14-е число Св. муч. Исидора, на острове Хиосе Исидор, в воинской службе опцион (т.-е. унтер-офицер), в гонение Декиево был представлен воеводе, как христианин, и на повеление принести жертву богам отвечал: «да кто ж ваши боги? не идолы ли бесчувственные?» Воевода сначала велел бить его воловьими жилами, потом отрезать язык и наконец обезглавить. Тело его унёс Аммоний, потаённый христианин, и похоронил честно. Это было в 250 году. Впоследствии над мощами его устроена церковь . † Преставление св. Исидора юродивого, Ростовского Блаж. Исидор родился где-то в Германии 216 и вероятно около Бранибора (Бранденбурга), где бедные Славяне теснимы и угнетаемы были Немцами с бесчеловечной жестокостью. Сострадательная любовь его к купцам мореплавателям указывает на то, что и сам он родился на морском берегу и знаком был с опасностями моря 217 . По житию его, родители его были люди богатые. Сын оставил дом их и Римское исповедание по глубокому убеждению в несостоятельности последнего перед судом совести и здравого рассуждения 218 . По примеру праведных Симеона и Иоанна, принял он на себя юродство и пришёл в Ростов. Здесь в виде юродивого переносил он насмешки и побои безответно. Подвиг тяжёлый для самолюбия, всегда щекотливого! Много надобно бороться с собой, чтобы достигнуть полной победы над щекотливой гордостью. Это значит стать как бы мёртвым для себя. По воле великого Макария, ученик его сперва бранил, потом хвалил мертвецов и те не отвечали ему ни слова. «Так и ты будь мёртв, сказал великий авва, если хочешь спастись. Когда ругают тебя, молчи и не сердись; а когда хвалят, не возносись; – даже не думай, как не думает мертвец, ни об оскорблениях, ни о похвалах, и спасёшься». Так вёл себя блаж. Исидор, когда осыпали его насмешками и побоями. На топком месте устроив себе хижину из хвороста, удалялся он в неё на ночь; хижина не защищала его ни от холода, ни от зноя; она закрывала только от глаз людских молитвенные подвиги его, которые совершал он по ночам, с вечера до утра. Днём он, если и давал покой измученному телу своему, то не иначе как на куче навоза или на жестокой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгиевские кавалеры России Доклад на на VII Калязинских чтениях 24.02.2020 1749 Время на чтение 11 минут Как сообщалось , 11-12 февраля состоялись традиционные VII Калязинские чтения «Русского Собрания» по теме «Российская глубинка: свидание с Русью». Публикуем доклад, прозвучавший на мероприятии. В прошедшем 2019 году 26 ноября в России отметили 250-летие учреждения Императрицей Екатериной II военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В федеральных архивах и в Историческом музее прошли выставки, посвященные самому знаменитому и почитаемому военному ордену России девиз которого – «За службу и храбрость». Орден Святого Георгия имел четыре степени отличия. С 1769 по 1917 гг. I степень ордена вручалась 25 раз, II степень – 124 раза, III – 640 награждений и IV степень – около 15 тыс. награждений. Из этого числа IV степень ордена – 6.700 награждений непосредственно за боевые отличия и 7.300 за «25 лет» службы и 604 за военные кампании. Со времени учреждения награды орден Святого Георгия жаловался только офицерскому составу русской армии. Высочайшим манифестом Императора Александра I от 13 февраля 1807 г. для награждения нижних чинов « за храбрость, против неприятеля оказанную», был учрежден Знак отличия Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именно данная награда, в просторечии именуемая солдатским Егорием, в дальнейшем стала самой массовой и знаменитой военной наградой России. Знак отличия ордена, утвержденный в 1807 г., степеней не имел. Первым удостоенным солдатского Георгия стал унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 года. Во время войны 1812 года среди награжденных Знаком отличия были и крестьяне, не состоявшие на военной службе, но участвовавшие в партизанских действиях, например крестьянин села Павлова Богородского уезда Московской губернии Герасим Курин. В войне 1812 года впервые орденом Святого Георгия были пожалованы и священники Русской Православной Церкви. Первым сопричисленным к ордену Святого Георгия стал священник 19 Егерского полка Василий Васильковский. По представлению генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова Высочайшим повелением от 26 марта 1813 г. он был сопричислен к ордену Святого Георгия IV степени за то, что 12 октября 1812 г. « в сражении при Малом Ярославце шел впереди своего полка с Крестным знамением и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля причем получил рану пулей в голову».

