Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕГОРОВ Егор Егорович (1862, Москва - 15.12.1917, там же), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев- федосеевцев , собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. Из семьи потомственных старообрядцев, происходивших из г. Рыбинска Ярославской губ. Дед Е. Константин Егорович открыл в Москве торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду. В 1825 г. он был записан в купеческое сословие, вскоре стал видным деятелем федосеевской общины на Преображенском кладбище . В сер. XIX в. за активную старообрядческую деятельность был сослан в Пензу, где и умер. Его дело унаследовал сын Егор Константинович, к-рый также играл важную роль в жизни Преображенской общины. В сер. XIX в. он женился на Феодоре Косичкиной, происходившей из московской старообрядческой семьи, у супругов родились дети: Е., Екатерина и Елизавета. После смерти отца в 1887 г. Е. унаследовал дело, но через год продал его московскому купцу С. С. Уткину и посвятил себя коллекционированию памятников древнерус. и старообрядческой истории и культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Во 2-й пол. XIX в., после запрещения в 1856 г. старообрядческого богослужения, среди последователей «старой веры» активизировалось собирательство икон и книг «дониконовского» времени, оно имело главной целью устройство тайных моленных. Такая моленная с книгами и утварью, собранными дедом и отцом Е., существовала и в доме Егоровых в Салтыковском пер. (ныне Дмитровский пер., д. 3). Е. тратил на коллекционирование значительные суммы, был знатоком рус. церковной старины, в его б-ке, насчитывавшей ок. 30 тыс. изданий, большое место занимали справочники, каталоги и альбомы по древнерус. искусству и палеографии. Е., как и его дед и отец, принимал участие в старообрядческой жизни, к-рая активизировалась в России после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие орг-ции. В 1907 г. была зарегистрирована московская федосеевская община Преображенского кладбища, членом к-рой являлся Е.; в качестве представителя прихожан он принимал участие в заседаниях совета общины, был одним из крупных благотворителей Преображенского богаделенного дома. В 1900-1917 гг. присутствовал на съездах беспоповцев, на собраниях старообрядцев в Москве, в Казани, в с. Воскресенском Саратовской губ. и др. Е. имел авторитет знатока Свящ. Писания, истории Церкви и старообрядчества, древнерус. и старообрядческой книжности и иконописи.

http://pravenc.ru/text/189529.html

В 1905 году после первого предвестника русской революции в России ситуация еще больше осложнилась - формально была провозглашена свобода вероисповеданий, о чем свидетельствовали царский указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года (с некоторыми ограничениями от 17 октября 1906 года) и манифест о даровании гражданских свобод. В это же время, воспользовавшись созданной правительством благоприятной ситуацией, баптисты создают либеральный по своей религиозной направленности Союз. Однако государственная система пыталась продолжить оказание серьезного давления на российских баптистов и «евангелистов». Полиция систематически препятствовала проведению их религиозных собраний в Петербурге и Кронштадте, хотя молитвенные дома функционировали и до указа 1905 года, а после получили официальный статус. В октябре 1908 года в Петербурге были закрыты все молитвенные дома «евангельских христиан». Религиозные собрания в несколько сот человек во дворце княжны С.П. Ливен, проводившиеся при абсолютной монархии, стали практически невозможны при парламенте, сейчас полиция допускала на них лишь членов данной общины по именным спискам. «Евангельские христиане» уже с российской пропиской были возмущены поведением представителей власти и стали требовать объяснения, на основании каких документов проводятся подобные действия. Полицейские не предъявили соответствующих положений, тогда эта группа «евангелистов» отказалась подчиняться власти. В результате религиозные собрания закрылись, а сектанты стали собираться тайно по частным домам, как это было до указа 1905 года. Ситуация разрешилась только после личного вмешательства Председателя совета министров Петра Аркадьевича Столыпина. Конфликт был улажен и собрания открылись вновь. Однако это произошло только в столице, в провинции препятствия в проведении религиозных мероприятий продолжались, даже совсем рядом с Петербургом, в Кронштадте, а подальше от столицы дело, как описывают некоторые историки, доходило до применения силы со стороны полиции по отношению к наиболее активно миссионерствующим «евангельским христианам».

