Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ACTA SANCTORUM [лат.- Деяния святых, Акты святых], крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых. Идея издания принадлежит бельг. иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. благодаря трудам его сподвижника Ж. Болланда (1596-1665). Продолжившие дело иезуиты- болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно, вплоть до 1773 г.; однако в связи с событиями Французской революции и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с янв. по нояб.; ни одного тома за дек. до сих пор так и не появилось. Часть томов переиздавалась в Венеции (2-е изд., 1734-1770) и в Париже (3-е изд., 1866-1887); с 1969 г. в Брюсселе начато новое переиздание собрания (4-е изд.). Собрание, рассчитанное первоначально на 18 томов, постепенно существенно расширилось: если янв. занимает всего 2 тома, то жития за окт. составили 13 томов. В основу издания был положен строгий историко-критический метод; тексты публиковались по всем доступным рукописям, снабжались основательными и достаточно объективными введениями и комментариями. К отдельным томам прилагаются тематические исследования (в частности, о папах и Патриархах). В ранних томах греч. жития представлены часто лишь лат. переводами. Жития правосл. святых, подвизавшихся после сер. XI в., в издание не включались, однако в качестве предварительного тома (propylaeum) за нояб. был издан Синаксарь К-польской Церкви - значительный памятник правосл. агиографии. Изд.: ActaSS; Propylaeum ad Acta Novembris: Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Brux., 1902; Propylaeum ad Acta Decembris: Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum/Ed. H. Delehaye. Brux., 1940. Лит.: Gr é goir H. Les Acta Sanctorum//Byz. 1927/1928. T. 4. P. 791-812. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63952.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОЛЛАНДИСТЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Болландисты (лат. bollandistes; франц. Société des Bollandistes), общество ученых- иезуитов , издателей собрания житий святых " Acta Sanctorum " , публикация которых была предпринята в XVII веке и продолжается до настоящего времени. Называются по имени основателя общества Ж. Болланда (1596-1665). Проект публикации житий святых в 18 томах с аннотациями и индексами был предложен ученым-эрудитом бельгийским иезуитом Г. Росвейде (1569-1629). Он начал поиск материалов - рукописей житий святых - преимущественно в монастырях Бельгии и Сев. Франции. Им были изданы " Fasti sanctorum quorum Vitae in Belgicis bibliothecis manuscriptae " (Календарь святых, рукописи житий которых содержатся в бельгийских библиотеках. 1607) и " Vitae Patrum " (Жития отцов-пустынников. 1615). После смерти Росвейде материалы были переданы Болланду, изменившему как план, так и метод работы с ними. В его полном издании житий агиографический материал был организован по календарному принципу, в порядке следования дней памяти святых; тексту жития предшествовал исторический комментарий, посвященный как самому святому, так и критическому анализу текста (выявление автора, история переводов и т. д.), а также традициям почитания святого, перенесению мощей. Каждый том содержал несколько индексов: алфавитный и хронологический перечни святых, списки упоминавшихся имен, географических названий. Иезуитская община Антверпена освободила Болланда от пастырских обязанностей, его помощниками и преемниками стали иезуиты Г. Хеншен (1601-1681) и Д. Папеброх (1628-1714). Болланд стал инициатором переписки со многими европейскими учеными-эрудитами; поиск материалов проводился во всех монастырских библиотеках (прежде всего Бельгии, Франции, Англии), зачастую на собственные средства издателей. Помимо собственно житий святых были изданы небольшие монографии, посвященные отдельным житиям, вопросам дипломатики, историческим событиям или епархиям . Первые два тома " Acta sanctorum " (ActaSS. Ian.- Жития святых января) появились в 1643 году. Папа Римский Александр VII обратился к Болланду с поздравительным письмом, в котором выразил убеждение о важности для Церкви подобного издания, и пригласил болландистов в Рим для работы с архивами Ватиканской библиотеки. Также Болланд выступил с идеей публикации юбилейного тома, посвященного 100-летию ордена иезуитов . Позднее преемники " первого поколения " болландистов собирали сведения в библиотеках Германии, Австрии, Чехии, Франции, Венгрии и т. д. Полученные материалы впоследствии были помещены в специально созданный музей болландистов в Антверпене.

http://drevo-info.ru/articles/13680253.h...