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович Родственные и официальные взаимоотношения 31.03.2021 4502 Время на чтение 57 минут Великие князья Владимир Александрович (стоит), Александр Александрович (второй справа) и другие. Кёнигсберг (Германия). 1862 г. Фотограф Г. Гессау Императрица Мария Александровна родила императору Александру II двух дочерей и шестерых сыновей. Судьба старших детей августейшей четы сложилась печально. Первенец – великая княжна Александра Александровна умерла в 1849 году от менингита, не дожив до 7 лет. Второй ребёнок и старший сын – цесаревич Николай Александрович, который мог бы войти в историю России и мира под именем Николая II, скончался от туберкулезного менингита в возрасте 21 года в 1865 году. Наследником Царя-Освободителя стал его второй сын великий князь Александр Александрович, 175-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2020 году. Третьим был великий князь Владимир Александрович. От него происходит ныне здравствующая старшая линия Российского императорского дома. Из детей Александра II император Александр III и великие князья Владимир и Сергий оставили наиболее заметный исторический вклад. Целью данного доклада является характеристика взаимоотношений двух старших братьев. Владимир был младше Александра на 2 года. Он родился в Санкт-Петербурге 10 апреля 1847 года (1) . Первичным воспитанием маленьких Александра и Владимира, кроме гувернанток, занимался «дядька» - унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Тимофей Хренов. В 1849 году по воле деда императора Николая I ко всем трём внукам был определён в наставники директор Пажеского корпуса генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев, помощником коего состоял полковник Григорий Федорович Гогель. Т. Хренов продолжал обучать великих князей строевым приёмам. Приёмы воспитания и обучения мальчиков были строгими. Подъем наступал в 7 часов утра (Владимиру было 3 года!). Дети молились и шли поприветствовать отца. Затем им разрешалось побегать по аллеям, где в то же время имел привычку прогуливаться Николай I. Встретив дедушку, внуки выстраивались во фронт и обнажали головы. В 9 часов проходил ритуал приветствия матери. Далее следовали: строевые занятия, лёгкий завтрак, обучение стрельбе, гимнастические упражнения. В полдень августейшие ученики поручались преподавательнице грамматики Вере Николаевне Скрипицыной. Через два часа полагался обед. Спустя много лет Владимир Александрович, знавший толк в кулинарном искусстве и умевший ценить его по достоинству, не раз вспоминал, насколько скромным было великокняжеское меню в пору его детства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Ищеино. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В нынешнем году исполняется 220 лет Михайло-Архангельской церкви в Ищеино. Эта церковь — не просто культовое здание. Это прежде всего памятник истории, архитектуры и культуры. Восстановить его и сохранить для потомков — наш гражданский и христианский долг. И первый шаг на пути к Храму — знание его истории. 1678 г. — первое письменное упоминание о находящейся в Бруслановском стане деревне Ищеино в «Переписной книге Елецкого уезда». К середине XVII в. завершалось сооружение грандиозной оборонительной линии для защиты от набегов крымских и ногайских татар — Белгородской черты. Города-крепости усиленно заселялись воинским людом. Ратные люди Елецкой крепости были первожителями Ищеино, которые получили здесь землю, основали поселения и несли службу по охране южной границы России. Они считались помещиками-однодворцами, так как не имели крепостных крестьян и обрабатывали землю сами. 1705 г. — первое письменное свидетельство об Ищеинской Михайло-Архангельской церкви в переписных книгах Воронежской епархии. Храм был деревянным. 1710г. — в материалах первой переписи населения России сказано: «... в селе Ищеине написано поповых и церковниковых 2 двора. В них людей, мужского пола 3, ... обоих полов 7 человек. По селу же было 49 дворов с 210-ю жителями обоего пола». 1788 г. — по данным книги «Историко-статическое описание Тамбовской Епархии», изданной в Тамбове в 1911г., под номером 715 значится построенная в селе Ищеино «церковь каменная, тёплая, Михайло-Архангельская». С конца XVIII в. по 30-е г.г. XIX в. в Ищеино служила династия священников Никольских из села Никольское Лебедянского уезда. До 60-х г.г. XIX в. Михайло-Архангельская церковь простояла без изменений. К этому времени количество прихожан увеличилось, и она уже не могла вместить всех тех, кто приходил на службу. Встал вопрос о расширении помещения. Финансовые заботы о строительстве взял на себя отслуживший четверть века в царской армии и поработавший некоторое время в железнодорожном депо, где неожиданным образом разбогател, отставной унтер-офицер ищеинец Пётр Петрович Коротеев (1813-1898).

