Определяя пост как утеснение плотского начала, святая Церковь следует древней библейской традиции. «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12: 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9: 3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 23). Благочестивому сознанию древних было открыто, что молитва к Богу приобретает сугубую силу тогда, когда человек, молясь, приносит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий. Поэтому святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. 2: 17). А сие «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» ( Василий Великий . Творения. Минск, 2003. С. 96). Сам Спаситель наш освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4: 1–2). О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней. Постящиеся люди хорошо знают, каким благодатным является духовное состояние человека во дни поста. Пост – замечательная школа, научающая управлять своими чувственными желаниями и побеждать вожделения. У святителя Василия Великого мы находим прямое указание на супружеское воздержание во время поста: « Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост » (Беседа о посте 1). Нужно ли комментировать это высказывание?

http://pravoslavie.ru/29586.html

От бед богатеешь, от слез серебро собираешь, нагого обнажаешь, голодного бьешь. Нет никакого милосердия, нет никакого разумения о сродстве страждущим. И прибыток от этого называешь человеколюбием! Горе именующим горькое сладким, и человеконенавистничество человеколюбием называющим!». И еще в конце: «Без земли сажаешь, без семени жнешь, и неизвестно, кому собираешь. Что тот, с кого лихву берешь, плачет, – известно, а кто плодом, от лихвы собранным, будет питаться, – неизвестно. Ибо неизвестно, кому утеху о богатстве оставишь; зло же от неправды себе собираешь. «От хотящего занять у тебя не отвращайся... и серебра своего не давай... в лихву», ( Мф.5:42 , Втор.23:19 ) да, и от Нового, и от Ветхого Завета полезному научившись, с благой надеждой ко Господу отойдешь, чтобы там лихву за благие дела воспринять» (Беседа на Псалом 14). О том же и святой Иоанн Златоуст во многих своих беседах учит. Глава 10: Об обиде убогих «Ни вдове, ни сироте не делайте зла; если же сделаете им зло, и, восстенав, возопиют ко Мне, слухом услышу голос их, и разгневаюсь яростью, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх.22:22–24 ). «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову; и все люди скажут: «Да будет " ( Втор.27:19 ). «Так говорит Господь: сотворите суд и правду, и избавьте... угнетенного от рук обижающего и пришельца и сироту, и вдовицу не оскорбляйте, не угнетайте беззаконно, и крови неповинной не проливайте на месте сем. Если же не послушаете слов этих, Сам Собою клянусь, говорит Господь, что пустыней будет дом сей» ( Иер.22:3, 5 ). § 122. Как тяжко обижать ближнего, следующими доводами показывается. 1) Как благодеяние, являемое ближнему, Христос Бог вменяет Себе: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ), – так и обида, причиняемая ближнему, Самого Христа касается: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?»-говорит Христос ( Деян.9:4 ). Савл Церкви Христовой и верным Его делал зло, но Христос Себе приписывает это зло: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня»?» Ибо обида самого отца касается, если сына обижают, и господин обидой себе считает, если рабу его причиняют зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Подобным же образом поступают ныне многие и касательно добродетели и порока: к гнусному по природе (пороку) прилепляются за внешние его украшения, а от прекрасной и благообразной (добродетели) отвращаются за непокрытую ее красоту, за которую тем более надлежало бы возлюбить ее. 6. Стыжусь, что между несмысленными язычниками есть люди, любомудрствующие так, если не на деле, то по крайней мере в мыслях, и знающие скоротечность настоящего, а у нас некоторые и этого не знают, даже имеют превратнос суждение, и притом тогда, как Писание непрестанно повторяет нам:  " тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит " (Пс.14:4);  " страх Господень все превосходит " (Сир.25:14);  " бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека " (Еккл.12:13);  " не ревнуй злодеям " (Пс.36:1); " не бойся, когда богатеет человек " (Пс.48:17);  " всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой " (Ис.40:6). Слыша это и тому подобное каждый день, мы однако прилепляемся к земле. Как дети еще не совсем выучившиеся азбуке, когда приказывают им называть буквы не по порядку, часто называют одни вместо других, и тем возбуждают большой смех, так и вы, когда исчисляем вам все по порядку, кое-как еще следите, а когда спросим вас порознь, какую вещь надобно поставить на первом месте, какую на втором, и так далее, то вы не знаете, что сказать, и становитесь смешными. Подлинно, не крайне ли смешно, скажи мне, что люди, ожидающие бессмертия и благ, которых " не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку " (1Кор.3:9), гоняются за благами здешними и считают их достойными состязания? Если ты еще имеешь нужду учиться тому, что богатство не представляет ничего великого, что настоящее есть тень и сон, что оно рассеивается и разлетается, подобно дыму, то стой вне святилища и оставайся в преддверии, потому что ты еще не достоин войти в горние царские чертоги. Если ты еще не умеешь рассудить, что (настоящее) по существу своему непостоянно и скоропреходяще, то как ты сможешь презирать его? А если скажешь, что умеешь, то перестань исследовать и спрашивать, почему такой-то богат, а такой-то беден.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2063...

