Ipsa esm igitur praedestinatio sanctorum, quae in Sancto sanctorum maxime claruit. Nam et ipsum Dominum gloriae, in quantum homo factus est Dei Filius praedestmatum esse dicimus (De praed. sanct., c. XV, 30–31, 981–2). Cp. Enchyr., c. XXXV-XL, c. 249–52. 383 Эта же мысль в De dono persev. c XXIV, 67: Qui ergo hunc fecit ex semine David hommem iustum, qui nunquam esset iniustus, sine ullo merito praecedentis voluntatis eius; ipse ex iniustis facit iustos sine ulle merito praecedentis voluntatis ipsorum , ut ille caput, hic membra sunt eius. Qui ergo fecit ullum homnem, sine ullius eius praecedentibus meritis, nullum, quod ei demitteratur, vel origine trahere, vel voluntate perpetrare peccatum: qui fecit ullum talem, ut nunquam habuerit habiturusque sit voluntatem malam; ipse in membris eius ex mala voluntate bonam. Et illum ergo et nos praedestinavit; quae et in illo ut esset caput nostrum et in nobis ut eius caput essemus, non praecessura merita nostra, sed opera sua futura praescivit. 384 De correp. et grait, c. XI-XII, 31–3, 935–6. Сюда именно относится различение adiutorium sine quo и adiutorium quo. 388 Юлиан говорит ему «fato fieri quod merito non fit», применяя это, в частности, к судьбе детей. Ответ бл. Августина: Nos autem cum vitiatae onginis mala merita esse dicamus, gratia, dicimus intrare parvulum in regnum Dei. quoniam bonus est Deus, et alium merito non intrare, quoniam iustus est Deus; et in neutro este, quoniam quod vult facit Deus... istum secundum iudicium damnari, illum secundum misericoidiam liberari; cur istum potus quam illum damnet aut liberat, nos qui sumus qui respondeamus Deo (Contra Jul. Pel., t. 44, 1. IV, c. VIII, 46, 761). 390 Non sufficit sola voluntas hominis, si non sit etiam misericordia Dei, si non sit etiam voluntas hominus (S. L., t. 40. Enchyridion (421 r., c. XXXII, 9, c. 248), totum Deo datur, qui hominis voluntatem bonam et praeparat adjuvandam, et advuvat praeparataim... Nolentem praevenit, ut velit; volentem subsequitur, ne frustra velit (ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

129 XXXVIII титул носит заголовок; „de purgatione canonica”. В нем вообще принят такой принцип: „infamatus contra quem crimen probari non potest, debet se purgare jnramento de verimame, compurgamores vero de credulitate» (cap. 6). В конституции Иннокентия III, приводимой в этом титуле, значится: „judicamus, ut tertia manu sui ordinis et quarta abbatum et religiosorum sacerdotum de supradicta simonia in vestra praesentia debeat se purgare“, а в конституции Люция IIÏ “si accusatores idonei non apparuerint, qui eum de homicidio convincere possint, ut cum septima aut quinta manu sui ordinis. sicut expedire cognoveris, per purgationem canonicam innocentiam suam ostendat”. 130 О синодальных судах: Dove, De jurisdictionis ecclesiasticae apud Germanos Gallosque progressu. Berol. 1855 ; p. 49 sqq. Dove. Die fränkischen Sendgerichten. Эта статья первоначально была напечатана Zeitschrift für deutsches Recht und deutsche Rechtswissenschaft., В. XIX, 1859, с прило- жением: „Von dem Sendrechte der Main­und Rednitzwenden“, где есть сведения о распространении зендгерихтов на западных славян, подчиненных германцам. Затем та же статья, но без означенного приложения, напечатана в IV и V томах Zeitschrift für Kirchenrecht. Вопрос о зендгерихтах затрагивался в моих сочинениях: О церковных наказаниях, Спб, 1876, ст. 87–88; Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов, стр. 136 и сл. 133 „Episcopus in synodo residens, post congruam allocutionem septem ex plebe ipsius parochiae vel eo amplus aut minus, pront viderit expedire, maturiores, honestiores atque veraciores viros in medio debet evocare, et allatis sanctorum pignoribus, unumquemque illorum tali sacramento constringit. Jusjurandum synodale. Α modo in antea, quidquid nostl aut audisti aut