582) Патриаршее священнослужение 17 апр. в Иерусалиме, А. Солодянского, Странн. 1868, отд. 4, стр. 50. 583) Из Иерусалима (Водосвятие в храме Воскресения), Херс. Епарх. Ведом. 1869, стр. 140–147, статья А. С. 584) Из Иерусалима (Постройки; следствия вифлеемских беспорядков; служение двух патриархов; воззвание Валерги; пропаганда протестантская; дворец царицы Елены), Херс. Епарх. Вед. 1869, стр. 645–655, статья Поклонника, от 27 июля 1869 г.; перепеч. в Нижег. Епарх. Ведом. 1869, 585) Утверждение архим. Антонина в должности настоятеля русской духовной миссии в Иерусалиме, Церк. Летоп. 1869, т. II, стр. 17; Синодальный указ от 5 июня 1869 г., Странн. 1869, июль, IV, 2. 586) Из Иерусалима, 14 февр. 1870 (бездождие, крестный ход), Херс. Епарх. Вед. 1870, Поклонника; перепеч. в Киев. Епарх. Вед. 1870, стр. 303. 587) Из Иерусалима. Некролог Магдалины Эберн, смотрительницы женского приюта в иерус. русских постройках, Херс. Епарх. Вед. 1870, 588) Из Иерусалима, от 22-го мая 1871 года (минувшие святки Р.Хр.; патриаршее служение на Иордане; открытие патриаршей больницы; суббота Лазарева; Страстная седмица; Пасха; праздник Троицы; дуб Мамврийский), ст. Поклонника, Церк. Летоп. 1871, т. II, стр. 189, 260; перепеч. из Херс. Епарх. Вед. 1871, стр. 320–330. 589) Поклонники в Палестине. Положение богомольцев; меры русского правительства к покровительству и призрению своих единоверцев, и местные условия, препятствующие успешному ходу поклонничества в Палестине, Одесск. Вест. 1859, переп. в Р. Инвал., 590) Отчет о пожертвованиях в иерусалим. миссию, Дух. Беседа 1875, архим. Антонина (в конце года). 591) О русских поклонницах на Востоке, Б.В., Спб. Вед. 1860, 592) Иерусалимские гостинцы, Газета А. Гатцука, 1876, стр. 220. 593) О современном паломничестве, свящ. Д. Соколова , Дух. Бес. 1861, т. XIII, и 19, стр. 1–12, 35–46. 594) Странники, В. В-ва, Народн. Чтен. 1861, стр. 103–122. 595) Отношение богомольцев и странников к народной жизни, Н. Богатинова, Руков. для сельск. пастырей, 1862,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Paulus. Exegetisches Handbuch uber die drei ersten Evangelien. Zw. Theil. Heidelberg 1831. S. 437. 440. 461. Hase. Op. cit. S. 495. Keim. Op cit. S. 582. сл. Neander. Das Leben Iesu Christi. Hamburg. S. 515–516. Gabler в издававшемся им Neuest. theolog. journal. I. Baud. 5 St. S. 518. Hetzel. Schriftforscher II Bnd. St. 3. Rau. Symbolae ad illustrandam evangelistarum de metamorphosi I. Christi narrationem. Erlangale. 1797 и мн. др. Выдержки из последних трех сочинений см. у Павлюса стр. 442–444. 10 Это мнение с различными оттенками высказывается Павлюсом (S. 442 и 458), Газе (S. 492–493), Блеком (Synoptiche Erklarung der drei ersten Evangelien von Fr. Bleek. Herausgeg. von H. Holtzmann. Leipzig. 1862. Zw. Bnd. S. 64), Штраусом (S. 252–254), Кеймом (S. 389) и мн. др. 16 Schneckenburger. Beitrage. s. 62. Сходно Шлейермахер. См. об этом Das Leben Iesu von В. Weiss. Zw. Auflage. Zw. Bud. Berlin, 1884. s. 314, Anm. 29 Paulus. Op. cit. s. 441–442. Strauss. Op. cit. s. 252. Hase. Op. cit. s. 493. Keim. Op. cit. s. 588. Cp. Pressensé. Geschichte der drei ersten Jahrhunderte der christlichen Kirche. Leipzig. 1863. Zn. Th. s. 311–312. 33 Das Evangelium nach Matthaus. Theologisch – homiletisch bearbeitet von S. Lunge. Bielefeld. 1857. S. 239. 34 Keil. Commentar uber das Evangelium des Matthaus. Leipzig. 