4. Но поскольку иногда, о господин и отец, радость происходит из скорби, мы не удручены из-за того, что по вине неразумных и любопытных удостоились быть просвещены сладчайшими увещаниями Твоего Святейшества. Ибо и сомнение блаженного апостола Фомы, ищущего язв от гвоздей 9 , было утверждением вселенской Церкви. Итак, мы благочестиво и с благодарностью приняли, о господин и отец, лекарство твоих исцеляющих писаний, и ударяем себя в грудь, чтобы таким образом исцелилась совесть наша, которую посредством свободного решения нашего, даруемого милосердием [Божиим], исцеляет и оживотворяет благодать. Поступаем мы так лишь в то время, пока воспеваем милосердие с промедлением 10 . Ибо когда начнем мы воспевать Господу правосудие, тогда предстоит нам воспринять награду за наше дело, поскольку «милостив и справедлив Господь, милосерд и правосуден 11 . Ведь как учит нас Твое Святейшество, нам надлежит предстать перед судилищем Христовым, «чтобы каждый из нас получил соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое 12 . Ибо придет Господь, и «награда Его с Ним 13 ; ибо восстанет человек, и дело его перед ним; ибо придет Господь как печь пылающая, чтобы сжечь нечестивых как солому 14 , и для боящихся имени Господня взойдет солнце правды, тогда как нечестивые наказаны будут судом правды 15 . Тот праведник, которому ты, о господин и отец, являешься другом, восклицает, содрогается и смиренно говорит: «Господи, не входи в суд с рабом Твоим 16 . Если будет благодать Воздающего, не убоится праведный тайного приговора величия [Божия]. Это вера слуги твоего Флора, а не то, что говорили эти братия. Они лично слышали, как он говорил, что не по нашим заслугам дается дар благочестия, но по благодати Искупителя, ведь кто усомнится, что в тот день, когда начнется вершиться правосудие, далеко будет благодать? Вот как взываем мы, отче, вот как поем, по твоему учению, не уверенные в себе, но трепещущие: «Господи! Не обличай меня в ярости Твоей и не наказывай меня в гневе Твоем» 17 . Вот что говорим мы: «Наставь нас, Господи, и от закона Твоего научи нас, дабы избавил Ты нас от дней злых 18 . Верим мы, по твоему учению, досточтимый отец, в то, что Господь испытает праведного и нечестивого, и когда будут поставлены справа и слева добрые и злые, Он зачтет заслуживающим награды дела благочестия и исчислит подлежащее наказанию стяжание нечестия. Где будет благодать, когда станут проверяться по своему качеству дела, добрые либо злые 19 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

“После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим”. Вот этот призыв Христа он обращен к каждому человеку: “Не будь неверующим, но верующим”. …“Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”. Итак, Фома не нуждался теперь в том, чтобы прикасаться к ранам Христа Спасителя, потому, что вера пробудилась в сердце этого человека. Господь иногда даже усиливает сомнение в других верующих людях, чтобы, преодолевая эти сомнения, мы обретали более совершенный дар веры. И вот эти слова, которыми мы окончим сегодняшнюю беседу, которые говорит Христос далее, они не относятся к апостолам, они не относятся к апостолу Фоме, они относятся к нам, которые собрались в этом храме. Иисус говорит ему: “Ты поверил, потому, что увидел меня”. Внимание! Слова, адресованные к нам с вами: “Блаженны не видевшие и уверовавшие”. Мы никогда своими плотскими глазами не видели Господа Иисуса, но мы верим в Господа Иисуса. И мы верим не потому, что Он удивил нас каскадом чудес с неба. Для нас чудом является любовь Христа Спасителя, который пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. Самое великое доказательство о Божественности Христа Спасителя, это конечно же Нагорная Проповедь, читая которую, мы видим горизонты надмирные, неземные, небесные, а через Святые Таинства церкви мы вкушаем благодать Вечной Божественной жизни во Христе и со Христом. И так, сегодняшнее Евангельское чтение обращается к нашей совести с призывом усилить свою веру. Я думаю, что Пасхальные дни и послепасхальные дни, это очень благоприятное время для того, чтобы усилить свою веру. Сказано: “Вера от слышания, а слышание от слова Божьего”. Вникая в тексты Святого Евангелия, мы усиливаем свою веру. Радуясь в эти дни о воскресшем Господе, мы усиливаем свою веру и делаем её более возвышенной, из субъективного состояния личной веры в состояние веры Божьей, как некий дар, который Бог посылает одним людям и не посылает другим.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-v...

