В них все говорится о предметах истинных, вер­ных, не имеющих ничего превратного. «Верны все заповеди Его». Что значит: «верны»? Тверды, постоянны. Когда они нарушаются, то следуют наказания, а сами они не колеблются; когда люди преступают их, то Бог отмщает за них. Поэтому не говори, будто это сказано для угрозы или преувеличенно. Никакой за­конодатель не говорит только для угрозы, но для вразумления. Если ты не веришь будущему, то убедись в этом из про­шедшего. Потоп при Ное, сожжение Содома, погибель фараона, истребление иудеев, пленения, войны – были ли только угрозою или действительным наказанием? Если же события прообразовательные действительно были, то тем более исполнятся истин­ные, и настолько более, насколько греховнее проступки людей, совершенные после такого врачевания и исправления. «Избавление послал Он народу Своему, заповедал на век завет Свой» ( Пс.110:9 ). В историческом смысле пророк говорит об избавлении иудеев; а в переносном – об избавлении вселенной, как объясняет в следующих сло­вах: «заповедал на век завет Свой». Здесь он говорит о новом завете. Так как он упомянул о заповеди и законе, который был нарушен и подверг людей гневу Божию, то и говорит, что «избавление послал Он народу Своему» как и сам Господь сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). Так как нарушенный закон подверг людей наказанию: «ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления»; и «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его» ( Рим.4:15 ; Рим.3:23, 24 ), то он и говорит: «избавление послал Он народу Своему». 7. Впрочем, не только избавление, но после избавления Гос­подь дал и закон, чтобы мы вели жизнь, достойную благодати. «Свято и страшно имя его» 70 . Представив все, что возвышается о попечении и промышлении Божием, и в ветхом завете, и в новом, и в делах, и заповедях, и чудесах, и знамениях, пророк воодушевляется, и, удивляясь величию Божию, оканчи­вает речь славословием, вознося хвалу Виновнику всего этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо нет человека, который бы не превозносил похвалами и сего чувственного солнца, с услаждением смотря на его величину, красоту, соразмерность его лучей и всеозаряющий свет. Впрочем если поупорствуем с большим усилием устремить свои взоры на солнечный круг; не только не увидит желаемого, но повредит и погубит верность зрения. Чему-то подобному, как думаю, подвергнется мысль, усиливающаяся произвести подробное исследование сих речений: В начале бе Слово. Кто составил соответственное предмету понятие о начале? Какая сила речение окажется способною равносильно выразить представленное в уме? Намеревающийся передать нам богословие о Сыне Божием положил слову своему не другое какое начало, как начало всяческих. Дух Святый знал восстающих на славу Единородного; предуведал тех, которые будут предлагать нам лжеумствования, изобретаемые ими к погибели слушателей; а именно: " если Сын рожден, то не был; и прежде нежели рожден, Его не было: и: из небытия пришел в самостоятельность " . Подобное сему произносят языки, изощренные сладкоречием, паче всякого меча обоюду острого. Поэтому, чтобы никто не мог сказать подобного сему, Дух Святый, предварив Евангелием, сказал: В начале бе Слово. Если удержишь сие изречение; не потерпишь ничего опасного от людей злонамеренных. Ибо, если скажет кто: " ежели Сын рожден, то не был " : ты отвечай: в начале бе. Но как же был прежде нежели рожден? говорит он. Ты не отступайся от этого: бе; не оставляй сего: в начале. У начала не возможно представить какой-нибудь крайний предел; ничего не найдется, что было бы вне начала. Да не приводит тебя в обман кто-нибудь многозначительностью речения. Ибо много начал у многих вещей в этой жизни. Но одно над всеми начало - за пределеми всего. Начало пути блага (Притч.16,6), сказала притча. Но начало пути - первое движение, которым начинаем шествие, и у которого можно найти предыдущее; и: начало премудрости страх Господень (Пс.110,10). И у сего начала есть нечто другое предшествующее. Ибо в уразумении искусств служит начало изучение первых оснований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Это свойственно особенно признательной душе – воздавать Богу ве­ликую благодарность во время скорбей и бедствий и всегда быть благодарною, на что и пророк ясно указал последующими