Так нельзя нарисовать нарочно – не существует приема, как передавать экстатическое состояние преданности, нет такого трюка в рисовании; надо почувствовать скоротечность жизни, беспощадность бытия, бренность любви – и тогда отчаянное объятие получается само собой. Вот Хемингуэй так чувствовал – и простыми словами передавал безоглядную страсть на краю беды, во время войны. И Пикассо умел сделать так, что от простых красок и простых линий перехватывает дух. Картина " Свидание " написана стремительно, без деталей. Люди встретились в низком, тесном, бедном помещении. Наверное, это мансарда: потолок скошен. Все серое: стена, кровать, воздух комнаты; лица расплывчаты – мы смотрим не на лица; есть нечто большее, нечто главное – мы свидетели очень важной сцены. В картине чувствуется, что за стенами мансарды – беда. Почему там беда – Пикассо не объясняет; но мы знаем, почему. Вероятно, у этих страстных и нежных людей нет своего угла; вероятно убогая комната дана им на время, свидание их короткое – в хорошем мире было бы устроено иначе. Вероятно, им не быть вместе: жизнь – короткая и хрупкая вещь. Все устроено скверно – но люди обнимаются, и это наперекор всему. Любовь в этой картине (как и в творчестве Пикассо вообще, как и в искусстве двадцатого века вообще) это субстанция, которая существует вопреки законам мира; ее отменили – а она живет. Живет вопреки правилам мира, это описал Булгаков в свиданиях Мастера и Маргариты, Пастернак в свиданиях доктора и Лары, Оруэлл – когда рассказывал о тайных встречах Смита и Джулии. Картина " Свидание " оказалась в музее на Волхонке, где в то время экспонировали коллекцию подарков Сталину, и ее случайно увидел советский поэт Владимир Крнилов – а в картине он увидел не любовную сцену, но сопротивление режиму. Описал поэт картину так, как мог сделать советский диссидент: " он прижимал ее к рубахе И что поделать с ним могли Все короли и падишахи Все усмирители земли " Поразительно здесь то, что Пикассо, вообще-то, не собирался писать ни любовную картину, ни (тем более!) картину борьбы с властью – Пикассо эту вещь сделал задолго до своей мансардной жизни с Фернандой Оливье, до " голубого периода " , и уж тем более задолго до " розового периода " , до трогательной " Семьи арлекина " . Написанная в 1901 году, эта картина даже не может быть воспринята в контексте грозовых событий века – время стояло спокойное. Ничего возвышенно-романтического художник написать не хотел – на картине изображена сцена в публичном доме в Барселоне; есть еще три небольших холста на эту же тему и несколько рисунков. Рисунки непристойные, глядя на них мысли об отчаянной любви не возникает, рисунки похожи на помпейские росписи лупонариев; а в холстах эротика ушла, и живопись стала пронзительной. Разумеется, мы смотрим на искусство теми глазами, какими нас наделила наша биография и опыт страны. Но не всякую картину можно прочесть, как гимн сопротивлению и отчаянной любви вопреки всему – а эту можно.