http://sobory.ru/article/?object=00982

Плесецк. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь на станции Плесецкой /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сергиевская церковь на станции Плесецкой 17 (29) ноября 1897 года от перрона станции Архангельск-пристань отошел первый пассажирский поезд на Москву. Этот день считается днем рождения железной дороги Архангельск-Вологда. Этот день считается и днем рождения небольшой железнодорожной станции Плесецкая и поселка при ней на пересечении железной дороги и почтового тракта Санкт-Петербург – Архангельск. С небольшого поселения в несколько домов служащих железнодорожной и почтовой станций началась биография нынешнего центра Плесецкого района Архангельской области - поселка Плесецка. Поселение получило имя от почтовой станции Плесецкая, которая располагалась до этого, с 1765 года, в деревне Плесцы на берегу одноименного озера. 1 января 1898 года первое почтовое сообщение ушло с новой станции Плесецкая официально, именно тогда и появился новый населенный пункт на карте Российской Империи. Поселение с несколькими десятками жителей было приписано по духовному ведомству к Дениславскому приходу. Поселку требовалась церковь. 14 (26) августа 1901 года 85 жителей станции Плесецкая обратились в Архангельскую духовную консисторию за разрешением на строительство школы и церкви. Прошение подписали священник Дениславского прихода С. Иванов, служащие железнодорожной станции: начальник В. Плешаков, помощник начальника Борков, дорожный мастер Малафеев, а также жандармский унтер-офицер И. Отрепнев, приказчик купца А.А. Ушакова П. Ушаков, заведующий почтово-телеграфным отделением Лукошков, почтово-телеграфный чиновник Рогачев. Священник прихода обратился к прихожанам с воззванием. Начался сбор пожертвований фельдшером Н.А. Здравомысловым. На строительство церкви во имя Святого Иова Ущельского было собрано 92 рубля. После перехода станции из Дениславского прихода Архангельской губернии в новообразованный Няндомский приход Олонецкой губернии 5 (17) ноября 1902 года, жители станции обратились за помощью к смотрителю Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища иеромонаху Никодиму, впоследствии епископу Рыльскому, Белгородскому новомученику. Иеромонах передал на постройку храма 300 рублей. Но денег не хватало..

