Рис. 23. Вид базилики на северном берегу Северная стена отклоняется от прямого угла в сторону, и идет, очевидно, рядом с сохранившимися здесь остатками северной городской стены 27 . Перед храмом на некоторой высоте от земли видны два основание от колонн или столбов. Здесь был вход и крыльцо, ведшее в верхнее помещение храма. Ступеньки крыльца сохранились. В абсиде, с внутренней стороны отличающейся такой же правильной кладкой, на половине высоты ее некоторые камни выступают вперед. Эта базилика, как по топографической близости своей к комплексу сооружений Уваровской базилики, так и по особенностям своего устройства, должна быть поставлена в связь с ней. Близкую аналогию представляют полукруглый абсиды этого храма таким же абсидам Уваровской базилики и ее пристройки Б справа, возникшим позднее гранной абсиды, существование которой указано ранее. Нерасследованное до сих пор пространство между этим храмом и Уваровской базиликой может пролить свет на связь между ними. Недалеко от «алтарной преграды» 28 , сказано в отчете, обнаружена гробница. Ближе ко входу обнаружена еще другая. На незначительной глубине из земли вынуты части мозаического пола: 12 кусков полукруглого бордюра из белого мрамора; 8 кусков разноцветной мраморной мозаики; половила круга (8 в дюйм.) из зеленовато-серого пятнистого мрамора, кусок большого круга из того же мрамора, в 1 1/2 толщины; бордюр из полукруглых полос белого мрамора разной величины и множество стекловидной мозаики, разноцветной и с позолотой. По всей вероятности, квадрат, изображенный на плане раскопок Одесск. Общ. 1878, 79 и 80 годов внутри базилики и украшенный двумя кругами, схематически изображает эту мозаику и ее местоположение. 23 Отчет Арх. Ком. 1892, стр. 18; 1893 г., стр. 51. Отч. Одесск. Общ. Ист. и Древн. за 1877–78 гг. стр. 9 и план базилики С. 24 Материалы по Археологии России, 12, стр. 41 и прим. 1. Заботами Одесского Общества мозаика была ограждена забором и заперта на замок, но расхищена посетителями. Отчет Одесск. Общ. за 1876–77 г., стр. 9 и за 1877–78 г, стр. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Митрополит Одесский просит РПЦ содействовать возвращению украинских моряков 04.12.2018 15:01 Версия для печати Москва, 4 декабря. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел обратился к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой содействовать скорейшему возвращению задержанных за нарушение российской границы украинских моряков, сообщает РИА Новости .  «Почтительнейше обращаюсь к вам с просьбой возвысить свой первосвятительский голос, обратиться к руководству Российской Федерации и всем могущим повлиять на решение данного вопроса, с ходатайством о скорейшем возвращении задержанных украинских моряков на родину. Верю, что всемилостивый Господь, все устрояющий во благо, остановит зарождающуюся военную бурю и подарит Украине благословенный мир», — говорится в обращении митрополита Агафангела, размещенном на сайте одесской епархии канонической УПЦ. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 04.09.2023 18:35 Патриарх Варфоломей: Мы не будем выносить на суд других Церквей наши решения

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

15 июля в доме архиепископа Херсонского и Одесского Назария состоялось совещание с участием архиепископа Никона, одесского градоначальника И. В. Сосновского, директора канцелярии обер–прокурора Святейшего Синода В. И. Яцкевича, начальника жандармского управления П. П. Заварзина, С. В. Троицкого и В. С. Щербины. Обсуждались сделанные распоряжения относительно прибывших на»Херсоне»имяслав–цев, а также дальнейшие действия. Совещание постановило»отобранные у афонцев монашеские платья, церковные облачения, богослужебные книги передавать под расписку в афонские подворья»,«всю имеющуюся в багаже афонцев литературу направлять в распоряжение Херсонского епархиального начальства»,«имеющиеся при афонцах значительные денежные суммы отбирать и зачислять в депозиты Одесского градоначальства, оставляя им на руках для путевых расходов не более 50 рублей на каждого»,«предъявить к афонцам принудительное требование о снятии волос»,«о всех выдворяемых из Одессы афонцах в целях надзора за ними поставить в известность начальников губерний и епархиальных преосвященных»   . Был составлен опросный