1162 Макарий Египетский, преп. Духовные беседы. С. 262. Беседа 37, 10. 1163 Григорий Богослов, свят. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 517. 1164 Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Послание к Римлянам. 18, 5//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 9. Кн. 2. С. 728. 1165 См.: Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни//Угодник Божий Серафим. Т. 1. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. С. 131—132. 1166 См.: Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С.131—141. 1167 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 149. 1168 См.: Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни//Угодник Божий Серафим. Т. 1. С. 127. 1169 См.: Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни//Угодник Божий Серафим. Т. 1. С. 127. 1170 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 149. 1171 См.: Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Матфея. 82, 4//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 7. Кн. 2. М.: «Златоуст», 2001. С. 826. Ср.: Тертуллиан. О крещении. С. 97. [Гл.] 7. 1172 См.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XVIII, 24//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 307. 1173 Хомяков А. Церковь одна//Хомяков А. Собр. соч. Т. 2. М., 1880. С. 3. 1174 Подробнее см.: Воронов Л., прот. Догматическое богословие. С. 85—90. 1175 Пространный катихизис. С. 51. 1176 Послания Патриархов о православной вере. С. 157. 1177 Пространный катихизис. С. 50. 1178 Например, см.: Мефодий Патарский, св. Пир десяти дев. 3, 8//Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. С. 51. 1179 Можно сослаться на древние предания о том, как мц. Фекла своей молитвой исхитила из вечного огня Фалконилу, а свят. Григорий Двоеслов — императора Траяна. Свят. Марк Эфесский ссылался на эти факты как на вполне достоверные свидетельства. См.: Марк Эфесский, свят. Первое слово об очистительном огне//Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: «Посад», 1994. С. 61.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

422 Феофилакт Болгарский, на Евр.11:1. 423 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.6:5—8. С. 165—166. 424 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.4:23—24. С. 146. 425 Там же. С. 146—149. 426 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XX, 2, 168—169. С. 180. 427 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XX, 2, 169—170. С. 180—181. 428 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XX, 3, 170—171. С. 182. 429 Этот и следующий тропари в последовании четвертка первыя седмицы меняются местами. 430 Макарий Египетский, 18, 7, 2; 46, 2, 7. 431 Макарий Египетский, 48, 2, 1. 432 Макарий Египетский, 1, 13, 5—6. 433 «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство»: 434 Лествица. 15, 86. 435 Марк Подвижник. О мнящихся, 17/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 61. 436 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XX, 4, 171. С. 183. 437 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.11:1—4. С. 239—240 (с отсылкой на 2Цар.8:13; Ис.43:12; Иер.32:20). 438 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXX, 3, 276—277. С. 316. 439 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXX, 3, 277. С. 317. 440 «Щедрость дающего блаженнее, нежели скудость принимающего, особенно та щедрость, которая подает не из денег, сбереженных по неверию или безнадежности (на Промысл Божий), и не из сокровищ, скрытых по скупости, но происходит от плода собственного труда и благочестного пота», когда подающий «своим трудом не только удовлетворяет свои потребности, но с благочестивой заботливостью спешит приготовить еще, что подать бы нуждающемуся (это относится особенно к монахам)»; таковой «почитает Бога от своих праведных трудов, приносит Ему жертву от плодов своей правды» (Иоанн Кассиан. К Кастору, 10, 19, со ссылкой на Деян.20:35). 441 Сребролюбие производит немилосердие и «нескверно благотворение пребыти не оставляет» (Марк Подвижник. О мнящихся, 87; 138/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 67, 72). 442 Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, изъясненная по святоотеческим толкованиям. М., 1993, с отсылкой к Евсевию, Златоусту и Исихию (репринт с изд.: Киев, 1882); далее цит. как: Зигабен с отсылкой на соотв. стих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

276 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.3:21. С. 115—116. 277 В литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого молитва об оглашенных; в Последовании Святого Крещения в мирной ектении 12-е прошение. 278 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XII, 4, 108. С. 99. 279 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.3:21. С. 115—116. 280 Этот тропарь стоит здесь в последовании первой седмицы постов. В четверток пятыя седмицы он — выше. 281 Антоний Великий, 85/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 27. 282 Марк Подвижник. О законе, 119/Добротолюбие славянское. Т. 1, 53; ср.: 180/Там же. С. 57. 283 В Последовании ко Святому Причащению молитва иная, Златоустаго; Исповедание грехов повседневное. 284 Иустин (Попович), преподобный. Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М., 2005. С. 128, 136. 