1. К Тебе, Господи, вознес я душу мою; Боже мой! утвердился я в надежде на Тебя, да не буду постыжен во век, и да не посмеются надо мной враги мои! 2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся: 2. Ибо все в терпении надеющиеся на Тебя не постыдятся: 3. Да постыдятся – беззаконнующии вотще! 3. Да постыдятся – тщетно беззаконнующие! 4. Пути Твоя, ГОСПОДИ, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. 4. Пути Твои, Господи, укажи мне, и стезям Твоим (путям тесным) научи меня. 5. Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси БОГ СПАС мой, и Тебе терпех весь день! 5. – Путеводи меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог Спаситель мой, и Тебя в терпении ждал я весь день. 6. Помяни щедроты Твоя, ГОСПОДИ, и милости Твоя, яко от века суть. 6. Воспомяни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо (они) от века суть. 7. – Грех юности и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, ГОСПОДИ! 7. – Грехов юности моей и неведения моего не помяни: по милости Твоей воспомяни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! II. 8. Благ и прав ГОСПОДЬ: сего ради законоположит согрешающим на пути. 8. Благ и прав Господь: того ради законоположит согрешающим на (их) пути. 9. Наставит кроткия на суд, научит кроткия – путем Своим. 9. Наставит кротких в суждениях (их), научит кротких путям Своим (путь Свой им укажет). 10. Вси путие ГОСПОДНИ – милость и истина: взыскающим завета Его, и свидения Его. 10. Все пути Господни – милость и истина: для тех, кто взыскует завета Его и свидетельства Его. 11. – Ради имене Твоего, ГОСПОДИ, и очисти грех мой: мног бо есть. 11. – Ради имени Твоего, Господи, (Ты) и очисти грех мой: ибо велик он. 12. Кто есть человек, бояйся ГОСПОДА? – законоположит ему на пути, его же изволи. 12. Кто есть человек, боящийся Господа, – тому Он законоположит на пути, им избранном. 13. Душа его во благих водворится, и семя его – наследит землю. 13. Душа его во благе водворится, и семя его – наследует землю. 14. Держава ГОСПОДЬ – боящихся Его, и завет Его явит им. 14. Опора крепкая – Господь для боящихся Его, и завет Свой (Он) явит им.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

6 . Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я Тот же, Который сказал: „ вот Я! “ Заметим, что в следующем же за этим непосредственно пророчестве главы 53, является поразительная картина страданий и смерти и славы Того, Который имеет явиться для спасения людей. Стих 6-ой и последующие настоящей 52-ой главы суть вступление, так сказать, к великому откровению о „Муже скорбей“, Который „взял на Себя наши немощи и понес болезни“ ( Ис. 53:3–4 ). Стих 6-ой наст. главы заключает в себе слова Самого Господа; значение их тожественно с словами Господа Иисуса ( Ин. 14:11 ): „Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне“; и „Я открыл имя Твое человекам“ ( Ин. 17:6 ) 1627 . Но мы ждем еще другого откровения, ибо „теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно“ ( 1Кор. 13:12 ), облеченные в бренное земное тело, но уж Исаии было открыто, что „явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие“ ( Ис. 40:5 и прим.); а Апостол (l. supr. cit.), после слова гадательно, поясняет: „тогда же лицем к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, – подобно, как я познан“. Это ожидание наше с трепетом в сердце, со слезами на глазах (говоря языком человеческим), увидеть Самого Его, нашего Спасителя, полного любви и милосердия и сострадания к нам грешным, и есть великая радость наша и причина всякого преуспеяния в нравственном развитии, как говорит Св. Апостол Павел Титу ( Тит. 2:11–13 ) „Благодать Божия.... научает нас.... жить праведно и благочестиво.... ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“. Прибавим еще, что Св. Стефан ( Деян. 7:55–56 ) видел Господа Иисуса в образе человеческом („Сына человеческого“) стоящего одесную Бога; что Апостол Павел, говоря о Господе и о грядущем суде Афинянам, назвал Его: „Мужем, предопределенным судить вселенную“ ( Деян. 17:31 ), что Ангелы, явившиеся Апостолам, сподобившимся видеть вознесение на небо Господа в теле человеческом,-прославленном после Его воскресения,-сказали им: „Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо“ ( Деян. 1:11 ). Посему мы ждем увидеть Господа не в недоступной уму человеческому славе Творца мира, а в великой славе просветленного и превознесенного образа человеческого, который единый доступен созерцанию человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Смиренным земли называется не тот, кто принижен смирением, – одною из добродетелей, – а тот, кто принижен грехами и потому уже не может вместе со Христом сказать: «Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ); ибо всякий смиряющийся возвысится. А в другом месте речь обращается к святому: «Чем большим будешь ты, тем более смиряйся, и обретешь благодать пред