582 G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Urkunden zur ältern Handels — und Staatsgeschichte. Bd. I, S. 508—510. 583 Вторая половина данной фразы в исходной русской версии выглядит иначе — «...и склоняли, иногда не без успеха, представителей греческого духовенства к унии». Примечание научного редактора. 584 A. Heisenberg. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. I, S. 48—50, параграфы 37—38 (у Гейзенберга ошибочно указано — параграфы 32—38). См. также в его же книге с. 7—8. 585 Ibid., S. 8. 586 A. Heisenberg. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. II. Die Unionsverhandlungen vom 30. August 1206. Patriarchenwahl und Kaiserkronung in Nikaia. 1208. München, 1923, S. 5—6; 25—35. 587 Idem. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. III. Der Bericht des Nikolaos Mesarites über die politischen und kirchlichen Ereignisse des Jahres 1214. München, 1923, S. 21—23 (par. 16—17); S. 56. См. также: E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. II, S. 233—243. 588 Nicephorus Blemmydes. Curriculum vitae et carmina, VIII. Ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1896, p. 7. 589 Innocentii III Epistolae, XI, 47 (PL, vol. CCXV, col. 1372). 590 Переписка между папой и Германом II есть у Матфея Парижского — Chronica Majora, ed. H. R. Luard, vol. III, London, 1880, pp. 448—469, a также у J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, vol. XXIII, pp. 47—62. Греческий тест двух писем есть в следующем издании: С. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. II, pp. 39—49. У Матфея Парижского текст писем за 1237 год неточен. См.: A. Gardner. The Lascarids of Nicaea... p. 165—166; G. Golubovich. Bibliotheca bio-bibliographica della Terra Santa e dell " Oriente Francescano, vol. I. Firenze, 1906, pp. 161—162; vol. II, Firenze, 1913, pp. 510—512; G. Golubovich. Disputatio Latinorum et Graecorum seu relatio apocrisariorum Gregorii IX de gestis Nicaeae in Bithynia et Nymphaeae in Lydia. — Archivum Franciscanum Historicum, vol. XII, 1919, pp. 418—424; B. Altaner. Die Dominikanermissionen des 13. Jahrhunderts. Habelschwerdt, 1924, S. 16. Мы располагаем сейчас прекрасной монографией о патриархе Германе II на современном греческом. Автор — С. Н. Логопатис. Γερμανς В, πατριαρχης Κωνσταντινουπλεως Νικαας (1222—1240), Βος , συγγραμματα κα διδασκαλα ατο . Αθναι , 1919. См. рецензию о нем в Byzantinisch­neugriechische Jahrbücher, Bd. I, 1920, S. 186—189. Автор — R. Stock. Я этой книги не видел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Через Тебя 574 познали мы три ипостаси во едином Божестве; из которых одну познаём в Тебе, Непостижимый! Через Тебя и через Твое руководство 575 отрасли племен прежних праотцев, сделавшись прозорливыми, возвещали явственно прошедшее и будущее неизреченными глаголами 576 . Дух Божий! О Тебе проповедал Моисей, что Ты, носясь поверху воды неописанной силой, страшным кругообстояния осенением, по подобию пернатых птенцов Своих, под крылами охраняемых, по милости к новому рождению предзнаменовал Таинство Купели 577 . Ты, Который в Своем разуме прежде сотворения неустроенного смешения вещества до последней ткани образовал как всесильный Господь, всё естество и всё существо всего видимого и невидимого 578 . Тобой сотворены к обновлению воскресения все твари до того момента, который будет последним днем этого века и первым будущей жизни. Тебе, так же как и Отцу Своему, был послушен единственной волею 579 , с Тобой сославимый и с Отцом присносущный, Первородный Сын, в нашем образе. Благовестив Тебя истинным Богом 580 , равным и единосущным Отцу Своему всесильному, и провозвестив, что хула на Тебя не будет отпущена, и тем заградив склонные к злословию уста Тебе непослушных, как уста богоборцев 581 , согрешающим против себя самого отпустил праведный и незлобивый Искупитель всех, Преданный за наши грехи и Воскресший для нашего оправдания. Ему слава, и Тебе хвала вместе с Вседержителем Отцом вовеки, аминь. Мир всем. Молитва вторая 582 Просим и молим с слезными рыданиями от всего сердца Тебя, преславный Творец 583 , нетленный и несозданный, вечный и щедрый Дух, Который ходатайствуешь за нас перед щедрым Отцом воздыханиями неизглаголанными. Ты, Который охраняешь праведных и очищаешь грешных и делаешь живыми храмами спасаемых благословением всевышнего Отца 584 . Освободи нас ныне от всяких скверных 585 дел, препятствующих Твоему в нас пребыванию 586 , да не погаснет в нас сияние светильника благодати Твоей, от зрения очес разума нашего 587 . Ибо Тобой мы научены соединять молитву с добрыми делами 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