1877. S. 359. Darnes. Notes on the Gospels of Matthew and Mark. p. 236. Ср. Notes on the Gospel of Luke. P. 78. Schleiermacher. Predigten über das Evangelium Marci, 2 Bnd. S. 21. Lange. Das Evangelium nach Markus Bielefeld. 1858. S. 82. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. Пер. А. Лопухина . 1885. Спб. стр. 345. Ссылка Фаррара (ibid. стр. 607, пр. 829) на 2Пет.1:19 , ничего не доказывает, потому что выражение, «светильник, сияющий в темном месте» – метафорическое, и употребляется без всякого отношения к предшествующей (стихи 16–18) истории Преображения. 36 Более подробно см. об этом у Павлюса (стр. 497) и Кейма (стр. 500). Павлюс, опустив из внимания повествование ев. Иоанна, придает слишком большую веру показаниям Schekalim, и потому несправедливо относит событие Преображения ко времени, близкому к Пасхе страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На русском языке почти совсем нет специальных жизнеописаний медиоланского епископа. Кроме статьи «Св. Амвросий» во II томе «Жизни и Трудов О. и У. Ц.». Фаррара (стр. 94 – 156; 558 – 566), затем, в нескольких страницах, посвящённых миланскому святителю архиеп. черниговским Филаретом в его «Историческом учении об отцах церкви» (т. II, Сиб. 1859 г., § 159: Св. Амвросий Медиоланский . Жизнь его (стр. 217 – 224) и, наконец, статьи о св. Амвросии в «Православной Богословской Энциклопедии» (т. 1, стр. 582588), можно указать на отдельно изданное Московской Синодальной типографией житие св. отца из Четьи-Минеи: «Житие св. отца нашего Амвросия, епископа медиоланского», М. 1903. Биографические данные о св. Амвросии даются также в предисловии к книге: «О должностях священнослужителей церкви Христовой», издание Петра Поспелова; сжатую биографию находим в статье С. Лосева: «Святой Амвросий Медиоланский , как толкователь св. Писания Ветхого Завета» в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1896 г., кн. 3, 7, 12; к сожалению, вся эта статья есть простой (иногда не вполне грамотный) перевод книги J. B. Kellner " a: Der heilige Ambrosius, Bischjf von Mailand, als Erklärer des alten Testamentes, хотя г. Лосев и не упоминает об этом. Краткие биографические замечания имеются и в предисловии к нашему переводу творения св. Амвросия De officiis minisrorum, Казань, 1908. Можно упомянуть ещё о следующих статьях, в которых имеются биографические сведения о св. Амвросии: «Св. Амвросий, епископ Медиоланский» прот. Алексинского в «Православном Обзоре» за 1861 год; «О деятельности св. Амвросия Медиоланского для ниспровержения язычества» Григорова в «Чтении в Обществе Любителей Духовного Просвещения» за 1871 год. «Св. Амвросий Медиоланский, как проповедник» в «Духовных беседах» за 1874 год. В текущей богословской литературе можно отметить статью (начало диссертации) господина Л. Матрохина: «Творение св. Амвросия «De officiis minisrorum» (Православный Собеседник, 1912 г., январь), в которой имеются (немногочисленные, правда) биографические данные о св. Амвросии, и необходимо назвать, начатую в 1914 году печатанием в «Богословском Вестнике» большую (магистерская диссертация) работу о св. Амвросии Медиоланском И. И. Адамова: «Св. Амвросий Медиоланский». Здесь автор даёт обстоятельнейшую биографию св. отца, привлекая к делу самые новейшие изыскания в интересующей его области. О более малоценных статьях умалчиваем (см. напр., у Брокгауза – Ефрона «Энциклопедический Словарь», т. 2, изд. 2, стр. 330 – 332, 1911 г.; ср. с изд. Слов., полут. 2, 1890 г., стр. 620); упоминаем только о рукописном магистерском сочинении проф. Чельцова под заглавием: «Жизнь святого отца нашего Амвросия, Архиепископа Медиоланского» (сочинение это хранится в Библиотеке Сибирской Духовной Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

