100 Epist. I ad Corinth. cap. 25–26; Писания мужей апостольских в русск. пер. стр. 127–128. М. 1862. 106 Martigny, Dictionnaire des antiquités chrétiennes, p. 500; сл. Kraus " a Real Encyklopädie, B. II, s. 614. 109 У Тибулла, например, имеет непосредственное отношение к этому представлению следующий стих: Non agnamve sinu pigeat fetumve capella. Desertum oblita matre referre domum. Какой пастух (в свободном переводе) затруднится отнести на своей груди в овчарню овечку или козленочка, оставленного козочкой, забывчивой матерью? Выражение: humeris portare agnam еще чаще встречаем у поэтов, например, Кальпурния, подражателя Тибулла. 112 Spicilegium solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera. Parisiis, 1855. 116 Библейские сцены в древнейших произведениях христианского искусства нередко являлись с атрибутами символических изображений. В самом размещении их соблюдалась известная группировка, основанием которой служило символическое или типологическое значение этих сцен. Так, например, не случайно, конечно, часто попадающееся во фресковой живописи, как и в скульптуре саркофагов, и нами уже ранее отмеченное сочетание сюжетов: пророков Ионы, Даниила во рве львином и Лазаря, воскрешаемого Спасителем. Общая мысль, которая связывает эти сюжеты, есть мысль о торжестве жизни над смертью. С течением времени, вышедши из катакомб и освободившись от символической обстановки, библейские сюжеты развиваются свободнее и полнее, не стесняясь параллелизма с новозаветными событиями и все больше и больше приобретая значение картин исторического содержания. 117 Любопытны аллюзии, намеки на имена покойников. Так, имя Драконтии иллюстрируется изображением извивающегося змея, Туртура – имеет на стороне фигуру голубя, Люпус-юноша нашел себе двойника в волке, а что еще любопытнее, так это изображение окорока, которым остроумный сочинитель эпитафии иллюстрировал женское имя Перны. Такие аллюзии нередко встречаются также на греко-римских языческих памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Гантон, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев , В. Н. Лосский , Х. Яннарас , И. Зизиулас  и др., были обнаружены существенные различия между восточно-христианской и западно-христианской тринитарной традицией 3003 , происходящие, как мы убедительно продемонстрировали, из самих истоков этой традиции – латинской патристики II-VIII вв. Список сокращений I. Античные, патристические и средневековые авторы De agone chr. De agone christiano Confess. Confessiones Contra Academ. Contra Academicos Contra Faust. Contra Faustum Manichaeum Contra Maximin. Contra Maximinum Contra Secundin. Contra Secundinum Manicheum Contra serm. Arrian. Contra sermonem Arianorum De civ. Dei De civitate Dei De divers. quaest. De diversis quaestionibus octoginta tribus De doct. christ. De doctrina christiana De duab. anim. De duabus animabus De fid. et symb. De fide et symbolo De Gen. ad litt. De Genesi ad litteram De Gen. contra Manich. De Genesi contra Manicheos De haeres. De haeresibus De lib. arb. De libero arbitrio De morib. De moribus ecclesiae catholicae et de moribus Manichaeorum De nat. bon. De natura boni De ord. De ordine De praed. sanct. De praedestinatione sanctorum De quant. anim. De quantitate animae De Trinit. De Trinitate De ver. rel. De vera religione De vit. beat. De vita beata Enarr. in Ps. Enarrationes in Psalmos Enchir. Enchiridion de fide, spe et caritate Ep. Epistolae In Ioann. Tractatus in Joannis Euangelium Soliloq. Soliloquia Абеляр (Abaelard.) Theol. sum. Boni Theologia summi Boni Алкиной (Alcin.) Epit. Epitome Амвросий Медиоланский (Ambros. Mediol.) De fide De fide De incarn. De incarnationis dominicae sacramento De Isaac De Isaac vel anima De Iacob. De Iacob et vita beata De sacr. De sacramentis De Sp. St. De Spiritu Sancto Ep. Epistolae