579 Мои люди...– Плиний имеет в виду и штат домашней прислуги и рабов, работающих в хозяйстве: в винограднике и на полях. Несмотря на то, что Плиний провел своего друга по всем уголкам своей виллы, план ее не ясен. Десять ее планов (первый сделан в 1699, последний – в 1924 г.), весьма между собой разнящихся, свидетельствуют о безнадежности подобных попыток. См. литературу, указанную к II.17. 581 ...город нельзя назначить наследником... – Только persona certa, т. е. личность определенная могла стать наследником по завещанию. В I в. н. э., однако, коллегии бедняков, составлявшиеся ради обеспечения пристойных похорон своим членам (collegia funeraticia, как их назвал Моммзен), получают по завещанию и деньги, и земельные участки, и строения. Города во времена поздней республики владели собственностью; но «ни муниципии, ни население их не могут быть назначены наследниками, потому что это величина неопределенная» (incertum corpus est) – «выделить» – praecipere; завещатель мог выделить из всего наследства что-то определенному лицу в обход остальным наследникам. – Сатурнин, гражданин Комо, ближе неизвестен. 582 ...как встретят мои слова опытные законоведы... – Старые законоведы строго придерживались буквы закона и не считались с волей завещателя. Законоведы-классики времен Принципата продолжали ту же линию, хотя с меньшей приверженностью к букве. Только в послеклассический период воля завещателя приобрела свое настоящее значение: завещание толкуют, исходя из этой воли. Из этого письма, так же как из II.16 и IV.10, видно, как дух римского законодательства постепенно изменяется под влиянием общественных настроений и моральных норм. 584 ...ничего так страстно не хочу, как длительного существования. – Лонголий, комментатор «Писем» (1734 г.), заметил, что Плиний для себя никогда не рассчитывал на «вечность». 588 ...речи, хотя больших надежд я на них не возлагаю...– Плиний был скромного о себе мнения: он знает, что он не Демосфен (VI 1.30.5) и ставит себя гораздо ниже Тацита (VII.20.4; VIII.7).

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

582 Ср., напр., у профессора прот.Т.И.Буткевича. Философия монизма. Вера и разум, 1900, m.II, ч.II, с.145, 220 и др.; O.Lodge, op.cit., p.7, 11, рус. пер. с.16, 19. 583 Ср. у профессора прот.Т.И.Буткевича, ibid., с.145; O.Lodge, op.cit., p.44; о.Н.И.Липский. Натуралистический монизм Геккеля, с.70 и др. 587 «Он абсолютный пантеист», как и «учение Спинозы есть абсолютный рационализм» (ср. Куно Фишер, ibid., с.558–559). 588 Чем объясняется и самая ожесточенная оппозиция ему со стороны мистицизма, как, напр., Hamanns«a, который с отвращением отшатывается «от скелета геометрического учителя нравственности» (J.G.Hamann. Breitwechsel mit Jacobi (Jacob»s Gesammelte Werke, bd.IV, abt.III, s.48). См. Куно Фишера, op.cit., с.565). 589 «Мы положительно не понимаем, на каком основании Геккель вносит себя в список последователей Спинозы» (проф.-прот.Т.И.Буткевич, op.cit., с.139; и ср. об этом, напр., у свящ.Н.И.Липского. Натуралистический монизм Геккеля, с.146.). 596 Геккель считает несомненно опровергнутым учение о верховной роли человека в природе, а также распространенную у нас антропистическую манию величия (Antropist. Grössenwahn), – высокомерные притязания человека на центральную роль в бесконечной вселенной, на какое-то исключительное положение в отношении ко всему остальному миру. Это безграничное высокомерие побудило тщеславного человека считать себя «подобием Бога» на земле, требовать для своей бренной личности «вечной жизни» и воображать себя полным господином своей воли. Нелепая, безумная мания цезаризма у какого-нибудь Калигулы является лишь разновидностью этого высокомерного самопоклонения человека (ср. ibid, s.12.). 