение как воображение Христа в душе 16 Ориген один из наиболее глубоких христианских богословов, который опирался именно на платонизм в его рождавшейся тогда неоплатонической форме 17 Ведь мировоззрение Плотина отражение запросов тогдашней культуры, которую так хорошо понимал Ориген . Именно на запросы того времени отвечал Ориген в своем учении о свободе, ставшем стержнем христианской культуры. Исходным пунктом мировоззрения Оригена , который помогает лучше понять приведённые принципы Оригена, является учение о противоположности между духом и материей. Мир – место низложения духа, по своём падении принявшего чуждую своей сущности оболочку тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

Теологические и метафизические основания христианской культуры предстают нашему взору своеобразной диалектикой христианской религиозной мысли и античного миросозерцания. Ориген жизнью своей живёт по-христиански, по воззрениям же своим на соделанное и Божественное эллинствует 94 . Источники 1 . Ориген. Ωριγνονς τον εις το κατα Ματθ ιον Εναγγλιον εξηγητικων. – Paris: Sources Chretiennes, t. 43,1992. 2 . Ориген. Ωριγνους τν ις τ κατ ωννην Ευαγγλιον ξηγητικν. – Paris: Sources Chretiennes, t. 120,1996. 3 . Ориген . Origenis homilia in Librum Regnorum I. – Paris: Sources Chretiennes, t. 328, 1986. 4 . Ориген . Origenis in Exodum. – Paris: Sources Chretiennes, т.321, 1985. 5 . Ориген . Origenius commentarium in cantico canticorum. – Paris: Sources Chretiennes, t. 375, 1991. 6 . Ориген . Homiliae in Jesu Nave. – Paris: Sources Chretiennes, t. 71, 1960. 7 . Ориген . Homilia in Sancto Luca. – Paris: Sources Chretiennes, t. 87, 1998. 8 . Ориген . “О Началах» – Новосибирск, 1993. 9 . Ориген . “О Молитве”, “Увещание к мученичеству” – Сам., 1992. 10 . Ориген . “Против Цельса” – М. 1997 11 . Августин Аврелий . Творения. – М., 1997 12 . Григорий Чудотворец , Мефодий Патарский . Творения. – М., 1997 13 . Деяния вселенских соборов. – СПб., «Воскресение», 1996. 14 . Евсевий Памфил . “Церковная История” – М., 1993. 15 . Иероним. О девственности. – М., 1995. 16 . Ириней Лионский . Творения. – М., 1996. 17 . Иустин Мученик . Творения. – М., 1996. 18 . Платон. Собрание сочинений. – М.. «Мысль», 1993. 19 . Плотин. Эннеады. – М., 1997. 20 . Порфирий. Жизнь Плотина//Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1978. 21 . Ранние Отцы Церкви. – Брюссель: “Жизнь с Богом”, 1988. 22 . Ранович А. Б. “Первоисточники по истории раннего христианства», “Античные критики христианства” – М., 1976. 23 . Сократ Схоластик . “Церковная История» – М., «РоссПЭн», 1996. 24 . Сочинения древних христианских апологетов. – СПб., «Але- тейя», 1999. 25 . Jacques Loew Fayard. Histoire du I’Eglise par Elle-meme. 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

Однако по складу ума Ориген очень сильно отличался от Климента. Климента характеризует радостное восприятие мира, Ориген гораздо более аскетичен. Он считал, что необходимо отрекаться не только от злого, но и от хорошего, если оно может стать преградой к достижению высших целей. Конечным результатом человеческого существования он видел постижение Слова Божия. Ориген глубоко и обширно знал греческую классическую литературу и поэзию, но не очень любил это открывать. Возможно, он опасался внешней красоты как отвлекающего момента. Возможно, у него просто не было времени на всякие тонкости. Ориген горел желанием принадлежать Церкви, защищая ее учение от всех врагов - иудеев, еретиков и язычников. Его отличала поразительная работоспособность. Он очень тщательно изучал философию, но прежде всего свое возлюбленное Писание, которое он знал от корки до корки - как мало кто до и после него. Ориген гордился своей памятью и не сверял цитаты - поэтому в цитатах у него иногда попадаются ошибки. Имя Оригена (рожденный от Ора, т.е. Гора), возможно, указывает на его египетское происхождение. Он был первым из отцов Церкви, рожденным в христианской семье. В 202 г. во время гонения Септимия Севера мученически погиб его отец Леонид. Ориген также стремился принять мученическую кончину, но это не вышло: по преданию, мать спрятала его одежду, и юноша не смог выйти из дому. Он начал зарабатывать преподаванием грамматики и риторики, кормя мать и братьев. Ориген стал миссионером среди столичной интеллигенции. С 18 лет он преподавал в огласительном училище. Отличаясь ригоризмом, он вел весьма аскетический образ жизни. Евсевий Кесарийский передает слухи, что Ориген оскопил себя, буквально истолковав слова Христа (Мф.19:12). В это можно поверить, так как ранняя Церковь знает несколько случаев такого экстремального ригоризма. Однако в своих библейских толкованиях сам Ориген резко выступает против буквального понимания этого отрывка. Так что не исключено, что слухи о самооскоплении были вызваны сплетнями врагов Оригена.

