Крест вырезан из липового дерева, величиной в вышину 3 арш. и 6 вершков, средняя поперечина его 2 арш. и 3 вершка, верхняя 1 арш. и 3 вершка, нижняя косвенная 1 арш. 5¾ вершков; широта креста 7¾ вершков. Толстота дерева, на котором вырезано распятие Господне, около дюйма, а вся с подложенным деревом 1¾ вершок. На восьмиконечном древе креста изображено резное в половину тело – рельефное распятие Господа нашего Иисуса Христа; на правом конце главного поперечника вырезаны грудные изображения Богоматери и Марии Магдалины, а на левом Иоанна Богослова и Логина сотника с надписями: «Мρ. Θ., Мироносица, Иванъ, Логинъ». Выше изображения Спасителева надпись: распятие Господне. На верхнем поперечнике изображены два Ангела с распростёртыми крылами, сверху взирающие на Распятого; по концам сего поперечника в голубых кругах подпись резными буквами: IC. ХС. а на самом верхнем конце креста: Царь славы. На косвенном нижнем поперечнике по концам оного: НИ. КА. Ниже сего подножия – Голгофа, и потом вырезана надпись полууставными выпуклыми буквами: «в лто 7056 (1547) сентября, при цар и государ великомъ княз Иван Васильевич всея Руси и при великого Новаграда и Пскова, поставленъ быстъ крестъ сей раба Петра Невжина на мосту» 249 . Крест сей во всё его пространство с задней стороны подложен другого рода деревом 250 . Лицевые его буквы в кружках бывали некогда позлащены, но ныне кажутся кофейного цвета. Изображения лиц и одеяния покрыты приличными красками, а поля обложены сребропозлащенным басменным окладом. По вырезанной на кресте надписи определяется, по-видимому, время не построения Чудного креста, а его возобновления и постановления на новом месте в 1548 году повелением Петра Невежина. Что касается до времени сооружения креста, то он по летописям, записям и особенно по преданию относится к древнейшим временам. Именно, в Новгородской летописи упоминается, что 1508 года 20 августа архиепископ Серапион, во время бывшего в Новгороде сильного пожара, о прекращении оного с освящённым собором совершал молебное пение пред Чудным крестом, «дондеже, – как там сказано, – уставися гнвъ Бoжiй» 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (81) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-15) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-15, анонимно. Описание: Богоматерь с младенцем. Рисунок Период создания: Середина XIX в. (?) Материал, техника: бумага, карандаш, чернила, тушь Размер: Л.35х24. Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 1981727 Номер по ГИК (КП): РБМ-10312 Инвентарный номер: Г-870 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " Композиция - имитация иконы. В " среднике " , очерченном двумя тонкими линиями во весь рост 3/4 направо изображена Богоматерь с Христом на левой руке. Богоматерь - тон Одигитрии. В мафории, из-под мафория видно оплечье, поручень на рукаве хитона. Мафорий обрамлен каймой, на плечах, голове - звезды. Христос в хитоне. Богоматерь наклонилась к Христу, правая ее рука - напротив груди, развернута ладонью к телу. Христос изображен 3/4 налево, в левой руке его - свиток, правой - благословляет. Христос сидит на левой руке Богоматери, видна часть ее ладони. Правая его нога под левой, ступней к зрителю. Левая нога изображена сбоку. Над Богоматерью очерчен нимб, над Христом - так же с буквами Е З О Н, под нимбом IC ХС. На кайме мафория Богоматери на рукаве надпись карандашом: РОВИСТ. Вверху слева и справа в шестиугольных клеймах надписи: а). Слева над Богоматерью: МАРИЯ МАТИЦАРА. б). Справа: ХРИСТА НАЗОРЕА. Подножие: растушеванный фон с тремя цветками. Рисунок линейный с растушкой, лико-теневая проработка, местами линия подчеркнута тушью. Под средником надпись выцветшими чернилами, рассказывающая о явлении этой иконы. Сей образ на листе написан с иконы, хранящейся в Воскресенской церкви в Новгороде. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская (в Воскресенской церкви Новгорода) " .

http://pravicon.com/image-33732

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.H.Ц.U» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Католическое или православное Распятие? «Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную». В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!» Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки . В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями». Православный крест — Любовь распятая «Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова.

