Один из древнейших примеров аббревиатуры IC XC NIKA (рубеж VII и VIII вв.) известен на свинцовом моливдовуле апоипата Иоанна с 6-конечным Голгофским крестом (Искусство Византии в собр. СССР. 1977. 258). О раннем использовании этого девиза на штампах для евхаристического хлеба единого мнения нет. Г. Галаварис и Дж. Брекенридж допускали существование этой практики в VI-VII вв., когда надпись: IC XC NIKA - уже располагалась между рукавами равноконечного креста «сообразно установлениям Литургии свт. Иоанна Златоуста» ( Breckenridge. 1972. P. 4). Однако К. Уолтер отрицает литургические коннотации этого девиза в ранний период, считает их недоказуемыми и в качестве примера древнейшего датированного штампа для литургической просфоры (не евлогии) приводит экземпляр 1265-1266 гг. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае с надписью: IC XC MH YV ( Walter. 1997. P. 199-200). Традиция наносить на евхаристический штамп аббревиатуру IC XC NIKA оформилась позднее и сохраняется до наст. времени. В XV в., возможно, эту аббревиатуру подразумевал св. Симеон, еп. Солунский, когда говорил, что отпечаток штампа либо изображает крест, либо «олицетворяет» Самого Спасителя, имея в виду обращенный к Нему девиз. После 720 г. кольцевая легенда (IhSUS XRISTUS nICA) впервые заняла лицевую сторону новой визант. серебряной монеты - милиарисия, центр к-рой украсил Голгофский ступенчатый крест (Catalogue. 1973. Vol. 3. Pt. 1. P. 231). По всей вероятности, одним из побуждений к созданию такого монетного типа стал процесс христ. адаптации старинной легенды ранневизант. солидов - VICTORIA AVGUSTI (Победа Августа), также окружавшей Голгофский крест. Эта формула закрепилась в нумизматике, относящейся, как правило, к имп. иконографии и пропаганде, где в составе круговой легенды на милиарисиях использовалась до кон. Х в. Точное воспроизведение позднейшего евхаристического штампа с крестом и аббревиатурой IC XC NIKA по сторонам впервые появилось на анонимном фоллисе класса С (1034-1041) и литых медных тессерах того же периода (с обеих сторон), а также на фоллисах класса N с изображением 6-конечного креста, атрибутируемых начальным периодом правления Алексея I (1081-1092).

http://pravenc.ru/text/2565250.html

Возвращаясь к поставленному вопросу, нужно сказать, что большинство из сохранившихся изображений Троицы не имеет ни крестчатых нимбов, ни выделяющей надписи. Однако как в греческой, так и в русской иконографии, и до Рублева, и после него, средний Ангел, который всегда понимался как указание на вторую Ипостась, иногда, на более поздних изображениях, выделялся крестчатым нимбом с буквами O ON , надписью IC XC и свитком в руке вместо жезла . На иконе Андрея Рублева никакого выделения не было, как показывает ссылка на нее Стоглава. В эпоху борьбы с ересью жидовствующих, отрицавших Божество Христово и православное учение о Святой Троице, крестчатым нимбом иногда наделялись все три Ангела. Более того, встречаются иконы, хотя и редко, где не только над средним, но и над другими Ангелами помещается надпись IC XC. И то, и другое можно понять как желание подчеркнуть равночестность изображенных. Но и то, и другое является прямым искажением православного вероучения. Хотя выделение среднего Ангела имеет принципиальное основание, во многих святоотеческих толкованиях, в применении к данному изображению надписание IC XC неверно, так как имя Богочеловека применяется к образу, который не является Его прямым и конкретным изображением. «Когда Слово стало плотию, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин, — тогда Оно [...] и было названо Иисусом Христом» . Тогда Оно и страдало; поэтому неправильно сопровождать среднего Ангела Троицы крестчатым нимбом. Тем более неправильно присваивать надпись IC XC и крестчатый нимб другим изображенным. В таком случае атрибутами воплощения наделяются другие Лица Святой Троицы, Которым таким образом приписывается специфическая икономия второго Лица. Участие всех трех Лиц в деле искупления в силу единства воли Святой Троицы представляет одну из основных истин христианской веры, «но то же единство Божественной природы и воли Богочеловека с Отцом и Духом Святым исключает всякое перенесение страданий, приемлемых Им по человеческой природе и воле, на общую волю и естество Святой Троицы. Не Святая Троица состраждет Сыну и не единосущное Отцу и Духу Божество Сына терпит страдания и смерть; но Ипостась Сына терпит крестную муку по человечеству, приемля ее человеческой волей, которая одна во Христе отлична от единой Божественной воли, общей со Отцом и Духом» . Таким образом, всякое уточнение в виде надписания или крестчатого нимба представляет собою или просто несуразность: в первом случае три Христа; или же, во втором, — ересь, осужденную Церковью: «Иже Божеству страсть прилагающии, зауститеся вси чуждемудреннии» .

