Имеется и третья версия второго предания, которую передает индийский исследователь христианства Кералы Ч. Чериян. Фома Кана возглавил переселение на Малабар в 344 г. 72 семей (до 500 человек), спасавшихся от жестокого гонения за веру уже в самой Персии во времена католикоса Ктесифона Map Симеона [Панкратова, 1982, с. 16]. Повествования о Фоме Кане сохранились и в последующей традиции южноиндийского христианства. Так, некоторые «сирийские христиане» в Индии называли себя потомками Map Фомы и подчеркивали, что они никогда не смешивались с местным населением. Известно, что были найдены медные пластинки, на которых засвидетельствованы дарения индийским христианам земель и привилегий (самая древняя из них – на пракрите – датировалась IV в.). Хотя имя Фомы Каны на них не упоминается, малабарская община всегда была уверена, что он получал «дарственные» [Браун, 1956, с. 73–74, 85]. Эти предания находят отражение в реальной истории Малабара. «Христиане Фомы» в V–VI вв.– знатные южные индийцы. Наиры составляли военную аристократию (кшатрии) на побережье. При этом некоторые из них были в значительной мере независимы от местных языческих властей, подчиняясь и в гражданских, и в религиозных делах своим епископам [Хью, 1837, с. 102–103]. Не вызывает сомнений реалистичность и последней из названных здесь версий. Распоряжение шаханшаха Шапура II о взимании двойной подати с персидских христиан было обнародовано в 340 г., а уже через четыре года епископ Ктесифона Симеон бар Саббаэ был казнен, после чего 39 лет продолжались преследования, сопровождавшиеся конфискацией имущества, казнями и разорением храмов [Пигулевская, 1979, с. 191]. Исторически достоверно и сообщение о трудностях сирийских христиан в самой Индии. Исследователь документов малабарской общины Т. Джозеф сообщает о притеснении христиан на восточном берегу Южной Индии – в Чоле около 293 г., вследствие чего они повернули на запад и 72 семьи благополучно достигли Малабара (ср. начальную версию второго предания о Фоме Кане) [Браун, 1956, с. 77–78].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В день апостола Фомы в епархиях совершат молебны в защиту Церкви и ее святынь 4 апреля, 2012. Новостная служба В Москве они будут совершены перед Храмом Христа Спасителя, «перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев». 4 апреля. ПРАВМИР. Высший Церковный Совет призвал совершить молебен в защиту Церкви и ее святынь. «Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени», — говорится в обращении Высшего Церковного Совета, принятого по итогам состоявшегося 3 апреля заседания и опубликованного на сайте Патриархия.ru . В обращении содержится призыв совершить такие молебен и стояние при каждом кафедральном соборе епархий Русской Церкви. В Москве они будут совершены перед Храмом Христа Спасителя, «перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев», — заявляют авторы документа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-den-apostola-fomy-v-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В свой день рождения шеф-редактор «Фомы» обратился к читателям с просьбой 2 мин., 23.06.2022 Дорогие друзья, это Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома». 23 июня — мой день рождения. Так вышло, что именно «Фома» стал делом жизни для меня. И оказался другом, собеседником, проводником в мир православной христианской веры для огромного множества людей. Великая радость быть причастным к этому делу просвещения. И если что-то мне по-настоящему важно — это продолжение и развитие Дела, которое мы стремимся делать вместе с моими братьями и сестрами во Христе. Поэтому если есть для меня истинная радость и подарок на личный праздник, то это помощь журналу. Помочь «Фоме» С 1996 года «Фома» и различные журнальные просветительские проекты существуют почти целиком благодаря пожертвованиям неравнодушных благодетелей. Некоторые, возможно, сомневаются: а чем я могу помочь, ведь расходы наверняка велики. В абсолютных цифрах действительно затраты большие, это несколько миллионов рублей ежемесячно. Учитывая, сколько всего «Фома» делает, в том числе, стараясь людям что-то адресовать бесплатно, а что-то ниже затрат. Например, бумажный журнал мы не решаемся ставить по его реальной цене: не потянут люди. А нам важно, чтобы «Фома» попал к тем, кому он действительно нужен. Это же касается и интернета, и видео. Вообще всех проектов, какие мы развиваем. Но большое складывается из малого, из вроде бы скромной, но постоянной поддержки. Особенную роль тут играют ежемесячные пожертвования. Если кто-то нам отправляет деньги регулярно, то он (возможно, сам того не сознавая) помогает «Фоме», например, гарантировать кому-то из сотрудников заработную плату на несколько месяцев в году, либо доставить бесплатную газету или обеспечить подпиской на журнал малоимущего. А самое главное: каждый такой вклад позволяет нам увереннее делать то, к чему мы призваны. Дорогие! Если вы хотите поздравить меня, если любите и цените «Фому», то лучшим подарком для меня станет помощь «Фоме», особенно регулярная, ежемесячная помощь. Сделать пожертвование на работу «Фомы» можно здесь: Помочь «Фоме» А у кого нет возможности благодетельствовать материально, пожалуйста: молитесь обо мне, обо всех нас. Сообщайте о «Фоме» тем, кому мы можем оказаться нужны и полезны. Всех сердечно обнимаю, всех благодарю, всем кланяюсь! Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-svoj-den-rozhdenija-she...