563.  Феодорит, Ист. богол. 5. 564.  Иоанн Златоуст. на Мф. бес. 68. 565.  Феодорит, Ист. богол. 30. 566.  Феодорит, Ист. богол. 3. 567. Там же, 5. 568. Там же, 17. 569. Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 570.  Феодорит, Ист. богол. 2. 571. Там же, 26. 572. Паломн. преп. Сильвии, § 20. 573.  Феодорит, Ист. богол. 29. 574. Там же, 26. Ср. о прп. Арсении, выше, стр. 210. 575. Там же. 576.  Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX. 577. Палест. Патер. VIII, 42. 578.  Василий Великий Пис. 213. 579.  Созомен. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9. 580.  Вас. В. Пис. 2. 581. Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». 582.  Василий Великий. Подвиж. уст. гл 1. 583.  Василий Великий. Пис. 2. 584.  Василий Великий. Прав. простр. 37. См. выше стр. 146. 585.  Василий Великий. Пис. 2. 586.  Василий Великий. Пис. 89. 587.  Василий Великий. Пис. 2. 588.  Василий Великий. Слово подвижническое, 15. 589.  Василий Великий. Пис. 2. 590.  Василий Великий. Прав. Простр. 23. 591.  Василий Великий. Пис. 2. 592.  Василий Великий. Подвиж. уст., 25. 593.  Василий Великий. Слово о подв. 1, § 11. 594.  Василий Великий. Пис. 2. Ср. нашу молитву после обеда. 595. Ср. 9-й час в отшельнической практике. 596.  Василий Великий. Пис. 2. 597.  Василий Великий. Прав. Простр. 49. 598.  Василий Великий. Правила кр. 87–91. 599. См. выше стр. 200. 600. Монастыри в окрестностях Антиохии описывает св. Златоуст, на Мф. бес. 68, 70. 601.  Bollandi, Aacta. sanct. Januar. I. 118. Четьи Минеи. Июля 3. 602. Четьи Минеи, 29 дек. 603.  Du Cange C. Constantinopolis christiana, Venet. 1729 II, 105. 604.  Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, 465. 605.  Michael Glyca (XIII b.) Annales по Du Cange C. — polis christ. 70. Упоминается Студий также в Codex Theodosianus при имп. Аркадии (в 401 и 404 г.), в качестве Comes rerum privatarum, и в 59 новелле Юстиниана. К Студию есть письмо Златоуста, в котором св. отец утешает его в смерти брата; Палладий в жизни Златоуста назвал этого Студия префектом города ( Du Cange, там же).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

563. Феодорит, Ист. богол. 5. 564. Иоанн Златоуст. на Мф. бес. 68. 565. Феодорит, Ист. богол. 30. 566. Феодорит, Ист. богол. 3. 567. Там же, 5. 568. Там же, 17. 569. Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 570. Феодорит, Ист. богол. 2. 571. Там же, 26. 572. Паломн. преп. Сильвии, § 20. 573. Феодорит, Ист. богол. 29. 574. Там же, 26. Ср. о прп. Арсении, выше, стр. 210. 575. Там же. 576. Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX. 577. Палест. Патер. VIII, 42. 578. Василий Великий Пис. 213. 579. Созомен. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9. 580. Вас. В. Пис. 2. 581. Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». 582. Василий Великий. Подвиж. уст. гл 1. 583. Василий Великий. Пис. 2. 584. Василий Великий. Прав. простр. 37. См. выше стр. 146. 585. Василий Великий. Пис. 2. 586. Василий Великий. Пис. 89. 587. Василий Великий. Пис. 2. 588. Василий Великий. Слово подвижническое, 15. 589. Василий Великий. Пис. 2. 