— Маленькие кремлевские тайны. — Волхонка. Коридорчик, где вся жизнь протекала. Одна большая комната и три сектора в одной комнате. Один стол на заведующего сектором. Я пришел, а тут Нечкина, говорит: «Вы читали «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталина? Я отвечаю в том смысле, что да, только лучше б такого не читать. Говорю: «Разве это научная дискуссия? И простите, но “классовость языка” у Марра — чепуха. Главное у него (я Марра тогда очень любил) единство глатодонического процесса». Она мне: «Пожалуйста, проводите меня домой, поговорим на Волхонке». Мы пошли, и тут уж я развернулся в полную мощь насчет последних сталинских дискуссий… Раздражение во мне накипало еще с дискуссии по теории Павлова. Я серьезно верил в свою ортодоксальность. Когда в генетике была история с Лысенко, почти не реагировал на побоище. А вот с физиологами все иначе — академика Сперанского еще в юности читал и сам хотел быть таким идеологом науки. Сперанский Алексей Дмитриевич, дворянин, его книгу я читал еще в школе — «Элементы построения теории медицины». Хотя я там и не понимал 98 процентов, но прочел, меня она заворожила. И погром в области физиологии меня огорчил сильно. А тут и «Вопросы языкознания» подоспели. Марра я любил и стал Нечкиной его объяснять. Он, конечно, гениальный человек, но вместе с тем сумасшедший. Но тут Нечкина меня прерывает. До сих пор помню место, где мы идем по улице, а она говорит: «Миша, как вы не понимаете — у вас был отец, а у вашего отца — его отец, а у того тоже свой был…» Как в анекдоте! Я резко вскинулся, мы остановились, и я говорю: «И так вот мы будем объяснять всю мировую историю до ее начала?» — «Да!» Я говорю: «Милица Васильевна, вы сами в такое верите?» Тут она страшно рассердилась, мы разошлись, но отношения тогда не были окончательно испорчены. Потом была общая с ней борьба за реабилитацию народничества. Но когда я заведовал сектором, у нас уже шли постоянные стычки. Брат ее мужа был крупный партийный деятель, Яковлев — наркомзем, секретарь ЦК. Он один из авторов Конституции, ее первого чернового наброска — Яковлев, Таль, Стецкий. Его расстреляли в 1937-м, а муж Нечкиной родной его брат, и та, конечно, жила под гнетом этого обстоятельства.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Civilta Cattolica считает 14-ть лет своего существования, но в самом Риме пользуется далеко не всеобщим уважением, даже со стороны духовенства; но за то о папе говорят, что он читает только этот журнал да Туринскую газету: Unita Cattolica. Недавно я услышал дивное известие, которое желал бы передать и во всеуслышание. Кардинал Антонелли говорил некоторым православным посетителям его еминенции, в присутствии одной католички, что он почитает возможными спасение и в греческой церкви, и что он может поручиться за таковое же мнение о сем св. отца, сиречь «Папы»; но если бы нас спросили об этом публично, ни я ни Папа никак не можем этого сказать. Слышавшие это заслуживают полного вероятия; но я для большого удостоверения спросил мнения об этом слухе у Пальмера, и он признал это несомненным, а на замечание мое о таком двоедушном представлении дела, невозможном при полной искренней любви к истине, заметил только, что публично нельзя говорить об этом в силу общего догматического положения: вне церкви нет спасения. Нет сомнения, что такое внутреннее согласие чувствуют лучшие римские богословы и по отношению ко многим другим пунктам, которые только для видимости оспаривают публично. Поэтому, когда слышу от русских, что пасторы здешние в беседах с ними часто называют нас погибающими схизматиками, советую своим соотечественниикам выставлять на вид всего более это келейное суждение Антонелли, как лучшее фактическое опровержение для непосвященных, хотел-было сказать, в глубины Богословия, но лучше будет сказать в катехизис. Ибо знаю и такие факты, что на упрек Римских ревнителей, будто мало чествуется на Руси Матерь Божия, некоторые почтенные дамы отвечают уверениями, что на Руси все верят в «божество» Богоматери. После этого с др. стороны и не кажется удивительным почему некоторые пасторы считают добрые делом позаботиться о просвещении русских схизматиков. Еще поразительнее для меня другой факт. Одна высокого светского образования дама, недавно слушавшая краткую обедницу, по выходе из церкви уверяла, что служили полную обыкновенную литургию, ибо читали апостол, евангелие пели символ веры и отче наш. – Но еще хуже положение русских художников. Я их вовсе не вижу в нашей церкви. Два года тому назад провел здесь зиму брат Бакунина, приятеля Герценовского, и они так увлеклись его вкрадчивыми и патетическими беседами, что христианство для их высоких умов стало казаться недостаточным. Прежде, они имели какого то наблюдателя над собою в лице князя Волхонского, но теперь и художнические их занятия идут беспорядочнейшим образом. Все толкуют что академии художеств нужно бы обратить на это побольше внимания, иначе и порядочные таланты будут гибнуть без всякой пользы для себя и отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Сколько раз тогда вырывался из сердца Третьякова вопль к Богу «почему?!», и он не находил на него ответа. Но все-таки он не потерял веру и, стремясь уже в вечную жизнь, к незабвенному своему Ванечке, продолжал жертвенное служение Богу, Отечеству и всем нуждающимся. Третьяковская галерея была открыта для посетителей в 1881 году, за что Павел Михайлович получил звание почетного гражданина города Москвы. Он продолжал коллекционировать произведения искусства, все больше и больше занимался благотворительностью. Еще с молодых лет Павел Михайлович стал попечителем Училища для глухонемых, построил для этого учебного заведения громадный трехэтажный дом, развел сад и огород, который возделывали ученики под наблюдением учителей. Вера Николаевна попечительствовала над женским отделением Училища. Супруги посвящали этому доброму делу много времени, выбирали учителей и учительниц из друзей и родных, создали в училище по-настоящему семейную обстановку. После смерти Ванечки Павел Михайлович ездил в училище особенно часто, при любой возможности. Обычно по утрам в дом Третьяковых наведывалось много незваных гостей, собирались к завтраку, зная, что только в это время точно можно застать хозяев дома. Художники, писатели, музыканты, реже – купцы и фабриканты – кого только не было за этим столом! Всех принимали с любовью, с душевным теплом, по-христиански. И старались никогда не отказывать в просьбах. Создания одной только Третьяковской галереи было бы достаточно для того, чтобы увековечить имя Павла Третьякова. Но он успел сделать еще очень и очень многое. Только благодаря ему сегодня мы можем видеть великолепные портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других великих людей, созданные лучшими русскими художниками. Ведь они писали эти шедевры по заказу Третьякова. Третьяков стоял у истоков создания и Пушкинского музея В 1876–1877 годах Павел Михайлович оказал помощь крупному этнографу и антропологу Н.Н. Миклухо-Маклаю, пожертвовав 1000 рублей на экспедиционные расходы для изучения островов в Тихом океане. А в 1894 году, по личной просьбе историка и искусствоведа И.В. Цветаева, Третьяков оплатил гипсовые слепки с находящихся в Риме античных скульптур для Кабинета изящных искусств при Московском университете. Впоследствии Кабинет превратился в Музей изящных искусств на Волхонке, ныне – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. То есть Третьяков стоял у истоков создания и Пушкинского музея. А как заботился Третьяков о русских художниках, помогая и деньгами, и человеческим участием!