http://pravmir.ru/kakoj-krest-pravilnyj/

Решающих аргументов никто не привел, и значение этой фигуры остается по-прежнему спорным и неясным. Таков верхний ряд изображений. Горизонтальная черта - регистр отделяет его от нижнего ряда, где мы видим шесть фигур. Первые пять фигур изображают ктиторов - строителей и покровителей церкви. У изголовий некоторых ктиторов сохранились грузинские надписи, содержащие имена - Атон, Сослан, Пидарос (из них полностью уцелело только имя Сослан). Шестая фигура принадлежит святому с нимбом вокруг головы и кадильницей в руке. Около остатки грузинской надписи «Со...» (видимо, Сокур). Теперь рассмотрим алтарную стену. Здесь, против входа в часовню, и выше алтарного окна помещено монументальное изображение Христа с греческой монограммой IC ХС. Лицо, как и лица ктиторов, кем-то стерто. Ниже Христа по обе стороны окна расположены двое святых с нимбами. Около правого сохранилась грузинская надпись «Басили» (Василий). Композиция этой стены составляет обычную алтарную тему «Деисус». Роспись правой от входа стены, подобно росписи левой, разделена горизонтальной линией на верхний и нижний ряды. От нижнего ряда уцелела только одна фигура святого с прижатой к груди книгой и грузинской надписью «Романоз» (Роман). Остальные фигуры нижнего ряда, вероятно, продолжавшие ряд ктиторов, уничтожены вместе со штукатуркой. О том, что это были ктиторы, в 1906 году писал ботаник и путешественник В В. Маркович: «При входе налево и направо нарисованы изображения евяти братьев — основателей этой часовни...» Следовательно, в нижнем ряду правой стены должны были находиться еще три фигуры ктиторов. Похоже, что они кому-то «мешали», и после 1906 года эта часть фресок была сознательно сбита. Верхний ряд правой стены состоит из фигур двух святых с остатками грузинских надписей «святой Иоанн» (слева) и «Габриел» (Гавриил, справа). Между ними заметен нимб третьего святого, но фигуры его нет. От следующей композиции святые отделены вертикальной чертой. За нею и правее оконного проема помещено изображение святого Георгия на белом коне, поражающего копьем дракона. Нам осталось познакомиться с росписью южной стены. Большая ее часть занята входным проемом, над которым нарисован крест с тремя поперечными перекладинами, окруженный сложным растительным орнаментом. С левой стороны креста грузинская надпись: «джори» (крест), с правой - «Кеси» (Христов).

http://sobory.ru/article/?object=34981

Не менее важен и литургический контекст. Чудо явления нерукотворного образа было соотнесено с таинством преложения святых даров, с евхаристическим чудом преображения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Можно вспомнить, что в крестово-купольном храме причащение верующих происходило в подкупольном пространстве под образом Пантократора, с дополняющими его Мандилионом и Керамионом на границах купольной чаши. Эти три образа Христа являлись ключевыми для литургического прочтения всей иконографической программы. В целокупности они воплощали чудо Евхаристии и обожение человеческой плоти через причащение. Напоминание о чуде возникновения нерукотворного образа в эдесской нише придавало этой важнейшей концепции дополнительное иконное измерение. Таким образом, нерасторжимое единство чудотворного и литургического было ясно подчеркнуто, а каждый принимающий причастие под куполом становился сопричастным и чуду, произошедшему в эдесской нише. Некоторые иконографические детали, по всей видимости, прямо отразили такое понимание. На ряде образов Керамиона мы находим надпись IC ХС NIKA 721 (ил. 3). Это не просто напоминание о видении Константина Великого и победной теофании, но также аллюзия на евхаристический хлеб – просфору, на которой уже в средневизантийскую эпоху традиционно писались эти слова 722 . В данном контексте форма Керамиона могла напоминать о квадратном Евхаристическом Агнце, вырезанном из круглой просфоры. Реальное присутствие Христа, пребывающего как в чудесно преобразившемся евхаристическом хлебе, так и в своей нерукотворной иконе, ярко воплощалось через эту контаминацию просфоры, иконы и реликвии. Византийский идеал постиконоборческой эпохи был реализован в этой программе с максимально возможным совершенством: Икона и Евхаристия соединились в едином образе сакрального пространства. Как становится ясным, устройство Фаросской церкви идеально воплотило этот важнейший символический замысел и поэтому стало образцом для всей традиции византийской храмовой иконографии, начиная с XII в. Этот образ-архетип сакрального пространства соединял легендарную Эдесскую нишу, историческую Фаросскую церковь и конкретный крестово-купольный храм. Мандилион и Керамион создавали пространственную структуру, которая сама по себе воспринималась как иконный образ и образец для подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

