Хлиары, г. 375, 380, 387    Хома, г. 114, 304, 446, 486    Хоний, крепость 371    Хорасан 198, 199, 300, 301, 305, 309, 310, 311, 383, 399, 415, 525, 576, 582    Хорватия 519    Хортарей (Айтосский перевал?) 267, 554    Христополь, г. 254, 257    Цивиск, г. 166    Цивитот, см. Кивот, г.    Циканистр 423, 625    Цурул, г. 97, 103, 225, 226, 272, 469    Чалыкавский проход, см. Сидира    Черная гора, см. Аман, горы    Черное море, Понт Эвксинский, Понт 62, 160, 206, 269, 284, 395, 446, 543, 612    Черный Дрин, Дримон, р. 339, 597    Шампань 581    Шкумби, р. 499    Эгейское море, Южное море 62, 70, 446, 450, 451    Эгиалы 387, 400    Эгина, г. 244    Эгнатиева дорога 539, 569    Эдесса 308, 310, 371, 380, 522, 575, 578, 581, 605, 606, 609    Эзева 166, 507    Элефантинская тюрьма, Слоновая тюрьма 399, 614    Элисс, крепость 28, 339, 340, 597    Эллада 487, 548    Эльбасан, Арванон, г. 351, 499, 598    Эльстер, р. 460    Энос, г. 232, 233, 394, 444, 531    Эпидамн, см. Диррахий, г.    Эпир 499, 568    Эргене, р. 541    Эривол, г. 615    Этолия 620    Эфес, г. 304    Эфиопия 418, 524, 620    Южная Италия 7, 447, 453, 454, 456, 492    Южное море, см. Эгейское море    Юскюдар, г. 556    Янина, г. 156, 162, 503, 504    Япигия 85, 461    Ясона холм 337    Яффа, г. 307, 308 УКАЗАТЕЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абхазцы, см. также авасги 465, 627    Авасги (абхазцы) 627    Агаряне (турки, арабы) 96, 122, 276, 300, 305—307, 465, 545    Аланы 13, 36, 353, 462    Албанцы 187, 499    Амальфитяне 156, 184, 185, 518, 519    Арабы, см. также агаряне, исмаилиты, сараци-ны, вавилоняне, египтяне 7, 307, 465, 509, 577,    578    Армяне 265, 307, 313, 322, 395, 396, 552, 588, 612, 613    Ассирийцы 331    Афиняне 195    Ахейцы 206    Беотийцы 280    Болгары 26, 232, 461, 462, 507, 530, 541    Брабанцы 564    Вавилоняне 308    Варяги 26, 109, 148, 209, 439, 472, 486, 497    Венгры, см. также даки, угры 473, 494    Венецианцы 21, 31, 142—144, 156, 182—185, 439, 484, 492, 493, 495, 517—519, 561    Ветоны (неренчане) 339, 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В самом конце 1380 г. Тохтамыш прислал послов к Дмитрию и другим русским князьям, «повадая им свои приход и како въцарися, и како супротивника своего и их врага Мамая побади». Зимой и весной 1381 г. русские князья, отпустив послов «с честию и съ дары», «отъпустиша коиждо своих киличеев со многыми дары ко царю Токтамышю»; в том числе Дмитрий Иванович «отъпустил в Орду своих киличеев Толбугу да Мохшая к новому царю с дары и с поминкы» 582 . Что означал этот акт? Свидетельствовал ли он о признании вассальных отношений с Тохтамышем? Положительный ответ давали А.Е. Пресняков, Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин 583 , отрицательный – Н.М. Карамзин , А.Н. Насонов, И.Б. Греков 584 . Полагаю, что посылка «даров и поминков» означала констатацию факта восстановления законной власти в Орде и формальное признание Тохтамыша сюзереном. Но вопрос о выплате задолженности по выходу, накопившейся за годы противостояния с Мамаем, московская сторона не собиралась поднимать (дары и «поминки» – не выход). Очевидно, после разгрома Мамая Дмитрий не спешил восстанавливать даннические отношения с Ордой, но в то же время не имел оснований не признать царское достоинство (и следовательно, формальное верховенство) нового правителя Орды, к тому же только что добившего его врага. Великий князь занял выжидательную позицию, решив посмотреть, как поведет себя хан. В Никоновской летописи сообщается, что 1 ноября 1380 (6889 сентябрьского) г. «вси князи Русстии, сославшеся, велию любовь