Второе место: Быт.28:3 . Исаак, перед отправлением Иакова в Месопотамию, напутствует его следующими словами: «Эль Шаддай» да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов. Опять идея плодородия и размножения поставляется в теснейшую связь с атрибутом «Шаддай». 3-е место – Быт.35:11 . Бог говорит Иакову: Я «Эль Шаддай»; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих. Опять то же самое. Идея о Боге, соединяемая с таким производством, по своему конкретному характеру, вполне соответствует первобытным религиозным представлениям патриархального времени и обладает всеми свойствами, необходимыми для удовлетворительного изъяснения известного классического места 6-й главы книги Исход. Со времени исшествия Авраама из Харрана до изведения Израиля из Египта немногочисленная пастушеская семья, под покровительством Бога Шаддай, росла и множилась, пока, наконец, в Египте не выросла в многочисленный и могущественный народ; когда, по выражению 1-й главы книги Исход, сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та (ст. 7). Когда физический рост нации вошел в свои определенные естественные границы, должно было начаться иное возрастание ее, – возрастание политических и религиозных учреждений, развитие внутренних начал народного духа, которому положено начало в деятельности Моисея. И с этого момента Эль Шаддай получает особенное специальное наименование – Иегова, как вечный царь теократического народа, – наименование, соответствующее новой форме отношений, в которые Бог вступил с народом Израильским. Из указанного нами производства и значения имени Шаддай теперь нетрудно сделать приложение к решению занимающего нас вопроса. У пророков Исайи и Иоиля термин Шаддай уже служит обозначением другой стороны божественной деятельности, – деятельности разрушительной, в которой сила Бога Шаддай истребляет врагов Его как огнь поядающий; следовательно, названные пророки уже ставят в связь слово Шаддай с корнем шадад – истреблять, разрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Но представим на минуту, что сектанты правы в том, что эти слова являются Божиим откровением о загробной судьбе человека. Разве это поможет их заблуждению? Очевидно, что нет! Разберем слова из этой главы, касающиеся посмертной участи человека. «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем». ( Еккл. 9, 5–6 ). Из этих слов, если принимать их буквально, вовсе не видно, что души людей умирают после смерти. Здесь утверждается лишь, что мертвые теряют земные знания и прекращаются их и любовь, и ревность, и ненависть, и участие во всех земных делах. – Из этого вовсе не следует, что они потеряли само сознание (которое вовсе не сводимо к набору информации, хранящейся в памяти, иначе мы должны признать мертвыми и новорожденных, и страдающих амнезией), а лишь память о прошлом, а это никак не поможет сектантам. То же можно сказать и о втором месте из этой главы, на котором строят свои фантазии еретики: «В могиле, куда пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» ( Еккл. 9, 10 ). Надо заметить, что данный текст неточно передан в Синодальном переводе. Вместо «в могиле» Септуагинта, и следовательно, славянский текст, говорит: «во аде» 134 . Таким образом, совершенно ясно, что здесь говорится «лишь о безрадостном существовании мертвых душ в шеоле до нисшествия туда Христа – Искупителя» 135 , а не о мифической бессознательности души. Но, впрочем, нечестивцы, которых цитировал Соломон, не правы и в этом смысле. Души умерших и до пришествия Христа помнили и о своих еще живых близких (богач просил Авраама о своих братьях – Лк. 16, 27–28 ), и о судьбах своего народа (Самуил и Саул – 1Цар. 28, 17–19 ), и о том, что происходило с Израилем после их смерти (что говорит о взаимном общении умерших – Авраам знал про Моисея и пророков – Лк. 16, 29 ). Таким образом, эти мысли нечестивцев противоречат библейскому учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