285 Лествица. 15, 73. 286 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 6, 134. С. 136. 287 Великий канон, на 2-й песни тропарь 3-й; также: В службе Пресвятей Богородице, ради иконы Ея, именуемыя «Умиление» или «Радость всех радостей», на утрени канон, глас 4, в 3-и песни тропарь 1-й 288 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 470. 289 Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М., 1982. С. 97—98 (в чине Божественной литургии святого Иоанна Златоустого). 290 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 1, 149. С. 156. 291 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 1, 148—149. С. 155. 292 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 92 29). 293 Макарий Египетский, 25, 1. 16; 49, 6, 5. 294 Макарий Египетский, 2, 3, 7; Антоний Великий, 22; 52/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 15, 20. 295 Макарий Египетский, 54, 2, 4. 296 «Страсти не наши, но чужие» (Макарий Египетский, 40, 1, 5). Видимо, поэтому «те раны и язвы страстей, которые душа несет поневоле, Господь не ставит ей в вину» (Макарий Египетский, 63, 3, 5). 297 «Благочестивые — над всем владыки ... слабые и грешники — всего рабы» (Макарий Египетский, 45, 1, 4). 298 «Не по естеству бывающая, суть грехи, но по произволению лукавая»: «каждый член грешит, лукавая вместо благих, против воли Божией, самопроизвольно делающий» (Антоний Великий, 60/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Особая ревность и стремление научить и духовно просветить проявилась у о. Николая в послереволюционное время, когда мрак безбожия и нравственное опустошение расползались по стране. Хронологически видна активность о. Николая, как проповедника-просветителя. Записи его проповедей хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии 437 . 7 ноября 1916 года. Речь перед панихидой у гроба Преосвященного Никанора (Надежина) епископа Олонецкого и Петрозаводского. С. 78. 19 мая 1918 года. Слово перед молебном по окончании 1917–1918 учебного года в Олонецкой Духовной Семинарии. С. 55. 16/3 апреля 1920 года. Речь при открытии Петроградского Богословского института (в Петрограде). С. 57. 13 апреля 1920 года. Речь, сказанная в ответ на приветствия Богословскому Институту от разных учреждений и лиц. С. 60. 19 мая 1920 года. Слово по случаю 100-летней годовщины со дня рождения (05. 05. 1820) историка Сергея Михайловича Соловьева . (Сказано в храме Троицкого подворья при Петроградском Богословском Институте). С. 79. 26/13 июля 1920 года. Слово перед отпеванием профессора-академика Б.А. Тураева . С. 83. 20/7 августа 1920 года. Слово перед отпеванием академика Алексея Александровича Шахматова в Петрограде. С. 85. 19/6 марта 1921 года. Беседа 10-я в Казанском соборе. Христианство , его исторический ход и победа над древним миром. С. 363–369. Р-1363. 25/12 апреля 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Евангельское изображение Христа, как Богочеловека. С. 17–26. Р-1363. 17/30 июня 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Богочеловек Иисус, как совершитель нашего спасения. С. 123–134. Р-1363. 28 августа 1921 года. 17-я беседа в Казанском соборе: О Церкви. Церковь в мире. Отношение к ней и ее значение для мира. С. 149–156. Р-1364. 31 октября/13 ноября 1921 года. Слово в Казанском соборе перед панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября. С. 87. 17 февраля 1924 года. Беседа 18-я в Морском соборе: О Царстве Божием. С. 35–42. Р-1364.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

на кн. прор. Исайи. 45:13:6:267 ); похвала ее в том, если есть в ней благочестие (Беседа на кн. Деян. Ап. 20:3:9:267). Изображая внутреннюю, духовную деятельность Церкви, святой Иоанн Златоустый называет её врачебницею и училищем любомудрия, воспиталищем и школою души, она опытно учится востекать к небесам. Церковь – духовная баня, многоразличными способами покаяния омывающая не нечистоту тела, но скверну души (Толк. на перв. посл. к Кор. 15:5:10:613–614). «Церковь –возстановительница падшаго» (О покаян. 8:1:2:378). Церковь – общая наша мать (Прот. иуд. 1:8:1:661). «Не удаляйся от Церкви, – увещевает Святитель, – потому что нет ничего сильнее Церкви: твоя надежда – Церковь, твоё спасение – Церковь, твоё убежище – Церковь» (Беседа, когда Евтропий был схвачен, 6:3:415). По своему спасительному значению для потопающего в грехах человечества, Церковь подобна ковчегу Ноя, но в то же время и несравненно превосходит его... – «Как ковчег спасал среди моря бывших внутри него, так и Церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спасал, а Церковь делает нечто большее: например, ковчег принял в себя бессловесных и спас их бессловесными; Церковь приняла неразумных людей и не только спасает их, но и преобразует. Ковчег принял ворона и выпустил ворона; Церковь принимает ворона, а выпускает голубем, принимает волка, а выпускает его овцой: когда войдёт сюда человек хищный, корыстолюбивый, и послушает вещаний Божественного учения, то переменяет образ мыслей и из волка делается овцой» (О Лазарь. 6:7::860). «Поэтому не погрешил бы тот, кто назвал бы Церковь лучшею ковчега, потому что ковчег принимал животных и сохранял их такими же, а Церковь принимает животных и пременяет их» (О покаян. 