Статья «Материнство как служение женщины» является текстом доклада, прочитанного Старцем еще в 1965 году в английском городке Halstead для Young Wives Fellowship («Содружество молодых жен»). Старец охотно согласился на предложение Содружества говорить о так называемом «женском вопросе», потому что Старец относился с особым уважением к служению и роли женщины в Церкви, которые зачастую недооцениваются в повседневной церковной жизни. Никогда женщина не превращалась для него в неравноправную «служанку» Церкви, но всегда была «служителем Церкви», носителем не функционально-иерархического, но того великого царственного священства, примером которого являлась Божия Матерь, молящаяся за все человечество, и которое Христос даровал всем верующим: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Священное служение женщины Старец видел в ее великом подвиге материнства, когда мать дает жизнь новому человеку не только по плоти, но и по духу — свыше (Ин. 3:3), являясь родителем «сынов божиих» (ср.: Лк. 1:32). Для Старца не было уже «ни иудея, ни язычника... ни мужеского пола, ни женского: ибо все одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), потому что в каждом человеке Старец созерцал прежде всего неповторимое великолепие образа и подобия Абсолютного Бога — личность, каждая из которых дороже всего сотворенного космоса.    Текст заключительной главы «Эпилог» был найден в архиве монастыря среди груды бумаг Старца с карандашной пометой: «Конец книги». Было ли это предварительным наброском для окончания главной книги «Видеть Бога как Он есть» — его духовной автобиографии? Или же Старец хотел написать еще одну книгу? Теперь это останется навсегда тайной. Там приводятся мысли Старца о всем его пройденном пути и предстоящем исходе его ко Господу. Еще при жизни Старца многие слышали от него те же слова и, быть может, не раз читали их и в других книгах, но простота и доступность Старца как-то приглушали их истинный смысл и глубину. Их истинное понимание открывается только теперь, когда его уже нет с нами. С благодарностью Богу за Старца, за этот величайший дар чудесного Его Промысла для каждого, кто так или иначе столкнулся с ним на своем жизненном пути, нам хотелось бы привести прощальные слова Старца:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

Притом гл. 26–28 имеют своим предметом столкновения Иеремии с ложными пророками иерусалимскими, а гл. 29 – с ложными пророками, пророчествовавшими в Вавилоне между отведенными в плен с Иехониею. Все вместе главы эти имеют связь с содержанием и гл. 25. Последняя содержит в себе речь Иеремии, возвещающую суд Божий всем народам, начиная с иудеев и оканчивая халдеями. Ложные пророки, выступающие пред народом против Иеремии в следующих главах, также ждали суда Божия на Вавилон, но из ложной любви к отечеству и слышать не хотели о покорности иудеев вавилонскому царю. Если часть иудеев уже и уведена в плен, то скоро получит свободу, и надежды на близкое освобождение и возвращение в родную страну нет нужды даже и скрывать. Так думали и говорили ложные пророки вопреки св. Иеремии, который также предвидел падение Вавилона в отдаленном будущем, но для иудеев в настоящем не находил ничего лучшего, как покориться и не думать о преждевременном самовольном свержении ига. Глава 26 Глава 26 содержит в себе повествование о событии, имевшем место «в начале царства Иоакима», точнее – до четвертого года царствования этого царя. Угрожая городу Иерусалиму судьбою Силома, Иеремия не называет по имени народа, который «опустошит» столицу Иудеи. А это, как мы уже знаем, есть признак, что речь произнесена до победы Навуходоносора над фараоном Нехао при Кархамисе (см. предвар. замеч. к толкованию на гл. 2–6). Иер. 26:1–6 1. Въ начал црства Іакіма сна Ісіина бысть слово сї Гда. 1. В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейскаго, было такое слово от Господа: 2. Так реч Гдь: стани во двор дом Гдн, и проповждь всмъ Ідемъ, входщымъ клантис в домъ Гдень, вс словеса, же завщахъ теб проповдати имъ, не уйм словес: 2. Так говорит Господь: стань на дворе дома Господня, и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какия повелю тебе сказать им; не убавь ни слова. 