прот. Александр Прокопчук Девятая Глава Прежде чем перейти к рассмотрению содержания девятой главы, отметим её уникальность – Иисус Христос как действующее лицо занимает в ней небольшое место. Он появляется только в начале и в конце повествования. Исцеление слепорождённого Несмотря на явное намерение иудеев Его убить (8:52), Иисус остаётся в Иерусалиме. Перед входом в храм ученики указали Учителю на одного из нищих, который был слепым от рождения, «И спросили Его: Равви, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился?» (9:2). Как и большинство иудеев, ученики Иисуса верили, что несчастья посылаются людям в наказание за большие грехи, как их собственные, так и грехи их предков. Такого рода представления основывались на словах Моисея, утверждавшего, что Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх 20:5 ), и на учении раввинов, полагавших, что ребёнок может согрешить ещё в утробе матери. Прежде чем идти дальше, следует остановиться на возможных обстоятельствах первой встречи Иисуса Христа со слепорождённым. Вспомним реакцию Иуды Искариота на помазание Марией Спасителя в Вифании: «Почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим?» (12:5). Евангелист так поясняет этот вопрос: «Сказал же это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали». А обращение к Иуде на Тайной вечери: «Что делаешь, делай скорее» – Многие ученики объяснили тем, что Иисус как бы говорит ему: «Чтобы дал что–нибудь нищим» (13:27 – 29). Из этих указаний, а также из того, что после прозрения бывший слепец возвращается к своим соседям, которые, как и он, просили милостыню, можно предположить, что встреча Иисуса и учеников со слепорождённым произошла не просто когда они проходили мимо толпы нищих, а тогда, когда им раздавалось подаяние. Вопрос, заданный учениками Учителю, предполагает их веру в Его всеведение 130 . «Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нём» (9:3). Вернёмся к беседе о Хлебе Жизни. На вопрос толпы: «...как нам поступать, чтобы делать дела Божии?», Иисус отвечает: «В том дело Божие, чтобы вы верили в Того, Кого послал Он» (6:28 – 29). Таким образом, дело Божие – это вера в Иисуса Христа. Это «дело» и совершается над слепорождённым. Мы уже упомянули о том, что Иисус Христос как действующее лицо в большей части повествования отсутствует. То, что слепорождённому пришлось отстаивать перед фарисеями факт своего прозрения, приводит его к вере, о которой сообщается в конце главы: «верую, Господи, и поклонился Ему» (9:38).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Первая речь  произнесена в первый день шестого месяца второго года царствования Дария и содержится в первой главе с присовокуплением первого стиха второй главы. Указав повеление Божие – обращать свое слово к вождям народа, Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, Аггей обличает неосновательность возглашаемого мнения, будто не пршло еще время строить дом Господень, так как принимающие это мнение сами живут уже в украшенных домах (1:1–4 1268 ). Явное небесное наказание за такое нерадение о построении храма есть безуспешность трудов, так что ни в чем нет ожидаемой прочной выгоды, и выручаемые деньги как будто попадают в дырявые кошельки (1:5–7 1269 ). Итак, пойдите на гору (Мориа), стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь (1:8). Теперь трудитесь вы много, а получаете мало, да и то нередко пропадает на дороге, за Мой дом, который в запустении (1:9). По той же причине свирепствует у вас и засуха (1:10–11 1270 ). Эта речь и присоединенное к ней уверение: Я с вами! говорит Господь, имели надлежащий успех: в том же месяце через двадцать три дня приступлено было к постройке храма (1:12–15 1271 ). Вторая пророческая речь  произнесена в двадцать первый день седьмого месяца того же второго года Дария или через двадцать четыре дня после начатия работ. Она изложена со 1-го по 10-й стих второй главы. Здесь пророк старается поддержать бодрость в строителях храма, чтобы не боялись происков Самарян, а особенно не падали духом от соображения, что строимый ими храм есть как бы ничто в глазах видевших великолепие прежняго или Соломонова храма (2:2–4 1272 ). Будьте тверды, говорит Господь строителям храма, Завет Мой, который Я заключил с вами… и Дух Мой пребывает среди вас (2:5–6). Еще немного, и Я потрясу небо и землю, т. е. произведу переворот, подобный Синайскому законодательству, или, по толкованию Апостола Павла, пошлю проповедь Евангельскую ( Евр 12:22–28 1273 ). Тогда Примиритель ( Быт 49:10 ), т. е. Желаемый всеми народами придет.., и Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего. Этим пришествием, а не серебром и золотом будет славен храм тот: тогда на месте сем Я дам мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Вход. Прокимен дне. И чтения три. Соборнаго послания Иоаннова чтение (главы 3, 4): Возлюбленнии,/аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу./И Егоже аще