Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» Именной Высочайший указ имп. св. Николая II Александровича , данный в праздник Пасхи, 17 апр. 1905 г., Сенату и положивший начало изменению отношения Российского гос-ва к старообрядчеству и неправославным конфессиям. Указ состоял из 17 пунктов, наиболее важным из них был 1-й, в к-ром провозглашалось, что отпадение от Православия в к.-л. иное христ. исповедание или вероучение не должно более преследоваться и повлечь за собой невыгодные последствия; причем отпавший от Православия по достижении совершеннолетия признавался принадлежащим к тому вероисповеданию, которое для себя избрал. Следующие 3 пункта разъясняли этот основной тезис. Так, 2-й пункт касался «семейного вопроса»: признавалось, что несовершеннолетние дети в случае перехода одного из супругов «в другое вероисповедание» должны оставаться в прежней вере, «исповедуемой другим супругом». Если же оба супруга меняли вероисповедание, то дети до 14 лет следовали новой вере родителей, дети старше 14 лет принадлежали прежней конфессии. Т. к. в указе не назывались конкретные христ. вероисповедния, то, следов., имелось в виду и Православие. Пункт 3 касался крещеных «инородцев», в большинстве своем сравнительно недавно обращенных из язычества: теперь гос-во не мешало им в случае желания возвратиться к религии предков. Указ разрешал также христианам всех исповеданий крестить принимаемых на воспитание подкидышей по обрядам своей веры. Отдельные пункты указа касались правового положения старообрядцев - как поповцев, так и беспоповцев. Пункт 5-й требовал на законодательном уровне установить различие между вероучениями, ранее характеризовавшимися одним словом «раскол». После 17 апр. 1905 г. гос-во стало разделять старообрядческие согласия , сектантские объединения и последователей «изуверских учений, сама принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке». Последователям старообрядческих толков и согласий, приемлющих основные догматы правосл. Церкви, присваивалось наименование «старообрядцы» (взамен прежнего - «раскольники»). Они уравнивались в правах с представителями инославия в отношении брака с представителями РПЦ. Распечатывались старообрядческие молитвенные дома, ранее закрытые властью в адм. порядке.

http://pravenc.ru/text/2578041.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Посмотри за Днепр…» Как спастись православным Украины от обращения в унию 22.02.2023 616 Время на чтение 8 минут Фото: свт. Петр (Могила), митр. Киевский и всея Руси Во время гонений на православных западной части нынешней Украины, входившей в XVII-XVIII вв. в состав Речи Посполитой, русское православное население этих областей массово мигрировало на левый берег Днепра – под политическое убежище русского царя, что позволяло им остаться в ограде Русской Церкви, сохранить верность вере своих отцов. Потому что целью гонений было принуждение к переходу в униатство, или в католичество «восточного обряда». Другие, напротив, пользовались предлагаемой опцией для сохранения прописки и привычных удобств – и становились вероотступниками. Вспомнили же мы об этом факте, как всегда, по той причине, что эта историческая аналогия позволяет нам лучше понять происходящие сейчас на тех же территориях события. Почему в России (в отличие от большинства других стран с историческим большинством православных среди населения) никогда не было и до сих пор нет «русской греко-католической церкви»? – Именно потому, что Россия всегда обладала политическим суверенитетом, который обеспечивал суверенитет и Русской Церкви, являлся гарантом ее подлинной юридической и духовной независимости, хранил ее от колонизации, которая произошла с теми ее западными епархиями, которые согласились принять унизительную и душепагубную унию. И это еще один аргумент в нашей полемике с теми политическими диссидентами из числа членов Русской Церкви, кто до сих пор критически (или просто пацифистски) настроен в отношении СВО. Не будет победы Москвы в этом противостоянии глобальных империй – не будет и суверенной России. Не будет геополитически независимой России – Русскую Церковь ждет судьбы УПЦ МП и вообще Православия на Украине. Собственно говоря, Русская униатская церковь исторически все-таки существовала, только это и есть первоначальное название нынешней УГКЦ (Украинской греко-католической церкви), образовавшейся в результате Брестской унии в 1596 г. в Речи Посполитой. Правда, существовала еще так называемая «Российская греко-католическая церковь», созданная уже непосредственно на территории России после царского указа об «Укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, дававшего право подданным Российской империи менять вероисповедание. Но эта «церковь» измерялась одним приходом, располагавшемся в мансарде одной из прихожанок. В настоящее время в РФ не зарегистрировано католиков «византийского обряда» за исключением прихожан той же УГКЦ. Все остальные – просто католики, без «восточного» камуфляжа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/22/po...