8: 1:2:378–379; ср. Беседа о свящ.-муч. Фоке, 2:2:749). Самое имя « Церковь » есть соединение, собрание (Беседа на псалм. 149, 1:5:553) это имя не разделения, но единения и согласия (Беседа на перв. посл. к Кор. 1:1:10:8). Наглядное же и в высшей степени глубокое и содержательное раскрытие того, какое соединение разумеет здесь Иоанн Златоустый , даёт его учение о Церкви как теле Христовом, в е которого лежит учение ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35.    Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400.    Там же. С. 703.    Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян.    Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374.    Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 121—122.    Опт. старец Анатолий. Письма. С. 127.    Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I, п. 88. С. 122.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 694, 470.    Цветник духовный. Ч. II. С. 36; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 129.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. п. 50. С. 61.    Преп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном. Гл. 9.    Епископ Буго//Указ. соч. С. 23.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. П. 59. С. 130.    Жизнеописание монахини Елецк. монаст. Магдалины. С. 31.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 82.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к инокам. С. 239—240.    С. Четвериков. Старец Амвросий. С. 136.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 564.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 45; игум. Антоний. Письма, п. 149. С. 179, иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 79. С. 183.    Иеросхм. Арсений. Маргарит. С. 165.    Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово в день обретения мощей преп. Сергия во время губительной болезни. С. 77.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   По творениям свт. Иоанна Златоуста, преп. Иоанна Кассиана, Варсонофия Великого, свт. Тихона Задонского, Оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия, Иакова, архиеп. Новгородского, еп. Феофана Затворника, Петра, еп. Томского, старицы Матрены Задонской и мн. др.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 42. С. 83.    Прот. Петр Миртов. Источник утешения. Слово в память погибших при Цусиме//Прибавл. к церковн. Ведомостям. 1912, 20. С. 820.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, §§ 427 и 428.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, гл. 125//Добротолюбие. Т. III. С. 261—262.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 10 на посл. Римл. С. 590—591.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293—294.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 289. С. 470.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. С. 79.    Он же. Беседа 6 на послан. к Титу.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами. С. 47.    Там же. § 56.    Еп. Феофан. Письма//Духовный Вестник. 1896, 43—44. С. 682.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 159. С. 165.    См.: Пролог на 21 июля.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Евангелие от Матфея.    Иаков, архиеп. Нижегородский//Прот. Гр. Дьяченко. Практическая симфония. С. 474.    Еп. Гермоген. Минуты пастырского досуга. T. I. М., 1882 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Беседа 28 на Евангелие от Матфея. С. 268.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, §§ 168 и 141.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 156.    Свт. Василий Великий//Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. С. 485.    Преп. Нил Синайский. Мысли, отводящие от тленного, § 36//Добротолюбие. T. II. С. 282.    Там же, § 9. С. 280.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 411. С. 691; п. 53. С. 115; п. 336. С. 598.    Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Листок издания Троице-Сергиевой Лавры, 135. М., 1882. С. 1—2.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111.    Игум. Антоний. Письма, п. 21 и 255. С. 24 и 323.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Макарий Египетский, 49, 2, 7—8.    Никита Стифат. Третия сотница, 90/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 476.    О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 586.    Написав этот тропарь, преподобный Андрей словно предвидел базовые принципы материалистической биологии, господствовавшей в XX в., которая выводит действия ума только из физиологии головного мозга человека, а само это предвидение показывает внутренние, метафизические причины такой постановки вопроса.     «Бог есть дух»:    Как пишет современный комментатор, ссылаясь, в частности, на апостола Павла (1Кор.15:44), «согласно словам Библии, человек тогда еще не имел тела плотного, “густого» — оно было более “тонким», духовным, не таким, как наше» (Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет: Пятикнижие Моисеево. 3-е изд. М., 2003. С. 55).    Иустин (Попович), преподобный. Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М., 2005. С. 123.    Кирилл Иерусалимский, святитель. Слова огласительные. М., 1855. Слово 4, 30; 18, 19—20.    Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 37, 77, 885.    