Глава XXV В предыдущей главе пророк Исаия находится духом среди народа, живущего в Палестине и в Иерусалиме; он переживает с ним ужасы дней страдания и отмщения; но потом он восхищается духом в далекое будущее; перед ним восстает грядущий великий судный день Господень. В главе XXV пророк видит ближайшие события, он видит плен Вавилонский, он видит и разрушение самого Вавилона и восстановление града Давидова. Он видит затем Иерусалим горний, духовный, прибежище всех народов; под именем Моава попирается мир с его обманчивыми прелестями и князь мира. Все народы скажут: „Вот он Бог наш... Он спас нас! Сей есть Господь!“ (ст. 7–9). 1 . Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. 2 . Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; во век не будет он восстановлен. Первый стих напоминает радостную песнь избавления, которую воспели Моисей и сыны Израилевы после перехода через Чермное море: „Господь крепость моя и слава моя. Он был мне спасением.... превознесу Его“ ( Исх. 15:2 ). Он напоминает также весь 117 Псалом, и в особенности стих 28-й: „Ты Бог мой: буду славить Тебя... ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением“. Мы увидим ниже в стихе 8 этой главы, что пророк видит: что „поглощена смерть навеки“, а потому очевидно, что второй стих имеет и ближайшее и дальнейшее значение. Город, о котором говорит пророк, есть крепость князя мира сего; с ее разрушением пленные отпускаются на свободу. Во-первых это исторический Вавилон, взятый Персами, после чего пленные Иудеи отпускаются и возвращаются в город Давидов на гору Сион возводить новый храм Господу, Богу завета. Во втором смысле это типическое царство мира, с его исключительно животными и греховными стремлениями, не могущими покориться духовным стремлениям и закону Божию 946 , и Его правде и любви. Эта крепость гордыни плоти и злобы,-в которой чертог иноплеменников, не хотящих знать Бога, – разрушается пришествием Господа нашего Иисуса Христа и „пленные (измученные грехом) отпускаются Им на свободу“. См. Лк. 4:18–19 со ссылкою на Ис. 51:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 46 1–12. Пророчество о поражении египтян при Евфрате. 13–28. Пророчество о завоевании Египта халдеями. Иер.46:1–12 . Пророк обращается с призывом к египетскому войску, стоявшему под предводительством фараона Нехао при г. Кархамисе у Евфрата. Пусть египтяне снаряжаются и готовятся к встрече с врагом – халдеями. Но нет, в их рядах заметно смятение и они бегут, причем гибнут, от врагов ( Иер 17.6 ). Это же поражение могущественных египтян изображает пророк далее. Войска египетские устремились было вперед как разливающиеся весною воды Нила. Египет собрал все свои силы на борьбу с халдеями, но Господь решил погубить враждебное избранному народу египетское войско, и Египту ничто не может помочь, ничто не защитит его от грозного суда Божия, совершителем которого явится Навуходоносор. Иер.46:1 .  Слово Го­с­по­дне, которое было к Иеремии про­року о народах языческих: Подписание это относится ко всему отделу с XLVI по LI-yю главу, где идут речи о языческих народах. Иер.46:2 .  о Египте, о войске фараона Нехао, царя Египетского, которое было при реке Евфрате в Кархемисе, и которое по­раз­ил Навуходоносор, царь Вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского. Этот стих служит введением только к 8–12 стихам настоящей главы. Он, конечно, прибавлен к речи 3–12 ст. после поражения египтян при Кархамисе. О Кархамисе см. Ис. 10.9 . Египетское войско, кажется, здесь уже долго стояло, быть может, осаждая город, когда Навуходоносор, по поручению своего отца напал на него. Это было, вероятно, в 4-й год Иоакима (605 г. до Р. X.). Иер.46:9 .  Садитесь на коней, и мчитесь, колесницы, и выступайте, сильные Ефиопляне и Ливияне, вооружен­ные щитом, и Лидяне, держащие луки и натягива­ю­щие их; Вспомогательными войсками у египтян являются ефиопляне, жившие к югу от Египта, ливияне или, точнее, Пут – жители страны при Красном море и, наконец, лидяне или, точнее, Ливияне (лидян в Африке не было), которые жили к западу от Египта. Иер.46:10 .  ибо день сей у Го­с­по­да Бога Саваофа есть день отмще­ния, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет по­жирать, и насытит­ся и упьет­ся кровью их; ибо это Го­с­по­ду Богу Саваофу будет жертвоприноше­ние в земле северной, при реке Евфрате.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря словами Артюра Рембо, «любовь необходимо выдумать заново». Заново открыть для себя и открывать постоянно, избавляясь от всей той слащавой сентиментальщины и недомыслия, на которые провоцирует это заезженное, девальвированное едва ли не больше всех других слово. Избавиться от инерции и автоматизма, от привычных стереотипов, от «священных коров». Воссоздать любовь, любовь Христову, что, понятно, выше человеческих сил, но Христос, если внимательно читать Евангелие, требует от Своих учеников то и дело именно то, что непосильно ни для какого человека. Потому что лишь сверхчеловеческое усилие осеняет благодать жизни вечной . К этому мы вернемся, рассматривая евангельский отрывок, читаемый в Неделю по Воздвижении. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ (ИН. XIX. 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) Евангельское чтение на Крестовоздвижение, как и в Страстную Пятницу, называвшуюся в древности Пасхой Распятья или Пасхой Страстей, так же, как и чтение в Неделю перед Воздвижением, взято из Евангелия от Иоанна, апостола любви. Оно начинается с 6-го стиха 19-й главы, и мы, вместе с иудеями и солдатней из Севастийской когорты, набиравшейся из самарян и сирийцев и вволю наиздевавшихся над «Царем Иудейским», видим Христа в шутовской царской порфире – красном плаще легионера – и царской митре из терновника. Туринская Плащаница дает наглядное представление о том, как Он был избит и обезображен. Проломили нос, лицо превратили в сплошной кровоподтек с заплывшим глазом, рвали волосы из бороды… Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. Страх Пилата вполне объясним: это суеверный страх «агностика» перед выбором, который, каким бы он ни был, поставит его в уже другие, имеющие далеко идущие последствия отношения со «сверхъестественным», «мистическим», «трансцендентным». Выбором, которого агностик всю свою жизнь тщательно избегает, прячась в свой комфортный, ни к чему не обязывающий «агностицизм» или, говоря по-русски, невежество, понимаемое как достоинство. Как «интеллектуальную честность».

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

В обращении Марфы мы можем услышать упрёк Учителю. Его ждали, когда Лазарь умирал и его можно было ещё спасти. Сёстры всё–таки надеялись, что Он придёт и исцелит его: «Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (11:21). Но то же самое Иисус сказал Своим ученикам: если бы Он пришёл в Вифанию, смерти бы не было (11:15). Но наступившая смерть вызвана не бессилием Иисуса и не тем, что Он был не способен спасти Лазаря (4:50). И хотя больной умер, «Тебе возможно всё», – говорит Марфа Иисусу. «Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог» (11:23). Её вера не поколебалась происшедшим, и она продолжала верить в Него. «Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой» (11:23). Эти слова кажутся ей лишь утешением в будущем воздаянии: «Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (11:24). Однако завеса будущего приоткроется ей уже сейчас. Но для этого недостаточно веры в Него только как во всемогущего целителя и чудотворца. Иисус призывает Марфу к более совершенной вере: «Сказал ей Иисус: Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли ты в это?» (11:25 – 26). В ответ Марфа выражает полное согласие со всем тем, что Он сказал о себе. Она верит, что Ему возможно не только исцелять, но и воскрешать: «Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты – Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (11:27). Слова Марфы превосходят даже исповедание Петра 151 (6:58 – 59) и обладают почти полным сходством с формулировкой цели Евангелия от Иоанна, где автор указывает, что он написал его для того, чтобы читающие пришли к такой вере 152 . Марфа приводит к Иисусу Марию: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). Следом за Марией идут иудеи, которые пришли из Иерусалима в дом к сёстрам, чтобы утешить их в горе о брате, думая, что Мария пошла ко гробу, чтобы плакать там. Падая в ноги Учителю, она произносит те же слова веры, что и Марфа: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат» (11:32). Ноги Христа ей предстоит помазать миром, готовя Его к погребению. Исповедание Марфы и то, что совершит Мария, показывает, что сёстры, как никто другой (разве что сам евангелист Иоанн), проникали в тайну Христа. На протяжении главы трижды говорится о любви Иисуса Христа к семейству в Вифании (11:3, 5, 36). Безусловно, эта любовь была взаимна. Любовь давала понять сёстрам то, чего не осознавали остальные. Любовь всегда расширяет границы познания 153 . Для неё значимо всё. Она видит и чувствует то, чего не замечают другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Ин.1:1–5 ; Кол.1:15–20 ; Евр.1:1–3 ). Человечество, в свою очередь, представляет собой сотворенный образ Бога, призванный изначально владычествовать над землей ( Быт.1:28 ). Раз первоначальное предназначение человечества состояло в том, чтобы исполнять похожие с Сыном функции по управлению Вселенной и если человечество было соединено с Сыном посредством разделяемого ими обоими образа Божьего, то логично заключить, что человеческие существа от самого начала были предназначены к тому, чтобы также разделять и общение Сына с его Отцом. И хотя в настоящем отрывке не говорится об этом прямо, скрытая в нем аналогия между ролью несотворенного Сына и сотворенного человечества вместе с той связью, которую Иисус проводит впоследствии между его собственными взаимоотношениями с Отцом и его взаимоотношениями с верующими, дает достаточное