Exp. Luc. Expositio Euangelii secundum Lucam Hexaem. Hexaemeron Анастасий Синаит (Anastas. Sinaita.) Serm. in constit. hom. Sermones in constitutionem hominis Апулей (Apul.) De deo Socr. De deo Socratis De Plat. De Platone et ejus dogmate Арий (Arius) Ep. ad Euseb. Epstola ad Eusebium Nicomediensis Аристей (Aristeas.) Ep. ad Philocrat. Epistola ad Philocratem Аристотель (Aristot.) Anal. post. Analitica posteriora Categ. Categoriae De anim. De anima De cael. De caelo De juvent. et senect. De juventute et senectute Eth. Nicom. Ethica Nicomachea Metaph. Metaphysica Phys. Physica Top. Topica

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Макарий, после предварительного краткого очерка пасторологической русской литературы (характеристика «книги о должностях пресвитеров приходских», «писем о должностях священнического сана» А. С. Стурдзы и «Пастырского Богословия» архим. Антония), кратко излагал содержание книги архим. Кирилла, характеризовал его план и метод и сравнивал его с лучшими однородными иностранными произведениями. На основании всего этого он сделал такое заключение: «признавая таким образом Пастырское Богословие арх. Кирилла лучшим из всех, у нас существующих, равняющимся с лучшими иностранными, мы не можем однако же по всей справедливости причислить его к сочинениям первоклассным и образцовым. По местам в нем можно было-бы пожелать большей зрелости и раздельности мыслей, большей твердости а основательности доказательств, большей точности и сжатости слога, более строгой и связной системы при изложении частных трактатов. А потому сочинение архим. Кирилла, по нашему мнению, хотя справедливо заслуживает Демидовской премии, но только премии второстепенной» 611 . Посреди таких должностных занятий и посреди почти непрерывных ученых поручений Начальства, преосв. Макарий как то умел находить еще у себя время для исполнения различных поручений частных лиц. Особенно много помогал он своими советами архиепископу херсонскому Иннокентию . Так в 1853 г. он делал для него выписки из «Breviarium Romanum» и «Acta Sanctorum» касательно Домитиллы 612 , в 1855 году хлопотал о новом издании сочинений его и по этому поводу сносился со многими книгопродавцами и давал ему совет касательно известного догматического сборника, составленного, но, к сожалению, не напечатанного преосв. Иннокентием 613 , наконец, в 1856 г. разыскивал программу церковного архива и давал ему советы касательно этого дела 614 . Другому своему учителю, преосв. Елпидифору, преосв. Макарий давал совет касательно единоверческой церкви 615 ; преосв. Анатолию давал советы и оказывал деятельное пособие в издании им некоторых своих сочинений 616 ; наконец, академику А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Все предшествовавшие работы по нумизматике в свое время затмил своим трудом ученый Эккель из Вены, J. Eckhel, Doctrina nummorum veterum. Vindobonae 1792–1799 (8 томов in 4°). Дело Эккеля продолжал Н. Cohen, Description historique des monnaies frappées sous I’Empire Romain. Continue par E Feuardent 2 éd. Paris 1880–1892 (8 томов in 8°). Важное значение имеют работы Сабатье, в 2 томах, по описанию византийских монет, начиная с Аркадия до взятия Константинополя турками, J. Sabatier, Description génerale des monnaies Byzantines. Paris 1862. Снимки с древних монет, интересных по своим рисункам для публики, часто встречаются, например, в периодических изданиях не ученого характера. Вообще, вследствие разбросанности материалов по нумизматике трудно стоять на высоте знания по этому предмету. 