В числе предметов, подлежащих изучению воспитанниками семинарии, в текущем году мы встречаем начала медицины. Вот еще когда – в сороковых годах прошлого столетия жива была мысль придти на помощь деревенскому населению чрез пастырей церкви. Кто знает село и условия его жизни, тому известно, что там умирает 50% детей потому только, что некому подать первой помощи при детских заболеваниях. Первым преподавателем начал медицины в одесской семинарии был надворн. сов. Сезеневский, опытный медик, получавший за свой труд сто сорок три рубля серебром в год 45 . Впрочем, в медицинской помощи в рассматриваемое время нуждались не одни сельчане. Нужна она была и горожанам. Смотритель елисаветградского училища кандидат Г. Мокиевский в мае 1841 г. докладывал правлению семинарии, что во вверенном ему училище появились заболевания нервною горячкою настолько многочисленные, что число больных дошло до 25-ти человек. Положение училища ухудшалось тем, что не было ни врачебной помощи, ни средств на лечение. По докладу об этом владыке, последний написал корпусному командиру барону Остен-Сакену отношение с просьбой оказать училищу помощь чрез военных врачей. Особенно много потрудился, для училища штаб-доктор Исполатов. Смотритель сделал об этом доклад правлению, а правление – владыке. Архиепископ на докладе пишет: «благодарность наша словом врачу была, а вещественно вознаградит рекший: друг друга тяготи носити " 46 . В текущем учебном году владыка обращает внимание правления семинарии на составление и произнесение учениками проповедей. На одном из правленских докладов владыка написал следующую резолюцию. «Обстоятельство не маловажное! ученики богословия готовятся к выпуску, между тем они проповедей почти не сочиняли и не говорили. И как сие явно вопреки распоряжению самого правления семинарии, много утвержденному, то тоже правление одолжается дать непременно ответ, почему такое опущение сделано, от кого главно оное зависело. Между тем, советую всенепременно и всевозможно учеников занять хотя несколькими опытами проповеди Слова Божия, буде не в церкви, то в домашней зале и классической кафедре». В справке по поводу этой резолюции правление семинарии силится объяснить, что ученики произносят проповеди, но называет только трех учеников, говоривших поучения 47 . Очевидно, дело проповедования Слова Божия было не на должной высоте в семинарии, а оправдать такое состояние ее нечем, правление и вывертывается. 1842

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Телегинскому. Сам Павловский, при допросе его мною и моим помощником, сознался, что он продал не только казенное пальто, но и казенные брюки; замену же пальта, данного ему в пользование, пальтом Телегинского объясняет случайною со стороны его ошибкою. – Не считая себя в праве обвинить Павловского на основании данных в злоумышленном воровстве, я считаю однако же долгом представить на благоусмотрение правления семинарии самоуправную растрату Павловским казенных вещей и просить правление о примерном наказании Павловского, имея в виду чаще и чаще повторяющиеся пропажи казенных вещей у казеннокоштных воспитанников семинарии. Правление постановило: ученика первого класса И. Павловского за самовольную продажу казенного платья уволить из семинарии, отметив в свидетельстве, которое будет ему выдано, что он обучался при поведении «довольно хорошем» 303 . Еще случай. «13-го сего марта, (1874 г.) – пишет в своей записке помощ. инспектора г. Рубановский – в семь часов утра, после обычной ученической молитвы, я зашел в четвертый класс поговорить с воспитанником этого класса А. Обновленским относительно того, что многие ученики, в том числе и Обновленский, тяготятся своевременно вставать от сна по звонку и недовольны на самый звонок, которым принято будить. Разговаривая с Обновленским, что вставать утром не всегда бывает легко, что звонок, которым обыкновенно будят не всегда нравится, я заключил свой разговор тем, что во всяком случае вставать нужно своевременно, что будить воспитанников посредством звонка – мера неизбежная, что она принята во всех учебных заведениях, при которых есть пансионы, что подчиняться ей необходимо. При этом передал припомнившийся рассказ бывшего несколько лет назад воспит. одесской дух. семинарии, потом окончившего курс в военном николаевском училище в Москве, Н. Слюсаренко, что в последнем заведении строже, чем у нас смотрят на то, чтобы воспитанники своевременно ложились спать и своевременно вставали, что эта мера, по отзыву того воспитанника, приучает к правильной жизни и скоро заявляет себя хорошими последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указ этот, как известно, вызван был тем обстоятельством, что