лист, который должны были подписать все имяславцы, не признанные в монашестве Синодом. Лист завершался следующими словами:«Сим обязываюсь не носить монашеского одеяния и явиться незамедлительно в п[ункт] указанный в проходном свидетельстве местному полицейскому начальству»   . Характерно, что на принудительном расстрижении иноков настаивали именно архиепископы Никон и Назарий, тогда как градоначальник Со–сновский возражал против этого. По окончании заседания он направил на имя товарища министра внутренних дел генерала В. Ф. Джунковского телеграмму следующего содержания:«Совещание при участии архиепископов Никона и Назария и командированных лиц признало необходимым снять с прибывших афонцев, кроме монашеского платья, также волосы. Ввиду упорного нежелания имяславцев подчиниться последнему требованию, прошу срочных указаний относительно допустимости принудительной стрижки». Ответ Джунковского гласил:«Принудительную стрижку имяславцев мерами полиции признаю недопустимой»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Все надписи на венках только в слабой степени передают его доблести и достоинства. Достоин он венков полководца, венка государственного деятеля, но главнее всего, прежде всего, подобает ему один венец - венец, как совершенству по доблестям человека, насколько совершенство может быть и достижимо на земле» Использованная литература: 1. Шаховской Л.В. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 139 - 140. 2. П.Д. Паренсов. Из прошлого//Русская Старина. 1907. 10. С. 27 - 44. 3. Марта 19. Рапорт 2 флигель-адъютанта И. В. Гурко Александру II из Самары о спокойствии крестьян после обнародования Манифеста 19 февраля//Крестьянское движение в 1861 году после отмены крепостного права. Части I и II. Донесения свитских генералов и флигель-адъютантов, губернских прокуроров и уездных стряпчих. М.-Л. 1949. (АН СССР . Институт Истории). Отд. XXVIII. Самарская губерния. С. 194 - 202. 4. [Прощальный] Обед г. генерал-губернатору//Одесский Вестник. 1883. 133 (18 июня/30 июня). С. 1- 2. [«…А.М. Бродский упомянул о чувстве признательности еврейского населения г. Одессы к г. генерал-губернатору, во все время пребывания которого в нашем городе ни разу не имели место прискорбные беспорядки, направленные против одной части городского населения. Гласный Перельман, от имени миллионов евреев благодарил г. генерал-губернатора за его деятельность, за заботы о спокойствии еврейского населения. Г. Потоцкий приветствовал И.В. Гурко как деревенский житель, приехавший в город, чтобы присутствовать на обеде. В каждой деревенской избушке, сказал г. Потоцкий, находится портрет славного военного деятеля, г. генерал-губернатора. Там, в деревне, Балканы и И.В. Гурко сделались синонимами!..»]. 5. Во время праздников Пасхи// Одесский Вестник. 1882. 69 (1/13 апреля). С. 1. 6. Пасхальная неделя в Одессе//Одесский Вестник. 1882. 73 (6/18 апреля). С. 1 - 2. [«Пасхальная неделя в Одессе прошла весьма тихо. Благодаря принятым администрацией мерам по охране порядка в городе, еврейское население Одессы, несмотря на разнесшиеся сенсационные слухи о готовившихся против него беспорядках, было гарантировано от возможности повторения прошлогоднего погрома; усиленные патрули постоянно расхаживали по городу, зорко следя за всеми сборщиками на улицах…»]. 7. П.Д. Паренсов. Из прошлого//Русская Старина. 1907. 6 (июнь). С. 571 - 575). 8. И.В. Гурко. Воззвание//Московские Церковные Ведомости. 1893. 24 (25 июля). С. 80 – 81. (То же: Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. 11 (1/13 июня). С. 169 - 170. И мн. др.). 9. [От Высочайше утвержденного Комитета по постройке собора]//Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1895. 1 (1/13 января). С. 1- 2. 10. К истории православного собора в Варшаве - освящение часовни//Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. 13 (1/13 июля). С. 199 - 200. 11. Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894 года//Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. 17 (1/13 сентября). С. 277 - 281.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