основание полагать, что сотворенные носители образа были предназначены к тому, чтобы разделять общение, имеющееся у несотворенного образа со своим Отцом. Если эти заключения верны, то общение Адама и Евы с Богом до грехопадения можно понимать именно как их участие в общении Сына с Отцом. В дополнение к той связи, которую мы можем наблюдать между человеческими существами и Христом, есть и иная связь в описании сотворения – это связь между человечеством и Святым Духом. Мы уже видели, что в первой главе Книги Бытия показана общая картина сотворения в целом, завершающаяся кульминацией создания человека в конце главы. Во второй главе предлагается более детальный рассказ о сотворении человеческих существ: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Большинство Отцов церкви, как и большинство современных ученых, рассматривают Быт.2:7  как событие, при котором Бог наделил Адама душой. 41 Однако этот отрывок имеет поразительное сходство со словами, которые Иисус произнес после своего воскресения. В Ин.20:21–22  сказано: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

(17) Заботьтесь о правосудии, Оправдайте притеснённого, Защитите сироту, Разберите тяжбу вдовы; (18) Тогда приходите и рассудимся, – Говорить Иегова. Если будут грехи ваши, как пурпур, Они побелеют, как снег; Если красны – как багряница, Будут как волна. (19) Если захотите и послушаетесь, то будете наслаждаться земным благом. (20) Если же не хотите, заупрямитесь, – меч пожрет вас!» – уста Иеговы говорят так. (21) О, как избранный город, некогда верный, средоточие правосудия, сделался блудницею?! некогда правда обитала в нём, а теперь – разбойники. (22) Серебро твое годится на изгарь, напитки твои испорчены водой. (23) Начальники твои – беззаконники, сообщники воров, любят подарки, гонятся за взятками, сироту не оправдывают, тяжба вдовы не доходить до них. (24) Посему, говорит Господь, Иегова воинств, Владыка Израилев: «О, натешусь же Я над врагами Моими, отмщу неприятелям Моим; (25) наложу руку Мою на тебя и очищу, как щелоком изгарь твою и отброшу всю руду 8 твою. (26) Восстановлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как в начале; после того назову тебя: «город праведный, столица верная». (27) Сион искупит себя правосудием и жители его – правдою. (28) Но общая гибель отступникам и грешникам; оставившие Иегову погибнут. (29) Да, стыдно будет за рощи, которые вы любили 9 , покраснеете за сады, которые вы предпочитали. (30) Будете вы, как дуб с опадшими листьями, как сад, в котором нет воды. (31) И будет владелец паклей, а устроенное им – искрой; оба сгорят вместе и никто не потушит. 5 Эти слова должно признать общим написанием всей книги, сделанным позднейшим собирателем пророческих речей Исаии. 6 Первая глава представляет, как можно судить по новому написанию второй главы, отдельную речь. К какому времени отнести ее? Судя по месту, занимаемому в книге, ее нужно бы отнести к временам царя Озии. Но далее, мы не раз увидим, что речи пророческие в этой книге, как и в других, расположены не в хронологическом порядке. С другой стороны обстоятельства, здесь указываемые ст. 5–9 (см. стр. 9–10 оригинала – прим. эл. редакции), не могут относиться к продолжительному, мирному, царствованию Озии и Иоафама. Поэтому предполагается, что речь эта относится или к концу царствования Ахаза, когда запустение страны и всеобщее развращение, к концу шестнадцатилетнего царствования нечестивого Ахаза, достигло крайних пределов, или к началу царствования Езекии, когда благочестивый царь не успел еще исправить все зло, но уже виделась надежда на лучшее будущее. Это последнее предположение подтверждается и ст. 11–16 (см. стр. 10–11 оригинала – прим. эл. редакции), в которых описывается порыв внешнего усердия к соблюдению закона, порыв, конечно, возбужденный примером царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:5 ). Об установлении Крещения мы узнаём из Евангелия от Матфея: «… дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). Мы видим, что уже здесь, при установлении Таинства, Господь говорит, что крестить следует во Имя Пресвятой Троицы. О новозаветном понимании духовного смысла Крещения мы узнаём из 3-й главы Евангелия от Иоанна: «… истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Свидетельство о необходимости Крещения для Спасения человека также содержится и в Евангелии от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Как мы видим, Крещение, по твердому убеждению Церкви, основанному на Евангельском Откровении, является одним из важнейших условий нашего Спасения. Издревле возможность умереть некрещеным страшила обратившихся к вере во Христа людей больше всего. Святитель Григорий Нисский рассказывает яркую и печальную историю о некоем юноше по имени Архий, жившем в городе Команах в то время, когда эти места опустошали кочующие племена скифов. Этот юноша однажды неосторожно вышел из города, наткнулся на врагов и был ими смертельно ранен стрелой. Архий веровал во Христа, но еще не успел принять Крещение и пришел в ужас от того, что умрет некрещеным. По свидетельству святителя Григория, Архий, «упав и приближаясь к смерти, сколько было силы… кричал (так как не был крещен): «горы и леса крестите, дерева, источники, камни, дайте благодать», – и с этими жалостными воплями скончался. Город, узнав о сем, скорбел более, нежели о бедствиях, причиненных войной». 58