Богом» ( Сир.3:18 ) А тот, кто усмирен грехами и отягчен сознанием преступлений, и говорит: «Как бремя тяжкое, они отяготели на мне» ( Пс.37:5 ), тот должен услышать: «Приходите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). – Это сказано нами в начале соответственно тексту LXX. А согласно Еврейскому тексту смысл другой. Действительно, святым людям говорится так: сохранившие Мои заповеди, находящиеся на земле и знающие, что всякий смиряющийся вознесен будет, вы подражали Моей кротости, вы творили правду, ищите Господа в кротости вашей. И если вы хотите знать, кто есть Господь, то ищите праведного, ищите кроткого, «Ибо Отец всякий суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ), Который будет судить праведно. И так как вы кротки, то ищите кроткого, чтобы то, что в вашей кротости есть недостаточное, было восполнено Тем, Который есть источник кротости. И вот что я говорю вам: «Может быть вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Божия», т. е. Может быть случайно, – вследствие того, что искали Господа и творили правду Его, – вы будете иметь возможность избежать гнева в приближающийся день, и избежать плена, который постигнет народ Иудейский или со стороны Навуходоносора, или со стороны Римлян. Если же он сомневается или сомневаются] даже о тех, которые делали правду Его, говоря: Может быть вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Господа, то что будет с грешниками? В самом деле, опустошение Иудейской земли будет столь велико, и столь главное победоносное Вавилонское войско достигнет того, что тот же самый плен постигнет могущественнейшие города Филистимлян, которые всегда были вам опасными противниками в боях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

     Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением наказал апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 49). И еще задолго до этого Он говорил им: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 15–17). Это обетование вполне исполнилось в День Пятидесятницы, когда Дух Святой преисполнил апостолов благодати и силы. И мы в этот день тоже с надеждой молимся, ожидая и к нам милости Божией, ожидая, что Дух Святой и нас исполнит благодати. Об этом – и молитва «Царю Небесный». Об этом и многие другие молитвы этого дня. В частности, на Великой ектенье в начале вечерни добавляются особые прошения: «О предстоящих людях и ожидающих благодати Святаго Духа», «О еже укрепитися нам к совершению богоугодне», «О еже ниспослатися богатым милостем Его на ны» и прочие. Мы любовно вслед за Спасителем называем Святого Духа Утешителем. Какое это имя! Утешитель. Кого же Он утешает в день Святой Троицы, да и во все остальные дни? И как нам удостоиться этого утешения? Очевидно, что утешение необходимо лишь тем, кто в чем-то испытывает тяготу и недостаток. Кто нуждается в утешении, мы можем легко понять из контекста Святого Евангелия. Например, в Нагорной проповеди Господь Иисус называет «блаженными» плачущих, алчущих, гонимых и обижаемых. И обещает им, что они получат воздаяние на Небесах за свои скорби на земле (см.: Мф. 5: 3–12). И в то же время Он предупреждает других: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25). Еще выразительнее эта тема затронута в притче о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16: 19–31). Когда богач после роскошной жизни на земле оказался в адских муках, он возопил Аврааму, прося его послать Лазаря прохладить водой его разгоряченные уста. На это Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

http://pravoslavie.ru/139999.html

Кропление жертвенною кровью крышки и перед крышкою ковчега указывало, что очищение своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания которого среди Израиля было святое святых. Наконец, изгнание козла в пустыню после того, как первосвященник исповедовал над ним грехи народа, означало, что из среды последнего неправда и беззакония удаляются в пустыню, царство греха и диавола становятся вне царства Божия. Но кроме этого ближайшего значения обряды для очищения имели глубокий таинственно-прообразовательный смысл, который указан святым апостолом Павлом в послании к Евреям. По апостолу, вхождение первосвященника во святое святых с жертвенною кровью предсказывало Христа Спасителя, Который как «Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:11–12 ). Таким образом, действия первосвященника в день очищения прообразовали страдания Спасителя, Его вознесение и ходатайство за верующих на небеси перед Богом Отцом – искупление человечества вообще. 11. Постановления о праздниках Господних (Лев. 23) По закону, изложенному в этой главе, еженедельным праздником является суббота (1–3 стихи). Из годовых праздников первым по времени является Пасха, начавшаяся с вечера 14 дня первого месяца (4–5 стихи). С Пасхою соединяется семидневный праздник «опресноков» , начинавшийся с 15 дня того же месяца (6–14 стихи). Через семь полных седмиц от праздника опресноков совершался праздник Пятидесятницы (15–22 стихи). Следующим по времени был праздник труб , падавший на первый день седьмого месяца (23–25 стихи). В десятый день этого месяца праздновался день очищения (26–32 стихи). Затем следовал праздник Кущей , начинавшийся с 15 дня седьмого дня седьмого месяца и продолжавшимся семь дней. Восьмой день присоединялся как отдание праздника (33–34 стихи). Стихи 1–3 Суббота была днем покоя от обычных дел и соотносилась с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном ( Евр. 5:4, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

