Здесь бывает двойное и тройное преступление, как по­тому, что они, наслаждаясь удовольствием, устремились к та­кому распутству, так и потому, что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха. Будем же постоянно повторять это и самим себе и женам; поэтому и я заключу речь теми же словами: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:2—4). Тща­тельно соблюдая эти слова, и на площади, и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде, будем и сами ста­раться, и жен научать, и мы говорить, и нам говорить так, чтобы, целомудренно прожив настоящую жизнь, сподобиться нам и царства небесного, благодати и человеколюбием Господа на­шего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь. Беседа 2 На слова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39—40)Непозволительность вступления в брак с отверг­нутой женой. — Мирские законы не могут возобладать над законом божественным. — Побуждение Моисеева закона касательно отвержения. — Переход к новому закону. — Прелюбодеяние мужа, вступающего в брак с отвергнутой женщиной. — Прелюбодеяние женатого че­ловека, совершающего блуд с какой-нибудь женщи­ной. — Мудрость ап. Павла: его снисхождение к немощи человеческой. — Награды, связывающиеся даже в на­стоящем мире с постоянством во вдовстве. — Как совершается очищение души. Заключительное увещание.   1. Недавно блаженный Павел преподавал нам закон о браке и правах брака, говоря в послании к Коринфянам так: «а о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:1—2). Поэтому и мы целую беседу посвятили этим словам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

И он, отправившись из Троады 32 , отплыл на остров (на Эгейском море) Самофракию, а отсюда чрез Неаполь (приморский город при Стримонском заливе) прибыл в Филиппы – первый македонский город, в который, следуя призванию, прибыл апостол Павел с своими спутниками (ст. 10–12). Дело проповеди евангельской началось здесь успешно, и обратившаяся вскоре к вере во Христа одна богатая женщина по имени Лидия предложила проповедникам для жительства свой дом. Но изгнание из одной служанки прорицательного духа навлекло на Павла и Силу ненависть ее господ, которые от ее прорицаний имели доход. Они схватили проповедников-чудотворцев и повлекли их на площадь к начальникам, а эти, дав им много ударов, без суда ввергли их в темницу (ст. 13–23). Но и здесь Божественная помощь не оставила апостолов. Чудесное землетрясение, поколебавшее основание темничного здания, отворившее в нем все двери и ослабившее у всех заключенных узы, обратило ко Христу темничного стража со всем его домом. А на другой день, когда начальники города хотели точно так же без суда отпустить Христовых узников, как без суда ввергли их в темницу, апостол Павел, чтобы впредь своеволие гражданских властей менее полагало препятствий слову Божию, воспользовался правами римского гражданства и заставил начальников города публично извиниться пред ним и Силою в бесчестии, которое без суда было нанесено им, римским гражданам. Начальники, извинившись пред апостолами, просили их удалиться из города, и проповедники Христа оставили Филиппы 33 (ст. 24–40). 3. Основание Церкви в Фессалониках. Пребывание в Афинах (17, 1–34) Глава 17. 1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. 2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, 3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. 4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога , великое множество, так и из знатных женщин немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

И так, по учению Ап. Петра, «обетование» о прощении грехов и получении Св. Духа через крещение принадлежит «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Кого же зовет к Себе Господь? Он призывает к Себе трудящихся и обременных, из какого бы народа они ни были. Он говорит им: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ср. Ин.10:16 ; Гал.3:28 ). Но не одним верующим труженикам Господь обещает в своем царстве «покой» и спасение ( Мк. 16:16 , Мф.25:34–40 ). Он зовет к Себе и детей их. В Ев. от Марка мы читаем: «приносили ко Христу детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне , и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10:13–14 ; Мф. 19:13–14 ; Лк.18:15–16 ). Из приведенных слов Евангелиста видим, что пока ученики Христовы были не просветлены благодатию Божией, они считали «младенцев» ( Лк. 18: 15 ) недостойными и неспособными «приходить» ко Христу. «Что дети могут чувствовать и понимать?» – как бы так думали про себя Апостолы – и «возбраняли приносящим». Увидев то, Господь «вознегодовал» на них: – такова была Его жалость к детям. Он сказал: «пустите детей приходить ко Мне»... Дети – тоже ведь живые души. И они нуждаются в благодати Божией, как молодые – деревья в воде. Кроме того, по своему сравнительному незлобию и кротости, дети служат образцом для взрослых ( Мф.18: 1–4 ). Кто же может удалять их от Милосердаго Господа? Господь «приходящих к нему не изгоняет вон» ( Ин.6:37 ). «Толкущим» Он отворяет двери Своего Царства, – особенно тем из «малых сих верующих», которые душою уподобляются детям (Сн. Мф. 7:7; 18: 6 ). Какой же путь указывает Господь для входа в Его благодатное Царство? Путь одинъ для всех: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). « Кто не родится», т. е. всякий человек без исключения – большой и малый, богатый и бедный, знатный в народе своем, как Никодим, и грешный мытарь, – все обязаны духовно переродиться для вступления в благодатное Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Иудеи ожидали Пришествия Мессии именно с наступлением Римского железного ( Дан.2:40 ) царства. Известный стих из Книги Бытия (1-я глава 2-й стих) они истолковывали следующим образом: «Земля же была безвидна (безвидна, бесформенна – царство Вавилона) и пуста (царство Персии), и тьма (царство Греции) над бездною (царство Рима), и Дух Божий (дух Мессии, Христа) носился над водою». То есть с наступлением 4-го, железного, царства иудеи ждали Пришествия Христа (Мессии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти из Книги Захарии именно к Мессии, Христу. Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Слова «и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» могут быть отнесены только ко Христу, Царство Которого установится по всей вселенной. Его Царство – это Его ЦЕРКОВЬ . В современной иудейской традиции евреи путают 1-е Пришествие Христа со 2-м и пытаются отрицать христианскую концепцию о ДВУХ пришествиях Миссии. Но в самих древних текстах иудаизма эта концепция присутствует: В Талмуде есть интересная притча, основывающаяся на Книге Захарии (9, 9), однако в ней не стирается различие между Первым и Вторым пришествиями Мессии. Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано: “Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий” ( Дан.7:13 ), в то время как в другом месте написано: “Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице” ( Зах.9:9 ). (Он разрешил парадокс, говоря, что если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными, но если нет – скромно, сидя на осле» 176 . То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о Пришествии Мессии на облаках, в славе и величии, и о Пришествии Мессии кротко, на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и их собственную традицию – как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были истинной Ветхозаветной Церковью , которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» ( Мф.27:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

( Мк.12:41–44 ; Лк.21:1–4 ). Выйдя из храма и сев у святых врат, против ящика – служившего для сбора пожертвований на храм и устроенного, вероятно, со времён Иоаса, царя Иудейского ( 2Пар.24:8 ) – Иисус наблюдал, как входивший в храм народ клал деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много; но вот, подошла одна бедная вдова и опустила в ящик две лепты, составлявшие один кодрант (quadrans – самая мелкая медная монета). Иисус, подозвав учеников, сказал им: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех: потому что все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела на пропитание своё». Таким образом эта вдова представляла совершенную противоположность фарисеям, которые, поедая домы вдов ( Мк.12:40 ) и приобретая правдой и неправдой большие имения, давали на храм десятины от всего, что приобретали, но, превозносясь