341 Рукоп. Синод. библ. л. 10–58. Это лучший список рукописи, сделанный Сильвестром Медведевым. 342 Там же: л. 59–78. В черновом автографе Симеона в начале этой беседы помечено: «incepi 1677 Iulii 20, finivi 1677 Iulii 28» (Рукоп. Синод. библ. л. 45). 343 Там же: л. 79–94. В конце ее здесь помещена следующая приписка Медведева, буквально заимствованная из автографа Симеона: «писася многогрешным Симеоном Полоцким , Иеромонахом недостойным в лето от Рождества Господа нашего 1677. Месяца Августа» (Срав. Рукоп. Синод. библ. л. 79). 344 Там же: л. 95–111. В черновом автографе Симеона в середине беседы (пред «прилогом») помечено: писася в лето 7185, многогрешным рабом Божиим Симеоном Полоцким , иеромонахом недостойным» (Рукоп. Синод. библ. л. 92). 346 Там же: л. 139–171. В конце беседы находится следующая приписка Медведева, заимствованная буквально из автографа Симеона: написася в лето от создания мира 7186; от Рождества же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1677 месяца Ноемврия в день последний трудолюбием многогрешного иеромонаха Симеона Полоцкого (Срав. Рукоп. Синод. библ. л. 149). 347 Там же: л. 175–182. Здесь находится подобная же приписка Медведева, взятая из автографа Симеона, – о том, что беседа написана в Августе 1677 года (Срав. Рукоп. Синод. библ. л.157). 350 Рукоп. Синод. библ. л. 198–344-й. В автографе Симеона после второй из этих бесед замечено: «писася в лето от Рождества девыя 1677 месяца септемврия многогрешным иеромонахом Симеоном Полоцким ». В заглавии третьей значится: «из языка латинскаго преведенная на словенский в лето 7188...трудолюбием многогрешного во иеромонасех С. П.» В начале последней из них в тех же словах сказано, что она переведена в 1679 году (См. Рукоп. Синод. библ. л. 237, 239 и 266). 352 Рукоп. Синод. библ. л. 591. На поле против заглавия здесь находится приписка: «сие в книзе врученной несть писано?» 353 «Букварь». Моск. Публ. библ. Уже отсюда можно заключать о несостоятельности следующего мнения Сопикова о времени открытия Верхней типографии: «Около 1680 года, говорит он, Симеон Полоцкий завел при дворе особую типографию, называвшуюся верхнею и в ней, кроме других книг, печатал свои сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

73 . На кончину благочестивого собрата 74 . Молитва об избавлении от губительной язвы 75 . На кончину умершего во время землетрясения 76 . Молитва умирающего Богу, Воскресителю мертвых 77 . Славословие Христу Богу, Воскресителю мертвых, от лица умерших 78 . На кончину почившего собрата 79 . На день памяти блаженно почившего иерея 80 . Разлучение души с телом 81 . На кончину подвижника 82 . На кончину иерея 83 . Благодарственная песнь Христу, Воскресителю мертвых . 84 . Молитва о возвращении мирных времен Том V 145 . Беседа против Иудеев 146 . О свободной воле человека 147 . На слова Исаии: да возмется нечестивый 148 . На слова Иеремии: горе нам, яко согрешихом 149 . На слова пророчества Ионы: востани и иди в Ниневию 150 . На слова: и сия рек гласом великим воззва: Лазаре гряди вон 151 . Песнопения на Рождество Христово 152 . На Рождество Христово 153 . Страдание и воскресение Христово 154 . Похвальная песнь Божией Матери 155 . Размышления о домостроительстве нашего спасения 156 . О правде и благости Божией 157 . Почему Бог одни прошения наши приемлет, а другие отвергает? 158 . Бог все устрояет к спасению человека 159 . Временные блага удаляют от благ вечных 160 . О непостоянстве человеческой воли 161 . Об укрощении худых пожеланий 162 . О хранении очей и языка 163 . Адам и Ева 164 . Адам и Енох 165 . Мария и Ева 166 . Иисус – свет мира 167 . О страннической жизни 168 . Об отшельничестве 169 . О братском вразумлении друг друга 170 . О рае 171 . Предсмертное завещание Толкование на книгу пророчества Исаии Толкование на книгу пророчества Иеремии Толкование на некоторые места Плача Иеремии Том VI Толкование на книгу пророчества Иезекииля Толкование на книгу пророчества Даниила Толкование на книгу пророчества Осии Толкование на книгу пророчества Иоиля Толкование на книгу пророчества Амоса Толкование на книгу пророчества Авдия Толкование на книгу пророчества Михея Толкование на книгу пророчества Захарии Толкование на книгу пророчества Малахии Толкование на книгу Бытия Толкование на книгу Исход

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/so...