Антипасха. Праздник оставленного сомнения В Неделю Фомину мы усиливаем свою веру и радость 23 апреля, 2023 В Неделю Фомину мы усиливаем свою веру и радость Всякий раз, когда в быту где-нибудь услышишь про «Фому неверующего», понимаешь, что чаще всего то, что сказано как бы к красному словцу, как раз и есть из серии про звон, который неизвестно откуда он. Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова/eparhia-saratov И не то что хотелось бы докопаться до фразеологизма, но все же немного обидно за апостола Индии. Фома не не поверил, а лишь не доверился тем, кто сообщил ему эту Весть, желая не просто убедиться лично, но и прикоснуться. И именно он в присутствии других апостолов, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, исповедовал Воскресшего Спасителя Богом, осязав Учителя, Его раны, Его Божество и Его как Человека. Радость еще одного… «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:24,25). В общем, можно только представить, в каком состоянии от момента взятия в плен и до самого Воскресения Христа находились Его ученики. Евангелие говорит нам о том, что предрек Сам Спаситель: ученики рассеялись. Рядом был лишь Иоанн и немногие из женщин, которые потом первыми увидят пустую гробницу. Женщины же и возвещают ученикам великую Новость. Господь воскрес, как и обещал, Его ученики бросятся к гробнице и увидят то же самое, что и пришедшие омыть Тело Господа верные мироносицы. Его там больше нет. И уже потом Господь является к ним Сам и являет им то, что в общем-то они и так знали. О смерти и Воскресении Своем Господь говорил им намного раньше событий Гефсимании. Что с ними происходило? Возможно, то, что происходит с обычным человеческим сознанием, когда оно видит и фиксирует то, что видит здесь и теперь. А увидели они крушение своих надежд. Он взят, бит, оплеван и казнен. И тут уже так все закрутилось, что от ненависти врагов Христовых могло бы перепасть и Его же друзьям. Что это? Мгновения мучительной слабости, просто человеческое малодушие? Все же готовы были пойти и умереть. А все разбежались, да и к тому же Петр, более всех остальных уверенный в своей верности, вовсе публично отрекся. Здесь можно много размышлять и думать. Но вот, наверное, слова апостола Фомы «если не увижу… если не вложу» более всего могли бы передать настроения апостолов в те дни. И потому не только увидел, но и осязал, и увидел больше иных, и проговорил увиденное: Бог мой!

http://pravmir.ru/antipasha-prazdnik-ost...

Видя недоумение Своих учеников, Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Господь разрешил ученикам подойти к Нему и осязать Его Тело, но и осязанию своему апостолы не сразу поверили, а только обрадовались и удивлялись. Чтобы окончательно убедить Своих учеников, что Он не дух, а истинный Человек с Душой и Телом, Христос попросил у них какой-нибудь пищи. Ему подали кусок печеной рыбы и сотового меда. Он взял пищу и стал есть перед Своими учениками. Удивительно, как глубоко было неверие апостолов в возможность воскресения своего Учителя! И после этого скептики еще решаются утверждать, что апостолы так слепо верили, что их Учитель воскреснет, так страстно хотели увидеть Его воскресшим, что довели свое воображение до болезненного состояния и потому видели не воскресшего Иисуса, а лишь призрак, созданный их мечтами. Возможно ли приписывать апостолам болезненное воображение, когда они не верили ни свидетельству мироносиц, ни даже своим собственным глазам. Доказав апостолам, что перед ними стоит не дух, а их воскресший Учитель с Душой и Телом, Христос сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами... Так написано (в законе Моисеевом), и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Но это радостное событие не должно оставаться только в Сионской горнице. О нем должен услышать весь мир. Апостолам необходимо нести свет Христова Воскресения всем народам. «Как послал Меня Отец, — сказал Христос апостолам, — так и Я посылаю вас». Но, посылая апостолов на проповедь, Господь дает им силу Духа Святого и власть над душами человеческими. Он дунул и сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Этим рассказом евангелистов закончилось пятое явление Христа в первый день Его славного воскресения. Во время пятого явления среди апостолов не было Фомы. Когда же он пришел в Сионскую горницу, апостолы с радостью рассказали ему о явление всем им воскресшего Учителя. Но апостол