Потом Он в другой раз сказал пм: – «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылал вас». –Сказавши это, дунул, и присовокупил: – «примите «Дух Святый. Кому (действием сего Духа) простите грехи – тому простятся; на ком оставите – на том останутся». – (С этими словами, Иисус Христос простился с учениками). Свидетелям этого явления Христова из Апостолов было только десять: в отсутствии был Фома. Когда потом другие ученики сказали ему, что они видели Господа; он отвечал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в место, пронзенное гвоздями, и не вложу руки моей в бок Его; не поверю». 2. В восьмой день после Воскресения. 6-е явление Иисуса Христа для уверения Фомы (Ин. 20:26–29) Прошло семь дней со дня воскресения; наступил опять первый день недели. Все Апостолы, не исключая и Фомы, находились в одном доме. Двери дома опять были заперты. Вдруг, Иисус Христос стал посреди их, и приветствовал: – «мир вам!» – Потом говорит Фоме: – «поднеси сюда свой перст; посмотри на Мои руки; поднеси свою руку, и вложи в бок Мой; и не оставайся в неверии, но верь». – Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: – «ты поверил, когда уже увидел Меня; блаженны те, которые, не видевши(Меня), уверовали!» 3. В продолжение тридцати одного дня. Явления воскресшего Иисуса Христа в Галилее: 7-е – семи учениками на Тивериадском море; 8-е – на одной горе, одиннадцати ученикам; и 9-е – Апостолу Иакову (Ин. 21:1–33) В следующий раз явился Иисус Христос ученикам Своим на Тивериадском море; и явился таким образом: – Апостолы, согласно данному им повелению, отправились в Галилею. Случилось, что собрались вместе Петр, Фома, Нафанаил, (вероятно, Варфоломей), что из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы и двое других учеников. Симон Петр говорит им: «пойду ловить рыбу». Говорят ему: «пойдем и мы с тобою». Пошли, и, тотчас, вошли в лодку: но в эту ночь ничего не изловили. Когда уже настало утро; Иисус Христос показался на берегу: впрочем, ученики не узнали, что это Он. Тогда Иисус Христос говорит им: – «дети! нет ли у вас чего-нибудь из съестного?» – Отвечают Ему: «нет». Он сказал им: – «закиньте сеть по правую сторону лодки, и изловите». – Они закинули; и уже не могли тащить сети от множества рыбы. Тут Иоанн говорит Петру: «это Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Почему же Господь попустил Фоме так долго пребывать в мучительных раздумьях? Почему не пришёл на следующий день или через день? Но наконец, через восемь долгих дней, Господь предстал перед Своим апостолом и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Господь даёт Фоме такую возможность в подтверждение того, что Он действительно воскрес и воскрес во плоти. Фома видит Христа, Его пробитые руки, рану между рёбер. Сомнений нет – это Господь! Это их Учитель, Который воскрес, победил смерть. Он падает перед Христом на колени и исповедует: «Господь мой и Бог мой». Это самое высокое именование Иисуса Христа на страницах всех четырёх Евангелий. Мы привыкли выделять исповедание апостола Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Ин. 6, 69). Пётр исповедует Христа Сыном Божиим. «Сыновьями Божиими» могли называться и святые. В Псалтири, к примеру, говорится: «Я сказал, вы боги и сыны Всевышнего все» (Пс. 81, 6). Пётр свидетельствует, что Христос – от Бога, что Он не сам от себя пришёл, Он Божий посланник. А Фома прямо исповедует Христа Истинным Богом. Возможно, поэтому Господь так долго не являлся апостолу Фоме, оставляя его мучиться своей недоверчивостью, горячо молиться, размышлять, чтобы потом он смог воспринять и исповедать величайшую истину о том, что Христос это Бог. Слова Христа: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29) перекидывают мостик к последующим поколениям христиан. Эти слова Христа можно воспринимать как похвалу следующим поколениям, не видевшим Христа во плоти и верующим в Него, и как призыв не требовать такого физического подтверждения веры, ибо оно уже произошло в случае с апостолом Фомой. Это событие стало не просто персональным уверением Фомы – один на один, в какой-нибудь тёмной комнате, – это видели все апостолы. В итоге это становится известно всему миру. Господь совершил уверение Фомы для пользы всего человечества, для всего мира, который и поныне кричит: «Не поверю, пока не увижу и не потрогаю своими руками».

