38 Смотри его «Предначертание подвижничества». 39 В слав. телесе нашего. 40 С Греч. της μερδος κενων . 41 В греч. κτσασθε , созидайте. 42 В греч. прибав. πλθος ψηρν . 43 Допол., с греч. и слав. рукоп. 44 В греч. παλαιστς (Псал. 38:4) В слав. борительныя. 45 См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99-й. Париж. 1860 г. Стр. 552 46 См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99-й. Париж. 1860 г, стр. 641. 47 См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99-й. Париж. 1860 г, стр. 575. 48 См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99-й. Париж. 1860 г, стр. 577. 49 В Слав. разум милостив; в греч. γνωμην λεμονα . 50 См. Патрол. Минья. Том. 99, стр. 579. 51 Плоский каменный круг, в древния времена употреблявшийся в игре. 52 См. Патрол. Минья. Том. 99, стр. 580. 53 См. Патрол. Минья. Том. 99, стр. 581. 54 См. стихиры на стиховне, во вторник первыя седмицы поста, на вечерни. 55 См. Патрол. том. 99-й, стр. 582. 56 См. Патрол. том. 99-й, стр. 584. 57 В слав. духовными видении. 58 См. Патрол. том. 99-й, стр. 585. 59 См. Патрол. том. 99-й, стр. 586. 60 См. Патрол. том. 99-й, стр. 577. 61 См. Патрол. том. 99-й, стр. 588. 62 См. Патрол. том. 99-й, стр. 589. 63 В греч. περισστερον ελαβηθντες παρ @οβηθντες . В Слав. рук. множае говейни бывше, нежели устрашени. 64 См. Патрол. том. 99-й, стр. 591. 65 В греч. δεκατσσαρες φαμελαις — В слав. рук. четыренадесять домов. 66 См. Патрол. том. 99-й, стр. 590. 67 Сие слово переведено с еллиногреческаго подлинника. См. Патрол. т. 99. Стр. 592. 68 В слав. О плотстем смотрении Господа нашего Иисуса Христа. В греч. περ τς νσαρκους οκονομας . 69 См. Патрол. т. 99. Стр. 597. 70 См. Патрол. т. 99. Стр. 599. 71 По Греч. μελτη . В Лат. пер. medimamuo. 72 См. Патрол. т. 99. Стр. 600. 73 См. Патрол. т. 99. Стр. 646. 74 См. Патрол. т. 99. Стр. 601. 75 См. Патрол. т. 99. Стр. 604. 76 См. Патрол. т. 99. Стр. 614. 77 В Слав. рукоп. на поле: негли радость. В греч. χαριν , вероятно вместо χαρν . 78 См. Патрологию, том. 99, стр. 605.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

574 Клим. Ал . Страмати. I, 21. 575 См. выше, стр. 89. 576 Почему, см. стр. 68. 577 См. ниже – церк. год в IV-V в. 578 Сир. Дид. V, 8. 579 Апост. Пост. V, 8. 580 Терт . О венце воина, 3. 581 Относящееся к ней выражение было приведено на стр. 77. 582 Ориг . на кн. Иова, 3. 583 Сир. Дидаск. V, 22. 584 Евсевий Памфил . Слово имп. Констан. В., надписанное «к обществу ( συλλγ ) святых», гл. 13, Migne , Patr. s. gr. 20, 1272. 585 Ганг. соб. пр. 11 586 Juliani imp . Fragmentum epistolae. Opp. recens. Gertlein T . Lips. 1875, I, 291. 587 Лаодик. собор пр. 58. 588 Пр. 28. 589 И. Злат . Слово похв. муч. Юлиану. 590 Бл. Августин , Исповедь VI, 2. 591 Бл . Августин, Пис. 22 к Аврелию, 4. 592 3 Карф. соб. пр. 30, в собрании Карфагенск. соб. пр. 42, по друг. 51. 593 Арелат. соб. пр. 49. Mansi I . Sacrorum conciliorum nova et ampliss. collectio, Flor. 1762, t. VII, p. 884. 594 Впоследствии их запрещают Литтихский собор 743 г., Ахенский 846 г. Папа Евгений в 862 г. еще жалуется на беспорядки при агапах. Из запрещает далее Вюцбургский собор 1298 г. Да и на востоке Трулльскому собору (692г.) приходится повторить против агап правило Лаодикийского собора с прещением: «сие же творити дерзающии или да престанут или да будут отлучены» (пр. 74). Агапы в связи с евхаристией существуют ныне в Абиссинии; нечто подобное им есть у гернгутеров и методистов ( Соколов , Агапы 160—161). 595 Сократ , Церк. истор. V, 22. 596 Великого четверга. Исключение сделано д.