просим, приемлем от Него,/яко заповеди Его соблюдаем/и угодная пред Ним творим./И сия есть заповедь Его:/да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа/и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам./И соблюдаяй заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем,/и о сем разумеем, яко пребывает в нас, от Духа, Егоже дал есть нам./Возлюбленнии, не всякому духу веруйте,/но искушайте духи, аще от Бога суть,/яко мнози лжепророцы изыдоша в мир./О сем познавайте Духа Божия и духа лестча 28 :/всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть./И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть,/и сей есть антихристов,/егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже./Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех,/яко болий есть, иже в вас, нежели иже в мире./Они от мира суть,/сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает./Мы от Бога есмы:/иже знает Бога, послушает нас,/и иже несть от Бога, не послушает нас. Соборнаго послания Иоаннова чтение (глава 4): Возлюбленнии,/аще сице возлюбил есть нас Бог,/и мы должны есмы друг друга любити./Бога никтоже нигдеже виде./ Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает,/и любы Его совершенна есть в нас./О сем разумеем, яко в Нем пребываем и Той в нас,/яко от Духа Своего дал есть нам./И мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру./Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий,/Бог в нем пребывает, и той в Бозе./И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог в нас/Бог любы есть,/и пребываяй в любви в Бозе пребывает,/и Бог в нем пребывает. Соборнаго послания Иоаннова чтение (главы 4, 5): Возлюбленнии,/аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит,/ложь есть:/ибо не любяй брата своего, егоже виде,/Бога, Егоже не виде, како может любити?/И сию заповедь имамы от Него,/да любяй Бога любит и брата своего./Всяк, веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть,/и всяк, любяй Рождшаго, любит и Рожденнаго от Него./О сем вемы, яко любим чада Божия,/егда Бога любим и заповеди Его соблюдаем./Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем,/и заповеди Его тяжки не суть./Яко всяк, рожденный от Бога, побеждает мир,/и сия есть победа, побеждшая мир, вера наша./Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй,/яко Иисус, есть Сын Божий? На литии стихира храма, или праздника и апостола, глас 1. Германово:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О языке Второ-Исайи следует сказать, что его риторика и пророчества переполнены гимнами и славословиями, разделяющими пророческие речи. В богословии выделяется единобожие YHWH. Бог – не только Бог Израиля, но Бог-Творец всех народов. В Перво-Исайе Бог – трисвятой Бог Израиля, а во Второ-Исайе, при всем том, что Он – Святой Израилев (41:14,16,20; 43:14; 45:11), Он представлен всегда в универсальном контексте. 40:28: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?» Если у Перво-Исайи возвышается тема мессианизма династии Давида, то у Второ-Исайи эта тема исчезает. Происходит переход от царской теократии давидидов к некоей теократической «демократии». Автор с жаром утверждает в 43:18: «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете». О каких событиях говорится? Это могут быть лишь славные события прошлого, связанные с Авраамом, Моисеем и Давидом. В богословии Второ-Исайи доминируют обетования, данные не Давиду, а всему народу, избранному Богом (43:20-21; 44:2). Трито-Исайя (главы 56-66) по литературному стилю, по историческому и богословскому фону принадлежит автору, отличному от Второ-Исайи, хотя и принадлежащему «школе Исайи». Рассказчик находится уже в Иерусалиме, центральная тема – реставрация Сиона и его будущая слава. Говорится о «новом народе Божьем», составленном из иудеев и язычников (56:4-8), о новом посте (58:1-12), о новом отношении к субботе (58:13-14), о новом богослужении (66:1-6), о собирании на Сионе всех рассеянных среди народов (66:18b-24). Итак, книга Исайи состоит из трех очень разных частей. Помимо этого, более пристальное рассмотрение первой части (главы 1-39) позволяет обнаружить в ней тексты, литературно трудно вписывающиеся в Перво-Исайю. Например, «большой апокалипсис» (гл. 24-27), «малый апокалипсис» (гл. 34-35), а также другие отрывки, как, например, текст об окончательном примирении всех народов с Израилем (2:1-5: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима…»).