postmodum inquisiturus es, quod contra Dei voluntatem et rectam christianitatem iu ista parochia factum est, aut futurum erit. si in diebus tuis evenerit, tantum ut ad tuam cognitionem quocunque modo perveniat, si scis aut tibi indicatum fuerit, synodalem causam esse, et ad ministerium episcopi pertinere, quod tu nec propter amorem, nec propter timorem, nec propter praemium, nec propter parentelam ullatenus celare debeas archiepiscopo de Treveris aut ejus misso, qui hoc inquirere jusserit, quandocunque te ex hoc interrogaverit. Sic is Deus adjuvet et istae sanctorum reliquiae.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но в тех же самых книгах Четиих-Миней встречаются факты и совершенно противоположные. Напр., 14 мая, о житии св.м. Исидора Святитель пишет, что оно заимствовано «от греческих рукописцев», т.е. из Acta Sanctorum. Сравнивая находящиеся там акты св. мученика с рассказом Святителя, встречаем в последнем много новых фактов и особенностей. Оказывается, что на работу Святителя сильное влияние оказал Сурий, у которого дано житие св. Исидора Метафрастовой редакции. Ее то, как более полную и систематически изложенную, Святитель и предпочел Актам, хотя в Четиих-Минеях сослался на них, а не на Метафраста 445 . Интересны в том же соотношении жития свв.мм. Максима, Дады и Квинтилиана, 28 апреля, св.м. Пелагеи, 4 мая и св.м. Акакия, 7 мая. Святитель в Четиих-Минеях отмечает, что взял эти жития у Метафраста и здесь послушно следует за Сурием, который дает те же редакции житий, называя их Метафрастовыми. Между тем Болландисты в предварительных комментариях – об актах свв. мм. Максима, Дады и Квинтилиана и о житии св. Акакия говорят, что Метафрасту они не могут быть приписаны и что Липоман и Сурий ошиблись, назвав эти редакции Метафрастовыми. Акты св.м. Пелагии Болландисты называют сомнительными (Suspecta acta) и полагают, что они составлены не по верным источникам, а по народным рассказам и Метафрасту также не принадлежат 446 . Предполагать, что Святитель не ознакомился с этими комментариями, едва ли возможно, – обыкновенно он внимательно просматривал в Acta не только жития, но и весь остальной материал, даже примечания к житиям 447 . Поэтому вернее видеть здесь пример предпочтения Актам Сурия и оказания ему большего доверия. О соотношении Acta Sanctorum и Vitae ss. рр. мы уже говорили. Интересно еще отметить предпочтение им истории Никифора Каллиста. Описывая жизнь и деятельность равноапостольного царя Константина, Святитель, говоря о его крещении, держится той версии этого события, которая дана у Никифора Каллиста, именно утверждает, что царь Константин принял св. крещение в Риме от рук св. папы Силивестра. Между тем Болландисты отвергают это мнение Никифора, как ложное, и ссылаются на Евсевия Памфила , который, как известно, сообщает совершенно иное об этом событии. Святитель решил следовать за Никифором. Может быть, к этому побудило его не столько недоверие к Актам, сколько желание согласовать историю царя Константина с ранее написанным житием св. папы Силивестра, где передана та же версия о крещении 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из истории лекционарной системы видно, что в основе практики воздвиженской отступки лежит то историческое обстоятельство, что порядок евангельских зачал для неподвижных праздников календарного года (т. н. «sanctorale») древнее рядового цикла зачал (т. н. «temporale»). Первоначально были распределены чтения для дней периода Четыредесятницы 27 и Пятидесятницы, затем – для воскресных и субботних дней после Пятидесятницы и перед Четыредесятницей. Окончательное формирование лекционарной системы происходит, когда устанавливается практика ежедневного совершения литургии. На первом этапе temporale мыслился как дополнение к sanctorale, из-за чего и получил связь с датой календарного нового года. После окончательного формирования богослужения по Иерусалимскому уставу моментом перехода от чтения Евангелия от Матфея к чтению Евангелия от Луки стал считаться праздник Воздвижения, получивший более важное значение, чем иерусалимская Энкения или потерявшее значение Нового года 23 сентября. 