713 Существует важнейшее свидетельство Николая Мессарита, хранителя храма-реликвария, который в своей проповеди 1200 г. риторически описал главные святыни Богоматери Фаросской: Heisenberg A. Die Palasrevolution des Johannes Komnenos. Wurzburg, 1907, p. 29–32; Николай Mecapum. Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской/Пер. А. Ю. Никифоровой//Реликвии в искусстве и культуре... с. 127–131. 715 Об этом см.: Беляев Л. А. Гроб Господень и реликвии Святой Земли//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. Москва, 2000, с. 95. 716 Одно из новейших исследований, трактующих замысел Sainte Chapelle и указывающих на ее связь с Фаросской церковью, см.: Weiss D. Art and Crusade in the Age of Sainte Louis. Cambridge, 1998. 717 О византийских реликвиях Sainte-Chapelle см. новый научный каталог выставки: Le tresorde la Sainte-Chapelle/Ed. J. Durand. Paris, 2001. 721 Изображение Керамиона из росписей Нередицы (1199) представляет яркий пример этой особенности (ил. 3). 722 Надпись, известная с IV в., стала общепринятой формулой в средневизантийский период. Как отмечает исследователь византийских просфор, «Просфора отличается от обычного хлеба только прямоугольным отпечатком, содержащим слова IC ХС NIKA (Иисус Христос побеждает), в свою очередь восходящим к евхаристической формуле Иоанна Златоуста » Galavaris G. Bread and the Liturgy. The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. Madison and London, 1970, p. 65 ff. 723 Thierry N. Deux notes à propos du Mandylion//Zograf 11 (1981), p. 16–19; Jolivet Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’apside et ses abords. Paris, 1991, p. 85–87, 126–127, 134, 268. 724 Thierry. Deux notes... p. 16–17; Jolivet Lévy. Les églises byzantines... p. 126–127, fig. 79/2. Небольшая ниша справа за алтарной преградой могла выполнять в этой маленькой пещерной церкви функцию жертвенника. 725 Thierry. Deux notes... р. 18; Jolivet Lévy. Les églises byzantines... p. 85. Ниша сделана на северной стене перед входом в пространство северной апсиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце сего обряда сказано: «пос?? певцы славят Цря глсом по обычаю таже и Патриарха в земли же ру?? славять Кнзя и митрополита по своему обычаю». Из печатных книг замечательны: 6) Библия Острожской печат?? лист, в кожаном переплете. На конце последнего листа надпись в ?? предисловии: «Сущиа же Богоприятныя и душеправительныя книги, ветх?? новаго завета, напечаташася мною многогрешным Иоанном Федоровым?? Москвы, в Богохранимом граде Острозе в лето от создания мира ?? от воплощения ж Гда Бга и Спаса нашего Iu Хс 1581 мсца августа?? дня». И потом в новом мести: «Изволением Отца, и споспеше Сына, и съвершением Стаго Дха. Повелением благочестивого Князя В?? Константиновича Острозского, воеводы киевского, Маршалка земли В?? ския, старосты Владимирского и проч. Напечатана бысть сия книга ?? библия еже ес ветхии и новыи завет. В бгоспасаемом граде его отчиз?? острозе, многогрешным, и недостойным рабом Иваном Федоровым с?? Москвитином в лето от создания миру 7088, а от воплощения Гда Спаса нашего Ic Хс 1580, мсца июля 12 днь». 