своими пожертвованиями ( Лк.18:12 ), получали за них награду, славу от людей, а не от Бога ( Мф.6:2 ). Сделанным замечанием Иисус ясно показал, что жертвы приемлются Богом не по количеству, а по качеству их, равно как по усердию и внутреннему расположению жертвователя. Беседа Иисуса Христа с учениками о судьбе Иерусалима и о последних днях мира ( Мф.24:1–51 ; Мк.3:1–37 ; Лк.21:5–38 ). В то время, как Иисус Христос, произнеся последнее Своё слово о храме, оставил его уже навсегда, ученики Его, не понимая значения только что сказанного Им о храме, или может быть желая возбудить в Учителе чувство сожаления к одному из лучших национальных памятников, хотели обратить внимание Его на великолепную картину храма, ярко освещённую лучами заходящего солнца, и просили Его посмотреть, каково здание и какие камни. В ответ на это Иисус Христос прямо сказал, что наступит время, когда не останется от этого здания камня на камне. Ученики же, убеждённые в том, что храм должен существовать до самого конца мира, которому будет предшествовать пришествие Мессии в Царской славе, поняли предсказание Иисуса Христа о разрушении храма за предсказание близкого наступления Его земного Царствования и кончины мира, а с нею и разрушения храма. И потому, когда Иисус Христос сел на горе Елеонской против храма, четверо из Его учеников (Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей), предложили Ему вопрос о том, когда это будет и какой признак Его пришествия и кончины века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Мк.9:2 . И по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними. Мк.9:3 . Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Мк.9:4 . И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. И по шести днех (по прошествии шести дней), т. е. от того дня, когда была предыдущая беседа Иисуса Христа с Апостолами, между прочим о кресте Его Самого и кресте последователей Его ( Мк.8:31 и дал.). Древнее предание говорит, что Преображение Господне было за 40 дней до Его смерти. Взял (поят) Иисус Петра, Иакова и Иоанна. Это из учеников его были самые близкие и довереннейшие. Так впоследствии мы видим их же одних с Господом в саду Гефсиманском, накануне Его страданий ( Мк.14 :ЗЗ и дал.), а ранее, Петра и Иоанна посылал Он в Иерусалим приготовить пасху ( Лк.22:8 ). Они превосходили прочих Апостолов: Петр – сильной любовью ко Христу, Иоанн особенной любовью к нему самому Господа, а Иаков ответом, который он дал, вместе с братом своим: можем испить чашу ( Мк.10:39 ; Злат.). На гору высоку. Евангелисты не называют этой горы по имени, но предание свидетельствует, что она была Фавор, в Галилее, на юге от города Назарета, в прекрасной Ездрелонской долине. Эта гора высотой в 3000 футов. Покрыта она, исключая вершины, прекрасной зеленью, цветами и дубовыми и фисташковыми рощами 2 . Еванг. Лука прибавляет, что Иисус Христос взошёл на гору Фавор помолиться ( Лк.9:29 ). Полагают, что это было ночью. Господь любил молиться ночью, когда было тихо, и в уединенных местах. И преобразился пред ними, т.е. изменился в Своём виде: одежды Его сделались блестящими (быша блещащася), весьма (зело) былыми, как (яко) снег, явились с неба Илия с Моисеем, а, по евангелисту Матфею, лице Его просветилось, как солнце ( Мф.17:2 ). Это значит, что Иисус Христос явился в своей небесной, Божеской славе, отчего и лице Его просияло и одежды Его побелели (Мих.). „Молния Божества Его возблистала сквозь облако Его человечества“ (Архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но, если и они, по слепоте своей, еще хотят соблюдать обрезание плоти, не слушая слов Павла: “ Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа ” (Гал.5:2), - для того ведь явился Господь, чтобы все это уничтожить и для того весь закон исполнил, чтобы на будущее время отменить соблюдение закона, почему и восклицал блаженный Павел: “ Вы, оправдывающие себя законом, … отпали от благодати ” (Гал.5:4), - то мы, с своей стороны послушаем блаженного Павла, и примем нерукотворное обрезание. “ В Нем вы , - говорит он, - и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым ”; и далее, чтобы точнее показать нам, в чем состоит такое обрезание, он присовокупляет: “ Быв погребены с Ним в крещении ” (Кол.2:11,12). Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. “ В Нем вы , - говорит (апостол), - и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти ”. Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение - в отложение грехов. Итак, совлекшись однажды греховной плоти и приняв чистую одежду, пребудем, возлюбленные, в чистоте; побеждая страсти плотские, усвоим себе добродетель; находясь под благодатью, поревнуем тому, кто жил под законом, или даже прежде самого закона, чтобы, направив нашу жизнь по его стопам, удостоиться принятия в его лоно и достигнуть вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 40.   “И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра” (Быт. 17:15).   Раскрытие божественного обетования о рождения от Сарры Исаака и увещание слушателей к терпению в скорбях. Послушание Авраама. Превосходство крещения пред обрезанием и налагаемые первым на христианина обязанности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О вдовице, положившей две лепты в сокровищницу храма    (Мк. 12:41-44; Лк. 21:1-4).    Выйдя из храма и сев у святых врат, против ящика — служившого для сбора пожертвований на храм и устроеннаго, вероятно, со времён Иоаса, царя Иудейского (2 Пар. 24:8) — Иисус наблюдал, как входивший в храм народ клал деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много; но вот, подошла одна бедная вдова и опустила в ящик две лепты, составлявшия один кодрант (quadrans — самая мелкая медная монета). Иисус, подозвав учеников, сказал им: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех: потому что все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела на пропитание своё».    Таким образом эта вдова представляла совершенную противоположность фарисеям, которые, поедая домы вдов (Мк. 12:40) и приобретая правдой и неправдой большия имения, давали на храм десятины от всего, что приобретали, но, превозносясь своими пожертвованиями (Лк. 18:12), получали за них награду, славу от людей, а не от Бога (Мф. 6:2). Сделанным замечанием Иисус ясно показал, что жертвы приемлются Богом не по количеству, а по качеству их, равно как по усердию и внутреннему расположению жертвователя. Беседа Иисуса Христа с учениками о судьбе Иерусалима и о последних днях мира    (Мф. 24:1-51; Мк. 3:1-37; Лк. 21:5-38).    В то время, как Иисус Христос, произнеся последнее Своё слово о храме, оставил его уже навсегда, ученики Его, не понимая значения только что сказанного Им о храме, или может быть желая возбудить в Учителе чувство сожаления к одному из лучших национальных памятников, хотели обратить внимание Его на великолепную картину храма, ярко освещённую лучами заходящого солнца, и просили Его посмотреть, каково здание и какие камни. В ответ на это Иисус Христос прямо сказал, что наступит время, когда не останется от этого здания камня на камне.    Ученики же, убеждённые в том, что храм должен существовать до самого конца мира, которому будет предшествовать пришествие Мессии в Царской славе, поняли предсказание Иисуса Христа о разрушении храма за предсказание близкого наступления Его земного Царствования и кончины мира, а с нею и разрушения храма. И потому, когда Иисус Христос сел на горе Елеонской против храма, четверо из Его учеников (Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей), предложили Ему вопрос о том, когда это будет и какой признак Его пришествия и кончины века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Однако грешнику естественно искать объяснения своей греховности где бы то ни было, только не в себе. Еще первый человек после грехопадения слагал вину свою на Бога, Который дал ему жену ( Быт.3:12 ). Тем более теперь, услышав от Апостола, что Бог соблюдает и ожесточает грешников для того, чтобы показать на них Свою силу, люди, преданные греху, поспешат сказать: что же Он и обвиняет нас? Он Сам желает нашей гибели, Он и виновен в ней; на гибель Он нас соблюдает и нас ожесточает; мы не может противостоять воле Его (ст. 19). Дурные люди часто говорят: не можем. На это св. Апостол (в ст. 20) отвечает: «ты кто человек, что споришь с Богом?». Как ты можешь доказывать свою невиновность и Божию виновность? В двух