б. в виду того, что в этот день при таких же условиях совершали евхаристию Христос и апостолы. 3 Карф. соб. пр. 9 (в собр. Карфаг. соборов пр. 41, по др. 50.). Это правило Карфаг. собора отменено 29 пр. Трулльского собора, причем о нем замечено: «св. отцы оные, м.б., по некоторым местным причинам, полезным для церкви, учинили такое распоряжение». 597 См. выше, стр. 71. 598 См. выше, стр. 72. 599 Апост. Пост. II, 59. 600 Пс.-Афанасий . De virginitate, c. 22. 601 Кассиан, Об уст. кинов. III 3. 6. 602 Бенедикт, Правила гл. 12, 18. 603 Текст этих молитв будет приведен в изъяснении соответствующих мест Типикона: Сподоби Господи и славословия великого на бдении и чина о панагии (2-я гл. Типик.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

557 Migne, t. 86, I. с. 1385CD, 1388АВС, где приведены выдержки Διοδρου κ το κατ συνουσιαστν λγου . 559 De sectis, c. 12440; Contra Nest, et Eutych. c. 1281C, 1345B; 1365A; 1368C; Contra Monoph, c. 1809C; Capita trig, c. 1904AC; Advers, argum. Sev. c. 1924B, 1940D, 1941B и др. 580 t. 86, II, с. 2108C, 2109A. Минь взял эти фрагменты у Мая из Scriptor, Veter. Patr., t. VII, 17 и Specileg. t. X, 38. 582 Юнглас говорит, что Леонтий извлекает из сочинений Ефрема до 20 мест (Tunglas, S. 54). Наиболее пространные и важные мы указали. Об остальных более мелких извлечениях легко можно спорить считать их или нет заимствованиями и не являются ли они случайными совпадениями у обоих авторов. Потому-то мы их и не приводим. 583 Историч. учен, об отцах церкви, Филарета Черниг., т. III, § 230, стр. 156. См. также у Евагрия в его Церковной Истории. Migne. SG. t. 86, II, с. 2712ВС et Variorum. 584 В этом случае наше мнение совпадает с Рюгамером, который также рассуждает, что, будучи современником Ефрема, Леонтий не мог бы цитовать ero (Rügamer, S. 8) в особенности, добавим, в такой форме как: μεγλου, σου φραμ... 585 Coteleriï Eccles. Graecae mon. t. III, p. 365 – 367. Патерик Палестин. вып. I, стр. 132 – 133. 586 Сведения об его жизни и писательской деятельности можно заимствовать из довольно обстоятельных двух Notitia, помещенных в Патрологии Миня t. 86, II, с. 2007 2914. В приведенном здесь списке авторов, цитованных Евлогием, имени Леонтия Виз. нет. 588 Bibliotheca Photii, р. 760 – 769; 832 – 865; ср. также Bardenhewer: Ungedrückte excerpte aus einer Schrift, d, Eulog. Alexand. über Trinität u. Incarnat. Theolog. Quart., 1890, S. 353 – 401. 597 Doctrina patrum de incarn. Verbi, Diecamp., p. 42: τι ο ρχαοι τν οσαν τετραχς διελον... p. 134: πρς σωτριχον; p. 207: πρς λγοντας, τι ε φσεων, νθρωπος τρες νγκη λγειν μ ς τν Χριστον... p. 216: τι ο διαιρε, πντως ριθμ’ ος, ς τινς φασν. 600 Doctrina patrum..., p. 44, 45: « κ τν Παμφλου περ διαφορς οσας κα φσεως; p. 46: περ τς ποστσεως το Χριστο μοως.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

577.  …он уподобится животным, которые погибают (Пс. 48. 13). 578. «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 579.  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13. 13). 580. Быт. 14. 4. 581. Быт. 14. 10–12. 582. Святому Аврааму, патриарху и пророку. 583. Притч. 12. 15. 584. Святой Димитрий. Летопись. 585. Там же. 586. Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и Патриархи, как, например, подверглись тяжкому телесному наказанию Константинопольский Патриарх святой Флавиан, Римский Папа святой Мартин и другие. 587.  …не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5. 2). 588. Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, ноября в 12 день. 589. Святой Исаак Сирский. Слово 89. «О вреде ревности безрассудной». 