Положив Агнец печатью кверху, священник, при словах диакона «прободи, владыко», прободает копием верхнюю правую часть Агнца (т.е. ту, на которой стоит надпись IC) со словами ( Ин. 19:34–35 ): «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». В венецианском греческом служебнике нет слов «прободи, владыко». Зато в иерусалимском содержится после слов: «Жрется Агнец Божий...» диаконский возглас: «Распни, владыко» (σταρωσον, Δσποτα) и слова иерея: »Распеншуся Ти, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия, яко не ангел, не человек, но Сам, Господи, спасл еси нас, слава Тебе« (Седален Креста, глас 1-ый, Триодь). После прободения Агнца, диакон вливает в ковшичек вино, смешанное с небольшим количеством воды, и обращается к иерею: »Благослови, владыко, святое соединение«. После благословения священника, диакон вливает «соединение» в св. Чашу. У нас не указано, какими словами иерей должен благословить это смешение вина и воды; греческие же служебники содержат особую формулу: «Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Иерусалимский служебник предлагает после этого покрыть Чашу покровцом. Это не есть окончательное покровение, и совершается оно без положенных потом, при завершении проскомидии, молитвенных слов. Покрыть же Чашу в данный момент следует во избежание засорения ее пылью или летающей мошкарой. На этом, действие диакона, пока что, заканчивается, и он может отойти в сторону для нахождения евангельского зачала или апостольского. Священник продолжает проскомидию дальше. Он берет вторую просфору, так называемую «Богородичную», и со словами «в честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в Пренебесный Твой Жертвенник», он вынимает треугольную частицу и полагает ее «одесную святаго Хлеба, близ среды его», т.е. слева, если считать от руки священника. При этом, он произносит слова Пс. 44:10 «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Диакон: «Возми, владыко». Священник, вложив копие в правую (левую от себя) сторону нижней части просфоры («от косвенныя десныя страны просфоры»), подрезывает Агнец и вынимает его копием из просфоры, произнося: «Яко вземлется от земли живот Его» 260 . Священник полагает Агнец на дискосе печатью вверх. Диакон: «Пожри, владыко». Священник кладет Агнец печатью вниз и осторожно разрезает Агнец крестообразно, так чтобы разрезы совпадали с крестом на печати, произнося: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Разрезать Агнец следует не до конца, а лишь до корки, чтобы Агнец не распался. Благодаря этому крестообразному надрезу священник перед причащением сможет преломить Агнец на четыре равные части. Диакон: «Прободи, владыко». Священник, положив Агнец печатью кверху, прободает копием верхнюю правую сторону Агнца (то есть ту, на которой стоит надпись «IC») со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» ( Ин. 19, 34–35 ). Диакон обращается к иерею: «Благослови, владыко, святое соединение». Священник благословляет вино с водой без произнесения каких-либо слов 261 , после чего диакон вливает «соединение» в святую Чашу. Причем в равной степени допустимы две практики: или диакон непосредственно вливает воду и вино из сосудов в Чашу, или же сначала вливает вино и воду в ковшик, а затем из ковшика в Чашу. Иерусалимский Служебник предлагает после этого покрыть Чашу покровцом. Это действие совершается без положенных молитв, так как имеет профилактический характер: покрыть Чашу в данный момент следует во избежание засорения ее пылью или летающей мошкарой 262 . Священник (пока без участия диакона) продолжает проскомидию. Он берет вторую просфору, так называемую «Богородичную», и со словами «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…» вынимает треугольную частицу и полагает ее «одесную святаго Хлеба, близ среды его», то есть в средней части дискоса и слева, если считать от руки священника. При этом он произносит слова: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преиспещренна» ( Пс. 44, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Слова эти из «ветхозаветного евангелиста» указывают на добровольные Страдания Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Таким образом, проскомидия начинается словами жертвоприношения, ибо Литургия не есть только Таинство, но еще и Жертва, приносимая о всех и за вся. При правильном вырезании и вынимании Агнца из просфоры должен быть вырезан кубической формы кусочек просфоры. Диакон продолжает: «Пожри, владыко». Иерей: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение», — причем он кладет Агнец «взнак», т. е. печатью вниз, a мякотью вверх и разрезает крестовидно часть Агнца, но не до конца, чтобы Агнец не распался, a лишь до корки. Благодаря этому крестообразному надрезу, при преломлении его священник сможет преломить Агнец на четыре равные части. Положив Агнец печатью кверху, священник при словах диакона «прободи, владыко» прободает копием верхнюю правую часть Агнца (т. е. ту, на которой стоит надпись IC) со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:34-35).   