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

В Сторожевой Башне от 15 июля 2001 года (стр. 29–31) содержится статья об Оригене , под названием «Ориген. Как его взгляды повлияли на учение церкви?» Конечно, в очередной раз Сторожевая Башня убеждает читателей, что богословие Церкви было основано не на Библии, а на человеческой философии: «Поскольку Ориген смешивал библейские учения с греческой философией, его богословские идеи осквернились ложными представлениями, что имело катастрофические последствия для христианского мира». (стр. 31). Но есть ли в действительности доказательства, что Ориген примешивал греческую философию и это имело влияние на Церковь ? Логика Свидетелей Иеговы страдает от противоречий:«Чтобы уладить эти разногласия и сохранить единство, церковь официально объявила Оригена еретиком». (стр.31). Но если Ориген еретик, в таком случае его богословские идеи не могли быть приняты Церковью. Какой смысл перенимать и сохранять учения Оригена , а самого его объявлять еретиком?! Если он еретик, в таком случае и его учения – еретические, и, следовательно, от них полностью отказываются. Таким образом ересь не может повлиять на богословие Церкви. Но давайте разберемся с самого начала, что было в действительности. Ориген родился в 185 году, он был представителем александрийской школы. Он действительно был философом, но он не примешивал философию в христианство, а объяснял христианство в категориях эллинской мысли. То есть он лишь использовал философскую терминологию и вкладывал уже истинное христианское учение. Это делалось для того, чтобы привлечь в христианство людей, воспитанных в философской культуре, и которым было сложно сразу перейти из свой системы верований в христианство. Философская терминология с христианским содержанием позволяет быстрее это сделать, без значительного ущерба для самого учения, хотя может быть и с некоторыми потерями. Само по себе, это никак не отступление от веры, но Свидетели Иеговы не собираются различать это. Тем не менее, Церковь видела, что Ориген все же в некоторых моментах отклонялся от истины. Естественно, его заблуждения Церковью оффициально не перенимались, ими руководствовались отдельные люди, а его религиозная мысль вдальнейшем сильно повлияла на следующие поколения. В последствии по сути осужден был не сам Ориген , а непосредственно те учения, в которых Ориген отступил от христианской веры. В остальном же Ориген по сути сохранял веру без изменений. Естественно, у него были свои взгляды на второстепенные вопросы, также он часто использовал аллегорическую систему толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Д.С. Бирюков Ориген Знаменитый церковный писатель и богослов Ориген (ок. 185 – ок. 253) родился в Александрии в христианской семье грамматика Аеонида. По своему происхождению Ориген , вероятно, был египтянином. В 202 Г. отец Оригена был обезглавлен в результате гонений на христиан при императоре Септимии Севере. Когда его отец еще был в темнице, Ориген сам также хотел принять мученичество, но из-за того, что его мать спрятала от него одежду, не смог явиться к гонителям, однако написал письмо к отцу с увещеванием в стойкости. Ориген с детства проявлял удивительные таланты в познании Священного Писания и светских наук. Сначала он занимался науками под руководством отца, затем – самостоятельно. Философии Ориген учился у некоего Аммония, может быть – Аммония Саккаса, учителя Плотина. Когда после исповеднической смерти отца семья лишилась всего имущества, Оригену пришлось зарабатывать преподаванием. После гонений в Александрии катехизическая школа осталась без руководства, и александрийские христиане стали предлагать юному Оригену ее возглавить. Епископ Александрии Димитрий благословил Оригена быть руководителем катехизического училища. Помимо «теоретической», для Оригена большое значение имела аскетическая сторона христианства; Ориген мало ел и спал, часто погружался в молитву. Стремление к аскезе, выразившееся в буквальном понимании слов Христа ( Мф. 19,12 ), привело Оригена к самооскоплению. Ориген много путешествовал. В начале 210-х гг. он побывал в Риме, а около 215 г. – в Кесарии Палестинской, где сблизился с епп. Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским Александром, которые поручили ему проповедовать. Это вызвало неудовольствие еп. Димитрия Александрийского, который написал Феоктисту и Александру послание, в котором утверждал, что нет такого обычая, чтобы миряне проповедовали. Поскольку нужда в Оригене была и в Александрийской школе, Дионисий потребовал его возвращения в Александрию. Около 230 г. Ориген по рекомендации Димитрия Александрийского направился в Грецию, возможно, в целях диспута с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Однако никакой реинкарнации там нет. Напротив, архимандрит Армянской Апостольской Церкви Паркев Мартиросян в своем антитеософском труде пишет: « при исследовании этих явлений (теософии, антропософии - А. С.) конкретно и с уверенностью можно выделить одну из причин. Это отсутствие истинного знания христианского вероучения или совершенное незнание » [xxxix] . К этому стоит прибавить, что нет никакой реинкарнации и в исламе - « А когда придет к одному из них смерть, он скажет: «Господи! Верни меня [в этот мир]: может быть, я сделаю благое в том, что оставил!». Так нет! Это - слово, которое он говорит, а за ними - преграда до того дня, как они будут воскрешены ». [xl] Действительно, талантливый богослов и мыслитель Ориген оставил богатое богословское наследие, многие его идеи возмущали современников и до сих пор могут будоражить умы философов и богословов. Однако факт остается фактом - Ориген никогда не проповедовал реинкарнации, осуждал данное мировоззрение, как заблуждение, а потому придуманная теософами «лазейка» в попытке приписать христианской мысли проповедь реинкарнации выглядит (в ходе детального изучения взглядов Оригена) крайнее несостоятельной, а по-сути фикцией или сознательным обманом. Ориген, Против Цельса V, 29. Цит. J . Eisenberg, A. Abecassis . A Bible ouverte. - Paris, Albin-Michel, 1978, р. 24. Ориген «О началах» , II, 8, 3. [iv] См. G. Florovsky . The Anthropomorphites in the Egyptian Desert.//Coll. works. vol. 4. Aspects of Church history. - Bellemonde, Mass. 1975. [v] Цит. по: блаж . Иероним Стридонский . Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с.256. [vi] Иероним Стридонский, блж. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию.//Творения. ч. 4. - Киев, 1880, сс. 331 332 и 336. [vii] Цит. по: Андреев И. Д. Ориген.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. - М., 1995, с. 254. [viii] Ориген , О началах II, 8, 4. [ix] Ориген , О началах II, 8, 5. [x] Ориген , О началах I, 6, 1. [xi] см. Ориген . О началах. Рига, 1936, с. 103.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/01/...

В сент. 1739 г., во время русско-тур. войны 1735-1739 гг., Думитрашку, сын господаря Антиоха Кантемира, по приказу российского генерал-фельдмаршала Х. А. Миниха предпринял поход с целью взять в плен Григоре II. Ему удалось захватить Н. и его зятя и передать пленников Миниху ( Jon Neculce. 1990. P. 464). Митр. Молдавский Антоний (Черновский) вслед за войсками маршала Миниха покинул княжество (в нояб. 1739 он еще находился при господаре в г. Хырлэу - Iorga. 1930. Vol. 2. P. 85; позже перешел в юрисдикцию РПЦ, стал митрополитом Черниговским, затем Белгородским и Обоянским). 13 окт. 1739 г., по окончании русско-тур. войны, Григоре II вернулся на трон. Возможно, в это же время пленные Н. и бывшие с ним были отпущены, но сведений об этом в источниках нет. Господарь предпринял неск. неудачных попыток вернуть митр. Антония, которого К-польский патриарх Неофит VI лишил сана за то, что он покинул Молдавскую митрополию (Акт лишения сана опубл.: Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Pt. 2. P. 1092-1094). В кон. 1739 или в нач. 1740 г. митрополитом Молдавским при поддержке и по настоянию Григоре II был избран Н. Как Молдавский митрополит Н. упоминается в господарской грамоте от 25 апр. 1740 г., где цитируется др. документ, от 20 апр. того же года, с уточнением, что он был подписан также «честным отцом и молитвенником нашим, его Святейшеством киром Никифором, митрополитом страны нашей Молдовы» (Moldova în epoca feudalismului. 1998. Vol. 8. P. 152. Doc. 117). 20 сент. 1740 г. датируется 1-я известная грамота Н. как митрополита: в ней он грозил отлучением всем, посягавшим на имения мон-ря Галата и лжесвидетельствовавшим в этом деле. Грамота схожего содержания, но касающаяся имений Архангельского мон-ря Фрумоаса на окраине Ясс, датирована 3 апр. 1744 г. В ней приводится полная титулатура Н.: «Никифор, милостью Божией архиепископ и митрополит Сучавы и всей Молдовы» (Ibid. Р. 175-176. Doc. 139). Обстоятельства избрания Н. митрополитом Молдавским в историографии долгое время интерпретировались в свете т.