Фома им не поверил. На их горячие уверения он ответил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Говоря о возвращении к «Пославшему», Он подчеркивает, что Его возвращение связано с завершением той миссии, для выполнения которой Он был послан на землю. Говоря же о возвращении к «Отцу», Он указывает на Свой сыновний статус, не связанный с Его земной миссией: Он является изначальным, вечным, Единородным Сыном Отца, от Которого родился вне времени и к Которому из времени возвращается в вечность. Тема возвращения к Отцу становится рефреном беседы с учениками: вся беседа проходит под знаком этой уверенности Иисуса в том, что Он возвращается туда, откуда пришел. Он знает, что путь к этому возвращению лежит через смерть; знает, что учеников ждет скорбь, но обещает им, что эта скорбь претворится в радость ( Ин. 16:20–22 ). «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, имеется в трех синоптических Евангелиях ( Мф. 26:31–35 ; Мр. 14:27–31 ; Лк. 22:33–34 ). Версия Иоанна сильно отличается от трех других версий описываемого события. Здесь сюжет начинается с вопроса Петра «куда Ты идешь», за которым вскоре последует вопрос Фомы «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» ( Ин. 14:5 ). Евангелист рисует общую картину недоумения учеников, которым Иисус сначала говорит: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь» ( Ин.13:33 ). А затем призывает их не смущаться и не устрашаться ( Ин. 14:27 ), обещая, что, хотя они и будут иметь скорбь, она сменится на радость, которой никто не отнимет от них, потому что они вновь увидят Его ( Ин. 16:20–22 ). Именно в этом контексте разворачивается беседа с Петром. Предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от Него, было одновременно и предупреждением. Петр мог, запомнив это предупреждение, в нужный момент вспомнить о нем и не совершить то, о чем был предупрежден. Предведение Божье не означает необходимости для человека совершить то, что Бог предвидит: об этом мы много раз говорили на страницах нашего исследования, посвященного жизни и учению Иисуса, в связи с различными персонажами евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Да любите друг друга — кроме Лев 19:18, ср. Евангелие от Фомы 25 (Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего); похожие формулировки есть в кумранских текстах, ср. ещё замечание Иосифа Флавия (Война II 119), что “ессеи больше, чем другие, связаны между собой любовью”. Хотя верно, что в Нагорной проповеди Иисус проповедует любовь к врагам, выводя действие заповеди далеко за рамки круга приверженцев одной секты, Евангелие от Иоанна говорит, что взаимная любовь христиан отличается от всякой другой, так как она отражает и открывает миру взаимную любовь Отца и Сына. Взаимная любовь — выражение самой природы христианства, и если её нет, это значит, что в христианах нет той Божественной жизни, которая должна вдохновлять их и через них открываться миру. Как Я возлюбил вас — любовь Христа к ученикам, символически выраженная умовением ног, ведёт Его к смерти, см. 15:13 (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих). Слово как в данном случае означает не степень проявления, а основу любви как жертвенного служения. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? — хотя Пётр, как и иудеи в 7:35, не понял слов Иисуса о Его отшествии, он, как видно из следующего стиха, всё-таки понимает, что Учитель говорит о смерти. Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною — сейчас Пётр, несмотря на своё уверенное исповедание верности, не может отдать жизнь за Христа, хотя совершит этот подвиг впоследствии (21:18–19). Не может он и пребывать с Богом, хотя и это впоследствии будет ему дано (14:3). Следование за Иисусом — основное требование к ученикам, что в конце означает приобщение к Его смерти и Его славе. Почему я не могу идти за Тобою теперь? — Петр не воспринимает различия “ныне” и “после” — различия не только эсхатологического, но и духовного, см. 3:3–8. Человек не может своими силами или только вследствие своего решения последовать за Иисусом и войти в Царство Божие — для этого нужно особое действие Духа. Я душу мою положу за Тебя — обещание Петра встречается и у синоптиков (Мк 14:29 и параллели), хотя выражение положить душу характерно для Евангелия от Иоанна. Не пропоет петух — Марк (14:30), но не Матфей и Лука, прибавляет дважды. Отречешься от Меня трижды — у Матфея и Марка пророчество об отречении Петра происходит после вечери, у Луки (22:34) и Иоанна — на самой вечери. 