БЕСЕДА 9 на 1 Тим. 2:11–15. Женщинам не подобает говорить в церкви. — Как нужно воспитывать детей. БЕСЕДА 10 на 1 Тим. 3:1–4. Об епископстве. — Каков должен быть епископ. — О добрых примерах. — Почему язычники не принимают веры. БЕСЕДА 11 на 1 Тим. 3:8–10. Обязанности диаконов. — Как нужно пользоваться деньгами. БЕСЕДА 12 на 1 Тим. 4:1–5. Еретики, постоянно заблуждаясь, впадают в погибель. — Манихеи, энкратиты, маркиониты. — Когда идоложертвенное бывает нечисто. — Против корыстолюбцев. БЕСЕДА 13 на 1 Тим. 4:11–14. Обязанности епископа. — Против стремления к наслаждениям. БЕСЕДА 14 на 1 Тим. 5:8. Обязанность заботиться о родных. — О вдовицах. — Описание жизни монахов. БЕСЕДА 15 на 1 Тим. 5:11–15. Праздность научает всякому злу. — Изменчивость и скоротечность земной жизни. БЕСЕДА 16 на 1 Тим. 5:21–23. Нравственные наставления. БЕСЕДА 17 на 1 Тим. 6:3–7. Обязанности учителя. — Гордость порождается невежеством. — Сребролюбие — корень зла. БЕСЕДА 18 на 1 Тим. 6:13–16. Нужно придерживаться не человеческих мудрований, но веры. — Человеческие дела скоротечны.   ТОЛКОВАНИЕ НА 2–е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ БЕСЕДА 1 на 2 Тим. 1:1–2. Побуждение и время написания. — Похвала Тимофею. — Человеку невозможно прожить без скорбей. — О милостыни. БЕСЕДА 2 на 2 Тим. 1:8–10. О делах божественных нельзя судить по соображениям человеческим. — Достоинство евхаристической жертвы зависит не от приносящего ее человека. — В евхаристии — истинное тело Христово. БЕСЕДА 3 на 2 Тим. 1:13–18. Нужно бояться суда Божия. БЕСЕДА 4 на 2 Тим. 2:1–7. Воздаяние за учительство. — На земли нет ни истинной славы, ни истинных благ. — Сравните Павла с Нероном. БЕСЕДА 5 на 2 Тим. 2:11–14. Угрызения совести возмущают наш покой. — Страх суда, — Иногда и в настоящей жизни Бог карает нечестивых. БЕСЕДА 6 на 2 Тим. 2:20–21. Рабу Божию следует уклоняться от состязаний. — Кто уловлен диаволом хотя бы отчасти, тот находится в его власти всецело. — Увещание к милостыни. БЕСЕДА 7 на 2 Тим. 3:1–7. Развращение в последние дни. — О дружбе Ионафана с Давидом. — Наставление вдовицам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

БЕСЕДА 11 на 1 Фес. 5:19–21. Средство избежать злоречия. — История одной рабыни. — Особые приемы нищих с целью добыть пропитание. — Призыв к милосердию.   ТОЛКОВАНИЕ НА 2–е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ БЕСЕДА 1 . Введение. — Мнение о том, что воскресение мертвых уже было. — Признаки пришествия антихриста. — Человеческие дела подобны сну. БЕСЕДА 2 на 2 Сол. 1:1–2. Любовь должна распространяться на всех. — Не следует радоваться наказанию наших врагов. — Какую силу имеет страх наказания. — Полезно беседовать о геенне. — Ап. Павел из любви ко Христу ни во что вменял геенские мучения. — Богатство не есть добро, и бедность не есть зло. БЕСЕДА 3 на 2 Сол. 1:9–10. О прославлении в будущей жизни. — Об антихристе. — Нужно читать Свящ. Писание. БЕСЕДА 4 на 2 Сол. 2:6–9. Нерон, как прообраз антихриста. — Почему Бог допустил пришествие антихриста. — Церковное предание должно быть признаваемо достоверным. — Златоуст о своем епископском звании. — Его смирение. БЕСЕДА 5 на 2 Сол. 3:3–5. Как нужно подавать милостыню. — Пример жизни — лучший учитель.   ТОЛКОВАНИЕ НА 1–е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ ВВЕДЕНИЕ . Почему ап. Павел писал только к Титу и Тимофею. БЕСЕДА 1 на 1 Тим. 1:1–2. Величие апостольского звания. — Где вера, там не нужно исследования. — Против верования в рок и судьбу. БЕСЕДА 2 на 1 Тим. 1:5–7. Откуда произошли ереси. — Как нужно пользоваться законом. — Истинная слава. — Истинное удовольствие. БЕСЕДА 3 на 1 Тим. 1:12–14. Смиренномудрие ап. Павла. — О воздаянии добром за зло. БЕСЕДА 4 на 1 Тим. 1:15–16. Смиренномудрие ап. Павла. — Как нужно прославлять Бога. БЕСЕДА 5 на 1 Тим. 1:18–19. Каких следует избирать священников. — Против тех, которые недостойно или однажды только в год приступают к причащению св. таин. БЕСЕДА 6 на 1 Тим. 2:1–4. Христианин должен быть выше всех. — Великое зло — проклинать ближнего. — Следует молиться за врагов. БЕСЕДА 7 на 1 Тим. 2:2–4. Три вида войны. — Увещание к милостыне. — Ничтожество денег. БЕСЕДА 8 на 1 Тим. 2:8–10. Где нужно молиться. — О приличном убранстве. — Об одеждах девственниц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Как некоторые еретики изменили смысл третьего стиха первой главы Евангелия от Иоанна через изменение пунктуации. 