Поревнуем возлюбленным Божиим; поревнуем кротости Давида, о котором преблагий и любоблагий Господь сказал: Нашел Я мужа по сердцу моему, который исполнит все хотения Мои. Так Он говорит о Давиде, незлопамятном и добром ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Антиох, не было остановки во время молитвы. Об Иове свидетельствовал Бог как о человеке незлобивом ( Иов.2:3 ); Иосиф не мстил братьям, которые умыслили на него зло; Авель в простоте и без подозрения пошел с братом своим Каином. По свидетельству слова Божия, святые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом ( Иер.18:20 ), говорит о гнавшем его Израиле: Еда воздаются злая за благая?.. Помяни стоявшаго мя пред Тобою, еже глаголати за них благая (Антоний Вел. Слово 52). Итак, если мы будем, сколько есть сил, стараться все сие исполнять, то можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий нам путь к горнему Иерусалиму. О терпении и смирении Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностью; и потому, по апостолу, временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце. Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то все кланялись бы нам. Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина : «Уничижи себе, и узришь славу Божию в себе» (Слово 57). Без света все мрачно, так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается. Как воск не разогретый и не размягченный не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда приступили Ангелы и служили Ему ( Мф.4:11 ). Так, если во время искушений несколько отходят от нас Ангелы Божии, то недалеко, и скоро приступают, и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа, потрудившись, стяжевает и прочие совершенства. Посему св. пророк Исаия говорит: Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся ( Ис.40:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Слова: се, Царь твой грядет к тебе — еврейское слово лах, переведенное, как к тебе, может быть переведено и как «для тебя» или даже: «ради тебя», что соответствует Никео-Цареградскому Символу веры: «нас ради человек, и нашего ради спасения». Иудеи ожидали Пришествия Мессии именно с наступлением Римского железного царства Иудеи ожидали Пришествия Мессии именно с наступлением Римского железного царства (Дан. 2, 40). Известный стих из Книги Бытия (1-я глава 2-й стих) они истолковывали следующим образом: Земля же была безвидна ( безвидна, бесформенна — царство Вавилона ) и пуста ( царство Персии ), и тьма ( царство Греции ) над бездною ( царство Рима ), и Дух Божий ( дух Мессии, Христа ) носился над водою (Быт. 1, 2). То есть с наступлением 4-го, железного, царства иудеи ждали Пришествия Христа (Мессии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти из Книги Захарии именно к Мессии (Христу) . Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки (т. е. от Евфрата — О. С .) до концов земли (Зах. 9, 10). Слова и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли могут быть отнесены только ко Христу, Царство Которого установится по всей вселенной. Его Царство — это Его ЦЕРКОВЬ. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян.1, 8). «Подъяремной» называется ослица, что указывает на ярмо Закона Божия, под котором находились иудеи. Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон Мученик Иустин Философ учит: «Действительно, Господь наш Иисус Христос, когда намеревался войти в Иерусалим, приказал ученикам привести к Себе ослицу, которая с осленком своим была привязана при входе в селение, называемое Виффагия, и, сев, на ней вступил в Иерусалим. Так как ясно было предсказано, что это будет исполнено Христом, то общеизвестное исполнение этого очевидно доказывает, что Он — Христос. И, несмотря на то, что все это исполнилось и показано Писаниями, вы (т. е. иудеи — О. С .) доселе остаетесь жестокосердыми. Захария, один из двенадцати пророков, предсказал, что это будет, в следующих словах: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9). А что пророческий Дух вместе с патриархом Иаковом говорит, что Он будет иметь во владении именно ослицу подъяремную с ее осленком, потом и Сам Он велел ученикам, как я уже сказал, привести то и другое животное, — это было предсказанием имеющих уверовать в Него людей, как из синагоги вашей, так и из язычников. Ибо как осленок, не носивший ярма, был символом язычников, так подъяремная ослица указывала на людей из вашего народа (т. е. иудейского — О. С .)» .