5. Практическое решение проблемы распределения зачал Перейдем теперь к вычислению таблиц апостольских и евангельских зачал исходя из указаний современных богослужебных книг. Недостаток таблиц Эммануила Глизония заключается в том, что они учитывают только текущий, а не следующий пасхальный год. На самом деле, составить таблицы, учитывающие все возможные комбинации чередования пасхальных годов, представляется теоретически крайне сложной задачей. Но если все эти комбинации вычислить методом полного перебора всех годов 532-летнего цикла Пасхалии («великого миротворного круга»), оказывается, что таких комбинаций относительно немного (65) и их можно представить в виде таблиц. Однако до недавнего времени такая задача потребовала бы огромного объема бумаги, незаурядных математических способностей и подвижнического терпения. Сейчас же она достаточно легко решается с помощью компьютерной программы: с 1941 г. (начала 15-го цикла «великого миротворного круга») вплоть до 2472 г. (его окончания) мы вычисляем даты текущей и следующей Пасхи 28 и исходя из этой информации смотрим, как должны быть распределены воскресные, субботние и будничные чтения для этого года с учетом следующих правил, которые мы извлекаем из Типикона и других богослужебных книг 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что же касается простолюдина; то он, в случае пожелания к блуду, воздерживается от блуда большею частию не по желанию стяжать много удовольствий, но из-за боязни законов и наказаний. Так одно, по-видимому, дело, воздержание от блуда, бывает не одно, но различно, по различию у воздерживающихся от него побуждений, проистекающих или из здравых или из нездравых и нечестивых начал, каковы в епикурейце или простолюдине. И как одно это дело, воздержание от блуда, хотя и кажется одним, однако бывает различно, потому что различны начала и побуждения для него: так и скифы, и номады ливийские, и сирийцы безбожники, и персы, не терпящие почитать божество (σεβειν το ϑειον) жертвенниками, храмами и статуями, делают это совсем по иным началам, нежели по каким удерживаются от служения божеству таким образом христиане и иудеи. Те ненавидят жертвенники и статуи потому, что опасаются уничижить служение божеству перенесением его на вещество, обращенное в жертвенники и статуи, равно как и по убеждению в том, что статуям и местам, по волхвованию жрецов или иначе как-нибудь, приседят демоны, беззаконно услаждающиеся там беззаконным удовольствием, окаживаемые гарью от жертв; но иудеи и христиане не только гнушаются (языческими) храмами, жертвенниками и статуями, но и готовы умереть при случае, чтобы сохранить свое понятие об истинном Боге не оскверненным каким-нибудь в роде этого нечестием, по причине сказанного: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши ( Втор. 6:13 ), также по причине сего: да не будут тебе бози инии разве мене ( Исх. 20:3 ), и: не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им ( Исх. 20:4 ), и по причине сего: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши ( Мф. 4:10 ), и по причине многого другого подобного». Ориг. Прот. Цельс. кн. 7: – с. 738. 739. 740. Sanctorum или mere sanctorum, a sanctificare значит у лютеран приводить ко Христу, к принятию благ, стяжанных Им для нас, которых мы сами собою никогда не могли бы стяжать и которые усвояются нами чрез веру (Больш.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Молитва 7. Taken from Faber, Dominica 10 Post Pentecosten, No. 4 «De variis orandi ritibus», sect. 1 «Cur clara voce oremus»: «Ita enim eum textum [ Hos. 14.2 ] exponit S. Thomas loco citato 2. q. 83. art. 12.]