Да продлит же Всеблагий Господь бесценную жизнь вашу, на много и премного лет, для радости православного духовенства, о благе которого Вы постоянно заботитесь, для благолепия храмов Божиих, об украшении и поддержании которых Вы неусыпно печетесь, и для возвышения православия!» Преосвященный Игнатий, Еп. Можайский, приветствовал меня, купно с монастырскою братиею, в 1-й день октября. Я поспешил благодарить Его Преосвященство за такое братское приветствие. 5-го ч. писал я ему: «Приношу Вашему преосвященству и почтенной братии Вашей обители мою искреннюю благодарность за дорогую о мне память и приветствие меня с ангелом. Весьма отрадно было мне снова услышать знакомый голос после столь долгого, глубокого молчания. Не позволяю себе допытываться, какие были причины сего молчания, но желал бы быть уверенным, что не мною был подан повод к прекращению взаимных письменных сношений... С того времени, как пресеклась Ваша письменная со мною беседа, много утекло воды, много совершилось надо мной и около меня событий, и радостных и печальных, приятных и грустных. Припомнить теперь все это и невозможно, да и нет особенной надобности. Начну речь с того, что более всего занимает меня в настоящую минуту. Не безызвестно, конечно, Вам, что у меня взяли Ректора Семинарии 148 на таковую же должность в Казанскую Академию. Не без сожаления пришлось мне расставаться с ним. На его место надлежало выбрать кандидатов. Выбор пал было на Инспектора Петербургской Академии Архимандрита Хрисанфа 149 , но он отказался от предложенной ему чести. Баллотировано было еще три кандидата, но ни один из них не получил достаточного числа избирательных шаров. После сего семинарскому Правлению ничего не оставалось более делать, как избрать кандидатом на Ректорскую должность Инспектора Семинарии, Иеромонаха Александра 150 , но без баллотирования, так как он не имеет степени Магистра. Избранного кандидата я решился представить Св. Синоду, присовокупив о нем и свое ходатайство. Будет ли иметь успех это ходатайство, неизвестно. В случае отказа, я думал бы пригласить на Ректорскую должность в Полоцкую Семинарию моего ученика и постриженника о. Симеона 151 , Инспектора Московской Семинарии, но не уверен в его согласии. Не примете ли на себя труд, Преосвященнейший Владыко, при удобном случае, испытать мысли о. Симеона относительно моих намерений о нем, на тот случай, если Св. Синоду не угодно будет утвердить в Ректорской должности представленного мною кандидата, и, какой получите ответ от испытуемого, благоволите мне сообщить. Уверьте при этом о. Симеона, что это будет до времени храниться в совершенном секрете; и, если понадобится мне заводить об этом формальное дело, я не иначе приступлю к сему, как предварительно испросив соизволение Высокопреосвященного Митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иак.3:17 . Празднуя день Св. Великомученицы Екатерины премудрые, купно же и тезоименитство премудрые Екатерины Вторые, Всепресветлейшие Государыни Императрицы Всероссийские, о чем ином станем беседовать по приличию, Благочестивые Слушатели, в собраниях наших, и церковных и домашних, если не о премудрости, тем паче, что таковая беседа хотя и не соделает нас всех премудрыми, по крайней мере покажет и нас рачителями премудрости. Но как премудрость, по разделению Самого Пресвятого Духа, Апостольским пером водившего, есть двоякая, Небесная и земная, Божия и бесовская 149 , поскольку или