http://pravoslavie.ru/102519.html

Фарисей, считавший себя праведником и превозносившийся над смиренным мытарем, был осужден Иисусом Христом. И слово Божие учит, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Пет.5:5 ). Вследствие указанной любви к миру, проявляющейся в похоти очей и гордости житейской, человек сам не внимает голосу благодати Божией, – противится ей. Он не проникается словом Божиим, не принимает таинств и не трогается даже грозными посещениями Божиими, но следует только влечениям своей греховной природы. Такие люди подобно язычникам, по слову апостола Павла, «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:18 ). Они весьма близки к вечной погибели. Противление благодати Божией может перейти в ожесточение, когда человек сам преграждает для себя путь спасения. Такое ожесточение известно под именем хулы на Духа Святого. Этот грех , по слову Спасителя, не простится человеку ни здесь на земле, ни там по смерти. Всяк грех и хула отпустится человеком, говорит Он, а яже на Духа хула, не отпустится человеком.... ни в сей век, ни в будущий. Хулить Духа Святого значит идти против божественного учения, против Бога. Над повинными в этом грехе сбываются слова пророка Исаии, сказанные Иисусом Христом о неверовавших евреях: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ин.12:40 ). Такие грешники не получат прощения ни в этой, ни в будущей жизни, и это не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают, зане любве истины не прияша, во еже спастися им ( 2Сол.2:10 ). Впрочем, нужно заметить, как говорит Св. Афанасий великий , что Христос не сказал: не простится хулившему и покаявшемуся, но хулящему т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи (Толк. еванг. Арх. Михаила). В житиях святых мы видим немало примеров того, как великие грешники обращались на путь спасения. Итак, братие, благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних только избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Христианин иначе выстраивает отношения. Сначала ты сам, то есть твое восприятие, потом ближний, то есть общество, и потом твой культ, твое понимание Бога. Почему в христианстве культ не стоит на первом месте? Потому что Господь сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Это текст из Нагорной проповеди. То есть, в христианстве отношения с Богом выстраиваются через отношения с человеком, с любым членом человеческого сообщества. Сам Христос поставил знак равенства между Собой и любым другим человеком, когда сказал: Меня посетил в темнице тогда, когда другого посетил в темнице. Накормил кого-то – Меня накормил. Напоил кого-то – Меня напоил. Пришел к какому-то больному – ко Мне пришел (см. Мф.25:35–40 ). Я не дословно цитирую, но смысл ясен. В христианстве служение Богу осуществляется через служение человеку. А в других религиях ради служения богам людей сжигали на кострах. Вы видите, как мусульманские экстремисты ради служения богу взорвали маленьких детей в Беслане. Потому что для них их культ на первом месте. Если для вас на первом месте будет стоять ваш культ, это значит, что вы свою религию используете для враждебных чувств по отношению к другим людям. Какая самая лучшая икона Бога? Икона – это образ. Самая явственная икона Бога, общаясь с которой, мы точно общаемся с Богом, – это любой человек. О первом человеке, об Адаме сказано, что он создан по образу Божьему. По-гречески образ – это эйкон. Человек – икона Бога. Он создан по образу Бога. Вот почему, служа любому