http://pravenc.ru/text/2565486.html

Арянский Феофил, монах; в 1737–8 годах преподавал грамматику 531 ). Феофил, иеродиакон; в 1738 году преподавал грамматику 532 ). Леонтович Феофилакт, монах, потом иеродиакон; в 1737–42 г.г. преподавал инфиму и аналогию, в 1742–43 г. грамматику, в 1744–5 году пиитику 533 ). Езофович Иоасаф, монах, в 1737–8 году был учителем в русской школе 534 ). Богданович Мелхиседек, иеромонах, вызванный в 1739 голу из Киева 535 ); в 1739–40 году преподавал философию, в 1741–2 году был префектом семинарии 536 ). В 1743 году он был казнодеем кафедральным и консистористом в Киеве 537 ), а затем с 1745 до 1748 г. игуменом Виленским Свято-Духовским, с 1748 года Густынским, а в 1750 году Лубенским Мгарсккм. В последнем монастыре на него взведено было обвинение в нанесении смертельных побоев своему служителю 538 ). Пионтнецкий (Пятницкий) Арсений, иеромонах, из Киевских воспитанников, вызванный в 1739 году, в 1741 году преподавал реторику, но в этом году выбыл в Киев и в 1742–3 году был учителем реторики в Киевской Академии 539 ). Гортинский Иоасаф, иеромонах, в 1739 году вызванный из Киева 540 ); в 1740–41 году был учителем пиитики 541 ), в 1741–44 годах учителем реторики и префектом 542 ). Шмигельский Симеон, иеромонах, в 1739 году вызванный из Киева 543 ); в 1741–2 году преподавал пиитику 544 ). В 1742 году он вызываем был из Киева в Пекинскую миссию 545 ), но назначен был в проповедники Московской Академии, а в 1743 году выбыл в Киево-Михайловский монастырь 546 ), где в 1746 году был наместником монастыря 547 ). Перешивкин Павел, монах, потом иеродиакон, из Смоленских воспитанников; в 1741–42 годах учитель русской школы, в 1742–44 г.г. инфимы и аналогии, в 1744–45 г. синтаксимы и грамматики, в 1745–47 г.г. синтаксимы 548 ). Удицквй Савва, иеромонах, из воспитанников Киевской Академии 549 ); в 1742–13 г. учитель пиитики, в 1743–44 г. – реторики и префект школ 550 ). Иваницкий Варлаам, иеромонах, из учителей аналогии Киевской Академии; в 1743–44 г. был в Смоленске учителем пиитики, в 1744–45 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Не из церковного предания, но из языческой философии Ориген неосторожно пронес в свою апологию христианства нехристианскую идею реинкарнации. Высказывая ее, он не выдал “эзотерическую тайну” христианства. Напротив, публично, экзотерически вывесив ее на вратах церковной школы, он хотел привлечь язычников знакомой им философской идеей. Вина Оригена лишь в том, что он слишком поспешно переодел в христианские одежды привычные для его слушателей сюжеты платонической мысли, как раз не выразив тем самым церковного Предания, а исказив его. в) Ориген и церковное Предание Казалось бы странно, что Ориген заимствует из языческих источников мнения, очевидно несовместимые с церковным преданием. Если бы он был диссидентом, протестантом – то это было бы понятно. Но Ориген совершенно сознательный церковный традиционалист: “Мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов чрез порядок преемства. Только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского предания» (О началах. 1, Введение, 2). Слова Оригена о “порядке апостольского преемства” — не просто повторение общего места церковного богословия. Линия преемства действительно весьма четко прослеживается от апостолов до Оригена. Как известно, Ориген был преемником Климента Александрийского по церковной школе. О последнем же св. патриарх Фотий, один из образованнейших византийцев, сообщает, будто “говорят, что Климент был учеником Пантена и что Пантен был учеником тех, кто видел апостолов и даже, что он сам видел некоторых апостолов лично” (Фотий. Библиотека, 118). Сам Климент среди наставников Пантена называет