601 Материалистический характер монизма Геккеля отмечают все его критики (ср. O.Lodge, напр., op.cit., с.130 и др.). Этого не может отрицать сам Геккель уже в силу того, что он опирается на Фогта, Бюхнера, Молешотта и др. (ср. у проф.Т.И.Буткевича, op.cit., с.140). «Геккель – самый грубый материалист» (ibid., с.219, ср. Н.Н.Страхова: Истинная наука, m.II, ч.II, с.379). Точнее материалистический монизм Геккеля проф.Г.Е.Струве называет гилозоизмом древних греков (проф.Г.Е.Струве. Материя, дух и энергия, m.II, ч.1, с.390).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Михсан. 579 Баланси, с. 148. Согласно ал-Куфи [т. 1, с. 73], он вышел из Мекки, а затем из Наджрана написал ал-Аш " асу, т. е. здесь спутаны более поздние события: Икрима участвовал в подавлении восстания ал-Аш " аса, но после Омана. Находясь в районе Табалы, он мог совершить нападение на южную часть Йамамы. 580 Наиболее содержательно сообщение у ал-Баланси (с. 147–150), с ним в основном совпадает рассказ ал-Куфи [т. 1, с. 72–75]; ат-Табари (I, 1977–1979], сообщая некоторые дополнительные сведения, не говорит об осаде Даба, а только о сражении, в котором погибло 10 000 врагов ислама и из числа пленных в виде хумса было послано в Медину 800 человек. 582 Нельзя, конечно, исключить возможность, что Наджран в маршруте Икримы назван ошибочно, что двигался он прямым путем по степной восточной окраине Йамамы и столкновение с ханифитами, смутно запомнившееся одному из информаторов, произошло случайно, а не в результате специального похода на Мусайлиму. Но доказать это пока ничем нельзя. 584 Ал-Йакуби пишет, что киндиты отбили своих пленных и Зийад «довел до Абу Бакра об отступничестве ал-Аш " аса и о том, что он сделал», но не упоминает прибытия его в Медину [Йак., т. 2, с. 149]. 585 Куфи, т. 1, с. 61–62. Сведения о 4000 мухаджиров и ансаров в его отряде явно ошибочны, так как общее количество их не превышало 3–4 тысячи, а общее число ансаров и мухаджиров, якобы находившихся одновременно в отрядах Халида б. ал-Валида, Икримы, ал-Ала б. ал-Хадрами и Зийада, оказывается более 8 тысяч. Несомненно, что они были ядром каждого из отрядов, отправлявшихся для борьбы с отступниками, но, например, в отряде Халида их было не более 15 (400 человек в основной группе и какая-то часть в отряде Усамы б. Зайда, насчитывавшем в целом 400 человек). Такое же соотношение можно предполагать и в других отрядах. Несомненно, что первоначально имелась в виду общая численность отряда, а позднее редакторам и компиляторам показалось естественным считать, что отряд состоял из одних сподвижников Мухаммада. 588 Эту крепость, находящуюся южнее Тарима, обнаружила советско-йеменская археологическая экспедиция [Пиотровский, 1985, с. 62].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

582 Воззрения Нестория касательно лица Богочеловека разделяли епископы Антиохийского церковного округа, воспитанные на тех же началах, как и сам еретик. Таков был прежде всего Феодорит 583 . Он, подобно Несторию, по тем же соображениям учил, что нужно представлять естества Богочеловека не в соединении по естеству, но в разделении одно от другого (τν φσεων διαφορ). Феодорит пишет: «Кто это жил в благоговении, с воплем крепким и со слезами приносил моление, не имея силы спасти себя, но молился Могущему его спасти и просил освобождения от смерти? Не Бог Слово, Который бессмертен, бесстрастен. Но это есть то, что Он восприял от семени Давида, что смертно подлежит страданию и трепещет смерти – естество, взятое от нас, а не то, которое восприяло Его ради нашего спасения» 584 . Человеческая природа во Христе, по Феодориту, была прославлена от Божества, но прославлена как от силы ей чуждой, внешней 585 . С другой стороны, он прямо отрекался от учения об ипостасном соединении (τν καθ’ πστασιν νωσιν) во Христе двух естеств. Подобное воззрение он называет «странным, чуждым Священному Писанию и отцам Церкви» 586 . Учение это встречало возражения, противодействие с его стороны. Он говорит, что если признать ипостасное соединение, то в лице Богочеловека из Божества и человечества образовалось естество среднее, смешанное из Божества и человечества. «Если же произошла середина (κρσις), – замечал он, – то Бог уже не Бог (Сын Божий) и храм (человечество) не храм, а и храм представляется Богом и Бог – храмом: таков ближайший смысл середины» 587 . Впрочем, учение Феодорита много мягче, сдержаннее учения принципала ереси – Нестория. Феодорит избегает крайностей. Он принимает и употребляет выражение «Богородица» 588 . Он допускает мысль об обожении человечества Христа, как скоро Бог воплотился в человеке. Так, он пишет: «Мы боготворим Сына как единого, боготворим восприявшее и воспринятое в Нём, но помним и разность естеств» 589 . Ещё мягче, ближе к учению православному было учение других сторонников несторианской доктрины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