2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания Всякого рода написи имеют для церковной истории второстепенное значение и не могут выдерживать сравнения с источниками книжного характера. Наиболее ценны для церковной истории памятники, заключающиеся в святоотеческой и вообще церковной письменности. Издавна были делаемы опыты собрать их с возможной полнотой. Творения святых отцов и церковных писателей Одним из самых древних более или менее полных сборников святоотеческих писаний является так называемая «Bibliotheca sanctorum patrm», которую издал в Париже в 1575–1579 гг. в 8 томах Marguerin de la Bigne, сорбоннский доктор и каноник de Bayeux; она содержит латинских отцов в подлиннике, а греческих в латинском переводе. Она переиздавалась несколько раз со значительными дополнениями и в конце концов расширена в лионском издании «Bibliotheca maxima patrum Lugdunensis» 1677 г. до 27 фолиантов; здесь даны латинские писатели до XVI в. (впрочем, с XIII в. с пробелами) в подлиннике, а греческие в переводе. Затем в Венеции появилось издание Андрея Галланди, A. Gallandi, «Bibliotheca veterum patrm» в 14 фолиантах (1765–1781, 1788), в котором греческие писатели напечатаны в подлиннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

К сожалению из последующего времени мы очень мало находим сведений о канонизации святых в Греческой Церкви, чтобы составить себе более или менее полное и ясное представление об этих видоизменениях. Более ясные и более полные сведения об этом мы имеем не ранее как из 11-го века, и то не из Греческой, а из Русской Церкви, принявшей христианство, а с ним, конечно, и всю обрядность от первой. Известия из последующего времени однако показывают нам некоторые изменения в порядке канонизации святых в Восточной Церкви. Как и от чего они произошли? За неимением свидетельств трудно дать прямой и положительный ответ на поставленный вопрос; но на основании некоторых косвенных известий можно сделать более или менее вероятные предположения, в подтверждение которых можно сослаться на обычаи Западной Церкви, какие существовали в ней при канонизации святых за это время. Последнее тем более возможно, что до XII века Церкви Восточная и Западная не так резко различались между собою в обярдах, как в последующее время; так что и по отношению к рассматриваемому вопросу могло быть за это время в той и другой нечто общее. Чтобы судить о тех видоизменениях в порядке канонизации за данный период времени и о той форме, какую она, вследствие этих видоизменений, приняла, на нужно прежде всего указать причины, произведшие их. По нашему мнению, эти изменения в порядке и форме канонизации стоят в тесной и неразрывной связи с теми переменами, какими подвергся с течением времени древний диптих. В описанном нами виде диптихи существовали сравнительно недолгое время. С течением времени, сообразно с обстоятельствами, они постепенно видоизменялись и дали начало новым формам. Именно, первый класс диптихов, – dyptycha sanctorum, – дал начало христианским календарям или месяцесловам 79 . Бинтерим 81 и Мартиньи 82 начало христианских календарей видит в диптихах. В последних обозначались имена святых, которые поминались при богослужении. Между тем с развитием и устройством христианского богослужения и культа явилась потребность в точном обозначении времени совершения тех или других праздников и памятей мучеников и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По прошествии 1000 лет, после окончательной победы над вновь освободившимся диаволом и его приспешниками, Бог обновит мир (гл. 26), и человечество станет подобно ангелам. Произойдет всеобщее воскресение мертвых; воскреснут и злые, которые подвергнутся вечным мучениям. «Haec est doctrina sanctorum prophetarum, quam Christiani sequimur» (26, 8). Это учение, говорит далее Лактанций , мы —544— считаем тайной, которую нельзя выдавать всем: «особенно нам, носящим имя верности, необходимо скрывать и возможно крепче охранять эту тайну». 