http://bogoslov.ru/article/4637348

…вестник и глашатай света великого дня… – мотив функционирования светил в роли вестников и глашатаев имеет много параллелей в египетской литературе. ...разверзлось небо… – Ср. Мк. 1:10 : «Тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса». …свет неизглаголанный… – Ср. в раннехристианском «Послании к эфесянам» Игнатия Антиохийского : «Звезда в небе просияла (…) и свет ее был неизглаголанный» (19, 2). …человек с небеси… – По-видимому, более древний вариант текста; более поздний – «ангел» или «божественный ангел». Стратиарх – военачальник. Архистратиг над всем воинством Всевышнего – Титул «архистратиг» (букв. «верховный военачальник») прилагался уже в позднеиудейской грекоязычной литературе и затем у христиан к архангелу Михаилу, кстати игравшему очень важную роль в коптских представлениях. …лик его был как молния, и очи его как блистание солнца, и власы главы его как пламень огненный, и руки и ноги его как железо, в пещи раскаленное… – Природа ангелов – … огненная (ср. Пс. 103:4 : «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий»). Ср. явление Сына Человеческого (т.е. Христа во славе), как оно описано Откр. 1:14–15 : «И очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи». …водой живою… – Так называлась родниковая вода в противоположность воде из цистерны. Раннехристианские тексты требуют, чтобы только «живая» вода употреблялась для таинства крещения. Глава 15 …глава твоя как главы юноши. – Мистический смысл этих слов связан с представлениями, по которым инициация претворяет саму природу человека, на каком-то уровне преодолевая различие пола. Ср. Гал. 3:28 : «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». В коптском гностическом «Евангелии от Фомы» говорится: «Всякая жена, которая мужем сотворит себя, войдет в Царствие Небесное» (114); «если вы сотворите мужчину и женщину единым, так, что мужчина не будет мужчиною и женщина не будет женщиною (…) тогда войдете вы 4 » (22). …вписано имя твое в книгу жизни и не изгладится вовек. – Ср. Пс. 68:29 : «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся»; Откр. 3:5 : «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Тогда нам будет ясно каждое слово текстов Ветхого и Нового Заветов. Если же стать на точку зрения сектантов, то тогда совершенно непонятным будет смысл слов книги Откровения. В Свящ. Писании ясно говорится, что перед пришествием Господа нашего Иисуса Христа появится антихрист. С этим согласны и адвентисты, Но их ошибка заключается в том, что они думают, что антихрист будет царствовать огромное число лет и что он представляет из себя ряд определенных личностей. Это неверно. Господь наш Иисус Христос ясно говорит, что антихрист есть определенная одна личность. Раскроем Евангелие от Иоанна 5:43 и прочитаем; «Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Христос здесь не сказал, что иные придут, – тех примете вместо Меня, а противопоставил Самому Себе другую личность, которая будет противником Его. Так понимали это слово и св. апостолы. Апостол Павел во 2-м послании к Фес. 2:2–4, 8–9 ст. говорит: «Не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет отступление и не откроется человек, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными». И антихрист этот не пришел еще. Перейдем теперь к рассмотрению самой 20 главы и мы увидим, в какое противоречие впадают сектанты–адвентисты, толкуя эту главу по своему сумасбродному разуму. Во-первых, если стать на точку зрения сектантов при толковании 20-й главы книги Откровения о тысячелетнем царствовании Христа, то придется признать три пришествия Спасителя: первое пришествие, – когда Христос родился в Вифлееме Иудейском и проповедовал Евангелие на земле ( Мф. 20:28 ); второе, по разумению сектантов,–когда Христос придет на землю и будет царствовать 1,000 лет со святыми, которых воскресит и возьмет к Себе; и третье пришествие – для суда над грешниками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