ХРИСТОЛОГИЯ – учение о личности Иисуса Христа, о Божественной и человеческой природе в одном лице; соответствующий раздел догматического богословия. ЦАРЬГРАД – в средневековых русских текстах так назывался Константинополь – столица (с 330 г.) Римской империи (ныне Стамбул). Основан императором св. Константином I в 324–330 гг. на месте г. Византий. В 1453 г. после длительной осады город заняли турецкие войска. ЦЕЗАРИЗМ – политическая система, ведущая свое начало от Юлия Цезаря. Для нее характерно сосредоточение власти во всем ее объеме в одних руках – главы верховной власти, соединение в одном лице всех высших должностей. Этой системе подражали и другие узурпаторы, которых демократические течения возносили на высоту власти: Наполеоны I и III. Оба Бонапарта полагали в основание своей власти народную волю и сохраняли конституционные формы как декорум, но отнюдь не стеснялись нарушать гарантированные основными законами права граждан. Цезаризм, как система верховной власти, в идее опирающейся на народный суверенитет, противополагается легитимизму, основывающему власть монарха на Богом («Божиею милостью») установленных наследственных и исторических правах известной династии по отношению к данной стране и данному народу. ЦЕЗАРЕПАПИЗМ – соединение в одном лице власти в государстве и в Церкви. Термин был изобретен в XIX в. немецким историком Й. Хергенретером для характеристики политической системы Византии, но впоследствии приобрел расширительное значение. Система цезарепапизма впервые получила осуществление в Византии при Феодосии II. Аналогичные отношения возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов (summus episcopus). Некоторые историки усматривают нечто подобное в отношениях между монархом и Православной церковью, установившихся в России со времени уничтожения патриаршей власти. Иногда Ц. противопоставляют западную модель – папоцезаризм. ЧЕТЬИ-МИНЕИ – собрания житий святых, расположенные по порядку месяцев и дней каждого месяца. Наиболее распространены в России Четьи-Минеи св. Дмитрия Ростовского . В XVI в. митрополит Макарий составил Великие Четьи-Минеи, расположенные по дням церковного чествования святых с приложением торжественных, похвальных и поучительных слов, извлечений из светских сочинений; в них собраны почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы Древней Руси. В 1689–1705 гг. ростовский митрополит Димитрий составил новые Ч .-M., руководствуясь как «Великими Ч.-М.», так и «Acta Sanctorum» (т. е. «Житиями святых») болландистов – монахов (в большинстве своем иезуитов), в 1643–1794 гг. издававших «Жития» (название «болландисты» происходит от имени первого издателя «Acta Sanctorum» И. Болланда, 1596–1665).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Другой род собраний отдельных документов, имеющих значение для церковной истории, это собрания агиографических памятников, актов мучеников и биографий святых — «acta sanctorum». Издание этих памятников принадлежит так называемым болландистам и имеет такое полное заглавие: «Acta sanctorum, quotquot toto in orbe coluntur», «Деяния всех святых, каких только ни почитают во всей вселенной». Болландисты — это фламандские иезуиты, во главе которых стоял Иоанн Болланд, умерший в 1665 году. Болланд был, собственно, продолжателем дела, начало которому положил Гериберт Росвейд (Rosweyde f 1629). Преемниками его были другие иезуиты, Henschen (t 1681), Papebroch Ш 1714) и пр. Иезуиты, предпринимая издание, по существовавшему в то время обычаю, не обозначили меры участия своих сочленов в предприятии. Это объясняется их скромностью; но скромность в настоящем случае нельзя назвать похвальною, потому что для последующих ученых весьма важно знать, принадлежит ли известный труд какому-либо опытному ученому, или только начинающему ученую деятельность иезуиту. Впрочем, некоторые участники в этом издании были настолько чутки к щ потребностям, что поместили свои инициалы, первоначальной задаче это предприятие должно было иметь скромный характер. Издатели имели для себя пример в лице предшественника на этом