Отныне прощение грехов сосредоточено в их руках. Они судьи, уполномоченные Богом. От их решения зависит участь человека в вечности. Они приняли «Духа истины», благодаря чему их решения предопределяет Св. Дух 237 . Это поручение является осуществлением обетования Прощальной беседы: «Утешитель придет к вам... И придя, Он явит миру его заблуждение о грехе и о праведности и о суде» (16:7 – 8) – и завершает темы суда и греха в Евангелии от Иоанна. В отличие от книги Деяний св. апостолов, у евангелиста Иоанна Вознесение и сообщение Св. Духа ученикам происходит в первый день Воскресения, а не спустя сорок и пятьдесят дней. Не случайно евангелист говорит о первом дне недели (20:19). Для него это начало нового творения. Воскресший Христос сообщает человеку новую жизнь. Дуновение Иисуса Христа напоминает, как в книге Бытия Адам «стал душею живою» благодаря дыханию жизни, которое «вдунул в лице его» Бог ( Быт 2:7 ). Уверение Фомы «Ф ома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус» ( Ин 20:24 ). Отсутствис Фомы никак не объясняется 238 . То, что Иисус прошел сквозь закрытые двери, даёт Фоме повод усомниться в реальности увиденного апостолами 239 . Он хочет удостовериться, что это действительно была плоть Распятого: «...если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего вместо гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (20:26). Впоследствии пробитые гвоздями руки подтверждают Его страдания, а рана в боку – подлинность Его смерти. «И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!» (20:26). А затем приглашает Фому убедиться в подлинности ран на Его теле: «...дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим» (20:27). Евангелист не говорит, что Фома решился исполнить своё намерение. Всеведения Иисуса Христа оказалось достаточно, чтобы он поверил: «Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой!» (20:28). Это самое высокое наименование Иисуса Христа на страницах четырёх Евангелий. Исповедание Фомы напоминает начальные строки пролога, где говорится, что Слово было Богом (1:1). Цель составления Евангелия «Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (20:29). Эти слова Иисуса Христа звучат как обращение к читателям Евангелия. Поэтому в заключение этого эпизода Иоанн открывает доктринальный замысел своего труда – привести его читателей к вере: « Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30 – 31). Книга Иоанна посвящена осмыслению знамений, и Воскресение стало последним из них. Виденье и вера

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Уже и сейчас свободы этой на земле остается все меньше и меньше. Человека почти убедили, что он только песчинка, только винтик, что он до конца и безнадежно подчинен «законам науки», «законам общества», «законам материи». Успеет ли он проснуться и понять, что от малой горстки верующих зависит сегодня, уцелеет ли он как личность, удержит ли свою свободу, вернется ли в мир не рабом, а господином, не средством, а целью? Поэтому совсем по-новому звучат в наши дни слова апостольской проповеди: К свободе призваны вы, братия ( Гал.5:13 ); по-новому звучат слова Христа: Познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ); по-новому, наконец, звучат все пророчества, все предупреждения таких людей, как Толстой или Достоевский, знавших и всем своим творчеством доказавших, что там, где умирает Бог, воцаряется зверь. Враги одухотворения. Поразительное мировоззрение Христос воскресе! . В первое воскресенье после Пасхи читается в церкви Евангелие об уверении Фомы. В нем рассказывается, как воскресший Господь пришел к ученикам, но одного из двенадцати, Фомы, не было при этом. Когда же остальные рассказали Фоме, что видели Христа, тот сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). После восьми дней,– продолжает евангелист, – опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай... руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20:26–29 ). Рассказ этот – нужно ли доказывать? – не о Фоме только, а о многих людях, и в первую очередь о современном человеке, так как именно это неверие Фомы возвела наша эпоха в принцип, провозгласив единственно достойным человека отношением к жизни: «Не увижу – не поверю». Разве не навязывают нам мировоззрение, полностью отказывающее в существовании всему, что нельзя потрогать, измерить, взвесить? Фома-скептик стал своего рода прототипом современного человека, ибо подобный же скепсис вызвал к жизни поразительное учение – материализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

