Мы не знаем, о чем Спаситель говорил с ним, но беседа глубоко потрясла Андрея. Он вернулся к брату и сказал: – Симон, мы нашли Мессию! И Симон сразу пошел за ним к Иисусу Христу. Взглянув на Симона, Господь Иисус назвал его по-арамейски (то есть на живом еврейском языке того времени) «Кифой» , что по-гречески значит «Петрос» , то есть «Камень» . Отсюда происходит и имя Петр ( Ин.1:40–2 ). Призвание Симона-Петра. Симон-Петр вернулся домой и продолжал рыбачить, но не терял из виду Господа Иисуса. Вскоре Спаситель пришел в Галилею. И вот, на берегу Галилейского озера Он увидел Симона и Андрея, закидывающих сети в воду. Симон, как всегда, работал усердно, несмотря на жару. Господь Иисус сказал братьям: – Идите за Мной, и я сделаю вас ловцами не рыб, а людей. Тогда они оставили свои сети и пошли за Ним. У них не было ни минуты колебания, и они не стали задерживаться, чтобы устроить свои дела. ( Мф.4:18–20 ; Мк.1:16–18 ; Лк.5:1–11 .) А Господь Иисус поселился в Капернауме в доме Симона-Петра, тещу которого Он исцелил от горячки. Это была Его своеобразная штаб-квартира, где он совершал исцеления и наставлял народ, откуда Он выходил в Свои миссионерские путешествия и куда возвращался, закончив их ( Мф.8:14–17 ; Мк.1:29–34 ; Лк.4:38–41 ). В течение трех лет Петр находился рядом с Иисусом Христом. Вместе с ним и с другими учениками Господь Иисус проходил по всей Палестине, проповедуя Царство Божье и исцеляя больных. Петр оставался с Господом Иисусом целыми днями, и когда Его теснили толпы народа, и когда Он уединялся с учениками для бесед о тайнах Царства Небесного. Симон-Петр предводитель учеников Господа Иисуса. Симон-Петр был самым горячим, самым непосредственным изо всех учеников Христовых. Однажды ночью ученики переплывали на лодке Галилейское озеро, и когда они уже были на его середине, вдруг поднялась буря, и тут они увидели Господа Иисуса, идущего к ним навстречу по волнам. Петр первым Его увидел и воскликнул: – Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде! Господь ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Он будет противиться даже очевидной истине, так что сбудутся над ним слова пророка Исаии «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ин.12:40 , Ис.6:10 ). Точно также, братие, и те, которые проводят беззаконную жизнь легко могут впасть в неверие. Сам Господь Иисус Христос так говорил об этом Никодиму «верующий в Него (Иисуса Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:18–21 ). Посему, братие, помните, что одним только разумом нельзя обнять учения Христово, ибо человек состоит не из одного разума и притом поврежден грехом, но старайтесь сохранить сердце свое чистым, сокрушенным и смиренным, вести добрую нравственную жизнь, тогда Господь сохранит вас от греха и неверия. Грешат также против первой заповеди еретики, сектанты и раскольники. При беседе о девятом члене символа веры мы говорили с вами, братие, что Церковь Христова есть едина. Отличительным свойством ее Сам Господь поставил то, чтобы все люди, принадлежащие к ней, верующие в Него, были единомысленны между собою. Да вси едино будут, говорил Он в молитве Отцу небесному, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин.17:21 ). В Своих беседах с учениками и народом о Церкви Он говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе, об одном царстве Божием на земле ( Ин.10:16 ; Мф. 13:24, 47 и др.). Св. Апостолы, распространяя и утверждая Церковь Христову, учили верующих, что все они образуют единое тело Господа Иисуса, Коего суть только разные члены, имеют единого Господа, едину веру, едино крещение, еси от единого хлеба причащаются, и поэтому убеждали и блюсти единение духа в союзе мира ( 1Кор.10:17, 12, 27 ; Еф.4:3–4 ), говорить одно, быть соединенными в одном духе, в одних мыслях и избегать разделений ( 1Кор.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Беседы на Евангелие от Иоанна, беседа 41 (1) Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Видишь ли, как Он там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, для того именно, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос намекает на антихриста и вместе [с тем] предоставляет неопровержимое доказательство их (Иудеев) неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть что [он] послан от Отца, что пришел по воле Его; но, совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя Богом над всеми, как и Павел пишет: выше всего, называемого Богом или святынею, выдавая себя за Бога ( 2 Фес.2:4 ). Это именно и значит, что он придет во имя свое. Но я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого доказательства, что они (Иудеи) не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны — из того, что они готовы принять антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за Бога над всеми, то ясно, что гонение [на Христа] было делом зависти, а не любви к Богу. Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе; сперва более снисходительную, сказав: чтобы вы спаслись и чтобы иметь жизнь ( Ин.5:34, 40 ), потом — так как они намеревались осмеять Его — представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное.(2) Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде ( 2 Фес.2:11—12 ). Но Христос не сказал, что (антихрист) придет, но если придет, щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия его (антихриста); а Павел с точностью означил эту причину для людей, способных разуметь, я тем лишил Иудеев всякого извинения.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-svya...