. Si sola hominis mens eget Dei auxilio, sola ipsa oret; at si Dei subsidio eget etiam corpus, ipsum quoque oret, quod facit oratione vocali. Anima hominis indiget remissione peccatorum, gratia, perseverantia, illustratione, diectione, gloria. Corpus eget cibo, vestitu, sanitate, protectione, etc. Utrique ergo mendicandi nécessitas incumbit.» Молитва 8–39. These poems are located in A in an almost unbroken series deriving from Faber, Dominica 5 Post Pascha, Nos. 1–4, though not every poem is taken verbatim from Faber. Молитва 8 Taken from Faber, ibid., No. 1 «Incitamenta ad orandum», sect. 1 «Dignitas et praestantia orationis»: «Tertio, hominem ad Deum eiusque colloquium elevat, ita ut coram eo effundere possit cor suum, petere quae vult et miserias suas exponere.» Молитва 9. Taken from Faber, ibid.: «Apoc. 5.[Rev. 5.8] orationes vocantur odoramenta in phialis aureis, quas coram Deo gestabant sancti in manibus. Et Apoc. 8.[Rev. 8.3–4] Angélus accepit incensa de orationibus Sanctorum, et obtulit coram Deo. Thymiama igitur suavissimum coram Deo sunt orationes; et sicut nares hominum recreantur odorum fragrantia, sic Deus et caelestis curia oratione sanctorum. Молитва 10. Taken from Faber, ibid.: «Et ex dicto Raphaelis ad Tobiam, Tob. Quando orabas cum lachrymis, ego obtuli orationes tuas coram Domino.» Молитва 12. Taken from Faber, ibid., sect. 2 «Nécessitas»: «Sic reddemus Deo, quod olim exegit ab Hebraeis iuge sacrificium, agnum scilicet mane, et rursum alium vespere quotidie immolandum ( Num. 28 quo placemus Deum toties offensum, de die et de nocte.» Молитва 13. Taken from Faber, ibid.: «lure merito, mane saltern et vespere Deus exorandus est a quo vis christiano: mane ut dirigat actiones diumas, vespere ut noctumas.... Quotidie ergo orandus Deus, ut dimittat nobis débita nostra.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

До последнего времени были известны в агиографической литературе только краткие синаксарные (проложные) жития св. Фотины и дружины ее 18 , из которых два изданы недавно (в 1902 г.) в исправном виде отцом Ипполитом Delehaye в капитальном труде его “Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae”, составляющем, как известно, “преддверие” (Propylaeum) к Acta Sanctorum за ноябрь месяц (р. 550). Сведения об этих святых, собранные из старинных календарей и синаксарей, с указанием разногласий между ними, изложены Годфридом Геншеном в Acta Sanctorum, Martii t. III, pp. 80–82. Геншен сильно сомневается в достоверности предания. В 1899 г. покойный ныне профессор К. О. Радченко нашел в рукописных прологах Белградской Народной библиотеки славянский перевод более пространного жития св. Фотины, опубликованием которого 19 оказал большую услугу агиографии, хотя сам он вполне убежденно (без всяких, впрочем, доказательств) считал открытый им [V] текст “апокрифическим” и очень не высоко ставил его содержание. К этому тексту мы вернемся ниже. Другая редакция жития, хотя и краткая, но все же более подробная, чем проложные жития, оказалась в той минее за февраль и март месяцы, которую мы издали в 1911 г. по Московской рукописи 376 Влад. 20 Желание определить по возможности источники, бывшие в распоряжении автора этой минеи, которую мы далее ради краткости будем называть “Царскою” согласно предложения Эргарда 21 , побудило нас ознакомиться с пространным житием, давно уже известным, но до сих пор остававшимся в рукописи. Мы разумеем житие в Венской рукописи cod. theolog. gr. CXI (ныне 279), описанное Лямбеком в его известных “Комментариях о Венской библиотеке” 22 с несколькими выдержками из начальных и конечных глав текста. При любезном содействии и материальной помощи историко-филолог. отделения Имп. Академии Наук мы получили фотографические снимки (белым по черному) полного текста жития, по которым и изготовили копию, издаваемую