http://sobory.ru/article/?object=38225

Целый месяц мы пробыли вместе с женой - было о чем переговорить и рассказать. В середине процесса нас на три дня отвезли в крепость. Сейчас же после объявления приговора мы должны были расстаться. Я был осужден к бессрочной каторге с лишением всех прав, и в ту же ночь меня отвезли в мой N 55 Трубецкого бастиона. Когда стали пускать к нам в камеры наехавших из разных стран корреспондентов, то один американец меня спросил, что я теперь из себя изображаю? - Форменного пролетария, - ответил я. - О, да, да, генерал, философ, - воскликнул он и стал записывать в свою книжечку. Очутившись на свободе, жена моя энергично стала хлопотать о том, чтобы сделать существование мое в неволе в условиях, возможно соответствующих моему возрасту и здоровью. Два раза в неделю я мог ее видеть, а вскоре подоспела и вторая революция, о которой на прогулке мне сообщил один унтер-офицер из караула: «Подождите немного, мы вам скоро доставим сюда Керенского с товарищами». Но он не угадал, так как Керенский улизнул, а «товарищей» его действительно доставили. Переворот этот ввел в нашу жизнь узников большую перемену, с одной стороны, облегчив условия существования в значительной степени, а с другой - увеличив опасность для жизни. Свидания назначались более продолжительные и нескольким сразу, поэтому мы знали, кто где сидит. На прогулку стали выпускать по несколько человек. Я гулял со Щегловитовым и Белецким. Все Временное правительство, кажется человек одиннадцать, гуляло всей компанией. Разрешили приносить продовольствие, газеты и даже водили нас в Петропавловский собор на богослужение. Позволили мне и Щегловитову привести в порядок каталог и книги библиотеки, для чего мы сидели по соседству с моей камерой в особой комнате. В последнее время даже, от 8 до 10 ч. вечера, нам было дозволено бывать друг у друга в номерах. Пуришкевичу, Пальчинскому, Де-Боде, Рутенбергу разрешено было топить печи в коридоре, и они большую часть дня проводили поэтому вне камер. Сплошь и рядом двери оставались не на запоре.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/30/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.6 из  5) VIII. Русские на горах Альпийских (быль) (Рассказ старого солдата. Быль) Сцена I Вид представляет время глубокой осени. Сумрачный вечер. Кругом высочайшие горы, покрытые в самом верху снегом. Местами видны водопады с высочайших гор. Слышен гром и местами блестит молния. Чуть слышен гул пушечных выстрелов. В средине горы покрыты тучами, а в иных местах туманом. В самой дали, на сев.-востоке, немного пониже верхушки высочайшей горы, чуть виден мелькающий огонек, и возле огня, в шляпе и в плаще, развеваемом ветром, отец русских воинов Александр Васильевич Суворов; из-за скал мимо его мелькают тянущиеся русские войска. Минуты три не слышно человеческого голоса. Потом начинает чуть-чуть слышаться вдали, в горах русская старинная заливная песня, без слов с рожком и бейным кларнетом, на голос стародавней песни: «на горах то горах, было высоких; во лесах лесах-то было, лесах темных, пролегала путь дороженька», — Минут чрез десять голос песни мало-помалу утихает. Во все это время эхо гор с перекатами тихо вторит грому пушечных выстрелов и песен. Сцена II Ночь. Углубление в горе в роде пещеры. Здесь огонь, костер дров; под навесом горы, на штыке, воткнутом в землю — свиток восковой тонкой свечки зажженной, пред навесом пещеры стоят в козле четыре ружья, из коих два небольшие. В углублении, пред огнем сидит старик гренадер и починивает сапоги; шибко, скоро работает. Вокруг него много починенных сапог; сзади несколько французских сум патронных. Юноша унтер-офицер второй, с обвязанною шеей, чистит гренадерский колпак. Правее гренадера лежит с обвязанною головою юноша унтер-офицер первый, а левее гренадер раненый. На сцене темнота. От огня чуть видны вдали верхушки гор, покрытые снегом, и лес, Слышен тихий гул говора. Юноша 2й. (Держа пред собою гренадерский колпак, смотрит на него.) Вот, Михайло Михайлович, и твой колпак вычистил; кажется, чисто? Старый гренадер Огонь-Огнев (работает) . Хорошо. Спасибо, сударь! (взглянул) Э!… Да что ж вы не поцеловали герб-то? Ведь он царский! всея Руси герб! А под ним-то что? Кажись, написано: с нами Бог! Поцелуй, сударь, поцелуй! (перестает работать) Да! (крестится ) С нами Бог! Истинно, он один милосердый с нами, да отец Александр Васильевич!… Пожалуй друг! И орла и надпись.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  3.4 из  5) Оглавление I Вечерние занятия в шестой роте приходили к концу, и младшие офицеры все чаще и нетерпеливее посматривали на часы. Изучался практически устав гарнизонной службы. По всему плацу солдаты стояли вразброс: около тополей, окаймлявших шоссе, около гимнастических машин, возле дверей ротной школы, у прицельных станков. Все это были воображаемые посты, как, например, пост у порохового погреба, у знамени, в караульном доме, у денежного ящика. Между ними ходили разводящие и ставили часовых; производилась смена караулов; унтер-офицеры проверяли посты и испытывали познания своих солдат, стараясь то хитростью выманить у часового его винтовку, то заставить его сойти с места, то всучить ему на сохранение какую-нибудь вещь, большею частью собственную фуражку. Старослуживые, тверже знавшие эту игрушечную казуистику, отвечали в таких случаях преувеличенно суровым тоном: «Отходи! Не имею полного права никому отдавать ружье, кроме как получу приказание от самого государя императора». Но молодые путались. Они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность. — Хлебников! Дьявол косорукой! — кричал маленький, круглый и шустрый ефрейтор Шаповаленко, и в голосе его слышалось начальственное страдание. — Я ж тебя учил-учил, дурня! Ты же чье сейчас приказанье сполнил? Арестованного? А, чтоб тебя!.. Отвечай, для чего ты поставлен на пост? В третьем взводе произошло серьезное замешательство. Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства — и настоящего и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружье на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом: — Ззаколу! — Да постой… да дурак ты… — уговаривал его унтер-офицер Бобылев. — Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть… — Заколу! — кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье.