590. Василий Великий. Прав. Простр. 23. 591. Василий Великий. Пис. 2. 592. Василий Великий. Подвиж. уст., 25. 593. Василий Великий. Слово о подв. 1, § 11. 594. Василий Великий. Пис. 2. Ср. нашу молитву после обеда. 595. Ср. 9-й час в отшельнической практике. 596. Василий Великий. Пис. 2. 597. Василий Великий. Прав. Простр. 49. 598. Василий Великий. Правила кр. 87–91. 599. См. выше стр. 200. 600. Монастыри в окрестностях Антиохии описывает св. Златоуст, на Мф. бес. 68, 70. 601. Bollandi, Aacta. sanct. Januar. I. 118. Четьи Минеи. Июля 3. 602. Четьи Минеи, 29 дек. 603. Du Cange C. Constantinopolis christiana, Venet. 1729 II, 105. 604. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, 465. 605. Michael Glyca (XIII b.) Annales по Du Cange C. — polis christ. 70. Упоминается Студий также в Codex Theodosianus при имп. Аркадии (в 401 и 404 г.), в качестве Comes rerum privatarum, и в 59 новелле Юстиниана. К Студию есть письмо Златоуста, в котором св. отец утешает его в смерти брата; Палладий в жизни Златоуста назвал этого Студия префектом города (Du Cange, там же).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

574 Правосл. Палест. Сборник, LVII (XIX 3) стр. 42–59, ср. стр. 49–68 (Τν τν πολλν ντιλογαν). 575 Впервые отрывок из него напечатан был акад. Васильевским в Правосл. Палест. Сборн. XI. 263 и сл.; целиком Житие издано проф. И. Помяловским: «Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиеп. Едесского». Спб. 1892. Рецензии в Byz. Zeitschrift, 1892 1. 632 и ( А. А. Васильева ) в Ж. Μ. Н. Пр. 1893, III. 201–210. 577 Cod. gr. Synod. Mosq. 126, XI в. л. 112–181 (Владимир, 123), 381, 1023 г., л. 227–285 (Влад., 574); fragm. cod. Chalces; fragm. cod. Paris. 776, XV в., л. 25–29 об. (Omont, I. 143; у Fabric. – Harl. X. 335 помечено 726 nº 7). Проф. Помяловский пользовался первыми тремя рукописями. 578 р. 6: ν κοινν παιδευτν τν δεσηνν τηνικατα πλις εχεν. Таким «общим» наставником в Константинополе во времена Стефана Нового был дидаскал Тимофей (πανεφημος). Конечно, агиограф разумел при этом апостола Тимофея (ср. П. В. Никитин, О житии Стефана Нового. Спб. 1912), но, вероятно, и самое имя апостола явилось только потому, что учителем Феодора был какой-нибудь Тимофей. 582 τς κλλας τν συχαστν τε κα ναχωρητν=келья молчавших отец, живущих вне окрест монастыря. 583 По-гречески главы изданы: Possinus. Thesaurus asceticus, Tolosae 1683 p. 345–403; Paris. 1681, p. 345–403 (102 главы), а по-русски в «Добротолюбии». Μ. 1822, IV. 126, и поздн. изд. 584 По легенде о патр. Иерусалимском Модесте (П. Др. II. 1892, XCI. 62): «когда же святой был крещаем, случилось неожиданное чудо: именно появился столп огня, сходящий с небес, который утверждался на главе крещаемого». Появление голубя знаменует благодать Духа ( Василий Великий : П. Д. II. XCIV. 5), но и кончину (П. Д. II. XCVIII. 11); А. Дмитриевский . Τυπικ, I. 8. 588 р. 67; δε σε πελθεν ν δση τ πλει κα κατοικσαι τν σνεγγυς το γου Γεωργου στμενον στλον. 591 Несовпадение греческого и славянского текстов: (р. 79) λβε τατα, γιτατε πτερ, μικρν πομνημα τς σς οκτιδος, ρτιπαγς γρ ν κα νηλυς πολλν χρζεις ναλωμτων. δ σιος δν ατς τν πστιν δξατο τ δρον, (л. 77) «новопоставленный и внове пришед многая требуеши ныне растакати церковником обнищавшим чадом; он же не восхоте сия взяти. Таже паки старейшая: приими, рече, сия, о пречестный отче, малое приношение своея рабы. Преподобный же видев веру ея, прият дар».