http://pravoslavie.ru/112217.html

Пребывая в мире ты можешь остаться и добрым иноком, только храни себя от всех соблазнов.    Понадеешься на себя – погибнешь: надейся на милость Божию, усердно постись и молись на всякий час Богу. С Божией помощью можешь спастись и в миру, а без Бога и в стенах святой обители можешь погибнуть...В твоей пастырско-иноческой жизни да будет тебе помощником и спутником твой новый покровитель – святитель Божий Иоасаф Белгородский. Он так же по своему положению, как архиерей, жил и вращался среди мира. Но мир его не захлестнул, наоборот, святитель Иоасаф многих возвел к Богу от грешного мира. Подражай его жизни и прибегай к его святым молитвам. МИЛОСЕРДНЫЙ ГОСПОДЬ! молитвами Пречистой Своей Матери, в храме Коей воспринял ты ныне ангельский образ и молитвами святителя Иоасафа Белгородского, да укрепит тебя, да утешит и поможет в твоем славном делании пастыря- инока.    АМИНЬ. Виды неверия    Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.ХХ,28).    Открыто и прямо исповедал Спасителя нашего Богом впервые тот Апостол, который менее других соглашался верить воскресению Господа. В день Своего преславного воскресения Христос Спаситель явился ученикам Своим уже поздним вечером, когда они сидели в горнице запершись, страха ради иудейского. Спаситель вошел к ним, дверем затвореным, и сказал им: «Мир вам». Ученики несказанно обрадовались воскресшему Спасителю,Который показал им Свои язвы, для уверения истинности своего воскресения. Тогда не было среди учеников Христовых Апостола Фомы. И вот, явился Фома и говорят ему ученики Спасителя: мы видели Господа. Но Фома отвечает: пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю... Спустя неделю, в воскресный день вечером опять явился Господь ученикам Своим, и Фома уже с ними. Господь прямо обращается к Фоме и говорит: «Подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но веруюшим». И из уст Апостола Фомы полились восторженные слова: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.ХХ,19—28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Акафист святому апостолу Фоме мин., 18.10.2016 Содержание Перед вами — акафист, который написан в наше время, уже в XXI веке, одному из самых первых христианских святых, святому апостолу Фоме. Почему же сегодня возникло стремление обратиться с молитвою именно к этому апостолу? Почему вообще его имя так часто стало звучать в устах современных православных христиан? Чтобы понять это, необходимо обратиться к житию святого апостола Фомы, воспринять происшедшее с ним и сделанное им ради Христа на фоне нашего неверного времени. Скачать ePUB Что же нам известно об апостоле Фоме? Фома (по прозванию Близнец) был одним из двенадцати ближайших учеников Христовых, повсюду следовавших за ним и называвшихся апостолами, то есть посланниками Божиими. Евангелие от Иоанна дает нам возможность оценить то мужество, с которым нес святой Фома свое апостольство. Когда Спаситель, Которого искали уже враги, чтобы убить, направился в Иудею, другие апостолы отговаривали Его: Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин. 11, 8) . И тогда Фома первым вызвался везде сопровождать Учителя и разделить Его страдания: Пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16). Вместе с тем, после смерти на Кресте и Воскресения Господня, Фома оказался в числе тех, кто никак не мог поверить, что Христос действительно воскрес из мертвых: ...Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю, — говорил он другим апостолам (Ин. 20,. 25). И произошло чудо: Господь явился апостолу Фоме. Главным событием в его жизни оказалось это явление, описанное в Евангелие от Иоанна: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 26-27). Так Фома окончательно уверовал в Христово Воскресение. И это уверение Фомы дало великие плоды. Апостол Фома, исполняя слова Спасителя: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19) , совершил немыслимо далекий по тем временам путь и принес семена христианства даже в Индийскую землю, столь далекую от его родной Палестины! И до сих пор память о пребывании святого апостола сохранилась среди индусов.