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

1 Царицынская жизнь. 1909. 31 мая. 116. С. 2. Подпись: П. (Иван Карамазов); НЗ. 1911. 4. С. 2. Подпись: Н. Раевский. Добавление к псевдониму было сделано, когда в газете появился сотрудник, фамилия которого тоже начиналась на «П». 2 Слова доктора Стокмана из пьесы «Враг народа» (Ибсен Г. Собр. соч.: В 4 т. М., 1957. Т. 3. С. 602). 4 Мадзини Джузеппе (1805–1872) – итальянский политический деятель, публицист. На русском языке к тому времени вышли кн. «Об обязанностях человека» (М., 1902) и «Избранные мысли» (М., 1905). 6 Указ 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости» давал право русским подданным исповедовать любое вероучение, старообрядцам разрешал свободное отправление духовных треб. 7 «...Не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» (Гоголь Н. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. 2. С. 283). 8 Абрамов Фёдор Андреевич (1875–1937) – крестьянин с. Ундоры, общественный деятель, литератор, ред. газеты «Симбирские вести», корреспондент Л. Толстого, организатор Общины свободных христиан по подобию созданной в 1908 И. М. Трегубовым в Петербурге и Москве. В гл. 1.1 её «Основных положений» определялось: «Мы имеем целью осуществлять в своей жизни, по мере наших сил, исповедуемое нами учение Иисуса Христа, сущность которого есть любовь Бога к людям, и любовь людей к Богу, и друг к другу, не допускающая насилия, духовная и телесная чистота, послушание совести, любовь к истине, правдивость, незлобие, всепрощение, кротость, свобода, равенство, братство, труд и общинная жизнь по примеру древне-христианской общины» (Духовный христианин. 1908. 10). 9 Ср.: «Заявление о внесении нашей общины в реестр общин является простым лишь заявлением о её существовании... Регистрация эта касается лишь внешнего, гражданского состояния нашей общины... но она не простирается на её религиозно-нравственное состояние, которое внушается, утверждается и освящается живущим в нас Богом, а не людьми. Поэтому наша община, как и древне-христианская, жила, живёт и будет жить, в религиозно-нравственном отношении, независимо от её регистрации» (Там же. Гл. 1.15).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

4) В государстве нет господствующей церкви, а существует две, или более, церкви на равных правах в отношении к государству – т. н. паритет. 5) Государство не знает государственной церкви и государственной религии и, признавая свободу всех культов, не придает религии никакого значения. В России мы находим третью систему отношения государственной власти к существующим в пределах государства религиозным обществам, именно, по основным законам Российской империи: «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная кафолическая восточнаго исповедания» 40 , однако и «все не принадлежащие к господствующей церкви подданные Российскаго государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения» 41 . В своей внутренней жизни существующие в России неправославные церкви являются совершенно самостоятельными; духовные дела этих церквей ведаются их духовными властями 42 . По новому закону об укреплении начал веротерпимости 43 , с лицами инославных исповеданий уравнены также и раскольники, коим этот закон, взамен ныне употребляемого названия раскольников присвоил наименование старообрядцев. 32 В этой новелле говорится: «Два великих дара даны человеку Божественною милостию – священство и царское достоинство, первое служит божественному, последнее управляет человеческим; оба происходят из одного и того-же источника и служат украшением человеческой жизни». 33 Так, в изданной между 879 и 886 гг. «Эпанагоге императорских законов», в которой подробно излагается взгляд на взаимные отношения церковной и государственной власти, между прочим, читаем: Император и патриарх, мирская власть и священство, относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственнаго устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства. 37 В этом смысле Император прежде именовался главою церкви. (Св. Зак. Т. I, ст. 42, изд. 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Соотношение один к двум: 4 православных и 8 т.н. раскольников. Это слово, кстати, перестали официально использовать только с 1905 года, после Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости», в котором предписывалось «присвоить наименование старообрядцев взамен ныне употребляемого названия раскольников…» Но до сих пор множество невежественных людей об этом ничего не знают и продолжают считать старообрядцев раскольниками (и даже священнослужители!). Школа была начальной, какой-то период даже платной. В 37-м стала семилеткой, в 41-м уже в качестве десятилетки школа выпустила свой первый выпуск: из-за парты на войну. Живым из этого выпуска вернулся только один… Помимо официальной школы, кстати, было много неофициальных самородных старообрядческих школ. Повторюсь: прежде Гуслицы имели существенное отличие тем, что их население, включая женщин, было почти поголовно грамотным. «Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах… грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством» (А.С. Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904). Знания давали в основном церковные, необходимые для поддержания старообрядческой культуры, а священников-гусляков можно было встретить на многих старообрядческих приходах по всей России.  Вот такая история «совсем обычной сельской школы», которой, а точнее, её директору, удалось объединить вокруг себя ряд ученых. А главным направлением деятельности здесь можно считать изучение истории своего региона, краеведение. Историко-краеведческий музей – вне всякого сомнения, гордость не только школы, но и района. Экспозиция музея начинается уже перед входом. Несколько стендов рассказывают о том, какие известные личности бывали в Гуслицах. По приглашению местных жителей приезжал в Ильинский Погост Алексей Толстой на конференцию по книге «Хлеб». Фотографии запечатлели его выступления, встречи с крестьянами. Уезжая, он вывез из местного Воскресенского храма церковный архив, объяснив это тем, что будет использовать его в своих трудах.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

