Сами молокане говорят: «теперь у нас сильное охлаждение к своим собраниям. Собираются на общую молитву только пожилые, да и то тогда, когда посланный объявит, что после собрания будет ужин. Мало теперь среди нас найдется таких, которые бы в точности исполняли правила веры. В самих собраниях наших преследуетея лишь цель исполнения внешних обрядов... У нас с ужасной быстротой падает нравственность и рушатся все основы истинной и святой жизни. Особенно пьянство свило себе прочно гнездо в нашем братстве; это зло охватило все слои наших общин. Семейная жизнь, в ее святых началах, нарушена и течет в высшей степени ненормально; отношения мужа к жене и родителей к детям – грубые, языческие; постоянные семейные ссоры стали обычным явлением»; вследствие этого «у нас стали появляться уголовные преступники». Среди членов наших общин «в широких размерах развивается вражда, ссоры, неудовольствие, насмешки. Благодаря мелкому самолюбию, тщеславию и гордости, охвативших особенно руководителей некоторых общин, общины распадаются, собрания пустеют, члены группируются, в большинстве случаев, по пристрастию, по родству и материальным расчетам. В общественном отношении братство наше находится в состоянии полного беспорядка». 328 В последнее время, особенно после издания Высочайшего указа 17 апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости, молокане всячески пытаются поднять религиозное одушевление в своей секте и поддержать ее. Так, в 1905 г. в с. Воронцовке, Тифлис. г., в присутствии наместника Кавказа гр. Воронцова-Дашкова, в с. Астраханке Таврич. г., в присутствии губернатора, в с. Рассказове, Тамб. г., 330 и др. местах устроены были съезды по случаю якобы 100-летнего юбилея со дня дарования имъ религиозной свободы при Императоре Александре I. 331 В 1906 г. в Баку были открыты два общества: «Общество образованных молокан» или иначе «Союз Бакинских молокан прогрессистов» и «Общество самопросвещенных духовных христиан». Последнее поставило своей задачей сближение молокан разных религиозных убеждений и взаимное содействие духовно-нравственному и культурному развитию, а также вообще поддержало своих членов как в духовно-нравственном, так и в экономическом отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Старообрядчество сохранялось преимущественно там, где жили поморцы. В Вытегре и Каргополе, городах с традиционно большой долей филипповцев, «старая вера» почти исчезла. В сер. XIX в. в Повенецком и Петрозаводском уездах были отмечены федосеевцы и отколовшиеся от них последователи аристова согласия, впервые в регионе зафиксированы странники (в Каргопольском у.). Согласно первым официально опубликованным данным о старообрядцах, в 1858 г. их численность в Олонецкой губ. составляла 3850 чел. (Памятная книжка Олонецкой губ. на 1860 г. Петрозаводск, 1860. С. 254). Однако эти сведения, по-видимому, не отражали реальной ситуации. В 1897 г., по материалам всероссийской переписи населения, в Олонецкой губ. насчитывалось 2936 старообрядцев, среди них 2708 русских и 228 карел. Большинство последователей «старой веры» жили в Каргопольском (1685), Петрозаводском (558), Повенецком (300) и Лодейнопольском (276) уездах. К нач. XX в. на территории Олонецкой епархии имелось не менее 5733 «раскольников» и 11 422 «сочувствующих им». Особенно крепкими оставались позиции радикальных беспоповских согласий на севере Карелии, где к нач. XX в., по признанию властей, «раскол не только выигрывает, но и идет на подъем». После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» отмечен рост числа жителей края, заявлявших себя старообрядцами: в нач. 1907 г. в Олонецкой губ. было зафиксировано 4288, в 1912 г.- 4368 старообрядцев. Были открыты опечатанные ранее храмы при бывш. скитах в старообрядческих поселениях Данилово, Лекса, Тихвин Бор (все - на территории бывш. Выголексинского общежительства) и в др. местах. К нач. XX в. «староверие» стало устойчивой традицией в духовно-культурной жизни населения Повенецкого и Каргопольского уездов, Заонежья. Однако легализация старообрядческих общин не привела к существенному расширению позиций «староверия» в К. Заметно ослабли позиции беспоповцев там, где расселение старообрядцев было «распыленным» (Олонецкий и Лодейнопольский уезды), вовлечение их лидеров в коммерческую деятельность привело к перемещению капиталов в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Переход из не православной христианской конфессии в другую не православную же христианскую конфессию был затруднен, но