одним, или другим Учителем внушается: то мы и поставим за предмет настоящей беседы нашей премудрость небесную, яко в обеих Екатеринах в полном сиянии блистающую. Премудрость небесная, по описанию Апостола, во первых чиста. Ибо кто может подумать, чтобы с небес, от Бога, Который есть свет чистейший и истинный 150 , снишло что-либо нечистое, или дар Божий, святый и чистый, вместился в сосуде нечистом и оскверненном? Чиста вода, когда дно источника чисто, песком или камнями устлано, и с берегов его не валится нечистота. Подобно сему премудрость небесная есть самая чистая и светлая струя или излияние Духа Божия, и конечно не потерпит она никакой нечистоты в сосуде, в коем вмещается. Правда, самое дно души нашей, самая, говорю, глубина и внутренности сердца нашего осквернены первородным грехом прародительским. Кто убо бальзам сей Божественный в сосуд души своей хощет восприять, кто чистейшую и небесную струю сию желает вместить в себе; тот должен сперва непременно измыть сосуд свой, и самое дно души от скверны греховной и природных наклонностей к сладострастиям очистить. Правда и то, что и очистившие душу свою от природной скверны греховной, святые, говорю и праведные мужи, при всей непорочности своей, бывают подвержены многим и разнообразным искушениям: но и сию постороннюю нечистоту, так сказать, с берегов валяющуюся, сколько возможно, отвращают они от души своей, чрез различные и даже многотрудные подвиги служения Богу, непрестанно внимая, дабы чистая струя премудрости небесной, ни чем не возмущаема, в них текла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

205. " Вопросы философии " , 1984, 1, с. 147. 206. См.: Лосев А.Ф. Социально-исторический принцип изучения античной философии. – В кн.: Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып. 1 М., 1974, с. 4-45; Его же. 12 тезисов об античной культуре. – " Студенческий меридиан " , 1983, 9, с. 13-14; 10, с. 13-14; статья " Беседа с профессором Лосевым " ( " Вопросы философии " , 1984, 1, с. 144-149). 207. Лосев А.Ф. Природа у Гераклита. – " Природа " , 1970, 6, с. 49. 208. См.: Утченко С.Л., Дьяконов И.М. Социальная стратификация древнего общества (М., 1970, с. 10). Попытку понимать античное рабовладение в ограничительном смысле можно найти также у А.Ф.Лосева в его " Истории античной эстетики (ранняя классика) " (М., 1963, с. 67-76), а также у Ф.Х.Кессиди в его книге " От мифа к логосу (становление греческой философии) " (М., 1972, с. 6-24). Из самых последних работ мы указали бы на весьма ценное исследование В.И.Кузищина " К.Маркс об античной экономике " ( " Вестник древней истории " , 1983, 2, с. 3-39). Здесь дается весьма четкая характеристика как древнейшего парцеллярного производства в раннем рабовладельческом полисе, так и позднейшего, эллинистически-римского крупного рабовладения на основе примата потребительской стоимости над меновой. 209. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977, с. 190-191. 210. См.: Лосев А.Ф. Лексика древнегреческого учения об элементах. – " Вопр. филол. " (Учен. зап. МГПИ им. В.И.Ленина, 341). М., 1969, с. 233-241; Стойхейон. Древнейшая история термина. – " Статьи и исследования по русскому языку и языкознанию " (Учен. зап. МГПИ им. В.И.Ленина, 450). М., 1971, с. 18-26. 211. Имеется работа: Germain G. Homère et la mystique des nombres (Paris, 1954). Материалами, собранными в этом исследовании, мы воспользовались, но исследование это совершенно лишено критически-философских и критически-эстетических подходов. 