Петра, Иакова, Иоанна и Павла (Строматы. I,11,3). Климент был противником идеи реинкарнации. Один из его текстов, противопоставляющих христианство пифагорейству, Ориген воспроизводит в своих трудах 163 . Кроме того, в 212 г., во время своего пребывания в Риме Ориген слушал проповедь св. Ипполита Римского (Иероним. О знаменитых мужах, 61; Евсевий. Церковная история VI,14,10–11) Патриарх Фотий (Библиотека, 121) даже говорит, что Ориген в одном своем письме именует Ипполита своим возбудителем на труд, который предоставлил Оригену переписчиков… Ипполит же, как мы помним, был явным противником идей метемпсихоза.Ориген точно знает, что церковное предание отвергает идею душепереселения: «Цельс, нередко обнаруживающий склонность мыслить по-платоновски, старается показать, что все души одинаковы, и что, следовательно, души людей ничем не отличаются от душ муравьев и пчел; он в данном случае говорит как человек, по мнению которого душа из небесной тверди спускается не в одно человеческое тело, но и во все прочие тела.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Не из церковного предания, но из языческой философии Ориген неосторожно пронес в свою апологию христианства нехристианскую идею реинкарнации. Высказывая ее, он не выдал «эзотерическую тайну» христианства. Напротив, публично, экзотерически вывесив ее на вратах церковной школы, он хотел привлечь язычников знакомой им философской идеей. Здесь не было «углубления христианства» платонизмом. Ориген хотел ввести христианство в школу. И иногда сам начинал думать слишком по-школьному. Как заметил Владимир Лосский, «Когда Ориген говорит нам об интеллектуальном труде тех, кто исследует причины вещей, о том труде, который будет продолжен святыми после их смерти в земном раю, который он называет „местом учености“, „аудиторией или школой для душ“, то этот рай школяра и преподавателя невольно вызывает улыбку» 1234 . Да, у Оригена была идея реинкарнации. Но прежде всего надо обратить внимание на то, что сам Ориген отличал апостольское Предание от своих довольно произвольных толкований его и не выдавал свои парагностические догадки за общецерковное убеждение. В своих рассуждениях о том, можно ли считать Иоанна воплощением Илии, Ориген чередует аргументы сторонников и противников реинкарнации. При этом первые именуются весьма неопределенно – «говорят», «те, которые». Аргументы же против реинкарнации высказываются от лица «члена Церкви» («Другой, член Церкви (ekklesiastikos), отвергая как ложную (psevde logon) доктрину реинкарнации и не допуская, что душа Иоанна когда-либо была Илией…» – Толк. на Ин. VI, 11, 66). Судя по тем комментариям, которыми Ориген сопровождает аргументы реинкарнационистов, он явно разделяет церковную позицию. Итак, Ориген в своих зрелых работах явно свидетельствует о том, что Церковью идея реинкарнации не разделялась. Когда же Ориген сам в достаточно ранней работе «О началах» высказывался о возможности реинкарнации, он акцентировал, что это именно предположение, а не голос церковного предания. Иероним так передает интонацию оригеновых предположений – «чтобы не быть обвиненным в учении Пифагора, который доказывает метампсихос, – после столь гнусного учения, которым ранил душу читателя, он говорит: это, по нашему мнению, не догматы, а только изыскания и догадки, и изыскано нами с тою целью, чтобы кому-нибудь не показалось, что все это совершенно не затронуто нами» 1235 . Итак, по мысли Иеронима, Ориген затрагивает тему реинкарнации в миссионерских целях: чтобы язычникам не показалось, что христиане не способны к рассмотрению тех вопросов, что более всего волновали интеллектуальные круги тогдашней Александрии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010