места помощников инспектора в семинариях занимались крайне неохотно, и покидались с больной радостью и как можно скорее. На эти места всегда смотрели, как на переходную ступень к преподавательству. Объясняется это трудностью исполнения обязанностей воспитателя и, главным образом, неопытностью молодых кандидатов. Думается, что места помощника инспектора нужно оплатить большим против преподавателей окладом и назначить на них старейших преподавателей с богатым педагогическим опытом, отлично знающих природу юношей, тогда изменится и взгляд на помощнические места. Правление одесской дух. семинарии возбудило вопрос о том, какие следует принимать меры против частого уклонения от заседаний в правлениях духовно-учебных заведений, без уважительных причин, со стороны членов от духовенства. В ответ на возбужденный вопрос получен был указ св. синода, заслушанный правлением семинарии 7-го декабря. Этим указом предписывалось следующее. «В видах устранения частых уклонений от заседаний семинарских и училищных правлений со стороны членов сих правлений от духовенства, постановить, согласно заключению учебного комитета, следующие правила: 1) член правления от духовенства, уклоняющийся от исполнения своих обязанностей без уважительных причин, подвергается за сие, по донесениям семинарского и училищного начальства, в первый и второй раз замечаниям, и в третий раз выговору епархиального архиерея. 2) В случаях недействительности этой меры, неисправный удаляется от должности члена правления и замещается имеющимся к нему кандидатом. II. Принимая во внимание, что лица белого духовенства, избираемые в члены семинарских и училищных правлений, проходят свои обязанности в духовно-учебных заведениях безвозмездно, св. синод признает полезным обратить на сие внимание епархиальных преосвященных, дабы они не оставляли своим архипастырским одобрением и поощрением тех из подведомственных им священнослужителей, которые деятельным участием в трудах правлений и советов местных духовно-учебных заведений способствуют их благоустройству и процветанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Донося о сем правлению одесской дух. семинарии, покорнейше прошу оное сделать зависящее от него распоряжение относительно Петрова и Стамболова, так как в руках инспекторских нет средств заставить Петрова и Стамболова быть исправными, а между тем пример их распущенности может иметь вредное влияние на других воспитанников семинарии». О. ректор семинарии к сему присовокупил, что Стамболов явившись к нему 23 марта без паспорта, обещал ему предоставить таковой в самом скором времени, но не предоставил до 31 марта, так что он, о. ректор семинарии, в повестке о педагогическом заседании правления 2 сего апреля между другими вопросами для обсуждения правления поместил вопрос о том, следует ли выдавать стипендию Стамболову со дня явки его в семинарию, так как с 23 марта Стамболов не является в семинарию. При представлении 31 марта консульского билета, Стамболов объяснил свое нехождение в класс тем, что его задерживали приехавшие с ним родственники. Впрочем, Стамболов и после явки своего билета 31 марта и по получении стипендии снова не являлся в семинарию несколько дней. При дальнейших расследованиях выяснилось, что о. инспектор и о. ректор много раз делали этим молодым людям выговоры, напоминания и употребляли другие нравственные меры к исправлению их. Показаний же в роде наказания голодным столом, заключения в карцер и т.п. им не назначалось не потому, чтобы они этого иногда не заслуживали, но как уже взрослым молодым людям и при том находящимся в семинарии на особом положении. На основании всего вышеизложенного, правление постановило: Петру Петрову и Стефану Стамболову, упорно уклоняющимся от подчинения правилам семинарской дисциплины, не смотря на меры, принимавшиеся к их исправлению, предложить подать прошение об увольнении; если же они не пожелают подчиниться этому определению правления, то уволить их, во избежание соблазна, какой они могут причинить прочим ученикам, и без прошения. В случае подачи ими прошения предоставить о. ректору семинарии уволить их и сделать распоряжения о выдаче им надлежащих свидетельств об успехах и поведении 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестно, указалли Околович адресата, которому вручены были письма, но сам он был уволен из семинарии постановлением правления от 21 июля 1882 г 392 . В мае правление заслушало «определение св. синода о перемещении учителей одних семинарий в другие на преподавательские должности, каковым св. синод, согласно заключению учебного комитета, определяет, что кандидаты академий, назначение центральным управлением духовного