http://sedmitza.ru/lib/text/440359/

Первая из икон (уже, вероятно, позднего XV в.) находится в собрании Исторического музея в Москве , вторая (поствизантийская!) (конца XV – начала XVI в.) — в сакристии монастыря Влатадон в греческих Фессалониках, третья (XVII в.) — в Вологодском музее . Все три изображенных на первой иконе Ангела имеют крещатые нимбы с традиционным надписанием «ΟwN» (Сый, Сущий) — как формально выраженное подтверждение единосущия всех Лиц, и в то же время над Ангелами проставлены представляющие для нас особый интерес обозначения: над левым от зрителя — «СНЪ», над средним — «IC ХС» (!), над правым — «CTЫ ДХ»; при этом икона имеет и общее надписание: «СТАЯ TPOIЦA». Ясно, что Ангел, символизирующий Сына, изображен здесь дважды: но если в одном случае он являет собой собственно образ Ипостаси Сына (Ангел с надписью «СНЪ»), то в другом (центральный Ангел) — это есть тот же самый «ангельский» образ Сына (на что и указывает надпись «IC ХС»), но уже, однако, явно репрезентирующий собой образ Ипостаси Отца (!). Можно сказать, что, по сути, в подобных композициях предельно соблюден догматический такт: Лицо Отца в них «указуется, но не показуется», что является отражением глубинной апофатической установки истинно православного художества. И хотя, естественно, со строго догматической точки зрения, точные персонификации Лиц в изображении Троицы абсолютно излишни, в более «миметически»-конкретно мысливших широких кругах верующих, порой при этом и не слишком искушенных в иконографических тонкостях православного художества, Их именования оказывались вполне естественными и, как мы видим, существовали вполне открыто. На это указывает и поствизантийская икона монастыря Влатадон «Гостеприимство Авраамаа», где Лица Троицы сопровождаются соответствующими надписями с сокращенно переданными Их Именами в виде лигатур. При этом над каждым Ангелом были помещены и надписи: «IC XC» (у среднего Ангела сохранилась только первая часть надписи: «IC», а на месте второй части — утрата живописи вместе с грунтом). Две лигатуры читаются хорошо: над главой правого (от зрителя) Ангела написано «ΠΝ», т. е. «ΠΝΕΥΜΑ» — «Дух», а над главой среднего — «ΠΗΡ», т. е. «ΠΑΤΗΡ» — «Отец». Хотя надпись над левым Ангелом сохранилась фрагментарно, все же и здесь можно, пусть и с трудом, прочитать Имя «ΥΙΟΣ» — «Сын».