поприще, Лаврентия Сурия, издавшего в 6 томах жития святых, чествуемых латинской церковью (1570—1575); сюда вошло немало греческих памятников Иезуиты хотели только дополнить издание Сурия, и в 18 фолиантах Болланд хотел издать жития целого года. Но когда он приступил к изданию, материал начал быстро разрастаться: теперь уже не месяц издается в двух фолиантах, а целый фолиант обнимает только два дня месяца. Из этого можно видеть, насколько конец предприятия не соответствует началу. Наряду с ростом научного материала изменена была и форма издания. Сначала думали дать только латинский перевод с греческих памятников, а потом стали давать и греческий текст. Первый том издания (1—15 числа января) вышел в 1643г. В истории издания роковое значение имела французская революция. Вследствие секуляризации имуществ иезуиты лишились и влияния, и в 1794г. был издан последний 53 том (6-й для месяца октября). Лишь в конце 30-х годов следующего столетия к этому предприятию снова могли приступить бельгийские иезуиты. Первый, изданный ими в 1845г. том обнимает 15 и 16 числа октября. В настоящее время предприятие это доведено до первых чисел ноября, для конца же года приходится пользоваться старым изданием житий святых Сурия. Этими иезуитами также издается с 1882 г. периодический орган «Analecta Bollandiana», в котором пополняются пробелы, оказавшиеся в первых месяцах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

329). Оно издано Ducange в Tracte historique du chef de S. Sean Baptiste на стр. 229–254 (Paris 1665). Часть этого слова, касающаяся третьего обретения, издана в качестве самостоятельного повествования в Acta San­ctorum, Iuni t. IV, p. 731–735. Cp. Bibliotheca Hagiogr. Gr. p. 148. 230 Migne, P. Gr. t. XXXI p. 508. Βασλου. ρχιεπ. Καισαρεας Καππαδοκας μιλα ες τος γους τεσσαρκοντα μρτυρας. «Μαρτρων μνμης»... Творения, ч. IV, стр. 273–285. 231 Θεον τ κα περκσμιον χρμα ρετ. Massman, Sanct Alexius Leben, Bibliothek der gesammten deutshen National-Literatur, IX (Quedlinburg und Leipzig, 1843) S. 201–208. Cp. Bibl. Hag. Gr. p. 9. 232 Migne, P. Gr. t. XCXII, col. 881: ‘Ανδρου, ρχιεπ. Κρτης λγος ες τν εαγγελισμν τς περαγας Δεσπονης μν Θεοτκου. «’Επστη σμερον». Русск. перев. Христ. Чт. 1829 г. XXXIII ч. 233 В Евергетидском Типиконе соответствует: Λγος περιχω τς γ’ ερσεις τς τιμας κεφαλς το προδρμου. См. у нас выше замечание об 24 февраля. 234 Только по Уставу 905, л. 124 об. Об этом празднике см. у нас ниже в примечании к 14 Августа. Слово, конечно, то же, что в не­делю антипасхи; вставка в надписании – ошибка писца. 235 Migne. P. Gr. t. XCIV, p. 748. Θεοδρου το Στουδτου... ες τ γενσιον το γου προφτου προδρμου Βαπτιστο. «’Αηδν τινι πολυφν. Творения, т. II. стр. 23–29. 236 Migne, P. Gr. t. LXIII, col. 787. ’Εγκμιου ες τν γιον πστολον Πα­λον, συντεθν παρ Θεοδρον Μαγστρου, π διαφρων λγων το ν γοις πατρς μν ‘Ιωννου το Χρυσοστμου. Τς μν τν ποστολικν πρξεων»... Творения Иоанна Златоустог о в русском переводе, т. XII, стр. 747. (Ср. Ιεροσολ. Βιβλ. τ. I, стр. 88, κοδ 23; τ. II, стр. 169. κοδ. 96). Одно из слов собрания, носящего заглавие: «’Εκλογα π διαφρων λγων το ν γις πατρς μν ‘Ιωννου ρχιπ. Κωνσταντυνουπλεως το Χρυσοστμου, συντεθεσαι παρ Θεοδρου Μαγστρου (См. греч. рук. Синод б. 174, по описа­нию арх. Владимира; ср. Migne, t. LXIII, col. 563). В некоторых рукописях это слово встречается в измененном виде: в Евергетид­ском Типиконе – κα τν τεχνν (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 465; см. Acta Sanctorum, Iunii, VII, p. 374–385), в греч. рукоп. Синод. б. 427 (Вла­димир, Описание, стр. 646): πας γκωμων νμος κα λγος πας τχνη ρητρων συντεθειμνος. О Феодоре Дафнопате, называемом также Маги­стре, жившем около средины X века, и его эклогах см. Krumbacher-a Geschichto d. Byz. Liter s. 170, § 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Полемика с протестантами, литургическая реформа и стремление унифицировать общецерковное почитание святых способствовали созданию корпуса агиографических текстов, очищенных от позднейших добавлений и недостоверной информации. Антверпенский