ревизором. 3) не допускать на будущее время в воскресную при семинарии школу детей женского пола; 4) озаботиться выпискою в фундаментальную библиотеку учебных пособий для наставников; 5) обратить должное внимание на указание ревизора относительно необходимости и возможности частого требования наставниками от учеников отчета в знании уроков и сделать распоряжение, чтобы сведения об успехах учеников ежемесячно выставлялись в ведомостях, требуемых от инспектора семинарии § 50 устава; 6) представить объяснение, почему при произведенных в прошлом году в семинарском здании переделках не было принято в соображение требование § 169 устава семинарий относительно надлежащего количества воздуха в классных и вместе занятных комнатах, с указанием, что моглобы быть сделано для приведения вышеозначенных помещений в соответствие с требованием устава; в настоящее же время озаботиться по крайней мере об очищении в упомянутых классных комнатах воздуха посредством вентиляции; 7) выполнять в точности на будущее время обязанности, возлагаемые на семинарские правления по отношении к училищам 25 п. § 106 сем. и § 31 учил. уст. относительно рассмотрения отчетов училищ по учебно-воспитательной части, и в составление заключений по сему предмету принимать во внимание ответы учеников на приемных экзаменах в семинарию» 271 . Таковы результаты первой ревизии херсонской семинарии после преобразования ее в 1867 году. Других результатов и не могло быть при ректоре Чемене. Он, прежде всего, известен своими громадными административно-педагогическими талантами. Эти последние он применял с такой тонкостью и безукоризненностью, что его нередко называли дипломатом. Не диво, что семинария, возглавленная ректором, сумевшим привлечь симпатии и снискать уважение всей школьной семинарской семьи, сразу заработала дружно и потому продуктивно. На пространстве тридцати пяти лет не одному г. Лебедеву приходилось любоваться отменно-прекрасным состоянием херсонской, ныне одесской, семинарии. В декабре необходимо было сделать выборы новых членов педагогического собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь занесем на страницы нашей летописи два факта из жизни учеников одесской семинарии. В заседании 21 янв. члены его слушали словесное предложение ректора семинарии следующего содержания. «По моему распоряжению, 20 сего янв. все ученики семинарии собраны были инспекцией в неосвященной еще семинарской церкви для того, чтобы лучше определить для них места при богослужении и сделать опыт совместного пения учеников некоторых церковных песней. Во время расстановки учеников по местам, ученик IV класса В. Заводовский позволил себе сесть на поставленной в крайнем углу церкви скамье. Г. помощник инспектора А. Рубановский пригласил его, Заводовского, встать и стать в ряды с товарищами. Когда Заводовский не повиновался, то г. помощник инспектора спокойно, без гнева, взял его за рукав, чтобы поднять с места. Заводовский оскорбился этим и, в присутствии всех учеников, возвысил голос и сказал: «что вы меня берете за рукав? я и сам пойду!» Скоро явился в собрание о. инспектор и когда, по заявлении ему о поступке Заводовского, он стал делать разъяснение о неприличином поведении Заводовского, то сей последний грубым тоном начал говорить о помощнике инспектора: «Зачем же он брал меня за рукав? Я и без этого готов был встать». За сим Заводовский пошел в ряды учеников и оперся о стену. О. инспектор объявил ему, что даже теперь он, Заводовский, неприлично держит себя, опираясь о стену, когда, сейчас объявлено было всем ученикам не опираться о стену. Тогда о. инспектор предложил ему выйти из собрания. Бывший свидетелем этого проступка преподаватель Иван Костенков заявил, что тон речи и манеры Заводовского в это время отличались особенно дерзостью. Предлагаю правлению семинарии обсудить проступок В. Заводовского и изыскать меры к тому, чтобы грубости учеников подобного рода не могли повторяться. Правление семинарии сделало такое постановление. «Так как ученик IV класса В. Заводовский в присутствие всех учеников семинарии объяснениями оскорбил помощника инспектора, то посадить его за голодный стол в общей столовой в течении целой недели и внести его имя в штрафную книгу, предупредив его, что повторение подобного поступка поведет его к исключению из семинарии 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава Богу, современные семинарии имеют возможность помещать в своих стенах своих питомцев и квартирные ученики теперь – исключение, редкость. Не то было