учиниша между собою» 585 . Источник этого свидетельства неизвестен; если оно достоверно, следует полагать, что после смены власти в Орде произошло подкрепление того союза русских князей, который сработал в 1375 и 1380 гг. 586 Отношение московских правящих кругов к Орде в период между Куликовской битвой и столкновением с Тохтамышем отражено в договорной грамоте Дмитрия Донского с Олегом Рязанским. После поражения Мамая Олег, опасаясь удара со стороны Москвы, бежал, и Дмитрий посадил на рязанском княжении своих наместников 587 . Но к лету 1381 г. союзнические отношения Москвы и Рязани восстановились, что было закреплено тогда договором 588 . В нем имеется специальный пункт об отношениях с Ордой. При его сопоставлении с аналогичной статьей московско-тверского докончания 1375 г. (договор 1381 г. в целом является соглашением того же типа – Олег, как и Михаил, признает себя «молодшим братом» Дмитрия и «братом», т.е. равным, Владимиру Андреевичу Серпуховскому) выявляются расхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(л. 160) 582  Да которое самолюбство, еже вся злая терпети заповеди ради Божия. Тако 583 есть писано: Хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти от Тебе, не возбрани ему и срачицу. Имеет 584  ли кто вещь, имея ко иному судитися от неправедных, а не от святых. Се убо срам вам есть, яко тяжбы имате между собою, почто не паче обидими есте, почто не паче лишени бываете. Рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем. Аще 585  ли друг друга хаплете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга снедени будете. Но 586  се судите паче, не полагати претыкания брату в соблазн. И поем Его Петр, на(л. 160 об.)чат 587  претити Ему, глаголя: Милостив 588  Ты, Господи, не имать быти Тебе се. Он же, обрящся, рече Петрови: Иди за Мя сатана, яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже человеческая. И паки писано есть: Разсыплет Бог кости человекоугодником. Да что суть гордость наша, еже писаное совершаем делом. Отступися от зла, сотвори благо, се ли глаголеши гордость? Апостол святый учит ны: Блюдите, убо како опасно ходите, не яко не мудри, но яко премудри, искупующе время, яко дние зли суть. Сего ради не бывайте безумно, но разумевающе, что есть воля Божия святая и угодная. Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуй(л. 161)теся 589  обновлением ума вашего, воеже искушати вам, что есть воля Божия. И проклинаешь гордость, которую гордость? Тую ли, ею же ты гордишися и не в свою меру поступаеши, митрополит иностранец, яже по многим законным каноном не достоин ни священства, не точию архиерейства? На сию гордость мы по законом святым и утрегубим: да будеши проклят, да будеши проклят, да будеши проклят. Вопрос, Глава 18. Один пастырь, или болярин, который убегает, чтоб уберечь живота своего, потому чтоб инако учинил, был бы в опасении, уподобает ли ся и его погрешит или ни? Ответ Надобно, чтоб ушел, так как и Христос уходил ради мучительства безвинных отроков убиения и сохранился во Египте; однакож как опасение минет надобе возвратитися ради оскорбления душевнаго, понеже от него столко душ походит, и надобно чтоб ими владел и паствил для того, что он будет страшной счет живущему Богу за их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Синод покрыл молчанием сделанные Иовом присоединения, но по-прежнему не нашел возможности разрешить недоумение его и препроводил все дело в иностранную коллегию. 