http://pravoslavie.ru/49214.html

хс, а над следущею – слова: ни ка (Iconographie chremienne, раг Didron. 1843, pag. 396). На кресте, находящемся на ящичке для мощей, принадлежавшем Теодолинде, жене Ломбардского короля († 625), изображен распятый Господь Иисус Христос, одетый в длинную одежду. Над головою Господа надпись: ic хс. (Marmigny. Diction. des anmign. снгет. pag. 191, Crucifix). Преподобный Сергий Радонежский дал крест в напутствие своему ученику Павлу Обнорскому, отправлявшемуся, около 1399 года, в дремучие леса северной России искать себе нового жилища для пустынножительства. На этом кресте вверху находится надпись: ic. хс. (Извест. Имп. Арх. Общ. 1861 г., т. 3, вып. 2, стр. 142). В складнях византийской работы на слоновой кости, приписываемых к XI-мy веку, на вершине креста написано: ic хр Ο ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΤΗΣ ΔΟΞΗΣ, т. е. Иисус Христос Царь славы (Христ. древн. Прохорова, 1864, 1). На медном литом кресте преподобн. Варлаама Хутынского, умершего в 1193 г., хранящемся в Хутынском монастыре, надпись такова: " Царь Славы Icь Хс. Нка.», а внизу под Голгофою: «лоб». (Извест. Имп. Археол. Общ.,т. 1, вып. 4, стр. 209, статья Архим. Макария). 131 Наши мнимые старообрядцы, не желая иметь изображение креста Господня с титлом, и в тоже время уважая только осми – или шестиконечный крест, противоречат сами себе. Они не желают титла, которое было на кресте Господа над головою Его, и в тоже время препираются за титло, за те два конца креста, которые, по их же словам, изображают дщицу с титлом. Впрочем, и между ними находятся такие, которые почитают крест с титлом. Так, когда поморяне стали отвергать титло, как латинскую ересь; Федосеевцы, споря с ними из за титла, принимали его, как согласное с Евангелием. (Полное историч. известие о древн. стригольн. и новых раскольниках Прот. А. Иоанова, Спб. изд. 4, 1831, стр. 156 и след. Сн. в Труд. Киевск. Д. Акад. 1866 г. июнь. О Семене Денисове, стр. 193). 132 В Апостоле, изданном в Москве 1564 года, приложено было и гравированное изображение св. Евангелиста Луки. Такое изображение было также в Апостоле, изданном в Львове в 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

д., т. е. четвероконечный, б) Собор 1667 года, изменяя печать на просфорах, указал и на причину этого. Именно: вокруг восьмиконечного креста на прежних печатях была надпись: «се агнец Божий», но не всякая просфора есть агнец, а только одна. 375 Под восьмиконечным крестом на старых печатях изображалась глава Адамова, по «такое изображение, как справедливо замечает м. Филарет, могло быть прилично разве только для одной просфоры, приносимой за усопших; но для просфоры, из которой вынимается агнец, очень неприлично. Весь агнец есть Христос: хлеб, называемый агнцем в Божественной литургии, весь всецело прелагается в тело Христово: к чему же тут глава Адамова, которая в тело Христово не прелагается? Агнец Христос есть жертва за всех нас: Адам же не есть жертва, но один из тех, за которых жертва Христова на кресте принесена и на алтаре приносится» (Бес. к глагол. старообр., стр. 45). В виду этого изображать на просфоре главу Адамову совсем не следует. Напротив, на ней должен быть изображен, по словам бл. Симеона Солунского , «крест или сам Спас» (кн. 1, гл. 87). Наконец, обращаясь к старопечатным Служебникам, мы видим, что, по смыслу наставления священнику о действии над агнцем, печать на просфорах должна быть с крестом четвероконечным и только со следующими надписями: ic. хр. ни. ка. В этом наставлении говорится, что из 4-х раздробленных частей агнца, крестообразно располагаемых на дискосе, слово ic. находилось на частице, полагаемой на вышней стране дискоса, слово хс. – на частице, полагаемой долу, слово ни. – на частице, полагаемой от святого потира, и слово ка. – на частице, полагаемой справа. Такого расположения надписей на частицах никак не может быть, если просфора, из которой взят агнец, будет печатана печатью с крестом восьмиконечным и находящимися при нем надписями; напротив, при такой печати, на верхней частице будут находиться слова ic. и ни., на нижней хс. и ка., а на правой и на левой – изображение разделенных