Святителю Афанасию было всего 33 года, когда он стал преемником Александра по александрийской кафедре. Избрание святителя Афанасия, как свидетельствует Созомен, было встречено в штыки арианами и мелитианами. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 116–119. Монашество в основной своей массе поддерживало святителя Афанасия, см. Достопамятные сказания. С. 145. Эта фраза ( Øp’ аÙтоа dunamoÚmenoj) подразумевает, скорее всего, Господа Иисуса Христа. Египетская область на север от Фиваиды. Эти слова ( nukthrina‹j eÙca‹j kaq’ ˜autÕn scol£saj) предполагают личное келейное правило преподобного Феодора. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о египетских иноках, констатирует: “Кобщественному бдению они присоединяют и частное бдение, которое совершают с большим вниманием, чтобы не потерять и той чистоты, которая приобретена псалмопением и молитвами, и ночным размышлением подготовить неослабное усердие, которое нужно сохранить в течение дня”. — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 20. Сон, как и прочие телесные потребности, древние иноки обычно рассматривали в качестве необходимого зла. Так, преподобный Антоний, по свидетельству святителя Афанасия, “когда хотел вкушать пищу, ложился спать или приступал к исполнению других телесных потребностей, чувствовал стыд, представляя себе разумность души”. — Святитель Афанасий Великий . Творения. T. III. Ñ. 215–216. Ср. также Достопамятные сказания. С. 19. Эта необыкновенная пища ( xšnh trof») ассоциируется, возможно, с хлебом ангельским (Пс 77:25), ср.: О молитве и Увещание к мученичеству. Творение учителя Церкви Оригена /Перевод Н. Корсунского . СПб., 1897. С. 110–111. Но более близкую аналогию представляет Ин 6:31–34,48–51, особенно учитывая то, что видение преподобного Феодора имеет несомненный евхаристический контекст, а “в последовательном развертывании Иоанновского богословия учение о Евхаристии есть то существенно новое, что вносит беседа гл. VI”. — Епископ Кассиан Безобразов . Водою и кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж, 1996. С. 99. Наконец, и небесная манна (Откр 2:17) также ассоциируется с необыкновенной пищей в видении преподобного Феодора, ср.: Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. М., 1901. С. 21.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один из способов богообщения. Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но, отчасти, знание Самого Бога, т. е. в некоторой мере приобщение к Нему 105 . Поэтому подлинное знание того, что Бог нам открывает через Священное Писание, есть не то знание, которое приобретается при критическом исследовании, а то, в которое человек входит под действием Святого Духа 106 , и только Святой Дух дает душе это знание. Можно согласиться со словами свт.  Иоанна Златоуста : Даже один вид этих книг делает нас более воздержанными от греха… Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания (Слово 3 о Лазаре) 107 . По мысли прп.  Макария Египетского , приступая к чтению Священного Писания, человек встает перед ответственностью правильно воспринять послание Божие, так как Слово Божие – это «небесный дар», который уверовавшие просили и получали, и если человек не просит и не принимает его, то будет повинен в том, что не захотел принять дар жизни от Бога, т. е. Христа (Беседа XXXIX) 108 . По словам книги Премудрости Соломона, «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем. 1:4 ). Следовательно, для успешного изучения Слова Божия необходимы непорочность сердца и святость жизни. Для православного христианина, живущего духовной жизнью, естественно как можно чаще задумываться о Священном Писании. Свт.  Григорий Нисский , вероятно, вдохновляемый словами царя Давида «о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс. 1:2 ), так описывал свое отношение к Библии: когда я ложусь, я думаю о Слове Божием. И забываясь во сне, я думаю о нем же. И просыпаясь и бодрствуя, не отнимаю ум от живительной влаги Божественных Словес 109 . При таком живом, активном общении с Богом посредством Священного Писания человек, по мысли свт.  Филарета (Дроздова) , может «дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих» (Слово в день обретения мощей святителя Алексия, 1841 г.) 