17-18; Лк 22. 7), претерпел страдания и смерть (Мф 26. 37-38, 50, 59-67; 27. 11-50; Мк 14. 33-46, 55-65; 15. 1-37; Лк 22. 41-54, 63-71; 23. 1-37, 46; Ин 18. 3-12, 19-24, 28-40; 19. 1-18, 28-30). И. Х. Сам называл Себя «Человеком» (Ин 8. 40) и «Сыном Человеческим» (Мф 24. 27, 30, 37; 25. 31; Мк 9. 12; Лк 6. 22; 9. 56; 11. 30; Ин 1. 51; 3. 13-14 и др.). Сопоставляя И. Х. и Адама, ап. Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15. 47). Говоря о Посреднике «между Богом и человеками», он указывает, что таким Посредником является «человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). В проповеди, с к-рой ап. Павел выступил в афинском ареопаге, он называет И. Х. «Мужем», Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 17. 31). Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Как истинный человек И. Х. имел духовно-телесную природу. Его тело пред смертью было помазано драгоценным маслом (Мк 14. 3-9); после смерти оно погребается в пещере (Мф 27. 58-60; Мк 15. 43-46; Лк 23. 50-55; Ин 19. 38-42). Воскресает И. Х. также с телом, хотя для Его учеников это чудо оказалось столь необычным, что они долго не верили в него, а при встрече с Воскресшим думали, что «видят духа» (Лк 24. 37). Он укорял их за это: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк 24. 38-40; ср.: Ин 20. 27). Как истинный человек И. Х. имел и душу, о чем свидетельствуют Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26. 38); и: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23. 46). По словам ап. Павла, «первый человек Адам стал душою живущею», а последний Адам (т. е. И. Х.- Авт.) есть дух животворящий» (1 Кор 15. 45). Употребляемые в данных случаях понятия «дух» и «душа» обозначают духовную составляющую человеческой природы. Как человек И. Х.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Некоторые люди ставят под вопрос право священника отпускать грехи, недоумевают, почему нельзя получить прощение грехов напрямую от Бога, просто каясь перед Ним. Ответ мы находим в Евангелии: прощать или оставлять грехи Христос поручил апостолам. И сменившим их преемникам — епископам и священникам. 6. УВЕРЕНИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ Что мы об этом знаем В Евангелии от Иоанна мы читаем, что после восьми дней с момента явления Господа в запертом доме апостолы снова собрались все вместе, на этот раз уже с Фомой. Он слышал от них о явлении живого Христа, но отказывался до конца поверить такому счастью: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И вот Господь вновь является ученикам и лично удостоверяет Фому в Своем Воскресении: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:26–29). Когда и где это произошло После восьми дней, начиная со дня Воскресения Христова, — это когда? По мнению Иоанна Златоуста, речь идет снова о дне Господнем, по-нашему — воскресном: «восемь дней прошло от одного дня Господня до другого». Счет дней здесь такой же, как и в случае с самим Воскресением: Господь воскрес в третий день, начиная с пятницы, когда Он был распят. И уверение Фомы произошло в восьмой день, начиная с того, в который Спаситель воскрес. Место было, очевидно, то же самое, в котором Господь являлся апостолам неделей прежде: так называемая Сионская горница, возможно, дом апостола Иоанна Богослова. Какое значение это событие имеет для нас Церковь отмечает Фомину неделю (тот самый день, когда Фома уверовал) в воскресенье, следующее за Пасхой, практически как самостоятельный Фомина неделя не входит в число 12 важнейших праздников церковного года, но по многим особенностям богослужения приближается к ним. Например, тропарь и канон на утрене поются не традиционные воскресные, а особые, праздничные. двунадесятый праздник. Чем же так важно это событие?

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Осязание реальности Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое,  действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти. И  реальность эта осязаема , и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами.  Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой». Богословие Образа Этот образ — один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» — еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое  в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости. И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь  стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного. «Разумети Писания» В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова. После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ио. 5,39).

http://pravmir.ru/novoe-osyazanie-uveren...