I. 2. Небеса поведают славу БОЖИЮ, творение-же руку Его возвещает твердь! 2. Небеса поведают славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь! 3. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. 3. День дню выдыхает (сказывает) слово, и ночь ночи открывает разумение (возвещает ведение). 4. Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их. 4. Нет (таких) речей, и нет таких слов, в которых не были бы слышны голоса их (неба и земли). 5. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их. 5. На всю землю вышло вещание их, и до краев вселенной – словеса их. 6. В солнце положи селение Свое. И той, яко жених, исходяй от чертога своего, возрадуется, яко исполин, тещи путь. 6. В солнце поставил Он скинию Свою. И оно – точно жених, выходящий из чертога своего, веселится, как исполин, о шествии своем. 7. От края небес исход его, и сретение его до края небесе, и несть, иже укрыется теплоты его. 7. От края неба (начинается) исход его, и (завершается) шествие его у (другого) края неба, и нет (того), кто бы укрылся от теплоты его... II. 8. – Закон ГОСПОДЕНЬ непорочен, обращаяй души: свидетельство ГОСПОДНЕ верно, умудряющее младенцы. 8. Закон Господень – непорочен, (он) обращает души; свидетельство Господне – верно, (оно) умудряет младенцев. 9. Оправдания ГОСПОДНЯ – права, веселящая сердце: заповедь ГОСПОДНЯ – светла, просвещающая очи. 9. Уставы Господни – прямы, они веселят сердце; заповедь Господня – лучезарна, она просвещает очи. 10. Страх ГОСПОДЕНЬ чист, пребываяй в век века: судьбы ГОСПОДНИ истинны, оправданы вкупе, – 10. Страх Господень чист, (он) пребывает в век века; суды Господни истинны, – они сами в себе содержат правду: 11. вожделенны паче злата и камене честна многа, и сладшая – паче меда и сота. 11. вожделенны (они) более золота и драгоценных камней многих, и слаще меда и сота. III. 12. Ибо раб Твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много! 12. И вот раб Твой хранит их: в соблюдении их – воздаяние многое! 13. Грехопадения кто разумеет?! от тайных моих очисти мя,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

28 год по Р.Х. Первая Суббота по втором дне Пасхи Путь в Галилею 418 Мф. 12, 1–8 : Срывание 419 колосьев и спор о субботе. 28 год по Р.Х. Галилея Капернаум Лк. 6, 6–11 : Исцеление сухорукого в субботу в синагоге. Близ Капернаума, гора Блаженств 420 Мф. 12, 15–21 : Злоба фарисеев. Множество людей идут отовсюду за Христом. Лк. 6, 12–16 : Молитва 421 и избрание Двенадцати 422 Апостолов 423 . Краткая историческая справка – Двенадцать Апостолов: Господь избрал двенадцать апостолов. Их имена суть следующие: Симон, называемый Петром. Андрей, брат Петра. Иаков Заведеев. Иоанн Заведеев, брат Иакова. Филипп. Варфоломей, или Нафанаил. Фома, или Близнец, Фаддей. Матфей мытарь, иначе Левий. Иаков Алфеев. Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемы Фаддеем. Симон Зилот, или Кананит, именно на его свадьбе, по преданию, Господь сотворил первое чудо в Кане. Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По Вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян. 1, 15–26 ). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10 главе Евангелия от Матфея. Нагорная проповедь Лк. 6, 17 : Множество народа, пришедших на проповедь Спасителя. Пророчество об обращении язычников: Пс. 17, 50 : “За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему”. Пс. 18, 1–5 : “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их”. Пс. 116, 1–2 : “Хвалите Господа, все народы, и прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня (пребывает) вовек. Аллилуия”. Ис. 11, 10 : “И будет в тот день: к корню Иесееву 424 , который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава”. Ис. 35, 5–6 : “Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Пророк Исаия предсказывал, что Она родит не просто человека, как учили еретики-несториане, но именно БОГОЧЕЛОВЕКА: «се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему – Еммануил. что значит: с нами Бог» (7, 14). 