человеку, мы служим Богу. Итак, когда у вас появится желание накричать на человека на религиозной почве, если у вас появится такое желание, например, во время поста, когда вы придете домой голодный, а там ближние ваши едят колбасу, – вот тут следует сдержаться. Потому что христианский культ существует не для того, чтобы делать сложными наши отношения с людьми. Напротив, он весь существует для того, чтобы возвысить нас до правильного общения с людьми. В Писании сказано: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Часть 2 Книга 7. О любви к братиям     Кирилл. Чрезвычайными и весьма высокими похвалами, Палладий, венчает закон первую и высшую заповедь, то есть: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5; сн. Мк.12:30), прибавляет также: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18); притом и Сам Христос ясно говорит, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40); и божественный Павел называет любовь исполнением закона, потому что она не делает никакого зла ближнему (Рим. 13:10). Рассмотрение первой из этих заповедей в достаточной, как мне кажется, мере сделала наша беседа, исследуя ее по возможности с разных сторон, как бы обходя вокруг ее и не худо показывая, каков может быть у нас образ совершенной и вполне безукоризненной любви к Богу. Теперь займемся смежною и родственною ей заповедью и сделаем точное рассмотрение любви к ближнему, прилежно исследуя, как может кто-либо достигнуть красоты добродетели и, стяжавши искусством в этом деле добрую славу, находиться в благоволении у Бога и людей, подобно божественному Самуилу (1Цар. 2:26). Я утверждаю, что вместе с любовью к Богу должно, как следует, упражняться и в любви к братиям: потому что недостаток одной из них есть отсутствие обеих, по словам Иоанна, который так написал: «Кто говорит: люблю Бога а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4:20-21). Итак, каждая из них вместе с другою и исчезает и светло восходит. Ибо эти добродетели как бы смежны между собою и, как будто нерасторжимая пара коней, привозят того, кто постарался хорошо править ими, к единой отличной и совершеннейшей красоте благочестия пред Богом.     Палладий. Ты хорошо сказал. И так как наша цель — трудиться над этим, то продолжай и, собирая удостоверения на каждое положение из Священных Писаний, постарайся сказать мне, каким образом возможно надлежащее исполнение любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Это и Павел замечает, говоря: " когда будут говорить: " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве " (1Фесс.5:3). Что это значит: " как мука родами [постигает] имеющую во чреве " ? Часто беременные женщины, во время забав, или обеда, или в бане, или на площади, ничего не ожидая впереди, внезапно бывают застигнуты болезнями рождения. А как и наше состояние таково, то будем всегда готовы. Не всегда же мы будем слышать об этом, не всегда будем иметь к тому возможность: " во гробе " , говорит Писание, " кто будет славить Тебя " (Пс.6:6)? Покаемся же здесь, чтобы таким образом умилостивить Бога в грядущий день и получить от Него прощение, которого и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа 35   " И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею " (Иоан.4:40-43)   1. Самаряне, будучи более восприимчивы к благодати, чем иудеи, увидев и услышав Иисуса Христа, признают, что Он есть Спаситель мира. - 2. Исцеление сына царедворца Иродова. - 3. Не должно требовать от Бога чудес, или доказательств Его