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Другой великий Старец сказал: «Следует избегать встреч и бесед с теми, кто служит беззаконию, пусть даже это наши друзья или родственники, или те, которые имеют священные или государственные чины» 108 . Также он сказал: «Нам не полезно иметь знакомства и встречаться с людьми, презирающими закон Божий, ни в Церкви, ни на торговой площади и вообще иметь с ними какое-либо общение» 109 . Еще один рассудительный Старец сказал: «Не селись в том месте, где злоба и зависть будут преследовать тебя, потому что там ты не преуспеешь. Где есть интриги, не суди о том, каковы их причины, а пресеки связь с производящими их» 110 . «Со всеми имей любовь, и от всех удаляйся», – говорил авва Арсений 111 . Преподобный Исаак Сирин учит: «Друг безумный и безрассудный есть хранилище зависти, раздробление сердца, седалище посреди нечестивых. Лучше поселиться со зверями, чем с теми, кто живет греховно. Поселись лучше посреди коршунов, чем посреди своекорыстных и алчных. Будь лучше рядом с убийцей, нежели с тем, кто одержим соперничеством. Поселись рядом со свиньей, нежели с чревоугодником. Поселись лучше посреди калек, чем посреди гордых» 112 . Вышеприведенные наставления Отцов свидетельствуют о том влиянии, какое на нас производит наше окружение, и убеждают в правоте слов Писания: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» ( Пс. 17, 26–27 ). Разве великие исторические личности не оказывались часто жертвами своего окружения? Откуда же тогда происходили войны, вражда, конфликты и беспорядки, а также все то, что превращает нашу жизнь в страдание? Разве не господство страстных и слабых людей, навязывавших другим свои страсти и немощи, было причиной всему этому? Еще одной темой, к которой полезно обратиться тем, кто желает подвизаться законно, является долготерпение и перенесение встречающихся в жизни искушений и скорбей. Господь напоминает нам, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Презрев желавших ввести меня в заблуждение, я поселился с человеком Божиим Паламоном, подражателем святых. [Я пребывал с ним] до тех пор, пока Ангел Господень, представ предо мною, изрек: «Возгревай приходящих к тебе тем огнем, который Бог возжег в тебе». И руководимый этим Ангелом, я устроил, при помощи Божией, эти монастыри» 63 . Знай, [Аммон], что и Афанасий, епископ Александрийской церкви, «исполнен Духа Святаго» ( Деян.7:55 ) 64 . 13. Когда Афанасий был поставлен во епископа, Пахомий говорил всем нам: «Благие мужи не ставят под сомнение решение Божие о нем под предлогом молодости его и не усердствуют в том, чтобы разделить Церковь Божию 65 . Мне же Святой Дух сказал: «Я воздвиг его столпом и светильником для Церкви " ». Также [Пахомий еще говорил]: «Многие скорби и клеветы от людей ожидают его ради благочестия во Христе. Но, препобедив всякое искушение и укрепляемый Им 66 до конца, он будет возвещать церквям истину Евангелия». 14. После этого Феодор был вместе с Пахомием в упомянутом выше монастыре тавеннисиотов в Тентиритском номе 67 . Здесь, предавшись своим ночным молитвам 68 и отягощаемый сном, он начал прогуливаться по монастырю. И поскольку ночью его никто не видел, он [еще] немного помолился. Наконец, решив, что наступило время дать отдохнуть телу, сел около дверей монастырского храма и заснул, уступая одной потребности естества 69 . Тогда явился Ангел Господень и, разбудив его, сказал: «Следуй за мной». Встав и последовав за ним, [Феодор] вошел в храм и увидел, что он весь наполнен светом. На том месте, где священники обыкновенно исполняют служение Богу, собралось множество Ангелов. Объятый страхом, он был позван одним из них и приблизился. Некто, осиянный великой славой, предложил ему необыкновенную пищу. И подбадривая Феодора, повелел съесть то, что было вложено в уста его. Когда он вкушал эту пищу по повелению давшего ее и испытывал необыкновенное ощущение от вкушения ее 70 ( Пс.77:25 ), ср.: О молитве и Увещание к мученичеству. «Творение учителя Церкви Оригена» . – Перевод Н. Корсунского . СПб., 1897. С.110–111. Но более близкую аналогию представляет Ин.6:31–34,48–51 , особенно учитывая то, что видение преподобного Феодора имеет несомненный евхаристический контекст, а «в последовательном развертывании Иоанновского богословия учение о Евхаристии есть то существенно новое, что вносит беседа rл.VI». – Епископ Кассиан Безобразов . «Водою и кровию и Духом», «Толкование на Евангелие от Иоанна». Париж, 1996. С.99. Наконец, и «небесная манна» ( Откр.2:17 ) также ассоциируется с «необыкновенной пищей» в видении преподобного Феодора, ср.: «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского». М., 1901. С.21., он увидел, что свет [в храме] исчезает, а Ангелы выходят [из него].