Ликино-Дулёво. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при фарфоровой фабрике М.С. Кузнецова. Фабричная старообрядческая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину. Старообрядческое Подмосковье. Часть 2. http://mu-pankratov.livejournal.com/325614.html Как известно, преследуемым властью старообрядцам долгое время запрещалось строить старообрядческие церкви. Они были вынуждены молиться тайно и обходиться молитвенными домами без крестов и куполов. Такая молельня существовала и на фарфоровой фабрике С. М. Кузнецова в Дулево, в которой молились служащие и рабочие фабрики. Она располагалась непосредственно в доме Сергея Матвеевича Кузнецова. В 16-ом номере «Владимирских Епархиальных Ведомостей» за 1904 год можно прочесть следующее: В Дулеве наряду с православной церковью существует прекрасная домовая церковь с фарфоровым иконостасом, принадлежащая самим хозяевам фабрики, и в этой церкви также совершается богослужение по древнему дониконовскому чину… Церковь также полна молящимися, богослужение строго древне-уставное, пение крюковое и протяжное». После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины. В 1905 году Евпл Елисеевич Шибаев, главный бухгалтер фабрики С. М. Кузнецова и церковный староста, организовал любительский хор. Хор достиг хороших результатов, благодаря чему стал известным и был приглашен не только в провинциальные села Зуево, Дрезна и другие, но несколько раз его выписывали в Москву и Сергиев-Посад. А в 1908 году благодаря хору прихожане молитвенного дома решили построить большой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 

http://sobory.ru/article/?object=48471

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (7.03.1864, с. Попудня Липовецкого у. Киевской губ.- 27.11.1937, Киев), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Из семьи священника. Окончил в 1879 г. Уманское ДУ и в 1885 г. Киевскую ДС, после чего поступил в КДА. Окончил академию в 1889 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Борьба Маккавеев с сирийскими царями, ее причины и значение в истории иудеев». Получил назначение законоучителем одноклассного и 2-классного уч-щ Мин-ва народного просвещения в мест. Смела Черкасского у. Киевской губ. С 27 окт. 1889 г. законоучитель Черкасской муж. прогимназии. 20 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был причислен к домовой церкви прогимназии. Поскольку храм только проектировался, получил временное назначение сверхштатным священником к Николаевскому собору г. Черкасс. 16 февр. 1892 г., после обращения к Киевскому митр. Иоанникию (Рудневу) с жалобой на свое неопределенное положение священника без прихода, назначен по собственному ходатайству настоятелем Воскресенского собора в г. Липовец Киевской губ. Одновременно с марта того же года являлся председателем Липовецкого отделения Киевского епархиального училищного совета. С 26 авг. 1896 г. смотритель церковноприходских школ Липовецкого у. Был автором неск. историко-краеведческих статей в журналах «Киевские епархиальные ведомости» и «Киевская старина». 7 авг. 1903 г. решением Училищного совета при Синоде назначен зав. Киевской церковно-учительской школой нового типа (располагалась на ул. Багговутовской, на окраине города). Был возведен в сан протоиерея. В дек. того же года одновременно был назначен зав. воскресной школой при храме во имя прп. Феодосия Печерского. 6 сент. 1905 г. решением Киевского епархиального училищного совета по подозрению в финансовых злоупотреблениях уволен с должности зав. Киевской церковно-учительской школой (утверждено указом Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 19 сент. того же года). Переведен на должность настоятеля Покровской ц. в с. Соломенка Киевского у. (ныне в черте Киева), одновременно являлся председателем Киево-Софийской окружной церковно-училищной комиссии. В окт. Л. выступил на Киевском епархиальном съезде духовенства с одобрением манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г., что неоднозначно было воспринято делегатами съезда. В 1906 г. стал инициатором строительства храма в поселке железнодорожных рабочих Батыева Гора, входившем в состав Соломенского прихода. С 1907 до осени 1918 г. законоучитель Киевской жен. гимназии М. И. Левандовской, преподавал Закон Божий и в др. учебных заведениях Киева.