ниже под 1. Все житие в этой рукописи (ff. 18v-41v), написанное в один столбец разборчивым почерком X-XI в., прекрасно сохранилось. Письмо в общем исправно, хотя и встречаются орфографические ошибки под влиянием итацизма, опущение приращений, пропуски слов и испорченные места, свидетельствующие о непонимании переписчиком оригинала; ivtamutum всюду опускается; n ejelkustikon ставится вполне правильно; постановка ударений не везде согласна с принятыми ныне правилами (отметим двойные ударения на an и иногда на men-de); сокращения встречаются лишь обычные, но не только вконце, а и в середине строк. Все эти особенности, кроме двойных ударений и сокращений, отмечены при издании в подстрочном критическом аппарате. [VI]

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Титульный лист в кн.: P. de Natalibus. Catalogus sanctorum et gestorum corum. Lyon, 1519 [Де Наталибус; лат. Petrus de Natalibus] (ок. 1330 - нач. 1406, Езоло, Италия), еп. г. Езоло, агиограф, автор агиографической энциклопедии «Каталог святых и их деяний» (Catalogus sanctorum et gestorum eorum, 1372). Исследователи XVIII в. приписывали П. Н. патрицианское происхождение ( Zeno. 1753. P. 31-40). Однако сохранились документальные свидетельства о его семье: завещание отца, Унгарелло Наталиса (от 14 февр. 1348), арендовавшего неск. мельниц и обанкротившегося в 1327 г., нотариальные акты и завещание сестры Джованны (от 22 сент. 1382) ( Lazzarini. 1983. P. 388-390; Paoli. 2012. P. XIV). П. Н. был старшим сыном; его братья: Марко (†1349), Франческо (†1382) и Джаннино (†1383, более известен как Джованни Джироламо), к-рый работал при канцелярии Венецианской республики во время правления дожа Андреа Дандоло (1342-1354) и считается автором поэмы «Леандрерида» (Leandreride, 1380), написанной под влиянием «Божественной комедии» Данте. Через Джаннино П. Н. был знаком с дипломатом Паоло де Бернардо (1331-1393), к-рый, возможно, познакомил его с Ф. Петраркой ( Fracassetti. 1890. P. 417-418; Lazzarini. 1930. P. 207; Paoli. 2012. P. XVII). Как считают исследователи, жизнь в Венеции при Дандоло и знакомство с П. де Бернардо сильно повлияли на ранние лит. увлечения П. Н. ( Gargan. 1976. P. 159, 164; Lazzarini. 1976. P. 514). В 1341 г. он начал службу на должности адвоката Большого совета Венецианской республики, затем выбрал церковное служение: в 1348 г. П. Н. упомянут как клирик венецианской ц. Сан-Самуэле (clericus S. Samuelis), к 1350 г. он был, по-видимому, рукоположен во диакона, затем - во пресвитера, т. к. в документах того времени назван архидиаконом ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло (archidiaconus ecclesie Castellane) и пресвитером и нотарием ц. Сан-Видаль (presbiter et notarius ecclesie Sancti Vitalis). К 1363 г. П. Н. служил в ц. св. Апостолов ( Lazzarini. 1983. P. 388; Paoli. 2012. P. XIV). В 1376 г. занял епископскую кафедру Езоло ( Zenatti. 1905. P. 108; Hierarchia CMRA. Vol. 1. Р. 241). Упомянут как епископ Езоло в вотивной надписи в ц. Санта-Мария-деи-Серви ( Cicogna E. A. Delle inscrizioni veneziane. Venezia, 1824. T. 1. Р. 94). В 1381 г. П. Н. был обвинен кард. Томмазо да Фриньяно, патриархом Градо (1372-1381), в несоответствии епископскому сану, поехал в Рим, чтобы отстоять свою репутацию и сохранить за собой кафедру, что ему удалось ( Zenatti. 1905. Р. 111-112; Lazzarini. 1930). Точная дата смерти П. Н. неизвестна, он умер до 8 марта 1406 г., когда епископом Езоло стал Анджело Скардони (Hierarchia CMRA. Vol. 1. Р. 241). Сочинения

http://pravenc.ru/text/2580416.html