главы адамовой, трости и копия с находящимися вокруг него надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Очень вероятно, что все эти монументы донатистского происхождения. Во всяком случае есть несомненные доказательства того, что формула B(onis) b(ene) была свойственна донатистам. Так она фигурирует в начале эпитафии одного мученика донатиста, из времени Августина (С. I. L. VIII, 10832; 20480). Далее на обломке камня из свода одной базилики в Henchir Bou-Said эта формула окруженная константиновской монограммой, непосредственно предшествует знакомому нам девизу донатистов: B(onis) b(ene). Deo laudes (неизданная надпись из Henchir Bou-Said). Употребление этой краткой формулы, очевидно, было для донатистов средством или способом подчеркнуть, что они только праведны пред Богом и потому имеют право на особенное божественное покровительство. Что же касается православных, то они не считали себя в праве именоваться «праведными», «святыми», «чистыми» (Aug. Ер. 185, 9, 38 etc.) и на высокомерные заявления раскольников отвечали признаниями человеческой слабости, греховности. Многие монументальные надписи являются как бы эхом слов Августина, противополагавшего, в своих сочинениях против раскола смирение православных заносчивости донатистов. Образец последней мы уже видели в надписи на фасаде одной базилики в Cedias, которая гласит, что вход во храм открыт только для «святых». 85 В пределах того же города найдена другая надпись, помещавшаяся у входа в церковь и, по-видимому, современная только что упомянутой. Вот этот любопытный документ in extenso: I(n) n(omine) Patri(s) Domini Dei, qui est Sermone, Donatus et Novigius fecerunt Cedienses peckatores (С. I. L. VIII, 2309; 17759). —137— Эта посвятительная надпись принадлежала, быть может, донатистам, возвратившимся в лоно церкви и пожелавшим доказать искренность их обращения открытым отрицанием прежних притязаний на святость и праведность. На обломке одной перекладины или же архитрава, который был открыт в развалинах Aïn Segar (к юго-западу от Тебессы) и находился над дверью часовни одного святого, читается надпись: (H)ic sedes sancti... (H)ic recisio caus(a)e [peccatorum]. Hie in Christo oreat... (С. I. L. VIII, 10701; 17617).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами МИЛОСТИВАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ (Елеуса) - Богородица с " тремя глазами " - чудотворная фреска монастыря Богородицы Живоносный Источник на о. Патмос. В монастыре Богородицы " Живоносный Источник " на о. Патмос есть удивительная фреска с изображением Богородицы с " тремя глазами " . В 1956 году фреска фактически исчезла со стены на несколько часов, а вместо неё было подобие белого тумана. Когда же фреска появилась вновь, но уже с тремя глазами, одна из монахинь услышала исходящий от неё голос, который поведал о будущей судьбе этого монастыря и христианской Церкви в конце времен. От святыни и сейчас исходит очень сильное благоухание. В монастыре жива ещё монахиня, которая была свидетельницей этого чуда. Она рассказывала, что через месяц после этого события в монастырь пришло письмо от девушки из Америки, которая написала, что в тот самый день и время, когда фреска исчезла со стены, к ней являлась Божия Матерь с Патмоса и исцелила её от смертельной болезни (по иным источникам, эта девушка сама приезжала в монастырь и рассказала об этом). Интересно, то хотя фреска и подписана Елеуса ( " Умиление " ), изображение явно относится к иконографическому типу " Одигитрия " . В Интернете распространены два вида фотографий этой фрески: 1) Богородица в красном одеянии, Христос – в синем, надпись МР ОУ толстая, надписи IC XC нет, само изображение выглядит ветхим. 2) Богородица и Христос в одеяниях одинакового красного цвета. Надпись МР ОУ тонкая, имеется надпись IC XC, изображение выглядит более новым. Если фреску подновляли, то непонятны столь серьезные различия, впрочем, других объяснений пока нет. Если Вы можете сообщить подробную историю этой фрески и объяснить ситуацию с различием изображений – свяжитесь с админом сайта http://pravicon.com/contact.html . Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами " .

http://pravicon.com/info-726

128 Буквы м л. р. б. означают собою слова: место лобное рай бысть. (См. рукоп. сборник Академической Казанской библиотеки 907. Правосл. Собес. 1862 г. апрель, стр. 357). Эти слова взяты из церковной песни: «Место лобное рай бысть; точию бо водрузися древо крестное, абие израсти грозд животный, в наше веселие, Тебе, Спасе» (Октоиха 5-го гласа середы и пятка – седален»). Такая надпись находится и на греческих крестах, выражаемая так греческими буквами, т к. п. г т. е. Τπος κρανου παρδεισος γγονε (Извест. Имп. Арх. Общ. Т. 1, вып. 6, 1859 г. стр. 372, ст. Деступиса). Крест греческий с монограммою т. к и г. видел Академик Боссе в Мцхете, в часовне князей Магалодзе (Rapporms sur un oyage archeologique dans la Georgie et dans l’Armenie, 2 liv., 2 rapp., p.106) и на кресте на образе Хахульском в Генатском монастыре (Ib. 3 liv., II гарр., pag. 19, 24). 129 Антиминс.со святыми мощами, Х-го века, величиною в 1 / 4 аршина в длину и ширину. По углам его, с исподней стороны пришиты четыре наугольника; а в верхней части его с той же стороны вшиты под холстиною части св. мощей. Посреди антиминса изображен чернилами крест осмиконечный на Голгофе, с тростию и копием. По сторонам креста надписи: ic хс, ць сла, ни ка, и еще у самых мощей: г (буквы Г следует принять за греческие буквы (АГ), означающие названия святыни мощей.). Вокруг антиминса, по краям его, уставная надпись, по верхней стороне: В лъ s.ц.м.u. сщиъ б олта, – на правой стороне: рь архиепо ирк мца ма, – на низшей стороне: ia на памя стго сщно, – на левой стороне: мчника патрекея. Из надписи этой не видно, к какой церкви и кем именно (имркъ) освящён антиминс; но по времени, указанному числовыми буквами, он относится к 1440 году, когда Новгородским Архиепископом был Евфимий II-й святый (Изв. Имп. Акад. наук т. VI, вып. 1, стр. 89). Антиминс XVI-ro века, с св. мощами и четырьмя наугольниками с лицевой стороны, по величине и устройству подобен второму и третьему антиминсам. Среди антиминса изображён чернилами крест осмиконечный на Голгофе, без трости и копия. Вокруг креста написаны обычные слова: црь сла, iC хс, ни ка. Вверху антиминса по сторонам св. мощей и креста надпись полууставом: ОСТИСЯ ОЛТАРЬ ГА БА И СПСА ИШГО ХА В ХРАМЕ СТГО НИКОЛЫ ЧЮТВ0РЦА. ПРИ ДРЕЖАВЕ БЛГОВЕРНА Г И ХРТОЛЮБИВАГО ЦРЯ И ГДРЯ ВЕЛИКОГО КНЗЯ ИВАНА ВАСИЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ И ПРИ ЕГО ДЕТЕХ ЦАРЕВИЧЕЙ И ФЕОДОРЕ И ПРИ ПАСТВЕ АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА И ПСКОВА ОСВЯЩЕН ХРАМ СИИ ЛЕТА,/ЗПИ ИЮНЯ ГОДА ВЪ день. Антиминс сей, как видно из надписи, освящён для Никольской церкви в 1580 году Архиепископом Александром, который с 1577 до 1588 года был Архиепископом, а потом до 1591 года первым Митрополитом Новгородским. (Там же стр. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4. Лета 7120 (1612) году священ храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иса Ха Великого Московского царства при боярех и при Архиепископе Феодорите на память святого Апостола Филипиа ноября 14-йдень. (Крепок и явствен, без креста, с мощами). (Дело архиваСв. Синода 1841, 693). В Записках Археологического общества, в статье Пискарева: « Собрание надписей с пямятников Рязанской старины», по изложении надписей упомянутых антиминсов, сказано, вероятно, по недосмотру, что " все означенные антиминсы писаны на толстом холсте, с изображением только креста (т. X, стр. 309, 310). 