Редактор Deutsches Jaurbuch Руге писал позже о статье Бакунина, что она была «замечательной» (см. очерк Драгоманова, стр. 37). 573 В. Полонский: «Бакунин», стр. 87. 574 См. об этом в «Исповеди» («Материалы», стр. 105). 575 Чижевский, ор. cit., стр. 86. 576 Полонский справедливо признает этот период в мистике Бакунина христианским (ор. cit., стр. 33), но это внецерковное христианство. 577 Корнилов, ор. cit., стр. 230. 578 Собр. соч., т. III, стр. 49. Предыдущие цитаты взяты из работы Корнилова. 579 В этом согласны и Корнилов и Полонский. 580 В письме к Ruge, (Соч., т. III, стр. 213), Бакунин писал: (в 1843 г.): «вы посвящены в тайну вечной силы, порождающей из недр своих новую эпоху». Сам Бакунин постоянно движется этим чувством «тайны вечной силы», что и определяет основной нерв в теургической установке духа. 581 Соч., т. III. стр. 72. 582 Ibid., стр. 63. 583 Подробнее, см. у Чижевского, ор. cit., стр. 96–98. 584 У него же, стр. 98–101. 585 Собр. соч., т. III, стр. 90. Здесь уже наличествует мотив «самоотрицания». который явится основным в следующем периоде творчества Бакунина. 586 Ibid., стр. 81. 587 Ibid., стр. 112. 588 Ibid., стр. 148. 589 «Исповедь» («Материалы»), стр. 175. 590 Ibid., стр. 138. 591 Ibid., стр. 132. 592 Чижевский (ор. dt., стр. 112), счит, что «антифилософский нигилизм позднейшей фазы Бакунина не имеет отношения к истории философии», в русском революцонизме была и есть своя диалектика, которая не раз врывалась буйной силой в развитие русской мысли. 593 Ibid., стр. 101. 594 Соч., т. III, стр. 227. 595 Ibid., стр. 187. 596 Ibid., стр. 120. 597 Драгоманов, op. cit., стр. 48. 598 У Герцена (в «Былом и Думах»), есть любопытный рассказ (со слов К. Фохта), как однажды вечером, устав слушать бесконечные толки о феноменологии, он оставил Бакунина с Прудоном, а на другое утро, когда он зашел к Бакунину, он нашел Прудона и Бакунина у потухшего камина: они заканчивали беседу о Гегеле… 599 Но, конечно, не «завершением», как думает Чижевский (op. cit., стр. 108). 600

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

579 Thietm. IV. 28 – pagus Diedesisi; VII. 13; VI. 30; у баварского географа Dadosesani, civitates XX. 580 Последняя упоминается только в учредительной грамоте пражской епископии: ad aquilonem hii sunt termini Slasane, Trebowane, Boborane, Dedosane usque ad mediam silvam: затем не встречается никакого следа Требовлян в этом месте. Бобране жили по реке Бобру, Thietm. VI. 19; имя народа упоминается только в грамоте императора Генриха, по Косьме; см. Шафарика, т. II, кн. II. стр. 208 прим. 78. 582 Так можно заключить из слов Шафарика; но Лелевель, разбирая баварского географа, говорит: Si 1’on me dit qu’ils portent et indiquent le nom d’Opole de Silésie je ne puis guère contredire: mais 1’ordre que le bavarois observe empêche à mon avis de sortir si loin du cercle étroit dans lequel il tourne. (Selpuli?). Géographie... T. p. 36. 585 Vita Adalberti, auctore Canapario, с. 27; adiit urbem Gidanic, quam ducis latissimo regna dirimentem maris confinia tangunt. 588 Лаба принимает с левой стороны: Салу с Эльстрою, Плису и Орлу, Мульду с Каменицей и Яну; с правой: Белую и Черную Эльстру, Спреву в соединении с Гаволой. Одра принимает Нису и Бобер с Квисою; Bogusawskiego, Rys Dziejów Serbo-uzyckich. Petersb. 1861. str. 2–3. 589 Об управлении этой страны Немцами и о положении её в конце X века см. стр. 154 этой книги. Баварский географ у Лужичан и Мильчан насчитывает по 30 городов. 590 При описании Сербов имелись в вид: указания Титмара в разных местах его хроники; Шафарик, т. II, кн. II, стр. 155–175; Lelevel, Géographie du moyen âge T. III; Zeuss, Die Deutschen und die Nachbarstämme, ss. 642–6; 662–6 (о ляшской ветви); Bogusawskiego, Rys... str. 5–6 и др. 595 Thietm. III. II; любопытно оправдание политики Мечислава, относительно Славян полабских, у Карла Шайнохи, Bolesaw Chróbry, str. 40–42, 48, хотя и весьма сомнительна его основательность. Правда, что введение в Польше государственного порядка, известных обязательств и повинностей, христианства и т. д. не могло обойтись без борьбы, брожения, неудовольствий; весьма вероятно, что многие сожалели об утрате старых патриархальных порядков и, не понимая потребностей времени, смотрели на Пястовичей, как на тиранов и не раз поднимали против них бунт; но на чем же основаны дальнейшие соображения?..