563 6 . Антихрист у Августина. Блаженный Августин правильно оценил значение рассматриваемого эсхатологического отдела в 20-й книге своего громадного труда «De civitate Dei» 564 (гл. 19), когда сказал: «Мне кажется, что я должен оставить без внимания многие евангельские и апостольские мнения об этом последнем суде Божием, чтобы не увеличить чрезмерно своего труда; никак нельзя, однако, умолчать об ап. Павле, который в послании к Фессалоникийцам говорит: «Молим» и т. д. 565 И затем Августин буквально приводит весь эсхатологический отдел из 2 главы 2-го Фесс., т. е. 2:1–12. Августин, как и Тертуллиан 566 передает τ κατχον словом «quid detineat» и κατχων – «qui tenet». Первое обозначает у него «препятствующую, задерживающую силу», второе – «того, кто имеет власть, господствует» («qui modo imperat, imperet!» § 3, s. 473, объясняет сам Августин). Таким образом оба понятия не тождественны, а различны, или вернее: один и тот же фактор понимается Августином в одном случае как безличная сила, препятствующая или задерживающая откровение антихриста, в другом – как личный представитель этой препятствующей силы, т. е. властитель, император. Под днем Господним Августин понимает день страшного суда, diem judicii (§ 2), когда seducti autem judicabuntur novissimo manifestoque judicio per Christum Jesum, justissime judicaturum, injustissime judicatum (§ 4 s. 475). ποστασα он переводит словом refuga, т. е. мужским родом: —545— беглец, отступник от Господа Бога, а Domine Deo (§ 2, s.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10.5. Quidam primo conuersionis calore ad uirtutes sese accingunt; accedente uero progressu, dum inmoderate terrenis rebus incumbunt, puluere infimi appetitus obscurantur. Vnde et Dominus de bonis seminibus dicit: Quod autem cecidit in spinis, hii sunt qui audiunt uerbum Dei, et sollicitudine saeculi, uel fallacia diuitiarum suffocant uerbum, et sine fructu efficitur. 10.6. Nuper conuersi nequaquam debent in curis exterioribus prouehi. Nam si inplicentur confestim, quasi plantata arbuscula et necdum radice praefixa, concutiuntur pariter et arescunt. 10.7. Valet interdum conuersis pro animae salute mutatio loci. Plerumque enim, dum mutatur locus, mutatur et mentis affectus. Congruum est enim inde etiam corporaliter euelli, ubi quisque inlecebris deseruiuit; nam locus ubi praue quisque uixit, hoc in aspectu mentis opponit quod semper ibi uel cogitauit uel gessit. XI. De exemplis sanctorum. 11.1–2. Ad conuersionem, seu correctionem mortalium multum prosunt exempla bonorum. Nam [cetera] praeter perfectorum exempla, mores inchoantium non queunt proficere ad bene uiuendum. ­ Reprobi autem non adtendunt documenta bonorum quae imitentur ad melius, sed proponunt sibi exempla malorum quae ad suorum morum peruersitatem utantur in peius. 11.3. Ob hanc utilitatem scribuntur sanctorum ruinae et reparationes, ut spem faciant salutis humanae, ne quisquam post lapsum paenitendo desperet ueniam, dum conspicit sanctorum reparationem fuisse etiam post ruinam. 11.4. Sciant flagitio dediti ad quam utilitatem eorum exempla proponantur sanctorum, scilicet ut aut sint quos imitentur ad reparationem, aut certe ex eorum conparatione durius de inobedientia puniantur. 11.5–7. Propterea uirtutes sanctorum ad exemplum nostrum Deus proposuit ut quanto de imitatione eorum conferri possunt nobis iustitiae praemia, tanto de perseuerantia mali sint grauiora tormenta. ­ Si enim ad boni incitamentum diuina quibus admoneremur praecepta deessent, pro lege nobis sanctorum exempla sufficerent. At contra, dum et Deus nos praeceptis suis admoneat et uitae sanctorum boni operis nobis exempla proponat, nulla est iam de reatu excusatio, quia et lex Dei aures nostras cotidie pulsat et factorum documenta bonorum cordis nostri intima prouocant. ­ Et si prauorum saepe secuti sumus exempla, cur non imitemur sanctorum digna, et Deo placita facta? et si apti fuimus imitari iniquos in malum, cur pigri sumus imitari iustos in bonum?

