Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в «небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь… почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел». Далее он пишет: «Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. 1, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе» («Творения свт. Василия Великого», изд. Сойкина, С.-Пб., 1911 г., гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: «Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они — умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе» (Беседа 6 «Об умных сущностях» в: «Творения св. Григория Богослова», изд. Сойкина, С.-Пб., т. 2, стр. 29.). Таким образом, будучи духами и пламенеющим огнем (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из Отцов без колебаний говорят о «воздушных телах» Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему Отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только — несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество по истине — невещественно и бестелесно». И далее он говорит: «Они — описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны. Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» («Точное изложение Православной веры,» кн. 2, гл. 3, стр. 45-47).

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

– Мария тотчас подавила в Себе всякое возможное сомнение и смиренно приняла это Божественное произволение: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). Глубокого назидания для всех нас черты из жизни и деятельности Приснодевы. Воспользуемся на нынешний день хотя бы одной чертой для благочестивого своего назидания. Остановимся на молитве и чтении св. Писания. – Для того, чтобы иметь познание о Боге, Творце, Промыслителе и Спасителе, чтобы уметь угождать ему, жить по его воле для своего нравственного преуспеяния и спасения, необходимо нам, насколько возможно, часто заниматься чтением Слов Божия. Всякое создание Божие освящается Словом Божиим и молитвой, говорит ап. Павел. Молитва и чтение Слова Божия это взаимная беседа человека с Богом, а когда читаешь Слово Божие, Бог говорит тебе. Значит, молитва наша будет не полна, если мы, совершая ее, не считаем нужным прочитать или выслушать от других, хотя один или несколько стихов из Слова Божия. Занятия по должности, заботы по дому, труды для пропитания не должны отвлекать тебя от этого святого дела. Св. Царь и пророк Давид только такого человека называет блаженным, который, не идя на совет нечестивых, в законе Господнем поучается день и ночь ( Пс.1:1–2 ), и только такому любителю Слова Божия обещает, что он вся, елика аще творит, успеет ( Пс.1:3 ). Поэтому, если мы желаем успеха в наших делах, то должны читать неленостно Слово Божие. Но для того, чтобы оно было силой во спасение, приносило душевную пользу, необходимо приступать к чтению и слушанию Слова Божия с благоговением и трепетом, сознавая, что это глаголы Самого Бога, премудрость Божия в тайне сокровенная ( 1Кор.2:7 ), а прочитанное или слышанное принимать в простоте сердца с полной верой, углублять в памяти и прилагать к жизни, помятуя, что блаженны не слышащие только Слово Божие, но и хранящие его ( Лк.11:28 ). Если бы мы с благоговением прочитывали каждый день хотя бы по несколько стихов из той или другой священной книги и прочитанное прилагали к жизни, – как мирно, счастливо потекли бы дни нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Ангелы добрые и злые Все Ангелы были сотворены Богом совершенными, и весьма многие из них остаются доселе верными Господу, но некоторая часть из них отпала от Бога чрез грех . Первые духи называются добрыми Ангелами, а вторые злыми. Об Ангеле хранителе Каждому христианину с самого крещения дается от Бога особый Ангел, который наставляет его и сохраняет его от зла и греха и потому называется Ангелом Хранителем. Как ветхозаветная, так и новозаветная церковь крепко и твердо сохранили сие учение. Товит, отпуская сына своего в путь, желает, чтобы Ангел сопутствовал ему ( Тов.5:17,22 ). Сказано, что Бог заповедал Ангелам Своим сохранять человека во всех путех его, да не когда преткнет о камень ногу свою ( Пс.90:11–12 ). В новом завете Сам Господь Иисус Христос говорит: блюдите да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго ( Мф.18:10 ; сл. Евр.1:14 ). В Деяниях Апостольских писано, что верующие, собравшиеся в доме Марии, когда услышали от служанки об Ап. Петре, то сказали: Ангел его есть ( Деян.12:15 ). Св. Златоуст замечает при этом: «Отсюда истина, что у каждого из нас Ангел (Хранитель)» ( Иоанн Златоуст . Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 26). Св. Василий Великий пишет: «Что у каждого есть свой Ангел, как детоводитель и пастырь, управляющий жизнью его, против сего никто не будет спорить, если вспомнить слова Господа: не презрите единаго от малых сих» (ч. 3, стр. 131). «Впрочем хранитель с нами, пока не отгоняем его худыми делами; ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Ангела хранителя нашей жизни отгоняет многоплачевный и смердящий грех» (ч. 1, стр. 296). Новозаветная Церковь просит верующим у Бога для чад своих Ангела мирна, верного наставника и хранителя душ, и заповедует каждому христианину приносить молитвы Ангелу Хранителю. Падшие духи Злые духи сотворены были добрыми, но употребили во зло свою свободу, пали нераскаянно и сделались духами злобы и тьмы. Диавол не устоял в истине – говорит Иисус Христос ( Ин.8:44 ), некоторые из Ангелов не сохранили своего достоинства – говорит Апостол Иуда ( Иуд.1:6 ). Св. Григорий Богослов : «Денница по светлости, за превозношение стал тьмой с подчиненными ему Богоотступными силами, которые чрез удаление свое от добра стали виновниками зла и нас в оное вовлекают» ( Григорий Богослов , Слова. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Вот, блажен тот, кто думает о бедных. Блажен, кто не ходит на совет нечестивых. Потом, Великий 118-й псалом говорит: 118:1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Т.е. помнишь закон Божий, ходишь в законе Господнем — ты блажен, хорошо тебе будет. Сегодня я бы хотел почитать с вами псалом 31-й, который тоже говорит о блаженстве: 1 По-славянски: Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Сей псалом читается в чине Крещения. Когда мы крестим младенца, взрослого, положено его читать, петь его всей церковью. Но мы давно уже как-то так разучились петь псалмы. В нашем церковном обиходе пение псалмов не бывает частым, многие не знают псалмов, многие не умеют петь. Псалом 31-й положено петь на Крещении человека после самого Крещения. Вот он, псалом о блаженствах, псалом Давида, псалом-учение: здесь есть наука. 1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! 2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! 3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, 4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. 5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. 6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. 7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. 8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». 9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». 10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. 11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. Наша сегодняшняя беседа будет про этот псалом. Учение о блаженстве. Кто же блажен кроме тех, кто не ходит на совет нечестивых, кто разумевает на нищего и убогого, кто сочетает свои шаги с законом Господним? Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи прикрыты. Недаром Церковь положила псалом сей читать и петь на Крещении. Повторяю ещё раз, что мы его часть опускаем как, так сказать, некий текст, который читать необязательно. Но смысл псалма очень важен, он положен на Крещение, потому что в Крещении, собственно, и оставляются человеку грехи: мы исповедуем единое Крещение во оставление грехов. Всё остальное — это уже остальное. Мы причащаемся, например: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов». Т.е. что во оставление грехов совершается в Церкви? — Крещение и Причащение. А исповедь? — Тоже во оставление грехов: «Ихже аще оставите грехи, оставятся им, ихже аще держите, удержатся». И вот Давид хвалит человека, которому прощены грехи и его беззакония покрыты:

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