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В издании 1861 г. числится за стр. 260–269. 570 В ориг.: «в одно селение». 571 В малой степени — свободный перевод. 572 См. об этом в Чис. гл. 12. 573 Рус. пер.: «благодаря Его». 574 «Иди в мире» — не имеется в Евангелии, а почерпнуто из слов Спасителя женщине, исцелевшей от кровоточения: «Вера твоя спасе тя: иди в мире» (Мк. 5:34). 575 По изданию Софолка Иконома числится за стр. 269–279. 576 Увы, эта омилия Св. Григория не дошла до нас. 577 Ориг. — «ваше». 578 Лк. 19:3 и сл. 579 Т. е. исцелил. 580 Т. е. даровал прозрение. 581 «Смешение» или «состав» — т. е. наше человеческое тело, которое Богочеловек приял в Воплощении. 582 Ориг. — «зодиака». 583 Ориг.: «не к числу многих причисляемых». 584 Ориг.: «ищущии». 585 Желания видеть Господа Иисуса; скобки принадлежат оригиналу. 586 Ориг.: «явить не только любящего, но и любимого»; на основании предыдущего и последующего текста можно заключить, что это относится к Закхею. который не только возлюбил Господа Иисуса, но и сам явился возлюблен для Него. 587 Ориг.: «роптали, говоря, что Иисус зашел к грешному человеку». 588 Рус. пер.: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто». 589 Скобки принадлежат оригиналу. 590 Скобки принадлежат оригиналу. 591 Вероятно Св. Григорий видел перед своими глазами подобные случаи обращения ученых иудеев к Христовой вере. 592 Скобки в оригинале. 593 «Я это говорю» — внесено нами. 594 Согласно разночтению. 595 Скобки в оригинале. 596 Русский пер.: «Полагал ли я в золоте опору мою, радовался ли я, что богатство мое было велико». 597 Ориг.: «Ад и погибель — ненасытимы: так ненасытимы и глаза человеческие». 598 В Евангелии: «Горе вам богатым!» 599 В тексте отсутствует указание, какие слова Спасителя имеет ввиду Св. Григорий. 600 По изданию 1861 г. числится за стр. 279–289. 601 «Зло по существу», как мы выше видели, Св. Григорий Палама называет грех; т. е. Бог может подвергнуть человека тем или иным невзгодам, но — не греховному искушению. 602 Ориг.: «самовластием». 603

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

При этом надо заметить, что, судя по всем нам известным надписям, светильник о семи свечах весьма редко изображается на надгробных плитах без формулы, при одном имени умершего 580 , а постоянно стоит возле самой формулы, ясно обозначая, к какому выражению он относится и какое выражение символически пополняет. Обращаясь теперь к формулам, возле которых иудеи изображали светильник, мы увидим, что несмотря на страны, где найдены эти плиты, формулы все без исключения одни и те же. На еврейском кладбище возле Porta Portuensis в Риме на двух плитах возле светильника написано слово мир еврейскими буквами 581 . Светильник изображён возле греческой формулы ν ερν κομησις ατο (или ατς на римских надписях) 582 , а латинский перевод этой формулы: requiescit in pace, вместе со светильником встречается на надгробных плитах в Нарбонне, в Милане и в Тортозе 583 . На христианских надписях мы встречаем светильник на плите 338 года 584 без всяких особых формул. На другой надписи, которую мы рассматривали при символической передаче догмата о Св. Троице (глава I, стр.), светильник изображён под самою формулою: ατθησις ν πκε так, что усиливает и разъясняет значение слов: in pace Trinitatis. Помещённый на лампах 585 светильник наглядно выражал своё символическое значение по отношению к словам lux, lumen и к выражению locum lucis. Одинаковое символическое значение должны иметь изображения сосудов с пылающим огнём 586 . Припомним здесь, что Спаситель назывался символически ignis, и настоящее значение такого символа будет нами понятно, хотя при нём и не будет выставлена особая формула 587 . XII. Дерево Необходимо причислить к общему выражению дерево все различные породы, потому что неточность изображений недостаточно указывает нам на отличительный характер каждого из них. Вообще