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Можно привести в подтверждение той же мысли и другого рода доказательства. В предыдущей главе мы говорили, что многие новые памяти святых Святитель внес в Четии-Минеи из Acta Sanctorum и приводили выписки из рукописи, доказывающие это. Тот же список, «ех sanctorum Actis», который мы указывали там 183 , свидетельствует и о том, что под «греческими рукописцами» Святитель разумел издание Болландистов. В списке, напр., есть заметка, что из первого январского тома Acta Sanctorum (с. 1008-я) Святитель взял житие преп. Александра, первоначальника обители неусыпающих, и положил его 3-го июля 184 ; в Четиих-Минеях 3-го июля мы находим житие преподобного с пометкой: «от древних рукописцев греческих сокращенно». Ясно, что под греческими рукописцами Святитель разумел Acta Sanctorum. О том же свидетельствуют и некоторые частности. Напр., 20 марта, в истории страданий свв. Отец, в обители св. Саввы избиенных, Святитель, оканчивая повествование, пишет: «но мы тоя истории всецелыя не получихом, точію малы некія части из греческих рукописов, многие бо листы из книги издерты бяху» 185 . На первый взгляд можно бы подумать, что Святитель пользовался какою-то греческою рукописью, ветхой и неполной. На самом деле приведенная выдержка есть точный перевод из Acta Sanctorum, где 186 в предисловии к той же истории издатели говорят, что «ad supplendas foliorum hinc inde deficientium lacunas, et loca obscuriora illustranda». В Четиих-Минеях страдание свв. Отец помечено, как заимствованное «от рукописцев греческих вкратце». Наконец, мысль о тождестве «рукописцев греческих» с Acta Sanctorum подтверждает и сравнительный анализ житий. Все жития, имеющие в Четиих Минеях эту пометку 187 , вполне согласны с соответствующими житиями в Acta Sanctorum не только в фактах, но иногда и в изложении. Некоторое сомнение возбуждает только страдание свв. семи Херсонских епископов (7-го марта), так как составленное Святителем повествование имеет существенные различия с латинским текстом. Во-первых, у Святителя вся история излагается подробнее, нежели в Актах. Во-вторых, в Актах преемники епископа Василия скончались «sexto die marti», у Святителя: «в седьмой день»; кончина епископа Еферия в Актах описывается так: «oppressus ab implis, inque flumen Danaprin projectus, ita martyrii cursum peregit sexto marti», у Святителя св. Еферий «впаде в недуг и по случаю в остров Аас приплыв, временному житию своему конец, вечныя же жизни прият начало». Напротив, последний из епископов Капитон в Актах «beate ferminavit vitam 22-го декабря», а у Святителя – «прибитый в устье Днепра, потоплен неверными 21 декабря» 188 . Очевидно, здесь на содержание оказал влияние другой источник, не указанный Святителем. Предполагаем, что это Макарьевские Четьи-Минеи, где под 7-м марта имеется житие свв. епископов-мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Критический анализ текстов житий и скептическое отношение к признанным средневековым легендам вызывали ожесточенную полемику, напр. Папеброха , с представителями ордена кармелитов в связи с тем, что как недостоверная была отвергнута легенда об основании ордена прор. Илией; инквизиции Рима и Испании обвинили Папеброха в ереси, а в 1695 году 14 опубликованных к тому времени томов " Acta sanctorum "  были внесены в Индекс запрещенных книг. Папеброх подверг также сомнению подлинность хартий меровингской эпохи, результатом чего стала его полемика с ученым и палеографом, членом конгрегации мавристов Ж. Мабильоном, который опубликовал трактат " О дипломатике " (De re diplomatica. 