http://pravoslavie.ru/157799.html

Вот такой вот смысл у оригинального текста. То есть если дословно перевести с греческого Херувимскую песнь на русский язык получается вот такой вот смысл: “Мы, которые таинственным образом возводимся до чина Херувимов и поем торжественную песнь животворящей Троице (вместе с этими же херувимами и серафимами — как равные), давайте отложим (на некоторое время) всякую нашу житейскую заботу, чтобы принять у себя Царя всех, невидимо окруженного войсками ангелов.” (с) — Августа А . И вот теперь этот смысл нужно передать в виде богослужебного гимна. Давайте сравним переводы которые у нас уже имеются. Перевод о. Георгия Кочеткова: Херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять нам Царя всего сущего, стражей ангельской незримо сопровождаемого, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. Лично мне в этом перевод не нравится слово “в таинстве”, какое Таинство имеется ввиду, у этого слова в русском языке другой смысл. И этого смысла там нет. Так же кажется тяжеловесным “Царь всего сущего”, излишне усложенный перевод. Но это уже субъективно. Перевод Амросия Тимрота: Мы, Херувимов таинственно изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение. Чтобы принять Царя всего, Ангельскими полками невидимо сопровождаемого. Аллилуия, аллилуия, аллилуия Здесь в первой части идет пословное следование греческому оригиналу, но конец смазывается, откуда то берутся какие то полки, которых в оригинале нет. Перевод Анри Волхонского: Мы же, херувимов тайно образуя И животворящей Троице трисвятую песнь воспевая, Всякое ныне житейское отложим попечение. Дабы принять всеобщего Царя, ангельскою стражей невидимо вознесенного. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Вот это один из лучших вариантов, максимально приближено к нашей идее церковно-русского языка, первая часть вообще идеальна на мой вкус, а вот вторая часть опять мимо, куда там кого вознесенного, зачем. Нет, тоже неудачно. Перевод о. Силуана (Туманова):

http://azbyka.ru/o-tonkosti-perevoda-bog...