сло­вами. Так как многие из людей благодарят Бога в счастье, а в несчастье ропщут, некоторые же выражают свое недо­вольство случающимися событиями, то пророк, желая показать, что это зависит не от свойства событий, а от их развращен­ной души, присовокупляет: «в собрании и сонме праведных. Велики дела Господни; изысканы во всем желания Его!» ( Пс.110:1–2 ). Этими словами он выражает, что нужно быть беспристрастному судии и неиспорченному собранию, и тогда дела Божии ясно окажутся великими, заключающими в себе много чудесного. Они сами по себе велики; но не кажутся та­кими, когда нет праведного судии. Так и солнце само по себе светло и лучезарно и освещает всю вселенную; но для боль­ных глазами оно не таково; а виною – не солнце, но их бо­лезнь. Поэтому, когда ты увидишь, что кто-нибудь порицает дела Божии, то не осуждай этих дел согласно с его злобою, но считай это величайшим знаком его безумия, при мысли о промысле Божием. Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство собственной слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, не уменьшает его сладости, но обнаруживает собственную болезнь, так точно и осуждающий дела Божии. Как первый не причиняет вреда самым вещам, и даже не изменяет общего о них представления, а только обличает свое величайшее безумие, так точно и те, которые не имеют правильного понятия о делах Божиих, не видят даже дей­ствительных чудес, а тот, кто имеет беспристрастную и не­испорченную душу, удивляется каждому даже из таких событий, которые кажутся неприятными. И действительно, какое, скажи мне, событие не заслуживает удивления? Если хочешь, то мы, оставив все прочее, перейдем к таким событиям, ко­торые многим кажутся тяжкими и невыносимыми, например, смерть, болезнь, бедность и тому подобные. Кто имеет правое сердце, тот принимает и это весьма охотно и с удивлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Свято и страшно имя Его», т.е. вполне достойно удивления, изум­ления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его «свято и страшно»? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселен­ную; его употребив вместо оружия, Давид поразил инопле­менника; им совершено множество великих дел; им мы со­вершаем священные таинства. Таким образом, представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и пре­вышающих человеческое разумение, он говорит: «свято и страшно имя его». Если же оно свято, то для прославления нужны и уста святые и чистые. «Начало премудрости – страх Господень, разум добр у всех, руководящихся им. Хвала Ему пребывает в век века» ( Пс.110:10 ) Что значить: «начало»? Источник, корень, основание. Сказав столь многое и столь великое о Владыке все­ленной, и исполнившись изумления, пророк присовокупляет и это, выражая, что боящийся Его исполняется всякой премудрости и становится разумным. Потом, дабы кто не подумал, что муд­рость ограничивается одним знанием, прибавляете: «разум добр у всех, руководящихся им». Недостаточно одной веры, если с нею не соединена и сообразная жизнь. А как «страх Господень – начало премудрости»? Он удаляет от всякого порока и настав­ляет на всякую добродетель. Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей божеских и челове­ческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя по­рок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что же мудрее такой души? Здесь (про­рок) указывает не слушателя только, но и исполнителя. «Разум добр у всех, руководящихся им», т.е. для исполняющих пра­вила премудрости, для показывающих ее на деле, он есть «разум добр». Говорит о разуме благом, потому что есть ра­зум и злой, как например: «умны на зло, но добра делать не умеют» ( Иер.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Минь. Т. V. С. 278 Творения Т. V. С. 295, 296, 297 544. Хвала Богу и ропот на Него Беседа 21 на псалом 110. Хвала Его пребывает в век века ( Пс. 110:10 ). Это – благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его… Пророк говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала принадлежит Ему столь ясно, очевидно, неизменно, твердо и постоянно, а они, не понимая этого, говорят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми.– Минь. Т. V. С. 290 Творения Т. V. С. 309, 310 545. Рождество Христово Беседа 22 на псалом 111. Когда тьма покрывала землю и море, и заблуждение распространилось повсюду, тогда долу воссияло Солнце правды. Так как тогдашние люди, оставив небо, искали Бога на земле, то Он оттуда и воссиял им, снисшедши к немощным, чтобы возвести их на беспредельную высоту.– Минь. Т. V. С. 295 Творения Т. V. С. 315 546. Святость имени Божия Беседа 23 на псалом 112. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века ( Пс. 112:2 ), то есть, удостой нас всегда вести жизнь добродетельную, чтобы имя Твое было благословенно и чрез нас.– Минь. Т. V. С. 301 Творения Т. V. С. 323 547. Гражданин неба Беседа 24 на псалом 113. Небо небесе Господеви ( Пс. 113:24 ). Небо называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком… Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде воскресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и, живя в деревне, носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то, и живя здесь, можешь иметь это достоинство.– Минь. Т. V. С.313 Творения Т. V. С. 337 548. Истинная жизнь будущая. – Беседа 25 на псалом 114. Во стране живых ( Пс. 114:9 ). Та жизнь есть истинная жизнь, чуждая смерти, исполненная чистых благ… Тогда не останется ничего прискорбного, ни забот, ни трудов; все будет радостью, все миром, все любовью, все спокойствием, все веселием, все истинным, искренним и твердым; тогда не будет никаких недостатков, ни гнева, ни скорби, ни любостяжания, ни сладострастия, ни бедности, ни богатства, ни бесчестия, и ничего другого подобного. Будем же и мы стремиться к этой жизни и делать все для нее.–

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Это нужно сказать не об одних только иу­деях и не только о событиях, бывших с ними, но о всем вообще. Все, совершаемое Им, есть истина и суд; суд, т.е. правда. А истиною Писание часто называет и человеколюбие. Слова эти, следовательно, означают, что Бог совершает все по правосудию и вместе по человеколюбию. Подлинно, если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы. 6. Поэтому тот же пророк в другом месте говорит: «не вой ди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ); и еще: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» ( Пс.129:3 ) Так, все, происходящее от Бога, исполнено того и другого. Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому, для спасения людей Он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление. «Верны все заповеди Его». Как поступает часто пророк в других местах, так и здесь: от премудрости Божией, являющейся в творении и в разных видах промышления, он переходит к Его законода­тельству, показывая и здесь новый вид промышления. В са­мом деле, Бог вразумляет род человеческий не только тем, что создал столь много таких тварей, но и тем, что установил закон. Вот почему и в восемнадцатом псалме пророк, различая эти два вида промышления, в начале его говорит: «небеса поведают о славе Божией; а в средине, окончив речь о творении, присовокупляет: закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи» ( Пс.18:2, 8–9 ). Так и здесь, сказав о знамениях, чудесах и делах Божиих, переходит к заповедям и говорит: «верны все заповеди Его, утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте» ( Пс.110:7–8 ). Не напрасно сказал он: «все», но употребил это выражение, имея в виду множество заповедей. Так, есть за­коны творения, которые соблюдают все создания, солнце и луна, день и ночь, звезды, земля и течение всей природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Держава гдь бощихс и завтъ витъ имъ. 14. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. 14 . С людьми благочестивыми Господь вступает в близкое, как бы дружеское общение (ср. Исх. 33:11 ; Ин.15:14 ; Иак. 2:23 ), так что открывает им сокровенные тайны Свои, как открывал Аврааму ( Быт.18:17 ), пророкам ( Втор.18:18 ; 1Кор.13:2 ), апостолам ( Мф.13:11 ) и сообщает им совершеннейшее познание Своего завета, или богооткровенного учения веры ( Пс.110:10; 118:98–100 ; Притч.1:7; 2:6 ; Лк.24:40 ; 1Ин.2:20–27 ). По слав.-грек.-лат. 1-я полов. ст. выражает мысль, что Господь для боящихся Его служит крепкою опорою и ограждением в опасностях жизни (ср. Евф. Зигабен), не давая поколебаться среди искушений и укрывая их от нападений врагов (ср. Пс.30:4–5; 42:1–2 ). 70 толк. евр. слово (сод.