II, 22. По ту сторону от лютичей (Leuticii), другое имя которых – вильцы (Wilzi) 578 , протекает река Одер, наиболее полноводная из рек в стране славян. В ее устье, где она впадает в Скифские болота (Scytice paludes) 579 , расположен знаменитейший город Юмна (Iumne) 580 , весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг 581 . Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания. Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Равным правом на жительство обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства. Дело в том, что все они до сих пор пребывают в заблуждении язычества, хотя в остальном не найти народа более честного, добросердечного и гостеприимного. Нет такой диковинки или предмета роскоши, которых не нашлось бы в этом городе, куда в избытке стекаются товары из всех северных стран. Там находится Котел Вулкана (Olla Vulcani), который туземцы называют греческим огнем, о каковом упоминается у Солина 582 . Море там троякого рода: остров тот омывается тремя рукавами, из которых, как говорят, один на вид зеленый-презеленый, другой беловатый, а в третьем, постоянно мятущемся, свирепствуют бури. Из этого города по морю недалеко в одну сторону до города Деммина (Dymine), расположенного в устье реки Пене (Peanis) 583 , где обитают также и руяне (Runi) 584 , а в» другую – до области Земландия (Semland) 585 , которой владеют пруссы. Путь таков: от Гамбурга, то есть от реки Эльбы, на седьмой день доберешься до города Юмны по суше, а если по морю, то чтобы добраться до Юмны, надо сесть на корабль в Шлезвиге (Sliaswig) 586 или Ольденбурге (Aldinburg) 587 . От Юмны четырнадцать дней ходу под парусами до Острогарда Руси (Ostrogard Ruzziae) 588 , столицей (metropolis) которой является город Киев (Chive), достойный соперник Константинопольской державы, славнейшее украшение Греции 589 . Как уже говорилось, река Одер вытекает из самых недр Моравского леса (saltus Marahorum), где берет начало и наша Эльба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

578. Быт 5, 5; 7, 21. 579. Притчи 3, 18 (RFIB, I, p. 354). «Древо истины» упомянуто в титуле божества Нингишзида, что значит «Владыка Древа Истины» (ANET, s. 40, 41, 51, 337, 341). 580. Первое указание на учение о Первородном грехе в христианском смысле мы находим в 3 Ездр 7, 48. Однако несомненно, что рассказ Ягвиста послужил для богословского учения о Грехопадении отправным текстом (см.: J. McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 125). 581. На такое понимание факта грехопадения указывает Вл. Соловьев (Соч., т. IV, с. 346). Точка зрения Вестермана ничего не меняет в библейском богословии и только расширяет объем мифа о Грехопадении (см.: С. Westermann. Der Mensch im Urgescheen. — «Kerigma und Dogma», 1967, p. 231). Другой известный библеист Г. фон Рад видит в сказаниях Пролога «типичную модель грехопадения» ( G. v. Rad. Old Testament Theology, v. 1, p. 155). 582. Вл. Соловьев. История теократии (Соч., т. IV, с. 347). К этому примыкает толкование Булгакова, согласно которому до падения не могло быть различия добра и зла, т. к. зло было неведомо ( С. Булгаков. Невеста Агнца. Париж, 1945, с. 164). 583. R. de Vaux в журнале «Revue Biblique», 1949, р. 300. 584. Эта мысль наиболее часто встречается в комментариях Отцов Церкви. См. приложение 8. 585. См., напр., выражения в Быт 24, 50; 31, 24, 29; ср. 2 Цар 13, 22; 14, 17. 586. Напр., Быт 4, 1 (в смысле брачных отношений) и 1 Цар 16, 18 (в смысле «владения мастерством»). Там говорится об искусстве Давида-музыканта. 