http://foma.ru/akafist-svyatomu-apostolu...

Скачать epub pdf Фома и Филипп Евангелие от Иоанна содержит целый ряд эпизодов, в которых фигурируют отдельные ученики, названные по имени. Фома, упоминаемый синоптиками лишь в общем списке двенадцати, в Евангелии от Иоанна появляется в трех эпизодах, где играет вполне самостоятельную роль. В первом эпизоде повествуется о намерении Иисуса идти в Иудею и о протесте учеников, которые говорят ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? ( Ин. 11:8 ). Иисус между тем подтверждает Свое намерение, и тогда Фома, обращаясь к ученикам, говорит: Пойдем и мы умрем с ним ( Ин. 11:16 ). Предчувствие скорого конца к этому времени становится в общине учеников, по-видимому, достаточно ощутимым, но только Фома оказывается способен выразить его с такой ясностью. Второй эпизод происходит на Тайной Вечере. Здесь Фома реагирует на слова Иисуса: а куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Прерывая речь Учителя, Фома спрашивает: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус отвечает: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:4–6 ). Наконец, третий эпизод относится ко времени уже после воскресения Иисуса. Евангелие от Иоанна – единственное, содержащее подробный рассказ о том, как Фома усомнился в том, что Иисус воскрес, и как явившийся ученикам Иисус обратился к нему. Рассказ завершается словами, содержащими единственное в своем роде исповеданием веры в Иисуса как Бога, прозвучавшее из уст апостола: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 ). Конечно, трех эпизодов недостаточно для того, чтобы составить представление о характере Фомы и его духовных исканиях. Тем не менее они демонстрируют несколько отличительных черт апостола. Мы видим, что Фома искренне любит Иисуса, выражает готовность разделить судьбу Учителя и умереть вместе с Ним. Уверение святого Фомы. Караваджо. 1601– 1602 гг. Это сближает Фому с Петром, который говорил: Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя ( Мф. 26:35 : ср. Мк. 14:31 ) или, по версии Луки: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти ( Лк. 22:33 ). Слыша о пути, по которому Иисусу предстоит пойти, Фома пытается выяснить, что это за путь. Наконец, после воскресения Иисуса он оказывается в числе сомневающихся, но когда Иисус удостоверяет его в истинности воскресения, именно он, единственный из всех учеников, называет Иисуса не просто Христом или Сыном Божиим, но Господом и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Фома и осязание реальности Почему не стоит бояться испытать свою веру 26 апреля, 2020 Почему не стоит бояться испытать свою веру Продолжаются пасхальные дни. Сегодняшний день именуется в Церкви – Фомина неделя. О чем говорит «Уверение Фомы» — икона начавшейся седмицы, рассказывает протоиерей Николай Чернышев, иконописец, клирик храма святителя Николая в Кленниках Испытание Что можно сказать об образе, который находится в центре храма во время богослужений, посвященных этому дню, во время Фоминой недели? Если внимательно вчитаться в надпись, которая часто помещается на этой иконе, то мы прочитаем: «Испытание Фомино Ребр Господних», или «Ребр Христовых».  Испытание.   В Евангелии Фома предстает перед нами  как один из наиболее пытливых молодых людей, окружавших Спасителя.  Так же, как и у апостола Петра, и у других учеников, ярко проявляются особые черты его характера. Помните, он сказал перед воскрешением Лазаря: «Пойдем и мы, умрем с Ним».  И во время прощальной беседы Фома опять задает вопросы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Не скрывают евангелисты его горячность любви ко Христу, но вместе с тем и особую пытливость ума. В предании народном за этим апостолом осталось именование «Фома неверующий». Так сложилось, что Фомы не было в горнице в первый вечер, когда  Воскресший Спаситель явился ученикам. Апостолы, хотя и страшились, но приняли с верой  Воскресение Христово,  а апостол Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Если к Марии Магдалине, встретив ее в погребальном саду после Своего воскресения, обратился Господь с запретом: «Не прикасайся ко Мне…», то здесь в Своем смирении Он позволяет Фоме  совершить это страшное действие – прикоснуться к Нему. Через неделю Он вновь приходит в дом, где собрались ученики, как говорит Евангелие: «Дверями  затворенными…» Видите, на иконе эти двери изображены. Они покрыты золотым ассистом, чтобы подчеркнуть:  касается этих дверей Божия сила, Божия слава, Божия власть,  и уже никакие затворы, никакие заковы, никакие закрепы – ни адовы, ни земные, становятся не властными над силой Божией, силой Христовой.