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Л. 571. Тьгоже стго папы римскаго. о нрава чести желающи. Нач. Гордый человкъ никако не можетъ въ пребывати. рн. Тропн. 238. л 96. Л. 572 об. Тогоже о томъ чесо ради нареченно бысть Нач. Понеже нарицаетъ слжбою подобно идолослжителемъ. р. Тропн. 238. л. 68. Л. 573. Тогоже инокенти. о плоти Нач. Изыде т дхъ его и возвратитс в землю свою. . Тропн. 238. л. 113. Л. 575. Слово тогоже папы римскаго. о дни страшнаго сда и втораго хва. Нач. Тако во пррцхъ исай Тропн. 238. л. 129 об. Л 576 об. Слово папы римскаго. ко ничтоже избавитъ Нач. Слышнте днь ко не поможетъ вамъ тогда богатство. Тропн. 238. л. 138. Л. 579. Слово стаго нифонта, како подобаетъ с и молчаниемъ обдати на трапез, вском Нач. Нкогда ходи прп о бныи иифонтъ, и вид члка сдща обдающа. . Л 580. Тогоже памть прп о бнаго ца нашего, нифонта . Нач. Нифонтъ иже во стыхъ цъ нашъ, бысть мнихъ юны версты. В Прологе 23 Декабр. Л. 582. Слово мниха о и о бесдъ женскихъ, о на лица ихъ. о о блд. Нач. созидаетс Над словом: но. кг. Ныне помещается в Прологе под 4 Ноябр. Л. 587. великаго гдна пресщеннаго варлама митрополита, ростовскаго рославскаго. Нач. Се теб сн и брате написахъ сты аплъ. Под сим заглавием содержится свиток поучения, вручаемого священнику после рукоположения. Он сходен со вторым из напечатанных в Актах историч. Т. 1. стр. 162., но имеет свои вставки, по большей части малозначительные; а иное и опущено. Между дополнениями примечательно следующее: л. 588 об. деж нос долг до глезн, ни пестринъ ни тварей мирскихъ. ни почитай (книг) возбраненыхъ, ил доселе чем чилс ес невдома словеса чары лечбы коби ил игры дивы твор звгомы басни лейки шахматы имти ихъ да с осстанеши, ни коннаго не зр... нищихъ на свою работ без лности не нди..., л. 590 об. а дти крти в тр а не обливай. Последнее дополнение явилось, вероятно, в следствие постановлении собора Московского 1620 г., направленных против Латинского крещения, хотя нет сомнения в том, что и ранее сего собора в Церкви великороссийской крещение совершалось в три погружения. Опущено из напечатанного свитка постановление: к треженцю в дом не вниди. – Из двух митрополитов Ростовских, носивших имя Варлаама (первый 1587–1603, второй 1613–1652), список свитка принадлежит, вероятно, второму, принимавшему участие на упомянутом соборе Московском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В этом параграфе следует отметить одно. Почти все святоотеческие изречения, занимающие полторы стр. (стр. 582–584), несомненно списаны у митр. Макария, §170, m.III, стр. 271–273. Только к цитатам из св.Киприана и блаж.Иеронима подставлены страницы по русскому переводу их творений. Но цитаты из Августина в 1-м прим. на 584 стр. зачем-то поставлены не в том порядке, в каком они по отдельности стоят у Макария, почему они у о. Малиновского и перестали соответствовать порядку приводимых в тексте выдержек из Августина. К словам блаж. Феодорита у Макария (стр. 273 прим. 498) стоит цитата: «tn les. Nav. interrog. II.» (Такая же цитата к этим же словам и стоит и в Прибавлениях к творениям свв. отцев за 1843 г.,ч.1, стр. 236). Каким образом из этой цитаты у о. Малиновского (стр. 584, прим. 2) получилась другая: «На пр. Иезек. Предисл.» разгадать мне не удалось. Но не произошло ли здесь чего-нибудь подобного тому, как раньше о. Малиновский смешал в латинском начертании Исаийю с Иезекилем?! Но о. Малиновский здесь оказался неблагодарным в отношении к митр. Макарию. В 1 прим. на 584 стр., перепутав цитаты на блаж.