127 Антиминс Х-го века, величиною в 1 / 4 аршина в длину и ширину, без св. мощей. На углах антиминса пришиты с лицевой стороны четыре наугольника, а посреди его изображен чернилами крест четвероконечный. Около креста начертаны трость и копие и обычныя слова и: ic хс ни ка. По краям антиминса надпись уставом в две и три строки. На верхней стороне: В лт г. тысячное, на другой строке той же стороны: Ц. ε. в освщна быст, потом на правой стороне: рквь сия стго никола, далее на нижней стороне: пршим архиепником ; на другой строке той же стороны: великого новогор влкою; на левой стороне: еоуфимием; на верхней стороне в третьей строке: мца иля ке на память, на правой стороне во второй строке: оусплени, на нижней стороне третьей строке: е стыя анны мтрб, на левой стороне во второй строке: стыя бцы. Из надписи видно, что антиминс этот освещен св. Евфимием Вяжицким (1429–1458) для Николаевского храма и престола, в котором найден. (Извест. Имп. Акад. Наук т. VI, вып. 1, стр. 90). Антиминс XVI-ro века, на суровой холстине, с святыми мощами на верхней стороне и с бывшими наугольниками с исподней стороны. Среди антиминса неясно изображен чернилами осмиконечный крест с обычною надписью по сторонам: ic хс ни ка. Вверху и по сторонам креста неясная полууставная надпись, которую можно прочесть в некотором отдалении от глаз, положивши антиминс на бумаге или на деке. Неясно начертанная надпись сия читается так: освятися олтарь га ба и спаса ншго съ хрта в цркви сты х аплъ а свщенна бысть цркъ сия при блговерном великом кнзи иванэ василеви всея руси и при архиепископе феодосии новгородском в ле :/:знг на память стго влкомчнка димитрия селунского октября ks. Из надписи этой видно, что антиминс освящен был в 1544 году архиепископом Феодосием (1542 – 1551), и подписан в той самой церкви, в которой найден. (Там же стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Никифор восхитил императорское достоинство 30 октября 802 года, а умер 25 июня 811 года. На изображениях двух сохранившихся от него монет кресты — вида четвероконечного. Михаил Рангаби провозглашен императором в октябре 811 года; 22 июня 813 года он удалился в монастырь и постригся в монахи. На его державе, которую держит в руке представленное на монете изображение его, крест четвероконечный. Михаил Бальба сделался императором по убиении императора Льва Армянина, в 813 году, и умер в октябре 829 года. На диадемах и под буквою М, встречающейся несколько раз на монетах, сохранившихся от этого императора, — кресты четвероконечные. На одной державе встречается и шестиконечный крест; в руках также видны на трех кружках кресты шестиконечные опять по той же причине, как и на монетах Льва Исаврянина. Василий Македонянин провозглашен императором и коронован 26 мая 866 года, умер 1 марта 886 года. На снимках с его монет — кресты все четвероконечные. На одной из них, например, представлен император Василий с окладистой бородою, в шапочке с крестом; в правой руке он держит книгу, а в левой — державу с крестом; кругом монеты надпись: DN Basilius PF PERPETUUS. Длинные четвероконечные кресты видны в руках у двух императоров; виден здесь в трех монетах и шестиконечный, или двойной, крест; на одной из них держат двойной крест Константин Порфирородный и мать его императрица Зоя; это на одной стороне монеты, а на другой — надпись, перед которою стоит четвероконечный крестик. Об изображениях креста на монетах императора Иоанна Цимисхия Иоанн Цимисхий вступил на престол в 969 году, а умер 4 декабря 975 года. На 7-й фигуре, изображающей одну сторону монеты этого императора, представлен шестиконечный крест такого вида: На 10-й фигуре, на одной стороне монеты, представлен четвероконечный крест с надписью: IC ХС HIKA; на другой стороне той же монеты — Иисус Христос в венце, в котором виден четвероконечный крест; кругом надпись: EMMANOYHL. 16-я фигура представляет также изображение четвероконечного креста с надписью: IC ХС NIKA.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010