26 Ещё яснее назвала Её Богоматерию праведная Елисавета, и притом не от себя, как человек, но «исполнившись Духа Свята», когда воскликнула: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк. 1, 43 )! А, ведь, сказать Богоматерь или Богородица – одно и то же, и одинаково значит, что родившийся от Неё в самом рождении, был, как всегда есть, истинный БОГ. Отсюда Церковь учит, что и рождение Его было пречисто и безболезненно. В. Как ещё почитает Церковь Матерь Господа своего? О. Она ублажает Богородицу превыше всех разумных тварей, именуя её «честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим». 27 В. Какие ещё были свидетельства о Христе, говорившие о том, что Он – Спаситель? О. В ночь Рождества Христова о Нём свидетельствовали пастухам вифлеемским ангелы, оставивши навеки о Нём песнь: «слава в вышних Богу». В день Сретения засвидетельствовал о Нём праведный старец Симеон, назвавший Его «Владыкой», – «Светом во откровение языком и славою народа Его Израиля». Иоанн Предтеча множеству своих слушателей о Нём сказал: «се Агнец Божий, (вземляй) берущий на себя грехи мира». Но самые главные свидетельства об Иисусе Христе, единственные во всечеловеческой истории, были даны с неба, – от Самого Бога Отца: в день Крещения, Преображения и Входа Господа в Иерусалим, при чём в двух первых ОТЕЦ назвал Его Своим «Сыном возлюбленным, в котором Его благоволение»: «Того послушайте» – добавил Он ученикам на Фаворе. В. Как может быть спасительною земная жизнь Господа Иисуса Христа? О. Когда мы ей подражаем: «Образ дал Я вам», сказал Господь, умыв ноги ученикам и этим дав пример смирения и служения ближнему: «чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 15 ). «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). 4-й, 5-й и 6-й члены Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А. Отдел первый. История страданий Господа нашего Иисуса Христа: 1) Вход Господень в Иерусалим. 2) Предатель. 3) Тайная вечеря. 4) Ночь в Гефсиманском саду. 5) Иисус перед судом первосвященников и синедриона. 6) Иисус перед судом Пилата и Ирода. 7) Распятие Иисуса Христа. 8) Погребение Иисуса Христа. Б. Отдел второй. История воскресения и вознесения на небо:1)Воскресение Иисуса Христа. 2) Явления Воскресшего. 3) Вознесение Иисуса Христа на небо. Отдел первый. История страданий Господа нашего Иисуса Христа. Глава I. Вход Господень в Иерусалим. За шесть дней до еврейского праздника Пасхи Иисус из Иерихона пришел в Вифанию, местожительство незадолго перед тем воскрешеннаго Лазаря. Во время вечери сестра Лазаря Марфа прислуживала трапезовавшим, в числе которых был между прочим и Лазарь. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими 655 . Миро было весьма высокого достоинства, и весь дом наполнился его благоуханием. Мазать ноги таким миром, по взгляду корыстолюбивого Иуды Искариотского, который уже возымел намерение предать Иисуса, было неразумно, или, по меньшей мере, – непрактично; вот почему он и сказал: „для чего-бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Впрочем евангелист Иоанн, весьма близко, конечно, знакомый с личностью будущего предателя, заметил, что Иуда сказал это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. В глазах Иисуса действие Марии, напротив, имело весьма важное значение. „Оставьте ее“, – сказал Он, – „она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда“. – На другой день Иисус вместе с двенадцатью учениками и множеством народа, следовавшего за Ним, отправился в Иерусалим. Когда пришли в Вифсфагию к горе Елеонской, Иисус подозвал к Себе двух учеников Своих и сказал им: „пойдите в селении, которое прямо перед вами, там вы найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите ко Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. 2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. В народе его почитание тесно переплетается с дохристианскими славянскими верованиями в бога-громовержца. Это связано с тем, что, согласно Писанию, именно пророк Илия заключил небеса над Израилем на три года за грех царя Ахава, уклонившегося под влиянием царицы Иезавели в язычество и воздвигшего гонения на верных Богу. Позже пророк Илия призвал огонь с неба на посланников другого царя, Охозии, также уклонившегося в язычество. Кроме того, пророк Илия не умер, а был в теле вознесен Богом на небо. По еще дохристианскому Преданию, возвращение пророка Илии должно предварять приход Мессии. Об этом сказано в книге пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). Согласно христианскому Преданию, это говорится о времени Второго Пришествия и Страшного Суда. Однако, согласно Евангелию, уже Иоанн Креститель приходил «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:14). Более подробно представление об Иоанне Предтече как об образе Илии дается в другом евангельском фрагменте: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10). По народным верованиям, в Ильин день завершается лето: сокращается световой день, закрывается купальный сезон. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/2-avgusta-ilin-den/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010