вопросах противника («за что еще обвиняет? кто противостанет воле Его?») Апостол усматривает дерзкое намерение, извиняя себя, оспаривать действия Божии, уничижать Его суд, говоря, что Бог поступает не так, как следует (ср. Иов.40:2–4 ). Первый ответ на это от Апостола следует такой: «кто ты человек?». К этому он присоединяет подобие, показывающее, как безрассудно препираться человеку с Создателем своим, спрашивать Его: чесо ради? – и указывать Ему в делах рук Его; «изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал» (ст. 20, ср. Ис.45:9–10 )? – Человек есть создание Божие; от Бога он получает и бытие, и силы. Посему он не имеет пред Богом никаких прав, на которые в споре с Богом он мог бы опираться, и Творец его не несет на Себе никаких обязанностей по отношению к нему, на которых человек мог бы указывать Ему. Если дарование человеку самого бытия было делом свободы, или милости Божией, то и вся последующая судьба зависит от той же свободной всеблагой воли Божией. Свое подобие Апостол продолжает, говоря: «не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?». В приложении к Богу и людям это означает: не властен ли и Господь отделить одних для помилования, а других для ожесточения (ст. 18), одних для проявления богатства славы Своей (ст. 23), а других для показания гнева Своего, хотя бы они (как глина) представляли по нравственным качествам одно безразличное смешение? Но рассуждая так, Апостол не утверждает, что действительно люди представляют в очах Божиих одну безразличную по нравственным качествам смесь, не утверждает и того, что Бог и действительно поступает с ними по Своей власти (Апостол говорил о себе: еда не имамы власти? – однако, прибавлял: аз же ни едино сотворих от сих, см. 1Кор.9:15 ). Он показывает только, что против Бога спорить невозможно, что Бог еще несравненно меньшею властью пользуется, чем какую имеешь, мог бы и всех погубить, мог бы и без всякого разбора губить, хотя ничего не делает такого. Что же делает Господь? Одних милует, а других ожесточает. Эти два действия в следующем стихе еще больше поясняются, как находящиеся в связи с нравственными особенностями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они (путешественники в Эммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу, и — Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба.    2. Итак, слушая заповеди Божии, они не просветились, а исполняя их, просветились; потому что написано: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим 2.13). Посему, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя, когда начинал есть. Итак, возлюбленнейшая братия, гостеприимство возлюбите, к делам любви прилежите. Поэтому-то и через Павла говорится: «братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13.1:2). Поэтому-то Петр говорит: «будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1Пет 4.9). Поэтому-то и Сама Истина говорит: «был странником, и вы приняли Меня» (Мф 25.35). Вот событие, стоящее внимания и нам от старцев преданное: некоторый хозяин дома со всем своим домом, был очень странноприимен; и поскольку он каждодневно принимал странников к своей трапезе, то в один день приходит странник, и приглашен к трапезе. И когда хозяин дома, по обычному смирению, хотел было влить воду на руки его, обратившись, взял кувшин, вдруг не нашел того, на чьи руки хотел он влить воду. И когда он сам с собою удивлялся этому событию, в ту же ночь Господь в видении сказал ему: «В прочие дни ты принимал Меня в членах Моих, а вчерашний день ты принял Меня лично». Вот Грядущий на суд скажет: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25.40). Вот прежде суда, принимаемый в членах Своих, Он и лично Сам отыскивает Своих принимателей; и несмотря на то, мы ленивы на радушие гостеприимства. Принимайте Христа за трапезы ваши для того, чтобы вам иметь достоинство быть принятыми на Вечные Пиры. Доставляйте только странствующему Христу гостиницу, дабы Он на суде не знал вас, как странников, но принял в Царство, как Своих, при помощи Его Самого, Который живет и царствует, — Бог во веки веков. Аминь. Беседа XXIV, говоренная к народу в храме блаженного Лавренти...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010