B венецианском греческом служебнике нет слов «прободи, владыко». Зато в иерусалимском содержится после слов «Жрется Агнец Божий…» диаконский возглас «Распни, владыко» (σταρωσον, Δσποτα) и слова иерея «Распеншуся Ти, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия, яко не ангел, не человек, но Сам, Господи, спасл еси нас, слава Тебе» (Седален Креста, глас 1-ый, Триодь).   После прободения Агнца диакон вливает в ковшичек вино, смешанное с небольшим количеством воды, и обращается к иерею: «Благослови, владыко, святое соединение». После благословения священника диакон вливает «соединение» в святую Чашу. У нас не указано, какими словами иерей должен благословить это смешение вина и воды; греческие же служебники содержат особую формулу: «Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Иерусалимский служебник предлагает после этого покрыть Чашу покровцом. Это не есть окончательное покровение, и совершается оно без положенных потом при завершении проскомидии молитвенных слов. Покрыть же Чашу в данный момент следует во избежание засорения ее пылью или летающей мошкарой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Это видно а) из слов Собора 1667 года, который говорит: «издревле от святых Отец прияхом имя Иисусово писати сице: Иис и Ис; обаче обоя сия по разуму едино, и ничтоже в сем погрешения, и вам повелеваем писати такожде» 565 ; б) из Увещания старообрядцам, изданного от Святейшего Синода, в котором сказано: «в старых некоторых книгах было писано имя Искупителя нашего с титлою тако: Ic, а в новых печатается Iuc, и тех слов сила одна: ибо как под оным именем Ic разумеете вы Спасителя нашего, так и сим именем Iuc означается тот же наш Спаситель 566 ; в) из строгой обязанности, которую Собор 1667 года возложил на Русскую Церковь – обязанности печатать на просфорах святейшее имя Господа в виде сокращенном, т. е. Ic 567 ; г) из того, что ни одной иконы Спасителя с именем Ic Православная Церковь никогда не отвергала и не отвергает, напротив много имеет в своих храмах икон Господа с именем Ic и пред всеми ими покланяется точно также, как и пред писанными с именем Iuc; д) из того, что ни одного св. Таинства, совершаемого с произношением Ic, она никогда не почитала ничтожным, но всегда признавала и ныне признает действительным. Таковы все таинства, совершаемые единоверческими священниками по старопечатным книгам; наконец, е) из того, что Православные Пастыри (Епископы и Священники) для благословения слагают персты свои «во образ толиких литер Ic Хс», и так благословляют всех – во имя Христа Спасителя. Впрочем, в том, что Православная Церковь Христа Спасителя имя изображаемое Ic и Iuc не отвергает, но почитает за единственно, сознаются сами более благомыслящие раскольники. «Действуемые тайны, говорит один из них, с наименованием и призыванием имени Ica Христа сицевыми литерами: Ic Великороссийская Церковь не почитает за равноухские, но за божественные и Христовы, такожде и не сообщающиеся вышеписанному (тому, что в Розыске говорится об имени Исус) их вредословию старообрядцев не вменяют за равноуховых служителей, но за Христиан, да и самое Спасителя имя изображаемое Ic и Iuc, за единственно почитают, яже доказывается слагаемым на благословение их перстосложением во имя Христа Спасителя, во образ толиких литер Ic Хс, притом и новосочиненными книгами подтверждают обоя Ic и Iuc за единственно быти яже показуется в выше упомянутой книге Пращице в наименованном соборном деянии, на листу 10 на обороте и 19, и во увещании Платоновом на листу 37, а в соборном свитке под строжайшею строгостью на просфорной печати имя Христа Спасителя сице Ic изображати предано, и впредь заповедано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