http://pravenc.ru/text/2110536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОБЩИННИКИ Течение в разных согласиях старообрядчества , появившееся после публикации 17 окт. 1906 г. закона «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (закон разрешал регистрацию общины, если в ней было не менее 50 прихожан, достигших 25 лет). Н. являлись противниками регистрации старообрядческих приходов. Основная причина несогласия с регистрацией - нежелание добровольно входить в отношения с властью, несмотря на опасность потерять права, полученные по указу «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905). Недовольство также вызывали прописанные в законе значительные полномочия светской администрации при регистрации старообрядческих общин, при утверждении руководителей и при разрешении строительства храмов. Н. появились почти во всех старообрядческих согласиях. У старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию , закон об общинах сначала не вызвал протеста. И последователи Московской архиепископии, и неокружники (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.) (на соборе в нояб. 1907 под председательством неокружнического Московского еп. Иова (Борисова)) признали новые правила. Впервые протест против общин был высказан в 1907 г. на соборе неокружников в с. Зуеве Владимирской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл.). Собор призвал неокружников не принимать общин, поскольку в законе об общинах он усмотрел противоречие канонам. Еп. Иов был против этого собора и не присутствовал на нем. Так в среде неокружников оформился раздор Н. Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г. Установка креста на сторообрядческом храме на Лужнецкой улице в Москве. Фотография. 1906 г. Во главе раздора встал инок Геннадий (Герасим Онуфриевич Завалов), по его фамилии одна из ветвей Н. стала называться заваловцами. К Геннадию примкнули 3 священника, вскоре за ними последовал неокружнический Богородский еп. Даниил, бывш. наместник Иова, увлекший за собой неокружнических епископов Пафнутия Саратовского и Мефодия (Соколова) Балтского (впосл.