2. Нелепые выводы, к которым приводит мнение, допускаемое еретиками о том, что Дух Святой сотворен. 3. Сын Божий равен своему Отцу • Неистощимая плодотворность Творца • Бог не есть существо сложное. 4. О том, что грешники похожи на пьяных и яростных людей • Лучше ходить и показываться нагим на улицах, чем покрытым и обремененным грехами. Беседа 6 1. Посланничество Иоанна Крестителя • Объяснение изречения: «был человек послан от Бога» • Зачем и каким образом Христос принимает свидетельство Иоанна. Учение без добрых дел не приносит пользы. Беседа 7 1. Не следует стараться постигнуть то, что непостижимо в Боге • Истинное учение об Отце и Сыне • Неразумие савеллиан и маркеллиан. Как омываются грехи. Беседа 8 1. Почему Иисус Христос , будучи светом истины, не освящает всех людей. 2. Неразумие Павла Самосатского • Ответы на вопросы язычников: что делал Иисус Христос до своего пришествия и проч.? • Нельзя надлежащим образом стремиться к небесному, привязываясь к земному. Большое различие между служителями Иисуса Христа и служителями мамоны. Беседа 9 1. Кто такие «свои», которые не приняли Христа: во-первых, иудеи, бывшие его избранным народом • Затем другие люди, которые не веровали в него, будучи Его тварями. 2. Неверие как причина ослепления иудеев; гордость, как причина их неверия • Благодать милосердия, распространенная Богом на язычников, не причинила никакой несправедливости иудеям • Апостол Павел справедливо укоряет их и обуздывает их гордость и заносчивость • Они завидуют спасению язычников • Гордость делает бесполезными все добродетели. Беседа 10 1. Бог не насилует и не стесняет нашей свободной воли. 2. Что значит: «пришел к своим»? • О том, что те, кто не восхотели принять Иисуса Христа, достаточно наказаны самым этим поступком и последствиями этого отказа • Благодатное действие крещения. 3. О том, что сохранять чистоту нашего крещения вполне зависит от нас • Наказание тем, кто оскверняет одежду, полученную при крещении. Вера и чистота жизни необходимы для спасения • В какую одежду должны облачаться те, кто призваны на царский брачный пир. Беседа 11

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На 11-е воскресение Евангельских чтений по Матфею, имея темой чтомую притчу: «Уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси (с рабы своими)»; в ней же говорится и о долготерпении и сострадании Омилия XXXVII. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Омилия XXXVIII. На 1-е утреннее воскресное Евангелие ( Мф.28:16–20 ); в ней говорится и о том, что божественное крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди Омилия XXXIX. Произнесенная на молебном пении, совершаемом по случаю небывалой и непрекращающейся смертоносной эпидемии, бешенствовавшей в то время Омилия XL. О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне Омилия XLI. На 14-е воскресение Евангельских чтений по Матфею: на притчу о звании на брак сына; в ней же – и относительно говорящих: зачем Бог позвал также и тех, которые откажутся или же на деле не отзовутся на приглашение, и зачем Он сотворил таких, которые имеют быть преданы мукам? Омилия XLII. На 3-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющее своей темой воскрешение отрока Наинской вдовы, которого воскресил Господь; в ней же говорится и о том, что мы должны взаимно прощать и сострадать друг другу Омилия XLIII. О иже во святых Великомученике и Чудотворце и Мироточце Димитрии Омилия на 22-е воскресное Евангелие. Беседа на Евангелие от Луки в пятую неделю, которого начало: «некоторый человек был богат и одевался в порфиру и виссон» ( Лк.16:19 ). В ней говорится о богатых и о бедных, кто из них спасается Омилия на 23-е воскресное Евангелие. Беседа в шестую неделю на Евангелие от Луки, повествующее: «когда Иисус вышел на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени» Омилия о Православной вере Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Беседа на 17-е воскресенье Евангельских чтений по Матфею, говорящее о Хананеяныне. В ней же говорится и о человеческом несовершенстве и о достойном похвалы смирении Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова;

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