3. Негли послшаютъ, и враттс кійждо пт своег и почію же помышлю сотворити имъ ради начинанїй ихъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Господь похвалил желание народа, так как увидел, что народ убоялся Его, а это ручательством за то, что израильтяне будут исполнять Его заповеди ( Исх.29:20 ; Втор.5:28–29 ). Посему Он и повелевает Моисею: «скажи им (т. е. народу): «возвратитесь в шатры свои», а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они так поступали»... Это было после того, как Господь изрек десятословие ( Втор.5:30–31 ). Таким образом, мы видим, что действительно Господь громогласно и ко всему Израилю сказал только десять слов, а затем, по просьбе самого Израиля, стал давать им все остальные заповеди, постановления и законы уже в беседе с одним Моисеем. Следовательно, неправ ты, Петр, когда утверждаешь, что Бог вообще ничего не говорил и не давал, кроме 10 заповедей. Сам Бог, дав 10 заповедей, опять говорит Моисею: «и Я изреку тебе все заповеди, и постановления, и законы»... Значит, десять заповедей составляют лишь частицу Божьего закона. Важно еще и то, что Сам Бог не отдавал предпочтения десяти заповедям пред остальным законом, данным через Моисея, и говорил: «о, если бы сердце израильтян было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои» ( Втор.5:29 ). Посему Моисей повелел народу не уклоняться от всего закона Божьего, а не от одних только десяти заповедей, «ни направо, ни налево» ( Втор.5:32 ). Ты, Петр, еще сказал, что остальной закон, кроме десятословия, появился тогда, когда израильтяне начали грешить против десяти заповедей, и что он представляет Собою лишь указание казней за преступление против десятословия и средств к очищению от этих преступлений. Но так ли? Израильтяне впервые у горы Синая согрешили тем, что сделали себе «литого тельца» ( Исх.32 ). Однако, до этого Моисей уже получил от Бога не только 10 заповедей, но и множество других, записанных им с 20–31 главу кн. Исход. И если бы народ не сделал себе «тельца», то Моисей и еще оставался бы на горе для получения множества других постановлений. Преступление израильтян лишь прервало беседу Моисея с Богом, и Моисей, по повелению Господа, наказав смертью многих израильтян за содеянный ими грех, снова возвратился на гору, чтобы получить от Бога и остальные заповеди и постановления, отнюдь не вызванные грехом израильтян, так как они и без этого греха были бы даны Моисею ( Исх.32–35 главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

В Евангелии Лука предстает перед нами прежде всего как собиратель преданий, известных ему со слов других. Это явствует из пролога: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен ( Лк. 1:1–4 ). Лука, таким образом, не претендует на самостоятельность: он прямо указывает на то, что многие уже работают с тем же материалом, с которым работает он, и ссылается на очевидцев как на основной источник информации. В Деяниях дело обстоит иным образом. Здесь он работает с материалом, не имеющим параллелей в других литературных источниках (за исключением отдельных параллелей в посланиях апостола Павла, подтверждающих историчность приводимых Лукой фактов). Он очевидец многих описываемых событий и прямой участник истории, летописцем которой является. Евсевий Кесарийский пишет: Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом и деятельно общался также с остальными апостолами. От них приобрел он умение врачевать души, каковое и показал в двух богодухновенных книгах: в Евангелии, которое начертал, по его свидетельству, «как передали ему бывшие изначально свидетелями и служителями Слова»; им, по его словам, он и следовал с самого начала книги; и в Деяниях Апостолов, которые составил не по рассказам, а как очевидец 155 . О том, что Лука был участником по крайней мере некоторых описываемых им событий, свидетельствуют те отрывки книги, где он вводит первое лицо множественного числа ( Деян. 16:8–17; 20:5–15; 21:1–18; 27:1–28:16 ). Все эти отрывки касаются путешествий апостола Павла, в которых Лука его сопровождал. О том, что Лука был спутником Павла, свидетельствуют и упоминания о нем в Павловых посланиях ( Кол. 4:14 ; 2Тим. 4:10 ; Флм. 1:24 ). Насколько близко Лука был знаком с Петром и участвовал ли в тех связанных с ним событиях, которым посвящены первые главы книги Деяний? Прямого ответа на этот вопрос в тексте книги мы не находим. Однако нет и каких бы то ни было указаний на