http://pravenc.ru/text/2564918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОУНИЯ Течение среди католиков восточного обряда, связанное с попытками католич. Церкви распространить в 20-30-х гг. XX в. «византийско-славянский» обряд, ориентировавшийся на богослужение Русской Церкви в синодальный период. В более узком смысле под Н. подразумевается деятельность «неоуниатской Церкви» («византийско-славянской Церкви»), альтернативной Львовско-Галицкой униат. митрополии, к-рая насаждалась польск. властями в 1924-1939 гг. среди рус., укр. и белорус. населения Польши за пределами Галиции. Униатское движение в 1-й четверти XX в. В 1905 г., вскоре после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» , в С.-Петербурге появилась группа католиков вост. обряда, в 1907 г. открывшая в столице часовню Св. Духа. С российскими греко-католиками находился в постоянном контакте Андрей Шептицкий , униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский (1900-1944). 29 июня 1907 г. он, пользуясь полученными от папы Римского Пия Х (1903-1914) негласными полномочиями в отношении проживавших на территории Российской империи греко-католиков, назначил перешедшего в унию свящ. А. Е. Зерчанинова своим наместником в России и генеральным викарием нового, «византийско-славянского» обряда (название дано Шептицким). В 1908 г. тайным распоряжением папа предоставил Шептицкому права, привилегии и титулы бывш. митрополитов Киевских и всея Руси. В том же году рим. Конгрегация чрезвычайных церковных дел своим декретом учредила для греко-католиков в России миссию вост. обряда во главе с Зерчаниновым, но уже 20 марта 1911 г. по распоряжению госсекретаря Папского престола кард. Рафаэля Мерри дель Валя эта миссия была упразднена. Зерчанинов был включен в клир Могилёвского католического архиепископства ; российские греко-католики подчинены католич. архиепископу Могилёвскому. В марте 1909 г. Шептицкий написал послание к белорусам, в котором просил «держаться унии до смерти». 10 сент. 1914 г. в Киеве, в номере отеля «Континенталь», Шептицкий единолично и тайно рукоположил высланного из Львова российскими властями ректора Львовской ДС свящ.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций Спасо-Андроников монастырь Выставочный зал настоятельских палат Андроникова монастыря собрал представителей всех согласий христианской старообрядческой Церкви - от поповцев до федосеевцев, от иерархов РПСЦ до простых прихожан, а так же коллекционеров, исследователей в области древностей. В музее древнерусской культуры Андрея Рублева открылась выставка «Следуя отеческим преданиям», в которую вошли памятники православной культуры XIV-XX вв, сохраненные и созданные старообрядцами. ИСТОРИЯ В 11 ЛЕТ Богоматерь Одигитрия. XV в. Фессалоники Но прежде чем пригласить зрителей в залы музея, кураторы и организаторы выставки вспоминали, с каким трудом и любовью собирались материалы. И настойчиво обращались к новоизбранному митрополиту РПСЦ Корнилию с просьбой допустить музейщиков до церковных коллекций Рогожского кладбища и старообрядческих моленных. Увещевали потомков известного коллекционера Солдатенкова хоть на самый короткий срок предоставить музею Андрея Рублева собрание предка. Еще пели. В унисон знаменным распевом пели студенты старообрядческого духовного училища метрополии Рогожского кладбища. И трио - многоголосно представители федосеевской общины Преображенского кладбища. Это формальное для музейщиков противопоставление двух течений старообрядчества отчасти поддерживалось и музейными экспонатами. Так старинные гравюры с изображениями Рогожского и Преображенского кладбищ весели строго друг напротив друга. Но в деле собирания, сохранения и, наконец, представления на суд зрителей памятников православной культуры, равны и федосеевцы, и поповцы. Возможно поэтому подписи к гравюрам были перепутаны. Впрочем, возмущение хранителей древлего благочестия было не долгим. Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, - писал Муратов, - явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.

http://pravoslavie.ru/399.html

Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Петуховская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1912 году на средства купцов Петухова и Шведова. Сгорела в 1946 г. В настоящее время на месте храма находится родильный дом. Согласно Трудам Черниговской губернской архивной комиссии за 1906-1908 г.г. (Чернигов, выпуск 7) к началу XX столетия в Новозыбковском уезде был построен и действовал 21 Богородичный храм: в Старых Бобовичах – Рождественско-Богородичная церковь (1870); в Деменке – Введения во храм Пресвятой Богородицы (1841); в Замишеве, Хохловке, Манюках, Сачковичах, пос. Злынке – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в пос. Климове – деревянная в честь Успения Богородицы (1778) и каменная Казанская церковь (1810); в Белом Колодце – деревянная Успенская церковь (1784); в Куршановичах – Благовещенская церковь (1853); в с. Лысые – Успенская церковь (1842); в селах Людкове, Митьковке, Новом Месте, Старом Ропске, Фоевичах, Янжуловке – Рождество-Богородичные церкви; в Семёновке – Соборо-Богородичная (1890) и Казанская (1874) церкви; в Чуровичах – церковь Успения. В самом уездном центре – городе Новозыбкове – на ул. Тростанской (нынешней Первомайской), там, где сейчас располагается родильный дом, находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Жители называли ее «Петуховской» – по фамилии главного устроителя. Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма. Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью. Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 9 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю). Помимо староверов в строительстве также приняла участие Новозыбковская городская Дума, члены которой единогласно проголосовали за предоставление дарового (бесплатного) материала – леса. Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек. Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.