БЕСЕДА 11 на Ин. 1:14. 1. Прежде чем идти на беседу, следует прочитать те места из Священного Писания, которые подлежат объяснению. — Положение служителя не умаляет достоинства Сына Божия. — 2. О еретиках, утверждающих, что Слово воплотилось лишь по видимости. — Состояние природы человеческой до пришествия Иисуса Христа. — Она была подобна разрушенному дому, который мог восстановить лишь один Всемогущий. — Воплощение как непостижимая тайна. — Бог–Слово принял нашу плоть, чтобы никогда не оставлять ее. — Вот почему она восседает на царственном престоле и боготворится всем небесным воинством. БЕСЕДА 12 на Ин. 1:14. 1. Что означает изречение: «славу, как Единородного от Отца». — 2 и 3. Предзнаменования и чудеса перед пришествием Иисуса Христа. — Предвестники и проповедники. — Свободная воля человека. — Добродетель, как произведение свободной воли. — Чудеса возвещали об Иисусе Христе и показывали, что он есть Единородный Сын Божий. — Чудеса, совершенные невидимо и видимо во время Его смерти. — Какова слава Христа на небесах. БЕСЕДА 13 на Ин. 1:15. 1. Невнимательность слушателей не лишает проповедника награды. — Почему ев. Иоанн часто ссылается на свидетельство св. Иоанна Крестителя? — 2 и 3. Значение свидетельства св. Иоанна Крестителя. — 4. Нет ничего прекраснее правильной жизни. — Отвержение даров, приносимых от злоприобретенных имений. БЕСЕДА 14 на Ин. 1:16. 1. О том, что мы получили от полноты Иисуса Христа. — 2. Различие между ветхим и новым законом. — Значение слов: «благодать на благодать». — Бог всегда предваряет нас своими благодеяниями. — 3 и 4. Прообразы ветхого завета получили свое исполнение в новом. — Объяснение некоторых из этих прообразов. — В публичных состязаниях поощряют к состязанию не тех, которые потерпели поражение, а только мужественных бойцов. — Напротив, в подвигах духовных поощряют и одушевляют одинаково и тех и других, потому что те, кто потерпели поражение, могут оправиться и еще одержать победу. — Горечь лекарств никого не должна приводить в уныние: польза их обнаружится впоследствии. — Как грешники, так и праведники — все нуждаются в лекарствах, исправлениях и добрых назиданиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5 декабря I Соборное послание св. ап. Петра. Соб. посл. Петра 12 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. Соб. посл. Иоанна 19 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. подг. к КР 26 декабря КР по Соборным посланиям. 16 января Послание к Римлянам. гл. 1-8 23 января Послание к Римлянам. гл. 12-15, подг. к КР 30 января КР по Посланию к Римлянам. посл. к коринфянам 6 февраля I Послание к коринфянам гл. 7-15 13 февраля I, II Послания к коринфянам. 20 февраля Послание к галатам. чит. посл. к гал.         Вопросы к билетам по Закону Божию 10 класс 2020 год Евангелие: 1)        Рождество Господа Иисуса Христа. Жизнь Спасителя до 30 лет. 2)        Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господа Иисуса Христа. Искушение в пустыне. 3)        Хронология земного служения Господа Иисуса Христа по Пасхам. 4)        Чудеса Господа Иисуса Христа на примере исцеления слуги капернаумского сотника, гадаринского бесноватого, кровоточивой, воскрешения дочери Иаира. 5)        Понятие о притчах. Учение Господа о Царствии Божием в притчах. 6)        Нагорная проповедь (основные темы). 7)        Беседы Господа в Евангелии от Иоанна. Беседы с Никодимом и самарянкой. 8)        Исцеление расслабленного в купели Вифезда. Беседа Господа с иудеями о равенстве Отца и Сына. 9)        Чудесное насыщение 5 тысяч. Беседа о Хлебе Небесном. 10)    Исцеление слепорожденного. Беседа Господа с Иудеями о Добром Пастыре. 11)          Вход Господень в Иерусалим. Понедельник и вторник Страстной Седмицы: споры с иудеями, притчи. 12)    Среда и четверг Страстной Седмицы: предательство Иуды, Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками. 13)    Распятие, погребение и Воскресение Спасителя. 14)    Явления Господа Ученикам  после Воскресения. Вознесение Господа.   Апостол: 1)        Церковь в Иерусалиме (от Пятидесятницы до первого гонения). 2)        Житие св. ап. Петра. Деятельность св. ап. Петра (по книге Деяний). 3)        Миссионерские путешествия св. ап. Павла. 4)        Взятие св. ап. Павла под стражу. Св. ап. Павел в узах. Путешествие в Рим (обзор).