На антиминсах, имеющих изображение креста, находилась надпись, которая имела отношение к распятому Господу на кресте. На иных антиминсах были писаны слова: ic. хс. Такова надпись на антиминсе, находящемся в Тверском кафедральном соборе 17, см. выше стр. 137). На иных антиминсах было написано: ic. хс. ни. ка. Такая надпись около креста на антиминсе, хранящемся в Александро-Невской лавре (XII века и 2, 10) и на антиминсах Новгородских XV и XVI веков 127 . На иных антиминсах указанная надпись была с прибавлением слов: «копие трость». Такая надпись: «ic хс. ни ка копие. трость» находится на антиминсах в кафедральном Тверском соборе 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, см. выше стр. 133). Иногда на антиминсах к надписи: «ic. хс. ни. ка. трость копие» прибавлялись слова: м. л. р. б 128 . Такая надпись находится на антиминсах, хранящихся в кафедральном Тверском соборе 2, 23, 24 и т. д. см. выше, стр. 142) и Александро-Невской лавры 7). При этом, большею частию, в надписях антиминсов находились слова: «царь славы». Эти слова были на антиминсах с надшисыо «ic. хс.». Такой антиминс хранится в Тверском кафедральном соборе 8, см. выше, стр. 146). На других антиминсах надпись «царь славы» была с словами: «ни ка» . Такой – в Нижегородской губернии (Записки Арх. Общ., т. X, стр. 372). На иных же надпись: «царь славы» была с словами: «ic. хс. ни. ка.». Такие антиминсы в Тверском кафедральном соборе 3, см. выше, стр. 146); в Московском Чудовом монастыре 1, 2, см. выше. стр. 145) и Новгородские 129 . На иных антиминсах надпись: «царь славы» находилась с словами: ic хс. ни. ка. копие. трость. Такие антиминсы находятся в Тверском кафедральном соборе 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и 30, см. выше, стр. 138) в Александро-Невской лавре 8) и в Чудовом монастыре 3, 5, 6, см. выше, стр. 139, 140). Но были антиминсы с надписью около креста только слов: «копие, трость». Такой Чудова монастыря антиминс см. выше, стр. 140). Иногда слово «трость» заменялось словом: «губа». Это видим на антиминсе Александро Невской лавры Наконец были изображения креста вовсе без надписей около креста. Такие в Тверском кафедральном соборе 6, см. выше, стр. 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

9 . В западной стене Новгородского Софийского собора вделан каменный четвероконечный крест, мерою 2 аршина вышины и 1 3 / 4 арш. ширины; вокруг почти всего креста высечена следующая надпись: въ лто ... 14 писанъ бысть кртъ въ нов город и бголюбиваго прещнаго архепископа и поставленъ на правоврнымъ людемъ. а владык арепископ дан бь многаа лта и и и детемъ его – всем Надпись сия показывает, что крест сей устроен в XIV веке, когда управлял Новгородской епархией архиепископ Алексий (1359–1389 г.). На этом кресте рельефно изображено распятие Спасителя с высеченной надписью: хс (См. «Известия Импер. Археол. Общества», т. 2, стр. 92–93. С.-Петерб. 1859 г., 385). 10 . В Книге о священстве св. Иоанна Златоустог о 59), печат. во Львове 7122–1614 г., на стр. 86 изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 11 . В Анфологионе, или Трифологионе 114), печат. во Львове 7140–1632 г. на листе 49 обор. пред службою на воздвижение креста изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 12 . В Анфологионе 131), печат. во Львове 7146–1638 г. на листе 49 обор. изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 13 . В Анфологионе 193), печат. во Львове же 7159–1651 г. на листе 45 обор. изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. Другие памятники древности, содержащие такое же сокращенное начертание имени Спасителя IC ХС, за краткостью, не указываем. Искателю истины достаточно и указанных, для вразумления и удостоверения, что имя Спасителя писалось иногда сокращенно и без титлы, и что написанное как с титлою, так и без оной, имеет одно и то же значение, а посему может быть изображаемо и именословным перстосложением. В подтверждение сказанного прибавим еще следующее указание. Употребляемую на кресте титлу, означающую: назарнинъ царь (Еванг. от Иоанна зач. 60) принято писать таким образом: Н Ц но на памятниках древности она встречается написанной и таким образом: Н Ц См. для примера: а) на Корсунском кресте равноапостольного князя Владимира, находящемся в Московском Успенском соборе, в алтаре, б) в Книге о священстве св. Иоанна Златоустог о 59) львовского издания (стр. 86), в) в Анфологионе 70), напеч. в Киеве 1619 г. (стр. 156), г) в Анфологионе 114) львовского издания 1632 г. (л. 49 об.), д) в Анфологионе 131) львовского издания 1838 г. (л. 49 об.), е) в Анфологионе 193) львовского издания 1651 г. (лист 49 оборот). IV. О древности троеперстного сложения руки для ограждения себя крестным знамением

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