не абсолютно исключался законами. Но присоединение к Православной Церкви для всех российских подданных не православных исповеданий было, разумеется, открыто. Что же касается возможности присоединения иноверцев к одной из признанных государством не православных христианских Церквей, то для таких случаев существовала детально разработанная регламентация. Например, к Армяно-Григорианской Церкви могли беспрепятственно присоединяться все смертельно больные магометане Кавказа; к любому терпимому христианскому исповеданию могли быть «приводимы» опасно больные евреи или евреи-военнослужащие. В иных обстоятельствах – присоединение язычников, евреев и мусульман к не православной христианской Церкви могло состояться лишь с особого разрешения министра внутренних дел, а на Кавказе – наместника. Присоединение иноверцев к терпимым старообрядческим общинам законами не предусматривалось, но совершаемое на деле полицейских осложнений не вызывало. 17 апреля 1905 г. был издан императорский Указ об укреплении начал веротерпимости, который существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий и тем самым косвенно задел и положение Православной Церкви. Этим Указом значительно были расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом от имени религиозных обществ, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги, преподавать своим детям Закон Божий, вести метрические книги, они были уравнены с ранее признанными государством христианскими Церквами. Приверженцы белокриницкого согласия и беглопоповцы стали после издания Указа официально именоваться не раскольниками, а старообрядцами. Отменялись прежние ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление их на государственную службу. Но старообрядческое и сектантское духовенство не получило, однако, права на официально признанное употребление духовных званий и титулов, каким правом пользовалось духовенство армяно-григорианское, армяно-католическое, лютеранское и реформатское.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В подобном же роде высказывается о проекте и старообрядческая газета «Слово правды» 9, 1907 г.). Положение проекта об обязательстве правительства «стоять на страже прав и преимуществ православной церкви, как господствующей в государстве» естественно должно было обратить на себе внимание тех, кто на опыте испытал, что значит это «стояние» правительства. Опытно знают об этом наши старообрядцы. Поэтому вполне естественно, что это положение проекта вызвало у них невольную тревогу и опасение. В названой старообрядческой газете мы читаем: —394— «Газета «Слово», обсуждая в краткой заметке внесённые обер-прокурором синода на рассмотрение совета министров предположения об отношении государственной власти к господствующей церкви, называет этот законопроект странным. Прежде всего из опубликованного текста не видно, кто является творцом этих «предположений»: члены ли синода, или сам г. обер-прокурор, при чем также не ясно:·личные ли это его взгляды, или же как официального и фактического главы русской церкви, который, отождествляя своё мнение с голосом церкви, изрекает своё личное мнение для всеобщего сведения. Ещё больше недоумений возбуждает содержание «предположений», полное противоречий, неясностей, недомолвок, являющихся или плодом спешной, неумелой работы, или результатом мудрой бюрократической предусмотрительности. Здесь вскользь упоминается о неуклонном проведении в жизнь Высочайше дарованных узаконений об укреплении начал веротерпимости и свободы совести, и рядом настойчиво подчёркивается весьма неопределённая и растяжимая обязанность государства неизменно стоять на страже прав и преимуществ православной церкви, как господствующей в государстве. Провозглашается полная свобода внутреннего управления и самоустроения церкви, и заранее определяется, что церковные реформы должны подлежать ведению не церкви вообще, а непременно компетенции поместного собора, причем правительство, по мере государственной в том необходимости, обязано содействовать успешному осуществлению собора и проведению в жизнь его будущих постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из всего сказанного до сих пор ясным представляется суждение общества в первые времена церкви Христовой, а в особенности церковной иерархии, о браке вообще и о втором браке в частности. Под влиянием такого мнения и суждения развилось и церковное законодательство о браке священных лиц в том направлении, которое и до сих пор существует в православной церкви по этому вопросу. Перевод с сербского Л. Раича Н. В. [=Высоцкий Н. Г.] Из периодической печати. Два проекта церковной реформы//Богословский вестник 1907. Т. 1. 