деревья, как мы выше видели, составляют символ рая (стр. 153 выше), и при каждой отдельной породе это главное значение сохраняется, изменяясь только в некоторых частных оттенках. Прежде чем перейти к рассмотрению символизма отдельных пород, мы обратим внимание на изображения зелёного дерева и сухого дерева, часто встречающихся на христианских надписях. Первоначальная мысль такого символического сопоставления находится уже на языческих памятниках, в особенности на расписных вазах 588 . На христианских памятниках эти символические изображения представлялись по сторонам изображения крещения, и, по-видимому, от него получили символическое значение духовного возрождения, παλιγγενεσα. Таким образом, на плите из Аквилеи 589 , мы видим на середине человеческую фигуру в купели. На неё сходит Дух Святый в виде голубя, и крупным дождём орошает новокрещённого. По сторонам купели стоят две фигуры, а за ними, налево, сухое дерево, направо – зеленеющее дерево. При этом надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2055 Cp. Schmidt. В. III, SS. 634–685: φρονεν относится к целому существу чувствующей души, которая различает радость и страдание, сознает сама себе и собственным опытом познает внешние предметы; σωφροσνη означает осторожность, осмотрительность, рассудительность, а также – умеренное поведение. Cp. Suicerus. Lib. cit. р. 1225–1226. 2060 Σφρων εστιν, δστις οκ ν τω κπω, και τω καιρω της πλης και το γνος λγων, οτι παονται ς ατο ο αισχρο λογισμο, λλ’ ος τη αλθεια τς καρδας ατο σωφρονζει τν θεωραν της διανοας αυτο το μ τενσαι ναιδς τοικολστοις λογισμος. 2065 In. illud: propter fornicationes uxorem etc., с. II, T. LI, col. 210. Cp. De continentia. T. LVI, col. 293–294. De virginitate, с. XIX, col. 547. Homil. XLIX in Matth. T. LVIII, col. 582–3. In Ep. ad Ephes. Homil. XX, с. IX, T. LXII, col. 447. In illud: vidi Dominum Homil. IV, с. I. T. LVI, col. 123–124. Expos, in Psalm. IX , с. IV, T. LV, col. 126. Климент A. Stromat. Lib. III, с. VI, T. VIII, col. 1152; ibid., с. XII, col. 1185В. Бл. Августин . Confessionum lib.1V, с. I, n ; 2. T. XXXII, col. 694. Епифаний К. T. XLI, col. 841: о γμος ου πορνεα στν ουδ μυσος ουδ βδλυγμα. 2068 In Ep. ad. Colos. Hom. XII. Τ. LXII, col. 588 – 589. Cp. Климент А. Strom, lab. II с. XXIII, col. 1093BC. 2072 В нашей богословской литературе мысль о возможности и необходимости осуществления безусловного назначения христианина не иначе, как в условиях тварного ограниченного бытия с особенной подробностью и определенностью раскрыта в сочинениях проф. М. М. Тареева . «Божественное» «доступно» человеку именно, «в ограниченности и условности его жизни, и даже только в этой ограниченности. Поэтому божественное, как идеал человеческой жизни, не только не требует механической борьбы с природной ограниченностью, или внешнего расширения границ земного существования, но не мирится и с пас- сивным отношением человека к своей земной судьбе.... Утвердить и проявить божественную славу именно в условиях природной ограниченности и страданий жизни – таково призвание человека; на этом именно пути он имеет великое значение».... Искушения Господа нашего Иисуса Христа, стр. 180–182; ср. стр. 34, 236–237; 333, 141, 280, 138, 162, 127, 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Н. Пыпина «Общественное движение в России при Александре I», СПб., 1871 («Русский вестник», 1871, и 9). 574 …ответ Пыпина…— «Заметка» о статье П. Щебальского «Идеалисты и реалисты»; напечатана в «Вестнике Европы», 1871, X, стр. 940–958. 575 …готовым романом…— видимо, романом «Вне закона». 576 Градовский, Григорий Константинович (1842–1915) — публицист и драматург, был редактором «Гражданина» и сборников «Гражданина» в 1872 году. 577 …моего романа…— романа «На ножах». 578 «Весть» — реакционная газета, издававшаяся в Петербурге с 1863–1870 годах. 579 …Ваши короткие строки…— Речь идет о не дошедшем до нас письме Щебальского. 