Разделы портала «Азбука веры» Антропоморфизм (от греч. νθρωπος — человек и μορφ — вид, форма) – иносказательное описание свойств и деяний Бога при помощи слов и выражений, характерных для описания человека, его состояний и действий, с целью упрощения их осмысления и понимания. Для описания чувств Бога используют также термин Антропопатизм . Библия учит о Боге как совершенно духовном Существе: «Бог есть Дух» ( Ин.4:24 ); «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» ( Прем.1:7 ); «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:3-4 ). «Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» ( Ис.40:12-14 ). Вместе с тем Божественное Откровение передается сообразно человеческому опыту и речи. Именно поэтому в Библии присутствуют антропоморфизмы, то есть иносказательное усвоение Богу присущих тварному человеку состояний и способностей. Эти антропоморфизмы есть аллегории для лучшего понимания нами Божественных действий. Цитаты об антропоморфизме «Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». свт. Иоанн Златоуст . Беседа на Пс. VI .-2. Творения. Т. V. Кн.1. СПб. 1899. С. 49. «Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Так, в Боге под очами, веждами и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу, Его всеобъемлющее ведение; потому что и мы через чувство зрения приобретаем себе более совершенное и верное познание.

http://azbyka.ru/antropomorfizmy-v-bibli...

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него» Самарянка в беседе с Иисусом сначала назвала Его пророком, затем заговорила о Мессии. Иисус ответил, что Он и есть Мессия. К жителям города она обратилась со словами: «Пойдите, посмотрите... Не Он ли Христос?». Женщина подходит все ближе к тому, чтобы признать Иисуса Христом, но в итоге исповедание произносит не она, а жители города. При этом подчеркивается, что они пришли к этому исповеданию не благодаря свидетельству женщины, а потому, что сами убедились в мессианском достоинстве Иисуса. Слова «слышали и узнали» указывают на собственный опыт. Они созвучны словам апостола Иоанна об Иисусе: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши...» ( 1Ин. 1:1 ). Источником веры с Иисуса в конечном итоге становится не чье-то свидетельство, а собственный опыт людей, соприкоснувшихся с Иисусом в реальной жизни – услышавших Его слово и узнавших в Нем Мессию. Рассматриваемый отрывок является единственным в четырех Евангелиях свидетельством того, к общине последователей Иисуса на раннем этапе Его проповеди присоединилось некоторое количество самарян. Некоторые ученые на основании этого отрывка и того значения, которое в Евангелии от Иоанна придается самарянам, пришли к заключению, что четвертое Евангелие было написано для самарян 234 . Другие считают, что сам Иоанн был самарянином и что термин «иудеи» в его Евангелии означают «палестинцы не самарянского происхождения» 235 . Третьи, напротив, полагают, что Иоанн был вовлечен в полемику с некоей ветвью самарянской общины, которая продвигала концепцию Мессии как эсхатологического пророка и нового Моисея 236 . Наконец, высказывается мнение, что интерес автора четвертого Евангелия к самарянам обусловлен тем, что на каком-то этапе развития Церкви после воскресения Иисуса в нее влились большие группы обращенных самарянского происхождения: это якобы и породило новую волну богословской рефлексии, в которой уверовавшие самаряне из главы 4-й были противопоставлены неуверовавшим иудеям из последующих глав 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5). Ю.: " Кто пустил дикого осла на свободу? Кто развязал узы его? " " Кто, - говорит, - это установил, кто положил законы природы? " Так как законы постоянны и не терпят повреждения, животное остается сильным и неукротимым; хотя бы делал ты множество усилий, не подчинишь его своей власти.         " Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? " (Или ты обложилъ еси коня силою (Феодотион и Симмах: первый перевел: " ржанием " , второй: " криком " ) и облеклъ же ли еси выю его въ страхъ?) (ст. 19). Ю.: " Ты ли облек силой коня и шею его облек страхом? " Переводит речь к полезнейшим животным, упоминая о ручном коне, и многое говорит об этом животном: как он горд, смел, как полезен для войны, как годен для спасения человека. Видишь, что и он, и осел горд, но один подвластен человеку, а другой - нет.         " В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы (И не имать веры яти, дондеже вострубитъ труба ) (ст.  24). Ю.: " Во гневе он глотает землю и не поверит, пока не затрубит труба " . " Слышит, - говорит, - трубу, знает этот знак войны и издали издает воинский звук " .         " Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? " (Твоею ли хитрост i ю стоитъ ястребъ, распростеръ криле недвижимь, зря на югъ ?) (ст. 26). Ю.: " По твоему ли научению стоит неподвижно ястреб, распростерши крылья, смотря на юг? " . Смотри, как в немногом говорит о многом. Но почему не упомянул о воле, ни об овцах, ни об одном из прочих таких животных, а только о неполезных и кажущихся существующими напрасно? Этим показывает, что если в таких видны премудрость и промышление, то тем более в тех.   ГЛАВА 40.   " Такая ли у тебя мышца, как у Бога? " (Еда мышца ти есть на Господа) ( фпх Кхсйпх )  (ст. 4). Ю.: " Или у тебя мышца на Господа, или загремишь на Него голосом? " " Что предмет Моих попечений - люди, это видно из вопросов о годичных и суточных переменах, о небесных явлениях и промышлении о животных. А почему подверг тебя такому искушению, ныне ты услышал, что именно причиною оставления служит обнаружение твоей добродетели, чтобы ты дал доказательство ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1496...

   Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «Книга пророка Ионы» (Ион.1-4). Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом...    «Поверхностные и неверующие критики, — говорит ученый Артур Гук, — находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.    Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Здесь Христос ликвидирует — по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников — идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо ведь если сказано только в аллегорическом смысле, что Иона находился во чреве кита, тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение трех дней и трех ночей, тоже имеет значение только аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов».    Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, — отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых «научных возражений» против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки «мудрецов века сего» над св. Библией обращались против них самих. Ведь простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.    Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Апостол Матфей приводит это пророчество из пророка Исаии, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого Завета, ведь свое Евангелие апостол и евангелист Матфей писал для иудеев, посему при всякой возможности подтверждал сказанное из Закона, Пророков и Писания. Так в общении с иудеями поступал и сам Христос (см. Мф.22:40 ), и его апостолы (см. Деян.28:23 ). Блаженный Феофилакт под «путем Господним» понимает проповедь Евангелия, а под «стезями», которые необходимо выпрямить, – Закон Божий. То есть, Благая Весть (Евангелие) не упраздняет Закона, но, напротив, усиливает его влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает призыв: «прямыми сделайте стези Ему» . Стезею называется путь Закона, потому что он древний и многие уже прошли по нему. И далее апостол Матфей предлагает нам описание внешнего вида святого пророка Иоанна Крестителя: Мф.3:4 . «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед». Истолковывая этот стих, блаженный Иероним пишет: «Он говорит: ″из… волоса″, а не: из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной ( «из верблюжьего волоса»  – О.С.) , а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление. А следующее затем: ″А пищею его были акриды и дикий мед″, – [показывает что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле» . «Акриды»  – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисея. Подобного строго и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано, например: «А Иуда Маккавей… удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» ( 2Мак.5:27 ). С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илию. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» ( 4Цар.1,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа “О Покаянии” — 3я. Недавно рассуждали мы о покаянии и сказали, что есть многие и различные пути покаяния, чтобы легко было для нас спасение. Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один только путь, и не два, и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо. Сказали мы также, что покаяние не трудно, и что нет в нем никакой тяжести. Ты грешник? Войди в церковь, скажи: я согрешил и — загладишь грех. В пример представили мы и Давида, который согрешил и загладил грех. Потом предложили и другой путь, то есть плачь о грехе, и говорили: какой это труд? Не нужно ни потратить денег, ни пройти длинный путь, не сделать что-либо другое подобное, а надобно только поплакать о грехе. Тут привели мы из Писания то, что Бог переменил свое определение об Ахааве, потому что он заплакал и спечалился; и это Сам (Бог) сказал Илии “видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его” (3 Цар. 21:29). Затем указали мы и третий путь покаяния, и представили из Писания фарисея и мытаря, т. е. что фарисей, надменно похвалившись, лишился праведности, а мытарь показав чувство смирения, вышел с плодом праведности и, не употребив никакого труда, сделался праведным, — дал слова, а получил дела. Теперь пойдем дальше, и представим четвертый путь покаяния. Какой же это путь? Это милостыня, царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на самое небо, наилучшая защитница. Великое дело — милостыня… Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там она не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы ангелов, и лики архангелов, и все высшие силы, и предстоит самому престолу царскому. Научись этому из самого Писания, которое говорит: “Корнилие, молитва твоя и милостыня твоя взыдоша пред Бога” (Деян. 10:4). А слова “пред Бога” значат вот что: хотя у тебя много грехов, но, как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из внешних сил не останавливает ея; она требует долга, держит у себя в руках собственное рукописание. Это глас самого Господа, что, сотворил “единому сих меньших”, тот Мне сотворил (Мф. 25:40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Бог, когда сокрушит землю, даст новую землю нам, новое небо. Человек, вот в теперешнем своем состоянии, окажись он в том удивительном мире, не смог бы там прожить ни одного мгновения, потому что для существования там надо быть совсем иным. У Исайи сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» ( Ис.30:26 ). Когда Суды Божии кончаются, происходит Воскресение мертвых, это будет уже другой мир. Это будет новая земля. Это будет новое чистое небо, это будет Царство Христово, которое будет торжествовать. Все мы будем, как я вам об этом часто рассказываю, молодыми. Как в книге Иова сказано: «Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» ( Иов.33:25 ). Все тридцати трех с половиной лет – полнота возраста Христова ( Еф.4:13 ), – все красивые, стройные. Бог спасет тело в этот день, в День Воскресения. Оно пройдет через разложение, через смрад могилы, и будет спасено, будет уже нетленно. Поэтому, когда мы говорим обо всех этих ужасах последних времен, надо понимать, что все это прекратится торжеством Царства Благодати, Царства Христова. А потом и Царство Благодати прекратится, когда Суд завершится. Когда ситуация со всей Вселенной будет прояснена до конца, будет Царство Славы. Сын передает все Отцу ( 1Кор.15:28 ), и православное богословие учит, что после Царства Благодати наступает Царство Славы, а что это такое – даже наше богословие не может достаточно подробно описать, но это будет особый, удивительный мир. То есть, любой конец, братья и сестры, является началом чего-то другого. Конец мира неизбежен, это сейчас все понимают – и верующие, и неверующие. Я помню, в советские времена, когда я был подростком, я нашел газету, она называлась «Безбожник», эта газета выходила в 20–30-е годы. Там была статья, которая называлась «Попы опять пугают». И в ней какой-то безбожник пишет: «Вот, я заходил в храм, там священник говорит, что Земля и все дела на ней сгорят, но этот священник должен знать, что если он соберет в одно место весь пороховой и динамитный запас планеты и взорвет его, он взлетит кверху со своими бредовыми идеями, а мир сгореть целиком не может». А сейчас-то мы уже знаем: накоплен такой потенциал ядерного оружия, что Земля может сгореть несколько раз. Малейшее изменение в орбите планеты – уже она полыхнет. А то, что говорили безбожники в 20–30-х годах, – это наивный детский бред. Реальность сейчас такова, что ученые говорят: 30–40 лет осталось – и дадут себя знать необратимые процессы в экологии нашей планеты. Это уже происходит. Об этом говорят не только христиане. О конце света сейчас говорят и верующие, и неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010