212. Germain G. Homère et la mystique des nombres (Paris, 1954). Pp. 31-60. 213. В дальнейшем мы перепечатываем здесь отрывок из нашей статьи " Природа у Гераклита " . – " Природа " , 1970, 6, с. 47-49.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Когда возвращусь в город, немедля отошлю Вам третий том Карловича. Приложу и «Истинность»: мне судебный следователь доставил десять экземпляров. Прилагаю «отчет» здешнего единоверческого священника. Отчет этот есть сырой материал. Но Вы умеете и из такого вещества создать легко читаемые, художественные статьи. Из Бессарабии по части раскола, кажется, еще ничего не появлялось. Может быть найдете не излишним поместить в своем издании краткие заметки из «отчета». А. Сергий. 30 апреля (1887 г.?) 32. † Любезнейший Николай Иванович ! Приближение Ваших именин послужило мне побуждением прекратить молчание. Приветствую с этим днем; желаю Вам многократно встречать его и всегда в радости и добром здоровье. Хотя лучше нас знаете, что делают раскольники у нас в Бессарабии; однако ж не лишним считаю приложить два письма ко мне Вилковского священника. Не дадите ли по содержанию их какой мне совет? Бывши в Измаиле, я думал даже пригласить к себе Анастасия 142 ; но удержался. Беседа с ним без свидетелей может быть извращена; а при свидетелях бесполезна. О Филарете 143 , после Вашего письма, не тужу; но хорошо, если бы Вы нашли мне человека, хотя бы в уплату за Ермила, которого московские доходы соблазнили и увлекли. О браке приходящих из раскола нужно бы твердое решение. Видите, что Ваше не удовлетворило 144 . Но не успокоительно и петербургское 145 . Таинство, совершенное беглым, запрещенным, не действительно; а просто беглым приемлемо. – Амвросий 146 ушел не в запрещении. Следовательно, совершенные им таинства действительны, и по рожденная им иерархия несомненна 147 . Против Каптерева хорошо начали говорить 148 . (1887 г.?) А. Сергий. 33. † Любезнейший Николай Иванович ! Вчера, 24-го января пришло письмо Ваше, а за день прежде получена книжка. Против издателя слышится обвинение, что он делает отзывы, обидные для лиц почтенных и для коллегии, в которой некоторые из них заседают. Отсюда и гнев. Жалоба «затворника» не важна и потому уже, что причина его затворничества здесь известна. Но другой жалобщик пользуется давнею протекцией, и его боятся огорчать между прочим потому, «как бы не сделался с ним удар» 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

( < < back) …которую Салтыков называл «рабьим эзоповским языком». — Образ из цикла очерков М. Е. Салтыкова–Щедрина «Круглый год» (1879—1880) («Первое августа»); см.: Салтыков–Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1972. Т. 13. С. 505—506. ( < < back) < >< back) > …драма Генриха Ибсена «Нора» в первый раз была поставлена со перевели имя французского поэта Леконта де Лиля — граф де Л иль. — Драма «Кукольный дом» (1879), за которой в России и Германии закрепилось название «Нора», впервые была поставлена сразу после опубликования в 1879 г. в Христиании (ныне — Осло); Гёте был назначен директором придворного Веймарского театра в 1791 г. «Граф де Лиль» — источником ошибки является созвучие фамилии поэта Leconte de Lisle фр. le comte — граф. ( < < back) Пушкин уверял со у московских просвирен. — Имеются в виду слова А. С. Пушкина из «Опровержений на критики» (1830?); см.