Далее пламя образовало своего рода навес, и святой Поликарп оставался невредимым. В конце концов, палачи закололи его, чтобы довершить то, что не могло сделать пламя. А когда они сделали это, оттуда вылетел голубь и вышло много крови, так что огонь погас, а толпа дивилась, что избранные настолько отличаются от неверующих. Известны некоторые из наставлений этого свидетеля верного, ангела Смирнской Церкви. «Поэтому, препоясавши чресла ваши ( 1Пет.1:13 . Еф.6:14 ), служите Богу в страхе (ср. Пс.2:11 ) и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу ( 1Пет.1:21 ) и престол одесную Себя, Которому все покорено небесное и земное. Которому все дышащее служит, Который придет судьей живых и мертвых, и Которого кровь взыщет Бог от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание (1 Пет.З,9), удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми ( Мф.7:1 ). Прощайте, и будет вам прощено ( Лк.6:37 ; Мф.6:12–14 ). Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какою мерою мерите, такою возмерится вам ( Мф.7:2 ; Лк.6:38 ). И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их царствие Божие ( Мф.5:3 . Лк.6:20 )» ( Поликарп Смирнский , II век). Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского , который приводит Евсевий в «Церковной Истории» (V, 20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириной к своему другу Флорину.–…Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, – мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца…».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо Он, как вы слышали, братие, повелел им проповедовать Его учение по всей вселенной, всей твари и всем народам, и обещал присутствовать с ними до скончания века ( Мф.28:20 ). Но сами Апостолы не могли, конечно, жить до скончания века, и проповедовать всем народам, которые имели жить после них. Следовательно, в лице Апостолов Господь послал на дело всемирной проповеди и обнадежил Своим присутствием всех их будущих преемников, пастырей и учителей Церкви. Так смотрели на свое служение и на служение своих преемников и сами Апостолы. «Он, то есть Иисус Христос, поставил, говорит Апостол Павел, одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:11–13 ). В этих словах он указывает на то, что Сам Господ постановил не только Апостолов, но и пастырей и учителей Церкви и притом на все время, пока все люди достигнут единства веры, познания Сына Божия и нравственного совершенства. А так как люди, нуждающиеся в наставлении, вразумлении и освящении, будут до скончания мира, то и пастыри и учители должны быть всегда в Церкви, во все время ее существования. Даже во времена антихриста, когда будет особенное оскудение веры и любви между людьми, будут совершаться, как мы говорили с вами, законными пастырями Церкви таинства. Получив право учить верующих, руководить ими и совершать таинства, Апостолы постоянно удерживали за собою это право ( Деян.5:42; 6:1–5 ; 1Кор.4:1; 5:3–5; 9:16 ), несмотря ни на какие препятствия со стороны врагов ( Деян. 4:19; 5:28–29 ). После себя они передали свои права и обязанности своим преемникам, епископам и пресвитерам. Этих то, нарочито избранных лиц, они посвящали на служение особым образом, чрез молитву и чрез возложение рук, свидетельствуя в то же время, что их поставляет в Церкви Сам Дух Святой ( Деян.6:6; 14:23; 20:28 ). Им только они передали право и обязанность учить христиан ( 1Тим.6:20 ; 2Тим.4:2 ; Тит.2:1 ), священнодействовать ( 1Тим. 2:1–2 ), пасти стадо Христово ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Первое: Он (Сын Божий) и создал этот мир. Сказано: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ). Второе: именно Его Словом создано Божественное Откровение (книг Ветхого Завета). Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов…» ( 1Пет.1:10–11 ). Третье: Он и есть обетованный еще в Раю Спаситель мира. Сказано было о Нем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ). Блаженный Феофилакт писал: «Имя Иисус не греческое, а еврейское, и значит: Спаситель, ибо «яо» у евреев означает «спасение»» . В Толковой Православной Библии сказано о слове генезис («родословие»): «вообще оно обозначает сравнительно медленное рождение, более процесс рождения, чем самый акт, и в слове подразумевается зарождение, возрастание и окончательное появление на свет» 1 . Наиболее точно этот процесс явления в мир Христа Спасителя передает следующее пророчество из Пятикнижия Моисеева: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ). Последнее пророчество о сынах Сифовых заслуживает нашего особого внимания. Именно мы – сифиты (индоарийские народы) были покорены, сокрушены радостной вестью Святого Евангелия. Как мы видим, в пророчествах Библии есть и скрытый таинственный смысл, который не лежит на поверхности повествования и открывается только вдумчивому читателю. Впрочем, преп. Амвросий Оптинский учил: «Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие… Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь – не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогоняет скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я ответил: В книге Маккавейской повествуется, что Иеремия с кивотом завета сокрыл в пещере и алтарь фимиама, который также называется алтарем кадильным ( Исх.30:1 ). О возвращении его в новопостроенный храм также в книгах ветхозаветных нигде не поведается. Но если бы где поведалось о его возвращении в новопостроенный по возвращении из Вавилона храм, то ведь этим указывалось бы и на возвращение кивота завета, с ним вместе сокрытого. И вот мы имеем свидетельство, что у евреев в новопостроенном храме, после возвращения их из Вавилона, алтарь фимиама, или кадильный, имелся. О нем ясно говорится в 11 ст. 1-й главы Евангелия от Луки, где именно сказано, что ангел Господень явился Захарии, отцу Предтечи, стоя одесную алтаря кадильного. Теперь скажи мне: алтарь фимиама, или кадильный, Иеремия сокрыл в пещере совокупно с ковчегом Завета; и если, на том основании, что о возвращении кивота, а также и алтаря, в новый храм в ветхозаветном Писании не упоминается, ты утверждаешь, что их здесь и не было, то откуда явился во втором храме алтарь кадильный? Собеседник мой впал в недоумение, и потом сказал: Я не знаю; ты что об этом скажешь? Вместо ответа я спросил его: а ты как полагаешь о священстве Аароновом, – сохранилось ли оно у иудеев по возвращении из плена Вавилонского, или не сохранилось? Поповец ответил: Священство по чину Ааронову, то есть священство ветхозаветное, и по возвращении иудеев из плена Вавилонского сохранилось. Я сказал: Справедливо говоришь, что и после возвращения иудеев из плена Вавилонского у них священство Аароново сохранилось. Об этом ясно свидетельствует первая книга Ездры, где сказуется о священниках, возвратившихся во Иудею из плена Вавилонского: «Священницы же, сынове Иедуевы, в дому Иисуеве (Иисуса Оседекова) девять сот семьдесят три ( 1Ездр.2:36 ). То же читаем и в книге Неемии ( Неем.7:39 ). И далее в книге Ездры повествуется об основании второго храма по возвращении иудеев из плена: «И основаша созидающе дом Господень, и сташа священницы во украшении своем со трубами» ( 1Ездр.3:10 ). Здесь Ездра говорит, что не один священник, но лик священников стоял по чину своему с трубами на празднестве основания храма Господня. А что священство ветхозаветное у иудеев существовало и до Христова пришествия, о том свидетельствует священное Евангелие от Луки в следующих словах: «Бысть во дни Ирода царя Иудейска иерей некий, именем Захария, от дневння чреды Авиани» ( Лк.1:5 ). Евангелист свидетельствует, что иерейство ветхозаветное не только сохранилось до Христова пришествия, но что был тогда целый сонм иереев, разделенный на чреды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В конце 1875 г. Ник. Петр. Гиляров-Платонов поместил краткую заметку об А. В-че в «Современных Известиях» 353-й, перепечатанную потом в 2-м томе его сочинений (стр. 464–465). Граф Толстой отпечатал в «Русском Архиве» за 1875 г. III ч. (стр. 472–476), в форме письма, краткую биографию и дельную характеристику Горского, а архим. Григорий в «Чтениях в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских», 1875 г. III, напечатал несколько замечаний к биографии А. В. Г. Все эти данные, особенно сообщения С. К. Смирнова, слово Михаила и речь Т. И. Филиппова, послужили материалом для других биографий. Во многих духовных и светских журналах, в первые месяцы после смерти А. В-ча, появился целый ряд его некрологов. Вот перечень их. Некрологи А. В-ча поместили: «Донские Епарх. Ведомости», 