2. С. 386–407 (2-я пагин.). —386— В Синодских Церковных Ведомостях 4) опубликованы предположения по вопросу об отношении государственной власти к Православной церкви, внесённые Обер-прокурором Св. Синода на рассмотрение Совета министров и сводящиеся к необходимости установления следующих основных положений: «1) Неуклонно проводя в жизнь действие Высочайше дарованных узаконений об укреплении начал веротерпимости и свободы совести, правительство обязано силой основных законов неизменно стоять на страже прав и преимуществ православной церкви, как господствующей в государстве. 2) Ограждая интересы православия в соответственной области церковно-государственных правоотношений, правительство признает за православною русскою церковью полную свободу внутреннего управления и самоустроения на основании соборных правил и её собственных установлений и узаконений, наблюдая лишь за соответствием церковных распоряжений· общим законам государства. 3) Признавая необходимость широких реформ во всех сторонах внутренней жизни православной русской церкви, правительство всецело относит это великое и святое дело в ведение самой церкви в лице предстоящего поместного всероссийского церковного собора. Содействовать успешному осуществлению собора и проведению в жизнь его будущих —387— постановлений по мере государственной в том необходимости правительство почитает своим долгом. 4) В виду особой важности дела устроения православных приходов правительство, поскольку предстоящая церковно-приходская реформа будет касаться государственного ведения, считает долгом пойти в этом деле навстречу заботам церкви и оказать полное своё содействие к осуществлению тех церковных предначертаний, которые потребуют санкции государственной власти и закона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1877 г. Пашкову было запрещено устраивать религ. беседы в столице, он перенес деятельность в свои имения, гл. обр. в с. Крёкшино Звенигородского у. Московской губ. (ныне в черте Москвы). Так же поступили и др. представители знати, разделявшие идеи П. Бобринский проповедовал идеи П. в г. Богородицке Тульской губ. (финансово поддерживал издание и распространение Библии и духовно-нравственной лит-ры в С.-Петербурге и в Тульской губ.). В сер. 80-х гг. кнг. Гагарина создала в своем имении в с. Сергиевском (ныне г. Плавск Тульской обл.) большую общину, открыла мастерские для обучения ремеслам юношей и девушек. Черткова распространяла идеи П. в Лизиновке, имении ее мужа в Воронежской губ., она создала там больницу, построила ремесленную школу для крестьянских детей, открыла б-ку, учредила ссудно-сберегательное товарищество. В апр. 1884 г. Пашков организовал в С.-Петербурге конференцию по объединению П., баптистов, молокан , последователей штундизма . На 6-й день работы конференция была прервана по распоряжению властей. После закрытия Общества поощрения духовно-нравственного чтения (май 1884) последовал имп. указ о высылке Пашкова и Корфа из России, собрания П. были запрещены. Синод предписал епархиальным архиереям, а Министерство внутренних дел - губернаторам следить за распространением пашковского учения. В 1888 г. ряд брошюр П. («Что такое христианин?», «Радостная весть», «Путь к спасению», «Пастухи и овцы», «Рай и ад» и др.) Синод признал вредными и требующими изъятия. Впоследствии Пашков проповедовал во Франции, Великобритании, Германии, оказывал помощь рус. эмигрантам-протестантам; скончался в Париже, похоронен в Риме. Несмотря на меры властей, собрания П. в столице не прекратились, они переместились в особняки кнг. Ливен и Чертковой. В нач. 90-х гг. XIX в. Черткова приобрела участок земли на Васильевском о-ве, где построила одноэтажный особняк, ставший одним из 3 центров евангельского христианства в столице, с 1908 г. принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в С.-Петербурге (24-я линия Васильевского о-ва, д. 3/7), к-рый был открыт 25 дек. 1911 г. О продолжении деятельности П. свидетельствуют судебные процессы по поводу пропаганды их учения в кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. в Тверской, Новгородской, Ярославской, Московской, Орловской губерниях. После издания 17 апр. 1905 г. имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» П. и др. евангельские христиане возобновили открытую учебно-просветительскую и благотворительную работу.