Ок. 1600 г. (Палаццо Барберини, Рим) Картины «Гадалка» и стилистически близкая к ней «Шулер» (художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт) показывают мир рим. таверн и улиц, олицетворенный в тщательно отобранных героях-типажах, позволяющих превратить конкретный сюжет во вневременной конфликт. После приобретения этих картин коллекционер и меценат кард. Франческо Мария Дель Монте предложил К. стать его придворным живописцем. Страсть кард. Дель Монте к музыке отражена в полотнах «Концерт» (ок. 1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Лютнист» (ок. 1596-1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; ГЭ, С.-Петербург). В них очевидны предпосылки принципиально нового искусства: верность натуре, соединение предметно-реального и жизненно-бытового с лирико-поэтическим, изображение крупных, обобщенных фигур, размещенных на 1-м плане и выделенных из темноты ярким светом, стремление предметно связать иллюзорное пространство живописи с реальным пространством, ориентация на прямой контакт зрителя с эмоциональным и духовным миром героя, позволяющая увидеть человека как личность, как характер. Так рождается законченная образная концепция эпохального значения - этап в художественной эволюции Нового времени. Уверение ап. Фомы. Ок. 1601 г. (Новый дворец, Потсдам, Германия) Уверение ап. Фомы. Ок. 1601 г. (Новый дворец, Потсдам, Германия) Для кард. Дель Монте была написана 2-я картина «Медуза» (1597-1598, Галерея Уффици, Флоренция), преподнесенная им герц. Тосканскому, а также мистико-аллегорическая композиция «Юпитер, Нептун и Плутон» (казино на вилле Лудовизи, Рим), исполненная маслом по штукатурке на своде алхимического кабинета ( Zandri. 1969. P. 338-343; Calvesi. 1986. P. 36-37; Vodret. 2009. P. 82-83). Согласно последним данным, К. декорировал его весной 1599 г. Фигуры, показанные в энергичных ракурсах (вероятно, художник писал их стоя перед зеркалом), парят вокруг сияющей прозрачной сферы. Композиция может служить доказательством знакомства К. с росписями Дж. Романо в Палаццо-дель-Те близ Мантуи.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