=«дружеское общение» – Притч.3:32 ; «искренняя беседа» – Симмах= Пс.54:15 и Иов.19:19 ; и тайна – Халд., Ак. Феодот. Евсевий, бл. Феодорит и Иерон.; ср. Притч.11:13 ) вероятно читали (есод. – основание, твердыня), принимая за букву (иод) примыкавший к слову рожек от предшествующей буквы (цаде); отсюда – перевод: κραταωμα – держава. 15–21. Как наказуемый Богом грешник (ст. 7, 11:18), псалмопевец не смеет причислить себя к тем богобоязненным людям, на которых по преимуществу обращено благоволение Божие (ст. 12–14); но при всем своём смирении пред Богом, он сознает, что и он не чужд тех свойств, какие обыкновенно отличают людей богобоязненных: глаза его всегда ( выну) обращены к Господу с благоговейною молитвою, с полным упованием и преданностью (ст. 15 и 20 и 216); он долго и терпеливо переносит ниспосланное ему тяжкое наказание Божие (ст. 16–17 и 18а), желает очищения грехов своих (ст. 18б) и хотел бы всегда сохранять себя в чистоте и непорочности (ст. 21). Поэтому, он считает себя в праве просить и просит Господа – обратить сострадательный взор Свой на его крайне бедственное, беспомощное состояние (ст. 16–17), сжалиться над ним за его тяжкие душевные страдания, простить грехи, за которые он подвергся таким несчастиям (ст. 18), и явить заступление и избавление от грозящей ему погибели, если не ради его самого, то, по крайней мере, для вразумления многочисленных, злобных врагов его, чтобы не дать постыдиться пред ними в своём уповании на милость Божию (ст. 19–20). А чтобы сделаться достойным испрашиваемой милости Божией и на будущее время избежать праведного суда и наказания Божия, он присоединяет еще молитву, чтобы Господь, ради возлагаемого на Него упования, всегда сохранял его в непорочности сердца и правоте (ст. 21), т. е. точном исполнении всех заповедей Его (ср. 3Цар.9:4 ), и это, в свою очередь, служило ба ему верным ручательством всегдашнего благоволения Божия и охраною от бед и злоключений жизни (ср. Втор.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Хвалитные псалмы (104–106; 110–117; 134, 135; 145–150), которые и начинаются хвалою, и оканчиваются хвалебным восклицанием: аллилуия, воспеваемы были иудейской церковью в торжественных случаях; например, псалмы 113–117 иудеи пели при снедении пасхального агнца; заключительное восклицание хвалитных псалмов – аллилуия – возглашал весь сонм народа хором ( Пс. 105:48 ). Христианская церковь , в которой Господь благоволил явить столько славы и любви Своей, с самых времен апостольских повторяет хвалебную песнь херувимскую, что видно уже из помещения ее в Апокалипсисе. Св. Григорий Двоеслов , говоря о христианском употреблении ее, пишет (Lib. 7. Ер. 64), что она первоначально введена была в иерусалимской церкви, т.е. там, где в первый раз стали учреждать хвалы для новой церкви. Тертуллиан в конце II в. замечал о всех верующих, что они соединяют с молитвами хвалу – аллилуия (De orat. с. 27). (См. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви, Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского, стр. 23–24). 9. Беседа на слова: «Господи, помилуй!» Вот слова, которые часто слышим мы в церкви, повторяем сами во время утренней и вечерней молитвы, произносим и в других многих случаях. Это есть первая молитва каждого из нас, ибо она легче всего печатлеется в слабой памяти младенческой. Она есть и последняя молитва , которую на смертном одре произносит умирающий, отходя в другую жизнь. В каком бы горестном состоянии человек ни был: грех ли тяготит душу, скорбь ли раздирает сердце, болезнь ли изнуряет тело его, – во всех сих случаях он взывает к Творцу своему: Господи, помилуй! Что это значит? Это самый естественный вопль уязвленной грехом души нашей, самое верное выражение нашей немощи духовной. Если бы мы остались в первобытном состоянии нашем, в состоянии невинности и блаженства, мы не знали бы ни опасностей, ни напастей, ни болезней, ни скорбей, тогда и воззвание это не существовало бы. Душа чистая и непорочная взывала бы к Творцу своему: Господи, слава Тебе! или же вместе с ангелами воспевала Ему одну песнь: Свят, Свят, Свят! А теперь?