иезуит Гериберт Росвейде (1569-1629) подготовил проект, предполагавший выявление или реконструкцию достоверных житий, публикацию неизданных текстов и составление подробного комментария. Объем работы оказался слишком велик, и Росвейде не успел приступить к реализации своего замысла. Его труд был продолжен Иоанном Болландом (1596-1665) и его помощниками, создавшими при иезуитской коллегии в Антверпене т. н. об-во болландистов . В 1643 г. были опубликованы первые 2 тома сер. «Acta Sanctorum» ; после упразднения ордена иезуитов издание и изучение агиографических текстов продолжили кармелиты, однако их работа была прервана во время Французской революции. В 1643-1794 гг. было издано 53 тома с житиями святых, чья память отмечается с 1 янв. по 14 окт. Историческими и богословскими исследованиями занимались также мавристы, члены реформированной бенедиктинской конгрегации св. Мавра (Сен-Мор), основанной в 1621 г. В состав конгрегации вошла бóльшая часть бенедиктинских мон-рей Франции; ее центром стало аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже. Мн. члены конгрегации прославились как историки и источниковеды, заложившие основы специальных исторических дисциплин; их трудами были изданы сочинения мн. отцов Церкви, богословов и церковных писателей, напр., «Жития святых ордена св. Бенедикта» Жана Мабильона (изд. между 1668 и 1701), к-рый считается основоположником палеографии и дипломатики. Членами конгрегации были историки и издатели Люк д " Ашери, Пьер Кустан, Никола-Юг Менар и Мишель Фелибьен, специалист по истории агиографии Тьерри Рюинар , литургист и историк монашества Эдмон Мартен, основоположник греч. палеографии Бернар де Монфокон. Униональная политика Основы политики Папского престола, направленной на воссоединение Восточных Церквей, были заложены на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). К участию в работе Собора были приглашены не только представители правосл. К-польской Церкви, но и армяне, копты, несториане и яковиты. На Соборе делегации Восточных Церквей заявили о согласии с католическим вероучением, но эти заявления, подтвержденные папскими декретами, носили декларативный характер и в основном не оказали существенного влияния на жизнь вост. христиан. Воссоединение К-польской Церкви, провозглашенное декретом папы Евгения IV «Laetentur coeli» (6 июля 1439), не получило поддержки большинства византийцев, а после падения К-поля (1453) уния фактически была расторгнута. В XVI в. униональная политика Римской курии осуществлялась силами католических миссионеров, членов религ. орденов - иезуитов, францисканцев, доминиканцев, капуцинов и др. Мусульманские власти негативно относились к деятельности миссионеров, препятствовали вост. христианам устанавливать контакты с Римом и поддерживали противников униональной политики.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Таким образом, издание соборных документов должно состоять из 3 частей: первая часть должна заключать постановления первых двух вселенских и восточных поместных соборов, вторая – деяния вселенских соборов, начиная с III, и третья – памятники западных поместных соборов. Памятники соборов о лице Господа Иисуса Христа были бы сгруппированы вместе. Греческий текст мог бы быть дополнен на основании редких ватиканских рукописей, латинский же текст явился бы в обеих редакциях, древней и исправленной Рустиком в VI в. Для восстановления первоначального латинского текста работали Балюз и кардинал Питра. Можно было бы восстановить его во всей чистоте. У Манси же дело оставлено в первоначальном виде; везде он перепечатывает по-старому испорченный латинскими корректорами текст рядом с греческим (по Ляббу), а внизу дает поправки, заимствованные у Балюза 21 . Удачный опыт издания канонов восточной и западной церкви в небольшом объеме был уже сделан под руководством Неандера Брунсом, Н.