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во всех четырех Евангелиях говорится о призвании Иисусом учеников, однако в Евангелии от Марка указывается на одно важное сопутствующее обстоятельство: трем из двенадцати учеников Иисус дал новое имя – Симона назвал Петром, а Иакова и Иоанна нарек именами Воанергес (сыны Громовы) 110 . Слова Христа при встрече с Симоном приведены в Евангелии от Иоанна: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)» 111 . Для чего Иисус нарекает новые имена ученикам? «Он этим показывает, – отвечает святой Иоанн Златоуст , – что Он Тот Самый, Кто и Ветхий Завет дал и тогда имена переменял, назвав Аврама Авраамом, Сару Саррой, Иакова Израилем » 112 . Нет необходимости напоминать о том, что перемена имени имела глубокий символический смысл: нарекая новые имена ученикам, Иисус показывал этим, что ученики становились подвластны Ему и вместе с тем вступали в новые, более близкие и доверительные отношения с Ним. Именно те три ученика, которые получили от Иисуса новые имена – Петр, Иаков и Иоанн – были в течение земной жизни Иисуса наиболее приближенными к Нему: только им он позволил быть свидетелями чуда воскрешения дочери начальника синагоги 113 , только их удостоил созерцать Преображение 114 , только их взял с Собой в Гефсиманский сад накануне Своей крестной смерти 115 . Говоря ученикам о Боге, Иисус часто указывает на то, что Богу известны имена людей. Иисус сравнивает Себя с пастырем добрым, который «зовет своих овец по имени», и они «за ним идут, потому что знают голос его 116 ». Имена Его учеников, по Его словам, «написаны на небесах» 117 . В Своих беседах с учениками и народом Иисус неоднократно говорит об имени Отца. Уже в Ветхом Завете Бог нередко назывался Отцом 118 , однако именно в Новом Завете, в особенности в Евангелии от Иоанна, о Боге говорится главным образом как об Отце, во имя Которого Сын пришел на землю, от имени Которого Сын действует: «Я пришел во имя Отца Моего» 119 ; «дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» 120 . Описывается беседа Иисуса с иудеями и эллинами, в ходе которой Он говорит о Своей предстоящей смерти и обращается с молитвой к Отцу: «Отче! прославь имя Твое», – на что голос с неба отвечает: «И прославил и еще прославлю 121 . В другой молитве, произнесенной во время Тайной вечери и также обращенной к Отцу, Иисус говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Великая Суббота Стража у гроба Иисуса Христа На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не укради Его, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете!» Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать 586 ( Мф.27:62–66 ). 107 Собственно во дворе храма, где стояли прозелиты, или уверовавшие в Истинного Бога язычники. Это место так и называлось двором язычников. Торговля, хотя и необходимыми предметами для богослужения, как-то: маслом, мукою и проч., не соответствовала святости места, а шум, производимый торговлей, мешал молиться. 108 Иерусалимский храм, в котором был Иисус Христос, как известно, строился около двадцати лет; но в продолжение сорока шести лет этот храм перестраивался и расширялся. 109 Господь знал непостоянство и легкомыслие людей, видел, что некоторые были склонны почитать Его за земного царя, а не за Основателя Царства Божия. Поэтому Он не придавал значения прославлению Его иудеями. 110 Никодим пришел к Иисусу Христу ночью, чтобы побеседовать с Ним наедине; вместе с тем он хотел укрыться от посторонних взоров, так как, по фарисейской гордости, не решался сделаться явным учеником Христовым. 111 Господь Иисус Христос прямо отвечает Никодиму на вопросы, которые его волновали. Никодим пришел побеседовать о Царстве Божием, и Иисус Христос говорит ему об условиях вступления в это Царство. Чтобы войти в Царство Божие, необходимо родиться свыше, т.е. обновиться, переродиться в водах крещения Святого Духа. 112 Человек рождается по плоти от родителей, но возможно и необходимо для человека еще рождение от Святого Духа. Это рождение духовное. 115 Земным здесь Господь называет то, о чем Он говорил до этого времени Никодиму, т.е. об условиях вступления в Царство Божие; под небесным же Господь разумеет тайны этого Царства, как-то: сошествие на землю и воплощение Сына Божия, Его крестные страдания, неизреченную любовь Божию к людям и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Но от чего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которыя столь благотворны для людей, внося в разрозненныя общества человеческия - единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок? От того, что мир весь во зле лежит 110 , люди возлюбили злобу, паче благостыни 111 , и князь Мира сего, диавол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адскою ненавистию и гонит ее, так как она служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее. Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать. Ненавидел Каин праведнаго брата своего Авеля, гнал его за благочестие и наконец убил его; ненавидел зверонравный Исав кроткаго брата своего Иакова и гнал его, грозя убить его; ненавидели неправедные дети патриарха Иакова брата своего праведнаго Иосифа и продали его тайно в Египет, чтоб не был он у них бельмом на глазу; ненавидел нечестивый Саул кроткаго Давида и до смерти своей гнал, посягая на его жизнь; ненавидели Иудей пророков Божиих, обличавших беззаконную жизнь их, и одних из них били, других убивали, третьих камнями побивали, и наконец гнали и убили величайшаго Праведника, исполнение закона и пророков, Солнце правды, Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел, перечисляя разные виды гонений за правду в Ветхом завете, и отчасти в Новом, говорит: иные (т. е. праведники) были замучены, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли. 112 Так гонимы были праведники в Ветхом завете до вочеловечения Сына Божия и с вочеловечением Его св. Предтеча и архидиакон Стефан; а по воскресении и вознесении Его на небо, вера Христова встретила ужасныя гонения в мире от Иудеев и идолопоклонников: христиане были забиваемы в колоды и бросаемы в темницы, распинаемы на крестах, отдаваемы на растерзание зверям; их посекали мечем, топили в реках, терзали железными когтями, колесовали; отсекали у них руки, или постепенно все члены тела; прободали копьями, обливали кипящим оловом или маслом, или опускали в кипящие котлы, сжигали на горячих сковородах, или в раскаленных медных волах; не говоря уже о ругательствах, насмешках, побоях, пощечинах, которым подвергались исповедники имени Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010