590. 2 Цар. 12. 1–14. 591. Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione. 592.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34). 593.  Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6. 22, 23). 594. Еф. 4. 26. 595.  При недостатке попечения падает народ (Притч. 11. 14). 596. Ср.: Притч. 31. 4. 597.  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25. 28). 598. Евр. 5. 14. 599. Притч. 24. 3, 4. 600. Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione. 601.  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1. 22). 602.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 603.  …не дай мне уклониться от заповедей Твоих (Пс. 118. 10). 604.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 605.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 606.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 607.  …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

580 См. Прайс Е. Б . Свидетели Иеговы. — Калининград, 1994, с. 91. 581 Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. 2. — Казань, 1906, с. 354. 582 В начале было Слово, с. 327. 583 Там же, с. 331. 584 Напомню, что в святоотеческой православной традиции видение Даниила понимается как откровение о двух природах Богочеловека: Ветхий Днями есть Предвечный Логос, Сын Божий, а Сын Человеческий, подходящий к престолу Ветхого Днями, есть знак соединения вечной, исконной божественной природы Сына с человеческой природой Христа. См. главу " Большой Московский Собор и образ Бога Отца " в книге Л. А. Успенского " Богословие иконы Православной Церкви " (Париж, 1988, сс. 315–352). 585 В начале было Слово, с. 332. 586 Там же, с. 318. 587 Там же, с. 326. 588 Там же, с. 339. 589 Там же, с. 174. 590 Там же, с. 63. 591 Там же, сс. 327 и 331. 592 Да, Христос священнодействует в скинии (Евр. 8, 1–2) Но это литургическое действие, а не " разборка " с ангелами. Христос литургисает: чудесно входит в наши литургии, чтобы приобщить нас к тем же плодам, что и апостолов на Тайной Вечере. 593 Привожу все тексты из 8 и 9 глав Послания к Евреям, где говорится о входе Христа в небесное святилище. Стоит отметить, что все эти тексты говорят в настоящем и прошедшем временах, и ничто в них не предполагает, будто нечто дллжно совершиться в предстоящем (для апостола Павла) 1844 году: " Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек…Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее… Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Иов. 27 :22. Направитъ 566 на него и не пощадит, (хотя) он быстро от него побежитъ 567 . Иов. 27 :23. Восплеснет о нем руками Своими 568 , и съ шумом унесетъ 569 его с места его 570 . Глава 28 Иов. 28 :1. Есть у серебра место, откуда оно добывается 571 , и у золота место, где оно очищается 572 . Иов. 28 :2. Также и железо добывается 573 изъ земли, а медь подобно камню высекается. Иов. 28 :3. Онъ 574 положилъ пределъ 575 тьме, и все концы сам испытывает: камень темный 576 и тень смертная (там), Иов. 28 :4. Прахомъ засыпается потокъ 577 , а забывающие прямой путь изнемогают и удаляются 578 от людей. Иов. 28 :5. Есть 579 земля, из которой родится хлеб, а под нею как бы огонь клубится 580 . Иов. 28 :6. Камни ея – место сапфира, а песчинки его 581 — золото. Иов. 28 :7. Стези туда не знает птица и не видит ея глаз коршуна. Иов. 28 :8. И не ходили по ней величавые 582 , и не проходил по ней лев. Иов. 28 :9. На неразсекаемый 583 камень протягивает он руку свою, раскапывает до основания горы, Иов. 28 :10. Берега рек