Т. Bruns, Bibliotheca ecclesiastica. Canones apostolorum et conciliorum. I–II. Berolini 1839. Два тома in octavo вместо 12 томов Манси содержат здесь все наиболее ценное в этом отношении из постановлений вселенских и поместных соборов 22 . Агиографические памятники Другой род собраний отдельных документов, имеющих значение для церковной истории, это собрания агиографических памятников, актов мучеников и биографий святых – «acta sanctorum». Издание этих памятников принадлежит так называемым болландистам и имеет такое полное заглавие: «Acta sanctorum, quotquot toto in orb coluntur», «Деяния всех святых, каких только ни почитают во всей вселенной». Болландисты – это фламандские иезуиты, во главе которых стоял Иоанн Болланд, умерший в 1665 году. Болланд был, собственно, продолжателем дела, начало которому положил Гериберт Росвейд (Rosweyde † 1629). Преемниками его были другие иезуиты, Henschen († 1681), Papebroch (t 1714) и пр. Иезуиты, предпринимая издание, по существовавшему в то время обычаю, не обозначили меры участия своих сочленов в предприятии. Это объясняется их скромностью; но скромность в настоящем случае нельзя назвать похвальною, потому что для последующих ученых весьма важно знать, принадлежит ли известный труд какому-либо опытному ученому, или только начинающему ученую деятельность иезуиту. Впрочем, некоторые участники в этом издании были настолько чутки к научным потребностям, что поместили свои инициалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Следствием упадка агиографического творчества стали систематизация и изучение средневек. Ж. л., связанные прежде всего с работой болландистов. Иезуит Г. Росвейде (1569-1629), профессор философии в коллеже г. Дуэ, работая во фламандских церковных б-ках, пришел к выводу о необходимости публикации житийных текстов в той форме, в какой они содержатся в рукописях. В 1603 г. руководство ордена иезуитов одобрило проект Росвейде, и он опубликовал план буд. труда (Fasti sanctorum quorum vitae in belgicis bibliothecis manuscriptiae. Antverpiae, 1607). Росвейде предполагал издать 16 томов житий святых, не считая комментариев и указателей. Первые 3 тома должны были содержать сведения о земной жизни Христа, Богородицы и об установленных в их честь праздниках, а также об особо почитаемых святых. В 12 томах содержались жития святых в календарном порядке, в отдельном томе следовало собрать различные мартирологи. В др. томе Росвейде предполагал поместить сведения о житиях и почитании святых. Он не успел подготовить к печати ни одного тома, за исключением отдельных изданий нек-рых мартирологов, сборника житий отцов-пустынников, житий католич. святых Игнатия Лойолы и Филиппа Нери. Разобрать бумаги Росвейде было поручено иезуиту Иоанну Болланду (1596-1665), к-рый продолжил задуманный его предшественником труд. Работая в церковных б-ках и переписываясь с настоятелями мон-рей по всей Европе, Болланд пытался собрать о каждом святом все возможные сведения. Значительную помощь ему оказал нем. иезуит И. Гаманс, собравший большое количество житий. Как и Росвейде, Болланд распределил собранные сведения в календарном порядке, в соответствии с Римским Мартирологом. После 14-летнего труда в 1643 г. в Антверпене были изданы первые 2 январских тома собрания «Acta Sanctorum». Помощь в подготовке издания Болланду оказывали др. бельг. иезуиты, Г. Хеншен (Геншений) и Д. Папеброх (с 1659). Критический метод Хеншена, примененный при подготовке материалов о св. Аманде, оказал значительное влияние на работу Болланда.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В 1-й период (ок. 1640-1665) основное место в ученых занятиях М. занимало издание трудов раннехристианских (напр., editio princeps Варнавы апостола послания , подготовленное Н. Ю. Менаром, опубл. в 1645) и средневек. авторов ( Ланфранка , архиеп. Кентерберийского, Гвиберта Ножанского и др.). Наиболее крупной фигурой этого периода был Л. д " Ашери (1609-1685), библиотекарь в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Его важнейшим трудом стал многотомный сборник материалов по истории Церкви (Spicilegium, sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis, maxime Benedictinorum, latuerunt. P., 1655-1677. 