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

д. Ты же, гди, застпникъ мой слава мо, и возносй глав мою. 4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 4 . Караемый правосудием Божиим за свое грехопадение, но уже раскаявшийся в нём, Давид сохраняет твердую уверенность, что Господь не отринул его навсегда, не лишил его благоволения и ниспошлёт ему свою помощь и избавление. Он выражает эту уверенность, называя Господа своим щитом, своею славою и возносителем главы своей. Господь его щит, потому что укрывает и охраняет его от нападений врагов его, и от угрожающих ему опасностей (слав. застпникъ мой Господь его слава: лишенный престола, царской чести и достоинства, внешне униженный и поруганный, он в Господе полагает свою честь и достоинство, твердо веруя, что в Его власти снова восстановить прежнюю славу его. Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне благостию за теперешнее злословие ( 2Цар.16:12 ), говорил он в ответ на ругательства Семея. Господь возносит голову его: – от глубокой скорби и крайнего унижения голова его поникла на грудь; но он уверен, что Господь изведёт его из состояния унижения, утешит его своею помощью и избавлением от постигшего бедствия и тем применит его печаль на радость, так что он снова бодро поднимет свою голову (ср. Быт. 40:13 , Пс.26:6 и Лук. 21:28 ). Гласомъ моимъ ко Гд воззвахъ, и услыша м горы сты свое. 5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. 5 . В твёрдом уповании на милость Божию, он громко и усердно (=гласом) взывает к Господу о помощи и уверен, что, не смотря на удаление от святой горы Сионской, которую Господь, с устроением на ней скинии, избрал местом видимого Его присутствия ( 2Цар.15:25 ) и молитвенного призывания имени Его (ср. Втор.12:11 ; 3Ц. 8:29 и 4Цар.21:4 ), Он слышит, – буквально с евр. отвечает или отзывается, т. е. милостиво принимает и исполняет молитву его. Так, Давид во время своего бегства от Авессалома усердно молился Господу, чтобы Он разрушил совет Ахитофела ( 2Цар.15:31 ) и – к вечеру того же дня видел доказательство сложности своего упования на Господа, получив известие о том, что совет Ахитофела не был одобрен Авессаломом и народом (16:14–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

„Спасение близко“, „делайте правду“, говорит Исаия. „Покайтесь, приблизилось царство небесное“ ( Мф. 3:2 ), вещал Иоанн Креститель на Иордани. „Ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей“, говорил Исаия. „Благодать же и истина Иисусом Христом бысть“ ( Ин. 1:17 ). Мы выше видели ( Ис. 55:8 ), что Господь глаголал „Мои мысли не ваши мысли“.... Поэтому, хотя человек мог и должен был стремиться исполнить правду, изложенную ему в законе, но достигнуть исполнения правды этой совершенно, по мысли Творца, он не мог, пока не пришел руководитель его Сам Бог во плоти: это и было „откровение правды Господней“, о котором говорит пророчество. И это откровение правды, начиная с первого появления Господа и нагорной проповеди, проходит священною, ярко светящеюся полосою в каждом слове и действии Спасителя 1702 даже до последней минуты жизни, кончившейся в мучениях на кресте „для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ; Ин. 15:13 ). В Нем и в Нем одном было откровение правды Господней, и только, взирая на Него непрестанно можно хоть отчасти исполнить правду Божию „по мыслям Его“. Но и затем остается еще великий греховный долг, который мы молим простить нам ради милосердия Его и совершенного Им искупления, ради вкушенной Им за нас смерти и Его славного воскресения. 2 . Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Блажен тот, кто искренно ищет правды: блажен тот „который не ходит на совет нечестивых.... но в законе Господа воля его“. ( Пс. 1:1–2 ). Блажен человек, если „воля его“- главнейшее нравственное начало человека – хочет нелицемерно исполнить волю Божию. Что значит хранить субботу от осквернения? На это преподан один вечный ответ Господом нашим: „в субботы творить добро“ ( Лк. 12:12 ). Но даже и у ветхозаветного Евангелиста в гл. 58 (ст. 3–6) уже указано, что такое настоящий пост; „разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу.... раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом, увидишь нагого – одень его“ и далее о субботе в ст. 13 той же главы: „Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих.... и почтишь субботу тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами и угождать твоей прихоти.... то будешь иметь радость в Господе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010