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Деяния древних церковных соборов 39. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. 40. Книга Правил святых апостолов, святых соборов, Вселенских и Поместных, и святых отцов. M.: Синодальная типография, 1893. 41. Никодим, епископ Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями/епископ Далматино-Истрийский Никодим. M., 1996. Агиографические источники 42. Acta martyrum//Христианское чтение. 1822. Ч. 8. С. 224–252, 340–356. 1824. Ч. 16. С. 264–278. 1827. Ч. 25. С. 3–57, 223–231, 300–308. Ч. 26. С. 66–86, 188–202, 342–­349. Ч. 27. С. 86–95, 186–197, 312–337. Ч. 28. С. 110–114, 127–191, 289–313. 1829. Ч. 35. С. 243–338. 1830. Ч. 38. С. 11–50, 252–254. Ч. 40. С. 38–42. 1831. Ч. 41. С. 249–255. 1832. Ч. 46. С. 248–259. 1841. Ч. 2. С. 465–471. 43. Колосовская, Ю. К. Агиографические сочинения как исторический источник/Ю. К. Колосовская//Вестник древней истории. 1992. С. 222–228. 44. Преображенский, A. Об актах древних мучеников/А. Преображенский//Духовная беседа. 1858. Т. 4. С. 302–312. 45. Преображенский, А. Историческая судьба мученических актов/А. Преображенский//Духовная беседа. 1858. Т. 4. С. 444–463. 46. Преображенский, А. Свидетельства мученических актов/А. Преображенский//Духовная беседа. 1858. Т. 4. С. 522–557. 47. Преображенский, А. Содержание актов древних мучеников вообще/А. Преображенский//Духовная беседа. 1858. Т. 4. С. 469–489. 48. Сборник сирийской и палестинской агиологии: Выпуск 1–2//Православный палестинский сборник. 1907. Выпуск 57. 1913. Выпуск 60. 49. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока/Архиепископ Сергий (Спасский). Владимир, 1901. Т. 1–2. Творения святых отцов и учителей Церкви 50. Асмус, В. «Патрология» Миня/ В. Асмус //Журнал Московской Патриархии. 1991. С. 71–72. Церковная историография (источники) 51. Евагрий Схоластик . Церковная история/Евагрий Схоластик. M., 1997. 52. Евсевий Памфил . Церковная история/ Евсевий Памфил . M., 1993. 53. Евсевий Кесарийский . О названиях местностей, встречающихся в Священном Писании/ Евсевий Кесарийский //Православный палестинский сборник. 1894. Вып. 37. С. 1–130.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым//Альфа и Омега. 1996. 4(11). “Оживший из мертвых”/Пер. с фр.//Человек. 1996. 6; 1997. 1. Размышления на пути к Пасхе//Альфа и Омега. 1997. 1 (12). Заметки о трудностях и надеждах экуменического диалога/Пер. с фр.//Церковно-общественный вестник. 1997. 18. Проповеди//Альфа и Омега. 1997. 2(13). Мысли при чтении Священного Писания//Альфа и Омега. 1997. Разговор о молитве/Пер. с англ.//Страницы. 1997. 4. Духовность и душевность: Беседа с православными священниками. Финляндия, Куопио. Август 1974 г./Пер. с англ.//Московский психотерапевтический журнал: Спецвыпуск “Христианская психология”. 1997. 4. Царственное священство мирян//Альфа и Омега. 1998. 1(15). Об истинном достоинстве человека/Пер. с англ. А. Кырлежева //Соборность: Сб. избран. статей. — М.: FSAS;ББU, 1998. Первые прошения Молитвы Господней//Альфа и Омега. 1998. “Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…”: Доклад на ежегодной епархиальной конференции/Пер. с англ.//Русская мысль. 6–12 августа 1998. Святость/Пер. с англ.//XPICTIAHOC. 1998. Вып. VII (Рига). Проповеди//Альфа и Омега. 1998. 3(17). О святых завтрашнего дня//Страницы. 1998. Т. 3. 3. Беседа о притчах/Пер. с англ.//Альфа и Омега. 1998. 4(18). Об экуменической встрече/Пер. с фр. (Женева, 1968); Служение христианина в секулярном обществе/Пер. с англ. (Женева, 1969); Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корреспондентом журнала “Церковь и время” (Лондон, 14 июля 1998)//Церковь и время. 1998. 3(6). Три проповеди//Альфа и Омега . 1999. 1(19). Пасхальные проповеди//Альфа и Омега. 1999. 2(20). Утешитель (Доклад на епархиальной конференции 29 мая 1999 г.)/Пер. с англ.//Русская мысль. 20–26 июня 1999 г. “Берегитесь, братья мои, священники!”: Митрополит Сурожский Антоний о трудностях пастырского служения и злоупотреблениях в духовной практике/Записал иеромонах Иларион (Алфеев)//Нг-рели­гии. 11.08.99. Готовится к печати: Слышание и делание. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (Библиотека журнала “Альфа и Омега”). — Сборник материалов, опубликованных на страницах журнала за пять лет его существования.