то, чтобы Лука был обращен в христианство Павлом. В окружение Павла он попал не из ниоткуда: очевидно, Павел выбрал его в спутники из числа христиан, обратившихся до него. В церковной традиции Лука считается «апостолом от семидесяти», то есть одним из тех семидесяти учеников, которых, согласно Евангелию от Луки, избрал Сам Иисус ( Лк. 10:1 ). Нет ничего ни в Евангелии, ни в книге Деяний, ни в каких-либо иных источниках, что противоречило бы этой информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2Фес.2:1–2 . «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов». Объясн. Апостол предупреждает Фессалоникийцев, что они могут быть приведены в смущение духом, не тем Духом, Который наставляет людей на всякую истину: Ин.16:13 , но духом заблуждения, который иногда производит в человеке обманчивое вдохновение и сообщает ему ложные откровения, почему апостол Иоанн и пишет: не всякому духу верьте: 1Ин.4:1 . Как дух заблуждения выдавал свои ложные внушения за божественные откровения, так находились и лживые люди, которые свои выдумки и своё сочинение выдавали за слово и писание апостолов. Так между Фессалоникийцами были люди, которые, ссылаясь на апостолов, говорили, будто уже наступает день Христов: ст.1. Об этих же людях апостол Пётр говорил, что они введут пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; ср. 1Тим.4:1 . Евр.3:8 . «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне». Объясн. Здесь указывается на известный ропот Израиля против Бога в пустыне по случаю недостатка воды: Исх.17:7 ; Пс.77:17 ; за это-то они и погибли: Чис.14:28–29 . Погибают и теперь те, кто отпадает от истинного вероучения: Евр.6:4–6 , и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29 . Евр.10:25 . «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Объясн. В ст.18–32 10-й главы настоящего послания апостол Павел убеждает верующих в твёрдости веры, не уклоняться от исповедания веры и не оставлять собрания для богослужения, ибо если отречение от закона Моисеева наказывалось смертью, то попрание Сына Божия и непочитание за святыню Крови завета будет наказано ещё страшнее Самим Богом. Таким образом, приведённые слова апостола всецело обвиняют тех, кто оставил православное исповедание веры, Святую Церковь и не почитает за святыню Кровь Христову в таинстве Евхаристии; поэтому их ожидает (если не покаются) страшное наказание Божие: ст.27–29. Срав. 2Пет.2:13–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если керигматичными по своей цели и своему содержанию были в своих истоках страстные и воскресные повествования, образующие заключительные главы любого канонического Евангелия, то катехизическим можно считать весь основной объем евангельских повествований до страстных глав. Чтобы стать настоящими учениками Христовыми — а именно таким было первое самоназвание христиан (см. Деян. 11, 26), — новокрещенные должны были быть научены всему тому, чему научил Сам Христос Своих первых учеников — апостолов (см. Мф. 28, 19-20). Вот апостолы и рассказывали о Его деяниях и пересказывали Его слова. Все подобные многократно повторявшиеся устно рассказы стали тем материалом, из которого в скором времени были составлены Евангелия как литературные тексты. Так, например, св. Марк составил свою письменную версию Евангелия на основании того, что много раз слышал от ап. Петра во время его проповеди в Риме (см. § 42. 2). Конечно, со стороны Марка это была уже определенная литературная работа. Даже при самых минимальных литературных требованиях письменный текст требует редакторского труда. И если св. Марка такие требования, похоже, пугали меньше, чем кого-либо другого, то св. Лука предъявлял к предпринятому им аналогичному труду более строгие требования: 1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 1-4). Заметим, что начинает он прямо с указания на «катехизаторские» мотивы предпринимаемого им труда («...учения, в котором был наставлен» — peri w(=n kathxh/qhj lo/gwn ). Однако сейчас нас интересует другое. В основе Евангелий как писаний лежат многочисленные и подробные рассказы очевидцев, многократно повторенные с целью наставления все новых и новых обращенных. Евангельское повествование об общественном служении Иисуса Христа можно прочесть под таким углом зрения, который подразумевает постепенное оглашение и воцерковление. Притчи, диалоги (например, с богатым юношей, не названным по имени и потому олицетворяющим типичного хорошего человека, вопрошающего, «что же нужно еще?»), споры, а, с другой стороны, постепенно усиливающееся по ходу Евангелия ощущение конфликтности, кризиса, что в итоге заканчивается позором и поруганием на Голгофе — все это постепенный путь непрекращающихся открытий. В конце пути вопрос: «Готовы ли вы принять Такого Бога и Такого Мессию?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