Прот. Ф. Орнатский тогда сформулировал пожелания законоучителей в шести пунктах - тезисах, опубликованных газете «Новое время» (1901 N 9153), смысл которых сводился к следующему: 1) Закон Божий есть не учебный, а воспитательный предмет, а законоучитель - не тольно учитель, но и воспитатель личности христианина. 2) Замена учебников подлинным словом Божиим (издание учебной Библии). 3) Законоучитель должен «гореть духом» сам и возжигать религиозное чувство у детей. Живым словом быть руководителем в деле спасения. 4) Возврат учащихся под кров св. Церкви с её молитвами, богослужением и таинствами. Законоучитель - пастырь для учеников. 5) Участие в воспитании детей родителей - живым словом и примером. 6) Увеличение числа уроков Закона Божия (с одного до двух часов в неделю) . К концу синодального периода общество и школа были заражены вирусом формализма, убивающим в начатке живую веру и нарочито навязывающей себя обществу светской культуры, агрессивно противопоставляющей себя (оппозиционирующей) Церкви и христианской религии. Внутренний и внешний «враг» Закона Божия (формализм и агрессивно-безбожная культура) стали причинами, сводившими к нулевому результату все усилия дать полноценное религиозное образование. Законодательно-нормативная база религиозного образования до 1917 г. определяла цели, структуру, состав учебного курса Закона Божия, регламентировала все его стороны, права и обязанности должностных лиц, программно-методическое обеспечение. До принятия Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и Манифеста 17 октября 1905 г. в Российской Империи по закону не допускалось внеконфессиональное состояние; существовал запрет на переход из православия в любую другую религию, поэтому незыблемым оставался принцип обязательности изучения Закона Божия. После Манифеста особенно резко обострились дебаты относительно роли и места религии и участия церковных лиц в образовании. По мнению М.Н. Костиковой, «общественно-политические события начала XX века создали условия для изменения вероисповедной политики верховной власти», однако, «в законодательно-нормативное поле системы образования в аспекте организации обучения религии вплоть до 1917 г. изменения внесены не были» . Возникает вопрос о том, какими должны были быть эти изменения: ужесточение принципа обязательности, введение факультативности изучения религии или в направлении частичного или полного освобождения образовательной сферы от церковного влияния и участия? Временное, а затем советское правительство укажут путь таких «изменений».