ведомства на должности преподавателей семинарии или училища по таким предметам, какие они с успехом изучали в продолжении трех первых академических курсов, признаются правоспособными и могут быть избираемы семинарскими и училищными правлениями на открывающиеся преподавательские вакансии тех же самых предметов в других семинариях и училищах, не подвергаясь испытаниям посредством пробных уроков, хотя бы они и не занимались специально этими предметами в IVkypce академии» 393 . Отмена пробных уроков была благовременной. Семинарии копировали обычай академий: там корпорация выбирала новых преподавателей и потом выборные проверяли себя, удачно ли исполнили свою обязанность. В семинариях, с отменой выборной системы, нечего было проверять себя. Назначенный преподаватель, как изучивший данный предмет в академии, ео ipso должен был уметь и преподать его. В том же заседании заслушано и другое распоряжение св. синода о классных окладах лиц, имеющих ученые богословские степени и состоящих в епархиальной службе. Сим определением отменяется на будущее время правило о производстве помянутых окладов с тем, однако, что за лицами, уж получающими таковые оклады, сохраняется право пользования ими на прежнем основании. Тут же принято было к сведению извещение обер-прокурора на имя владыки, что определением св. синода член учебного комитета статский советник Григорьевский командирован для обревизования духовно-учебных заведений херсонской епархии. Наконец, в этом же заседании доложено было следующее предложение ректора семинарии. «По климатическим условиям г. Одессы и по сравнительной тесноте помещений в одесской семинарии, весьма затруднительно производить испытания учеников во второй половине июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо 22. 16 апреля.   Прибытие Гоголя в Одессу на пароходе-фрегате «Херсонес». «Одесский Вестник» от 17 апреля 1848 г., 30-31. 16-30 апреля.   Гоголь находится в Одесском карантине по случаю холерной эпидемии. Его навещают А. А. Трощинский, Л. С. Пушкин, Н. Г. Тройницкий, Н. В. Неводчиков. Он просит последнего принести в карантин «Мертвые души» и две-три книжки «Москвитянина». Читает в 4 «Москвитянина» адресованное ему письмо Жуковского «О поэте и современном его значении». «Одесский Вестник» от 17 апреля 1848 г., 30-31; письма 24, 26, 37; «Библиографические Записки» 1859, 9, стр. 263-264. 1 мая.   Некоторые школьные товарищи и друзья «в сообществе многих почитателей знаменитого русского таланта» дали обед в честь Гоголя. «Одесский Вестник» от 19 мая 1848 г., 40. 1-7 мая.   Гоголь по выходе из карантина останавливается у А. А. Трощинского. Неоднократно навещает Л. С. Пушкина и Н. Г. Тройницкого, вспоминает о Пушкине, беседует «о порядках в отечестве, о новейших явлениях в русской литературе». Вместе с К. М. Базили делает визит А. С. Стурдзе. Сборник «Из прошлого Одессы». Одесса. 1894, стр. 126-127. 7 мая.   Отъезд Гоголя из Одессы. Письмо 28. 9 мая.   Приезд Гоголя в Васильевку. Письмо 29; «Материалы» Шенрока, IV, стр. 703. 9 мая — 24 августа.   Гоголь в Васильевке. Заботится о благоустройстве сада. Ездит в Полтаву и Сорочинцы. Страдает от жары и переносит сильное желудочное заболевание. Вокруг — холерная эпидемия, засуха и неурожай. Письма 34, 35, 38, 41-44; О. В. Головня, стр. 35. 16 мая.   Гоголь пишет Н. Н. Шереметевой, что мысль о его «давнем труде», о втором томе «Мертвых душ», его «не оставляет». Письмо 30. 19-21 мая.   В Васильевке гостит друг семьи Гоголей С. В. Скалон с семьей. «Материалы» Шенрока, IV, стр. 703-704. 25 мая.   Отъезд Гоголя в Киев. «Материалы» Шенрока, IV, стр. 704. Конец мая — начало июня.   Гоголь в Киеве, у Данилевских. Видится здесь с М. А. Максимовичем, Ф. В. Чижовым. Знакомится с А. М. Марковичем. Присутствует на вечере у М. В. Юзефовича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об умирании одесского мифа О рынке честолюбий, культурной коррупции и национальной безопасности 04.05.2023 615 Время на чтение 7 минут Источник: газета Завтра В нашей центроцентричной стране чести и привилегии быть рассказанными удостаивались преимущественно две столицы. Безусловно бывали исключения, но все-таки рассказывались прежде всего две наши столицы. Причин тому множество. Есть причины глубинные, ментального и цивилизационного свойства. А есть причины более частные и конкретные. Значительную часть нашей культуры делали люди столичные по рождению, а также люди провинциальные, но сбежавшие из своих глубинок в столицы. Места своего рождения многие не очень-то и любили, а кто любил, что-то такое трогательное и нежное писал, но в полноценные территориальные мифы, даже мифологические системы эти признания в любви не превращались. Что-то