При Исаии наказание уже началось: Господь отступил от Израиля и попустил его ходить путями своими-языческими. Дурные люди уже стали во главе управления и суда, а люди честные и добрые, устрашенные массою испорченных и злых людей, удалились от дел и пребывали в безмолвии. Это безмолвие разумных и богобоязненных членов общества доказывало, что Господь оставил народ 257 . Разумные главы и вожди народа даруются ему Господом. В читаемом пророчестве Господь обещает для восстановления народа очистить серебро от примесей, и тогда снова возсияет Сион, – эта избранная Богом часть Израиля, а сияние Сиона проявится прежде всего в том, что во главе народа снова встанут мужи разумные и великие (Езекия, Ездра, Зоровавель, Неемия, Маккавеи) и повелит Господь пророкам глаголать слова правды и мужам добра творить суд правды. Пророчество это произнесено во времена царя Озии и предрекало многие события и временные возвраты к добру, проводя неизменно одну мысль, что покаяние есть необходимое условие прощения. И покаяние это проявлялось в Иерусалиме несколько раз, но все эти исторические моменты исполнения пророчества были лишь прообразы того покаяния, которое принесено было верующими после страдания и смерти и воскресения Иисуса Христа, Сына Божия; эти поверившие и покаявшиеся стали церковью Христовою, они воссоздали Сион: тогда только исполнились слова Исаии: „тогда будут говорить о тебе Сион: город правды, столица верная. Сион спасется правосудием и сыны его правдою“. Господь есть абсолютная Истина 258 : творить истину значит творить „дело Божие“. И любовь есть не что иное, как проявление истины вечной. Любовь лежит в основании справедливости: посему то: „Сион спасется правосудием и обратившиеся сыны его правдою“. С этим надо сравнить еще в песни о Возлюбленном ( Ис. 5:16 ) слова: Бог святый явит святость Свою в правде и в 44 псалме (См. Св. Лет. т. IV, ч. I, стр. 228) „правда и суд основание престола Его“ (Господа, Христа). 28 . всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разъяснение дано в книге Лев.23:15 «отсчитайте себе от первого дня после праздника (пасхи), в который приносите сноп потрясения, семь полных недель " … Здесь, таким образом, второй день пасхи ясно определяется началом счисления «семи седмиц», и начало для всех уже одно, строго определенное, независящее от раннего или позднего посева разных домохозяев. Затем, в той же 16 главе в 13 стихе не совсем понятное название праздника кущей употребляется без пояснений: «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и с точила твоего». Очевидно, как своеобразное и само по себе малопонятное название праздника, так и время его празднования предполагают подробные и всеми уже известные разъяснения, находящиеся в Лев.23:34–44 и Числ.29:15–39 . Такие же «пропуски» и «предварительные пояснения» заметны в 18 главе в законах о священниках и левитах (1–8 ст.). Например, во 2 стихе читаем: «удела ему (т.е. Левиину колену) не будет между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему». Своеобразное наименование Господа «уделом» Левиина колена и ссылка на бывшие слова Самого Господа получают свое объяснение лишь в предыдущих книгах: «и сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела. Я – часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ.18:20 ), при чем употребляются вполне тождественные технические термины: «часть и удел» – chelek и nachalah. То же сходство видно в законах 14 и 18 глав Второзакония и 6 и 7 глав книги Левит и 18 главы Чисел 49 . Очень характерен (например, во Второзаконии 18, 1) термин: они должны питаться «жертвами» (по – еврейски – собственно огнями). Этот термин ясно указывает на употребление огня при жертвоприношении, о чем говорится в соответствующих законах Лев.3:7;24:7,9 и др. Таких примеров масса. Точно также и третий – пророческий отдел Второзакония (28–33гл.) стоит в такой же теснейшей связи, как вывод и теократическое освящение всей предыдущей и современной Моисею истории Израиля и его отношения к закону и Законодателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Здесь особенно заметь, прошу тебя, как пророк Судию истины представляет как бы в телесном образе. Тогда как Бог по природе бестелесен, пророк духовно описывает чувственными чертами, как будто рисует картину. Он говорит: как бы «Ветхий днями», т.