http://bogoslov.ru/article/453126

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ религия или конфессия , а также принадлежность того или иного лица к религии или конфессии. Слово «вероисповедание» или, точнее, «исповедание» соответствует лат. confessio и соотносится с credo (кредо) - символом веры. В значении религии В. (исповеданием) может быть названо христианство, ислам, буддизм и т. п., в значении конфессии - Православие, католицизм, лютеранство и т. п. Ввиду двойственности значения этого термина в наст. время он используется относительно редко. Вместо него употребляют слова «религия», «конфессия», но не «деноминация», к-рая обозначает помимо конфессии также юрисдикционную принадлежность применительно к христ. исповеданиям, или др. специальные термины, обозначающие разные направления в нехрист. религиях - секты , школы, ветви, и т. п. В наст. время словом «вероисповедание» обыкновенно обозначают и христ. секты, напр. секту адвентистов , но в синодальную эпоху в России слово «вероисповедание», как правило, не употреблялось применительно к сектам и расколам . В. называли лишь признанные гос-вом, легально существовавшие в Российской империи религии и христ. конфессии (из императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905: «1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение... 2. Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание...» и далее). Указание на В., или исповедание, носило тогда офиц. характер и включалось в офиц. персональные документы, в частности паспорта. Этот термин не являлся непременно характеристикой личных религ. убеждений: принадлежность к тому или иному В. в Российской империи носила статусный характер, в значительном большинстве случаев была пожизненной. Перемена В. в России дозволялась лишь в ограниченных случаях: всякий российский подданный христианин неправосл. исповедания мог беспрепятственно быть присоединенным к правосл. Церкви, нехристиане при соблюдении определенных условий могли быть присоединены к одному из признанных христ. исповеданий, но не к раскольническим или сектантским общинам. Отпадение от Православия или от инославного христианства в иноверие или атеизм не могло быть легальным. В результате утратившие веру лица продолжали считаться принадлежащими к тому В., к какому они принадлежали от рождения.

http://pravenc.ru/text/150437.html

Второй отдел, руководимый архиепископом Литовским Никандром, рассматривал вопрос о разделении России на митрополичьи округа, об их организации и о преобразовании местного церковного управления. В его состав входило 13 человек, причем некоторые из них были членами и других отделов (например, первого). Работал второй отдел на Синодальном Преображенском подворье (Большая Подьяческая ул., 32). Третий отдел под руководством архиепископа Ярославского Иакова занимался вопросами организации церковного суда и пересмотра брачных законов, включая законы о смешанных браках. Заседания проходили в статистическом отделе Училищного совета на той же Кабинетской ул. Для работы в отделе записалось 9 человек. Четвертый отдел (председатель — епископ Могилевский Стефан), в работе которого участвовало 13 человек, исследовал один из наиболее болезненных в русской церковной жизни вопрос благоустроения прихода, а также вопросы церковной школы, порядка приобретения церковной собственности, проведения епархиальных съездов и участия священнослужителей в общественных и сословных учреждениях. Члены отдела собирались для заседаний в Синодальном архиве, располагавшемся в здании Святейшего Синода. Пятый отдел под председательством епископа Псковского Арсения обсуждал вопрос преобразования духовно-учебных заведений. Участвовать в его работе изъявили желание 20 человек. Они собирались в зале заседаний Учебного комитета, в Святейшем Синоде. В том же здании, в Синодальном архиве, проходили встречи шестого отдела: здесь речь шла о единоверии, старообрядчестве и др. 8 членов Присутствия под председательством епископа Волынского Антония пытались распутать сложный узел взаимоотношений главной конфессии империи с теми, кого еще совсем недавно называли раскольниками и с кем велась активная борьба. Последний, седьмой отдел занимался анализом мер, необходимых «к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». Председателем этого небольшого отдела (в его работе принимали участие всего 7 человек) был архиепископ Финляндский Сергий. Заседания проходили в библиотеке Училищного совета на Кабинетской ул.