ранее. Пишущий эти строки в восьмидесятых годах прошлого века лично испытал тяготы надзора за квартирными учениками одесской семинарии. Надзирательство мое в должности помощника инспектора было непродолжительно, но для меня оно очень памятно. Приходилось делать невозможные концы: ученик А-в жил в конце дюковского сада, а ученик Л-в в пределах ботанич. сада. Не угодно ли навестить этих питомцев из центра Одессы – Александровского проспекта, где помещалась старая семинария? Но это – полбеды горя, это неудобство для инспекции. Беда от квартирной жизни касалась главным образом учеников. Если теперь, при конфликтной жизни воспитанников, в эту жизнь нередко врывается улица, то, что оказать о характере жизненного уклада квартирных учеников? Как располагали своим временем квартирные ученики, чем занимались, как вели они себя вне надзора начальства? Молодая, неустойчивая воля, часто смешивающая свободу с произволом, легко могла отдаться тысячи разных искушений большого шумного города. Остроумная мера правления семинарии едва ли достигала каких-либ. существенных практических результатов. Приходское духовенство, вечно занятое исполнением своих прямых обязанностей, вечно не имеющее свободной минуты для отдыха, едва ли могло уделять свой досуг для посещения квартирных учеников, чтобы наблюдать за их поведением. Хочется обратить внимание на принципиальную сторону задуманной меры. Семинарское юношество, осведомлённое конечно, о том, что каждый священник имеет за ним право дозора, должно было быть всегда настороже, под известным нравственным прессом. Это сознание имело важное воспитательное значение. Так висящая на стене розга предупреждает многие шалости у резвых мальчуганов. Немцы и англичане учли это педагогическое средство, и в то время как «русские дикари» миндальничают в школах со своею молодежью, просвещенные европейцы даже школьникам высших учебных заведений всыпают в некоторые «места» по первое число.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый летописец херсонской (ныне одесской) семинарии – большой почитатель педагогических талантов, административных способностей и вообще высокой личности покойного о. Мартирия Феодоровича. Но как ни симпатично вышеприведенное его предложение, согласиться с ним не могу, не нахожу в себе сил. И с обычной прямотой скажу: плоха та школа, которая обращается в своем прямом деле за помощью к родителям. Это все равно, как если бы художник, обязавшийся научить искусству живописи врученного ему сына, обращался в этом деле за помощью к его родителям. По-моему, это – абсурд. Родители, отдавая детей в учение, в школу, относятся к ней с великим доверием, так как вручают ей самое драгоценное, что у них есть. Мысли каждого родителя таковы: я вручаю вам свое дитя с тем, чтобы если оно хорошо, сделали его лучше, если плохо, исправили, наставили, ибо вы – наставники и воспитатели, специалисты, вы в силах и обязаны это сделать. И, вдруг, эти педагоги-специалисты обращаются за помощью к родителям! Я этого понять не могу. Я не допускаю, чтобы покойный о. Мартирий Феодорович нуждался в помощи родителей при воспитательном руководстве семинаристов и объясняю его предложение той широкой инициативой в педагогических приемах, какую он проявлял в первые годы своего ректорства и которая иногда своим масштабам заслоняла обратную сторону медали в возбуждаемом вопросе. Теперь остановим наше внимание на поступках некоторых учеников и посмотрим, как семинария 70-х годов карала своих питомцев, если они не подчинялись установленному режиму. Быть может, занесенные в анналы семинарии и воспроизведенные в ее летописи, они скажут что-ниб. нынешним школьникам и подскажут современным воспитателям. «Воспитанники первого класса Д. Крыжановский, Л. Левицкий и С. Кубеницкий 25 апреля с. г. (1873) – писал инспектор семинарии в докладной записке правлению – были свидетелями, как товарищ их И. Павловский дал расписку торговцу – еврею в том, что он Павловский, продал ему, еврею, пальто свое собственное. При расследовании однако же оказалось, что Павловский продал пальто не свое собственное, какого он не имел, а казенное и притом данное в пользование не ему самому, а товарищу его Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отзыву семинарского врача, основанному на 25-летних наблюдениях, усиленные