http://religare.ru/2_102314.html

поиск:   разделы   рассылка Максим Кантор Любовь вопреки Источник:  Story В коллекции московского музея на Волхонке есть холст молодого Пикассо " Свидание " . Картина написана до " голубого периода " , когда Пикассо только нащупывал свою линию, – потом это станет главной темой его картин: одна линия скользит вдоль другой, прижимается к ней, объем вдавлен в объем, контур прилип к контуру. Пикассо напишет тысячи пар – бродяг, арлекинов, нищих, античных героев, матадоров, художников – он нарисует, как человек тянется к человеку, как рука входит в руку, как щека прижимается к щеке, как мужчина обнимает подругу и закрывает ее плечом от мира. Объятия станут главной пластической темой всего искусства Пикассо (была проведена выставка " Объятия Пискассо " , собирали по всем периодам творчества) – и это всегда особые объятия: обнимая, закрываешь от внешнего мира. В картине " Странствующие комедианты " этот жест – закрыть своего от чужого мира – доведен до гротеска: арлекин, стоящий на первом плане, выставляет вперед ладонь – словно отодвигает нас, смотрящих, не дает нам войти в круг охраняемых друзей. На картине " Свидание " – все просто. Мастерство Пикассо тех лет не изощренное – картина написана безыскусно, словно рассказ, рассказанный простыми словами: вот комната, вот стул и кровать, пришли люди, обнялись. Но в картине звучит отчаянная нота, выделяющаяя ее из тысяч полотен: люди прижались друг к другу безоглядно, отдавая себя целиком, так обнимаются герои Хемингуэя или Ремарка. Вы помните эти встречи в дешевых гостинцах: назвтра они расстанутся: война, эмиграция, нищета – их растаскивает в разные стороны. Люди обнимаются так, как обнимаются на прощание, чтобы остановить небытие, тянут друг к другу руки " поверх ясной и сплошной разлуки " , выражаясь словами Цветаевой. Так обнимал Роберт Джордан девушку Марию – отчетливо зная, что отмерено на объятие немного. Так обнимает смешной нищий Чарли своих подруг – ему нечем их согреть, кроме объятий, но обнимает он сильно. Вот и Пикассо – мужчина и женщина прижались друг к другу, словно прячутся друг в друге; впоследствии Пикассо достигнет того, что тела станут буквально перетекать одно в другое, любовь соединит любящих в единое существо – как на знаменитом офорте с нищими в кафе.

http://religare.ru/2_102314.html

Генерал-майор Альфонс Леонович Шанявский. После этого он десять лет служил под началом графа Н.Н. Муравьева-Амурского в Сибири. А в тридцать восемь лет, по нездоровью, вышел в отставку. И вот тогда-то Шанявский загорелся мыслью употребить все свои силы, опыт, знания на пользу российского образования. В Сибири Шанявский близко сошелся с купцом В.Н. Сабашниковым — отцом будущих знаменитых московских издателей Михаила и Сергея Сабашниковых. Вместе со старшим Сабашниковым Шанявский основал компанию по добыче золота. Доходы от этого дела и составили капитал, на который был создан Народный университет. Затевая это свое предприятие, Шанявский говорил так: «Признавая, что одним из скорейших способов обновления и оздоровления нашей общественной жизни должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатий народа к науке и знаниям, — этому источнику добра и силы, — я желал бы, по возможности, оказать содействие скорейшему возникновению учреждения, удовлетворяющего потребностям высшего образования». На учредительном совещании в августе 1905 года Шанявский объявил, что весь свой немалый капитал он передает на организацию первого в России Народного университета. Но дожить до открытия университета ему не было суждено, — давно страдающий тяжким сердечным заболеванием Шанявский умер 7 ноября того же года. Благородное дело его продолжили Михаил Васильевич Сабашников и вдова Лидия Алексеевна. При самом их радетельном участии университет открылся в 1908 году. Вначале он размещался на Волхонке, в бывшем Голицынском дворце. А в 1912-ом по проекту известного архитектора И.А. Иванова—Шица для него было выстроено монументальное здание на Миусской площади. В Народный университет Шанявского могли поступить слушатели без различия их национальной или религиозной принадлежности. В то время как в государственных Императорских университетах для инородцев и иноверцев существовали строгие квоты. Особенное недовольство эта система квот и ограничений вызывала у российского еврейства, среди которого было особенно много небездарных молодых людей, желающих получить высшее образование. Учиться за границей могли позволить себе очень немногие евреи. В Народном же университете Шанявского и образование было довольно высокого уровня, и плата — сорок пять рублей в год — более чем умеренная. Вот почему среди слушателей университета Шанявского значительную часть составляли инородцы и иноверцы.