есть про Алтай, что-то про Байкал, что-то про Русский Север и прочее, но это у значительных авторов. Тьмы же пишущих и представляющих средних вообще были склонны к эдакой территориальной неконкретности и обобщённости. Их герои жили в условных Заозерсках и Зареченсках. Такие места сложно любить. Но ярким исключением в общей картине стала Одесса. В первой половине ХХ века Одесса выдала целую плеяду прекрасных писателей и вообще деятелей культуры, которые не только сыграли в строительство своих собственных творческих биографий, прокарябывание и даже прогрызание своих собственных биографических траекторий, но и поучаствовали в строительстве мифа о своем городе, который с любовью описали и рассказали. Так родился одесский миф, уютный, частный, умытый южным солнцем, с привкусом соли, с улыбкой сквозь слезы, симпатичными бандитами и торгашами, с примерами того, как трогательное частное умудряется как-то выживать под ударами Истории, каких-то огромных и непобедимых сил. Одесский миф пережил Великую Отечественную войну. Не просто пережил, но еще больше укрепился и получил дополнительные краски. В послевоенные годы одесский миф поддерживали люди пожиже, всяческие юмористы, актёры и массовики-затейники, но телега уже набрала ход и была способна на продолжительную инерцию, что позволило мифу пережить даже страшную и непоправимую трагедию падения Советской империи. Любимое дитя Империи, Одесса в постсоветские времена измельчала, многие уехали, а нам, большой публике, стало с чем сравнивать. Но всё равно что-то там про Дерибасовскую, шаланды полные кефали, Дюка, Молдаванку и Пересыпь, Потёмкинскую лестницу и Одессу-маму грело душу. Мы стали понимать, что море там так себе, пляжи тем более, в смысле архитектуры и вообще исторического духа уже не очень, Оперный театр маленький, но всё это всё равно было как пеленой укрыто одесским мифом.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/04/ob_umi...

90 Кутузов Роман Николаевич, старший кандидат II курса 1817 г. С-Петербургской академии, профессор Екатеринославской семинарии, потом инспектор, в 1838 году уволен от должности. 100 Это воззвание, напечатано в 1-й части сочинений преосвященного Гавриила, изданных в Москве в 1854 году. 101 Очевидно, ученик пожелал быть выше учителя. Слава Богу, что прошло без беды для неосторожного ученика! 102 Нельзя не отметить неосторожности преосвященного Гавриила при определении эконома архиерейского дома. 107 Нельзя не заметить, что преосвященный Гавриил совершил открытие Одесской семинарии в тот самый день, в который открыта была в 1814 году Московская духовная академия, и который доныне служит особенно торжественным днем для академии. Преосвященный Геннадий, обучавшийся в Одесской семинарии при ее открытии и бывший потом инспектором в ней, в 1888 году писал в своем дневнике: «Сего 1888 года октября 1-го исполнится 50 лет Одесской семинарии, – рождение моей almae matris, которую я посетил 4-го сентября сего года. Куда разбогатела! И грустно было вспоминать о болезнях при ее рождении, – при всей любвеобильной заботливости архиепископа Гавриила, архимандрита Порфирия и других». 111 Письмо 51-е, от 23-го апреля 1840 года. В Вене о. архимандрит Порфирий был настоятелем до 1847 года; затем до 1855 г. начальником духовной миссии в Иерусалиме 14-го февраля 1865 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевского; в 1878 г. уволен на покой; скончался 18-го апреля 1885 г. в звании члена Московской синодальной конторы и управляющего Московским Новоспасским монастырем. 116 Очевидно, что преосв Гаврвил подражал в этом случает своему другу и товарищу; по цели учреждения скита и пустыньки различались, как небо от земли. 119 Без сомнения, преосв. Гавриил разумеет то, что он стал посылать свои сочинения в С-Петербургский комитет духовной цензуры, а не в Московский. 122 Так было прежде, когда епархии делились на классы. – Записки Мурзакевича напечатаны в Русской Старине, 1889 г., февраль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел призвал украинские власти отказаться от вступления в НАТО и ЕС, а также придать русскому языку статус государственного 4 июля 2006 г. 15:17 Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел  выступил против попыток присоединения Украины к НАТО и к Евросоюзу, а также заявил о необходимости придания русскому языку статуса государственного, передает «Интерфакс». «Сейчас очень много говорят о «европейском выборе» Украины, о вступлении Украины в НАТО. Правители Украины пытаются убедить нас в том, что это никоим образом не повредит дружественным отношениям с Россией. Однако совершенно очевидно, что НАТО — враждебный России и всей православной цивилизации блок», — заявил митрополит на заседании «круглого стола» в Москве. «Не менее пагубно», по мнению иерарха, и стремление Украины в Европу: «это является очередной попыткой осуществить многовековое стремление протестантско-католического, масонского и безбожного Запада оторвать Украину от единства с мировым центром Православия — Москвой и втянуть ее в орбиту западных лжеценностей, сделать ее частью системы нового мирового порядка». Митрополит Агафангел также выразил озабоченность нагнетанием на Украине ситуации вокруг т.