587. Быт 3, 5. Септуагинта переводит слово «Элогим» в данном случае как «боги». Так и в синодальном переводе. Буквально — это вполне оправданный перевод, хотя логичнее переводить в единственном числе, как это делается в других случаях, когда употребляется слово «Элогим». 588. М. Тареев. Основы христианства, т. III, 1908, с. 161. Несмелов подчеркивает суеверный характер попытки Адама овладеть божественностью при помощи «волшебного растения» Несмелов. Наука о человеке, т. 2, 1906, с. 251). Только С. Булгаков выдвигает в высшей степени спорное мнение относительно сравнительной невинности побуждений человека при падении (см.: С. Булгаков. Агнец Божий. Париж, 1933, с. 172 сл).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

[Знай], что пачинакиты с наступлением весны переправляются с той стороны реки Днепра и всегда здесь проводят лето 559 . 9. О росах 560 , отправляющихся с моноксилами 561 из Росии 562 в Константинополь [Да будет известно], что приходящие из внешней Росии 563 в Константинополь моноксилы являются 564 одни из Немогарда 565 , в котором сидел 566 Сфендослав 567 , сын Ингора 568 , архонта Росии 569 , а другие из крепости Милиниски 570 , из Телиуцы 571 , Чернигоги 572 и из Вусеграда 573 . Итак, все они пускаются рекою Днепр 574 и сходятся в крепости Киоава 575 , называемой Самватас 576 . Славяне же, их пактиоты 577 , а именно: кривитеины 578 , лензанины 579 и прочие Славинии 580 – рубят в своих горах 581 моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их 582 . И в июне месяце 583 , двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву 584 , которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы 585 , тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр 586 . Прежде всего они приходят к первому порогу 587 , нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи» 588 . Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия 589 , а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, низвергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их] 590 , чтобы не натолкнуться на какой-либо камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Молитва имеет два вида: первый славословие со смиренномудрием, а второй низший — прошение; посему молясь не вдруг приступай к прошению [ 581 ]: в противном случае покажешь, что молишься по нужде» [ 582 ]. Рядом с молитвою должны идти чтения и изучение боговдохновенных Писаний: «если за чтениями следуют молитвы, то душа, движимая любовию к Богу, приступает к ним зрелее и бодрее» [ 583 ]. Хотя, как замечено, молитва, по св. Василию, должна быть непрерывна, всегда сопровождая и работу инока, однако некоторые часы дня и ночи достойны особого молитвенного чествования; в качестве таких часов св. Василий называет: утро, 3, 6, 9 часы, окончание дня, наступление ночи и полночь, указывая, чем знаменателен каждый из этих часов [ 584 ]. Особенно удобным временем для молитвы Василий Великий считает полночь: «на что другими употребляется утро, на то подвижниками благочестия служит полночь, потому что ночное безмолвие всего более дает свободу душе, когда ни глаза, ни уши не передают сердцу вредных зрелищ или слухов» [ 585 ]. Неизвестно, какую «молитву» в перечисленные часы имеет в виду Василий Великий: частную или общественную. Приобщение Василий Великий и всем, а тем более иноками советовал ежедневное, запасными Дарами [ 586 ]. Немалое значение Василий Великий придает внешности инока: «Смиренному и сокрушенному образу мыслей приличны взор печальный и потупленный в землю и небрежность о наружности» [ 587 ]. На советуется садиться рядом с высшим, а пониже, класть ногу на ногу при сидении [ 588 ]. «Надобно, чтобы хитон был собран на теле поясом; подпояска же чтобы лежала не выше чресл: это было бы женоподобно, и не так слабо стягивалась, чтобы хитон мог развеваться: это было бы рассеянно. Походка должна быть не медленная, которая изобличала бы душевное расслабление, и опять не скорая и торопливая, которая обнаруживала бы исступленные движения души» [ 589 ]. Доказывается необходимость употребления пояса [ 590 ]. «В пище удовлетворит нужде хлеб, жажду удовлетворит у здорового вода, и еще варенья из семян могут поддерживать в теле крепость для необходимых потребностей» [ 591 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010