С Давидом царем и Авраамом, отцом иудейского народа, Иисуса Христа связывает Иосиф. Иосиф не есть Его отец по плоти (ср. Мф.1:18 и след.). Но его положение отца по закону Матфей подчеркивает ( Мф.1:19–20, 24 ). Ему даются свыше указания относительно Младенца ( Мф.1:20 и след. Мф.2:13, 19 ). Он нарекает Ему имя ( Мф.1:25 ср. Лк.2:21 ). Его отеческое попечение спасает Мессию от ярости Ирода ( Мф.2:13 и след.). Но Ветхому Завету приходит конец. Фарисеев, признанных толкователей закона, Господь отвергает, как лжецерковь. В этом – смысл обличений XXIII главы (ст. 4–7; ср. 8–12). Начальники Иудейские главные виновники предательства Иуды ( Мф.27:4 ). Они же настаивают на страже у гроба и подкупают ее ( Мф.27:62 и след. Мф.28:11–15 ). Господь и Его ученики вправе уже не платить дидрахмы на храм. Христос поручает Петру внести ее, чтобы нам не соблазнить их ( Мф.17:25–27 ). Иисус Христос благовествует приближение Царствия Небесного ( Мф.4:17 ) – оно еще не наступило, – но семя уже брошено; зерно горчичное уже посеяно; закваска уже квасит тесто; сокровище, зарытое в поле, уже стало известно; купец уже нашел жемчужину, и невод уже захватывает рыб всякого рода( Мф.13:3, 24, 31, 33, 44–50 ). Это относится к Церкви. Церковь в Евангелии от Матфея изображается, как Церковь вселенская. Воскресший Господь говорит ученикам: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:18–20 ). Существо Церкви есть любовь. Ее начало – в лю6ви Божией, в любви хозяина виноградника, дающего равную плату перенесшим тягость дня и зной и тем, которые пришли в последний час ( Мф.20:9–14 ). Любовь есть основа власти в Церкви, как это вытекает из слов Господа сыновьям Зеведеевым, восхотевшим почетных мест в Царствии Небесном. В контексте Евангелия от Матфея эти слова получают особое значение ( Мф.20:20–28 ). Но любовь Божия требует любви человеческой, и на человеческую любовь в Евангелии от Матфея падает главное ударение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

  Вспомним, что услышал Иов «из бури»: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?..» Достаточно дочитать до конца приведенную цитату из тридцать восьмой главы, чтобы окончательно убедиться в том, что и «вся мудрость мира сего есть безумие перед Богом» и хвастать перед Творцом своим техническим могуществом — значит заведомо ставить себя в смешное положение. Лидер повстанцев доказывает «новопробужденному» Нео то, что Матрица существует, используя прямо-таки «убойный» аргумент: «Я и сам не верил, пока не увидел собственными глазами ». И это после того, как битый час сам же убеждал своего визави: нельзя верить в то, что видишь. Конфуций. Изречения. М, 2007. С. 49. Там же. С. 69. Пушкин А.С. Борис Годунов. Пушкин  А.С. Соч. в трех т. Т. II. М., 1986. С. 369 - 370. Ин. 19: 28 - 30. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М.: «Вече», 2000. С. 34. Булгаков М.А. Записки на манжетах. Цит. по: Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век/Глав. ред. М.Д. Аксенова. - М.: «Аванта+». 1999. С. 316. Вероятно, его афоризм следует понимать так: в жизни, как и в театре, главная роль не всегда отводится королю. Тот, кто находится в центре мизансцены, перед кем все склоняются и трепещут, может оказаться всего лишь статистом в пьесе, одушевленным элементом декораций. Героя делает не костюм и не статус в иерархии игрового пространства, а драматургия жизненного пути. Мф. 5: 27 - 28. «В Великобритании женщина, оскорбленная " виртуальным " поведением своего мужа, подает на развод. 28-летняя Эмми Тэйлор застала врасплох своего мужа Дэвида, когда тот занимался виртуальным сексом в Second Life. По мнению Эмми, этого было достаточно для того, чтобы обратиться в суд с заявлением о разводе... Адвокат не была удивлена, так как за неделю это был уже второй случай расторжения брака из-за Second Life... Как сообщается, Эмми уже встретила другого мужчину в мире World of Warcraft». - http://www.cyberstyle.ru

http://bogoslov.ru/article/564200

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010