И теперь вот крест упал, якобы по вине ветра и советских рестораторов. Существует подозрение, что к настоящему моменту на Украине утрачена сама методология обследования исторических объектов для сохранения их в надлежащем виде. Всё говорит о том, что Майданный режим «незалежной» не справляется, да не до того ему. Киев утратил связь с небом. Вот и спутник у них пропал, отказался отвечать. Запуск спутника «Сич-2-1» планировался давно. Вознамерились было вывести на орбиту в 2020 году. Даже переименовали его, вместо «1» поставили «30». Это в честь 30-летия невероятной «незалежности». Было объявлено, что впервые украинский спутник будет запущен «без России – на ракете Маска», стоимость запуска определена «около млн». И вот 13 января 2022 года американская ракета вывела на околоземную орбиту более сотни спутников, в их числе и украинский – «Сич-2-30». Политическое руководство Украины собралось в кабинете Зе и самолично наблюдало старт, устроив себе пиар-акцию. Замайданные СМИ объявили событие историческим, поспешив сообщить миру, что «Сич-2-30» стал первым украинским спутником за последние 10 лет и, по сути, вернул наше государство в космос». Было сообщено также, что предыдущий спутник, выведенный на орбиту в 2011-м, «вместо запланированных пяти лет из-за неисправной батареи российского производства проработал менее 16 месяцев». Но вот теперь-то проработает три запланированных года! Случилась незадача. В КБ «Южное» пояснили, что «во время первых важнейших сеансов устойчивую связь с украинским спутником установить не удалось из-за нехватки энергии…». Аппарат «повернулся к Солнцу так, что на его рабочие поверхности попадает только отражение света с Земли. В то же время прямое солнечное излучение либо вовсе не попадает, либо попадает под слишком маленьким углом». Спутник — в виде креста, между прочим, — для Украины умер. Во всех смыслах связь Майданной Украины с небом утеряна. Михаил Андрушко , публицист, Киев Автор Людмила Волхонская Фото автора Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/31/po...

23 июня 1941 года в Киеве. Фото: Казимир Лишко/РИА Новости 20 фотографий первых дней Великой Отечественной войны Тыл и фронт летом 1941 года 22 июня, 2022 Тыл и фронт летом 1941 года 23 июня 1941 года в Киеве. Фото: Казимир Лишко/РИА Новости Война изменит все. Люди чувствовали это уже в те — тревожные и страшные — первые дни. Позади были осколки счастливого лета, впереди — километры фотопленки, запечатлевшей годы Великой Отечественной. Одни из первых кадров ее истории — в подборке «Правмира». Советские люди слушают правительственное заявление. 22 июня 1941 г. Москва, Волхонка. 22 июня 1941 г. 9 часов утра Первый день войны. 22 июня 1941 г. Фото: Е. Халдей/ТАСС Жители Владивостока слушают по радио сообщение о нападении Германии на СССР Конец июня 1941 г., где-то на юго-западе СССР дети прячутся от бомбежки Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941 г. Фото: А. Устинов. Немецкие солдаты пересекают государственную границу СССР. 22 июня 1941 г. Первый день войны в Перемышле (сегодня — польский город Пшемысль) и первые погибшие захватчики на советской земле (солдаты 101-й легкопехотной дивизии). Город был занят немецкими войсками 22 июня 1941 г., но на следующее утро был освобожден частями Красной Армии и пограничниками и удерживался до 27 июня Советские пограничники в дозоре. Фотография интересна тем, что она была сделана для газеты на одной из застав на западной границе СССР 20 июня 1941 г., то есть за два дня до войны 22 июня 1941 г. возле моста через реку Сан в районе города Ярослав. В то время по реке Сан проходила граница между оккупированной Германией Польшей и СССР Первые советские военнопленные под наблюдением немецких солдат направляются на запад по мосту через реку Сан у города Ярослав. 22 июня 1941 г. После провала внезапного захвата Брестской крепости немцам пришлось окапываться. Фото сделано на Северном либо Южном острове. 22 июня 1941 г. Беженцы в районе Пскова. Июль 1941 г. Немецкие солдаты рядом с горящей советской деревней. Июнь 1941 г.

http://pravmir.ru/15-fotografij-pervogo-...