581 Таким образом, все это громадное дело, отнятие у униатов многочисленных церквей, заявление многочисленными униатскими священниками готовности принять православие, находилось на весьма скользком пути. Его не разрешали ни Синод, ни иностранная Коллегия. Оно держалось, кроме всегдашнего сочувствия украинского народа, русской военной силою. Эту опасную сторону дела ясно видел Иов и в том же вышеприведенном донесении Синоду писал, что униаты только ждут «отнятия (военного) защищения», чтобы погубить православных исповедников. 582 Насколько же крепко было это военное защищение украинских православных? Униатские власти были в большом затруднении, когда православные правители пользовались русской военной защитою. В управлении униатском была тогда большая смута. Митрополит Володкович и его коадьюторы 583 по управлению Украиной, львовский епископ Шептицкий и брестский Млодовский продолжали спорить с ним за власть над Украиной и спор этот доходил до того, что агенты львовского епископа обегали униатские благочиния и объявляли, что конец теперь власти митрополита, 584 а митрополит Володкович предавал запрещению даже такого авторитетного униата, как львовский главный официал Примович. 585 Распускались даже слухи, что Примович намерен принять православие. 586 Митрополит Володкович во время этого спора жил вдали от своей консистории, то в Варшаве, то во Владимире-Волынском. 587 Униаты, оставшиеся верными ему, сообщали ему сведения о бедствиях своих и вопияли о помощи. 588 Первою мыслью униатов было вызвать на защиту их польских панов Украины и находившееся там польское войско, усмирявшее так еще недавно украинских гайдамаков; 589 но этот план сейчас же был оставлен, потому что русские команды не затруднялись арестовать и панов, 590 а начальник польского войска прямо отказался от защиты униатов. 591 Приходилось обращаться к русским военачальникам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В нашу задачу не входит описывать детали этого конфликта, который недавно был подробно освещен, в том числе и в отечественной литературе 188 . Отметим лишь, что этот спор и связанный с ним раскол, длившийся с 588 по 616 гг., не только имел заметное догматическое и церковно-историческое значение для монофизитского лагеря, но нашел отклик и в халкидонитской среде. Свидетельством этого, в частности, является сочинение св. Евлогия, патриарха Александрийского (580/1–607/8 гг.), о котором сообщает в своей «Библиотеке» патриарх Фотий 189 (отрывки из его пересказа приводятся в настоящей «Антологии»), в нем св. Евлогий, в свою очередь, критикует ряд базовых догматических положений, возникших в триадологических учениях монофизитов в полемике с тритеизмом, как, разумеется, и сам тритеизм, причины возникновения которого он усматривает в приложении методов рассуждения, выработанных применительно к тварному миру, в отношении Бога 190 . Помимо св. Евлогия, среди халкидонитов с критикой тритеизма выступал св. Анастасий I Александрийский, патриарх Антиохии (559–570 и 593–598 гг.) 191 , который в своем диалоге, направленном против тритеитов, утверждает, что главной причиной, породившей это учение, является использование Филопоном применительно к Троице учения об общей и частной сущности. Главным аргументом св. Анастасия против Филопона, как замечает Уве Ланг 192 , был тот, что если общая сущность существует только в частных сущностях, каковыми тот называл Отца, Сына и Святого Духа, и может созерцаться лишь в разуме, через отвлечение от частного, то Божественного единства (т. е. Бога как Единицы) в реальности просто нет 193 . Как далее отмечает Ланг, «хотя Анастасий и не говорит в этом диалоге эксплицитно об отношении христианского богословия с языческой философией, ясно, что это различие между частной и общей сущностью соответствует различию