В англ. философии различие между нерелиг. и религ. В. нашло отражение в языке: belief означает В., верование, мнение; faith - В. религ. Ф. Бэкон в «Великом восстановлении наук» высоко оценивает В., полагает, что теология должна опираться только на слово Божие, в нем открывается человеку то, что не дано естественному свету человеческого разума; в отличие от ума, к-рый связан с материальными вещами, в В. «душа испытывает воздействие более достойного агента - духа» (Т. 1. С. 514). Бэкон считает В. особенностью нашей земной жизни, а «в состоянии блаженства… веры уже не будет, и «мы познаем, как и познаны будем»» (Там же). Т. Гоббс тему религ. В. обсуждал в сочинениях «Основы философии», «О свободе и необходимости», «Левиафан». По воззрениям Гоббса, религия включает 2 составляющие части - В., к-рую он определяет как «убеждение, что Бог существует и правит всем» (Т. 1. С. 290), и культ. Уверение Фомы. Роспись собора Влахернского мон-ря в Арте. XIII в. Уверение Фомы. Роспись собора Влахернского мон-ря в Арте. XIII в. Декарт полагал истинными рациональные доказательства бытия Бога и усматривал в бытии Бога причину и связь сотворенных вещей, а также единственную гарантию существования самой истины и научного познания. В понимании проблемы отношения В. и разума он исходит из необходимости разделения области В. (религии) и мышления (науки). Поэтому, несмотря на то, что основная методологическая операция Декарта, учение о сомнении, требует усомниться во всем, что «принято на веру», более того, «достоверно одно лишь мышление» (Т. 2. С. 276), эти положения имеют отношение к наукам и к тому, что они изучают (в т. ч. к философии как науке с ее особым философским учением о Боге), но они не касаются религии и религ. В. В «Правилах для руководства ума» Декарт обсуждает вопрос о «составлении» (конструировании) вещи или объекта в качестве предмета познания и затрагивает в этой связи тему В. и «внушения». Полагая, что В. принимает участие в «составлении» предмета и связана с внушением, Декарт различает 3 типа В.: 1) В. в Бога, как основанную на «вышней силе» и потому истинную; 2) В., основанную на «свободе» (Декарт имеет в виду свободу воли человека) и потому «иногда» ведущую к заблуждениям; 3) В., опирающуюся на воображение человека и «почти всегда» ведущую к заблуждениям (Т. 1. С. 122).

http://pravenc.ru/text/150359.html

По учению Фомы Аквинского, невозможно непосредственно подняться мыслью от творений к внутренней сущности Бога, потому что человеческий интеллект несоизмерим с бесконечностью Божественного бытия. Единственный доступный человеку путь богопознания - путь аналогии. Бог есть чистый и простой акт бытия; в Нем сущность и существование совпадают. Напротив, творения обладают бытием только через причастность Божественному бытию - постольку, поскольку Бог наделяет их бытием. В тварных вещах сущность, будучи их собственным достоянием, отлична от существования, к-рое есть дар Божественной первопричины и принимается сообразно воспринимающей способности каждого конкретного творения. Такое отношение между изначальным Божественным источником всякого бытия и бытием творений Фома Аквинский называет analogia entis (аналогией бытия). Соответственно, и познание Бога в границах Е. т. тоже возможно только по аналогии между тварными следствиями и Божественной причиной. Концепция Е. т. как науки утвердилась в томистской школе XIV-XV вв. Ярким примером серьезного внимания к вопросам Е. т. служит трактат Раймунда Сабундского († 1432) «Естественная теология» ( Raymund de Sabunde. Theologia naturalis. Venetiis, 1581), переведенный М. Монтенем на франц. язык во 2-й пол. XVI в. Раймунд выстроил систему наук, опираясь прежде всего на внутренний психологический опыт субъекта. По его мнению, свидетельство собственного сознания человека является наилучшим аргументом в поисках истины о божественных предметах и порождает столь глубокую внутреннюю уверенность, что она не может быть поколеблена. Вместе с тем в отличие от Фомы Аквинского и мн. др. авторов Раймунд отказывался разделять богооткровенную и философскую теологии как разные науки. Усматривая в человеке связующее звено между естественным и сверхъестественным, Раймунд стирал границу между 2 богословскими науками и считал возможным для человека непосредственно прийти через исследование самого себя и своей природы к познанию глубочайших тайн Откровения.