http://pravoslavie.ru/365.html

В начале 90-х годов общество с доверием отнеслось к реформаторской риторике либералов. В итоге экономика была разрушена, а государство практически исчезло. Дорогой ценой обществу пришлось заплатить за прозрение. Сейчас замаячила угроза либерального реванша. Под видом модернизации нам готовят новый либеральный эксперимент, новую перестройку. Неужели мы снова наступим на либеральные грабли? Неужели не сможем дать отпор либерализму? Отпор прежде всего в интеллектуальной сфере, в борьбе идей. Мы должны наконец сформулировать экономическую, политическую, государственную парадигму, основывающуюся на том, что Россия - это не Запад и не Восток, что мы наследники иного типа цивилизации - русской православной цивилизации, которую Святейший Патриарх Кирилл очень точно назвал цивилизацией Святой Руси. В связи с этим Клуб национальной прессы, созданный в январе сего года группой главных редакторов православно-патриотических СМИ, выступил с инициативой организовать дискуссию на тему «Выбор пути: альтернативы современному либерализму». 28 сентября в Москве пройдет первый круглый стол, который, как мы надеемся, даст толчок широкой дискуссии в среде патриотической общественности. Круглый стол мы организуем совместно с Московским клубом «Ценности нации и национальные интересы России» (председатель известный общественный деятель, доктор культурологии Михаил Лермонтов). Он будет проходить в Институте философии РАН на Волхонке. Принять участие в дискуссии мы пригласили известных в патриотических кругах ученых, общественных деятелей и публицистов. Таких как: Аверьянов В.В., Агеев А.И., Бурляев Н.П., Виноградов Б.А., Владимиров А.И., Кара-Мурза С.Г., Кассин О.Ю., Кобяков А.Б., Крупин В.Н., Крутов А.Н., Паршев А.П., Расторгуев В.Н., Романов И.А., Рудников В.А., Савельев А.Н., Семенко В.П., Сенин А.А., Смолин М.Б., Сулакшин С.С., Тимченко С.В., Хомяков В.Е., священник Александр Шумский и других. Председатель Клуба национальной прессы, гл. редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/23/vyb...

– Как же раньше я не видал его, какая случайность?.. Тьфу, дурак, – профессор наклонился и задумался, глядя на разно обутые ноги, – гм… как же быть? К Панкрату вернуться? Нет, его не разбудишь. Бросить ее, подлую, жалко. Придется в руках нести. – Он снял калошу и брезгливо понес ее. На старом автомобиле с Пречистенки выехали трое. Двое пьяных и на коленях у них ярко раскрашенная женщина в шелковых шароварах по моде 28-го года. – Эх, папаша! – крикнула она низким сиповатым голосом. – Что ж ты другую-то калошу пропил! – Видно, в Альказаре набрался старичок, – завыл левый пьяненький, правый высунулся из автомобиля и прокричал: – Отец, что, ночная на Волхонке открыта? Мы туда! Профессор строго посмотрел на них поверх очков, выронил изо рта папиросу и тотчас забыл об их существовании. На Пречистенском бульваре рождалась солнечная прорезь, а шлем Христа начал пылать. Вышло солнце. Глава 3. Персиков поймал Дело было вот в чем. Когда профессор приблизил свой гениальный глаз к окуляру, он впервые в жизни обратил внимание на то, что в разноцветном завитке особенно ярко и жирно выделялся один луч. Луч этот был ярко-красного цвета и из завитка выпадал, как маленькое острие, ну, скажем, с иголку, что ли. Просто уж такое несчастье, что на несколько секунд луч этот приковал наметанный взгляд виртуоза. В нем, в луче, профессор разглядел то, что было тысячу раз значительнее и важнее самого луча, непрочного дитяти, случайно родившегося при движении зеркала и объектива микроскопа. Благодаря тому, что ассистент отозвал профессора, амебы пролежали полтора часа под действием этого луча и получилось вот что: в то время, как в диске вне луча зернистые амебы валялись вяло и беспомощно, в том месте, где пролегал красный заостренный меч, происходили странные явления. В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полосу и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче.

http://azbyka.ru/fiction/rokovye-jajca-b...