между первой и второй сущностью в «Категориях» Аристотеля» 194 . Среди других критиков тритеизма из халкидонитов исследователи упоминают Евтихия, патриарха Константинопольского (патриарх в 552–565 и 577–582 гг.) 195 (впрочем, его критику ряд авторов, в частности В. М. Лурье, не считают удовлетворительной с точки зрения традиционного православного учения 196 ) и автора конца VI в. Памфилия 197 . Жесткая критика тритеизма Филопона и того факта, что он привнес в триадологию учение о трех частных сущностях, встречается и в трактате «De sectis» (580/1– 607/8 гг.) 198 . Наконец, в ересиологическом трактате VII в., опубликованном Ришаром, написанном неким халкидонитом монахом Георгием, тритеизм характеризуется как ересь, порожденная применением «аристотелевских приемов рассуждения» (букв.: «технологий») к учению о Троице 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Кириллом выражение: жертва духовная, могло бы быть цитировано Мишо в своих видах, если бы св. Кирилл со словом: «жертва» соединял только единственно учение о жертве духовной. Но в том то и суть, что этого на самом деле нет: нам известно уже из L. X, n. 363, что св. Кирилл признает жертву не духовную только, но и материальную. А коль скоро так, то нужно всякое место из творений св. Кирилла толковать согласно с контекстом речи, и во всяком случае не нужно разные смыслы, соединяемые с одним словом, сглаживать в пользу одного желательного смысла. Ведь и в Писании сказано: жертва Богу – дух сокрушен; но неужели на основании этого можно заключать, будто Писание учит только об одной духовной жертве и больше ни о какой другой, напр. о жертве кровавой? Ясно – нет. Ergo... Не служит доказательством взгляда проф. Мишо и место Lib. XV, n. 538: «Должно нам, оживотворяемым во Христе, – оживотворение же разумею духовное 58 , – удаляться от мертвых дел». Хотя здесь говорится об оживотворении духовном, но говорится о нем вообще, вне прямой связи в частности с евхаристией. Правда есть у св. Кирилла места, где он говорит об оживотворении в связи с евхаристией, (напр. Lib. IX, n. 306, Μ. 68, 612: мы оживотворяемся причастием Духа и святою трапезою Христа), но они все равно не могут идти в пользу проф. Мишо. Ведь в них оживотворение собственно ставится в зависимость от двух фактов: от причастия Св. Духа и св. трапезы. Позволительно думать, что в самом разграничении этих фактов заключается некоторое различие между ними, и именно то, что если причастие Св. Духа оживотворяет духовно, то святая трапеза не только духовно, но и телесно. К числу свидетельств, из которых проф. Мишо выводит более, чем они дают, относятся и следующие места: Lib. XIV, и. 496, Lib. XV, n. 528–582, n. 588 etc. В Lib. XIV, n. 496 св. Кирилл изъясняет в таинственном смысле «жертву ревнования» ( Числ. 5, 12–28 ). Образ совершения этой жертвы, по повествованию Библии , состоял в следующем. Жрец вливал в глиняный сосуд воды живой и чистой, всыпал в нее часть земли, находящейся при скинии, и с известным заклинанием давал этой воды пить жене, подозреваемой в прелюбодеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