…Злой порыв ветра. Небо опять стало лить холодные струи. Я глубже надвигал летнюю фуражку, поднимал воротник шинели. Через несколько минут через огромные щели у самой подошвы сапоги наполнились водой. Это было облегчением. Я не тешил себя мыслью, что мне удастся добраться домой сухим. Не перепрыгивал с камешка на камешек, удлиняя свой путь, а пошел прямо по лужам. VIII. 2-й подъезд, 1-й этаж, кв. 23, ком. 40 Огненная надпись: ЧЕПУХА СОВЕРШЕННАЯ ДЕЛАЕТСЯ НА СВЕТЕ. ИНОГДА ВОВСЕ НЕТ НИКАКОГО ПРАВДОПОДО- БИЯ: ВДРУГ ТОТ САМЫЙ НОС, КОТОРЫЙ РАЗЪ- ЕЗЖАЛ В ЧИНЕ СТАТСКОГО СОВЕТНИКА И НА- ДЕЛАЛ СТОЛЬКО ШУМУ В ГОРОДЕ, ОЧУТИЛСЯ, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО, ВНОВЬ НА СВОЕМ МЕСТЕ… Утро вечера мудренее. Это сущая правда. Когда утром я проснулся от холода и сел на диване, ероша волосы, показалось, немного яснее в голове. Логически: все же было оно? Ну, было, конечно. Я ведь помню и какое число, и как меня зовут. Куда-то делось… Ну так, значит, нужно его найти. Ну, а как же рядом-то женщины? На Волхонке… А, вздор! У них, у этих женщин, из-под носа могут украсть что угодно. Вообще я не знаю, зачем их держат, этих женщин. Казнь египетская. Одевшись и напившись воды, которой я запас с вечера в стакане, съел кусочек хлеба, одну картофелину и составил план. 6 подъездов по 6 этажей в каждом=36. 36 раз по 2 квартиры — 72. 72 раза по 6 комнат — 432 комнаты. Мыслимо найти? Мыслимо. Вчера прошел без системы две-три горизонтали. Сегодня систематически я обыщу весь дом в вертикальном и горизонтальном направлении. И найду. Если только, конечно, оно не нырнуло в четвертое измерение. Если в четвертое, тогда — да. Конец. У 2го подъезда носом к носу — Шторн! Боже ты мой! Родному брату… Оказалось: вчера за час до моего прихода явился заведующий административной частью с двумя рабочими и переселил Лито во 2й подъезд, 1й этаж, кв. 23, комн. 40. На наше же место придет секция Музо. — Зачем?! — Я не знаю. А почему вы не пришли вчера? Старик волновался. — Да помилуйте! Откуда же я знаю, куда вы делись? Оставили бы записку на двери.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-na-manz...

Особенно рада,что вновь встретилась уже в интернете с Владыкой Иаковом (ранее я видела его и разговаривала с ним в культурном центре МИДа лет 15 назад,когда он был еще в Троице-Сергиевой лавре). Если можно,пошлите этот комментарий Владыке.Спаси его,Господи! Постоянный посетитель Вашего сайта художник Людмила Волхонская. Господи,помилуй нас грешных! Толик 15 марта 2014, 21:33 Mkihail Khaustov Спасибо за инфу. Уже залез в поисковик и подкорректировал свои детские знания-воспоминания о полярных кругах. Узнал много интересного и нового.) А Храм красивый. И от фоток теплее становится. Mkihail Khaustov 15 марта 2014, 18:19 Сей красивейший Храм - ФОРПОСТ Антарктиды, так как расположен на острове Кинг-Джордж, БЛИЗ материка. То есть в Антарктике, в умеренном поясе и ДАЖЕ не за полярным кругом (62 градуса южной широты) Следовательно и рассветы, и закаты здесь каждый день. Хотя в декабре есть белые ночи... Толик 14 марта 2014, 15:52 " В Антарктиде ... очень красивы закаты, рассветы. " Только очень мало их, - всего один рассвет и один закат в год.) татиана 13 марта 2014, 21:42 Спаси, Господи, Вас Владыко за такую просвещающую, светлую статью. Душа напоняется любовью и гордостью за нащих священников, за их духовный ежедневный подвиг во имя Спасителя нашего. Так все интересно, впервые узнала об этом, какие чудные фотографии,глядя на них, слезы и ком в горле. Нина 13 марта 2014, 21:07 Спаси Вас Господи, Владык.Низкий поклон Вам и путешествующим с Вами для совершения такого божественного события. А полярникам, осуществляющим свой трудный каждодневный подвиг, - здравия и многая лета!!! Наталия Стефановна Токарева 13 марта 2014, 17:58 Спаси Вас Господи, ваше Высокопреосвященство! Ваши рассказы всегда впечатляют, фотографии потрясающие, всегда рекомендую друзьям прочитать и посмотреть. Слава Богу,Давшему Вам литературный талант, филологом вы быть не перестали. Чем-то неуловимо Вы напоминаете владыку Викентия, того из-за постоянных передвижений еще в Екатеринбурге, где он пользовался почитанием и любовью, звали " туристом " . Вы же - полярник, да еще и со стажем! Дай Господь Вам сил на управление такой сложной епархией, как Ваша.