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд–во АН СССР, 1949. Т. И. С. 149. ( < < back) Т. Карлейлъ говорит, что в современной Европе со могли бы сделаться только писатели. — См.: Беседа V. «Герой как писатель. Джонсон. Руссо. Бёрнс» в книге «Герои и героическое в истории. Публичные беседы Т. Карлей- ля» (в пер. с англ. В. М. Яковенко. 2–е изд. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1898. С. 223—224). ( < < back) Эдгар Поэ умирает, как последний пьяница, как нищий, едва не на большой дороге в самой богатой стране мира… — Э. По умер 7 октября 1849 г. в больнице в Балтиморе, куда был доставлен из городской таверны в беспомощном, изможденном состоянии и в грязной одежде. ( < < back) …«У нас писатели взяты из высшего класса общества, со с требованием на уважение, как шестисотлетний дворянин». — Здесь неточность, цитируется письмо к А. А. Бестужеву от конца мая—начала июня 1825 г. (см.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. м.; Л., 1937. Т. 13. С. 179). ( < < back) < >< back) > …как «власть имеющий»… — Неточно приводятся слова Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание» (ч. V, гл. 4) (см.: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/Изд. подгот. Л. Д. Опуль- ская и Г. Ф. Коган. М.: Наука, 1970. С. 324 (Серия «Литературные памятники»)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Учитывая информацию Гельмольда о Вагрии, писал: " Чуть ли не в этом углу Варяжского моря заключается ключ к тайне происхождения варягов и руси. Здесь соединяются вместе и славяне и норманны, и вагры и датчане, и варяги, и риустри, и росенгау " . Гельмольд – западноевропейский хронист. 30 – Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т. 3. М., 1846. С. 296, примеч. 700; его же. Г. Гедеонов и его система происхождения варягов и руси. СПб., 1864. С. 47; его же. Новое мнение г. Иловайского//Беседа. Кн. IV. Отд. II. М., 1872. С. 114-115; его же Борьба не на живот, а на смерть с новыми историческими ересями. М., 1874. С. 297-298, 384. 31 – Соловьев С.М. Каченовский Мих. Трофимович//Его же. Сочинения. Кн. XXIII. М., 2000. С. 83. 32 – Ключевский В.О.//Его же. Сочинения в восьми томах. Т. VIII. М., 1959. С. 441. 33 – Центральний державний apxib вищих oprahib влади i ynpabлihhя Ykpaihu (ЦДАВОВУУ), ф.3833, оп.1, спр.174, арк.9 34 – ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10. 35 – ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10. 36 – ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10. 37 – Карпатський А. До ykpaihcьko-noльcьkux взаэмин. – Лimonuc УПА, Т.24, С.273. 38 – Карпатський А. До ykpaihcьko-noльcьkux взаэмин. – Лimonuc УПА, Т.24, С.275. 39 – Ykpaihcьka дepжabhicmь в XX cmoлimmi – Kuib: Noлimuчha думка, 1966, С.148-149. 40 – Ykpaihcьka дepжabhicmь в XX cmoлimmi – Kuib: Noлimuчha думка, 1966, С.152. 41 – Я.Борович. Ykpaiha i Польща. – Лimonuc УПА, Т.24, С.193. 42 – Я.Борович. Ykpaiha i Польща. – Лimonuc УПА, Т.24, С.194. 43 – Имеется ввиду выдумка поляка Франтишека Духинского о том, что великорусы не являются славянами и генетически не имеют ничего общего с малорусами. 44 – Так рассуждает Андрей Ваджра. 45 – Русинская актуальная модель национальной идентичности на фоне других восточнославянских национальных проектов. По публикациям Олега Борисовича Неменского, сотрудника Института славяноведения РАН http://materik.ru/personnel/detail.php?ID=4537 46 – Олег Борисович Неменский.