е. не обветщавший временем, но почтенный древностью. «Одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» ( Дан. 7:9, 10 ). [О, страшное судилище! О, видение, способное устрашить неразумных! Если то, о чем мы только слышим, так ужасно, то во сколько раз ужаснее созерцать это на деле? «Видел я в ночных видениях, ...судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:13, 10 ). Престолы? Для кого? Что это означает – необходимо вникнуть. Если Судья истины уже восседает и престол Его «как пламя огня», то о каких же еще престолах говорит Даниил? Видел, как «судьи сели, и раскрылись книги». Чьи престолы]? Очевидно, святых апостолов, которым говорил Спаситель: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). «И раскрылись книги». Книги, в которых написаны злые дела, в которых написаны добрые дела, в которых описана жизнь каждого. Книги не в том, конечно, смысле, что у Бога кожа и буквы, но как у тебя книга служит средством, пособием для памяти, так и память Божия представляется в виде книги; в книге – в нашем смысле – Бог , конечно, не нуждается: Его память есть книга. Мы, люди, читая пророка, апостолов, евангелия, в сердце без книги не удерживаем воспоминания о прочитанном, а Бог не так: Он в книге не нуждается: источнику памяти не нужна книга. Там описываются добрые дела, там описываются и злые. Не бойся, однако, что твоя участь уже предрешена. Если записаны в тех книгах твои дурные дела, то они могут быть заглажены добрыми делами. И наоборот: если чье-либо имя записано в книги ради благочестия, а затем дела его будут свидетельствовать о противном, то написанное не послужит препятствием для его осуждения: в таком случае имя его изглаживается из книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лк.24:28 . И приближишася в вéсь, в нюже идяста: и тóй творяшеся далечáйше ити. Лк.24:29 . И нýждаста егó, глагóлюща: облязи с нáма, яко к вéчеру éсть, и приклонился éсть дéнь. И вниде с нима облещи. (И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.) Той творяшеся далечайше, Он, Иисус Христос показывал вид, что хочет далее идти, т. е. по всей вероятности, начал произносить те или другие обычные приветствия при расставании путников. А между тем, «показывая такой вид, замечает еписк. Михаил, Господь хотел вызвать добрые чувства путников Своих, чтобы затем произвесть сильнейшее впечатление на их душу.» Нуждаста (апостолы Клеопа и Лука удерживали) Его и пр. Из дальнейших слов Еммауских путешественников видно, что причиною того, что они удерживали с собою Господа, было не одно то, что путешествовать одному ночью не совсем удобно, да и небезопасно, но и то, что им очень понравилась Его беседа: не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и пр. Вниде с нима облещи (вошел и остался с ними), – конечно не по той причине, что наступала ночь, но для того, чтобы открыть им Свое воскресение. Можно думать, что кто-нибудь из путников имел дом в Еммауссе, где уже и был приготовлен ужин (вечеря) для них после дневного пути. Лк.24:30 . И бысть яко возлежé с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има: (И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.) Возлеже (возлежал за вечернею трапезою) с нима. Возлежал, т. е. сидел (Чит. в объясн. 29 ст. 5 гл.). Приим (взял) хлеб, благослови и преломив и пр. Благословение и преломление хлеба за трапезою у евреев обыкновенно совершалось хозяином дома. Но путники, может быть, из уважения к столь усладившему Своим учением их душу, Господу, которого они, приняли за одного из своих раввинов, предложили Ему эту честь, или, быть может, Сам Он, намереваясь теперь открыться именно в преломлении хлеба, взял на Себя это право и обязанность главы семейства, как Господь и Учитель их (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010