580 Рюисдаль — очевидно, Яков Рейсдаль (1628 или 1629–1682), известный голландский художник-пейзажист. 581 Бивакирование — расположение, местонахождение. 582 О прекращении «Р в »…— Эти слухи оказались неосновательными. 583 Кин, Эдмунд (1787–1833) — великий английский актер. 584 Благодарю… за Вашу книгу…— очевидно, за роман «В водовороте», вышедший в 1872 году отдельным изданием. 585 …в степени безумной слепой злобы…— Речь идет прежде всего об откликах демократической критики на антинигилистические романы Лескова («Некуда», «На ножах») и Писемского («Взбаламученное море»). 586 «Смех и горе» идет превосходно. — Имеется в виду отдельное издание повести в 1871 году. 587 Роман мой…— Очевидно, Лесков говорит о «Соборянах»; печатание романа началось в «Русском вестнике» с апреля 1872 года. 588 «Блуждающие огни» — первоначальное заглавие повести «Детские годы. (Из воспоминаний Меркула Праотцева)» — см. наст. изд., т. 5. 589 Петр Карлович — П. К. Щебальский. 590 Корибут — знакомый Лескова. 591 …Ваше доброе письмо…— Письмо это не сохранилось 592 Аматер (франц. amateur) — любитель. 593 …написать… повесть вдвоем…— Намерение написать повесть совместно с С. И. Турбиным (1821–1884) не осуществилось. Лесков проявлял интерес к произведениям Турбина и написал рецензию на его очерки о Сибири — «Страна изгнания» (см. наст. том, стр. 170–178). Позднее о Турбине Лесков писал в очерке «Досуги Марса» («Русская мысль», 1888, 594 …печатанных у… Погосского — то есть в журналах, издаваемых А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

564.  «Neue Beiträge zur Epiklesefrage» in: «Jahrb. f. Liturgiewiss. " , 1924, S. 175. 565.  «La Messe en Occident», p. 55. 566.  «Epiclèse» in: DACL. col. 163. 567.  Buchwald. «Die Epiklese in der römische Messe» in: «Widenauer Studien», 1906, t. I, Ss. 21-56. 568.  LEW, p. 133. 569.  Dom Placide de Maester. «Les origines et les développements du texte grec de la liturgie de St. Jean Chrysostome» in: «XPYCOCTOMIKA». Rome, 1908, p. 340; Neal. «History of the Holy Eastern Church», pp. 489-490. 570.  Missale Romanum. Ratisbonae, 1924, p. 407. 571.  Красносельцев. «Сведения», стр. 280; Орлов, op. cit., стр. 394; еп. Порфирий. «История Афона». Ч. III. Отд. II. СПб, 1892, стр. 490. 572.  Op. cit., стр. 201. 573.  Проф. В. В. Болотов. «Заметки по поводу текста литургии святого Василия Великого» в «Христ. чтении», 1914, март, стр. 286. 574.  Архим. Антонин. «Записки синайского богомольца», V, стр. 56, примеч.; его же: «Поездка в Румелию». СПб, 1879, стр. 291. 575.  Орлов, op. cit., стр. 207, 209; А. Дмитриевский. «Богослужение в Русской Церкви в в». Казань, 1884, стр. 133-134; Н. Одинцов. «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в».. СПб, стр. 68, 101, 236. 576.  Constantin Bacha. «Notions générales sur les versions arabes de la liturgie de St. Jean Chrysostome» in: «XPYCOCTOMIKA», p. 462. 577.  «Первое путешествие на Афон». Том II/I, стр. 118-120. 578.  Ор. cit., p. 341. 579.  Еп. Порфирий.»История Афона», стр. 491-495. 580.  Красносельцев. «Материалы…». стр. 64-65. 581.  Дмитриевский. «Описание литургич. рукоп». Т. I, стр. 249. 582.  Красносельцев. «Материалы», стр. 110. 583.  Дмитриевский. «Описание…». Т. I, стр. 312, прим. 3. 584.  Его рецензия на «Восток Христианский» еп. Порфирия в «Византийском временнике», т. I, 1894, стр. 413-429. 585.  Н. Одинцов. «Порядок обществ. и частн. богосл.», стр. 63, 97. 586.  Ibidem, стр. 226. 587.  А. Дмитриевский. «Богослужение в Русской Церкви в XVI в». Ч. I, стр. 121; Орлов, op. cit., 205. 588.  Еп. Порфирий. «История Афона», стр. 471.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Из Забайкальской области (картинка из жизни раскола). Стр. 574–576. “ Бывший штундистский епископ ”. Стр. 576. Убийца министра В. К. Плеве. Стр. 576. Проф. А. Ф. Гусев . (Некролог ). Стр. 576–579. Проф. А. Бронзов. Проф. А. П. Лопухин . (Некролог). Стр. 580–581. Проф. А. Бронзов. Отклики. Русская интеллигенция в произведениях А. П. Чехова. Стр. 582–588. Борис Светский. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 589–592. Михаил Аркадьев. Со скрижалей сердца. По поводу торжествующего настроения раскола и газетных толков о веротерпимости. Стр. 593–608. В. Скворцов. О св. посте. (Беседа против хлыстов.) Свящ. А. Советов. Стр. 129–139. О браке. (Беседа против хлыстов). Свящ. А. Советов. Стр. 140–144. К великому вопросу о примирении взаимных отношений церкви и современной верующей интеллигенции. Стр. 609–626. Дм. Бодиско. Аскетизм и монашество. Стр. 627–639. Врач С. Апраксин. Разбор хлыстовского учения о пророках и пророчицах. Стр. 640–648. Прот. Н. Кутепов. Православно-русское дело в Холмской Руси. О так называемым униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Стр. 649–660. М. Кобрин. О прощальной молитве. (Из миссионерских запросов). Стр. 661–668. Прот. Н. Дроздов. Из миссионерских запросов. Стр. 669. С.-Петерб. епарх. мисс. Н. Булгаков. Из записок и дневников. Собрание раскольничьих миссионеров. Стр. 670–677. Сообщил Orthodoxus. Новые завоевательные стремления штунды. (Очерк из современной жизни сектантства в Сибири). Стр. 678–689. Грузинский епарх. мисс. А. Платонов. Закавказские мормоны. (Из записной книжки священника – приходского миссионера). Стр. 690–695. Свящ. Николай Слободянников. Из миссионерской полемики. Беседа со штундо-баптистами об оправдании верою во Христа. Стр. 696–709. Д. Грацианский. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Об иконопочитании (по учению слова Божия). Сост. свящ. М. М. Алексеев, Самарск. епарх. мисс., Самара, 1903 г. Стр. 710–711. Д. Боголюбов. Христианство в Японии. Под редакцией архимандрита Мефодия Великанова , пересказ с английского В. Селезнева, Спб. 1804 г. Стр. 711. А. Григорьев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Если хотите –говорил он – иметь пастыря учительного и добродетельного, то изберите себе Павла пресвитера, если же хотите иметь благообразного и по внешности представительного, то изберите Македония диакона». Преемником ему был избран пресвитер Павел. Св. Иоанн IV, сын бедных родителей, предназначавшийся ими только к тому, чтобы быть честным ремесленником, слушал наставления в духовной жизни у одного инока, жившего вместе с ним. Патриарх Евтихий (552–565 и вторично 577–582), узнав о строгом подвижнике, посвятил его в диакона великой константинопольской церкви. Иоанн скоро так стал известен подвигом воздержания, что имя постника сделалось отличительным его именем. Избранный в патриархи, он желал спастись бегством от высокого назначения, но удержан был видением. Вступив на константинопольский престол в 582 году, он не оставил постничества и кроме того отличался щедростью к бедным. В 588 году константинопольский собор, на котором присутствовали все вселенские патриархи – одни лично, другие в лице посланников, наименовал Иоанна вселенским патриархом. Римский епископ Пелагий восстал против этого и грозил Иоанну отлучением, a преемник его, Григорий Великий назвал этот титул антихристианским. Но, во первых, этот титул был даваем и предшественникам Иоанна (напр. Иоанну Каппадокиянину и Мине), а во вторых он не заключал в себе никаких особенных прав, кроме власти над областью патриаршества константинопольского, подобно тому, как тоже название и в том же смысле давалось в это время архиепископам Рима и Александрии. He смотря на суд римских епископов, Иоанн не отказался от этого названия. Наконец папа Григорий, в знак общения с Иоанном, писал к нему о деле одного пресвитера, осужденного римским собором. Но это письмо не застало уже в живых Иоанна, скончавшегося в 595 году. По смерти же у него были найдены только деревянное ложе, льняная срачица и ветхая верхняя одежда. Софроний называет Иоанна хранилищем добродетелей. Св. Павел новый был родом с острова Кипра, он поставлен патриархом 20 февраля 