http://pravenc.ru/text/190259.html

Безусловно, Группе нужна клубная доверительная обстановка, но я не хотел бы, чтобы в ней складывалась атмосфера междусобойчика. Междусобойчик бывает между 5–10 людьми. И зачастую новички не могут через эту «стену» прорваться: боятся вставить слово, показатья глупее других. С другой стороны, без активного участия наших верных читателей любое обсуждение потеряет смысл. И потому самое главное — сохранить баланс между диалогом, который идет почти постоянно между активистами Группы, и возможностью для других людей, более робких, менее уверенных в себе, тем не менее, высказывать свои мнения. И, наконец, необходимо давать информацию о том, как и чем живет «Фома», что в нем публикуется, как живут наши другие проекты, что вообще с нами происходит. Поскольку Группа закрытая, мы стараемся компенсировать это серьезным, внимательным подходом к каждому вступающему. Мы понимаем, что не все люди постоянно находятся в сети, некоторые могут выбраться в Интернет раз в неделю или реже. Мы стремимся дать им возможность видеть, что происходит в Группе, быть в курсе событий. Для этого принят ряд мер: 1. Каждому, кто вступает в Группу, мы высылаем письмо с ее описанием и полезными ссылками. 2. Также можно подписаться на еженедельную рассылку , рассказывающую об обновлениях в Группе (фестивалях, наиболее интересных ветках обсуждения, опросах, проводимых редакцией). 3. Для налаживания обратной связи создан мой второй адрес — Модератора Группы друзей «Фомы» . Некоторые обращения я рассматриваю сам, другие, текущие, перепоручаю помощникам. Но вместе мы стараемся никого не оставить без ответа. То есть идет каждожневная работа, которую несколько модераторов (кто-то за небольшое пожертвование, а кто-то — бесплатно) ведет в Группе. А если еще прибавить сюда фотофестивали, конкурсы, специально организованные обсуждения, новости, борьбу со спамом — всё это составляет достаточно большую работу. 3. Есть ли в Группе некий устав или кодекс поведения? Вообще, что редакция хотела бы увидеть со стороны рядовых участников клуба?

http://foma.ru/5-voprosov-o-gruppe-druze...

В другом месте Робинсон утверждает, что самые ранние сообщения о явлениях воскресшего Иисуса говорят о нефизических видениях Его сияющего духовного тела. Однако он считает, что в гностицизме господствовало представление только о сиянии без самого тела 260 . Хотя мы хотели бы подчеркнуть свое несогласие с позицией Робинсона, пренебрегающего физическими явлениями, необходимо также отметить, что даже следование традициям Q и «Евангелия от Фомы» не обязательно подразумевает неизбежное отрицание буквальной смерти и последующих явлений Иисуса. Кёстер недвусмысленно выражает уверенность в смерти Иисуса на кресте и добавляет: «Что касается явлений воскресшего Иисуса и их последствий, здесь мы стоим на более твердой почве». И хотя Кёстер не пытается установить природу этих явлений, он считает, что они «не вызывают сомнений». Далее он отмечает, что именно эти явления объясняют стремление учеников к миссионерству, так как «… после воскресения на смену печали и скорби, или даже ненависти и неприязни пришли радость, творческий порыв и вера. Хотя воскресение не открыло ничего нового, для первых христиан все обновилось благодаря ему» 261 . Хотя можно предположить, что «воскресение не открыло ничего нового» – это лишь личный взгляд Кестера, следует еще раз отметить, что ни Q, ни гностические тезисы ни в коем случае не заставляют отрицать смерть Иисуса или реальность Его явлений. Иными словами, даже те, кто мог бы отрицать эти события, делают это, скорее всего, не под влиянием гностического материала. Но очевидно и то, что интерес к Q и «Евангелию от Фомы», сравнительно мало говорящим об этих предметах, все равно не мешает Кестеру заключить, что вера в Воскресение Иисуса имела первоочередное значение для первых верующих. Мы приходим к выводу, что общая гностическая траектория несостоятельна по ряду причин, не все из которых здесь упоминались 262 . Гностические источники появились слишком поздно, и к тому же нет данных, позволяющих считать, что эти тексты основаны на авторитетных свидетельствах очевидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Летний зной, буйное разнотравье, таинственность и вкусный медовый запах сторожки на пасеке, сладкие соты, тающие во рту. Всё это я хотел передать в этом натюрморте. Мечтаю, что когда-нибудь у меня будет дом с мастерской, и тогда я обязательно заведу пчёл». - С.70-71 (на развороте к материалу), пояснение см. на С.72; 2. « Автопортрет в деревенском окне », 2018. «Мне кажется, интересно, когда в работе смешиваются жанры. Она начиналась как натюрморт, но работать над простым натюрмортом мне показалось скучно, и вдруг уже в сумерках я увидел свое отражение, так всё «сложилось». Здесь и автопортрет, и натюрморт, и даже немного деревенский интерьер». - С.72; 3. « Уверение Фомы », 2021. «... Меня всегда волновал этот сюжет из Евангелия. Делая разные эскизы, старался избегать сусальности, сентиментальщины и «голливудщины». Образ Фомы писал с себя, поэтому убрал из названия слово «апостол». Это евангельский сюжет, пропущенный через меня, мою жизнь». - С.73; 4. « Рождество », 2020. «Всегда мысленно представлял Рождество Христово, но лишь после того, как я побывал на родах своих детей (у меня их трое), увидел заострившееся, похудевшее от страданий, но радостное лицо своей жены, взял на руки сморщенного, беспомощного, крохотного новорождённого, образ окончательно сложился. Тема долго не оставляла меня, я написал множество эскизов и этюдов, три варианта «Рождества». И это один из них. Писал долго. Пишешь-пишешь, и вот наступает момент, когда иссякают силы и добавить тебе уже нечего, хотя видишь, что недостатки еще есть. В такой момент приходится смириться с получившимся, понять, что это человеческое и потому несовершенное». - С.74; 5. « Снимок из детства », 2020. «Работа написана как память о моем детстве, которое прошло на Алтае. В летние месяцы я жил в деревне у моих теток - тети Оли и тети Вали. Светлое время, большие работящие семьи, много живности. Тетя Оля доила корову, и мне, стоящему рядом, давала пить из кружки парное молоко. Всё прошло, тетки мои и большая часть двоюродных братьев и сестер уже умерли, деревни полупусты, и живности нет.