7) Служебник 1655 года, в малую четверть листа, переплетен в кожу. В нем подробно объясняется порядок ежедневного служения иерею и диакону. Летопись настоятелей Как неизвестно положительно время основания Николаевской обители, так неизвестно и время управления монастырем первоначальных настоятелей. Из двух древних синодиков представляем один только их перечень по порядку: – игумены: Антоний, Феодосий, Галактион, Варлаам, Афанасий, Закхей, Афанасий, Иоаким, Савватий, Кирилл, Феодосий, Нифонт (архимандрит), Варсонофий убиенный, Корнилий, Киприан (архимандрит), Евфимий (архимандрит), Лаврентий (архимандрит), Марк (архимандрит), Макарий (архимандрит), Иона, Адриан, Варлаам и Сергий, всего 23 настоятеля. После них настоятельствовали: Игумены: Иов (строитель) – с 1616 – 1632 г. Феодосий – с 1632 – 1662 г. Иона – с 1662 – 1668 г. Феодорит – с 1668 – 1678 г. Лука (строитель) – с 1678 – 1686 г. Игнатий – с 1686 – 1689 г.; им произведены небольшие исправления каменной колокольни и церквей. Игнатий – с 1695 – 1696 г. Макарий – с 1696 – 1701 г.; при нем перенесен из Зеленецкого монастыря и освящен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Феодорит, св. Амвросий Медиоланский , св. Кирилл александрийский и др. б) Св. И. Дамаскин, хотя высказал в Октоихе мысль о трех древах креста, но в другом своем сочинении (Излож. догм. веры, кн. 4, гл. 12) говорит: «кланяемся образу честнаго и животворящаго креста, аще и из иныя вещи будет». В древние времена не одинаково думали о древах креста: по одним, он состоял из упомянутых древ, по другим – из кедра, кипариса, финика и маслины, а по Златоусту – из дуба (Б. Собор. Сл. на вел. понед., л. 495). Но «на том ли, на другом ли дереве пригвоздился Сын Божии, оно освятилось кровию Его, а не родом свято; и никто им не покланяется, но делают из них, что нужно, и бросают в огонь, и они сгорают, как прочие дерева» (Кормч. пергам. XIII в. Моск. Син. библ. 132, в Вып. Озер. 2, 310–311). Наконец, если бы даже была доказана справедливость мысли старообрядцев о древах креста Христова, то отсюда следовало бы только то, что нужно делать кресты из таких же дерев, а не то, что нужно почитать исключительно восьмиконечный крест. В случае невозможности отвергнуть почитание четвероконечного креста, старообрядцы начинают обвинять православную Церковь за изменение печати на просфорах. 372 Действительно, собор 1667 г. ввел в употребление печать с четырехконечным крестом и надписью ic. хс. ни. ка., вместо печати с восьмиконечным крестом, адамовою главою, копием и тростью в кругу, поверх которого шла надпись: «се агнец Божий вземляй грехи всего мира». 373 – Но, а) если четвероконечный крест есть истинный Христов крест, то обвинение в печатании им просфор не имеет никакого значения, тем более, что Церковь никогда не узаконяла печатать просфоры крестом восьмиконечным и ни в одном древлепечатном Служебнике ничего об этом не говорится. 374 Напротив, св. Златоуст говорит: «ежедневно изображаем мы на своем челе, как некоем столбе, знамение креста; он изображается на священной трапезе, при рукоположении священников, он во время таинственной вечери сияет на теле Христовом» (Бес. 54 на Мф.). Понятно, что на теле Христовом изображался такой же крест, как на челе и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