Макарий Египетский, 18, 6, 3.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 5, 131. С. 133—134.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 1, 149. С. 156.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 4, 130. С. 132.    В Последовании погребения мирских человек седален, глас 6.    Мф.22:11—14; Во Святый и Великий вторник на утрени на хвалитех стихира самогласна 1-я.    Последование погребения мирских человек, стихиры подобны на целование, глас 2, стихира 8-я.    Быт.3:7, 21: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.... И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»:    Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.3:21. С. 114.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 6, 133. С. 136.    Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.3:21. С. 115—116.    В литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого молитва об оглашенных; в Последовании Святого Крещения в мирной ектении 12-е прошение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

256 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры Пер. А. Бронзова. М.— Ростов н Д., 1992 [репринт с изд.: СПб., 1894]. 257 Макарий Египетский, 49, 2, 7—8. 258 Никита Стифат. Третия сотница, 90/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 476. 259 О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 586. 260 Написав этот тропарь, преподобный Андрей словно предвидел базовые принципы материалистической биологии, господствовавшей в XX в., которая выводит действия ума только из физиологии головного мозга человека, а само это предвидение показывает внутренние, метафизические причины такой постановки вопроса. 261 «Бог есть дух»: 262 Как пишет современный комментатор, ссылаясь, в частности, на апостола Павла (1Кор.15:44), «согласно словам Библии, человек тогда еще не имел тела плотного, “густого» — оно было более “тонким», духовным, не таким, как наше» (Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет: Пятикнижие Моисеево. 3-е изд. М., 2003. С. 55). 263 Иустин (Попович), преподобный. Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М., 2005. С. 123. 264 Кирилл Иерусалимский, святитель. Слова огласительные. М., 1855. Слово 4, 30; 18, 19—20. 265 Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 37, 77, 885. 266 Макарий Египетский, 18, 6, 3. 267 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 5, 131. С. 133—134. 268 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 1, 149. С. 156. 269 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 4, 130. С. 132. 270 В Последовании погребения мирских человек седален, глас 6. 271 Мф.22:11—14; Во Святый и Великий вторник на утрени на хвалитех стихира самогласна 1-я. 272 Последование погребения мирских человек, стихиры подобны на целование, глас 2, стихира 8-я. 273 Быт.3:7, 21: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.... И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»: 274 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.3:21. С. 114. 275 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 6, 133. С. 136.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Отсюда понятно, почему отцы церкви, рассуждая о нравственном законе Божием, вложенном в природу человека при самом ее сотворении, входили в рассмотрение духовной его природы, какою она вышла из рук Творца и какою она стала по грехопадении. Рассуждая о нравственном законе Божием, его отличии от законов физических, они старались доказать, что основание и сущность этого закона находятся в воле Божией. В связи с естественно-нравственным законом церковные писатели определяли и уясняли природу совести, ее действия и проявления и ее психический характер. Вопросы о главном начале христианской нравственности, о побуждениях к исполнению нравственного закона, о добродетели и грехе, о нравственном вменении, о благодатном возрождении человека и цели всех нравственных стремлений человека всегда более или менее сопровождались, сообразовались и освещались теми или другими психологическими рассуждениями. Убеждая напр., при попечении о теле более заботиться о душе, отцы церкви напоминали, что человек двойствен 142 отвращая христиан от какой-либо страсти, они указывали на гнусные свойства и гибельные действия ее на душевную и телесную жизнь человека; или напротив, склоняя их к той или иной добродетели, представляли ее величие и благотворность. Примерами могут служить: «Упреки неразумным стремлениям души» в творениях св. Григория Богослова 143 ; «Слово о том, чтобы мы старались немедленно искоренять страсти, прежде нежели они обратятся в злый навык души», составленное преп. Аввою Дорофеем 144 . Слово св. Иоанна Златоуста «к Стагирию, и о том, что уныние худее и демона, слово второе» 145 ; «Беседа на упивающихся» св. Василия Великого 146 , «Беседа о сребролюбии» у св. Иоанна Златоуста 147 ; св. Григория Нисского «слово против ростовщиков» 148 ; св. Ефрема Сирина «слово против гордости» 149 ; свящ. Киприана «слово о зависти и злобе» 150 ; св., Василия Великого «беседа о зависти» 151 ; св. Ефрема «о зависти» 152 ; «Беседа на гневливых» у св. Василия Великого 153 ; «На гневливость» у св. Григория Богослова 154 ; препод.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010