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-221-...

С 1804 г. определяющее воздействие на духовное и интеллектуальное развитие Л. стало оказывать общение со старшим братом Ж. М. де Ламенне (1780-1860), ревностным католиком и аббатом. В 1804-1811 гг. братья совместно преподавали в коллеже в Сен-Мало, посещали Париж, читали и обсуждали в кругу единомышленников философские и богословские сочинения. В этот период Л. познакомился с произведениями Н. Мальбранша (1638-1715) и Б. Паскаля (1623-1662), с трактатами католических мистиков Фомы Кемпийского (ок. 1379-1471) и Луи де Блуа (1506-1566), с «Духовными письмами» (Lettres spirituelles) Ф. Фенелона (1651-1715), с политическими и философскими идеями Л. Г. А. де Бональда (1754-1840). Под влиянием окружения Л. стал испытывать значительный интерес к католич. духовности и религ. мистике; в 1809 г. под названием «Духовный руководитель» (Le guide spirituel) был издан выполненный им перевод с латыни на франц. язык трактата де Блуа «Зерцало монашествующих» (Speculum religiosorum), а в 1824 г.- перевод соч. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, к-рое в эти годы являлось настольной книгой Л. Описываемые в мистической лит-ре религ. переживания Л. проецировал на собственную внутреннюю жизнь, сообщая в письмах друзьям о мучавшем его ощущении бессмысленности существования и о сомнениях относительно жизненного призвания, от к-рых его спасали лишь чувство присутствия Бога и сознательное подчинение себя Его воле. Мистические рассуждения Л. были во многом навязаны ему извне и вступали в конфликт с его собственными рационалистическими представлениями о религии. Л. вскоре отошел от традиц. католической мистики, однако сохранил уверенность в важности простого религ. чувства, интуитивного переживания соприкосновения с Богом, рационализируемого в религии духовного опыта. Подчиняясь влиянию брата и окружения, Л. решил стать католич. клириком; в 1809 г. он принял тонзуру и посвящение в малые чины; в 1812 г. планировал пресвитерское рукоположение, однако в последний момент уклонился от него (подробнее см.: Mar é chal. 1913. P. 251-298; ср. также: Котляревский. 1904. С. 62-65).

http://pravenc.ru/text/2462587.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010