3) Холщевый – ¼ аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты, от сотворения мира 7061, от Рождества Христова 1552 г. в храм Преподобного Александра Свирского , с св.мощами; с изображением креста осмиконечного на горе, с копием и тростию и надписями: «Царь Славы, IC. ХС. HI. КА, копие губа». Надпись около краев всех сторон следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца нашего Александра Свирского , священа церковь сия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Василевиче всея Руси и при Архиепископе Серапионе великого Нова града и Пскова лета 7100 года июля в 3 день на память преподобного отца нашего Афанасия Афонского ». Пришивных углов не имеет, а на месте их дыры от гвоздей, коими антиминс был прибит к престолу 265 . 4) Холщевый – ширины 3, высоты 4 вершка; от сотворения мира 7075 (от Р. X. 1567 г.) окт.; в храм Положения честныя ризы Богородицы; с изображением на мешечке с мощами четыреконечного креста на подножии и словами около его: IC. ХС. ЦР. СЛ. Надпись не кругом антиминса, а сперва по ту и другую сторону мешечка со св. мощами и потом внизу под ним, следующая: «Лета 7075 месяца ω си олта(рь) освяти(ся) великаво Господа Спаса нашего IC ХС.....влцы ....шея Богородицы Честнаг… нея положна риза при Царе и Великом Князе Иоане Василевиче всея Руси и ....чадех Царевиче Иване…..Феодору при Архиепископе Александре на память Покрова святей Богородицы и святого апостола ……анна(нии) и……романа певца Кондакорева…….Мешечек для мощей и наугольники пришиты с исподней стороны. (См. рисунок на листе В). 5) Холщевый – шириною 4 1 / 8 и высотою 4 вершка, 7134 (1626) года, с изображением семиконечного креста с тростию и копием с губою, на подножии, с словами около креста: «ЦРЬ СЛА, IC, ХС, НИ, КА, КОП., ТРОСТ.» Надпись по ту и другую сторону мешечка с мощами и под ним – изображения креста, следующая: освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Мария честного и славного ея Покрова в лето 7134…….бря при благоверном Царе…..Князе Михаиле………доровиче всия России и при Патриархе Филарете и при Архиепископе Павле Пскопском и Изборском. Мешечек с св. мощами и наугольники пришиты с лицевой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во всех сих, показанных книгах имя Христа Спасителя, Ic, Iuc, за единственно писано и приемлемо тогда и содержимо бысть, и зазрения о сем в древлепечатных и в древлеписьменных книгах отнюдь не обретается, а от сего и явствует, что ваше новодогматствование самомненное о литерах Iuc, есть богохульно» 558 , – еще более, скажем с своей стороны, несправедливы беспоповцы, когда говорят, что «имя Господа у нас всегда писалось с одною иотою Icъ, или Ic (Исус), а не Iuc (Иисус), и что так это имя «зрится в древлецерковных книгах, яко печатных, писанных и харатейных, тако и святых мужей известных переводников, и саморучных писаниях св. Чудотворцев» 559 . Но хотя в конце XV и особенно в XVI веке у нас и распространился обычай писать имя Спасителя сокращенно, хотя стали в это время даже писать полно: Исус; тем не менее были люди, которые прямо говорили, что этот обычай нов и неправилен, что нужно писать святое имя Спасителя: Иисус и произносить сокращенное Ic также – Иисус. Доказательством этого служат следующие слова, находящиеся в предисловии Апостола, напечатанного в Львове 1639 года. «Скажу я и о исправлении сего Апостола, о себе ведати даем, что мы сами собой исправлять в тексте ничего не предприняли против Завета Виленского и бесед Златоустого Киевских; в правописании, сколько могли, осторожность и подражание сохраняли, в имени избавительном и пресвятом Ис обычай древний соблюли (следовательно сокращенное писание Ic было издавна в обычае, но только сокращенное, а не полное Исус), поскольку для себя не неизвестным имеем, что должно писать Иисус, а не Исус, заключает бо в себе тайну не малую, и число восемь сот восемьдесят и восемь 560 . В честь которого имени молитвы восьмочисленные на каждый день святой Православной Церкви Восточной всенародно и особенно отправлять обыкли» 561 . А что в XVI веке, люди, знавшие дело, сокращенно писавшееся в то время имя: Ic считали нужным произносить Иисус, это видно из напечатанной за 41 год до Соловецкой Челобитной (т. е. 6627 г.) книги, под названием: Лексикон Славеноросский и имен толкования Памвы Берынды, Протосинкелла Фроку Иерусалимского».