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В самом деле облик Христа оказался весьма непохож на то представление о Мессии, которое сложилось в Израиле. В средневековом «Диспуте Нахманида» (1263 г.) раввин так будет объяснять, почему невозможно признать Мессию в Назаретском плотнике: «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что «он будет владеть от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 8). У Ешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее» (Диспут Нахманида. — Иерусалим-Москва, 1992, с. 32-33). В талмудическом трактате Берахот (34b) приводятся слова рабби Шемуэля: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» (цит. по: J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. vol. 2. Et Dieu crea Eve — Paris, 1979, p. 25). Иоанн Креститель, похоже, не хотел быть вестником такого времени и такого царства… 109 «В этом месте Христос открывает тайну Илии-Иоанна» (Фрилинг Р. Христианство и перевоплощение. М., 1997, с. 83). 110 «Итак, среди иудеев была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. Предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею — не потому, что он был Илия, но потому, что он совершил служение его… Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред Моим вторым пришествием; но и ныне пришел Илия, — называя этим именем Иоанна… Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения» (св. Иоанн Златоуст. 17 Беседа на Еванг. от Матф., 557-560). «И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Потому об Иоанне сказано, что он предъидет пред Господом в духе и силе Илии, так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. Что же значат слова «в духе и силе Илии»? То, что Иоанн будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия, так Илия будет предтечею второго» (он же, 4 Беседа на 2 Посл. Фесс., 2, 487-488). 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

475 Сон, как и прочие телесные потребности, древние иноки обычно рассматривали в качестве необходимого зла. Так, преп. Антоний, по свидетельству св. Афанасия, «когда хотел вкушать пищу, ложился спать или приступал к исполнению других телесных потребностей, чувствовал стыд, представляя себе разумность души… Он говаривал: «Все попечение прилагать надобно более о душе, а не о теле, и телу уступать по необходимости малое время, все же остальное посвящать наипаче душе и искать ее пользы, чтобы не увлекалась она телесными удовольствиями, но паче ей порабощалось тело». Святитель Афанасий Великий . Творения, т. III, с. 215–216. Ср. также: «Авва Даниил сказывал об авве Арсении, что он всю ночь проводил в бдении и когда перед утром природа побуждала его заснуть, говорил сну: иди, злой раб, – и заснув несколько сидя, тотчас вставал». Достопамятные сказания, с. 19. 476 Эта «необыкновенная пища» ( ξνην τροφν) ассоциируется, возможно, с «хлебом ангельским» ( Пс. 77:25 ). Согласно Оригену , «и Ангелы питаются, только не вещественным хлебом, а Божиею премудростью, созерцанием истины и премудрости, чем они и укрепляются к совершению возложенных На них дел. В псалмах говорится, что Ангелы именно питаются.·и что. при этом чада Бржии, как называются евреи, вступают в общение с Ангелами и становятся как бы их сотрапезниками. Таково следующее изречение: Хлеб ангельский ел человек ( Пс. 77:25 ). Потому что не в такой же мере ограничен наш разум, чтобы думать, будто Ангелы всегда получали некоторый вещественный ( σωματικς) хлеб, какой по свидетельству (Писания) с неба падал исшедшим из Египта, и как будто они питались им, и будто именно этот хлеб ниспосылался какой употребляется Ангелами, служащими Богу духами». О молитве и Увещание к мученичеству. Творение учителя Церкви Оригена . Перевод Н. Корсунского. Спб., 1897, с. 110–111. Но более близкую аналогию представляет Ин. 6, 31–34, 48–51 , особенно учитывая то, что видение преп. Феодора имеет несомненный евхаристический контекст, а «в последовательном развертывании Иоанновско-го богословия учение о Евхаристии есть то существенно новое, что вносит беседа гл. VI». Епископ Кассиан Безобразов . Водою и кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж, 1996, с. 99. Наконец, и «небесная манна» ( Откр. 2:17 ) также ассоциируется с «необыкновенной пищей» в видении преп. Феодора. По изъяснению св. Андрея Кесарийс-кого, «манна сокровенная есть Хлеб Жизни Небесный, ради нас сшедший с небес и соделавшийся ядомым. Манной образно называются будущие блага, как сходящии с неба, откуда и горний Иерусалим. Сии блага получат победившие диавола». Толкование на Апокалипсис святаго Андрея, Архиепископа Кесарийскаго. М., 1901, с. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010