занятия учеников в эту пору года вредно отзываются на их здоровье. Принимая это во внимание, а также и то, что 1) во всех учебных заведениях Одессы, кроме заведений духовного ведомства, учебный год оканчивается в первой половине июня и что 2) кишиневской и таврической семинариям предоставлено право продолжать летние каникулы до двух месяцев, предлагаю правлению семинарии на разрешение вопрос, признает ли оно необходимым по вышеизложенным соображениям ходатайствовать установленным порядком о разрешении духовно-учебным заведениям оканчивать учебный год 15 июня, а начинать по-прежнему 15 августа». По, означенному вопросу заслушана была докладная записка семинарского врача. Правление постановило просить владыку ходатайствовать установленным порядком о разрешении духовно-учебным заведениям г. Одессы и всем таковым заведениям херсонской епархии оканчивать учебный год 15 июня, а начинать 15 августа 394 . В текущем учебном году было обращено особое внимание правления на составление и произнесение воспитанниками семинарии проповедей. Поводом к сему послужило предложение ректора семинарии такого содержания. «Считаю нужным обратить внимание правления на оживление практических занятий учеников V и VI классов одесской семинарии по одной из существенных обязанностей будущего пастырского служения их – по проповедничеству. До настоящего времени у нас практикуются следующие три меры: 1) ученики обоих старших классов пишут по две проповеди в течении года в общие для всех учеников каждого классов сроки, назначаемые по расписанию правления, для чего определяетсяот 14 до 20 дней. 2) Во время уроков по гомилетике ученики упражняются в импровизации простых поучений на темы, назначаемые преподавателем за несколько минут до произношения, а иногда за день – за два дня. 3) В каждый воскресный и праздничный день ученики произносят в семинарской церкви небольшие научения из печатных изданий, по выбору, и иногда после переделок, сделанных ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пребывание в стенах учебного заведения в каникулярное время учеников – большое зло духовной школы, какого разряда она бы ни была. Трудно допустить, чтобы бездомный ученик не нашел себе приюта на время вакаций у кого-либо из родных или у товарищей. Такие бесприютные вообще – редкость. Чаще в стенах учебного заведения остаются такие, которые не питают никаких чувств к родному очагу, и готовы променять высокое удовольствие пребывания в родной семье на рассеянную жизнь в городе. Это – нравственные уроды в семьях, это особый тип детей – выродков, к сожалению, встречающийся довольно часто. Можно представить себе последствия пребывания таких юношей в вакационное время в школе, т.е. в городе. Духовные юноши, прежде всего, лишают себя знакомства о той средой и обстановкой, в каких впоследствии им придется жить и трудиться. Они лишают себя возможности всмотреться в уклад церковно-религиозной жизни села, участвовать в отправлении богослужения в качестве чтецов и певцов и изучать быт сельчан в разных его проявлениях. Они, не замечая этого, наносят себе громадный урон, ничем невознаградимый впоследствии. Лишая себя столь ценных для сельского пастыря сведений, они в тоже время приучаются в городе к бесцельному и рассеянному времяпровождению. Главным ученик обеспечен: у него есть приют и стол. Деньги нужны для развлечений. И вот он пускается на разные аферы включительно до продажи необходимых принадлежностей костюма. Он ищет какой-ниб. подходящей работы; сводит нежелательные знакомства, кидается из стороны в сторону за добыванием презренного металла. Можно судить, как укладывается жизнь такого юнца в школьные рамки. Он уже не может выполнить того режима, какой предписывается школьными правилами, он даже как будто забывает, что живет в школе. Само собой понятно, что допускать этого нельзя, и потому начальство школы должно быть на страже школьных интересов. Но ведь и начальству нужно же когда ниб. отдохнуть. Целый год оно опекает своих питомцев, хотелось бы легко вздохнуть хоть каникулами. Вот почему ректор и возбуждает вопрос о жизни учеников одесской семинарии: пусть они живут в семинарии каникулами по правилам школы или за нарушение этих правил будут увольняемы из семинарии даже не в учебное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010