—17— Лиз. Павл. всё та же, – всё непостоянна: то гнев, то скука, то радость по пустякам, то ненависть к Оптиной, то примирение с неё; всё также добродушна и всё также «психозна»! Иной раз и тяжело-таки нам с Варей приходится! Крест! И Варе больше, чем мне. Я заслужил этот крест моим прошлым, а Варе – «в чужом пиру похмелье»! Варя третьего (или четвёртого) дня родила ещё мальчика; Николаем окрестили. Теперь у них трое детей: Маша, Серёжа (2-й год) и этот. Ничего – здорова; только очень слаба; сама кормить не может. Я с самой Страстной писанием не занимался: то молитва , то «яйца», то праздники, то хозяйство, то лень и недуги. Завтра думаю исправить статью для «Гражданина» – «Достоевский о дворянстве». Вы должны радоваться: я его хвалю там (до известной степени); Вы ведь всё таки – его поклонник; тогда как мне похвалить его вовсе не легко: я его «уродливых» романов терпеть не могу; хотя и понимаю. их достоинства. В заключение письма, прибавлю, что мне всё что-то грустно последнее время: если Вы не забыли, что я Вам говорил о значении в моей жизни годов 40–41, 50–51, 59–61, 70–71, 80–81, то Вам будет понятно то подавляющее действие, которое имеет на меня цифра 91! Жду всё какого-то события, перелома в жизни моей, – быть может, и смерти... Обнимаю – и прошу по-прежнему любить Вашего К. Леонтьева P. S. Знакомы ли Вы со статьями Розанова в «Русск. Вестн». и в «Моск. Ведом».? Познакомьтесь, прошу Вас, с Говорухой-Отроком, который пишет в «Московск. Ведом». под именем Юрия Николаева. Мы с ним прошлой осенью сошлись. У Вас найдётся много общего, Он живёт в Кокоревской гостинице, за Москвой-рекой. —18— Письмо LVIII 26 мая 1891 г. Оптина пустынь. Крепко обнимаю и благодарю милого моего «приват-доцента» за поздравление! Слежу, насколько умею, внимательно за списком приезжих на выставку в Москву важных сановников; но до сих пор не видать ни Делянова, ни Филиппова, ни кн. Волхонского. Так что до сих пор не имею утешения знать, пригодились ли мои письма, карточки и советы. Буду ждать с нетерпением; надеюсь, что не замедлите известить...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во избежание дальнейшего развития конфликта митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой об установке новых поклонных крестов. Письмо с приложенными согласованиями инженерных организаций было отправлено в городскую администрацию днем 24 сентября — накануне выявленного акта нового вандализма. Дубовые кресты изготовлены в кратчайшие сроки: один из них пожертвовал градоначальник северной столицы. Именно его и установят в праздник Крестовоздижения на Петербургском шоссе при въезде в Царское Село. Остальные кресты позже появятся на тех же местах, что и ранее: на Волхонском и Колпинском шоссе, на Парковой улице. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/v-prazdnik-krestovozdv...

Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1-й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. Однако к тому времени, как гимназия переехала на Покровку, ситуация изменилась, ибо высочайшим повелением 1857 года было разрешено открывать частные гимназии, приравненные к казенным. Теперь приходилось выдерживать острую конкуренцию, и «сохранить лицо» могли только очень сильные гимназии. 4-я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после ее окончания поступать в Московский университет. Здесь были прекрасные преподаватели, которые способствовали расцвету гимназии. Многие из них писали учебники по своим предметам. Физику преподавал К.Д. Краевич, автор учебника, словесность – Л. Поливанов, математику – А. Малинин и К. Буренин. Преподавателей отличал творческий подход к процессу обучения. Например, Малинин воспитывал в учащихся самостоятельность и критическое отношение к делу, проводя уроки так, что они превращались в состязание учеников с преподавателем и друг с другом. По числу учившихся будущих знаменитостей 4-я гимназия тоже соперничала с 1-ой. В 1864 году гимназию на Покровке закончил с серебряной медалью «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, начавший учиться в ней еще в стенах пашковского дома. К третьему классу Николай Жуковский стал лучшим учеником гимназии, а знакомство с любимым учителем Малининым сыграло не последнюю роль в развитии его блестящих данных. А вот Косте Алексееву, будущему реформатору русского театра К.С. Станиславскому, здесь не понравилось. Он вспоминал, как мать вообще не хотела отдавать его в какую-либо гимназию, боясь, что его будут сажать в карцер учителя, обижать грубые и злые одноклассники, которые вдобавок могут заразить его опасными болезнями. Лишь необходимость получения льгот по воинской повинности и соответствующего образовательного ценза вынудила мать согласиться. 12-летний мальчик сдал экзамен в первый класс, и ему, действительно, пришлось нелегко под градом насмешек «малышей»-одноклассников. К тому же он терпеть не мог латынь. С трудом выдержав три года, Костя наотрез отказался учиться здесь дальше. Отец внял его мольбам и перевел сына в Лазаревский институт восточных языков. Но именно в 4-й гимназии К. С. Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра.