С июля 1664 г. он работал над изданием полного собрания сочинений католич. св. Бернарда Клервоского . Два тома собрания вышли через 3 года и сразу принесли широкую известность молодому ученому. М. систематизировал тексты Бернарда Клервоского, исправил ошибки предшествующих издателей, разделил аутентичные и сомнительные тексты, сопроводив их предисловиями, комментариями, индексами и таблицами. Второе издание этого собрания сочинений вышло в 1690 г., 3-е издание, подготовленное М., было опубликовано в 1719 г. В 1667 г. М. и д " Ашери начали работу над «Деяниями святых ордена св. Бенедикта» (Acta Sanctorum Ordinis S. Benedicti). С 1668 по 1701 г. вышло 9 томов, охвативших период с 500 до 1100 г. Десятый том, подготовленный М., не был издан. Кроме публикации житий святых бенедиктинского ордена каждый том содержал обширные комментарии, предисловия и хронологические таблицы, дававшие подробную картину церковной и светской истории соответствующего столетия. Выход первых томов привел к бурной полемике, посвященной предпринятому М. разоблачению «ложных святых». Подходы М. подверглись жесткой критике внутри конгрегации, где его основными оппонентами стали А. Ж. Меж (1625-1691) и Ф. Бастид (1620-1690). Кроме «преуменьшения числа святых» (diminutio sanctorum) М. вменялись неуважение к предшествующей традиции историков ордена, критика их представлений и, как следствие, подрыв авторитета бенедиктинцев. После долгой дискуссии в 1677 г. на генеральном капитуле конгрегации св. Мавра была рассмотрена жалоба Бастида на М. Свою позицию М. изложил в «Мемуаре, доказывающем должный способ издания житий наших святых» и «Ответах на замечания, сделанные Ф. Бастидом…». Он отстаивал необходимость обсуждать достоверность агиографических произведений на основе исторического анализа текстов и заявлял, что историческая истина не может навредить престижу конгрегации. Генеральный капитул принял сторону М.; в следующем году с него были сняты все обвинения. Большое значение для развития исторической науки имел спор М.

http://pravenc.ru/text/2561116.html

2007). С 11 авг. по 9 нояб. жили в Париже, где осмотрели Королевскую б-ку, книжные собрания кард. Джулио Мазарини , гос. министра Жана Батиста Кольбера, канцлера Пьера Сегье, монастырей Сен-Виктор, Сен-Жермен-де-Пре и др. С 11 по 21 нояб. они объехали церкви и мон-ри Нормандии и к 21 дек. вернулись в Антверпен. По итогам путешествия болландисты привезли копии более 1400 ранее им неизвестных агиографических текстов, не считая большого количества выписок из различных источников и заметок о разных рукописях. П. смог познакомиться со мн. учеными-эрудитами, высокопоставленными церковными и светскими лицами. После смерти Болланда Общество болландистов возглавил Г. Хеншен, но в силу его преклонного возраста основную часть работы над дальнейшими томами «Acta Sanctorum» выполнил П. С 1681 г. он стал и офиц. руководителем Об-ва болландистов. В общей сложности П. подготовил 18 томов: по 3 - за март и апр., 7 - за май (включая том с сопроводительными материалами) и 5 - за июнь (изд. в 1668-1709). Благодаря П. содержание агиографического собрания значительно расширилось, в т. ч. за счет публикации полных текстов средневек. мартирологов и материалов о греч. святых. Кроме того, П. начал включать в нек-рые тома исследования на конкретные темы, напр. по истории пап Римских (позднее собраны в отдельный том - ActaSS. Mai. Propyl.) и патриархов Иерусалимских (Ibid. T. 3. P. I-LXXII). Критерии научной агиографии П. изложил в предисловии к 1-му мартовскому тому: необходимо устанавливать дату и определять достоверность каждого источника, на к-рый ссылается исследователь. Основная цель работы - рассказать о происхождении и развитии диоцезов, городов, мон-рей, монашеских орденов и религ. конгрегаций. Работа над изданием «Acta Sanctorum» осложнялась внешними обстоятельствами - военными конфликтами, затрагивавшими территорию Испанских Нидердандов: Деволюционной войной (1667-1668), Голландской войной (1672-1678), Девятилетней войной (1688-1697), а также эпидемией чумы в Антверпене (1678). В 1671 г.

http://pravenc.ru/text/2578917.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010