13 vol.). Именно д " Ашери разработал программу систематических богословских и исторических штудий, предпринятых М. Во 2-й период (1665-1707) как выдающийся исследователь проявил себя младший современник и коллега д " Ашери, Ж. Мабильон (1632-1707). Он не только был собирателем древностей и плодовитым историком, но и внес важный вклад в становление научной критики источников, заложил основы ряда специальных исторических дисциплин (дипломатики, лат. палеографии, сфрагистики и др.). В 1667 г. Мабильон и д " Ашери начали подготовку издания «Деяний святых ордена бенедиктинцев» (Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti. P., 1668-1701. 6 in 9 vol.). Большое значение для становления церковной истории и научного источниковедения имел спор М. с болландистами относительно древних (меровингских и ранних каролингских) грамот из архивов Сен-Дени и Клюни (см. ст. Мабильон ). Параллельно с этим шла работа по изданию трудов отцов Церкви: Кассиодора (Rouen, 1679. 2 vol.), блж. Августина (P., 1681-1700. 11 vol.), блж. Иеронима Стридонского (P., 1693-1706. 5 vol.), свт. Илария Пиктавийского (P., 1693), свт. Амвросия Медиоланского (P., 1686-1690. 2 vol.), свт. Григория I Великого (P., 1705. 4 vol.). Издатель трудов блж. Иеронима Стридонского Ж. Марсьяне (1647-1717) подготовил новое критическое издание Вульгаты (1695). В 3-й период (1708-1741) ведущей фигурой среди М. стал византинист и знаток греч.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

С Кипра тем же сверхъестественным способом путники переправились в Киликийскую Армению. По дороге Е. было откровение о кончине Амда Сиона, повергшее его в глубокую скорбь. По-видимому, монахи высадились у крупного киликийского порта Аяццо (Лаяццо; древнее название Эги, ныне Юмурталык, Турция). По прибытии Е. воскресил знатного отрока, отчего слава о нем пошла по всей Армянской земле. «Патриарх Армении» (т. е. Сисский католикос) при встрече с Е. оказал ему почести и предложил богатые дары, от к-рых Е. отказался. В Житии нет ни малейшего намека на униатство Армянской Церкви (см. в ст. Армянская Апостольская Церковь ), о к-ром ни Е., ни евстафиане, вероятно, не подозревали. Из Киликии Е. отправился на север, в глубь Анатолии. Он почти пересек ее и преставился в г. Колония (ныне Шебинкарахисар, Турция), где и был похоронен, согласно Житию, рядом с могилой мч. Мармехнама Персидского (см. в ст. Веенам и Сара ), вероятнее всего в церкви, к-рая сегодня известна под названием Бозук-килисе (тур.- Разрушенная церковь). Впрочем, др. источники не подтверждают локализацию гробницы этого мученика в данной местности. В нач. XVI в. гробницу Е. посетил живший тогда в Иерусалиме высокопоставленный представитель евстафиан Такла Марьям. В 1679 г., согласно эфиоп. «Хронике царя Иоанна I», арм. архиеп. Шамирамакерта Ованнес (в 1663-1664 и 1665-1667 занимавший арм. Патриарший престол в Стамбуле) привез в г. Гондар (Гондэр) в Эфиопии частицу мощей (кость руки) Е., помещенную в ц. Мэдхане Алем. Основным днем памяти Е. в Эфиопской Церкви является день его кончины, а 15 тахсаса, согласно одной из редакций эфиоп. синаксаря, вспоминается его чудесное переправление по воде на своей одежде (Le Synaxaire éthiopien: Mois de tahschash/Éd., trad. S. Grébaut. P., 1926, 2003r. P. 798. (PO; T. 15. Fasc. 5. [N 76])). Ист.: BHO, N 295-297; Iobi Ludolfi alias Leutholf dicti ad suam Historiam Aethiopicam antehac editam Commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691. P. 391-402; Полный перевод жития прп. Евстафия// Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 295-373; Monumenta Aethiopiae hagiologica/Ed. B. Turaiev. Petropoli, 1905. Fasc. 3: Vita et miracula Eustathii ad fidem codicum Orient. 704 et Orient. 705 Musei Britannici edita. P. 1-132 [Vita], 134-176 [Miracula]; Vitae sanctorum indigenarum: Acta S. Eustathii/Interpr. B. Turaiev. R.; P.; Lipsiae, 1906. (CSCO; 32. Aethiop.; 15); Le Synaxaire éthiopien: Mois de maskaram/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1986. P. 432-437. (PO; T. 43. Fasc. 3. [N 195]).

http://pravenc.ru/text/187440.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010