разрывает, все драгоценное видит глаз мой 584 , Иов. 28 :11. Глубину рек открывает и показывает на свет богатство свое 585 . Иов. 28 :12. Но где премудрость обретается? и где место знания? Иов. 28 :13. Не знаетъ человек пути к ней и не обретается она в людях. Иов. 28 :14. Бездна говорит: „нет у меня“, и море говорит: „нет со мною“. Иов. 28 :15. Не дается сокровище 586 за нее и не отвешивается серебро за покупку ея. 16. Не сравнивается она с золотом Софирскимъ 587 , ни с драгоценным ониксом и сапфиромъ 588 . Иов. 28 :17. Не уравняется с нею золото и кристалл, и не равноценны 589 с нею золотые сосуды. Иов. 28 :18. Самое высокое 590 и бисеръ 591 не заслуживают упоминания, посему приобретай мудрость более, чем всякую драгоценность 592 . Иов. 28 :19. Не уравняется с нею топаз Эфиопский, чистымъ золотом она не оценивается 593 . Иов. 28 :20. Но откуда приобретается премудрость? и где место разума? Иов. 28 :21. Утаилась она от всякаго человека и скрылась от птиц небесных.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

581. Кадис ( Κδης), где источник судный; Кадис Варни ( Κδης Βαρν), пустыня прилегающая к Петре, городу Палестины, куда взойдя скончалась Мариам, и Моисей разверз ударом камень и дал воду жаждавшим людям; доныне там указывается гробница Марии; тут и Ходорлогомор перебил начальников Амалика. 581. Кадес (Cades), где источник судный; есть и Кадесбарне (Cadesbarne) в пустыне, прилегающей к городу Петре, в Аравии; тут умерла Мария, и Моисей, ударив скалу, даровал воду жаждавшим людям; там же и до ныне указывается гробница Марии; там же были перебиты Ходорлагомором начальники Амалика. 582. Кадес ( Κδες), город, уничтоженный Иисусом, умертвившим его царя; он был в колене Иудине. 582. Кедес (Cedes), город, который взял Иисус, умертвив его царя; он находится в жребии колена Иудина. 583. Кадес ( Κδες), жребия Неффалимова, город, бывший прежде священническим. 584. Кадимоф ( Καδημθ), пустыня, из которой Моисей послал послов к Сиону. 584. Кадемот (Cademoth), пустыня, откуда Моисей послал послов к Сиону, царю Аморрейскому. 585. Кадимоф ( Καδημθ), город сынов Рувимовых, отлученный Левитам. 585. Кадемот (Cademoth), другой город сыновей Рувимовых. 586. Кадомим (Cadomim), поток, возле которого воевала Деббора. 587. Кампсаим (Campsaim), в колене Ефремове. 588. Камон ( Καμν), город Иаира, где был погребен судивший Израиля; и ныне есть Каммона ( Καμμων), селение на большой равнине, отстоящее от Легиона на 6 милиариев к С. по дороге в Птолемаиду. 588. Камон (Camon), город Иаира, где он и погребен после того, как впервые судил Израиля; и ныне в называется Кимона (Cimona) селение на широкой равнине, в, шести милях от Легиона к С., по дороге в Птолемаиду. 589. Кана ( Καν), до Сидона великого, жребия Асирова; здесь Господь и Бог наш Иисус Христос претворил воду в вино; оттуда же был и Нафанаил; этот город был убежищем в Галилее. 589. Кана (Cana) до большого Сидона; есть и другой, меньший, в отличие от которого этот зовется большим; Кана была в колене Асирове, и в ней Господь и Спаситель наш претворил воду в вино; здесь Спаситель своим свидетельством одобрил Нафанаила, истинного Израильтянина; и ныне есть городо в Галилее языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Это учение Климента необходимо, по мысли исследователя, всегда держать в уме при изучении вопроса о вечности материи, иначе трудно разобраться в многообразии оценок, данных исследователями в отношении этого положения в наследии Климента 579 . При этом ученый обращает особое внимание на учение Климента о Боге