http://azbyka.ru/fiction/poedinok-kuprin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях. Распространение православия в Эстляндии (1710–1836) В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них — это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении. В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

http://sedmitza.ru/lib/text/430205/

Закрыть itemscope itemtype="" > Генерал Лавр Георгиевич Корнилов. Часть вторая 24.11.2009 803 Время на чтение 30 минут Генерал Л.Г. Корнилов Участие генерала в Великой войне, - это новый этап его биографии, новый шаг к славе и признанию. 12 августа в знаменитой Галицийской битве состоялось боевое крещение его бригады. В составе 8-й армии Юго-Западного фронта, под командованием генерала от кавалерии А.А. Брусилова, во время боев на реке Гнилая Липа бригада заняла старорусский Галич, превращенный австрийцами в крепость, и продолжила наступление на Львов. В первые же дни войны Корнилов проявил себя энергичным, самостоятельным военачальником и Брусилов счел необходимым назначить Корнилова начальником 48-й пехотной дивизии. Корнилов принял командование «суворовской» дивизией (полки в ней носили названия суворовских побед «Ларго-Кагульский», «Рымникский», «Измаильский», «Очаковский») и, спустя год, к этому гордому имени добавилось имя «корниловской». За бои под Галичем Корнилов был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами. Сослуживцы по дивизии, офицеры и солдаты, на редкость единодушно оценивали его командные качества. В отношениях с подчиненными он не был высокомерен. Требовательность к выполнению служебного долга сочеталась в нем с готовностью делить все тяготы повседневной службы, а если надо - быть впереди, на линии огня. В сравнении с другими командирами в нем видели «подлинного демократа», убежденного, говоря словами А.В. Суворова, что «каждый солдат должен знать свои маневр…». «С офицерами он был офицер. С солдатами - солдат! Народ тратить зря не любил» - эти слова одного унтер-офицера 48-й дивизии лучше всего передают отношение к нему (32). Но оценки действий «корниловской» дивизии были неоднозначны. С точки зрения генерала Брусилова, его подчиненный действовал чересчур рискованно и, в силу высокого честолюбия, заботился только о личном успехе. В ноябре 1914 г. дивизия оказалась впереди фронта, прорвавшись через Карпаты на Венгерскую равнину. Однако прорыв, совершенный Корниловым по собственной инициативе, привел к отрыву от основных сил армии. Дивизии пришлось спешно отступать, под угрозой окружения. Так пренебрежение указаниями вышестоящего начальника едва не привело к разгрому. Корнилова собирались судить, и лишь заступничество командира корпуса спасло генерала. Брусилов ограничился выговором в приказе по армии. По его словам Корнилов «был очень смелый человек, решивший, очевидно, составить себе имя во время войны. Он всегда был впереди и этим привлекал к себе сердца солдат, которые его любили. Они не отдавали себе отчета в его действиях, но видели его всегда в огне и ценили его храбрость…» (33). Сам же Корнилов отмечал, что его дивизия «прорвалась через Карпаты» лишь в силу сложившейся стратегической обстановки, для защиты своей позиций с флангов. Но, все равно, развить наступление в Карпатах зимой 1914/1915 гг. русской армии не удалось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010