567 Усиление «благословите». Богу Отцу приличествует более спокойное и сосредоточенное прославление — словом, мыслью. 568 Соответственно «Создателя» 569 Над творением, в котором Он, как «везде сый и вся исполняяй», «носящийся» над ним, особенно близок 570 Соответственно «Создателя» и спасению от смерти отроков. 571 παναγιος — всесвятой, но обычно это слово переводится в слав «пресвятый», как и здесь в др.-слав. 572 αντζω — поздн Н 3 форма от ανω — окроплять 573 Греч. «в крови» 574 Кровь и плоть. 575 См. прим 543 576 Греч. «смертных». 577 ναστασις — воскресение; соотв. «кровию», усиление «воззвание земных» 578 Соотв. песни трех отроков 579 Контраст к «строители благодати» небесной 580 οκονμος — управляющий домом, распределитель, др-слав. «смотрителие». 581 εροπρεπς — священнолепно, благопристойно. 582 См. прим. 361 583 ужасным стоянием 584 По преданию, вместе с Крестом было найдено и копье, которым Христос был пронзен, в VII в оно было принесено в Константинополь и в св Софии ему совершалось торжественное поклонение в Великую Пятницу, заменившее собой древнее поклонение св Кресту в этот день (Дмитриевский А., проф Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907, с 136—138). 585 ντιτορω — пробуравливать насквозь, прокалывать, пронзать. 586 через воздвижение 587 θνη — обычное название в Библии язычников в противоположность избранному народу λας «люди»; ср. в предыдущем тропаре «люди» 588 γαλλω — украшать, прославлять; общий залог — украшаться, красоваться, блистать, восхищаться, гордиться. 589 προκρνω — выбирать предпочтительно перед другими (также, предпочесть, судить, решать) 590 ψφος — голосование; ср προκρνω , что в ирмосе передано «предрассудает» Христианские цари получили Божие избрание на царство предпочтительно перед другими 591 См. прим 117. 592 τροπαιοφρος — носящий трофеи, украшенный ими. 593 φλον — род, поколение, племя. 594 θρασος — смелость, мужество, дерзость 595 μυστικς — таинственный, мистический. 596 γεωργτως — без земледельческого труда; поздн. слово. Указание на бессеменное рождение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

А когда я это писал в возрасте пятидесяти восьми лет, менее чем за два года после того, как это бедствие уже в четвёртый раз поразило [город] Антиоха, — тогда истёк четвёртый с начала [эпидемии] цикл — я потерял дочь, не считая старших [отпрысков], и её сына”. Таким образом, в повторяющихся эпидемиях чумы Евагрий потерял многих близких ему людей: жену, детей и внука. Однако он, судя по всему, был человеком чрезвычайно жизнестойким: приблизительно в 588 году Евагрий сочетается вновь браком с юной девушкой ( кТгнп во время свадебных торжеств, как он сам это описывает (VI,8), Антиохию постигло сильнейшее землетрясение — погибло 60 тысяч человек. Среди политической элиты Византии Евагрий был человеком известным: император Тиверий II облёк его квестурой (в 578–582 г.), а император Маврикий удостоил его звания префекта за речь, произнесённую Евагрием по случаю рождения наследника Феодосия (VI,24); вероятно у Евагрия были и другие заслуги перед царствующим домом. Поэтому вполне прав А. П. Лебедев в своём суждении, что “Евагрий был на хорошем счету и в высших правительственных сферах” 110 . Особенная близость установилась у Евагрия с Антиохийским патриархом Григорием (573–593): ему Евагрий оказал большую услугу, выиграв судебный процесс — на Патриарха воздвигли подлую клевету, обвинив в преступной связи с собственной сестрой ( тН o„ke…v а также в том, что он нанёс ущерб благосостоянию города. Видимо, серьёзность обвинения привела к тому, что дело Григория рассматривалось в Константинополе. По словам Евагрия, “он явился в царский [город], чтобы представить там защиту; тогда я помогал ему и находился рядом с ним. И [на глазах] у всех патриархов, одни из которых присутствовали при расследовании лично, а другие — через своих представителей, а также перед священным сенатом и многими святейшими митрополитами, после изучения вопроса и после долгих споров [Григорий] выходит победителем, так что обвинитель, наказанный плетьми и проведённый по городу, был, сверх того, осуждён на изгнание” (VI,7).