как единственном Первоначале всего бытия, Который, будучи Единым безначальным, «Сам является началом всего и началом творческим» 580 . Прямо отрицая позицию Маркиона, отождествлявшего материю и тело человека с источником зла, Климент хотя и «не говорит нигде о материи как носительнице блага», но признает ее «абсолютно подконтрольной Творцу» 581 . Не признавая вечности материи, Климент, по мнению Дж. Патрика, учил о вечности творческой активности Бога и вечности творения 582 . Однако вывод Патрика о вечности творения у Климента нам представляется необоснованным. Он сделан при ссылке на текст Стромат 6. 16. 142. 4: «πς δ’ ν ν χρν γνοιτο κτσις, συγγενομνου τος οσι κα το χρνου» 583 , который, однако, взятый в контексте вышеотмеченных положений, а также кратких замечаний Климента о сотворении мира в соседних высказываниях, не имеет ни малейшего оттенка учения о вневременном творении. В нескольких предложениях отрывка Строматы 6. 16. 141. 7 –– 142. 4 мы находим целое нагромождение мыслей. Здесь говорится о Боге как начале всего творения 584 , об относительности покоя Творца после шести дней творения 585 , об упорядочивании Богом мира «из древнего беспорядка» 586 , о предшествовании мира в замысле Бога и единовременном появлении всех вещей в бытии 587 , о значении шести дней творения 588 , о возникновении всего «из единой природы» под действием «единой силы» 589 и, наконец, об одновременном появлении времени и творения 590 . На наш взгляд, вопрос Климента: «Как же творение могло происходить во времени?» надо относить не к учению о некотором «вне-временном/вечном» творении, а к указанию на логическую несостоятельность человеческого сознания в рассуждении о вневременном бытии Бога и «начале времени» из этого вневременного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Немного же спустя он взял и Синопу и, задумывая захватить Амис, вступил в войну с римским военачальником Кальвином, в то время, как Помпей и Цезарь воевали друг против друга 581 , пока, [наконец], Асандр 582 , его личный враг, не изгнал его из Азии, так как римляне были заняты в других местах. Он вступил в войну и с самим Цезарем, – когда тот, победив Помпея, прибыл из Египта 583 , – около горы Скотия 584 , где его отец одолел римлян, бывших под начальством Триария 585 ; побежденный, он бежал с тысячей всадников в Синопу. Так как Цезарь, не имея времени, не преследовал его, но послал за ним Домиция, то [Фарнак], передав Синопу Домицию и заключив мир, был отпущен [со своими] всадниками. Он велел убить коней к большому неудовольствию всадников, взойдя же на корабли, бежал в Понт и, собрав каких-то скифов и савроматов, захватил 586 Феодосию и Пантикапей. Когда же Асандр по вражде к [нему] вновь напал на него, то всадники Фарнака из-за недостатка в лошадях и неумения сражаться пешим строем были побеждены, сам же Фарнак один сражался хорошо, пока, не будучи ранен, не умер, пятидесяти лет от роду и процарствовав над Боспором пятнадцать лет. 121.      Так вот и Фарнак лишился власти, и его царство Гай Цезарь дал Митридату Пергамскому 587 , ревностно помогавшему ему в Египте 588 ; ныне же у [жителей] Боспора [свои] туземные [цари], а в Понт и Вифинию ежегодно посылается сенатом кто-либо в качестве претора... (Перевод С. П. Кондратьева из: ВДИ. 1948. 