Если бы мы всей душой приняли ту истину, что Иисус есть Господь и Бог, что Иисус есть Христос, Сын Божий, тогда, безусловно, трепет исполнил бы все наше существо и мы, вспоминал наши бесчисленные отклонения от евангельских заповедей, вспоминая, сколько раз мы не слушали и попирали даже свою грубую, слепую совесть, пришли бы в трепет, страх и ужас. Все бы в нас изменилось, нас уже не нужно было бы убеждать и нал не нужно было бы проповедовать. Потому что в таком случае не только умственная но истинная, глубокая, искренняя, жизненная, сердечная вера переменила бы век нашу жизнь, сделала бы нас совсем другими людьми, и мы действительно жили бы только во имя Иисуса Христа, Сына Божия, Господа и Бога нашего. Аминь. 7 мая 2000 года О том, что необходимо жить в имени Спасителя Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний день называется Неделей, то есть воскресным днем, о Фоме. Мы вспоминаем событие, которое хронологически произошло на восьмой день после Воскресения Спасителя. Вечером в первый день Пасхи мы читали Евангелие о том, как Господь наш Иисус Христос явился апостолам, с которыми в то время не было Фомы. А сегодня мы читаем и это же самое евангельское зачало, и его продолжение, которое повествует об уверении апостола Фомы в истинности Воскресения Господа. Говоря о вере и неверии, мы предполагаем, что сейчас, спустя уже почти две тысячи лет после воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, трудно стяжать истинную, глубокую, сердечную веру. Нам кажется, что для того, чтобы ее приобрести и удержать, чтобы эта вера была живой и действенной, необходимы чрезвычайные усилия, мучительная борьба с собой. И это справедливо — так оно и есть. В то же время, обращаясь к истории первого поколения христианства, изложенной в евангельском повествовании, особенно вспоминая апостолов, ближайших учеников Спасителя, мы представляем себе, что для них это было чрезвычайно легко и просто. Нам кажется, что чудеса, которые они видели, и в особенности Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, — это событие даже и чудом трудно назвать, ибо оно больше, чем чудо, — делали для них обретение настоящей веры простым и естественным.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И вот: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 26–29). Считается, что сомнение Фомы было особенным – оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней. Еще раз апостол Фома упоминается в рассказе о чудесной ловле рыбы на Тивериадском озере; однако он не принимает активного участия в произошедших там событиях. Благословение на проповедь Вместе со своими собратьями по апостольству Фома принял Святого Духа, и провел последующие несколько лет в Иерусалиме, по мере сил содействуя укреплению и распространению христианской общины. Когда же апостолы решились покинуть Иерусалим и отправиться по всей вселенной с проповедью о Христе, они бросили жребий – по жребию Фоме досталось проповедовать в Индии. Он был очень огорчен, не желая идти в далекую языческую страну. Слова собратьев, убежавших Фому идти в Индию, поскольку такова воля Божия, никак не повлияли на апостола – он не хотел идти в Индию. Тогда апостолы стали молиться о Фоме к Господу. И Сам Господь явился ему и сказал, что благодать Святого Духа будет с Фомой во время проповеди в Индии. Но Фома по-прежнему колебался. И вот, для нового уверения Фомы, Господь Иисус обещал устроить всё так, что Фома непременно попадет в Индию и получит все условия для проповеди. Как раз в это время некий Аван, или по другому произношению Хаббан, доверенное лицо одного из индийских царей Гундофара, искал в Палестине искусного архитектора, так как царь хотел построить себе новый дворец не хуже, чем у римских императоров. Этому Ава-ну-Хаббану и явился Господь, сказавший, что имеет искусного раба-архитектора, которого и предложил нанять. После этого купец пришел к Фоме и сказал, что его хозяин повелевает ему идти в Индию – строить дворец для царя Гун-дофора. Поняв, что Господь устроил всё, как и обещал, Фома отправляется в Индию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ибо Фома в переводе значит бездна, или пучина и близнец, или колеблющийся надвое 59 ; ему-то и привелось двоиться пред пучиною и непостижимостью тайны воскресения. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей. Кажется, не воскресению не верит 60 , а только хочет точнее исследовать, тоже ли тело воскресло? Потопу что если бы в воскресении не был уверен, то сказал бы скорее: если не увижу Господа, не поверю. А теперь, желая осязать руки и ребра, явно показывает, что сомневается о теле. Ибо, услыша от учеников, что Он вошел при заключенных дверях, пришел к мысли, что Он сложил тело и остается духовным существом. Это самое было и с другими учениками, которые думали, что видят духа ( Лук. 24:37 ). Но что тело плотское воскресло духовным, никто не станет противоречить; иначе, как, же заключенные двери пропустили грубое тело? Но и не в невещественное что – либо изменилось оно, ни в природу божественную, на, то самое тело, которое пострадало, силою божественною преобразовалось в тонкое, духовное, и остается телом, сияющим славою божественною. И таким образом Он бесплотен, но не бестелесен 61 . И если не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Обращай мысль не на одно только неверие Фомы, а смотри и на твердость его и ревность к дознанию. Ибо так как ему, предстояло открыто и дерзновенно, проповедовать о воскресении Господа и говорить вместе с Иоанном о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни ( Ин. 1:1 ): то не безместно любопытствует и исследует, удостоверяя пытливостью своею и других. Не один только Фома не верил; и остальные увидя Господа, колебались. Ибо Матфей говорит: иные усомнились (28:17); а Лука: подумали, что видят духа (24:37). Итак, все утверждаются в вере чрез прикосновение Фомы. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были заперты, и стал посреди их, и сказал мир вам! Таким же образом, как и прежде, входит к ним; и поскольку непостижимо присутствовал, когда Фома произносил слова неверия, то властно позволяет ему свободно коснуться Себя: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