Августина, он продолжает: «Многие другие свидетельства св. отцев о том же указаны в ст. «О православной Христовой Церкви» (Приб. к тв.отц.ц. и здесь неточность! –1843 г. 1ч. 236–238 стр. ): воспроизводятся у пр. Макария Пр.Догм. Бог., § 170. Это прекрасно! Списать самому у Макария, умолчать об этом и между прочим заметить: Макарий мол «воспроизводит» свидетельства св. отцев! Но митроп.Макарий совсем не так точно «воспроизводит» страницы статьи 1843 года, как воспроизводит прот. Малиновский страницы догматики митроп. Макария! § 129. Ходатайство святых за верующих, живущих на земле, и молитвенное призывание их в церкви земной (стр. 588–609). Половина. 589 стр. составлена по Макарию (см.т. V , стр. 115–116). Стр. 590 составлена иначе. Более половины ее буквально списано (только сокращен ряд цифровых цитат из Свящ.Писания) у архиеп. Филарета, §311, ч.2, стр. 267–268. Непосредственно за этой выпиской начинаются и до конца страницы продолжаются слова еп.Сильвестра, §186, m.V, стр. 262. Цитат ни на Филарета, ни на Сильвестра не обретается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

—  Торжество православия при императрице Феодоре (578). — Отличие иконоборцев-эпигонов от иконоборцев первой генерации (578–580). —  Иконоборчество на западе . — Нападки на седьмой вселенский собор в Libri Carolini (580–582); недоразумение в основном пункте критики (582–588); собственный взгляд франкских богословов (583–584). — Франкфуртский собор 794 г. (584). — Парижский собор 825 г. и полемика об иконах на западе (585). — Разъяснения в сочинении Эйнгарда (585–586). В частности, для главы I, 1 (арианский спор), в дополнение к изложению 1885/6 г. (=1888/9), заимствования сделаны, кроме автографа, из курсов 1894/5 и 1899/900 гг. I, 2 (Маркелл анкирский и Фотин) издано по курсу 1885/6 г. Часть главы II, 1 (Аполинарий и Феодор мопсуэстийский) взята из курса 1885/6 и затем 1894/5 и 1897/8 гг.; истории оригенистических споров (стр. 156–175) в литографированных курсах не имеется, и она воспроизводится по сохранившемуся у проф. прот. п. И. Лепорского рукописному экземпляру записей слушателей 1891/2 г. II, 2 (несторианский спор) — из указанных же курсов 1885/6, 1894/5, 1897/8 гг. и из автографа (между прочим, отсюда стр. 231–236). II, 3 (монофиситский спор) — из курсов 1885/6, 1894/5, 1895/6, 1897/8 гг. и из автографа; отсутствующие в курсах 1885/6, 1886/7 и 1888/9 гг. сообщения об отношении к монофиситству и православию Юстина I и Юстиниана (359–384) заимствованы из курсов 1894/5 и 1897/8 гг. II, 4 (спор о трех главах) взято также почти исключительно из этих же курсов 1894/5 и 1897/8 гг., с незначительными заимствованиями из автографа; сведения о церковной политике Юстина II и Тиверия (434–438) — из курса 1886/7 г. II, 5 (монофелитский спор) — из курсов 1886/7, 1892/3, 1895/6 и 1897/8 