http://sobory.ru/article/?object=36860

" Нужно нам старообрядческого учителя " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91034.html 07 декабря 2011 Дмитрий Урушев " Нужно нам старообрядческого учителя " Недолгий век просвещения в Рогожской слободе Источник:  http://religion.ng.ru/printed/262964 НГ-Религии Каких-то 100 лет назад о старообрядцах шла слава как о непревзойденных спорщиках и ученых книжниках. В " прях о вере " эти доморощенные грамотеи, купеческие приказчики и простые мужики-лапотники могли запросто переспорить выпускника духовной академии. Не обученный схоластике, риторике и диалектике, старовер часто выходил победителем в богословских спорах с " противораскольничьими " миссионерами. Грамотность, начитанность и любовь к книге выгодно отличали старообрядца от представителя официальной синодальной Церкви. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать юношей и девушек, не знающих молитву " Отче наш " , староверы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были в каждом старообрядческом доме, но чтение не ограничивалось только молитвенными книгами. Старовер любил поучения святых отцов (особенно Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина), всевозможные жития, притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, многие собирали древние рукописные и печатные книги. Любовь к книге и постоянная необходимость защищать в спорах свои убеждения делали из старовера начетчика-апологета и богослова, начитанного в церковной литературе. Впрочем, для споров с синодальными миссионерами, образованными на западный манер, начетчикам было недостаточно знания одной церковной книжности. Лучшие из них следили за новостями научной жизни, интересовались публикациями памятников древнерусской и византийской литературы, академическими сочинениями по истории. " Крайняя нужда в просвещении " XX век поставил перед староверами новые проблемы и жизненные задачи. В 1905 году издание указа Николая II " Об укреплении начал веротерпимости " привело к кратковременному расцвету " древлего благочестия " : создавались новые общины, строились новые храмы, открывались приходские школы. Возникла потребность в грамотных священнослужителях и преподавателях для школ, в духовном училище, которое бы их готовило.

http://religare.ru/2_91034_1_21.html

проф. П.В. Верховской Определение периода Последним периодом Русской Церковной Истории обыкновенно считается период синодальный , т. е. историческая эпоха, начинающаяся учреждением Св. Синода и продолжающаяся в настоящее время. Однако такое определение синодального периода едва ли может быть удержано в на­уке. Действительно, реформы Петра В., особенно его ре­формы в церковной сфере внесли в русскую религиозную жизнь так много нового, что они справедливо могут быть взяты, как грань новой эпохи в Истории Русской Церкви, Но и на наших глазах совершились события такой важно­сти, что они, по справедливости, также могут быть рассматриваемы, как конец периода и начало нового. Здесь разумеются, во-первых, новые вероисповедные законы, на­чиная с закона 17 апреля 1905 г. об укреплении начал веротерпимости; во-вторых, созыв и работы т. наз. Предсоборного Присутствия, как подготовительная стадия к Рус­скому Поместному Собору, от которого ожидаются боль­шая преобразования в нашей церковкой жизни; в-третьих, ряд мероприятий к усовершенствованию нашего церковного строя, уже принятые и проводимые Св. Синодом, не дожи­даясь Собора; наконец, преобразование всего нашего государственного строя, в результате которого церковно-госу­дарственные отношения не могут оставаться прежними. Таким образом, если мы переживаем теперь конец прежнего и начало нового периода, то т. наз. «синодальный» период правильнее определить, как «период XVШ–XIX. веков», или период «государственной церковности». Гра­нями его следует, считать: 1) кончину патриарха Адриана (15 октября 1700 г.); 2) религиозное и политическое брожение начала текущего XX столетия. Значение этого периода русской церковной истории гро­мадно. Предпринятые в его начале реформы имели высокие и благодетельные цели усовершить наш религиозно-нравственный быт. Однако способы, принятые для этого, не дали желательных результатов и внешнее упорядочение церковных дел сопровождалось глубокими упадком веры и благочестия, потерею духовенством своего автори­тета, подчинением церковной власти влиянию светской бюро­кратии, уклонением от Церкви интеллигенции и крайним развитием старообрядчества и сектантства. Переживаемое нами положение столь безотрадно, что для восстановления до­стоинства веры и Церкви в будущем несомненно потре­буются героические усилия и высокий религиозный и нравственный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010