1875 г. 21; «Минские Епарх. Ведомости», 1875 г. 23-й; «Тамбовские Епарх. Ведомости», 21, за 1875 г.; «Тульские Епарх. Ведомости», 1875 г. 21 ( С. Смирнов ); «Ярославские Епарх. Ведомости», 1875 г. 47, 48 (Т. Филиппов); «Волынские Епарх. Ведомости», 1875 г. 22–23 (панихида по А. В. Г. в институтской церкви, свящ. Хойнацкий) и за 1876 г. 2 (письмо в редакцию, памяти А. В. Г.); «Церковная Летопись» «Духовной беседы» за 1875 г., 42 (протоиерей А. В. Г. и прот. Евг. Ив. Попов); 45 (из Москвы. «Воспоминания об А. В. Г.»). Биографии А. В-ча помещены были в ежемесячных духовных журналах: «Протоиерей А. В. Г.» – («Странник», 1875 г. Т. 4-й, 10-й); «Памяти А. В. Г.» архимандрита Михаила («Душеполезное Чтение» 1875 г. Ч. 3-я, 11-й); «Протоиерей А. В. Г.» N. Z. (Ник. Субботин. «Правосл. Обозрение», 1875 г. октябрь.) Печатали кратко о смерти А. В-ча и светские издания. По поводу кончины Горского помещена передовая статья в 120 «Современности» за 1875 г. и о нравственном характере его в 126-м. Есть некрологи его в газетах: «Гатцука», 1875 г. 41-й; «Голос», 1875 г. 298; «Домашняя Беседа», 1875 г. 43; «Иллюстрированная Неделя», 1875 г. 44; «Нива», 1875 г. 45; «Гражданин», 1876 г. 4; иностранный журнал «Polybiblion Revue bibl. universelle» за 1876 г. в февр. книжке поместил «Nécrologie А. Gorski», р. 171–173. Чего-нибудь нового и важного для характеристики А. В-ча сравнительно с их источниками здесь не сообщается. Только в письме свящ. Хойнацкого, напечатанном в 44 «Церковного Вестника» за 1875 г., – сообщении студента Н. В. «по случаю разборки библиотеки А. В. Г.», помещенном в 3 «Церковного Вестника» за 1876 год, и статье «А. В. Г. Несколько личных воспоминаний» Н. К-ва (Калинников), напечатанной в «Церковно-общественном Вестнике» за 1876 г. 1, есть ценные замечания об отношениях А. В-ча к ученикам и ученым, и о богатстве его библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, в Евангелии неоднократно упоминается о людях, путешествующих в Иерусалим для поклонения и совсршения религиозных обрядов. Как мы видим, все Евангелие от Иоанна пронизано темой паломничества. Связь повествования с ветхозаветным культом Отмеченная нами роль Иерусалима как центра ветхозаветного богопочитания создаёт особый религиозный фон четвёртого Евангелия. Но этим связь повествования с ветхозаветным культом не исчерпывается. Обратимся к тем евангельским событиям, которые происходили вне иудейской столицы. В первой главе, по окончании пролога, рассказывается о свидетельствах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. К Иоанну, сыну священника Захарии ( Лк 1:67 ), приходят левиты и священники из Иерусалима, которым он указывает на Иисуса как на «Агнца Божия, который берет грех мира» ( Ин 1:29 ). В этом указании соединяются в одном образе ежедневная жертва за грехи народа Израилева ( Исх 29:38 – 42 ) и символика пасхального агнца. 4 ( Исх 12:11 – 13:1 ). На брачном Пиру в Кане Галилейской вода, налитая в каменные сосуды, «стоящие для очищений иудейских» (2:6), оказалась вином высшего качества. А причиной нового свидетельства Предтечи об Иисусе Христе послужил «спор учеников Иоанна с иудеями по поводу очищения» (3:25). Беседа с самарянкой происходит рядом с богослужебным центром самарян – горой Гаризим. Иисус так и не объяснил женщине, чем является та «вода живая», которую он ей пообещал (4:3 – 16). Диалог переходит к новой теме: где нужно поклоняться Богу – здесь, на горе Гаризим, или в Иерусалиме (4:20)? Себе как о Хлебе жизни, сходящем с неба, Иисус учил во время синагогальной службы в Капернауме (6:58 – 59). Воскрешение Лазаря приводит к совещанию синедриона, обеспокоенного дальнейшей судьбой храмового культа: «Этот человек много творит знамений? Если оставим это так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас храм и народ» (11:47 – 48). Следовательно, мы можем утверждать, что все события у евангелиста Иоанна соотнесены с ветхозаветным культом. Косвенным подтверждением этого являются слова Самого Иисуса Христа, сказанные Им на допросе у первосвященника Анны: «Я всегда учил в синагогах и в храме, где все иудеи собираются, и тайно не говорил ничего» (18:20). О делении Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010