гг.; запись сообщений о маронитах (501–506) имеется лишь в курсе 1895/6 г., но в крайне неисправном виде; для исправления до некоторой степени послужили относящиеся сюда заметки в бумагах В. В. Болотова. Глава III (иконоборческий спор) издана по курсу 1886/7 г., с дополнениями из курсов 1892/3 и 1895/6 гг. Особенностью изложения здесь в лекциях В. В. Болотова, писанных, как уже замечено, для литографии в большей части первоначально им же самим, является целый ряд введенных в текст греческих (иногда латинских) выражений и частью длинных тирад, оставленных без перевода. В настоящем издании эти иностранные элементы обычно заменяются русским переводом, как это было уже сделано, хотя далеко не всегда удовлетворительно, слушателями В. В. Болотова в курсах 1892/3 и 1895/6 гг.; иностранные слова и фразы или ставятся в скобки, или переносятся в подстрочные примечания, в некоторых же случаях, когда они не представляют ничего особо характерного, совсем опускаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

581 Говоря это, разумеем письмо Епифания Кипрского к Иоанну, епископу Иерусалимскому. Inveni, пишет Епифаний, ibi velum peudens in foribus ejusdem ecclesiae tinctum atque depictum et habens imaginem quasi Christi, vel sancti cujusdam… Cum ergo vidissem, et detestatus essem in ecclesia Christi contra auctoritatem Scripturarum hominis pendere imaginem, scidi illud, et magis dedi consilium custodibus ejusdem loci, ut pauperem mortuum eo obvolverent. Migne, PG., t. 43, col. 390. 582 Ελητν от глагола ελω (ελω), также ελω, аттич. ελλω (корень=ελ., срв. лат. volvere). Глагол ελω значит – сгибать, обертывать; ελητν филологически, следовательно, значит – обертка, сверток. B древне-славянском переводе ελητν передан «свитое» (Красносельцев. Сведения о некоторых литургических ркп., стр. 354). Подобным же образом обозначает ελητν Кирик в своих «вопрашаниях»: «плат, иже лежит на трапезе согбенный». Русская Историческая Библиотека, т. 6. СПБ. 1880, стлб. 40. 584 Писания, т. 1, стр. 373, 391. Буквально то же и в древних текстах, – славянском и греческом, изданных у проф. Красносельцева. Цит. изд., стр. 354. 585 Ελητν, определяет Дюканж, есть corporale linteum cui milllo interjecto discus et calix superponuntur. Glossarinm graecitatis. sub voce ελητν, col. 253. 587 Symeonis Thessal. Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum, 22. Migne, PC, t. 155, col. 873: τ σουδιον εονζει τ ν τ γ ταπζ ελητν. 588 Из греческих служебников выдержки см. у Дюканжа под словом ελητν. Из древне-славянских укажем служебник XII века ркп. Синодальной б-ки 342 (605), л. 16 об. (Описание славянских рукописей Синодальной Библиотеки – Горского и Невоструева. III, 1, стр. 2), служебник Варлаама Хутынского, ркп. Синодальной б-ки 370, л. 18. Много свидетельств о распростирании илитона собрано у прот. К. Никольского . Об антиминсах, стр. 119–127. См. еще греческую ркп. Синодальной б-ки 262 (280), л. 27 об. После молитвы об оглашенных и возгласа εες, ατσας τ ελητν, πλο ατ, λγοντος το διανου… Систематическое описание греческих рукописей Синодальной библиотеки – Архим. Владимира, стр. 369.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010