После вопросов Петра и ответа Иисуса, низвергшего одного из первых Своих учеников в последние, предсказав ему троекратное отречение, показав этим низвержение уверенности в том, что стоит только “захотеть” — и можно стать “верным” учеником, “своими силами”, по-человечески; как бы напоминая, что верность тоже даётся от Бога, как Его дар. Христос теперь уже Сам возвращается к вопросу — “куда” Он идёт. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин 14:4). Здесь апостол Фома почти повторяет слова Петра: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин 14:5). Как сказано в четвёртой песне канона Недели Антипасхи: “…премудрости и разума наполняет мир Близнец”. Благодаря вопросу Фомы мир узнал слова Христа: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). Учёный монах Евфимий Зигабен считает вопрос Фомы следствием его “телесности”, заземлённости, что свойственно неверующим в Воскресение из мёртвых: “Место, куда шёл Иисус Христос, Фома представлял себе каким-нибудь чувственным, равным образом и путь” 2 . Но где чувственное, там и страх земной перед “убивающими тело”, страх за жизнь телесную. «Слова же: “камо идеши”, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — Пётр сказал по внушению великой любви, а Фома от страха. “Господи, не вемы, камо идеши”. Мы не знаем, говорит, места, и как можем знать путь, туда ведущий? И смотри, с какою робостью. Не сказал: укажи нам это место, но “не вемы камо идеши”» 3 . Апостол любви Иоанн свидетельствует в своём Первом Соборном послании: Боящийся не совершенен в любви (1 Ин 4:18). Фома, как и все ученики, кроме Иоанна, не достиг ещё совершенства в любви ко Христу, иначе он не стал бы говорить: “не знаем, куда идёшь”, а возрадовался бы. Если бы вы любили Меня, — говорит Иисус, — то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин 14:28). Фома не возрадовался, как Авраам, через которого Господь показал “царский путь” верующего к вечной любви. Иисус сказал иудеям: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин 8:56). Авраам принёс в жертву свой рассудок, и это вменилось ему в праведность (Гал 3:6), и так он сохранил жизнь своего любимого сына. Авраам, “препоясав чресла ума”, не стал задавать вопросов, а оставил всё на усмотрение Бога. Нет более высокой жертвы Богу, чем “сокрушение” собственного рассудочного духа (“духа смерти, пустоты и ничтожества” — свящ. Павел Флоренский). Авраам абсолютно поверил Богу, полностью доверился Его воле, так же поверит Богу и Божия Матерь: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), так же скажет в молитве Христос: но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк 14:36). По слову апостола Павла: верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:9). С Авраамом — “рыцарем веры”, человеком героического духа, одним из первых “духовных камней” в основании Церкви Божией во Христе.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

После входа прокимен великий «Кто Бог велий» и пр. Этот прокимен, как и все прокимены, великие и малые, взять из псалма ( Пс. 76 ): «Какой Бог так велик, как Бог наш? Ты Бог, который творишь чудеса». Стихи к этому прокимену (из того же псалма): 1) «Являл могущество Твое среди народов»; 2) «Прискорбно для меня сие изменение десницы Всевышнего»; 3) «Помню я дела Господа; древнее чудо Твое». Вслед за прокименом дьякон возглашает: «и о сподобитися нам слышанию св. Евангелия, Господа Бога молим», и читается евангелие Иоанна, зачало 65 ( Ин. 20:19–25 ). Здесь рассказывается об явлении в первый же день воскресения Господа Иисуса ученикам своим. Поздно вечером в этот день собрались ученики Господа Иисуса вместе и заперлись из опасения иудеев. Как сказано выше, они, кроме ап. Петра, видевшего Самого Господа, не верили еще воскресению, несмотря на все уверения этого апостола и жен мироносиц. И вдруг явился в среде их воскресший и сказал им: «Мир вам!» Но и при этом явлении сомнения еще колебали их; испугавшись, они подумали, что видят духа. Чтобы уничтожить всякое сомнение, Господь показала им руки и ноги, и бок свой. Тут-то возрадовались они всей полнотой радости. «Иисус сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказал сие, дунул, и говорит им: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Но при этом явлении не было одного из апостолов – Фомы. Когда передали ему ученики, что видели Господа, он отвечал: «Не поверю, если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки Моей в бок Его». Странное неверие со стороны Фомы, которое самое имя св. апостола навсегда соединило с выражением – неверующий. Но, как уже казано, по целям провидения, событие, завершившее дело спасения, должно было пройти все степени человеческих сомнений, чтобы после не могло остаться уже и тени их. «О доброе неверие Фомино! верных сердца к познанию приведе», – так говорится в церковных песнях. Сам Господь, явившись через восемь дней апостолам, среди которых быль и Фома, не только не осудил его за такое неверие, но вполне удовлетворил его желание, и лишь заключил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и веровавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010