http://pravoslavie.ru/69155.html

Да действовать же! действовать быстро и круто! Надежды штаба, что кто-то одумается или Эверт придёт выручать Москву, – это не военное: нельзя ждать, чтобы твой участок держали другие. В разгар войны разлагается и гибнет центральный гарнизон страны, вторая столица и центр транспортных путей, – по отношению к Действующей армии это прямая измена! Но – кому действовать и как? Тут никто не намеревался. А – как Воротынцев мог вмешаться? в каком качестве? Его никто не звал – и никому тут он не мог себя предложить. Здесь штаб насыщен собой и не вмещает постороннего полковника. В Спасских казармах или Манеже – там тоже везде свои командиры, при чём какой-то чужой полковник? Сила армии в том, что каждый на своём месте, а дартаньяновская шпага никому не нужна. Ещё было своё родное Александровское училище, звонил туда знакомому преподавателю – тот отвечал, что училищем принята задача: сохранить своих юнкеров от касательства этих событий. Вот оказался Воротынцев: как будто у самого места, в разгар событий – и никому не нужен. Да и правда, раздуматься: как действовать? Как можно действовать войску против миролюбивой толпы, когда никто не стреляет, всё только радуется, и какая-то пехота тоже там радуется. Какими силами и средствами кто бы взялся сейчас разогнать эту радостную толпу по местам её жительства и работ? Никто не обнажает даже холодного оружия, никакого сражения нет. А может быть всё и обойдётся спокойно само? Тут – все кинулись к окнам на Пречистенку. И Воротынцев за ними. И увидел: с Волхонки на Пречистенку медленно переезжал большой отряд жандармов, чуть не дивизион? в полной парадной форме, в полном порядке, – но ничего не предпринимали, уезжали куда-то из центра прочь. С тротуаров, с бульвара им улюлюкали – но не трогали. Покинули Манеж? Так в центре вовсе не осталось полицейских сил. А между тем подошло время перерыва занятий – и штаб спокойно расходился на полуденный завтрак. Надо было и Воротынцеву уходить. Но – куда же? Да куда же, к себе, в Девятую армию?… Ему нужно было ещё время для соображения. Он не мог ничего предпринять – но и уехать теперь уже не мог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Евгения Вахтангова, Драматический театр «Большая медведица», Московский театр «Школа драматического искусства», Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» (г. Мытищи, Московская область); регионов России (Арзамасский театр драмы, Буинский государственный драматический театр (г. Буинск (Республика Татарстан)), Владимирский академический областной драматический театр, Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной (ЛНР), Новый художественный театр (г. Челябинск) Санкт-Петербургский молодёжный театр на Фонтанке, Северо-Осетинский государственный академический театр им. В.Тхапсаева (г. Владикавказ (Республика Северная Осетия-Алания)), Театр для всей семьи «Витражи» (г. Самара), Чувашский государственный театр юного зрителя имени М. Сеспеля (г. Чебоксары), Ярославский государственный театр юного зрителя им. В.С. Розова; зарубежные театры (Национальный академический драматический театр имени М. Горького (г. Минск, Беларусь) и Театр «Странствующий актер» (г. Белград, Сербия) – по техническим причинам их спектакли только для оценки жюри). 26 ноября, 19-00, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя(Москва, ул. Волхонка, 15): Торжественное закрытие годовой программы XIV Славянского форума искусств «Золотой Витязь», награждение лауреатов XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь», награждение выдающихся мастеров кино, театра, музыки и изобразительных искусств. В этом году будут награждаться: - Золотой медалью им. А.А. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» – народный художник России, живописец, график, мастер портрета - Виктор Викторович Шилов; - Золотыми медалями Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» – Народный артист РСФСР Станислав Андреевич Любшин и Народный артист Украинской ССР и ЛНР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Васильевич Голубович (посмертно); - Золотой медалью им. Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальное искусство» – Народный артист России, Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Премии президента Российской Федерации, Председатель Совета Союза композиторов России Алексей Львович Рыбников (за 2022 год); - Золотой медалью им.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/02/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010