31. Отшествие Иисуса — основание надежды и веры (14:1–31)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Далее Христос указывает, благодаря чему мы примирились с Богом. “Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа”. Его пробитые руки и ноги, рёбра Его, есть цена нашего искупления. Как апостол Павел писал позже: “Вы куплены дорогою ценою крови Сына Божьего”. “Иисус же сказал им вторично: мир вам!” Почему Христос повторяет это приветствие? Здесь Христос начинает учреждать Таинства Господнего примирения или Таинства исповеди. И второй раз произнеся слова: “мир вам”, Шолом-Алейхем, Он указывает на то, что через Святые Таинства мы будем иметь возможность из поколение в поколение переживать дар Божьего прощения, то, что Христос однажды обеспечил для нас на Кресте. “Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас”. А для чего Его послал Отец в этот мир? Резонный вопрос. Однажды, исцеляя одного человека, Христос сказал ему: “прощаются тебе грехи твои”. На что Иудеи стали возражать: “кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” На что Христос ответил: “Отец Мой Небесный и послал Меня прощать грехи. ” И теперь, когда Он готовиться вознестись на небо, Он эту уникальную власть прощать грехи оставляет на земле своим ученикам: апостолам, их преемникам, епископам и пресвитерам христианской церкви. “… как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго”. Все Таинства Церкви совершаются Духом Святым, и, чтобы апостолам и их преемникам иметь власть прощать грехи, им надо получить Духа Святаго для совершения этого ответственного служения. Далее Христос говорит: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”. Раннее, в Кесарии Филипповой, об этом мы читаем в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея, Христос, обращаясь к апостолу Петру сказал: “…ты — Петр камень, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её, и что свяжешь на земле будет связано на Небе, и что разрешишь на земле будет разрешено на Небесах”. То есть церковь имеет власть Ключей Божьего прощения. И то, что церковь разрешает на земле, разрешается на небесах, а то, что церковь связывает на земле, связывается на небесах.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-v...

– Если не увижу, – сказал сомневавшийся ученик, – на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Но это неверие – «неверие доброе» (служб. нед. антипасхи, вел. веч. стихир. на «Господи, воззв.» 4); источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, – под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему. И они не остались без ответа: после восьми дней (то есть в день воскресный) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: – Мир вам! ( Ин.20:26 ). Господь явился спустя восемь дней, чтобы апостол «Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время» (св. Иоанн Златоуст ). Исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обратился к нему с такими словами: – Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ). Конечно, «тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении» (св. Иоанн Златоуст ), чтобы апостол, «собственными, так сказать, руками взял радость воскресения из живоносных ран Воскресшего тела» (Филарет, митрополит Московский). Апостол исполняет веление Господа и «любопытною десницею» (служб. нед. антипасхи, мал. веч. стихир, на «Господи, воззв.») прикасается «к открытым устьям внутреннего источника жизни» (Филарет, митрополит Московский), что возвращает к жизни почти умершую было веру апостола. – Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ), – вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика. – Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ), – сказал Христос уверовавшему ученику. Этим ответом Господь в лице апостола Фомы выразил порицание всем ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверения и указал на превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом, ибо «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры» (св. Иоанн Златоуст ). Упрек Господа до известной степени относился и к прочим апостолам, убедившимся в истине воскресения только после явления им Воскресшего (см.: Лк.24:36–48 ), исключая, впрочем, апостола Иоанна, который от опустевшего гроба Христова унес с собою веру, что жив Господь (см.: Ин.20:8 ). «Кажется, – говорит Филарет, митрополит Московский, – можно видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «Ты поверил, потому что увидел Меня, – потом обращает взор одобрения на Иоанна и, хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает, – блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И показались им слова этих свидетелей-очевидцев пустыми, и не поверили им. В тот же день, когда все Апостолы, кроме Фомы, были вместе и, опасаясь преследования со стороны злобных первосвященников, тщательно заперли входные к ним двери, внезапно стал среди них Господь и сказал Свое обычное приветствие: «Мир вам!» ( Ин.20:19 ). Казалось бы, что как Клеопа и другой ученик узнали Иисуса по преломлению Им хлеба, так и десять Апостолов должны были бы узнать Его по голосу и по сказанному Им приветствию; но они не узнали Его, а смутились и даже испугались, приняв Явившегося им за призрак, за привидение, за дух. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И сказав это, показал им руки и ноги. И Апостолы стали подходить к Нему и рассматривать Его, и осязать руки и ноги Его, 11 и убеждаться таким образом, что это не дух; но, несмотря на все это, они все еще не верили, что перед ними стоит воскресший Учитель их; они дивились и, в предчувствии чего-то отрадного, успокоительного, обрадовались; лица их просияли. Видя такое неверие Апостолов, Иисус дал им еще одно доказательство Своего действительного воскресения: ел при них печеную рыбу и сотовый мед ( Лк.24:37–43 ). Фома не был при этом явлении Господа; и, когда ему рассказали обо всем происшедшем в его отсутствие, он не поверил и Апостолам-очевидцам, уже уверовавшим в воскресение Христово. На уверения их, что они действительно видели Господа, что осязали руки и ноги Его, и что Он ел при них рыбу и мед, Фома ответил: «Если сам не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, то словам вашим не поверю!» ( Ин.20:24–25 ). Вот как велико было недоверие Апостолов к чужим показаниям в таком деле! Через восемь дней Господь опять явился Апостолам, среди которых был и Фома. Фома был поражен, когда Господь прямо обратился к нему с требованием, чтобы он перстом осязал Его раны от гвоздей и рукой – прободенные ребра Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Ин.18:11 ), ученики растерялись и не знали, что им делать дальше. Иные сразу бежали, а апостол Петр спустя некоторое время отрекся от Господа Иисуса Христа. Мужества, соединенного со смирением, они еще не знали, оно было им неведомо. Находясь в таком состоянии, после того как, казалось бы, у апостолов была самая твердая вера, какая только возможна на земле, апостол Фома не то чтобы впал в сомнение, но уже не мог поверить чьему-то мнению со стороны, а должен был убедиться сам. Он решил, что ничего нельзя принимать с чужих слов. Надо думать, что нечто подобное происходило со всеми апостолами. Раньше апостол Петр часто выражал общее настроение учеников, а в данном случае апостол Фома выразил то, что переживали все, и выразил это самым откровенным образом. Из-за своей простоты и чистосердечия он несправедливо назван в народе неверным. Он хотел увериться по-настоящему, истинно, а не признать что-то формально с чужих слов и остаться после этого таким же, каким был прежде, теплохладным и безразличным (к сожалению, так часто бывает с нами). Апостол Фома так поступить не мог, потому он и сказал эти слова: «Если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю». Итак, вот как произошло уверение Фомы: «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед Иудеями двери были затворены там, где были ученики, — пришел Иисус и стал посредине и говорит им: мир вам!» (ст. 19). Спаситель вошел сквозь закрытые двери, показывая этим, что после Воскресения Его плоть преобразилась и стала духовной. Это следует понимать не в том смысле, что она потеряла свойства человеческой природы и что Господь как бы развоплотился, а в том, что у человека духовного плоть становится слугой его духа, наподобие того, как наша душа, когда подчиняется жизни тела, становится плотяной и бывает вынуждена следовать, как раб, за желаниями плоти (иногда грубыми, греховными, отвратительными). В Воскресении Спасителя, напротив, произошло полное торжество человеческого духа, и плоть приобрела свойства духа, поэтому могла проходить сквозь запертые двери.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010