780 года при императоре иконоборце Льве Копрониме. Он был человек добродетельный и благочестивый, но по характеру боязливый; видя многих православных подвергаемых мучениям за иконопочитание, он скрывал свое православие и против воли имел общение с еретиками-иконоборцами. Когда же умер Лев Копроним, он хотел было доставить торжество православию, но не мог, потому что не мог найти помощника, между тем как иконоборчество было сильно как в столице, так и в окрестностях. Видя, что он не может принести пользы церкви и ослабить силу иконоборства, Павел решился оставить патриарший престол; приняв такое решение, он удалился в монастырь св. Флора, принял схиму и скончался схимником в царствование Ирины и ее сына Константина (в 784 году). Память его находится 2 сентября в месяцесловах евангелий конца VIII и IX века, следовательно, он внесен в число святых вскоре после кончины. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Замет. стр. 261–262). Преп. Фантина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому, взывая к миру и единомыслию, он советовал отвергнуть напрасные мечтания, но восстать, от многолетнего сна в виду опасности и небрежения, поступая с осторожностью, не теряя времени, так как дни лукавы суть (к Eф. V, 15 581 ). § XVIII Мы знаем уже, что Максим Грек не долго был увлечен господствовавшим в итальянском обществе духом неверия 582 и астрологией, и эту счастливую перемену он объясняет действием Промысла 583 . Деятельность Савонаролы оказала на него свое влияние не только неотразимостью красноречия проповедника, но и практическими результатами, как увидим в своем месте. М.Грека поразила нравственная реформа флорентийского общества посредством религии и он не мог не подчиниться этому влиянию 584 . В 1895 г. в Моск. дух. акад. была одобрена диссертация на степень кандидата вольнослуш. д. с. с. («60-летнего труженика») А.И.Колесова, который старался сильно поколебать распространенное мнение о подражании преп. М.Грека Савонароле, показав полную противоположность их стремлений: у первого моральных и всенародных, а у последнего скорее политических и узко-патриотических (Богосл. Вестн. 1896, 2, проток. Совета, стр. 137–139). Как будто «влияние» непременно обозначает «подражание»? Автор мало касается трудов (?) Максима Грека ; так как его занимала самая жизнь угодника и его нравственный характер (в чем выраженный более всего, как ни в сочинениях?). Поэтому он останавливается на сведениях о прославлении преп. чудесами после его кончины, а также на собранных в труде трех вариациях тропарей и кондаков в честь угодника с указанием времени их составления и места нахождения по рукописям. Множество же поднятых в его теме научных вопросов развлекли его внимание до такой степени, что он нередко останавливается на мелочах более, чем следует, отчего принцип единства в характеристике терпит ущерб. Большая часть его сочинения имеет, однако, исторический, а не богословский характер, поэтому можно пожалеть, что оно осталось ненапечатанным хотя «в не сколько сокращенном виде», как признавалось рецензентом. Сочинения М.Грека убеждают, что аскетическая стихия вскоре взяла перевес над прочими его стремлениями и сделалась господствующей в его жизни и произведениях. Давно похоронив родителей, без надежды на лучшее будущее для своего отечества, без особенных симпатий к месту своего образования, чтобы вполне ассимилироваться с итальянским обществом, но и не без некоторого мистицизма в виду надвигавшихся опасностей 585 , чуждый во всяком случае мысли служить новому правительству, на что мог бы рассчитывать «сын воеводский», судя по презрению, какое он питал к господству турок и их слугам – грекам 586 , М.Грек решил возвратиться на родину и местом своего нового подвига избрал Афон 587 , а именно Ватопедский монастырь, считавшийся самой богатой и блистательной обителью Св. горы 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010