http://pravenc.ru/text/2579882.html

Государственный Совет в соединённых департаментах гражданских и духовных дел, законов, государственной экономии и промышленности, наук и торговли и в общем собрании, рассмотрев представление Министерства Юстиции о согласовании некоторых постановлений уголовного законодательства с указом 17 апреля 1905 года об укреплении начал веротерпимости и о введении в действие второй главы нового уголовного уложения, мнением положил: I. Cmamьu 33 (п. 4), 80, 84, 86, 90, 93, 94, 96, 98, 380, 381, 413 (ч. 1), 425, 426, 455 (п. 2), 471 (п. 2), 510 (п. 2) и 532 (п. 2) Высочайше утверждённого, 22 марта 1903 г., уголовного уложения („Собр. узак.”, ст. 416) изложить следующим образом: 33. В случаях, законом предусмотренных, назначается дополнительное, особо в законе указанное наказание, с соблюдением в подлежащих случаях следующих правил: 4) указанное в законе удаление от должности служащих, равно как духовных лиц инославных христианских вероисповеданий, состоящих в сане священнослужителя или в должности настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, а также нехристианских вероисповеданий, за исключением случая, второю частью статьи 65 предусмотренного, влечёт за собою воспрещение занимать равную и высшую должность в течение законом установленного срока или навсегда. 80. Виновный: 1) в принуждении, посредством насилия над личностью или наказуемой угрозы, к совершению Богослужения или обряда, воспрещённых или недозволенных правилами вероисповедания, к коему принадлежит принуждаемый, или к участию в таком Богослужении или обряде; 2) в воспрепятствовании, посредством насилия над личностью или наказуемой угрозы, совершению Богослужения или обряда, установленных правилами признанного в России вероисповедания, к коему принадлежит принуждаемый, или участию в таком Богослужении или обряде, наказывается: заключением в тюрьме. Если сие принуждение или воспрепятствование учинено по отношению к духовному лицу христианского вероисповедания, состоящему в сане священнослужителя или в звании настоятеля или наставника старообрядческого согласия или сектантской общины, а также, духовному лицу нехристианского вероисповедания, то виновный наказывается:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Примечание. Вырывать из могилы тело для перенесения его в другое место запрещается, без особого дозволения от губернатора или градоначальника. Непогребенные тела перевозятся из одной губернии в другую или из уезда в уезд только с разрешения гражданского начальства. Православное кладбище, - даже если на нем и нет церкви, - должно почитаться священным местом (см. выше о почтении к храмам). Закрытое кладбище нельзя отводить под пашню или каким-либо другим образом уничтожать оставшиеся на нем могилы; оно должно быть (в населенных местах) огорожено или окопано за счет владельцев земли. Закон об укреплении начал веротерпимости (Высочайше утвержденный указ 17 Апреля 1905 г.). Метрические записи и другие церковные документы События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записываются в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). В настоящее время причетам выдаются духовным начальством изготовленные по этой форме печатные бланки (в тетрадях). Метрические книги разделяются на три части: 1 о родившихся, 2 о бракосочетавшихся и 3 об умерших. В них вписываются, в отдельных графах, - в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; - во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; - в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносятся и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики ведутся в двух экземплярах. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдается из Консистории на один год, по истечении которого отсылается в нее для хранения. Другой экземпляр хранится при церкви. Записи производятся священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В случае если среди вопросов окажутся требующие научного осмысления и экспертной оценки, Синод создает специальную комиссию (аналог Предсоборного Присутствия), которая и изучает такие вопросы на должном уровне 15 . Члены Присутствия, завершая конструированием Повременных Соборов все здание высшего церковного управления, исходили из понимания их важной роли как инструмента обеспечения самостоятельности Российской Церкви в ее внутренних делах, а также соборности в решении общецерковных вопросов. В предсоборной дискуссии много