http://pravmir.ru/k-85-letiyu-mitropolit...

Н., обращаясь к Иисусу, говорит о себе во мн. ч.: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога», т. е. как бы представляет группу фарисеев и «князей» народа, к к-рой принадлежит ( Barrett. 1978. P. 205; Бокэм. 2011. С. 401). В ответ на это обращение Иисус также переходит к речи от 1-го лица мн. ч., подразумевая Своих учеников (Ин 3. 11). В Ин 3. 7, 12 Господь вновь обращается к Н., используя форму 2-го лица мн. ч.- «Вы». Н. (и в его лице др. члены синедриона и иудеи - Haenchen. 1984. Vol. 1. P. 201; Бокэм. 2011. С. 401), пришедший со словами «мы знаем», противопоставляется Иисусу, говорящему от имени тех, кто верит в Него: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин 3. 11). Т. о., беседа становится в нек-ром роде диалогом между Церковью и синагогой, в к-ром последней не суждено открыто признать правоту первой ( Brown. 1966. Vol. 1. P. 132, 136; Barrett. 1978. P. 202, 211). В связи с этим не все комментаторы полагают, что эта беседа проходила с глазу на глаз, считая, что употребление форм мн. ч. указывает на то, что как Н., так и Христос присутствовали на беседе вместе со своими учениками ( Cotterell. 1985. P. 238). Другие исследователи видят в этих формах следы использования синоптического материала в Евангелии от Иоанна ( Brown. 1966. Vol. 1. P. 130). Н. с первых же слов ссылается на совершенные Иисусом Христом знамения, которые свидетельствуют о Нем как о божественном посланнике, называя Его «учителем, пришедшим от Бога» (Ин 3. 2; ср.: Ин 2. 2, 23) и, очевидно, тем самым воспринимая Христа как одного из пророков (ср.: Исх 3. 12). На эти замечания, содержащие скрытый вопрос, Господь отвечает словом о Царствии Божием как о некой данности, ставшей отныне доступной для человека. Вхождение в Царство подразумевает новое рождение, или «рождение свыше» (Ин 3. 3), к-рое предполагает «рождение от воды и Духа» (Ин 3. 5; ср Иез 36. 25-27; Ис 44 3-5). Греч. слово νωθεν обладает широким спектром различных значений и может быть переведено не только как «свыше», но и как «снова» (напр., так в лат. переводах denuo - Biblia Sacra: Iuxta Vulgatam Vers. Stuttg., 19944. P. 1661). Очевидно, в тексте присутствует игра слов, поскольку «рождение свыше» означает и «новое рождение», но с учетом др. мест (Ин 3. 31; 19. 11 сл.) 1-й вариант предпочтительнее. Из недоуменного замечания Н. «как может человек... в другой раз войти в утробу матери своей?» (Ин 3. 4) становится понятно, что Н. скорее всего понял слово νωθεν во 2-м значении и притом буквально, как рождение заново. Н. сомневается в осуществимости этой перемены, очевидно будучи не в состоянии выйти за пределы представлений о естественном рождении, делающем человека членом избранного народа (ср.: Исх 4. 22; Втор 32. 6; Ос 11. 1).

http://pravenc.ru/text/2565550.html

60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010