http://pravmir.ru/novoe-osyazanie-uveren...

Церкви Господь прежде всего явился и утешил матерь Свою, Пресвятую Богородицу, в самый же день Своего воскресения, рано утром. Потом, прежде всех Своих учеников Он явился женам мироносицам, а после них самым возлюбленным Своим апостолам Петру и Иоанну и некоторым другим ученикам, а вечером в первый день явился двум ученикам, шедшим из Иерусалима в Еммаус, и тогда же вечером явился десяти ученикам в доме, где они собрались вечером, кроме Апостола Фомы. При всех Своих богоявлениях Господь укреплял в учениках уверенность в Своем воскресении, возбуждал в них радость и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. А что случилось в восьмой день по воскресении – сегодняшний, и что празднует Св. Церковь ныне? Когда в первый день вечером Господь Иисус Христос явился десяти ученикам, при этом не было апостола Фомы. Ученики, видевшие Господа, с величайшей радостью рассказали ему о Спасителе, что Он воскрес, явился им и беседовал с ними. Фома же или по недостатку веры, или по сильному желанию самому увидеть Господа, скорбя, что вместе с другими он не удостоился радости видеть Воскресшего, отвечал ученикам: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). И вот в восьмой, нынешний день, чрез затворённые двери явился Господь всем ученикам, когда и Фома был с ними. Господь стал посреди них и сказал: «мир вам!» Потом говорит Фоме: «подай перст твой сюда, и посмотри руки мои; подай руку твою п вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующими». И вот Фома, обуреваемый порывом пламенной веры, чувствами величайшей радости и раскаяния в слабоверии, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Господь же сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:26–29 ). Так, братья, осуждается неверие и восхваляется вера. Не будем же медленны и малодушны в своей православно-христианской вере. Вера в Воскресшего Господа – величайшее наше сокровище: она служит залогом нашего спасения, источником благодатного возрождения, она дает нам жизненную силу и бодрость, она исполняет нас духовной отрады и утешения среди всех превратностей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

А подчиненный Пастырю должен страшиться быть связанным, хотя бы и несправедливо; не должен безрассудно порицать суд своего Пастыря, дабы для него, хотя бы он и несправедливо был связан, в самой гордости безрассудного порицания не было той виновности, которой доселе не было. Но поскольку мы кратко сказали об этом через отступление, то возвратимся к порядку изъяснения.    7. «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус». Он один отлучился от учеников, по возвращении услышал, что было, и отказался верить слышанному. Господь опять пришел и неверующему ученику, предложил бок для осязания, показал руки и, явив признаки ран Своих, исцелил рану его неверия. Что, возлюбленнейшая братия, в этом вы замечаете? Неужели вы думаете, будто это произошло случайно, что этого избранного ученика тогда не было, а по пришествии он услышал, услышав, усомнился, сомневаясь, осязал, осязав, уверовал? — Нет, это произошло не случайно, но по Божественному распоряжению. Ибо верховное милосердие дивным образом соделало то, чтобы этот сомневающийся ученик, осязая раны плоти в Своем Учителе, целил в нас раны неверия. Ибо для нас неверие Фомы было более полезно в вере, нежели вера учеников верующих, потому что когда он к вере возвращается через осязание, тогда наш ум, поставленный выше всякого сомнения, укрепляется в вере. Потому что Господь по воскресении Своем попустил ученику усомниться, впрочем, не оставил его в сомнении, так как прежде рождения Своего Он хотел, чтобы Мария имела жениха, который, впрочем, не вступал в супружество с Ней. Ибо ученик, сомневающийся и осязающий, соделался свидетелем истинного воскресения так, как жених Матери был хранителем чистейшего Ее девства.    8. Но он (ученик) осязал и воскликнул: «Господь мой, и Бог мой. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Если Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11.1), то решительно ясно, что вера есть уверенность в тех вещах, которые не могут быть являемы. Ибо что является, то не имеет надобности в вере, но (имеет надобность) в познании. Следовательно, когда Фома видел, когда осязал, то почему говорится ему «ты поверил, потому что увидел Меня?» — Но он одно увидел, а в другое уверовал. Потому что Божество не может быть видимо смертным человеком. Итак, он видел человека, а исповедал Бога, говоря: «Господь мой и Бог мой». Итак, через видение уверовал тот, кто, размышляя об истинном человеке, воскликнул, что Он есть Бог, Которого невозможно видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1. 5). В Посланиях ап. Павла содержится еще несколько явных ссылок на высказывания Спасителя: «...не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем...» (1 Кор 7. 10; ср.: Мк 10. 11-12); «...Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор 9. 14; ср.: Мф 10. 10); «...Господь Иисус... сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание... сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»» (1 Кор 11. 23-25; ср.: Мк 14. 22-24); «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим 14. 14; ср.: Мк 7. 15); «...сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших...» (1 Фес 4. 15) (см.: Resch A. Agrapha. Lpz., 1889; Jeremias. 1948. S. 77-79; Dungan D. L. The Sayings of Jesus in the Churches of Paul. Phil., 1971; Hofius. 1983. S. 357-360; K ö ster. 1990. P. 55-62). В ряде случаев в апостольских Посланиях содержатся высказывания, не отмеченные явным образом как слова И. Х., но сходные с нек-рыми Его высказываниями, запечатленными в Евангелиях. Так, напр., в Послании Иакова и в 1-м Послании Петра исследователи указывают ряд высказываний назидательного содержания, сходных со словами Нагорной проповеди и речи «на месте ровнем» ( Deppe D. B. The Sayings of Jesus in the Epistle of James: Diss. Amst., 1989; K ö ster. 1990. P. 71-75; Hartin P. J. James and the Q Sayings of Jesus. Sheffield, 1991). Отдельные совр. экзегеты считают, что некое собрание слов И. Х. было использовано ап. Павлом в первых 4 главах его 1-го Послания к Коринфянам. Так, напр., указывая на совпадение слов: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2. 9) со словами Евангелия Фомы (стих 17: «Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека») и на их нек-рое сходство со словами И.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

448 Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhundertë Origenes Werke, ed. E. Klostermann, vol. XII, Fragment 182. – Leipzig, 1941. 450 «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром » ( Лк.7:36–38 ). 452 См. исследование Christopher М. McDonough об отрывке из поэмы Овидия Фасты: «Сагпа, Proca and the Strix on the Kalends of June "/Transactions of the American Philological Association 127 (1997). – P. 315–344, особ. 331. 456 В самом деле, в ряде других случаев воскресший Христос не только не воспрещает ученикам прикоснуться к Нему, но и повелевает это сделать, как в известном эпизоде уверения Фомы: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Ин.20:27 ). Еще более красноречивый эпизод встречаем в Евангелии от Луки, где Христос говорит ученикам, боящимся, что видят призрак: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ), и, чтобы доказать Свою телесность еще очевиднее, просит что-нибудь поесть. 457 Такое чтение отображено в ряде английских переводов: «Do not hold on to me» [He задерживай Меня] (New International Version); «stop holding on to me» [Перестань держать Меня] (New American Bible); «do not hold me» [He держи Меня] (Worldwide English) и «stop clinging to Me» (New American Standard Bible). 458 Замечательный богословский анализ связи между учением о Вознесении и Евхаристией (и евхаристической экклезиологией) см.: Douglas Farrows Ascension and Ecclesiä On the Signifi cance of the Doctrine of the Ascension for Ecclesiology and Christian Cosmology. – Grand Rapids, Mich.: Eerdmans,1999. Я жалею, что прекрасные рассуждения Фэрроу о Вознесении попали в мое поле зрения, когда мой труд был уже завершен, и я уже не мог отвести им должное место.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010