2. Евангелие, печатанное в 1791 году, на полуалександрийской бумаге. Оклад сребро-позлащенный, на верхней доске гладкий, а на нижней и корне чеканный. Воскресение Христово и еще восемь изображений: четырех евангелистов и других, – все осыпаны крупными и мелкими стразами, и разноцветными камнями. На нижней доске – чеканные изображения: Господа Саваофа. Божией Матери и св. проотцев: Моисея, Аарона, Мелхиседека, Давида, Иессея и других пророков. Весу в окладе, кроме финифтов и камней, 101/2 фунтов – Устроено это изящное евангелие в 1797 году, при настоятеле Вениамине, усердием Московского гражданина Андрея Иосифова. 3. Потир сребро-позлащенный, весьма изящной работы. Чаша с накладною серебряною сетью, устроенною в виде жемчуга; двенадцать изображений финифтовых, – все украшены стразами, и голубого и зеленого цвета камнями. Нижняя часть в виде креста, и на крестообразии слова: Ic. Хс. Ни. Ка – сделаны из стразов. Весу в потир 8 фунтов. При нем – дискос изящной работы, со священными изображениями, весу 2 фун. Прочий прибор: звездица, тарелочки и лжица одинаковой работы, весу в них 2 ф. 29 зол. 4. Дарохранительница сребро-позлащенная, трех ярусная с колоннами и карнизами. Работы очень изящной, со священными изображениями: в первом ярусе – Гроб Спасителя с предстоящими шестью литыми изображениями: Богоматери, Ангела и других. Над гробом – Дух Св. в виде Голубя. В средине второго яруса – штампованное изображение Воскресения Христова. Третий ярус с решетчатым куполом, на куполе чеканное, в сиянии, изображение Господа Саваофа. Внизу ковчега – надпись на четырех дощечках: «сей ковчег сделан в 1791 году, марта 1 дня; поминать за упокой рабов Божиих: Никифора, Татианы, Никифора, инокини Иринархи, Параскевы, Даниила, инокини Хионии, Василия, и сродн.» имена записаны в вечном синодике, и поминаются. Весу в ковчеге 18 фунтов. Вид его величественный. В ризнице особенно замечательны: 1. Плащаница превосходной работы, по малиновому бархату, шитая золотом и серебром по карте; на ней – положение во гроб Спасителя Иосифом и Никодимом с предстоящими: Богоматерью, Иоанном Богословом, Марии Магдалиною и двумя Ангелами по сторонам. Лики отличной живописи; одежды на святых изящно шиты золотом и по местам серебром; а края вынизаны разноцветным бисером; на Спасителе – золотом и унизана мелким жемчугом; на одежде Богоматери – три звездочки жемчужные. По краям плащаницы – золотая каемка и бахрома, с золотыми кистями на углах. Тропарь: благообразный Иосиф, вышит словами из серебряной фольги. Над плащаницею – стеклянный чехол и великолепный балдахин. Плащаница работана в 1792 году, послушницами, знаменитой по своим рукоделиям, Арзамасской Алексеевской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71. Медальон, найденный в Риме, Garrucci, 480, 5 72. Медальоны, найденные в Риме. Garrucci, 480,6, 435,7 73. Золотой браслет VI века в Британском Музее. Dalton, fig. 326 Несравненно более значения имеет изображение Божией Матери Оранты, с воздетыми руками, под большим мафорием и в нимбе, на золотом браслете VI века (рис. 73) в Британском Музее 56 . К VI или даже к концу V века может быть отнесен золотой крестик, найденный в Сицилии, как тельник вместе с другими подвесками на цепочке, в Кампобелло ди Маццара, так как весь характер орнаментации и резьбы чрезвычайно близко напоминает описанный нами клад Мерсины или Тарсоса. На этом крестике изображена Божия Матерь с поднятыми руками, в обычном византийском мафории, и изображение сопровождается вырезанной вглубь надписью ΗΑΓΙΑ ΜΑΡΙΑ . Замечательным свидетельством в пользу непосредственных связей в самой Византии между почитанием Божией Матери и деятельностью диаконий является, во-первых, печать (относимая издателем к VII–VIII векам и во всяком случае не позднее VIII века) монастыря Дексикрата в Константинополе 57 , содержавшего у себя приют для старцев (герокомин) и образовавшего, как видно из надписи, диаконию (ΔΙΑΚ(ονια) ΤωΝ ΔΕΞΙΚΡΑΤΥ). На лицевой стороне печати изображена по грудь Божия Матерь с Младенцем перед нею, по тому древнейшему типу, какой видим еще в катакомбах св. Агнии. Весьма важно поэтому сопоставить с печатью диаконии другую печать уже храма Божией Матери, по прозванию «диакониссы» 58 , которой была посвящена в Византии древняя церковь «дома Ареобинда», построенная Петром, братом императора Маврикия. По свидетельству историков, там был некогда дом готфа Ареобинда, неизвестно однако, которого: зятя ли императора Олибрия, или бывшего консулом и патрицием (449), или же женатого на племяннице Юстиниана, или префекта претория в 546 году. Печать, относящаяся к этому монастырю, IX–X ст. и дает то же изображение. Надпись: CФPAГ(IC) TIC NANAГ(IAC) E(ΟΤΟΚΟY) TIC ΔΙΑΚ(ονσσης) Τ(ου) ΡEΟΒΙΝΤ(ου) . 74. Образ Божией Матери «Оранты» на серебряном кресте епископа Аньелла в соборе Равенны

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010