http://pravoslavie.ru/4131.html

Матушка принесла на подносе чай с вареньем. Андрей Иваныч сел. – Мать, готовь нам еще по чашке. Самое время. Он ласково погладил ее по плечу – как старую и милую игрушку. – Да мне не жаль, Андрюшенька, ты не подумай… Мне не жаль. Кушайте с Богом. Эта мать уж нисколько на Глебову не походила! Но он от всего сейчас был в восторге. Андрей Иваныч стал Глеба расспрашивать о его жизни, семье. Рассказывал и о себе. Время шло. Оно полно было для Глеба высшего значенья. Он себя чувствовал так, будто уж давно они знакомы, будто и ничего нет удивительного в том, что вот он распивает чай со своим старшим братом, которого вчера и в глаза еще не видал. Расстались на том, что, прочитав рукопись, Андрей Иваныч Глебу напишет, они опять поговорят, а когда выйдет газета, Глеб попробует свои силы на небольших вещах. V Первый класс был как полагается – синий вагон с длинным коридором, купе с диванами красного бархата, на спинках белые вышивки. Пустынно, тихо, в фонаре над входом полузавешенная свеча. Никифоры Иванычи, латынь и греческий и треволнения зимы московской, экзамен в Шестой гимназии – все вчера, навсегда ушло. Начинается новое. В известный момент поезд с полупустым первым классом, везя новоиспеченного, нарядного студента, отошел. Поезд не торопился. Он составлял часть той небыстрой, крепкой и наполненной России, что могуче воздвигалась на своих пространствах. Огоньки близ Ваганькова уходили, путь лежал мимо Кунаевых, Голицыных, подмосковными лесами и полями, вблизи разных Архангельских, Ильинских по Москва-реке. Глеб стоял у окна, смотрел пред собою на тучу, во мгле тогда обнажавшуюся, когда дальние молнии раздирали ее сухим золотом. Этот свет был прелестен. Он таинственно блистал Глебу в сердце – освещал, вновь во мрак погружал, возбуждал, но и успокаивал. Одиночество нужно было ему сейчас. Вновь переживал он происшедшее. Для других, может быть, и неважно. Для него важно. Второй день Пасхи – поздней Пасхи конца апреля. Глеб в волнении едет на извозчике на Волхонку. Разные молодые и немолодые люди летят с цветами и конфетами на лихачах, все с такими же целями, что у него: с визитами. И разноголосый, пестро-светлый гром колоколов Москвы все это веселит, подгоняет: мчитесь, летите, везите свои цветы – Христос Воскресе!

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоится закрытие годовой программы XIV Славянского форума искусств «Золотой Витязь» 24.11.2023 53 Фото: Из интернет-источников 25 ноября, в 14-00, в Конференц-зале Союза кинематографистов РФ (г. Москва, ул. Васильевская, 13, стр. 1), состоится Пресс-конференция по итогам проведения XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь», который проходил в Москве с 3 по 26 ноября 2023 года в Москве и городах Российской Федерации в рамках XIV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» при поддержке Министерства культуры РФ и Общероссийской общественной организации Культурный Фронт России.Также состоится награждение дипломантов форума и победителей молодёжного конкурса эссе по А.Н. Островскому, сообщает пресс-служба форума. 26 ноября, в 19-00, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (Москва, ул. Волхонка, 15) состоится Торжественное закрытие годовой программы XIV Славянского форума искусств «Золотой Витязь», награждение лауреатов XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь», награждение выдающихся мастеров кино, театра, музыки и изобразительных искусств. В этом году будут награждаться: - Золотой медалью им. А.А. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» - народный художник России, живописец, график, мастер портрета - Виктор Викторович Шилов; -Золотыми медалями Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» - Народный артист РСФСР - Станислав Андреевич Любшин и Народный артист Украинской ССР и ЛНР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Васильевич Голубович (посмертно); - Золотой медалью им. Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальное искусство» - Народный артист России, Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Премии Президента Российской Федерации, Председатель Совета Союза композиторов России Алексей Львович Рыбников (за 2022 год); - Золотой медалью им. С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» - Народный артист России, Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии Казахской ССР, Лауреат двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, народный артист РСФСР Андрей Сергеевич Кончаловский (за 2020 год);

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/24/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010