http://pravoslavie.ru/5392.html

В 1841 г. по требованию австр. властей П. написал Белокриницкий устав. Документ был необходим для обретения мон-рем полноценного юридического статуса и для получения разрешения на учреждение в нем архиерейской кафедры. Устав определял внутренний распорядок монастырской жизни, обязанности братии, в нем были изложены нек-рые вероучительные положения, оговаривались условия, на к-рых мон-рь мог содержать архиерея. В июле 1843 г. в Вене П. и Алимпий (Милорадов) были представлены австр. имп. Фердинанду I. В сент. 1844 г. монарх подписал декрет, позволявший белокриницким инокам привезти из-за границы «архипастыря или епископа, с тем что он может преподавать находящимся в Белой Кринице липованским инокам высшее посвящение и имеет еще поставить себе преемника, который также должен будет поставлять священников, равно как избрать и посвятить преемника себе» (цит. по: Субботин. 1895. Вып. 1. С. 166). Однако в уставе, предназначавшемся для подачи в органы власти Австрийской империи, нек-рые не вполне четко изложенные положения могли быть истолкованы по-разному, что послужило основанием для обвинения автора текста в ереси. Ситуация получила широкий резонанс. В 1863 г. на Освященном соборе в Москве сомнительные выражения устава были признаны «яко не бывшими». Позицию собора изложил письмоводитель старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) А. В. Швецов (см. Арсений (Швецов) в письме М. В. Никулину): «К сожалению, писатель оного Устава по несовершенству ума человеческого употребил некоторые изречения в таковом виде, что если оные отдельно взять, то можно будет двусмысленно толковать оные. Эти-то места теперь и гнут в противную сторону пристрастные обвинители невинности нашего святоцерковного исповедания» (Во время оно. М., 2005. Вып. 2. С. 6-7). Впосл. Арсений (Швецов), полемизируя с Павлом Прусским , стоявшим тогда на позициях беспоповцев , написал и гектографическим способом издал цикл сочинений «Рассуждение о богословии Белокриницкого устава» ( Арсений (Швецов), еп. Собр. соч. М.; Ржев, 2008. Т. 1. С. 51-94). (Оригинал устава хранится в ГИМ, в 2005 книга экспонировалась в ГИМ на выставке «Тайна старой веры: К 100-летию именного Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г.».)

http://pravenc.ru/text/2578479.html

Нельзя не согласиться с теми авторами, которые объясняют двусмысленность религиозной политики Константина проницательностью государственного деятеля. Его союз с христианством носил прежде всего политический характер, и он никоим образом не желал порывать с язычеством. Религиозная политика Константина характеризуется довольно широкой веротерпимостью, благодаря которой создавалась прочная социальная база режима и создавались благоприятные условия для проведения мероприятий по укреплению системы домината. Своих сыновей Константин воспитал в христианском духе, и они действовали по отношению к религиям империи в рамках политики своего отца. Из их законов следует отметить эдикт Константа от 349 г., которым он попытался ввести духовенствов ранг наследственной касты. Правда, успеха это не имело: хотя и существовали семьи клириков, христианский клир кастой в строгом смысле так и не стал. Новым этапом в сосуществовании язычества и христианства стало правление Констанция II, который не только продолжил политику раздачи привилегий христианству, но и начал борьбу против язычества. Еще в 343 г. Констанций освободил клириков от налогов в торговле, в 353 г. они были освобождены от общественных повинностей, а в 361 г. Констанций постановил, что епископы, какое бы имущество они не имели, освобождались от куриальных обязанностей, а, начиная с пресвитеров и до низших клириков, духовенство могло свободно располагать своим имуществом, если эти лица избирались на церковные должности по требованию народа и с согласия курии. Наряду с этим Констанций стал первым императором, который развернул целую серию репрессивных мер против язычества. Началом новой политики стал закон 341 г., который запрещал жертвоприношения в общей форме. В 353 г. были запрещены ночные жертвоприношения, а в 356 г. Констанций приказал закрыть все храмы и определил смертную казнь всякому, кто будет уличен в жертвоприношениях и поклонении идолам. В 357 г. было издано два закона против прорицаний, которыми занимались языческие гадатели. Однако эффективность этих довольно суровых мер была, видимо, очень низкой. Они носили скорее декларативный характер и практически не проводились в жизнь. Во всяком случае, не было известно ни одного случая, когда была бы применена смертная казнь к язычнику, который был захвачен при исполнении своих религиозных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010