http://pravoslavie.ru/37589.html

Среди современных русских церковных историков Б. Мелиоранский не пользуется особой популярностью, и его лекции, опубликованные посмертно («Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви, I–VIII в.», вып. 1–3, СПб., 1910, 1912, 1913), мало кому из интересующихся церковной историей известны. Причина такого отношения к Б. Мелиоранскому кроется, вероятно, в своеобразии его научной деятельности, в которой историк-философ заслонял историка-фактолога. Он мог досконально изучать первоисточники, и результатом подобной кропотливой работы являются такие статьи как «Из семейной истории аморийской династии» («Византийский временник», т. VIII, 1901, с. 1–38), или публикации – «Беседа на обретение нерукотворенного Камулианского образа, приписываемая св. Григорию Нисскому » («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1901, 10), однако в философии он разбирался не хуже, чем в древних рукописях, и писал такие стати, как «Теоретическая философия С. Н. Трубецкого» («Вопросы философии и психологии», кн. 82, 1906, с. 197–222) и «Философская сторона иконоборчества» (опубликована посмертно в том же журнале, кн. 87, 1907, с. 149–170). И хотя в плеяде замечательных историков Церкви конца XIX – начала ХХ века Мелиоранский и не представляет звезду первой величины, точнее – не успел ею стать, он внес свой посильный вклад в русскую богословскую науку и имя его не будет предано забвению. Он не составил систематического курса церковной истории, не написал ни одной монографии, но те оригинальные выводы о философском значении богословия эпохи Вселенских Соборов, к которым пришел проф. Мелиоранский в результате тщательного изучения памятников святоотеческой письменности, получили достойную оценку и обеспечили их автору почетное место в ряду русских церковных историков. Проф. Н.Н. Глубоковский упоминает Б.М. Мелиоранского в числе замечательных ученых, разрабатывавших в России частные проблемы церковной истории, говоря о нем, что он не только разъяснял «философские построения триадологического догмата (и аналогии его) пред судом православного воззрения и философии критицизма», но не менее решительно констатировал «философскую сторону иконоборчества» 3

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

«Известия 148 (7524) от 25 июня 1941 г. 618. Сообщение Советского информбюро 25 июня 1941 года Румыния предоставила свою территорию полностью в распоряжение германских войск. С румынской территории не только совершаются напеты немецкой авиации на советские города и войска, но и выступления немецких и румынских войск, действующих совместно против советских войск. Неоднократные попытки румыно-немецких войск овладеть Черновицами и восточным берегом Прута кончались неудачей. Захвачены немецкие и румынские пленные. «Известия» 148 (7524), 25 июня 1941 г. 619. Заявление Турецкого посольства в СССР о провозглашении правительством Турции нейтралитета Сообщение Наркоминдела от 26 июня 1941 года Турецкий посол в СССР г. Хайдар Актай в своей вербальной ноте от 25 июня с. г. сообщил Народному комиссариату иностранных дел следующее: «Турецкое посольство имеет честь довести до сведения Народного комиссариата иностранных дел, что при наличии положения, созданного войной между Германией и СССР, Правительство Республики решило провозгласить нейтралитет Турции». «Известия» 149 (7525), 26 июня 1941 г. 620. Заявление Иранского посольства в СССР о решении правительства Ирана соблюдать полный нейтралитет Сообщение Наркоминдела от 27 июня 1941 года Иранский посол в СССР г. Мохамед Саед в своей вербальной ноте от 26 июня с.г. сообщил Народному комиссариату иностранных дел следующее: «Посольство Ирана по поручению своего Правительства имеет честь довести до сведения Народного комиссариата иностранных дел, что при наличии положения, созданного войной между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик, Правительство Ирана будет соблюдать полный нейтралитет». «Известия» 150 (7526), 27 июня 1941 г. 621. Беседа К. А. Уманского с исполняющим обязанности Госсекретаря США С. Уэллесом 27 июня 1941 г. Советский посол в США Уманский имел беседу с Уэллесом. Представителям печати Уманский заявил: «Я посетил исполняющего обязанности государственного секретаря, чтобы официально уведомить его о разбойничьем нападении нацистской Германии на мою родину. Я получил от исполняющего обязанности государственного секретаря ясные ответы об отношении Правительства США к этому нападению и относительно будущих отношений между США и Советским Союзом. Исполняющий обязанности государственного секретаря заявил, что все вопросы, вытекающие из факта германского нападения на Советский Союз, будут рассматриваться Правительством США немедленно и в дружественном духе».

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010