времени и внимания было посвящено осмыслению взаимосвязи Собора и Синода. В положения Присутствия не вошли многие важные детали, призванные уточнить компетенции Собора и Синода, их субординацию. Однако вряд ли можно было ожидать от предсоборного органа результата, который позволил бы до мелочей разобрать особенности разграничения сфер ответственности и взаимосвязи полномочий этих структур. Эксперты работали на мольберте высшего церковного управления крупными мазками, предпочитая оставить тонкую работу для следующего этапа вдумчивых трудов, в том числе для участников первого Чрезвычайного Поместного Собора. Планы реформирования церковно-государственных отношений Создание системы высшего церковного управления с Повременными Соборами, возглавляемыми Патриархом, с постоянным Синодом под председательством Патриарха не завершило проектные работы. Нужно было решить вопрос отношения системы высшего управления Церкви к власти российского монарха. Эти фундаментальные структуры рассматривались в единой связи, и невозможно было реформировать органы высшей власти и управления Российской Церкви, не изменив церковно-государственных отношений. Церковные эксперты должны были осмыслить отношение Церкви к государству в изменившихся политических условиях. Принятием 17 апреля 1905 года императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» поколебался привилегированный статус Российской Церкви. Более того, ее положение было признано ущербным даже по сравнению с сектантскими сообществами, коим предоставлялась автономия во внутренних делах.

http://patriarchia.ru/db/text/5821575.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Комаровский Константин Станиславович; 17.09.1876, Самарканд - 11.12.1937, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи судейского чиновника. После окончания классической гимназии в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата), Казахстан) поступил в 1895 г. в КазДА. 6 дек. 1898 г., во время учебы на последнем курсе академии, принял монашеский постриг с именем Киприан. 11 дек. того же года рукоположен во диакона. В 1899 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Значение скорбей и страданий по учению Нового Завета»; 1 окт. того же года рукоположен во иерея. Получил назначение в Киргизскую духовную миссию, действовавшую среди казахов Степного генерал-губернаторства (сев. и сев.-вост. часть совр. Казахстана). Стал миссионером Шульбинского стана в Семипалатинской обл. С 19 апр. 1901 г. помощник начальника Киргизской миссии, с 11 июля 1906 г. начальник Киргизской миссии; возведен в сан архимандрита. К. возглавил Киргизскую миссию в сложный период ее истории. После выхода 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» произошло массовое отпадение новокрещеных казахов от Православия. Из-за укрепления позиций ислама среди казах. населения миссионеры стали чаще сталкиваться с враждебностью к христ. вероучению. Одновременно членам миссии приходилось окормлять прибывающих в Степной край в большом количестве рус. переселенцев, к-рые составили основную часть паствы храмов миссии. К. оценивал сложившуюся ситуацию как критическую, настаивая на освобождении миссии от приходских обязанностей, отвлекавших от просветительской работы среди казахов. Миссия испытывала и серьезные финансовые трудности, т. к. омские епархиальные власти сократили выделяемые на ее нужды денежные средства, что привело к сокращению числа миссионерских станов. Главной же проблемой, по мнению К., были равнодушие и даже враждебность российского общества к деятельности миссии. К. писал, что «миссия среди инородцев, населяющих русское царство - дело всего русского народа... несколько человек миссионеров не могут выполнить дело целой нации, они - деятели не сами по себе, они суть только посланники от народа... но деятельность органа оказывается бесплодною, если организм из себя не питает его» ( Киприан (Комаровский), архим. О деятельности и состоянии Киргизской миссии за 1908 г.: (Заключение начальника миссии)//Омские ЕВ. 1909. 10. С. 46). Несмотря на неблагоприятные условия, К. принимал меры к активизации работы миссии. Была преодолена тенденция к сокращению числа станов, 2 из них были перенесены на новые места; удалось восстановить упраздненный ранее Шульбинский стан; при миссии было образовано братство для организации содействия со стороны рус. населения и сбора денежных средств.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010