всемогущества. - Должно славить и любить Бога при всяких обстоятельствах: в радости и скорбях, в здоровье и болезни и терпеть все из любви к Нему.   1. Нет ничего хуже зависти и ненависти: нет ничего бедственнее тщеславия. Они обыкновенно губят безчисленные блага. Иудеи, имевшие и большее, чем самаряне, знание и воспитанные пророками, здесь оказались ниже самарян. Самаряне по одному свидетельству жены уверовали и, не видя никакого чуда, пришли просить Христа, чтобы Он остался у них. А иудеи, видевшие и чудеса, не только не удерживали Его у себя, но даже отгоняли и все делали так, чтобы совершенно удалить Его из страны своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Кроме уже упомянутых в наст. время известно еще 28 подлинных бесед В. В. Это 2 беседы «О посте» (Περ νηστεας α, β; De jejunio 1, 2), беседа 3, «На слова «внемли себе» (Втор 15. 9)» (Ες τ Πρσεχε σεαυτ λγος; In illud: attende tibi ipsi), беседа 4, «О благодарении» (Περ εχαριστας; De gratiarum actione), беседа 5, «На память св. мц. Иулитты» (Ες τν μρτυρα Ιουλτταν; In martyrem Iulittam), беседа 6, «На слова «сломаю житницы мои и построю большие» (Лк 12. 18)» (Ες τ «καθελ μου τς ποθκας κα μεζονας οκοδομσω» κα περ πλεονεξας; In illud: «Destruam horrea mea» itemque de avaritia), беседа 7, «К обогащающимся» (Πρς τος πλουτοντας; In divites), беседа 8, «Во время голода и засухи» (Ομλια ηθεσα ν λιμ κα αχμ; Homilia dicta tempore famis et siccitatis), беседа 9, «О том, что Бог не виновник зла» (λδβλθυοτεΟτι οκ στιν ατιος κακν Θες; Quod deus non est auctor malorum), беседа 10, «На гневливых» (Κατ ργιζομνων; Adversus eos qui irascuntur), беседа 11, «О зависти» (Περ φθνου; De invidia), беседа 12, «На начало книги Притчей (1. 1-5)» (Ες τν ρχν τν Παροιμιν; In principium Proverbiorum), беседа 13, «Побудительная к принятию св. Крещения» (Προτρεπτικ ες τ γιον Βπτισμα; Exhortatoria ad sanctum baptisma), беседа 14, «На упивающихся» (Κατ μεθυντων; In ebriosos), беседа 15, «О вере» (Περ πστεως; De fide), беседа 16, «На слова «В начале было Слово» (Ин 1. 1)» (Ες τ «ν ρχ ν Λγος»; In illud: «In principium erat Verbum»), беседа 18, «В день св. мч. Гордия» (Ες Γρδιον τν μρτυρα; In Gordium martyrem), беседа 19, «На святых 40 мучеников» (Ες τος γους τεσσαρκοντα μρτυρας; In sanctos quadraginta martyres), беседа 20, «О смиренномудрии» (Περ ταπεινοφροσνης; De humilitate), беседа 21, «О том, что не должно прилепляться к житейскому» (Περ το μ προσηλσθαι τος βιωτικος κα περ το γενομνου μπρησμο ξωθεν τς κκλησας; Quod rebus mundanis adhaerendum non sit, et de incendio extra Ecclesiam facto), беседа 22, «К юношам, о том как пользоваться языческими сочинениями» (Πρς τος νεος πως ν ξ λληνικν φλοιντο λγων; Ad adolescentes, quomodo possint ex gentilium libris fructum capere), беседа 23, «На св. мч. Маманта» (Ες τν γιον μρτυρα Μμαντα; In sanctum martyrem Mamantam), беседа 24, «Против савеллиан, Ария и аномеев» (Κατ Σαβελλιανν κα Αρεου κα τν Ανομοων; Contra Sabellianos, et Arium, et Anomoeos), беседа 26, «Произнесенная в Лакизах» (Ομλια ηθεσα ν Λακζοις; Homilia dicta in Lacisis), беседа 27, «На святое Рождество Христово» (Ομλια ες τν γαν το Χριστο γννησιν; In sanctam Christi Generationem), беседа 29, «Против обвиняющих нас, будто бы мы говорим, что богов три» (Πρς τος συκοφαντοντας μς τι τρες θεος λγομεν; Homilia adversus eos qui per calumniam dicunt dici a nobis deos tres) и 2 беседы «О Крещении» (Περ βαπτσματος α, β, De baptismo 1, 2).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010