1681), заложивший основы дипломатики как науки. До 1773 года, когда орден иезуитов был расформирован, болландисты издали 50 томов " Acta sanctorum " . После 1788 года, когда на деятельность болландистов был наложен запрет австрийским правительством и монастырь в Антверпене был превращен в военную школу, им пришлось перебраться в монастырь Кауденберг в Брюсселе , а затем в аббатство Тонгерло . Во время Французской революции библиотеки болландистов были разграблены, они прекратили свою деятельность и возобновили ее только в 1837 году в Брюсселе, первая новая публикация вышла в 1845 году. К 1000-летнему юбилею (1863) начала просвещения славян святыми равноап. Кириллом и Мефодием болландисты издали отдельный том " Annus Ecclesiasticus Graeco-Slavicus " , составленный русским иезуитом, историком и агиографом И. Мартыновым. В этот том, переизданный в 1870 году. в качестве 11-го тома " Acta sanctorum Octobris " , вошли имена святых, которые почитаются в славянских Восточных католических Церквах, а также имена многих православных святых. С 1882 года болландисты начали издавать ежеквартальное обозрение " Analecta Bollandiana " , посвященное исследованиям в области агиографии и публикациям неизвестных ранее документов. Другое издание - " Subsidia hagiographica " (с 1886) включает списки всех агиографических источников: " Bibliotheca hagiographica latina " (BHL, с 1911), " Bibliotheca hagiographica graeca "  (BHG), " Bibliotheca hariographica orientalis " (BHO). Кроме того, болландистами был издан ряд работ по хронологии Римских пап, Константинопольских Патриархов, о списках епископов Александрии, Иерусалима, Милана. В 1940 году под руководством И. Делайе (+ 1941) предпринято критическое издание Римского мартиролога (Martyrologium Romanum). К 1940 году  " Acta sanctorum " состояли из 68 томов in folio (от 1 января до 10 ноября), включая " Комментарий к Мартирологу св. Иеронима " (1931) и " Введение к житиям святых декабря " (Propylaeum ad acta sanctorum Decembris/Ed. H. Delehaye. Brux.; 1940). В 1966 - 1971 годам было предпринято репринтное издание первых 60 томов.

http://drevo-info.ru/articles/13680253.h...

Кира и Иоанна, находящегося в Acta SS 438 . Мы указали только наиболее важные случаи влияния Acta SS. на вторую книгу Четиих-Миней. Можно думать, что недостаток времени не дозволял Святителю использовать новый источник для этой книги так, как бы было желательно. На это указывают некоторые отметки в Прологе. Напр., 5-го января, против памяти преп. Сигклитикии в Прологе есть ссылка на Acta SS. (январь, I, 242) с отметкой «fuse»; однако в Четиих-Минеях мы имеем не пространное, а краткое житие Преподобной, написанное по Прологу. 23-го января Святитель, по руководству Vitae Patrum и Метафраста, дает сравнительно небольшое и бедное содержанием житие преп. Ефрема Сирина , между тем в Acta SS. (февраль, I, 49), которые отмечены в Прологе, имеется богатейший материал о жизни и деятельности Преподобного. Если бы позволило время, Святитель несомненно использовал бы в Acta все, что они давали, и что отвечало целям и задачам его труда. Об этом свидетельствует отношение к Acta и при дальнейшей работе. Не стесняемый временем, Святитель не оставляет теперь Acta до самого окончания Четиих-Миней и, можно думать, чаще обращается к ним, нежели к другим латинским источникам. Особенно это надо сказать о третьей книге Четиих-Миней, на месяцы: март, апрель и май. Здесь Acta Sanctorum занимают исключительно господствующее положение и в течение этих месяцев нельзя указать почти ни одного дня, который бы был написан без них. Об этом свидетельствуют анализ и содержание житий третьей книги и особенно Пролог Святителя, где в марте и апреле ссылки на Acta Sanctorum встречаются не только под каждым числом, но почти при каждой памяти. В четвертой книге Четиих-Миней влияние Acta Sanctorum сказывается уже слабее. Вполне соответствующего материала на месяцы июнь, июль и август они не давали, но все же Святитель и при составлении житий на эти месяцы обильно воспользовался Аста-ми и внес из них немало полных житий в свои книги. Всех, заимствованных из Acta Sanctorum во втором полугодии Четиих-Миней житий святых насчитывается 94 (39 в мартовской и 35 в июньской книге), но это число может быть значительно увеличено. Дело в том, что во многих случаях Acta SS. давали те же редакции житий, что и Сурий или другие источники 439 , и хотя мы подобные жития отнесли к заимствованным не из Acta Sanctorum, но Святитель вполне мог работать в этих случаях и по ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010