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Возвращаясь к поставленному вопросу, нужно сказать, что большинство из сохранившихся изображений Троицы не имеет ни крестчатых нимбов, ни выделяющей надписи. Однако как в греческой, так и в русской иконографии, и до Рублева, и после него, средний Ангел, который всегда понимался как указание на вторую Ипостась, иногда, на более поздних изображениях, выделялся крестчатым нимбом с буквами O ON , надписью IC XC и свитком в руке вместо жезла . На иконе Андрея Рублева никакого выделения не было, как показывает ссылка на нее Стоглава. В эпоху борьбы с ересью жидовствующих, отрицавших Божество Христово и православное учение о Святой Троице, крестчатым нимбом иногда наделялись все три Ангела. Более того, встречаются иконы, хотя и редко, где не только над средним, но и над другими Ангелами помещается надпись IC XC. И то, и другое можно понять как желание подчеркнуть равночестность изображенных. Но и то, и другое является прямым искажением православного вероучения. Хотя выделение среднего Ангела имеет принципиальное основание, во многих святоотеческих толкованиях, в применении к данному изображению надписание IC XC неверно, так как имя Богочеловека применяется к образу, который не является Его прямым и конкретным изображением. «Когда Слово стало плотию, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин, — тогда Оно [...] и было названо Иисусом Христом» . Тогда Оно и страдало; поэтому неправильно сопровождать среднего Ангела Троицы крестчатым нимбом. Тем более неправильно присваивать надпись IC XC и крестчатый нимб другим изображенным. В таком случае атрибутами воплощения наделяются другие Лица Святой Троицы, Которым таким образом приписывается специфическая икономия второго Лица. Участие всех трех Лиц в деле искупления в силу единства воли Святой Троицы представляет одну из основных истин христианской веры, «но то же единство Божественной природы и воли Богочеловека с Отцом и Духом Святым исключает всякое перенесение страданий, приемлемых Им по человеческой природе и воле, на общую волю и естество Святой Троицы. Не Святая Троица состраждет Сыну и не единосущное Отцу и Духу Божество Сына терпит страдания и смерть; но Ипостась Сына терпит крестную муку по человечеству, приемля ее человеческой волей, которая одна во Христе отлична от единой Божественной воли, общей со Отцом и Духом» . Таким образом, всякое уточнение в виде надписания или крестчатого нимба представляет собою или просто несуразность: в первом случае три Христа; или же, во втором, — ересь, осужденную Церковью: «Иже Божеству страсть прилагающии, зауститеся вси чуждемудреннии» .

http://sedmitza.ru/lib/text/440359/

Первая из икон (уже, вероятно, позднего XV в.) находится в собрании Исторического музея в Москве , вторая (поствизантийская!) (конца XV – начала XVI в.) — в сакристии монастыря Влатадон в греческих Фессалониках, третья (XVII в.) — в Вологодском музее . Все три изображенных на первой иконе Ангела имеют крещатые нимбы с традиционным надписанием «ΟwN» (Сый, Сущий) — как формально выраженное подтверждение единосущия всех Лиц, и в то же время над Ангелами проставлены представляющие для нас особый интерес обозначения: над левым от зрителя — «СНЪ», над средним — «IC ХС» (!), над правым — «CTЫ ДХ»; при этом икона имеет и общее надписание: «СТАЯ TPOIЦA». Ясно, что Ангел, символизирующий Сына, изображен здесь дважды: но если в одном случае он являет собой собственно образ Ипостаси Сына (Ангел с надписью «СНЪ»), то в другом (центральный Ангел) — это есть тот же самый «ангельский» образ Сына (на что и указывает надпись «IC ХС»), но уже, однако, явно репрезентирующий собой образ Ипостаси Отца (!). Можно сказать, что, по сути, в подобных композициях предельно соблюден догматический такт: Лицо Отца в них «указуется, но не показуется», что является отражением глубинной апофатической установки истинно православного художества. И хотя, естественно, со строго догматической точки зрения, точные персонификации Лиц в изображении Троицы абсолютно излишни, в более «миметически»-конкретно мысливших широких кругах верующих, порой при этом и не слишком искушенных в иконографических тонкостях православного художества, Их именования оказывались вполне естественными и, как мы видим, существовали вполне открыто. На это указывает и поствизантийская икона монастыря Влатадон «Гостеприимство Авраамаа», где Лица Троицы сопровождаются соответствующими надписями с сокращенно переданными Их Именами в виде лигатур. При этом над каждым Ангелом были помещены и надписи: «IC XC» (у среднего Ангела сохранилась только первая часть надписи: «IC», а на месте второй части — утрата живописи вместе с грунтом). Две лигатуры читаются хорошо: над главой правого (от зрителя) Ангела написано «ΠΝ», т. е. «ΠΝΕΥΜΑ» — «Дух», а над главой среднего — «ΠΗΡ», т. е. «ΠΑΤΗΡ» — «Отец». Хотя надпись над левым Ангелом сохранилась фрагментарно, все же и здесь можно, пусть и с трудом, прочитать Имя «ΥΙΟΣ» — «Сын».

http://pravoslavie.ru/49214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010