н. «проблемы русского языка», которую сам он считает надуманной. «Ажиотаж вокруг статуса русского языка разжигается националистическими силами с одной целью — оторвать говорящее на русском языке население Украины (а это более 50% населения страны) от своих духовных и культурных корней», — подчеркнул владыка. В этой связи он заявил о необходимости проведения референдума о придании русскому языку статуса второго государственного на всей территории Украины. «Только так можно отстоять ущемляемые в Украине права русского и русскоязычного населения. Такое решение станет важной победой восточнославянской православной цивилизации над грубым напором русофобского и антиправославного Запада», — уверен митрополит. Он также подчеркнул важность сохранения единства Московского Патриархата и выступил против создания единой поместной Церкви на Украине. По мнению Одесского митрополита, «весь исторический опыт убеждает нас: отрыв от Церкви Русской означает для Украинской Церкви гонения и гибель, означает насаждение католицизма и унии». Митрополит уверен, что «долг всей здравомыслящей общественности, политиков, деятелей культуры России — оказать всю возможную поддержку здоровым силам в Украине в деле борьбы за единство единокровных и единоверных народов России, Украины и Белоруссии». «После спланированного и осуществленного Западом откола Черногории от Сербии все остальные православные народы и их поместные Церкви должны понять, что без великой Православной России Православие станет маргинальным в мировом масштабе, а восточнохристианские народы уйдут из истории», — считает митрополит Агафангел. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/123116.htm...

В 1897 г. окончил МДА, кандидат богословия. С 1904 г. приват-доцент Московского университета. С 1906 г. доцент МДА, с 1907 г. экстраординарный профессор. В 1909 г. уволен из Академии приказом Святейшего Синода. В 1909–1916 гг. преподавал в Московском университете и на Высших женских юридических курсах В. А. Полторацкой. В 1916 г. Советом МДА присуждена степень доктора богословия, но указом Святейшего Синода присуждение степени отклонено. В 1916–1919 гг. исполнял должность экстраординарного профессора Новороссийского университета (Одесса). В 1917 г. формально восстановлен в составе МДА сверх штата решением Совета Академии. В 1917 г. восстановлена степень доктора богословия. С 1917 г. сотрудник журнала «Христианская мысль» (Киев). В 1917 г. участник Всероссийского съезда духовенства и мирян от Херсонской епархии. В 1918 г. консультант Министерства исповеданий украинского правительства. В 1920–1922 г. профессор юридического факультета Одесского института гуманитарно-общественных наук (Гумобина). В 1922–1928 гг. профессор юридического факультета Одесского Института народного хозяйства. Уклонился в обновленческий раскол, участвовал в обновленческих лжесоборах 1923 и 1925 гг., был избран кандидатом в члены ВЦС и членом Синода от мирян. В 1942 г. старший научный работник Одесского исторического архива Дирекции культуры. Попов Николай Григорьевич (1864–1932), протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1892 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1893 г. удостоен степени магистра богословия. В 1895–1907 гг. преподаватель латинского языка и церковной истории в МДС. С 1893 г. профессор богословия училища инженеров путей сообщения (с 1913 г. институт). С 1898 г. священник Николаевской церкви при Московском училище инженеров путей сообщения. С 1906 г. профессор по гражданской истории Византии того же училища. В 1918–1922 гг. преподавал в Православной народной академии. Клирик Богоявленского храма в Елохове. В 1920–1922 гг. профессор истории Византийской церкви в МДА. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Участник и докладчик обновленческих лжесоборов 1923 и 1925 гг. С ноября 1923 г. профессор церковной истории, а затем патрологии и каноники в обновленческой Московской богословской академии. С 1925 г. член обновленческого лжесинода. С 1927 г. обновленческий протопресвитер. Скончался в Москве, погребен на Ваганьковском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010