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

• Вывертывание членов посредством подвешивания и вновь «вправливание» их: 572 • «Уточка» (связывание рук и ног и продевание шеста под ними) 573 • Надевание «шейных желез», «конских кандалов», «личной сетки» (для пытки голодом) 574 • Прикладывание, после надевания «личной сетки», сургучной печати на голое тело 575 • «Взнуздывание» 576 • Сажание в куб 577 • Ставление на горячую сковороду 578 • Сечение «солеными розгами» и натирание солью больных мест 579 • Сечение терновником, таволгою и крапивою 580 • Лишение соли в пище 581 • Забивание в рот кляпа 582 • Употребление железных ошейников с гвоздями 583 • Наказание плетьми из воловьих жил 584 • Наказание «щекобитом» 585 «Щекобит» – это некое деревянное орудие, специально сделанное для битья баб и девок по щекам, чтобы не марать и «не поганить» 586 «дворянские руки о хамские рожи» 587 • «Стойка» 588 Она состояла в том, что крепостного приковывали цепью к потолку так, что он оставался во все время наказания в стоячем положении. • «Люлька» (род дыбы) 589 • «Горячая рубашка» 590 Делалась в виде обычной для горячечных больных рубашки, но из шерсти, с «резаным конским волосом». Надевалась на голое тело. • «Барская кровать» 591 Приговоренного к наказанию привязывали к кровати так, чтобы он не мог пошевельнуться, и оставляли в таком положении без пищи и питья на несколько дней, а рядом ставили для увеличения мук «горячее кушанье», хлеб, иногда мясо и воду. • «Жугулевка», «клоповник» 592 Так назывался карцер с искусственно «разведенными» насекомыми. • «Комарня» 593 Приговоренных привязывали, преимущественно во время косьбы, к стволу голыми на ночь «около поемных лугов». • Литье за шею кипятка 594 • Принуждение есть дохлых пиявок 595 • Жжение тела раскаленным железом 596 • Зауздывание женщин 597 Применялось якобы для того, чтобы они (скотницы) во время доения коров не сосали молока. Отсюда можно догадываться, что кормили их впроголодь, лишь бы ноги таскали. • Посылание дворовых девок за водой за две версты в одном платье во всякую погоду и повеление пить эту воду с мылом, если вода казалась помещице взятой не из того колодца 598

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

582 Здесь союзниками царя египетского и «царя островов» предполагаются хетты, упоминаемые в позднеассирийских источниках. Их страна, по сведениям ассирийских хроник, представляла собой обширное пространство от среднего Евфрата до Оронта. Во II тысячелетии до н.э. эти пространства входили в сферу влияния Хеттской державы. Затем здесь возникли небольшие по территории новохеттские царства, стремившиеся сохранить традиции великодержавной эпохи. Только со времени Саргона Ассирийского (721—705 гг. до н.э.) в состав «страны Хатти» включились истинно хананейские земли в «стране обетованной». С момента падения Хеттского царства под натиском «морских народов» местом обитания «хеттеев» стал о. Кипр, с главным городом Кеттион, и близлежащие мелкие острова. Поздние хетты использовались как наемники в армиях других государств. См. 4Цар 7.6. 583 Римский модий — около 8,75 л. 584 Лавена (Ливна) — город и местность между Бетелем и Сихемом. Впоследствии ассирийский царь Синахериб дважды осаждал этот город. (См. Ис 36.1; Ис 37.8). 585 Выше, VIII, 12, 3, он именуется Васаном. 586 В Библии не сохранилось упоминаний о последствиях «сирийского» похода ассирийского царя Салманасара III (858—824 гг. до н.э.) на 18-м году его правления, в 846 г. до н.э., когда Иуй вместе с царями соседних государств сдался на милость победителя. Во втором ряду знаменитого «черного обелиска» Салманасара III изображен коленопреклоненный Иуй пред ликом царя-победителя в сцене приношения дани. В сопроводительной надписи значится: «Дань от Иахуа, сына Хумри, т.е.— Иуя, сына Амврия (ассир. Омри): серебро, золото, золотые сосуды, ведра с золотом, свинец... дерево — я получил». Правда, как известно, Иуй, будучи самозванцем и узурпатором, не был сыном и даже родственником Амврия и беспощадно расправился с его потомками. Рельефное изображение Иуя и его свиты — древнейшее из известных изображений израильтян. 587 В дальнейшем, как и в Библии, этот первосвященник носит имя Иодай. (Перев.) 588 Над ними, на страшной высоте, возвышался сам храм (см. «Иуд. война». VI, 3, 2). Недалеко были Конские ворота. О них упоминается у Неемии (Неем 3.28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010