1. С. 282–288) Лукиан Знаменитый софист и сатирик, Лукиан происходил из города Самосаты, расположенного на Евфрате в Коммагене. Время его жизни определяется приблизительно как 120 – после 180 г. н. э. Получив хорошее образование в Афинах, Лукиан много путешествовал по миру (Греция, Италия, Галлия). Одно время Лукиан служил секретарем в канцелярии римского наместника в Египте. Под именем Лукиана до нас дошло ок. 70 произведений, среди которых есть и подложные. В своих произведениях, написанных в рамках идеологии и выразительных средств второй софистики, Лукиан обсуждает – часто в сатирическом духе – многие мифологические, исторические, политические, философские и моральные вопросы, актуальные для его времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вполне естественно, что в столь многолюдном городе, при столь интенсивном приливе населения, квартирный вопрос стоял довольно остро, а вместе с тем возникала тенденция использовать каждый кусок пространства для жилых помещений. Византийский Царьград был столь же тесно и беспорядочно застроен, как и современный Стамбул. Правда, в нём не редкость были такие особняки знати и богачей, которые имеет в виду житие пр. Василия Нового, упоминая в доме сановника Самона двор с внутренней галереей и аркадами, окружённый службами и выходящий воротами на улицу 579 , двор, настолько типичный, что он вошёл в идеальный архитектурный пейзаж миниатюр 580 , но большинство константинопольских домов отличалось иной формой. Это были чрезвычайно высокие, узкие, сравнительно со своей вышиной, дома, с десятками квартир и каморок, которые теснились по обеим сторонам многочисленных, узких и зловонных улиц, разделявших площадь города в 10 с небольшим кв. километров на 300 с лишними кварталов 581 . Тому обстоятельству, что столичные дома теснились и громоздились друг на друга, историк Агафий приписывает, как необычайную разрушительность константинопольских землетрясений, так и большое число погибающих в них 582 . Но землетрясения не останавливали предприимчивых строителей, и дома строились всё теснее и выше. Постановление им. Зинона и новелла Юстиниана, тщетно предписывают по возможности не строить дома выше 100 футов и ближе 12 футов друг к другу, сохраняя это расстояние вплоть до крыши, (т. е. не делая верхние этажи выступами на улицу) 583 . Цена на землю и земельная рента, были слишком высоки в Константинополе, и особенно в его центральных частях, чтобы выгода не заставляла нарушать строительные постановления. Когда пр. Маркиан задумал воздвигнуть храм вмч. Ирины (в Перама), то он лишь с большим трудом и издержками мог купить участок земли под доходным домом вблизи Золотого Рога, в самой оживлённой, населённой и торговой части столицы 584 . Богачиха-вдова, которой принадлежал этот дом, доставлявши ежегодно значительную арендную плату за сдаваемый в наём помещения, взяла за него 2.000 золотых, да ещё горевала потом, что продешевила при продаже. Чрезвычайной выгодностью этой арендной платы (στεγονομα или νοκικα) объясняется, как строительная горячка константинопольских собственников, так и высота домов. Внизу их находились обычно лавки и мастерские, снимаемые торговцами и ремесленниками, как это было, например, в домах, принадлежавших преп. Олимпиаде 585 , в верхних же этажах жили квартиранты, те οκοντες μιστωτικς, о которых говорит Зонара 586 , и которыми являлась, главным образом, столичная беднота 587 . Квартирный вопрос, как говорилось, принадлежал к наиболее больным вопросам в жизни этой последней, и облечение участи квартиронанимателей, не знавших пощады со стороны закона 588 , являлось одним из важных моментов в благотворительной деятельности Романа Лекапина, погасившего однажды, как известно, квартирные недоимки во всём Константинополе 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010